Научная статья на тему 'Конструирование неформальных отношений в административной среде'

Конструирование неформальных отношений в административной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ СРЕДА / DESIGN OF INFORMAL RELATIONS / INFORMAL RELATIONS / ADMINISTRATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карартинян З. О.

Неформальные отношения всегда выступали объектом изучения нескольких областей научного знания. Существует мнение, что неформальные отношения должны быть «выделены в самостоятельную область междисциплинарного научного знания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF INFORMAL RELATIONS IN THE ADMINISTRATIVE ENVIRONMENT

Informal relations have always advocated the object of study of several areas of scientific knowledge. It is believed that the informal relations should be "highlighted in an independent area of interdisciplinary scientific knowledge."

Текст научной работы на тему «Конструирование неформальных отношений в административной среде»

КОНСТРУИРОВАНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ СРЕДЕ

DESIGN OF INFORMAL RELATIONS IN THE ADMINISTRATIVE

ENVIRONMENT

Карартинян З.О., соискатель кафедры социологии ЮРИУ РАН-ХиГС, г. Ростов-на-Дону

Karartinyan ZO, Postgraduate student of the Sociology Department of South Russian Institute of management of RANEPA, Rostov-on-Don

Неформальные отношения всегда выступали объектом изучения нескольких областей научного знания. Существует мнение, что неформальные отношения должны быть «выделены в самостоятельную область междисциплинарного научного знания».

Ключевые слова: конструирование неформальных отношений,

неформальные отношения, административная среда.

Informal relations have always advocated the object of study of several areas of scientific knowledge. It is believed that the informal relations should be "highlighted in an independent area of interdisciplinary scientific knowledge."

Keywords: design of informal relations, informal relations, administrative environment.

В настоящее время "разорванность" исследований неформальных отношений, "растаскиваемость" их по различным отраслям науки, стремление каждой из них выявить как можно больше конкретных проявлений, не вписывается в общую систему наук из-за междисциплинарного характера этих проявлений, не позволяющих обобщить, классифицировать и четко сформу-

лировать ни само явление неформальных отношений, ни задачу по его преодолению с выделением приоритетов, этапов, и форм". Как правило, исследование неформальных отношений наиболее часто пересекалось с изучением неформальных групп.

Граница между понятиями "неформальные группы" и "неформальные отношения" в научной литературе довольна размыта. В литературе не только по социологии управления, социальной психологии, но и менеджменту или организационному поведению чаще встречается определение термина "неформальные группы", чем "неформальные отношения". Это связано с тем, что ряд авторов прочно связывают неформальные отношения с неформальными группами и не рассматривают их отдельно.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и неформальные группы, особенно, когда неформальные группы возникают в рамках формальных или неформальные группы могут являться составной частью формальной рабочей группы. Тогда различие между ними становится относительным. Поэтому в научный обиход были введены понятия формальные и неформальные структуры, группы (или структура формальных и неформальных отношений), и, таким образом, различать стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Социально-психологический подход к изучению неформальных отношений в организации определяет их как "межличностные отношения, возникающие между работниками организации, основанные на авторитете, уважении, симпатиях, общности взглядов и интересов, которые не закреплены в организационных документах (должностных инструкциях, положениях, правилах поведения и т.п. )" [1]; они отражают "личные особенности работников и отношения между реальными людьми" [2], поскольку организация — это не только функциональная система, но еще и социально-психологическая структура.

Так, например, по мнению С.С. Фролова, различие структуры формальных и неформальных отношений заключается в следующем: формальная структура включает социальные позиции и взаимосвязи между ними, которые четко специализированы и определены, независимо от личных характеристик членов организации; неформальная структура состоит из совокупных позиций и взаимосвязей, формирующихся на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия" [3].

Подход к пониманию неформальных отношений через межличностные связи наиболее распространен и закрепил основное определение данного термина, которое укоренилось во многих отраслях науки, изучающих данное явление, в том числе и в мировой социологии: "informal relations" - отношения в группах, сформировавшиеся на основе личных симпатий, особых восприятий идентичностей"[4].

Однако сведение анализа неформальных отношений только к констатации факта наличия между работниками организации межличностных связей и личностных, окрашенных отношений является односторонним подходом. Введение ракурса анализа неформальных отношений как социального ресурса организации позволяет увидеть не только социально-психологическую природу этого явления, но и социальный контекст его существования и применения.

Неформальные отношения в организации формируются не только на эмоциональной основе личностных пристрастий, симпатий-антипатий индивидов друг к другу, а также на основе общности целей, интересов и потребностей членов организации, которые проявляются в отношениях взаимопомощи, обмена знаниями, навыками и информацией между сотрудниками" [5]. Причины социального характера, обуславливающие постоянное неофициальное взаимодействие членов организации, обеспечивают ее целостность.

Поэтому, социологический подход к изучению неформальных отношений предлагает видеть в них не только процесс установления и развития

человеческих контактов, но также один из способов объединения сотрудников, и рассматривать неформальные отношения как один из факторов, который обеспечивает стабильность, функционирование и развитие организации.

Неформальные отношения обеспечивают социализацию индивида с организацией, ее культурными нормами. Они поддерживают подсистему идентичности и латентности (поддержания образцов) — одну из четырех подсистем организации, обеспечивающих ее выживание, согласно Т. Парсонсу.

Через неформальные отношения происходит идеологическая интеграция индивида, т.е. интеграция в систему идеологических норм, составляющую неотъемлемый атрибут социального порядка в конкретной социальной группе; интеграция индивида в систему социальных ролей, которые выражают функциональные требования в данной организации; интеграция в систему культурных норм, узаконенных в ходе их применения в процессе организационной деятельности. Именно эта подсистема цементирует лояльность членов организации по отношению к организационным нормам и требованиям " [6].

Таким образом, значимость неформальных отношений организации заключается в их способности к саморегуляции организационных процессов и взаимоотношений в коллективе с целью повышения эффективности организационного взаимодействия. Поэтому, целенаправленное управление неформальными отношениями позволяет использовать их для позитивного влияния на организационные процессы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Управление организацией: Энциклопедический словарь. - М.:

Издательский Дом ИНФРА-М, 2001. С.822.

2. Бражник Г.В., Демидов Н.М. Социология организаций: Лекция. - М.: Моск. ун-т потреб, кооперации, 2003.

3. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1997. - С.225.

4. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. Под. Ред. Кравченко А. С. - М.: Руссо, 2002. С. 251.

5. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2000. С. 210.

6. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.