Соломатина Г.Н. ©
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический
институт»
ВЛИЯНИЕ НАСИЛИЯ В КРОВНОЙ СЕМЬЕ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
Аннотация
В статье рассматриваются адаптационные процессы приемного ребенка к условиям замещающей семьи, а также основные поведенческие реакции приемного ребенка, перенесшего насилие в кровной семье. Материалы данной статьи могут быть полезны педагогам-психологам, учителям, а также приемным родителям.
Ключевые слова: социальное сиротство, приемный ребенок, замещающая семья.
Keywords: social orphanage, foster child, foster family.
В последние годы, говоря о проблеме сиротства, чаще всего имеется в виду социальное сиротство. К категории детей - социальных сирот относят детей, брошенных своими кровными родителями или отобранных у родителей вследствие невыполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Очень трудно выделить все причины социального сиротства, поскольку это многоаспектная проблема. Среди основных причин можно назвать: отказ от своего ребенка в младенческом возрасте; принудительное изъятие ребенка из семьи; недееспособность родителей, в том числе из-за психических заболеваний; социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, безработица родителей, не здоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев [1; 9].
Дети - социальные сироты, как правило, испытали на себе жестокое отношение близких, пренебрежение их потребностями и интересами. Такие дети были лишены эмоционально-положительного общения в семье, дающего в благоприятных условиях начальный адаптационный потенциал [9]. В результате чего они изначально лишены важнейшего этапа ранней социализации, когда в семье приобретается первоначальный социальный опыт [4]. Депривированные условия развития ребенка - социального сироты осложняет процесс дальнейшей социализации личности, который зачастую носит деструктивный характер. Поэтому остро стоит проблема устранения негативного социального опыта в кровной семье через создание соответствующих общественных институтов.
В настоящее время государство создает условия для организации замещающих семей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главенствующим направлением государственной политики в области жизнеустройства детей-сирот является определение их в замещающие семьи, т.е. в семьи, в которых воспитательные задачи решаются не кровными родителями. Социальный институт замещающей семьи призван восполнить утраченный семейный микросоциум. Только в семье у ребенка формируется адекватное полоролевое поведение. На основе навыков полоролевого поведения, приобретенных в детском возрасте, личность способна в дальнейшем создать прочную собственную семью. Поэтому семейные формы воспитания признаются наиболее
эффективными для успешной адаптации и социализации детей-сирот [4; 5; 6; 7].
Проблема адаптации ребенка-сироты к условиям замещающей семьи в настоящее время приобрела особую актуальность, что обусловлено специфическими трудностями воспитания ребенка-сироты и, как следствие этого, возвратами детей в детские дома.
© Соломатина Г.Н., 2015 г.
В наших исследованиях мы выявили особенности адаптации детей-сирот к условиям замещающей семьи [8]. На основе анализа протоколов бесед с приемными родителями мы выделили четыре стадии адаптации:
- Шоковое (стрессовое) состояние ребенка, которое возникает в результате кардинальной смены условий жизни ребенка.
- Стадия социально-бытовой ориентации. Знакомясь с бытовой обстановкой, у ребенка расширяются и социальные связи. Эта стадия характеризуется тем, что ребенок активно изучает реакцию окружающих взрослых и детей на разные ситуации взаимодействия окружающих. Он пытается применить различные модели поведения при общении с приемными родителями. Поведение приемного ребенка отличается эмоциональной возбудимостью и истеричностью. Появляется эмоциональная зависимость от матери. Вместе с тем он демонстрирует безразличие и небрежность пользования предметами быта.
- Стадия формирования ролевых установок. В этот период ребенок активно усваивает социальные роли, узнает социальные статусы. Он начинает осознавать собственную позицию в новой семье, пытается определить для себя стиль поведения с «новой» мамой, что способствует установлению ролевой позиции мать-ребенок. На этой стадии ребенок уже выделяет приемную мать из всего окружающего его социума, начинает принимать участие в совместной деятельности с приемными родителями. В самостоятельную деятельность он начинает переносить наблюдаемые стереотипы поведения детей, с которыми он взаимодействует. Происходит постепенная дифференциация социальных норм в системе общественных отношений.
- Стадия самоутверждения. Приемный ребенок начинает стремиться к достижению определенного общественного статуса. Он начинает отстаивать собственные интересы, подчеркивать свою значимость любыми путями, чаще через агрессию. У него появляются собственные стереотипы поведения. Ребенок уже уверен в стабильности семейных отношений, доверяет приемным родителям.
Постепенный переход из одной стадии в другую обеспечивает позитивные изменения в социальном развитии каждого ребенка, принятого на воспитание в семью, и способствуют успешной адаптации к условиям замещающей семьи.
Однако практико-ориентированные исследования показывают, что, несмотря на кажущиеся благополучные условия воспитания приемных детей в замещающих семьях, они по-прежнему испытывают значительные сложности в адаптации в современном обществе и зачастую становятся детьми группы риска. Проблемы школьной неуспеваемости, сложности взаимоотношений, как со сверстниками, так и с педагогами приводят к появлению и закреплению деструктивных форм поведения. Эти проблемы обусловлены негативным социальным опытом ребенка-сироты в период жизни в неблагополучных кровных семьях и в интернатных учреждениях.
Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на адаптационные процессы, является пережитое насилие в кровных семьях.
Как правило, приемные родители сталкиваются уже с отдаленными последствиями насилия над детьми в кровных семьях, которые проявляются в нарушениях физического и психического развития ребенка, различных соматических заболеваний. После перенесенного насилия у детей возникают нарушения формирования личности, затрагивающие мотивационную и эмоционально-волевую сферы и вызывающие характерологические нарушения. Закономерно, что стойкие личностные изменения влияют на поведенческие реакции приемного ребенка, которые и ставят в тупик взрослых, воспитывающих приемного ребенка [2].
Перечислим наиболее часто встречающиеся поведенческие реакции приемных детей, являющиеся следствием пережитого насилия в кровных семьях:
Отрицание всего нового — отрицание взаимодействия с новыми людьми, отрицание новых игр, игрушек, продуктов питания, одежды и т.д. Такое поведение чаще всего
обусловлено страхами приемного ребенка, которые связаны, в первую очередь, с резкой переменой социальной ситуации: переездом в новую для ребенка обстановку, со
взаимодействием с новым социальным окружением. Ребенка постоянно преследуют страхи физического насилия, он постоянно ожидает нападения со стороны окружающих. В адаптационный период приемного ребенка угнетает и страх возврата в детский дом или кровную семью.
Истерическое поведение, которое, по сути, представляет собой крайнюю степень нервного напряжения. Проявляются истерики громким криком, плачем, разбрасыванием вокруг себя любых предметов, выкрикиванием угроз, ненормативной лексики. Как правило, у приемных детей истерическое поведение связано с неспособностью выразить свои чувства и эмоции, особенно положительные. Такое поведение обусловлено и с формированием новой системой правил поведения в новых для ребенка условиях замещающей семьи, с изменением самого ребенка, его мировосприятия, активным приспособлением его к новым социальным условиям. Ребенок на подсознательном уровне стремится оказать сопротивление этим изменениям. Как правило, это сопротивление проявляется истерическими реакциями.
Фантазирование является ответной реакцией на негативный жизненный опыт. Прошлое приемного ребенка, как правило, связано с отрицательными воспоминаниями, вызывающие неприятные ощущения, чувство обиды на жизнь, стыда за своих неблагополучных родителей, стыда за свое прошлое. Поэтому они начинают, как бы заполнять свое прошлое воображаемыми образами и вымышленными событиями, пытаясь переконструировать негативные события своей жизни. В связи, с чем их воспоминания о прошлой жизни начинают смешиваться с вымышленными картинами.
Вранье у приемных детей связано, чаще всего, с боязнью наказаний, особенно физических. Вранье приемных детей часто смешивается с фантазированием, появляется стойкая привычка врать по любому поводу.
Аутоагрессия - нанесение самому себе нежелательных действий (выстригание волос, нанесение себе нарезов, расцарапывание себя и т.д.). Часто аутоагрессия возникает в результате в ответ на критику, замечания. Причиной аутоагрессии является чувство вины и стыда за своих родителей, чувство ненужности, заброшенности и обделенности.
Избегание социальных контактов часто сопровождает поведение приемного ребенка в случаях эмоциональной усталости. Ребенок прячется от взрослых и сверстников в самых невероятных местах, например, в туалете в школе, в библиотеке и т.д.
Постоянное ожидание телесных наказаний проявляется при сердитом обращении к ребенку, случайном взмахе руки, эмоциональном повышении тона речи взрослого и т. д. Реакция ребенка - частое моргание, желание сжаться, закрыться руками.
Вспышки агрессивности проявляются в желании сделать больно другим. Дети могут демонстрировать мстительность, враждебность по отношению к другим детям и взрослым. И в кровных семьях, и в условиях интернатного учреждения для детей-сирот агрессия действительно была средством выживания.
Чрезмерная потребность внимания. В социальном опыте ребенка-сироты отсутствовало положительное внимание кровных родителей. Чаще всего в кровной семье они получали в основном только отрицательное внимание в виде физического и морального насилия. Поэтому мотив хорошего поведения у социальных сирот не формируется, но желание привлечь внимание взрослого присутствует. Ребенок обращает внимание взрослых привычными для себя способами, чаще всего негативными (разбить, испортить вещь, истеричными реакциями и т. п.).
Неуверенность в будущем. Даже в повседневных ситуациях ребенок испытывает беспокойство, тревожность, жизнь для него непредсказуема.
Ннеустойчивость самооценки, проявляющаяся от чувства «я избранный» до «я плохой», «я хуже всех».
Таким образом, трудности и проблемы воспитания и взаимодействия ребенка-сироты с приемными родителями в адаптационный период являются закономерными. Проблемы
взаимоотношений в замещающей семье обусловлены следующими факторами: личностными особенностями детей-сирот и приемных родителей; предыдущим социальным опытом ребенка (как позитивного, так и негативного); конкретными новыми социальными условиями воспитания ребенка; длительностью пребывания ребенка в детском доме и др. Одним из основных факторов, осложняющих процесс адаптации, является пережитое насилие в кровных семьях. Знания об особенностях социальной адаптации ребенка-сироты к новым социальным условиям помогут приемных родителям не только лучше организовать взаимодействие с ним, но и создать благоприятный социально-психологический климат в семье.
Литература
1. Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в Россини (на примере Самарской области) / Актуальные проблемы семей в России: Сборник научных статей / Под ред. Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С. 74 - 91.
2. Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.Н. Помощь детям - жертвам насилия. - М.: Генезис, 2006. - 112 с.
3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997. - 144 с.
4. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М: ТООО «Симс», 1995. - 177 с.
5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис, 2006. - 368 с.
6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб: Питер, 2005. - 400 с.
7. Семья Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа // Детский дом, 2005. - № 4 (17). - С 2 - 7.
8. Соломатина Г.Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи // Вопросы психологии, 2008. № 6. - С. 76 - 82.
9. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 628 с.