Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА НА ПЕРЕЖИВАНИЕ СЧАСТЬЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА НА ПЕРЕЖИВАНИЕ СЧАСТЬЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
счастье / благополучие / взрослость / акме / неблагоприятный детский опыт / семейная дисфункция.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Ева Владимировна

В статье рассмотрено понятие счастье в контексте акме зрелой личности. Выделены личностные характеристики, необходимые для позитивного функционирования в условиях внешнего неблагополучия. Приведенырезультаты исследования взаимосвязи неблагоприятного детского опыта и переживания счастья во взрослом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА НА ПЕРЕЖИВАНИЕ СЧАСТЬЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ»

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная

психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.

12. Шихи, Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста / Г. Шихи // Психология

развития: хрестоматия / под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005.

- С. 413 - 419.

13. Levinson, D.J. A conception of adult development // American Psychologist, - 1986, - (4),

- pp.3-13.

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА НА ПЕРЕЖИВАНИЕ СЧАСТЬЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ

Алексеева Ева Владимировна - магистрант дневного отделения Московского педагогического государственного университета, г. Москва, e-mail:

Alexeeva.lifecoach@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрено понятие счастье в контексте акме зрелой личности. Выделены личностные характеристики, необходимые для позитивного функционирования в условиях внешнего неблагополучия. Приведенырезультаты исследования взаимосвязи неблагоприятного детского опыта и переживания счастья во взрослом возрасте.

Ключевые слова: счастье, благополучие, взрослость, акме, неблагоприятный детский опыт, семейная дисфункция.

THE INFLUENCE OF ADVERSE CHILDHOOD EXPERIENCES ON THE EXPERIENCE OF HAPPINESS AS AN ADULT

Alekseeva Eva Vladimirovna - student MPGU, Moscow, e-mail Alexeeva.lifecoach@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the concept of happiness. There are highlighted personal characteristics necessary for positive functioning. There are presented results of the study of the relationship between adverse childhood experiences and the experience of happiness in adulthood are presented.

Keywords: happiness, welfare, adulthood, acme, adverse childhood experience, family dysfunction

Настоящее время характеризуется глобальной неопределённостью, которая обострилась политической обстановкой на фоне и без того крайне уязвимогопостпандемического кризисного состояния. Люди оказались в сложной ситуации уязвимости и нестабильности, которая не просто снижает уровень психологического комфорта, но и становится причиной сильнейшего стресса, обострения тревожных, депрессивных расстройств и ПТСР.

На этом тревожном фоне даже у людей, находящихся на пике индивидуального, личностного и профессионального расцвета происходят изменения в их субъективном переживании благополучия, заметно снижается позитивный эмоциональный фон,работоспособность, страдает творческая реализация профессионального потенциала, искажается гражданская активность личности.

Естественное желание каждого человека быть счастливым самому и вырастить счастливых детей несмотря на ситуацию, сложившуюся в мире, рождает множество актуальных вопросов: где брать ресурсы для преодоления обстоятельств жизни, независящих от самого человека, как воспитывать ребёнка, чтобы заложить саму возможность быть счастливым и т.д. Таким образом, тема счастья приобретает особую актуальность как для сегодняшнего поколения взрослых, так и для подрастающего поколения будущих взрослых.

Общество и государство, в целом, ожидает видеть взрослого человека зрелой личностью, со всеми присущими зрелой личности характеристиками.

«Идеальный взрослый» психически и физически здоров, свои способности он стремится реализовать во благо общества, способен воспитать новое поколение с социальноприемлемыми и одобряемыми нормами, ценностями и установками, ролевымистереотипами. Следовательно, государство также заинтересовано как в достиженииакме личностью, так и в повышении уровня счастья не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.

В свете последних событий хочется добавить, что политические, военные, социальные, экономические кризисы, оказывая интенсивное воздействие на жизнь людей, меняют также и их представления о счастье.

Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев, его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., включая термин «акме» в наукуакмеологию, подчеркивали, что «на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал».

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость исследовать феномен счастья с позиции формирования его как концепта на разных этапах онтогенеза, выявить факторы неблагоприятного детского опыта, которые препятствуют становлению личности, способной во взрослом возрасте переживать счастье во всей его многогранности, достичь индивидуального, личностного и профессионального акме и, следовательно, вносить свой вклад в развитие общества.

Изучив и проанализировав научные представления и основные исследовательские подходы к изучению феномена счастье, можно сделать вывод, что в настоящее время в психологической науке отсутствует единый подход к дефиниции счастья, а термины «благополучие», «субъективное благополучие, «удовлетворенность жизнью» часто используются как его аналоги.

Предлагаем рассмотреть некоторые определения счастья.

Большая советская энциклопедия трактует счастье как понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения [1].

В. Франкл определяет счастье как побочный эффект реализации смысла. При этом, никакое стремление к счастью само по себе не может быть ни основным принципом, ни предельной целью человеческой жизни. Единственный путь достижения счастья -реализация смысла [7].

С точки зрения А.Лэнгле, экзистенциальное счастье — это счастье посреди жизни. Автор подчёркивает, что счастье не тождественно успеху, удаче или везению. Наоборот, с экзистенциальной точки зрения «каждый является кузнецом своего счастья»: жить своей жизнью, принимать свои решения, чувствовать ценность того, что делаешь; умение жить с внутренним согласием [5].

М. Чиксентмихайи описывает счастье как состояние потока — состояние, когда поступающая информация находится в согласии с внутренней структурой целей. Он отмечает, что удовлетворение от деятельности достигается только в том случае, если

индивидуальные способности соответствуют способностям, необходимым для выполнения данной деятельности, а ощущение счастья возникает именно тогда, когда дело, которым занимается человек, не слишком сложно и не слишком просто для него, когда он находит его увлекательным и интересным [9]. Здесьможно провести аналогию с достижением творческого и профессионального акме.

М. Селигман видит истинно счастливую и осмысленную жизнь как совокупность положительных чувств, связанных с прошлым и будущим, приятных переживаний в настоящем, духовного удовлетворения от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели [6], что можно приравнять к личностному и профессиональному акме.

В беатотерапии, разработанной А.С. Спиваковской, главным критерием счастья является Бытие. Человек становится счастливым, когда устанавливает в своем сознании и поведении контакт с Бытием, со своей бытийной сущностью. Автор определяет счастье как внутреннюю целостность и полноту переживания, способность глубинного осознания и прочувствования себя самого и окружающего мира, весь спектр положительных эмоций от тихой радостидо экстаза — быть, быть живым. Счастье в беатотерапии есть результат сознательных усилий по изучению и изменению человеком себя и своей жизни [8]. Кэрол ДайанРифф связывает счастье человека с самопознанием, самовыражением, развитием личного потенциала вместе с позитивными эмоциями. Рифф выдвигает в центр психологическое благополучие, идею позитивного функционирования, опирающегося на определенные личностные характеристики: самопринятие, позитивные отношения с другими, автономия, контроль над окружением, целенаправленность жизни, личностный рост. Это те характеристики, которымидолжен обладать счастливый человек и недостаток которых создает ситуацию уязвимости при возможном внешнем неблагополучии [4].

Необходимо отметить также, что концепт счастье - динамическое образование, меняющее образный, рациональный компонент и интеграционные признаки [2] в контексте, среди прочих, и возрастного аспекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что счастье - интегральное, динамическое образование, включающее в себяудовлетворение жизнью в целом, положительные эмоции от самопознания и самореализации, осмысленность жизни, наличие значимых целей, положительных социальных отношенийи отсутствие серьёзных физических и психических заболеваний. Можно также сказать, что во взрослом возрасте счастье является «побочным продуктом» достижения индивидуального, личностного и профессионального акме.

В рамках написания выпускной квалификационной работы, мы проводим исследование, целью которого является установление взаимосвязи неблагоприятного детского опыта и переживания счастья во взрослом возрасте. На данный момент в исследовании приняли участие 117 человек (99 женщин и 18 мужчин).

Под неблагоприятным детским опытом мы понимаем все те условия развития в детском возрасте, которые препятствуют или деформируют формирование личностных характеристик, обеспечивающих позитивное функционирование личности, а также отрицательно влияющих на возможность переживания счастья во взрослом возрасте.

Исследователями были выявленынаиболее травматичные группы факторов неблагоприятного детского опыта[3]:

1. Злоупотребление детским периодом жизни (физическое, сексуальное и

психологическое насилие);

2. Пренебрежение (физическое, эмоциональное, педагогическое, медицинское);

3. Внутрисемейная дисфункция;

Для выявления взаимосвязи детского опыта с переживанием счастья взрослыми

людьми, мы использовали 5 методик:

1. Обновлённый оксфордский опросник счастья (OXFORDHAPPINESSINVENTORY,

ОН1)

2. Шкала психологического благополучияРифф (версия Шевеленковой-Фесенко)

3. Авторскийопросник счастья.

4. Международный опросник неблагоприятного детского опыта (ADVERSE CHILDHOOD EXPERIENCE INTERNATIONAL QUESTIONNAIRE, WHO ACE-IQ)

5. Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК) Холмогорова А.Б., Воликова С.В.,Сорокова М.Г.

Данные обрабатывались с помощью программы SPSS statistics, 20, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена). По результатам предварительной обработки были выявлены значимые положительные корреляции между шкалами методик 1 и 4; 1 и 5. Значимые отрицательные корреляции между шкалами методик 2 и 4, методик 2 и 5.

По предварительным результатам можно сделать вывод, что наибольшее влияние на переживание счастья во взрослом возрасте оказывают общий уровень неблагоприятного детского опыта (r= 0,216), а именно эмоциональное пренебрежение (r=0,257), физическое (r=0,214), эмоциональное (r=0,258) и общественное (r= 0,276)насилие; общий уровень семейной дисфункции (r= 0,298), а именно элиминирование эмоций (1=0,386),родительская критика (r=0,328) и фиксация на внешнем благополучии (r=0,223)

Неблагоприятный детский опыт оказывает влияние и на формирование таких личностных характеристик как: самопринятие, позитивные отношения с другими, автономия, контроль над окружением, целенаправленность жизни, личностный рост, а также психологическое благополучие в целом.

Литература

1. Большая Советская энциклопедия (БСЭ) http://niv.ru/doc/encyclopedia/bse/articles/10436/schaste.htm(дата обращения 29.03.2022)

2.Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 192 с.

3. Катан Е.А. Использование международного опросника неблагоприятного детского опыта для выявления психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте // Медицинская психология в России. - 2019. - T. 11, № 2. - C. 8. doi: 10.24412/2219-82452019-2-8

4. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14—37. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2020.1.02 (дата обращения: 28.03.2022).

5. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция: Пер.с нем. - М.: Институт Прикладной Психологии «Гуманитарный Центр», 2007. - 332 с.

6. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

7. Смолова, Л. В. Смысл счастья: осмысление счастья как важнейшей категории логотерапии В. Франкла / Л. В. Смолова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2020. - Т. 33. - № 1. - С. 19-28.

8. Спиваковская А. С. Фрагменты беатотерапии. М.: «Беато Пресс» «Поматур», 2010 - 208 с.

9. Чиксентмихайи М. В поисках потока: психология включенности в повседневность. М.: Альпина нон-фикшн, 2017.- 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.