Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ'

ВЛИЯНИЕ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / деловая среда / диаспора / стереотипы / политика импортозамещения. / sanctions / business environment / diaspora / stereotypes / import substitution

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петросянц Даниэл Викторович

Рассматриваются факторы продвижения на зарубежные рынки российских компаний. В условиях обострения внешнеэкономической ситуации для России с 24 февраля 2022 года, как никогда важно найти пути взаимодействия и поддержания международного сотрудничества для отечественных компаний самого широкого спектра бизнес-направленности. Своей задачей автор видит выявление стран и направлений бизнеса, способных дать возможность находить серьезные бреши в санкционной блокаде России, используя как наработанные бизнес-связи, так и находить новые деловые контакты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF NON-ECONOMIC FACTORS ON THE PROMOTION OF RUSSIAN COMPANIES TO FOREIGN MARKETS

The article discusses the factors of perception and promotion of Russian companies to the foreign markets. In conditions of exacerbation of the foreign economic situation for Russia from February 24, 2022, it has never been important to find ways to interact and maintain international cooperation for domestic companies of the widest range of business orientation. By his task, the author see the identification of countries and business areas capable of enabled serious bars in the sanction blockade of Russia, using both business communications and find new business contacts.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ»

УДК 32.019.5 001: 10.24412/2071-6141-2022-2-17-27

ВЛИЯНИЕ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ

Д.В. Петросянц

Рассматриваются факторы продвижения на зарубежные рынки российских компаний. В условиях обострения внешнеэкономической ситуации для России с 24 февраля 2022 года, как никогда важно найти пути взаимодействия и поддержания международного сотрудничества для отечественных компаний самого широкого спектра бизнес-направленности. Своей задачей автор видит выявление стран и направлений бизнеса, способных дать возможность находить серьезные бреши в санкционной блокаде России, используя как наработанные бизнес-связи, так и находить новые деловые контакты.

Ключевые слова: санкции, деловая среда, диаспора, стереотипы, политика им-портозамещения.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

События февраля-марта 2022 года связанные с проводимой Россией спецоперацией на Украине до предела обострили и усложнили выход российского бизнеса на зарубежные рынки. Но не будем оригинальны, и признаем, что, закрывшись, одни возможности дают повод искать альтернативные пути к открытию новых рынков, к налаживанию деловых связей.

Качество деловой среды (КДС), помимо чисто экономической составляющей - это сложная система различных факторов, как в экономической сфере, так и за ее пределами, в первую очередь в политической плоскости. Эти факторы сложно определить количественно, в связи с этим, можно предположить, что результаты в определенной степени зависят от исследовательской установки. В этом контексте более уместно выявлять тенденции, а не выстраивать жестко фиксированную эконометрическую модель.

КДС определяется не только экономическими, но также политическими, институциональными, правовыми, поведенческими, культурными и другими факторами, которые формируют восприятие и возможности к бизнес-сотрудничеству. Таким образом, задача исследователя - понять механизмы формирования неэкономических факторов, стратифицировать их по значимости, с тем, чтобы наиболее эффективно организовывать мероприятия по их корректировке и управлению. Одна из задач, над решением которых работает «Деловая Россия» совместно с другими общественными организациями, - упрощение и увеличение экспорта. Летом 2020 года в рамках Недель российского бизнеса под эгидой Координационного совета «Деловой России» по поддержке экспорта прошла большая конференция, посвященная проблемам, с которыми сталкиваются отечественные экспор-

теры. Председатель «Деловой России» Алексей Репик тогда заявил, что «все громоздкие неэффективные решения должны подлежать «экспортной гильотине».

В 2020 году самыми популярными для характеристики происходящих событий и наблюдаемых тенденций в мировой повестке стали термины «переформатирование», «обнуление», «регионализация», «кризис», «новая нормальность». Именно эти тенденции как никогда подходят и для пересмотра и прорыва в отношении к присутствию российского бизнеса за рубежом. Но открытые возможности совсем не означают и автоматически эффективное их использование. Еще одно обстоятельство, которое приходится констатировать, работает не в нашу пользу, - это так называемая «рукопожатность российского бизнеса». На фоне политических скандалов к российскому бизнесу в Евросоюзе сейчас относятся настороженно, к тому же европейские банки и корпорации, опасаясь американских санкций, часто отказывают в сотрудничестве российскому бизнесу. Несмотря на политическую напряженность между Россией и странами ЕС, российские компании активно ведут деятельность по продвижению собственных интересов в органах государственной власти стран и в наднациональных институтах ЕС [1, 2].

Помимо агрегированных взаимоотношений российского бизнеса в зарубежных государствах, следует оценивать влияние неэкономических факторов на продвижение бизнеса конкретной российской компании в конкретной стране, в конкретной политической и экономической ситуации.

Каковы же основные направления российского бизнес-лоббизма? Во-первых, бизнес-разведка. Здесь имеется в виду проведение мониторинга, сбора и обработки информации об уже существующих, а также готовящихся законодательных процессах. Данный инструмент необходим для прогнозирования рисков и разработки перспектив для интересов компании.

Во-вторых, антидемпинговый лоббизм. В данном случае речь идет о разрешении проблем, связанных со сложностью европейского законодательства, а также со снижением антидемпинговых барьеров. Одними из наиболее проблемных областей для российских компаний в этой сфере являются нормы контроля за качеством и таможенные процедуры ЕС.

Государство, обладающее высоким моральным авторитетом и безупречной репутацией (элементы так называемой «мягкой силы»), способно намного эффективнее и с наименьшими затратами достигать требуемого результата в своей внешнеполитической деятельности, чем государство, опирающееся исключительно на парадигму жёсткой силы, т.е. военно-силовые и санкционные рычаги воздействия. Классическим примером последнего является начатая США без соответствующей резолюции Совета безопасности ООН война в Ираке. Действуя без поддержки со стороны ведущих европейских партнёров, администрация президента Буша спровоцировала кризис евро-атлантических отношений, что привело к болезнен-

ному для Соединённых Штатов повышению стоимости как самой военной операции, так и последующих шагов по нормализации ситуации.

Еще один существенный фактор - блокирование государств и выработка стратегий исходя из общих коллективных интересов. Огромные доходы от торговли нефтью в развитые страны мира - Западную Европу, Японию и в США - дают арабскому миру возможность успешно решать многие трудные социально-экономические и политические проблемы. В ряде этих стран возникла современная нефтеперерабатывающая промышленность. Однако до сих пор арабские страны не смогли перейти в индустриальную фазу развития, используя свои накопленные нефтяные доходы, хотя и произошло определенное сокращение технологического отставания от развитых экономических центров мира. Постколониальная зависимость от бывших европейских метрополий до сих оказывает сильное влияние на поступательное развитие молодых арабских национальных государств. В наши дни арабские страны стоят перед решением сложной задачи - обретение собственной промышленной и научно-технологической базы, которая модернизирует экономику региона и избавит арабские страны от сырьевой специализации на мировом рынке.

Таким образом, неэкономические факторы можно разделить на четыре группы факторов по характеру их формирования:

- политические факторы;

- имиджевые факторы;

-корпоративная ответственность и информационно-коммуникационная открытость;

- культурно-психологические факторы.

Политические факторы. Выходя на рынок другой страны, компания должна оценить ее политическую стабильность. Политическая нестабильность может сделать международную торговлю практически невозможной. Смена правительства может изменить отношение к иностранным компаниям в стране. Решение об инвестировании в другую страну должно быть подкреплено серьезным анализом политической ситуации и рисков. Страны, имеющие стабильные политические системы, характеризуются меньшими политическими рисками. Правительства стран могут пытаться обезопасить национального производителя от иностранных конкурентов, создавая определенные барьеры в международной торговле.

Вторая группа факторов, которую принято называть имиджевой, складывается из репутации компании, устоявшегося и раскрученного бренда. Имидж тяжело зарабатывается, легко теряется, очень трудно восстанавливается.

Что касается третьей группы факторов - корпоративная ответственность и информационно-коммуникационная открытость, то их можно оценить по следующим направлениям:

- философия бизнеса;

- невовлеченность в коррупционные схемы, скандалы, имидж компании;

- корпоративная социальная ответственность (КСО) - рейтинги экологической и социальной ответственности бизнеса (например, Kinder, Lydenberg, Domini Research & Analytics (KLD) );

- предоставление точных, своевременных и информативных данных о компании. Оповещение о компании через сайт (на разных языках), СМИ (российские и зарубежные), рекламу (в том числе на целевые аудитории);

- соответствие международной системе бухгалтерского учета;

Культурно-психологические факторы (четвертая группа) подразделяются на следующие:

- культурные факторы;

- институциональные факторы;

- ценностные факторы;

- факторы сильной пророссийской диаспоры;

- стереотипы и мифы о России и россиянах в общественном сознании граждан зарубежных государств;

- языковые препятствия.

Четвертая группа факторов, культурные - сложный набор разнообразных элементов идентификации и/или самоидентификации социума. Распространение позитивной информации о России через зарубежные СМИ, организации поездок по России для иностранных бизнесменов, посещения выставок и форумов за границей, все это способно изменить устоявшиеся стереотипы нежелания части западного бизнеса работать с российскими компаниями. Ситуация могла бы измениться, если бы со стороны государственных структур шла более активная работа по поддержанию имиджа России и сглаживанию негативного информационного фона. Компания должна учитывать культурные различия при выходе на международные рынки. Культурные факторы являются самыми важными в международном маркетинге, хотя их сложно определить и измерить. Культурные различия нигде не прописаны, в отличие от законов, но их игнорирование может привести к серьезным неудачам. Национальная культура и религия во многом определяют предпочтения и образцы потребления местного населения. Поэтому знание местных предпочтений очень важно для успешного продвижения товара на международном рынке и может потребовать адаптации маркетинговой стратегии.

Критические технологии и национальная безопасность. В последнее время все чаще в научной среде задаются вопросами, с какой целью, и самое главное, с какой эффективностью, работают научно-исследовательские коллаборации ученых? Понятное дело, что в MegaScience-проектах просто необходимо объединить усилия и перераспределить исследовательские задачи среди группы ученых. Но есть и иной вопрос, насколько ученые разных стран могут быть открытыми и доверять свои интеллектуальные наработки своим зарубежным коллегам, какие полученные знания являются общим достоянием, а какие следует засекретить?

18 мая 2021 г. Еврокомиссия представила план международного научно-технологического сотрудничества. В документе детализированы правила взаимодействия с зарубежными странами в области исследований и инноваций. Уходит безвозвратно этика «открытости миру», которой придерживался бывший европейский комиссар по исследованиям и инновациям Carlos Moedas, и ей на смену приходит концепция «открытости для большей части мира».

Также в документе говорится, что «глобальный баланс политической, экономической и культурной власти заметно изменился за последнее десятилетие, отношения между странами быстро меняются из-за растущего влияния стран с экономической и политической системой, основанной на ценностях, сильно отличающихся от европейских, что ставит под сомнение сложившиеся паритеты и догмы о выгодах некоторых научных коллаборационных проектов для ЕС. Сотрудничество отныне будет «выборочным и целевым» - там, где оно оправдано в каждом конкретном случае, при обеспечении взаимности и уважения фундаментальных ценностей. По сути это декларация обособления Европейских современных научных исследований, от стран глобально конкурирующих с ними [3].

Фактор сильной пророссийской диаспоры может как оказывать положительные, так и отрицательные воздействия на ведение бизнеса.

Что касается институциональных факторов, то их значение трудно переоценить. На протяжении вот уже почти трех десятков лет в современной России формируется новая институциональная среда, свойственная капиталистической экономике. Тем не менее, целый ряд структур рыночной экономики продолжает проходить сложные процессы трансформации, приспособления и адаптации под реальные условия хозяйствования нашей страны. В целом ряде статей члена-корреспондента В.М. Полтеровича прослеживается мысль, что только постепенное совершенствование институтов рынка по мере улучшения гражданской культуры и уровня благосостояния возможно в современных условиях для нашей страны [4]. Для стран догоняющего развития, к которым относится и современная Россия, выявлены идентичные цели, а также технологические, институциональные и культурные ограничения. В свою очередь в этих странах формировались институты догоняющего развития, которые «способствовали формированию отношений сотрудничества между властью, бизнесом и обществом. Они смягчали действовавшие ограничения и сами постепенно модифицировались, обеспечивая переход к современным демократиям с эффективной рыночной экономикой».

На протяжении многих лет профессор М.Г. Завельский изучал и формализовывал в своих трудах институциональные изменения в экономике и процессы, порождающие конфликты и рассинхронизацию взаимоотношений различных субъектов хозяйственной жизни. В частности, он утверждает, что «конфликт побуждает вовлеченных в него людей своевольно изменять соответствующие институты, «притирая» их друг к другу. Такой процесс проходит ряд стадий, пока на каждой из них, словно при

мутации гена, не выработается все «топливо». Только тогда институт обретает новое устойчивое качество» [5].

Ценностный фактор характерен для любого общества. Накладываясь на генофонд, действующие нормы поведения в сочетании с природной средой хозяйства формируют его психообщественную инфраструктуру закрепленные в традициях населения страны такие нравственные устои и деловые навыки, такое понимание им реальности, которые, вместе взятые, проявляются в характерных для большинства обитателей данной территории хозяйственных склонностях, предприимчивости, качестве, дисциплине и интенсивности труда, умении порождать, воспринимать, осваивать новинки и приспосабливаться к ним. Этика, являясь частью культуры, также может быть причиной проблем для международных маркетологов. То, что является допустимым в одних странах, недопустимо в других. К примеру, использование детского труда в некоторых странах разрешено. То, что считается взяткой в европейской бизнес-культуре, может быть нормальной практикой для восточных стран. Могут потребоваться отчисления правительству или официальным лицам, чтобы подключиться к электричеству или застраховаться. В мусульманских странах женщины должны всегда быть одеты определенным образом, в то время как мужчины могут одеваться, как им хочется. Особое внимание необходимо уделять практике ведения бизнеса в других странах. Знание принятых в стране правил поможет быстрее заключить сделки с иностранными партнерами.

Попробуем проанализировать, где в неблагоприятных санкционных условиях российский бизнес может за рубежом найти себе применение. Итак, это в первую очередь страны бывшего ОДКБ, а также близкие территориально Китай, Индия, Иран, Турция, Монголия. В перспективе, можно рассматривать даже европейских партнеров по бизнесу, но в современных условиях, даже близкие исторической ментальностью славянские народы, могут быть представлены, разве что Сербией, да и то с большими оговорками. Отдельный вопрос, в какой валюте будут осуществляться взаиморасчеты. Очевидно, что, по возможности, необходимо минимизировать использование долларов и евро.

Даже до событий февраля 2022 года, в ряде стран постсоветского пространства и Восточной Европы наблюдалось вполне явное антироссийское противодействие, декларируемое в местных СМИ и научных исследованиях, в том числе выходцами из Восточной Европы работающими в США и других странах Запада, а сегодня, это противодействие уже доходит до степени истерии.

Так, например, даже в Республике Сербской, исторически самого ментально-близкого европейского не постсоветского государства-партнера, наблюдается крен, особенно в молодом поколении, к европейским и американским ценностям. Влияние «русского мира» по мнению исследователей в стране снижается, и как современные события будут восприняты в стране, насколько верно интерпретированы, покажет только время.

Анализируя же недавнее прошлое, находим в основном тревожные для нас сигналы. Данные опроса Министерства просвещения Сербии среди сербских школьников, проведенного в 2019 г., фиксируют тотальное превосходство среди изучаемых языков помимо родного, - английского (свыше 715 тыс. респондентов), тогда как русский язык интересен 68 тыс. учащихся, и это четвертое место списка, большое число молодых сербов предпочитают русскому языку помимо английского, еще немецкий и французский (см. рис. 1) [6].

ШРОРииШШ Ш1С1 и БКОЬАМА БГШЕ

Оуюуо \ 4ге<1п]04ко1с1 иаскюпа1по гцме исе епд1е$1и /елк

ЕИС1Е$К1 715.816 е

ЫЕМАСК1 165.986

РИАМСиБК! 99.562

ШК1 68.042

1ТАША№К1 16.159

$П№П 5.909

КШК1 101

ММЮО 61

■НВ

Рис. 1. Самые популярные языки в сербских школах

(Источник: Министерство просвещения и культуры Республики Сербской)

В 2016 г. Центр евроатлантических исследований в г. Белграде провел исследование по культурной ориентации населения Сербии, задавая вопросы молодым людям от 18 до35 лет, такие например как: из каких стран у них предпочтительные (любимые) представители культуры, спорта, шоу-бизнеса? [7] (рис. 2) Понятное дело, что на молодых людей не производит впечатление российский автопром, но и теряется контакт культурной близости в кинематографе, спорте, публицистике на фоне представителей США и ЕС. Предпочтительные марки автомобилей европейские (84 %), кинофильмы американские (60 %).

Рис. 2. «Из какой страны ваш любимый иностранец?» (опрос среди сербов в возрасте от 18 до 35 лет), 2016 г.

Источник: Центр евроатлантических исследований (CEAS, Белград)

По мнению Эрнста А. Рида из Университетского колледжа Лондона, написавшего статью «Третий Рим или Потемкинская деревня: анализ степени влияния России в Сербии, 2012-2019 гг.» в последнее время много говорится о распространении российской мягкой силы в Балканском регионе, особенно в Сербии [8]. Однако выводы его неоднозначны, как и другого исследователя Демитара Бечева представляющего «Центр славянских, евразийских и восточноевропейских исследований» Университета Северной Каролины, что российская политика в регионе основана на прагматизме и оппортунизме, а не исторической лояльности [9].

Между тем, Россия и Сербия в 2013 г. подписали декларацию «О стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией». Настоящей Декларацией провозглашается установление между сторонами отношений стратегического партнерства, которые охватывают все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, культуру, науку, технику и образование [10]. И будем с оптимизмом рассчитывать и дальше на позитивный опыт взаимодействия РФ с дружественной славянской Сербией, однако следует понимать, влияние ЕС и США в этой стране также значительны.

Кроме положительного влияния «мягкой силы» России в различных странах, также можно отметить и тенденции к постоянной антироссийской пропаганде. Так, например, литовская журналистка Моника Гарбачяускай-те-Будрене в статье «Как формируется российское коллективное сознание» цитирует Питера Померанцева: «контролируемые Кремлем телеканалы ставят перед собой не журналистские, а совершенно другие задачи - это создание какого-то вымышленного образа России, его поддержка и контроль. Действуют так: развлечения плюс подрыв критического мышления. Страх, стремление разбередить старые раны, и, наконец, когда люди эмоционально подготовлены, им посылают определенную весть: Путин приведет все в порядок». Далее она развивает высказанную мысль, «это даже не политика, а мистификация и теории заговора на самые разные темы. В конце концов, теория заговора ставит крест на нормальных дискуссиях. И это происходит уже десять лет. Эта тенденция особенно стала проявляться после экономического кризиса 2008 года: старались вовлечь в теорию заговора людей, тем самым отвлечь их внимание от настоящей информации, политики» [11]. И подобный этой статье контент очень распространен в странах Балтии и ряде стран Восточной Европы.

С Турцией, у России непростые рабочие деловые взаимоотношения. Конфликты в Сирии, Карабахе, сложные отношения в отношении к Крыму и многое другое, и в то же время закупка у России систем ПВО С-400, переводит взаимодействие российского и турецкого бизнеса в зону неопределенности даже на ближайшие обозримые горизонты, не говоря уже о длительных партнерских отношениях.

У Турции по-прежнему есть место для маневра, в том смысле, что ни США, ни ЕС не хотят слишком сильно давить на Турцию, и, потеряв взаи-

мосвязи, направлять ее в сторону оси Россия-Китай. «Новый способ работы между Турцией и западными державами, скорее всего, будет транзак-ционным и инструментальным, без какого-либо серьезного давления в пользу изменений во внутренней политике Турции» [12].

Однако в целом российский бизнес не испытывает сложностей при взаимовыгодных начинаниях и в реализации совместных проектов. В то же время Турция и сама не прочь применять возможности «мягкой силы», например, на Балканском полуострове, в пантюркском пространстве, включая Центральную Азию. Так, идеолог современного неоосманизма А. Давутоглу стремился сделать Турцию для Балкан не просто посредником и донором, а «старшим братом и культурным магнитом». Еще в 2009 году он, выступая на конференции в Сараево, пообещал «восстановить османские Балканы». А. Давутоглу подчеркивал, что в то время, как для дипломатов из другой части мира боснийский вопрос является «техническим», для Турции это «вопрос жизни и смерти» [13].

Материал для статьи собирался примерно за полгода до событий марта 2022 года, когда сложности российского бизнеса и санкционный режим, усиливающийся с 2014 года, не достигли нынешних масштабов санк-ционного давления со стороны ЕС и США. В мировом масштабе будет происходить переориентация на новых поставщиков сырья, но это не делается быстро и безболезненно. Кроме того, меняются политические расклады. Для компенсации российских поставок ЕС и странам, поддержавшим санкции против России нужно пересматривать и приоритеты в международной политике.

Проблема отечественного бизнеса в том, что при новых договоренностях, новые партнеры, понимая непростое одномоментное положение России, запросят очень серьезные дисконты, что скажется на завышенных ценах закупки и заниженных ценах продажи при торговле с нашей страной. Такие предварительные переговоры, например, ведутся с индийской стороной по поводу поставок российских углеводородов.

Общий рост цен и повышение уровня инфляции в любом случае неизбежны и это радикально меняет ситуацию на практически всех глобальных рынках. Наряду с проигравшими, будут и выигравшие, но главная задача российского бизнеса состоит в том, чтобы не потерять контроль над процессом и не допустить лавинообразного распада логистических цепочек. Там же где они неизбежны, придется осваивать новые деловые площадки, в чем-то и не дотягивающие до привычных, тем не менее, способные их заместить. Бизнес традиционно придерживается позиции экономической выгоды, а неэкономические факторы все же вторичны. Президент Сербской республики А.Вучич в марте 2022 года и вовсе, резонно держит свою прагматичную линию, и не приемлет двойных стандартов, заявляя о том, почему Сербия не вводит санкции против России, хотя этого требуют от них в Европе: «вы хотите ввести санкции против России? Но почему то-

гда вы сами не ввели санкции против российских нефти и газа? Потому что вы не вводите санкции тогда, когда вам это не нравится»[14].

Список литературы

1. Митрахович С.П. Европеизация и модернизация дискурса гражданского общества и политических партий // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019 № 9(6) С. 18-23. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-18-23

2. Пятибратов И. С. Разработка модели анализа санкций как фактора политического риска // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11(3). С. 105-109. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-113-105-109. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-105-109

3. The Science|Business Network. URL: https://sciencebusiness.net/framework-programmes/news/israel-switzerland-and-uk-face-exclusion-major-eu-quantum-and-space (дата обращения: 20.07.2021).

4. Полтерович, В.М. Кризис институтов политической конкуренции, интернет и коллаборативная демократия // Вопросы экономики. 2021. № 1. С. 52-72. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-1-52-72

5. Завельский М.Г. Закономерности хозяйства и экономические кризисы // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 3. С. 16-30.

6. Самые популярные языки в сербских школах (2019) / Министерство просвещения и культуры Республики Сербской, 8 мая 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https: //www.vladars .net/sr-SP-Cyrl/Vlada/Ministarstva/mpk/srednje/aktuelno/Pages/PocetnaStranica.aspx (дата обращения: 24.08.2021).

7. Европейский Союз, Россия и США глазами граждан Сербии: восприятие и предпочтения граждан Сербии от 19 до 35 лет [Электронный ресурс] URL: https://www.ceas-serbia.org/images/2015-i-pre/CEAS 2016 ipsos srp.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

8. Ernest A. Reid Third Rome or Potemkin village: Analyzing the Extent of Russia's Power in Serbia, 2012-2019 // Nationalities Papers, Volume 49, Issue 4: Special Issue on 1918 and the Ambiguities of "Old-New Europe", July 2021, pp. 728 - 737. DOI: https://doi.org/10.1017/nps.2020.62

9. Bechev D. Rival power: Russia's influence in Southeast Europe (2017) Rival Power: Russia's Influence in Southeast Europe, pp. 1-300. URL: http://yalebooks.co.uk/display.asp?K=9780300219135 (дата обращения: 12.09.2021)

10. Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией / Сайт Президента РФ [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/1461 (дата обращения: 24.08.2021).

11. Гарбачяускайте-Будрене М. Как формируется российское коллективное сознание / [электронный ресурс] URL: https://www.delfi.lt/ru/opinions/comments/kak-formiruetsya-rossij skoe-kollektivnoe-soznanie-zapugivanie-teorii-zagovora-starye-rany.d?id=67120948 (дата обращения: 24.08.2021).

12. Kutlay M., Oni§ Z. Turkish foreign policy in a post-western order: Strategic autonomy or new forms of dependence? // International Affairs. 2021. № 97(4). P. 1085-1104.

13. Помощь бедным и политический ислам: как работает «мягкая сила» Турции на Балканах [Электронный ресурс] URL: https://riafan.ru/1494178-pomosh-bednym-i-politicheskii-islam-kak-rabotaet-myagkaya-sila-turcii-na-balkanakh (дата обращения: 17.09.2021).

14. Вучич указал на двойные стандарты Запада в отношении Косово и Украины / Российская газета [Электронный ресурс] https://rg.ru/2022/03/19/vuchich-ukazal-na-dvojnye-standarty-zapada-v-otnoshenii-kosovo-i-ukrainy.html (дата обращения: 24.03. 2022).

Петросянц Даниэл Викторович, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

THE INFLUENCE OF NON-ECONOMIC FACTORS ON THE PROMOTION OF RUSSIAN COMPANIES TO FOREIGN MARKETS

D.P. Petrosyants

The article discusses the factors ofperception and promotion of Russian companies to the foreign markets. In conditions of exacerbation of the foreign economic situation for Russia from February 24, 2022, it has never been important to find ways to interact and maintain international cooperation for domestic companies of the widest range of business orientation. By his task, the author see the identification of countries and business areas capable of enabled serious bars in the sanction blockade of Russia, using both business communications and find new business contacts.

Keywords: sanctions, business environment, diaspora, stereotypes, import substitution

Petrosyants Daniel Viktorovich, candidate of economic sciences, assistant professor, [email protected], Russia, Moscow, The Financial University under the Government of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.