Влияние национальной промышленной политики на развитие экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза: правовой аспект
АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА
Руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции ИПБ СНГ, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА им. О.Е. Кутафина
Аннотация: В статье рассмотрены правовые аспекты формирования российской промышленной политики и предусмотренные в законодательстве новые инструменты для обеспечения инновационного развития российской экономики. Проанализирован раздел «Промышленность» Договора о Евразийском экономическом союзе и определены правовые средства развития технологической кооперации в ЕАЭС.
Ключевые слова: промышленность, промышленная политика, промышленный парк, промышленный кластер, технологическая платформа, инновационное развитие, экономическая интеграция, Евразийский экономический союз
The influence of national industrial policies on the development of economic integration within the Eurasian economic Union: legal aspect
ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA
Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Institute of problems of safety of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin
Abstract: The article examines the legal aspects of forming the Russian industrial policy and legislation-new tools to ensure innovative development of the Russian economy. Analyzed «Industry» section of the Treaty on the Eurasian economic Union and defined the legal means of development of technological cooperation in the EAEU.
Key words: industry, industrial policy, industrial Park, industrial cluster, technological platform, innovative development, economic integration, Eurasian economic Union
Координация промышленной политики в ЕАЭС
Разразившийся экономический кризис носит масштабный характер, поэтому для его преодоления прилагаются совместные усилия государствами - членами интеграционных объединений, и прежде всего входящими в Евразийский экономический союз. Экономическая политика государств - участников ЕАЭС должна быть согласована по важнейшим направлениям, в том числе в области промышленной политики. Для решения задач развития промышленного производства, проведения структурных реформ, обеспечения импортозамещения необходимо создание нормативной правовой основы.
Одним из путей выхода из экономического кризиса является развитие кооперационных связей между государствами - участниками ЕАЭС, создание нового экономического уклада как системы производственно-хозяйственных отношений, отражающих регламентацию взаимодействия отдельных частей единого экономического комплекса.
Экономический уклад составляет совокупность отраслей производственной деятельности, понимаемый как система хозяйственных, производственных отношений, обеспечивающих реальный вклад в становление экономики.
В Договоре о Евразийском экономическом союзе имеется специальный раздел XXIV «Промышленность», в котором предусмотрены меры по сотрудничеству в сфере промышленности, определены принципы проводимой промышленной политики государствами-членами в рамках Союза, которыми являются равноправие и учет национальных интересов государств-членов; взаимовыгодность; добросовестная конкуренция; недискриминация и транспарентность1. Провозглашено проведение согласованной макроэкономической политики, предусматривающей разработку и реализацию совместных действий
государств-членов в целях достижения сбалансированного развития экономики государств-членов (ст. 62 Договора о ЕАЭС).
В Договор включены понятия, определяющие новые структуры и образования, такие как промышленный кластер и технологическая платформа, создание которых должно способствовать повышению эффективности промышленного производства.
Промышленная политика в рамках Союза формируется государствами-членами по основным направлениям промышленного сотрудничества, утверждаемым Межправительственным советом, и осуществляется ими при консультативной поддержке и координации Евразийской экономической комиссии. При этом Государства-члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики, в том числе принимают национальные программы развития промышленности и иные меры промышленной политики, а также определяют способы, формы и направления предоставления промышленных субсидий, не противоречащие Договору о ЕАЭС.
В Договоре о ЕАЭС предусмотрены меры по координации национальной промышленной политики и сотрудничеству в данной сфере.
Государства - члены ЕАЭС могут:
1) осуществлять взаимное информирование о планах развития промышленности;
2) проводить регулярные встречи (консультации) представителей уполномоченных органов государств-членов, отвечающих за выработку и осуществление национальной промышленной политики, в том числе на площадке Евразийской экономической комиссии;
3) разрабатывать и реализовывать совместные программы развития приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества;
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) /Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015 г.
МИНПРОМТОРГ
4) разрабатывать и согласовывать перечень чувствительных товаров;
5) реализовывать совместные проекты, в том числе по развитию инфраструктуры, необходимой для повышения эффективности промышлен-
ного сотрудничества и углубления промышленной кооперации государств-членов;
6) развивать технологические и информационные ресурсы для целей промышленного сотрудничества;
7) осуществлять совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки с целью стимулирования высокотехнологичных производств;
8)реализовывать иные меры,направленные на устранение барьеров и развитие взаимовыгодного сотрудничества.
Влияние положений Договора о ЕАЭС на развитие российского законодательства о промышленной политике
Заключение Договора о Евразийском экономическом союзе обусловило необходимость принятия национального Закона о промышленности.
В этих условиях принятие Федерального закона от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»2 имело большое значение, поскольку в нем предусмотрены меры по развитию промышленного производства, которые должны способствовать преодолению кризисных явлений, обеспечению импорто-замещения и реализации поставленных Президентом РФ и Премьер-министром РФ политики структурной перестройки российской экономики и переходу к инновационному пути развития.
В Законе обозначена государственная политика в области промышленности, определены основные понятия в данной сфере - промышленность, отрасль промышленности, промышленная продукция, освоение производства промышленной продукции, субъекты деятельности в сфере промышленности, определены полномочия федеральных и региональных органов государ-
ственной власти, а также органов местного самоуправления в сфере промышленной политики, меры стимулирования осуществляемой деятельности в сфере промышленности. При этом основные понятия и положения Закона о промышленной политике гармонизированы с аналогичными понятиями и положениями, содержащимися в Договоре о ЕАЭС.
Промышленная политика определяется Законом как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции (п. 1 ст. 3).
Под промышленностью (промышленным производством) понимается определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности3 совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической
2 Далее - Закон о промышленной политике.
3 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 0342014 (КПЕС 2008)».
энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений (п. 2 ст. 3 Закона). Как следует из определения промышленного производства, действие Закона о промышленной политике распространяется на значительный круг отраслей промышленности, хотя, как в нем указано, Закон не применяется к отношениям, связанным с производством спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции.
Под отраслью промышленности понимается совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
В Договоре о ЕАЭС (Приложение № 27 «Протокол о промышленном сотрудничестве») промышленная политика в рамках Союза определяется как деятельность государств-членов по основным направлениям промышленного сотрудничества, осуществляемая государствами-членами как самостоятельно, так и при консультативной поддержке и координации Комиссии ЕАЭС.
Как представляется, большое значение для успешного проведения реформ имеет создание соответствующей инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, под которыми в Законе о промышленной политике понимаются коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. К инфраструктуре поддержки деятельности в сфере промышленности относятся индустриальные (промышленные) парки; промышленные кластеры; иные субъекты.
Индустриальный (промышленный) парк -это совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, индустриальные парки на специально организованных и оборудованных территориях, обеспеченных необходимыми условиями для осуществления деятельности по промышленному производству, управляются специально создаваемой компанией.
Требования к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков устанавливаются Правительством РФ4. Создание индустриальных (промышленных) парков возможно и на территориях опережающего социально-экономического развития5.
Для осуществления деятельности резиденты индустриального (промышленного) парка в лице юридических лиц или индивидуальных предпринимателей заключают с управляющей компанией необходимые для ведения промышленного производства договоры. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим объекты, находящиеся в составе индустриального (промышленного) парка, предоставляются установленные законодательством меры стимулирования при соблюдении ими требований, установленных нормативно-праоввыми актами Правительства РФ.
Для развития сотрудничества хозяйствующих субъектов государств - участников ЕАЭС большое значение приобретает предусмотренное Договором о ЕАЭС новое понятие «промышленный кластер». Это группа взаимосвязанных промыш-
4 См.: Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» // СЗ РФ. 2015. № 33. Ст. 4827.
5 См.: ч. 9 ст. 3 Федерального Закона от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1(часть I). Ст. 26.
ленных и связанных с ними организаций, взаимодополняющих и за счет этого усиливающих свои конкурентные преимущества. Такая форма сотрудничества имеет большие перспективы для реализации крупных интеграционных проектов.
В Законе о промышленной политике промышленный кластер рассматривается как совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких ее субъектов.
Таким образом, промышленные кластеры могут создаваться как в международном масштабе, так и в рамках одного государства.
Законом о промышленной политике предусмотрена возможность создания специализированной организации промышленного кластера с целью осуществления методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития промышленного кластера. Специализированная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет свои функции на основании соглашения о создании промышленного кластера, заключенного с соответствующими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера, а также программы развития промышленного кластера. В свою очередь, участники промышленного кластера заключают соглашение со специализированной организацией промышленного кластера об участии в промышленной деятельности промышленного кластера.
Значение технологических платформ для инноваций
В соответствии с общими положениями За- тивную коммуникацию и создание перспектив-
кона о промышленной политике Правитель- ных коммерческих технологий. Перспективные
ством РФ разработаны требования к промыш- коммерческие технологии по Договору о ЕАЭС
ленным кластерам и специализированным ор- направлены на производство высокотехноло-
ганизациям, соблюдение которых дает право на гичной, инновационной и конкурентоспособной
применение к ним установленных мер стимули- продукции на основе участия всех заинтересо-
рования6. ванных сторон (бизнеса, науки, государства, об-
Недостатком Закона о промышленной поли- щественных организаций).
тике следует считать отсутствие в нем правил о Представляется, что развитие данного ком-
технологических платформах. В Договоре о ЕАЭС муникационного инструмента в настоящее вре-
дается понятие технологической платформы, под мя для решения задач по производству высоко-
которой понимается объект инновационной ин- технологичной и инновационной продукции осо-
фраструктуры, позволяющий обеспечить эффек- бенно важно.
6 См.: Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» // СЗ РФ. 2015. № 32. Ст. 4768.
Технологические платформы - термин, предложенный Евросоюзом в 2002 г. как действенный инструмент научно-технологического развития Евросоюза. Они создаются за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов самого Евросоюза и крупнейших европейских промышленных производителей с целью осуществления научных исследований, необходимых современному промышленному производству. В настоящее время работает более 36 европейских технологических платформ, покрывающих наиболее важные технологические секторы Европы7.
Между тем, нельзя сказать, что данный инструмент государственно-частного партнерства не применяется в Российской Федерации.
Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 г., Протокол № 4, утвержден Порядок формирования перечня технологических плат-форм8. В данном документе под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), на совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Технологические платформы могут создаваться по инициативе бизнеса, науки, государства, гражданского общества, в том числе компаний, включая компании с государственным участием; научных организаций и образовательных учреждений, в том числе национальных исследовательских центров, национальных исследовательских университетов и федеральных университетов;
государственных институтов развития; органов государственной власти РФ и субъектов РФ; некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе объединений предпринимателей.
Перечень технологических платформ формируется с целью обеспечения наиболее эффективных коммуникаций и взаимодействия государства, бизнеса и науки по вопросам научно-технического и инновационного развития.
Перечень утверждается Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.
Общее руководство и координацию работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере, которую возглавляет заместитель министра экономического развития Российской Федерации. В состав рабочей группы входят представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представители заинтересованных государственных финансовых институтов развития, научных организаций и высших учебных заведений, эксперты.
На рабочую группу возлагается рассмотрение заявок инициаторов создания технологических платформ; подготовка предложений об утверждении перечня и внесении изменений в него; подготовка предложений по мерам государственной поддержки и содействию эффективной реализации технологических платформ и содействие распространению лучшей практики формирования и реализации технологических платформ.
Правительственная комиссия принимает решение об утверждении перечня технологических платформ на основании представленных рабочей
7 См.: Мошкова Д.М. Технологические платформы как субъекты финансовых правоотношений // Предпринимательское право. 2013. № 3. С. 23.
8 СПС «КонсультантПлюс». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=518321;div=LAW;dst=100002, 1;гпс1=189271.1478002979209797
группой предложений и аналитической записки о предполагаемых мерах государственного содействия эффективной реализации технологических платформ.
В ходе реализации деятельности технологических платформ осуществляются:
• разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
• формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры;
• разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы;
• создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.
В рамках технологических платформ обеспечивается разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в на-
учно-технологической и инновационной сфере, в том числе в части уточнения тематики НИОКР, поддерживаемых государством, совершенствования механизмов стимулирования инновационной деятельности; совершенствования технического регулирования; определения перспективных требований к качественным характеристикам продукции (услуг), закупаемых для государственных нужд; уточнения программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием; определения направлений международного научно-технологического сотрудничества и пр.
Результаты деятельности технологических платформ учитываются при планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-технической и инновационной деятельности.
Учитывая значение технологических платформ для разработки и производства инновационной продукции, необходимо само понятие технологической платформы разработать с учетом его определения в Договоре о ЕАЭС и включить в Закон о промышленной политике, а также предусмотреть в Законе порядок формирования, утверждения технологических платформ, их исполнения и контроля.
Модернизации экономики и инновационное развитие России
Следует отметить, что на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России принято решение по созданию Агентства по технологическому развитию, при участии которого будут решаться вопросы импортозамещения, возникающие в рамках национальной технологической инициативы, сбора и актуализации данных о существующих технологиях в России и за рубежом, привлечения передовых технологий. При разработке проекта Поло-
жения об Агентстве следует продумать вопрос о его полномочиях относительно технологических платформ.
В Законе о промышленной политике предусмотрены различные меры стимулирования производства промышленной продукции, состоящих из мер финансовой поддержки предпринимателей товаропроизводителей, в том числе осуществляемой за счет специально созданных государственных фондов развития промышленности. Такие меры поддержки предполагается
оказать производителям в сфере транспортного машиностроения, автомобильной промышленности, легкой промышленности, сельского хозяйства и др. Так, Распоряжением Правительства РФ от 21.01.2016 г. № 57-р утверждена Программа поддержки транспортного машиностроения на 2016 г.9
Поскольку одной из основных целей Закона является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному (п. 1 ч.1 ст.4), в специальной ст. 12 Закона перечислены меры поддержки научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики, включая предоставление субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов, размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; стимулирования инновационной деятельности в хозяйственных обществах с государственным участием; стимулирования спроса на инновационную продукцию, в том числе посредством нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; стимулирования деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве.
Между тем, эффективность предпринимаемых мер по преодолению кризиса и переходу на путь инновационной экономики в немалой степени зависит от согласованной промышленной политики государств - участников ЕАЭС. Так, в настоящее время, как сообщается в печати, успешно реализуется ряд крупных межгосударственных инновационных проектов в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудни-
9 СПС КонсультантПлюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/ ;ГПС=189271.30238009419399914
Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан
чества государств - участников СНГ на период до 2020 г., утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18.10.2011 г., в которой одной из подпрограмм является «Развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере („Кооперация")», предусматривающая, в том числе, совместное участие в технологических платформах.
Учитывая схожесть технологических укладов и наличие достаточно тесных кооперационных связей между предприятиями государств - членов ЕАЭС, координация промышленной политики может способствовать созданию совместных предприятий, обеспечивающих создание высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Достижению этой и иных целей должны способствовать следующие инструменты, определенные в Договоре ЕАЭС:
1) стимулирование взаимовыгодной промышленной кооперации в целях создания высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции;
2) совместные программы и проекты при участии государств-членов на взаимовыгодной основе;
3) совместные технологические платформы и промышленные кластеры;
ine.cgi?req=doc;base=LAW;n=193050;div=LAW;dst=100004,1
4) иные инструменты, содействующие развитию промышленного сотрудничества.
Проведение согласованной промышленной политики в ЕАЭС осуществляется и на двусторонней основе. Так, отличительной особенностью
взаимоотношений России с Беларусью по сравнению с другими государствами является возможность согласования и координации взаимодействия в сфере промышленности на уровне регионов.
В России действуют советы по торгово-экономическому сотрудничеству субъектов Российской Федерации с Беларусью. Такие советы могут рассматриваться как элементы инфраструктуры поддержки промышленности10. В рамках двустороннего сотрудничества обсуждается перспективы создания совместных предприятий, торговых домов, налаживания кооперационных связей в промышленности.
Нормативно-правовые акты и литература:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014г.).
2. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 18.10.2011 г.
3. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЭ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков».
6. Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2016 г. № 57-р «Об утверждении Программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 г.».
7. Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 г., Протокол № 4 «Об утверждении Порядка формирования перечня технологических платформ».
8. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».
9. Бибиков В. Правила командной игры (Союзное государство взялось решение важнейшей интеграционной задачи) // Союз. Приложение к Российской газете от 24.12.2015 г. № 48 (724).
10. Мошкова Д.М. Технологические платформы как субъекты финансовых правоотношений/предпринимательское право. 2013. № 3.
10 Бибиков В. Правила командной игры (Союзное государство взялось решение важнейшей интеграционной задачи) // Союз. Приложение к Российской газете от 24.12.2015 г. № 48 (724). С. 3.