Научная статья на тему 'Влияние налогов и платежей за лесные ресурсы на структуру затрат лесозаготовительных предприятий'

Влияние налогов и платежей за лесные ресурсы на структуру затрат лесозаготовительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние налогов и платежей за лесные ресурсы на структуру затрат лесозаготовительных предприятий»

т/іь ''9*'

S66a

Погружной нагреватель:

• Рбаз.

АР(Ц) =

1090-717

111

Лента нагревательная:

л/v/) = 120-82100% 82

Г азоотводящие стволы: 1800-1398

...1398

Электроконвектор : 630-463

100%-3,31 = 48,9%.

АР(Ц)

■ 3,95 = 42,8 % .

100%-3,73 = 25%.

АР(Ц) =

463

100%-3,73 = 32,4%.

2. Влияние себестоимости на рентабельность:

АР(Ц) = Ротч - А .

Погружной нагреватель:

АР(Ц) = 3,52 - 52Д 7 = -48,65 %.

Лента нагревательная:

АР(Ц) = 3,73 - 46,75 = -43,02 % .

Г азоотводящие стволы:

АР(Ц) = 4,17 - 28,77 = -24,61 % . Электроконвектор:

АР(Ц) = 5,37 - 36,15 = -30,78 %.

Общее влияние факторов:

&Р(Ц) = + - АР(Ц) + -АР(Б).

Погружной нагреватель:

АР(Ц) = 48,86 - 48,46 = 0,21 %.

Лента нагревательная:

АР(Ц) = 42,8 - 43,02 = -0,22 % . Газоотводящие стволы:

АР(Ц) = 25 - 24,61 = 0,43 % . Электроконвектор:

ЛР(Ц) = 32,4 - 30,78 = 1,64 % .

Рентабельность всех видов продукции увеличилась. Производство всех видов продукции в отчетном (2000) году рентабельно.

Таблица 5

Анализ рентабельности отдельных видов продукции, тыс. руб.

Вид продукции Средняя цена реализации Себестои ницы п [МОСТЬ еди-родукции Рентабельность, % Отклонения

1999 2000 1999 2000 1999 2000 Общ за счет

цены себест.

Пиломатериалы 1090 740 1052,9 716,3 3,31 3,52 0,21 48,86 -48,65

Вывозка древесины 800 450 728,0 397,8 3,73 4,17 0,43 25,04 -24,61

Круглые лесоматериалы 630 480 597,9 462,7 3,73 5,37 1,64 32,43 -30,78

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ НА СТРУКТУРУ ЗАТРАТ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н.И. ИВАНОВА, ст. преп. кафедры экономики и управления

Кроме природных факторов, оказывающих влияние на эффективность лесозаготовительного производства, важная роль принадлежит также платежам за природные ресурсы и налогам (федеральным, региональным и местным). Платежи и налоги имеют двойственную природу. С точки зрения лесозаготовительных предприятий платежи за природные ресурсы и налоги явля-

ются дополнительными затратами, снижающими доходность предприятия. С точки зрения государства платежи за природные ресурсы и налоги являются доходной частью бюджета того или иного уровня.

Вместе с тем, сумма чистой (после уплаты налогов) прибыли предприятий, платежей за природные ресурсы и налогов является важнейшей составляющей националь-

ного дохода общества. Повышение уровня национального дохода выгодно всем членам общества. Поэтому наряду с природными факторами целесообразно хотя бы кратко проанализировать место налогов и платежей за лесные ресурсы в составе расходов лесозаготовительной отрасли.

Если признать, что лесные подати-не налог, а затраты предприятия на приобретение производственных ресурсов, то все издержки лесозаготовительного предприятия разделятся на две части: затраты на оплату производственных ресурсов и затраты на оплату налогов.

В себестоимости продукции лесозаготовительных предприятий доля затрат, направленных непосредственно на производство круглых лесоматериалов, то есть на закупку производственных ресурсов, составляет 2/3 (68 %), включая 5 % затрат на закупку основного ресурса - древесины на корню. Доля всех налогов в себестоимости равна 1/3 (32 %). Необходимо отметить, что среди налогов нет налога на прибыль, поскольку заготовка древесины является убыточной. Хотя структура лесозаготовительных издержек зависит от многих факторов, тем не менее, в среднем по стране будет наблюдаться примерно та же картина.

Платежи за древесину, отпускаемую на корню, в сумме доходов бюджета от лесозаготовок составляют порядка 13 - 15 %, то есть стоят на третьем месте среди остальных бюджетных поступлений. Вместе с тем, доля платежей за древесину; отпускаемую на корню, существенно отстает от доли налога на добавленную стоимость (НДС составляет 20 %) и отчислений на социальные нужды (32 %). Остальные налоги значительно уступают трем , названным доходным статьям бюджета. Необходимо отметить также относительно высокую долю, приходящуюся на налог на землю (8 %). Это прежде всего, налог на земли промышленности, которые облагаются довольно высокой ставкой, и в меньшей степени налог за земли лесного фонда.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации платежи за пользо-

вание лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда (долгосрочном пользовании).

Ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются за 1 м3 древесины. Ставки дифференцированы с учетом лесотаксового района для основных лесообразующих пород или лесотаксового пояса для неосновных лесных пород. В пределах лесотаксового района (лесотаксового пояса) ставки дифференцированы по породам, деловой и дровяной древесине, по категориям крупности деловой древесины и разрядам такс. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.

Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, существуют в виде минимальных ставок и конкретных ставок. Лесозаготовители оплачивают отпущенную им древесину по конкретным ставкам лесных податей. Конкретные ставки устанавливаются либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, либо определяются по результатам лесных аукционов.

Конкретные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, не могут быть меньше минимальных ставок платы, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Действующие ® настоя-; щее время минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1199.

Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет. Лица, внесшие платежи за пользование леченым фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.

Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследова-тельских и проектных работ для нужд лесного хозяйства.

При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении:

федеральный бюджет - 40 %; бюджеты субъектов РФ - 60 %.

В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.

Лесные подати и арендная плата, за исключением части платежей, указанной выше, поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.

Объемы лесопользования для собственных нужд устанавливаются в соответствии с нормативами, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее систему минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поскольку эта система является ведущей в том смысле, что минимальные ставки воспринимаются в регионах как некоторая точка отсчета при разработке собственной региональной политики в сфере ценообразования на древесину, отпускаемую на корню. Более того, в значительной части регионов страны органы государственной власти субъектов Российской Федерации не утруждают себя проведением исследований и расчетов по оптимальному уровню региональных ставок лесных податей и принимают конкретные ставки на уровне минимальных.

Основной идеей, которой руководствуются разработчики минимальных ставок, является создание равных экономических условий для лесозаготовителей, работающих в различных природно-экономических условиях. Достижение этой цели возможно в случае, когда лесозаготовительному предприятию оставляется нормальная прибыль, а вся остальная прибыль, точнее ее избыток над нормой, который определяется качеством эксплуатируемых лесных ресурсов, поступает в доход собственника лесных ресурсов - государства в виде платы за древесину, отпускаемую на корню. Это - идеальная схема, на которую реальная жизнь накладывает серьезные ограничения.

Ограничения на реализацию названной схемы следующие. Для реализации этой идеи - изъятия сверхдохода у лесозаготовителей, необходима весьма обширная информация, в частности - об особенностях при-родно-экономических условий, в которых лесозаготовителям России приходится работать. Однако эти условия на громадном пространстве лесного фонда России столь различны, что иметь необходимую информацию об особенностях каждого уголка России практически невозможно.

В связи с этим, как указывалось выше, Лесным кодексом Российской Федерации введена двухступенчатая система платежей за древесину, отпускаемую на корню. Реальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются

государственными органами власти субъектов Российской Федерации или на аукционах. Правительство Российской Федерации как представитель собственника лесного фонда устанавливает только нижний уровень ставок платы для каждого субъекта Российской Федерации подобно тому, как на аукционах перед началом торгов устанавливается начальная стартовая цена продаваемого имущества.

Поэтому задача, стоящая перед разработчиками минимальных ставок, существенно упрощается: им надо устанавливать не точный размер ставок, а дать лишь эскиз таких ставок, отразив в них лишь главные различия в природно-экономических условиях крупных территорий - лесотаксовых районов. Минимальные ставки отражают лишь самые главные тенденции в изменении спроса и предложения. Можно предполагать, что установление минимальных ставок платы за древесину Правительством Российской Федерации является временной мерой, пока рыночные отношения при отпуске древесины на корню еще только формируются. В дальнейшем, когда основная часть древесины на корню будет отпускаться через торги, надобность в данной функции минимальных ставок отпадет. Правда, следует учитывать, что у минимальных ставок есть еще одна важная функция - минимальные ставки используются для раздела лесного дохода между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Как же устроены Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню? Выше было показано, что все природные факторы, влияющие на эффективность лесозаготовительной промышленности, можно разделить на факторы, которые влияют на затраты, связанные с заготовкой и доставкой древесины потребителю, и на факторы, которые оказывают влияние на результаты, то есть на цену реализованной продукции.

Поскольку в минимальных ставках заложена идея выравнивания экономических условий, то в них нашли отражение практически все факторы. Вначале о том, что не учитывается в минимальных ставках.

*

В минимальных ставках не учитываются различия в технике и технологии лесосечных, транспортных й иных работ. Причина этому состоит в следующем. Эти различия оказывают определенное воздействие на уровень производственных издержек предприятия и, следовательно, на уройёнь прибыли. Но технологические различия обычно возникают не по воле собственника лесных ресурсов. Применить ту или иную технику или технологию при осуществлении лесозаготовок право каждого лесозаготовителя. Если лесозаготовитель использует менее эффективную технику, чем другие лесопользователи, то это - его проблемы. Так же как и в противоположном случае, если кто-то использует более эффективную технику, чем большинство других, то и выигрыш от этого должен достаться этому лесопользователю. Поэтому при расчетах платежей за лесные ресурсы учитывается наиболее массовая технология.

Другое дело, когда собственник лесного фонда ставит в качестве непременного условия соблюдение некоторых требований при проведении рубок. Например, когда в лесных насаждениях разрешены только выборочные рубки. В этом случае на технологию лесосечных работ накладывается определенное ограничение, например, здесь невозможно использовать такую технику, как ЛП-19. Но и в подобной ситуации существует какая-то средняя технология проведения выборочных рубок, которая и принимается во внимание.

При расчете минимальных ставок не учитываются возможные различия в расстоянии трелевки, так же как, наличие или отсутствие построенных лесовозных дорог. Эти факторы должны приниматься во внимание при расчете конкретных ставок, разрабатываемых в регионах.

Теперь о том, какие факторы учитываются в минимальных ставках. Первым фактором, который нашел отражение в минимальных ставках, является географическое положение лесных ресурсов по отношению к основным рынкам сбыта заготовленной древесины.

Это проявилось в том, что вся территория лесного фонда России разделена на пятьдесят лесотаксовых районов для основных лесообразующих пород и на четыре лесотаксовых зоны для неосновных лесных пород. Различие в уровне минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, для отдельных лесотаксовых районов, при прочих равных условиях, довольно велико. Например, в Восточно-Сибирском лесотаксовом районе минимальная ставка платы за крупную древесину сосны при первом разряде такс, вводимая с 1 января 2000 г. составляет 17 руб. 60 коп. за кубометр. Ставка платы за такую же древесину в Северо-Кавказском степном лесотаксовом районе составляет 84 руб. 80 коп.

Следующими важнейшими факторами, учитываемыми в минимальных ставках, являются порода, качество древесины и крупность деловой древесины. Так, ставка платы за крупную деловую древесину ясеня в первом разряде такс в Приморском лесотаксовом районе равняется 425 руб. 50 коп. за кубометр, а в этих же условиях за крупную деловую древесину осины, ольхи белой и тополя будет взиматься плата в размере 4 руб. 80 коп. за кубометр. Весьма существенно различаются минимальные ставки в зависимости от качества древесины. За деловую древесину ставка платы может быть в десятки раз больше, чем за дровяную древесину, ставки платы за крупную деловую древесину значительно выше, чем за среднюю или мелкую деловую древесину.

Еще одним важным фактором, который учитывается в минимальных ставках, является расстояние вывозки древесины из лесосеки до нижнего склада (приречного или прирельсового склада).

Минимальные ставки платы рассчитаны для корневого запаса древесины на гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных кубометров и крутизне склона до 20 градусов. С помощью поправочных коэффициентов они могут быть пересчитаны для другого объема корневого запаса для лесосек, расположенных на горных склонах.

На лесосеках, расположенных на горных склонах с крутизной свыше 20 градусов, при применении средосберегающих технологий установлены корректирующие коэффициенты при использовании канатно-подвесных установок - 0,7 и вертолетов - 0,5.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. При заготовке древесины в порядке рубок промежуточного пользования ставки уменьшаются при прореживании и выборочных санитарных рубках на 50 %.

С точки зрения предприятия, имеющего своей целью получение прибыли от своей деятельности, к затратам относятся не только затраты на оплату труда, материалов, энергии, услуг других предприятий и другого, но также и налоги, которые предприятие вынуждено платить, уменьшая свою прибыль.

В число налогов, которые всегда традиционно включались в себестоимость продукции, были отчисления на заработную плату. Эти отчисления настолько привычны, что их, не задумываясь, считали элементом себестоимости. Совсем иначе смотрятся другие налоги, число которых с введением рыночных отношений возросло в несколько раз. Однако все они, включая налог на прибыль, похожи друг на друга в том, что они снижают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая, собственно, и является целью производства. Поэтому при оценке привлекательности тех или иных лесных ресурсов для предпринимателя необходимо учитывать наряду с традиционными затратами лесопользователя на производство и реализацию продукцию еще и налоги.

Действующие в настоящее время в России налоги имеют разную базу налогообложения. Одни из них привязаны к объему реализованной продукции, исчисленной либо во внутренних, либо в экспортных ценах, другие - к размеру выплаченной заработной платы, третьи - к стоимости используемого имущества, и так далее. Поскольку структура затрат, а также соотношение затрат и це-

ны реализованной продукции меняются с изменением условий, заготовки, то единого норматива налогов не может быть. В связи с этим нами была разработана специальная процедура исчисления суммы налогов в зависимости от условий заготовки и вывозки древесины. Электронная таблица Microsoft Excel позволяет легко реализовать эту процедуру и рассчитывать сумму затрат с учетом налогов.

Каждая единица экономически доступных лесных ресурсов должна обеспечивать лесопользователю прибыль, не меньшую нормальной для данного вида бизнеса. Поэтому нормальная прибыль должна стать, составной частью нормальных совокупных затрат лесопользователя. Если использовать терминологию К. Маркса, то под нормальными затратами в целях оценки экономической доступности лесных ресурсов мы понимаем индивидуальную цену производства.

Рассмотрим более подробно сущность понятия "нормальная прибыль". С позиций теории рыночной экономики к издержкам лесозаготовительного, как и любого другого производства, относятся неявные альтернативные издержки упущенных возможностей инвестированного в лесозаготовки капитала. Имеется в виду, что в условиях рыночной экономики владельцы капитала могут помещать его туда, где они могут получать от него наибольший доход. Например, владельцы предприятия (акционеры, государство, муниципалитет и т. д.) могли положить свои денежные средства в банк,; купить акции другого предприятия, или государственные облигации и получать соответствующий доход. Наибольший доход, от которого отказались владельцы инвестированного в лесозаготовки капитала, и есть величина неявных альтернативных издержек этого капитала.

Если владельцы инвестированного в лесозаготовки капитала будут получать при использовании участков лесного фонда доход, меньший величины дохода по лучшей из возможных упущенных альтернатив, то они должны отказаться от использования такого участка. Иначе говоря, лесной ресурс

является экономически доступным только в том случае, когда валовой доход от реализации заготовленной продукции будет больше понесенных совокупных альтернативных издержек - явных, потраченных на оплату труда, материалов, энергии, налогов и другого, и не явных, то есть альтернативного дохода на инвестированный капитал.

В качестве годовой нормы чистой прибыли в расчете на 1 рубль инвестированного капитала был принят процент рефинансирования, утвержденный Центральным банком России. Под инвестированным капиталом в целях методики понималась сумма основных оборотных фондов предприятия. Оборотные фонды рассчитывались на рациональный объем производства и среднемноголетнюю скорость оборота капитала. Как говорилось выше, в качестве, рационального объема производства принят объем заготовки при полной загрузке лесозаготовительного оборудования. В результате расчетов было принято, что в базовых условиях каждый заготовленный кубометр должен приносить чистой прибыли 13 руб., в расчете на 1 руб. явных совокупных затрат 8,8 коп.

На следующем этапе для базовых условий лесозаготовок рассчитывалась в натуральном выражении величина прямых затрат труда и горюче-смазочных материалов с использованием действующих норм выработки и расхода горюче-смазочных материалов. Полученные величины затрат труда умножались на среднюю фактическую ставку оплаты труда в леспромхозе, а затраты горюче-смазочных материалов - на рыночную стоимость этих материалов. Расчеты производились отдельно по виду работ: валка дерева, обрубка сучьев, чокеровка, трелевка и так далее.

Несмотря на упрощенный подход, эта модель дала много интересной информации. Например, для более точного расчета экономически доступных ресурсов древесины, отпускаемой на корню, необходимо оценивать не только насаждения, но и отдельные деревья, поскольку порода, диаметр дерева, его другие характеристики коренным образом меняют его экономическую привлекательность.

Таблица

Ступени толщины, см Рыночная цена на 1 м3 Совокупные затраты, руб./м3

Расстояние вывозки, км

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до 10 10,1-25 25,1-40 40,1-60 60,1-80

Сосна

8 153,6 239,81 243,33 247,39 250,99 255,54

12 147 182,60 185,98 189,88 193,22 197,09

16 156 154,84 157,90 161,41 164,15 168,10

20 177 145,61 148,08 150,36 151,67 154,67

24 179,4 143,08 145,13 146,82 147,31 149,77

28 180,4 140,52 142,39 143,76 143,86 146,04

32 183 142,50 143,93 144,74 144,06 145,61

36 186 143,31 144,47 144,95 143,78 144,92

40 187,6 146,26 147,00 146,88 144,90 145,45

44 189,6 146,05 146,68 146,43 144,26 144,63

Ель

8 120,6 235,13 238,75 242,89 246,69 251,84

12 123,6 178,24 181,72 185,62 189,11 194,11

16 157,8 148,57 151,92 155,64 158,89 163,72

20 177,2 140,67 143,22 145,88 147,49 150,89

24 182,8 139,06 141,15 143,17 143,82 146,39

28 181,6 138,13 135,32 137,49 138,88 141,15

32 188,4 138,80 140,22 141,19 140,68 142,30

36 190 140,13 141,24 141,68 140,64 144,79

40 191,2 139,99 140,96 141,25 139,95 140,91

44 194,2 140,26 141,09 141,12 139,57 140,30

Береза

8 234,5 229,88 233,96 238,76 243,60 249,40

12 274,5 172,46 176,47 181,10 185,77 191,43

16 266,5 141,06 145,10 149,80 154,54 160,24

20 258,5 127,69 131,43 135,78 139,86 144,97

24 261 124,08 127,50 131,51 135,00 139,56

28 259 120,90 124,23 128,06 131,23 135,58

32 267 119,14 122,40 126,14 129,19 133,42

36 264,5 119,06 122,14 125,65 128,35 132,26

40 258 118,45 121,47 124,87 127,38 131,21

44 267 118,17 121,08 124,35 126,66 130,86

Осина

8 0 226,22 230,96 236,79 242,75 249,31

12 84,7 168,49 173,13 178,82 184,69 191,25

16 99 138,77 143,27 148,86 154,50 160,82

20 119,7 122,82 127,25 132,87 138,31 144,35

24 127,0 115,79 120,23 125,89 131,35 137,44

28 131,5 111,53 116,01 121,52 126,88 132,95

32 130,5 109,72 114,25 119,59 124,75 130,82

36 132,8 107,71 112,26 117,60 122,77 128,87

40 133,5 106,23 110,77 116,12 121,29 127,36

44 133,2 104,87 109,41 114,77 119,95 126,02

Из таблицы видно, какое большое влияние на экономическую доступность лесов оказывает диаметр деревьев. Расстояние вывозки в исследуемых границах сказывается существенно меньше. При любых иссле-

дуемых расстояниях вывозки эффективна заготовка только деловых деревьев сосны диаметром более 16 - 18 см на уровне груди. Резкое изменение уровня затрат и цены происходит при диаметре, равном 20 см. Заго-

товка более тонких деревьев при сложившихся ценах на круглые лесоматериалы для лесозаготовителя не выгодна, то есть они экономически недоступны. Заставляя лесозаготовителя вырубать деревья более тонких размеров, лесное хозяйство существенно снижает лесной доход страны.

Литература

1. Дж. М. Эванс, Б. Берман. Маркетинг Пер. с англ.

- М.: Экономика, 1993. - 335 с.

2. Общесоюзные нормы технологического проектирования лесозаготовительных предприятий.

ОНТП 02-85, Минлесбумпром СССР. Ленинград, 1986.

3. Общесоюзные нормы технологического проектирования лесозаготовительных предприятий.

Часть I. Нормы, ОНТП 02-80, Минлесбумпром СССР. - Ленинград, 1982.

4. Общесоюзные нормы технологического проектирования лесозаготовительных предприятий.

Часть II. Технико-экономические показатели,

ОНТП 02-80, Минлесбумпром СССР. - Ленинград, 1981.

ЗНАЧЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВА

Н.И. ИВАНОВА, ст. преп. кафедры экономики и управления

На сегодняшний день прибыль предприятий является важнейшим показателем хозяйственной деятельности, а также источником производственных и социальных расходов.

Обобщающим показателем для оценки эффективности предприятий используют показатели рентабельности, которые позволяют судить об экономической деятельности предприятий и возможностях расширения и обновления производства за счёт собственных накоплений.

В регулируемой экономике убыточным предприятиям оказывалась поддержка со стороны государства за счёт дотаций. В условиях рыночной экономики государство отказалось от дотирования таких предприятий. В силу этого малорентабельные и убыточные предприятия не только не могут вносить вклад в государственный бюджет страны, Но и лишены возможности улучшать своё материальное положение и своих работников.

Таким образом, вопрос повышения уровня рентабельности предприятий является весьма актуальным и основная цель его должна быть направлена на выявление факторов, влияющих на рентабельность предприятий и пути её повышения.

Рассмотрим положение лесопромышленного комплекса России. В отличие от других отраслей промышленности предприятия лесопромышленного комплекса в силу своей специфики расположены по всей территории России. В состав лесопромышленного комплекса входят лесозаготовительные и лесоперерабатывающие отрасли, которые находятся в технологической зависимости.

Специфика лесозаготовительной отрасли состоит в том, что её предмет труда является лес на корню, который размещён на огромных территориях с запасом древесины на единице площади от 100 до 400 м3 на 1 га, поэтому технология имеет транспортнособирательный характер, требующий создания сети лесовозных дорог, погрузочных площадок, трелёвочных волоков и т.д.

Основным ресурсом является лес на корню, который по породно-размерным и качественным характеристикам имеет довольно большие различия.

Необходимо отметить, что на результаты работы лесозаготовительных предприятий оказывают решающее влияние природно-производственные факторы. К ним относят: средний объём хлыста, породный состав, запас леса на 1 га., размер лесосеки, расстояние трелёвки и вывозки, расчётная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.