Научная статья на тему 'Влияние наработки с начала эксплуатации строительных и дорожных машин на показатели эффективности их использования'

Влияние наработки с начала эксплуатации строительных и дорожных машин на показатели эффективности их использования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
258
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Максименко А. Н., Макацария Д. Ю., Кутузов В. В., Кутузова Е. В., Зезюлина Е. В.

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности использования строительных и дорожных машин (СДМ) с учетом изменения трудоемкости, себестоимости машиночаса Смч и плановорасчетной цены (ПРЦ) в зависимости от их наработки с начала эксплуатации и использования информационных технологий. Предложена методика определения себестоимости машиночаса эксплуатации СДМ с учетом изменений трудоемкости и затрат на поддержание и восстановление их работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Максименко А. Н., Макацария Д. Ю., Кутузов В. В., Кутузова Е. В., Зезюлина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the operating time from the beginning of operation of building and road machines on parameters of efficiency of their use

Questions of estimation of building and road machine use efficiency are considered in the article taking into consideration change of labour input, the cost price of operation hour and the scheduled calculated price depending on their operating time from the beginning of operation and use of information technologies. The technique of the cost price estimation of machine hour of operation of machines is offered in the paper. Labour input changes and expenses for maintenance and restoration of their serviceability have been taken into account.

Текст научной работы на тему «Влияние наработки с начала эксплуатации строительных и дорожных машин на показатели эффективности их использования»

УДК 625.8

А. Н. Максименко, канд. техн. наук, доц., Д. Ю. Макацария, В. В. Кутузов,

Е. В. Кутузова, Е. В. Зезюлина

ВЛИЯНИЕ НАРАБОТКИ С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН НА ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности использования строительных и дорожных машин (СДМ) с учетом изменения трудоемкости, себестоимости машиночаса Смч и плановорасчетной цены (ПРЦ) в зависимости от их наработки с начала эксплуатации и использования информационных технологий. Предложена методика определения себестоимости машиночаса эксплуатации СДМ с учетом изменений трудоемкости и затрат на поддержание и восстановление их работоспособности.

Одним из основных показателей эффективности использования СДМ являются трудоемкость на поддержание и восстановление их работоспособности, себестоимость машиночаса, которые значительно изменяются в процессе наработки с начала эксплуатации. Эти изменения связаны со снижением годовой наработки из-за увеличения простоев в ремонтах и трудоемкости на поддержание и восстановление работоспособности СДМ. Потери времени на техническое обслуживание (ТО) и ремонты составляют 5-30 % годового фонда рабочего времени. Меньшее значение соответствует новой машине (наработка до 2000 моточасов), большее соответствует наработке, превышающей 0,5 ее ресурса. При этом трудоемкость и потребность в запчастях на поддержание и восстановление работоспособности на 1000 моточасов изменяется в 5-6 раз в процессе ее наработки с начала эксплуатации [5]. В соответствии с используемой методикой [1] себестоимость машиночаса СДМ не учитывает этих изменений и определяется по формуле

Смч - Ззп + Зэн + Зос + Зпб + За + З

тор 5

где Ззп - заработная плата машинистов, р./маш.-ч; Зэн - затраты на энергоносители и смазочные материалы, р./маш.-ч; Зос - затраты на сменную оснастку, р./маш.-ч; Зпб -затраты на перебазирование, р./маш.-ч; За -амортизационные отчисления, р./маш.-ч; Зтор - затраты на техническое обслуживание и ремонты, р./маш.-ч.

Все составляющие себестоимости 1 маш.-ч этой зависимости можно представить двумя подгруппами: первая

включает составляющие Ззп, Зэн, Зос, Зпб, которые, как правило, не изменяются в процессе увеличения наработки машины; вторая, соответственно, За, Зтор, изменяющиеся с ростом наработки машины.

Составляющие Смч первой подгруппы можно определять в соответствии с [1], а За и Зтор вычислять с учетом наработки машины с начала эксплуатации.

Сумма годовых амортизационных отчислений Зга определяется по известной методике по формуле

Зга =

с • На

100

• К.

где С - балансовая стоимость техники с учетом переоценок, р.; На - норма амортизационных отчислений, %; Кин - коэффициент изменения нормы амортизационных отчислений в зависимости от условий эксплуатации, режимов работы и других условий (ускоренная или замедленная амортизация).

Амортизационные отчисления на 1 маш.-ч рабочего времени определяются с учетом количества часов рабочего времени Тч в год или сезон:

З

За = ,

Годовое количество рабочего времени с учетом процесса старения СДМ можно определять по формуле

Тч = Д • Ксм • Тсм,

где Ксм - коэффициент сменности; Тсм -продолжительность смены, ч; Д - количество рабочих суток в году.

Количество рабочих суток в году определяется исключением из календарного времени года числа суток перерывов и простоев машины по всем причинам:

Д = Дк - (Дв + Дпб + Дм + Дн +

+ До + Дрем + Вк),

где Дк - количество календарных дней в году; Дв - количество выходных и праздничных дней; Дпб - количество дней на перебазирование, монтаж и демонтаж СДМ; Дм - количество дней перерывов по неблагоприятным метеоусловиям; Дн - количество дней непредвиденных перерывов в работе машин; До - количество дней, затраченное на ожидания ремонта, доставку на ремонтное предприятие и обратно; Дрем - количество дней нахождения СДМ в технических обслуживаниях и текущих ремонтах (ТР); Вк - количество дней нахождения машины в капитальном ремонте (КР), включается только в год его проведения.

Количество суток перерывов и простоев по всем видам Дп, кроме Дрем, не зависит от наработки и определяется по известной методике [1-3].

Простои СДМ в технических обслу-живаниях и текущих ремонтах предлагается определить по формуле

Дрем = (Дк - Дп) • (1 - Кти) • Кп

где Кп - коэффициент перехода сменного рабочего времени к моточасам, определяется статистической обработкой внутри-сменного использования машины по времени; Кти - коэффициент технического использования, определяется с учетом наработки СДМ с начала эксплуатации по методике, изложенной ранее [4, 5].

Затраты на ТО, текущий и капитальный ремонты определяются по формуле

Зтор Кц ‘ (Зтзар + Змат + Зпрм) + Зк,

где Кц - коэффициент цеховых затрат при производстве ТО и текущего ремонта, Кц = 1,1; Зтзар - заработная плата рабочих, занятых ТО и текущим ремонтом, р./маш.-ч; Змат - затраты на запасные части, ремонтные материалы и энергоносители, р./маш.-ч; Зпрм - затраты на эксплуатацию передвижной ремонтной мастерской (ПРМ) при проведении ТО и ремонта на объекте, р./маш.-ч; Зк - затраты на капитальный ремонт, р./маш.-ч.

Затраты на заработную плату определяются трудоемкостью работ и средним тарифным разрядом ремонтных рабочих:

Зтзар = Тр

С • К

мір ттор

тор

Т.

• К.

пр :

мрв

где Тртор - трудоемкость работ на технические обслуживания и текущие ремонты, чел.-ч; См1р - месячная тарифная ставка первого разряда, действующая в организации, р.; Кттор - тарифный коэффициент ремонтных рабочих; Тмрв -среднемесячное рабочее время, ч; Кпр -коэффициент премиальных доплат.

Трудоемкость и стоимость запасных частей для поддержания и восстановления работоспособности машин в планируемом году определяются по карточке учета их эксплуатации. При отсутствии этой информации суммарная трудоемкость ТО, текущего ремонта и сезонного обслуживания (СО) рассчитывается по формуле

(

Тртор =

Кто1 • Трто1 + Кто2 • Трто2 + Кт • Тр

Тк

Л К'

К.

ч п / ти

где Кто1, Кто2, Кт - количество ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта в межремонтном цикле соответственно; Трто1, Трто2, Трт, Трсо - нормативная трудоемкость ТО-1, ТО-2, Т, СО, чел.-ч; Тк - пе-

риодичности проведения капитального ремонта, моточас; К'ти - среднее значение коэффициента технического использования:

К' =

Т.

Тк + Кто1 • Вто1 + Кто2 • Вто2 + Кт ' Вт

где Вто1, Вто2, Вт - продолжительность проведения ТО-1, ТО-2 и Т соответственно, ч.

Затраты на запасные части и ремонтные материалы определяются по формуле

Змат Зтзар ‘ Км

1и ■ Кт

где Кмат - коэффициент перехода от основной заработной платы ремонтных рабочих к стоимости запасных частей и ремонтных материалов; 1и - индекс перехода к текущим ценам; Кт - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы (принимается в размере 1,07, т. е. 7 %).

С учетом себестоимости машиночаса планово-расчетная цена (ПРЦ) определяется в соответствии с методикой [1] по формуле

ПРЦ = Смч + Нр + Пн + Пз + Н ,

где Нр - накладные расходы; Пн - плановые накопления; Пз - прочие затраты; Н -налоги и отчисления.

Накладные расходы определяются по формуле

Нр = ЗБ

К,

100

• I™ • 0,996,

где Зб - зарплата в базовом году, р.; Кнр -процент начисления накладных расходов от заработной платы; 1нр - индекс роста накладных расходов по отношению к базовому году (нормативные документы).

Заработная плата в накладных расходах определяется по формуле

К

ЗП„ = Н^ • где Кзпн - процент заработной платы в накладных расходах.

Плановые накопления определяются по формуле

К

Пн = Зб • —• Iпн • 0,96,

н Б 100 пн

где Кпн - процент начисления плановых накоплений от заработной платы,

Кпн = 150,53 %; 1пн - индекс роста плановых накоплений по отношению к базовому году (нормативные документы).

Заработная плата в плановых накоплениях определяется по формуле

ЗП = П„

К,

100

где Кзпп - процент заработной платы в плановых накоплениях.

Прочие затраты определяются по формуле

П = Д + В + С ,

з гЛ от л нс ’

где Дот - дополнительные отпуска, р.; Вл - выслуга лет, р.; Снс - обязательное страхование от несчастных случаев, р.

Начисления дополнительного отпуска определяются по формуле

Дот = ЗЗП

К

100

где Ззп - заработная плата машинистов; Кдо - процент начисления дополнительного отпуска.

Выплаты за выслугу лет определяются по формуле

К.

В— ’З ^"вл

л З ЗП • ,

л ЗП 100

где Ззп - заработная плата машинистов; Квл - процент начисления выплат за выслугу лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательное страхование от несчастных случаев определяется по формуле

Снс = (Ззп + Зтзар + Зкзар + Ззппб +

+ЗПнр + ЗПпн)

К

100

где Ззп - заработная плата машинистов; Зтзар - заработная плата рабочих, занятых ТО и ТР , р./маш.-ч; Зкзар - заработная плата рабочих, занятых КР, р./маш.-ч;

Ззппб - заработная плата машиниста техники за время перебазировки, р.; ЗПнр - заработная плата в накладных расходах; ЗПпн -заработная плата в плановых накоплениях; Кос - процент начисления обязательного страхования от несчастных случаев.

В планово-расчетную цену 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин включаются все виды налогов, действующих в Республике Беларусь, согласно нормативным документам. Налоги и отчисления определяются по формуле

Н = Эн + Иф + Сим + Ссоц + Нсх,

где Эн - экологический налог, р.; Иф - отчисления в инновационный фонд, р.; Сим -обязательное страхование имущества, р.; Ссоц - отчисления на социальное страхование, р.; Нсх - с.-х. налог, р.

Отчисления в инновационный фонд определяются по формуле

Иф = (Смч + НР + Пн) •

К

иф

100

где Нр - накладные расходы; Пн - плановые накопления; Киф - процент выплат в инновационный фонд.

Отчисления на социальное страхование определяются по формуле

К

Ссоц (Ззп + Зтзар + Зкзар + Ззппб ) Ю0 ’

где Ксс - процент начисления на социальное страхование.

Сельскохозяйственный налог определяется по формуле

Нсх =(Зз

К.

100

где Ксх - процент начисления с.-х. налога.

Планово-расчетная цена машиночаса с налогами определяется по формуле

ПРЦн = ПРЦ + Еп + НДС,

где Еп - единый платёж в местные и республиканские фонды:

Еп = ПРЦ

К.

100 - К.

где Кеп - процент начисления единого платежа.

НДС определяется по формуле

НДС = (ПРЦ + Еп ) •

К,

100 ’

где Кндс - процент начисления НДС.

Определение Смч и ПРЦ для каждой машины парка с использованием информационных технологий возможно в соответствии с предложенным алгоритмом (рис. 1). В основу его создания положены предложения авторов и существующая методика определения Смч и ПРЦ. Алгоритм реализован с использованием языка программирования Бе1рЫ с определением Смч и ПРЦ с учетом и без учета старения СДМ.

На рис. 1 приняты следующие обозначения: Нф - наработки с начала эксплуатации или после капитального ремонта; А1 и А2 - эмпирические коэффициенты для каждого типа машины; Ктм -тарифный коэффициент машинистов, управляющих строительной техникой; Рм - число машинистов, управляющих строительной техникой; Ксо - коэффициент перехода от стоимости топлива к стоимости смазочных материалов; Зэд, Зээ, Зэг, Зэб - затраты на энергоносители на 1 маш.-ч для машин, работающих на дизельном топливе, для техники с электродвигателями, для техники, использующей газ, с бензиновым двигателем соответственно, р.; Ь - среднее расстояние перебазировки до объекта, км; Ндвд -линейная норма расхода дизельного топлива при движении на 100 км (самоходные машины), л; Тдв - время, затраченное механизмом на перебазировку, ч; Нэд - норма расхода дизельного топлива, л/единицу времени работы машины под нагрузкой; Цд - цена дизельного топлива, р./л; Кобщ - суммарный коэффициент, учитывающий изменение норм расхода топлива; Ц - тариф 1 кВт-ч электроэнергии с учетом валютного коэффициента, р./кВт-ч; п - число электродвигателей;

Марка машины

Наработка с начала эксплуатации Коэффициент сменности

{коэффициент технического использования

Простои в технических обслуживаниях и Ітекущих ремонтах

Количество рабочих суток в году

|годовой фонд времени Амортизационные отчисления

ІЗатратьі на оплату и стимулирование труда Імашинистов

|Среднее значение коэффициента технического использования

КТ0-ГТрТ01+КТ02^ТрТ02+КТ-Трт + 2 • ТрСО 1 К ТИ

Тк Тч • Кп Г Кти

—р

Суммарная трудоемкость ТО-1, ТО-2, Т и сезонного обслуживания

С • К

О _ Тп ^м1р ттор Iг

Зтзар Тртор • т ^ КпР

О

-[затраты на заработную плату

Рис. 1. Алгоритм определения себестоимости и ПРЦ машиночаса СДМ с учетом их наработки с начала эксплуатации

ТрТ0Р

Змат 3Тзар ' Кмат - 1И ■ Кт

_|з

Затраты на запасные части и ремонтные материалы

З = ^ппрм • К • Зпрм Т ' Кпрм '

У (Кто1 + Кто2 + Кт) +

+ (кто1 • + Кто2 • Вто_2 + Кт • Вт)

З = ТрК СМ1Р • Кттор

кзар

Т К Т I

[Затраты на передвижную ремонтную Тмастерскую

[Затраты на заработную плату рабочих, ^занятых капитальным ремонтом

Затраты на запасные части, ремонтные материалы и энергоносители при выполнении капитального ремонта

Затраты на перебазирование строительной техники спецсредствами

{Затраты на капитальный ремонт

Затраты на ТО, текущий и капитальный ремонты

ь©

{накладные расходы

{заработная плата в накладных расходах

Продолжение рис. 1 Транспорт

Окончание рис. 1

Кэ; - номинальная мощность каждого двигателя (паспортные данные), кВт; Ксі - коэффициент нагрузки электродвигателя; Кдзі - коэффициент дополнительных затрат (освещение рабочих мест, сигнализация); Ккпді - КПД электродвигателя по паспорту; Кпі - поправочный коэффициент на КПД, Кпі = 0,9-0,95; Нэг - норма расхода газа на 1 маш.-ч, л; Цг - цена газа на день разработки, р./л; Рдв - расход бензина при перебазировке самоходной техники, приходящийся на 1 маш.-ч работы, л/маш.-ч; Нэб -норма расхода бензина на 1 маш.-ч в летнее время, л; Цб - цена бензина соответствующей марки на день разработки, р./л; 'Упрм - средняя скорость движения машины технической помощи, км/ч; Зкзар - заработная плата рабочих, занятых капитальным ремонтом, р./маш.-ч; Зкмат - затраты на запасные части, ремонтные материалы и энергоносители, р./маш.-ч; Зт -затраты на транспортировку техники в капремонт, р.; Трк - нормативная трудоемкость капремонта, чел.-ч; пі - количество сменной оснастки данного вида на машине, м (шт.); Цоі - цена соответствующей единицы сменной оснастки, р.; Кос -коэффициент, учитывающий затраты на доставку сменной оснастки, Кос = 1,07; Кот - коэффициент, учитывающий затраты на установку сменной оснастки, Кот = 1,02; Тос - нормативный срок службы сменной оснастки; Збт - прямые затраты перебазируемой машины без затрат на энергоносители и сопутствующие материалы,

р./маш.-ч; V - средняя скорость передви-

жения самоходных машин, км/ч; Тоб

- время эксплуатации строительной машины на объекте в течение суток, маш.-ч; Зпм - затраты на перебазирование строительной техники спецсредствами, р.; А - среднестатистическое количество перебазирований техники в год по данным предшествующих лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по разработке планово-расчетных цен на работу машин и механизмов при производстве строительно-монтажных работ. - Минск : М-во архитектуры и стр-ва, 2000. - 70 с.

2. Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин. МДС. 12-13-2003. - М. : ГУП ЦПП, 2003. - 16 с.

3. Вавилов, А. В. Экономическое проектирование технологических машин строительного комплекса : монография / А. В. Вавилов, Д. В. Маров, А. Я. Котлобай ; под общ. ред. А. В. Вавилова. - Минск : Стринко, 2003. - 102 с.

4. Максименко, А. Н. Определение планируемого годового режима строительных и дорожных машин / А. Н. Максименко, Д. Ю. Макацария, В. В. Васильев // Грузовик &. -2006. - № 4. - С. 52-54.

5. Планирование строительного производства с учетом наработки применяемых машин и использованием информационных технологий / А. Н. Максименко [и др.] // Строительная наука и техника. - 2007. - № 2 (11). - С. 42-49.

6. Рекомендации по совершенствованию технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин с учетом целесообразности их эксплуатации на любом этапе с начала использования. - Минск : БелдорНИИ, 2009. -90 с.

Белорусско-Российский университет Белорусский государственный университет Материал поступил 15.12.2008

A. N. Maksimenko, D. Y. Makazarija,

V. V. Kutuzov, E. V. Kutuzova, E. V. Zezjulina Influence of the operating time from the beginning of operation of building and road machines on parameters of efficiency of their use

Questions of estimation of building and road machine use efficiency are considered in the article taking into consideration change of labour input, the cost price of operation hour and the scheduled - calculated price depending on their operating time from the beginning of operation and use of information technologies. The technique of the cost price estimation of machine hour of operation of machines is offered in the paper. Labour input changes and expenses for maintenance and restoration of their serviceability have been taken into account.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.