Научная статья на тему 'Влияние национального и конфессионального аспекта идентификации бенгальцев на формирование независимого государства Бангладеш'

Влияние национального и конфессионального аспекта идентификации бенгальцев на формирование независимого государства Бангладеш Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние национального и конфессионального аспекта идентификации бенгальцев на формирование независимого государства Бангладеш»

О. Меренкова,

публицист

(Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И КОНФЕССИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА ИДЕНТИФИКАЦИИ БЕНГАЛЬЦЕВ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА БАНГЛАДЕШ

Бангладешцы - жители государства Бангладеш в Южной Азии; само его название в переводе означает «Страна бенгальцев». Бенгальцы также проживают и в индийском штате Западная Бен-галия. Другое название Бангладеш - Восточная Бенгалия. До середины XX в. Бенгалия входила в состав Индии, которая в то время еще находилась под контролем английских властей. В 1947 г. Индия была провозглашена независимым государством, однако ее территория была поделена по конфессиональному признаку. Из состава Индии были исключены населенные мусульманами территории на западе и востоке (Восточная Бенгалия), в то время объединенные как единое государство Пакистан.

Современное суверенное государство Бангладеш возникло 26 марта 1971 г., вследствие отделения Восточной Бенгалии от Пакистана. В отличие от населения Западной Бенгалии (преимущественно индусов), большинство жителей Бангладеш исповедуют ислам.

Идеология существования особой бангладешской нации, отличной от пакистанской или западно-бенгальской, лежит в основе политики этого молодого независимого государства. Впервые ислам появился на территории Бенгалии еще в XIII в. вместе с армиями мусульманских завоевателей. Однако это не означает, что население Бенгалии, особенно ее восточных областей, насильственно обращалось в ислам. Еще до прихода ислама суровые ограничения кастовой системы и социальная организация, характерные для всего индусского населения, в Бенгалии несколько смягчались благодаря влиянию буддизма. Уже в переписи 1872 г., проведенной среди населения всей Бенгалии (включавшей в себя не только современное государство Бангладеш, а еще и индийские провинции Западная Бенгалия и Ассам), выявилось, что ислам в этом регионе стал преобладающей конфессией.

К XIX в. Западная и Восточная Бенгалия оказались в оппозиции друг другу по конфессиональному признаку. На западе преобладали помещики-индусы, на востоке - крестьяне-мусульмане. В 1906 г. в Дакке (самом большом городе Восточной Бенгалии) была учреждена Индийская Мусульманская Лига (The Indian Muslim League). В начале XX в. англичане попытались разделить Бен-галию на Западную и Восточную провинции для более удобного администрирования в рамках колониальной стратегии «разделяй и властвуй». Мусульманские лидеры во многом приветствовали этот раздел, поскольку он открывал новые экономические возможности и рабочие места. Индусы категорически не желали этого раздела и рассматривали его как попытку ущемления общенационального достоинства. Они призывали народ вспомнить о своем общем культурном наследии, о региональной независимости, а также о единстве бенгальской нации.

Несмотря на поддержку мусульман, в то время Бенгалия так и не была разделена. Однако разделение бенгальского общества «индусы-мусульмане» со временем становилось все заметнее. Бенгальские мусульмане составляли примерно половину всех жителей Бенгалии и были самой многочисленной этнической группой среди всех индийских мусульман. С начала XX в. они лидировали в среде мусульманских сепаратистов, которые находили поддержку среди растущего среднего класса.

Ставя себя в один ряд с мусульманами севера и северо-запада, мусульмане Бенгалии предпочли временно игнорировать этнические различия между ними, включающие в себя расовые, культурные и языковые особенности. Они предпочли идентифицировать себя с мусульманами-небенгальцами для реализации мечты о «южноазиатской мусульманской родине» и ради своих экономических и политических интересов. В данном случае религия оказалась «той маской, скрывающей значительные культурные различия, которые отличали мусульман Бенгалии от остальных мусульман Южной Азии».

В этом политическом ходе, как оказалось в дальнейшем, была заложена реальная возможность будущего распада Пакистана и выделения мусульман Восточной Бенгалии в качестве отдельной этнической группы. Вскоре после образования независимого государства Пакистан в его восточной части стало возрастать недовольство относительно более низкого статуса Восточного Пакистана по отношению к Западному. Западный Пакистан был доминирующей частью страны, как в политическом, так и в эко-

номическом аспекте, несмотря на то что восточное крыло поставляло огромное количество ресурсов.

Следующим важным фактором, позднее повлиявшим на дальнейший раздел страны, стало решение западно-пакистанской администрации в 1948 г. о признании языка урду единственным государственным языком в стране. Только в 1954 г. бенгальским пакистанцам удалось провести закон о признании бенгальского языка вторым государственным языком после урду. Таким образом, взаимоотношения между силами Западного и Восточного Пакистана, которые были весьма противоречивыми уже изначально, так и не смогли стать более спокойными. Ситуацию также обострили и обоюдные высказывания политиков обеих частей страны относительно друг друга, принижающие заслуги тех и других по отношению к стране. В 1970 г. на всеобщих выборах в Пакистане восточно-пакистанские мусульмане получили численное превосходство. Кроме того, они приняли решение о «смене этничности».

В 1940 г. восточно-пакистанские мусульмане квалифицировали себя как «мусульмане, живущие в Бенгалии», и это помогло им войти в состав страны как Восточному Пакистану. Уже в 1970 г. эти же люди пришли на выборы в Пакистане, считая себя, прежде всего, «бенгальцами, исповедующими ислам», и одержали победу. Через год в результате Освободительной войны 1971 г. было образовано независимое государство Бангладеш.

Эти события могут послужить наглядным примером того, как способность этнической группы менять отношение к собственной этничности приводит к серьезным политическим, экономическим и культурным изменениям. В данном случае, благодаря смене этничности, бенгальцам удалось сформироватъ собственное государство. Если в первом случае акцент в самоидентификации ставился на общей религии, то во втором - на значительных культурных отличиях, особенностях национальной культуры, языковых различиях.

После образования независимого государства Пакистан мусульмане Бенгалии снова сменили свой главный идентификационный признак. На смену общей религии пришло национальное самосознание и ощущение себя в большей степени бенгальцами, нежели мусульманами. Однако это совсем не означает, что общий религиозный фактор был забыт, просто его значимость временно была завуалирована.

На сегодняшний момент ислам остается главной государственной религией государства Бангладеш, нисколько не умаляя

ценности других признаков (расовых, культурных и лингвистических) бенгальской этничности. Данный пример подтверждает, что не существует фиксированных признаков этничности или этнической самоидентификации. Некоторые из них вполне могут изменяться в зависимости от политической и экономической ситуации, терять или приобретать большую или меньшую важность в общей системе ценностей.

«Этнические процессы в глобальном мире», СПб., 2010 г., с. 13-16.

Андрей Бакланов,

кандидат исторических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Королевстве Саудовская Аравия БЕН ЛАДЕН - ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

В ноябре 2000 г. я прибыл в Эр-Рияд в качестве нового российского посла. Как это всегда бывает, был составлен список наиболее влиятельных политических деятелей и представителей деловых кругов страны, с которыми было бы полезно установить контакты. Сравнивая рекомендованный список бизнесменов с данными о самых крупных компаниях Саудовской Аравии, я обратил внимание на то, что из него были исключены некоторые корпорации. Это, в частности, относилось и к группе бен Ладенов, входивших в десятку крупнейших семейных бизнес-сообществ страны, обладавших многомиллиардными состояниями. Причиной этого стали весьма примечательные обстоятельства.

Компания бен Ладенов рассматривалась как консервативное объединение, традиционно имевшее особые, очень доверительные отношения с правящим домом Саудов и специализировавшееся на возведении объектов в Мекке и Медине, в самой сердцевине святых мест мусульман, куда съезжались паломники со всего света. Получение заказов на строительство мечетей, гостиниц и других сооружений в этом районе было свидетельством самого благоприятного отношения к этой компании со стороны короля Саудовской Аравии, именуемого в стране «Хранителем Двух Святынь» (крупнейших мечетей в Мекке и Медине), его окружения, в целом религиозной и административной верхушки государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.