Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ АЭРОПОРТОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ АЭРОПОРТОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — E.И. Почекаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hygienic study conducted in Rostov-on-Don has shown that air transport and airports are important sources of physical and chemical pollution of the environment. Human health examinations served to illustrate the adverse impact of airports on the environmental and hygienic living conditions of the population. The performed studies provided the basis for purpose-oriented program to enhance the environment and to reduce morbidity rates in accordance with the National Environmental Hygiene Program. The developed algorithm of the assessment and reduction of a risk for diseases under the influence of poor factors associated with the activities of airports is designed to provide the authorities and concerned organizations with information, to make managerial decisions, and to work out health-improving measures.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ АЭРОПОРТОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»

игнена и санитария 2/2008

Summary. Fundamental medical and hygienic principles should be used to stratify the health status of Russia's population. Human health should be ranked, by taking into account both contributors, lifestyle, and gender, age groups, ethnicity, occupation, etc.

For grading human beings, a classification of the human health status has been developed depending on acting harmful and hazardous factors. The classification involves 7 health

classes: normal, adapted, borderline, pathological nonspecific (predominantly systemic chronic diseases with temporary disability), pathological specific (occupational and endemic diseases, occupational accidents, etc. with temporary disability), permanent disability (first-to-third degrees), and prefatal conditions. Class health ranking may be used for comparative assessment, and making managerial decisions on health protection of various population groups.

С Е. И. ПОЧЕКАЕВА, 2008 УДК 614.78:656.71

Е. И. Почекаева

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ АЭРОПОРТОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ФГУН Федеральный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, Москва; Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ростове-на-Дону

Проблема сохранения здоровья населения России приобретает все большую остроту в связи с ухудшением экологической обстановки [1—3]. Одним из серьезных источников комплексного загрязнения окружающей среды в современных условиях является аэропорт. Авиация и аэропорты являются причиной интенсивного шумового загрязнения значительных территорий, являются источниками загрязнения атмосферы диоксидом азота, оксидом углерода и другими токсичными веществами — продуктами неполного сгорания минерального топлива.

Защита городов от негативного воздействия аэропортов — одна из актуальных задач в нашей стране и за рубежом. Рост городов и развитие авиационного транспорта приводят к тому, что аэропорты располагаются в непосредственной близости от жилой застройки на окраинах крупных городов. Примером этому является расположение жилых районов и аэропортов в Ростове-на-Дону.

Три аэропорта Ростова-на-Дону расположены вблизи жилых кварталов города на расстоянии менее 1 км и оказывают негативное влияние на здоровье и условия жизни населения.

Наблюдения, проводимые в рамках социально-гигиенического мониторинга, показывают, что в радиусе до 2 км от аэропортов наблюдаются интенсивный шум и загрязнение атмосферного воздуха и почвы.

Эквивалентные уровни звука на городской территории в дневное время составляют 80 дБ А, в ночное время — 78 дБ А (при допустимом уровне звука 55 и 40 дБ А соответственно). Максимальные уровни шума достигают 92—108 дБ А, что в 2—3 раза превышает допустимую суточную дозу.

Исследован акустический режим в школьных и дошкольных учреждениях. Превышение предельно допустимых уровней шума в детских учреждениях наблюдается с 7 до 21 ч (60% суточного времени). В помещениях классных комнатах эквивалентные уровни звука составляют 62—80 дБ А. Во время "тихих" уроков (русский язык, чтение, математика) эквивалентные уровни шума достигают 65 дБ А. Во время "шумных" уроков (физическое воспитание, музыка) эквивалентные уровни шума достигают 67—80 дБ А. Во время перемен, прогулок и обеда в

столовой школы эквивалентные уровни шума возрастают до 77—82 дБ А. Внешние проникающие шумы аэропортов составляют 4—12 дБ А. В школах, удаленных от аэропортов, эквивалентные уровни шума не превышают 48 дБ А. Педагоги расположенных вблизи аэропортов школ отмечают значительные затруднения преподавания, приходится по 5—10 мин ждать, когда смолкнет шум самолетов, из-за которого не слышно речи, необходимо время на восстановление внимания учеников.

Основными загрязняющими атмосферный воздух веществами являются диоксиды азота (3— 3,5 ПДК), оксиды азота (1,8 ПДК), диоксиды серы (1,3 ПДК), оксиды углерода (1,6 ПДК). Имеет место загрязнение почвы тяжелыми металлами (422— 649 кг на 1 км2 в год).

Сопоставление результатов наблюдений, проведенных в разных зонах города, позволило выявить влияние аэропортов на состояние здоровья населения.

Анализ демографических показателей за исследуемый 5-летний период подтвердил, что на территории вблизи аэропортов отмечен рост смертности населения на 7,4% и уровень смертности превышает среднегородской показатель. Основными причинами смертности являются сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования.

Результаты неинвазивной диагностики биосред показывают, что в волосах детей, проживающих и обучающихся в зонах влияния аэропортов, чаще наблюдается повышенное накопление меди (30% по сравнению с 13% у живущих в отдалении от аэропортов на 10 км и более), хрома (73,9 и 4%), никеля (61,4 и 7,1% соответственно).

По социально-гигиеническим исследованиям 72% проживающих в зоне влияния аэропортов предъявляют жалобы на нарушения условий отдыха, быта и труда. Количество жалоб от проживающих в радиусе до 2 км от аэропортов в 3,5 раза превышает число жалоб от людей, живущих на расстоянии более 10 км от аэропортов. Частота жалоб находится в прямой зависимости от величины эквивалентного уровня шума.

Оценка физического развития детского населения показала, что в зонах влияния аэропортов отмечается определенное отставание в физическом

развитии (снижение роста, массы тела и окружности грудной клетки).

Результаты психофизиологических исследований детей показали, что их умственная работоспособность зависит от акустической обстановки и в условиях высоких величин эквивалентного уровня авиационного шума к концу учебной недели снижается.

Наблюдения за функциональным состоянием организма свидетельствуют, что в зоне влияния аэропорта наблюдалось повышенное артериальное давление: у детей в возрасте 3—7 лет систолическое давление отмечено на уровне 110—120 мм рт. ст. (норма 86—110 мм рт. ст.), диастолическое — 63— 72 мм рт. ст. (норма 55—63 мм рт. ст.); у взрослых систолическое — 140—180 мм рт. ст. (норма 120— 140 мм рт. ст.), диастолическое — 90—100 мм рт. ст. (норма до 90 мм рт. ст.).

Диспансерное обследование детей школьного возраста в зонах влияния аэропортов выявило в 1,3 раза более частые, чем в отдаленной от аэропортов зоне, функциональные изменения сердечно-сосудистой и нервной систем, проявляющиеся в повышенной утомляемости, местных и общих вегетативно-сосудистых сдвигах.

Анализ состояния здоровья всех возрастных групп населения выявил, что у проживающих вблизи аэропортов повышенное артериальное давление наблюдается чаще. Обнаружены изменения неспецифического иммунитета и состояния адаптации у детского населения. В зоне влияния аэропортов у детей отмечен пониженный в 2—3,2 раза индекс здоровья (число неболевших на 1000 детей). Изучение заболеваемости детского населения показало, что вблизи аэропортов отмечены более высокие показатели по сравнению со среднегородскими: в динамике за 5 лет (2000—2004) отмечен рост заболеваемости с 140,6 до 258,6 на 1000 человек.

Анкетирование родителей детей, посещающих дошкольные детские учреждения, позволило установить, что у детей, проживающих в зонах влияния аэропортов, чаще наблюдаются заболевания органов дыхания (бронхиты, ларинготрахеиты, увеличение миндалин и аденоидов), впервые выявленные заболевания возникают в 1,3—3 раза чаше, процент болевших детей составил 65 (40% в "тихом" районе).

Наблюдаются повышенные уровни заболеваемости взрослых, живущих вблизи аэропортов (951 на 1000 населения), по сравнению со среднегородскими показателями (651 на 1000 населения). Отмечен рост заболеваемости органов кровообращения (83,9%), дыхания (41,16%), пищеварения (56,49%), развития новообразований (17,9%).

В структуре общей заболеваемости детского населения первое место занимают болезни органов дыхания. В структуре хронической патологии преобладают заболевания JIOP-органов (хронический тонзиллит, катаральный ринит), наблюдаются врожденные аномалии (в 2,1 раза чаще), заболевания костно-мышечной системы (в 2,2 раза), мочевой системы (в 2,2 раза), органов кровообращения (в 1,8 раза), кожи и подкожной клетчатки (в 1,8 раза),

органов пищеварения (в 1,5 раза), органов дыхания (в 1,2 раза).

По результатам расчетов установлено, что в зонах влияния аэропортов относительный риск заболеваемости в 1,4 раза больше. По сравнению с условно "чистыми" зонами уровень шума выше в 2,6 раза, загрязнение атмосферы — в 0,9 раза, воды — в 0,7 раза, почвы — в 1,18 раза.

Прогноз роста при изменении (увеличении или уменьшении) загрязнения окружающей среды на единицу допустимой величины нагрузки (по отношению к гигиеническим нормативам) позволяет ожидать изменения уровней заболеваемости на 96—121 случай на 1000 населения.

В результате проведенного исследования разработан алгоритм оценки и снижения риска возникновения заболеваний населения под влиянием неблагоприятных факторов, связанных с деятельностью аэропортов, предназначенный для информационного обеспечения органов власти и заинтересованных организаций, для принятия управленческих решений и разработки оздоровительных мероприятий, который в рамках социально-гигиенического мониторинга включает комплексную оценку загрязнения окружающей среды, анализ состояния здоровья, гигиеническое ранжирование территорий и нахождение причинно-следственных связей между здоровьем населения и состоянием загрязнения окружающей среды с расчетом ожидаемого риска для здоровья и прогнозированием заболеваемости.

Выполненные исследования стали основой целевой программы по оздоровлению окружающей среды и снижению уровня заболеваемости в соответствии с "Национальным планом действий по гигиене окружающей среды".

Эффективность профилактических мероприятий за последние 5 лет проявлялась в снижении загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения снизился с 9,2—17,4 до 6,5—7,8), уменьшении шумовой нагрузки (на 9—12 дБ А), что сказалось на улучшении показателей здоровья населения.

Следствием проведения природоохранных профилактических мероприятий явилось снижение показателей общей первичной заболеваемости детей (11,6% в год), подростков (2,6% в год). Снизилась заболеваемость детей злокачественными новообразованиями (с 13,8 до 6,8 на 100 тыс.). Уменьшилось число детей, отстающих в физическом развитии (с 2,4 до 0,96%). Снизилась младенческая смертность (с 26,5 до 11,9 на 1000 родившихся).

Таким образом, проанализирован и объективно проиллюстрирован факт негативного масштабного трудно решаемого на современном этапе развития градостроительства воздействия аэропортов. Стратегия решения проблемы заключается в последовательном пересмотре в ближайшие годы генеральных планов развития крупных городов страны, в которых созданы и развиваются авиационные транспортные узлы внутреннего и международного воздушного сообщения.

Анализ состояния здоровья населения, проживающего в непосредственной близости от аэропортов, является объективным доказательством необходимости создания санитарно-защитных зон во-

[гиена и санитария 2/2008

круг аэропортов. Проблема тактического оперативного управления процессом оптимизации и оздоровления условий проживания многих тысяч граждан, попавших под влияние авиационного шума и деятельности аэропортов, должна решаться путем планомерного вывода населения из этих зон с учетом интенсивности негативного воздействия и дифференцированной оценки состояния здоровья жителей.

Литература

1. Быяев Е. Н. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1992. - № 11-12. - С. 5-7.

2. Онищенко Г. Г. // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения / Под ред. Ю. А. Рахмани-на. - М., 2003. - С. 3-14.

3. Потапов А. И., Винокур И. Л., Гшьденскиольд Р. С. Здоровье населения и проблемы гигиенической безопасности. — М., 2006.

Поступила 28.09.07

Summary. The hygienic study conducted in Rostov-on-Don has shown that air transport and airports are important sources of physical and chemical pollution of the environment. Human health examinations served to illustrate the adverse impact of airports on the environmental and hygienic living conditions of the population. The performed studies provided the basis for purpose-oriented program to enhance the environment and to reduce morbidity rates in accordance with the National Environmental Hygiene Program. The developed algorithm of the assessment and reduction of a risk for diseases under the influence of poor factors associated with the activities of airports is designed to provide the authorities and concerned organizations with information, to make managerial decisions, and to work out health-improving measures.

С В. В. СЕМЕНОВА, Л. А. АЛИКБАЕВА, 2008 УДК 614.78:628.16

В. В. Семенова, Л. А. Аликбаева

ОЦЕНКА ТОКСИЧНОСТИ И ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ОЧИСТКЕ ГОРОДСКИХ СТОЧНЫХ ВОД И СЖИГАНИИ ОСАДКА

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова

Отходы (осадки сточных вод, отбросы, плавающие вещества и др.), образующиеся в результате очистки городских сточных вод (ГСВ), представляют один из важнейших негативных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье персонала, обслуживающего канализаци-онно-очистные сооружения, и население в целом [3]. С внедрением технологии сжигания (инсине-рация) осадка сточных вод (ОСВ) появились новые дополнительные виды отходов (дымовые газы, зола и др.) [1]. Для обеспечения эколого-гигиенической безопасности при эксплуатации подобных очистных сооружений необходимо располагать данными о токсичности и опасности образующихся отходов, о риске развития острых и хронических отравлений.

Цель работы — оценка токсичности и опасности отходов на основных этапах очистки сточных вод и ликвидации осадка методом сжигания (на модели центральной станции аэрации Санкт-Петербурга).

Исследования выполнены на теплокровных животных (белые мыши — 120 особей и белые крысы — 90 особей), которые в условиях лабораторного моделирования подверглись острой пероральной и ингаляционной затравке в соответствии с общепринятыми методическими разработками. Изучены следующие виды отходов: подводимые к решеткам сточные воды, осадок после песколовок, плавающие вещества, сырой осадок из отстойников, активный ил, смесь уплотненных и обезвоженных осадков, дымовые газы, зола, дымовые отходы.

Сточные воды, подводимые к решеткам, представляют собой жидкость с характерным неприятным запахом, содержащую взвешенные часгицы. Общесплавной тип канализации обусловливает присутствие в сточных водах различных токсикантов. Из 162 идентифицированных химических веществ на долю веществ 1-го класса приходится

11,7%, 2-го - 29%, 3-го - 27,2%, 4-го - 10,5%. Для остальных 21,6% химических веществ нормативы для воздуха рабочей зоны отсутствуют.

Введение сточной воды в желудок белых мышей в максимально возможном объеме (0,5 мл на 10 г массы тела) не приводило к их гибели и не вызывало видимых проявлений интоксикации непосредственно после введения и в последующий 14-дневный срок наблюдения. Двухчасовое ингаляционное воздействие насыщающей концентрации летучих компонентов сточных вод также не приводило к появлению клинических признаков интоксикации и гибели экспериментальных животных.

Осадок сточных вод после песколовок — водянистая смесь нерастворимых веществ, которые, кроме песка, могут содержать твердые частицы других нерастворимых в воде веществ: глины, золы, кристаллы солей лития (У), бериллия (Ве), натрия (Ыа), магния (М§) и алюминия (А1) (сульфиды УД ВеБ, №28, N^5, А1253; карбонаты 1л2С03, ВеС03, №2С03, Г^С03, А12(С03)3; фосфаты У2Р04, Ве3(Р04)2, №3Р03, МЕз(Р04)2, А1Р03).

Токсичность осадка, изъятого из песколовок, исследовали после его высушивания. Готовили навеску и отмывали дистиллированной водой в соотношении по массе 1:1. Промывную воду вводили экспериментальным животным в максимально возможной дозе. По результатам выполненных исследований гибели животных не наблюдалось, клинические симптомы острого отравления также не зарегистрированы.

Ввиду того что на этапе песколовок сточные воды не содержат газообразных летучих веществ, ингаляционную опасность промывных вод не исследовали. Однако при утилизации и перегрузке высушенного осадка его аэрозоль может быть причи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.