Научная статья на тему 'Влияние налогообложения на развитие рынка коллективных инвестиций в России (на примере налогообложения доходов инвесторов - физических лиц)'

Влияние налогообложения на развитие рынка коллективных инвестиций в России (на примере налогообложения доходов инвесторов - физических лиц) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4053
159
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Л. И., Тепляшина С. М.

Коллективное инвестирование это схема инвестирования, при которой средства множества вкладчиков инвестируются профессиональным управляющим в ценные бумаги или иные активы с целью получения прироста на вложенный капитал. Рынок коллективных инвестиций возник в нашей стране сравнительно недавно, тем не менее он динамично развивается и, в настоящее время, представлен тремя финансовыми институтами паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние налогообложения на развитие рынка коллективных инвестиций в России (на примере налогообложения доходов инвесторов - физических лиц)»

Налоговая политика

влияние налогообложения на развитие рынка коллективных инвестиций в России

(на примере налогообложения доходов инвесторов —

физических лиц)

Л.И. ЮНЧАРЕНКО, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ

СМ ТЕПЛЯШИНА, вице-президент — заместитель генерального директора

ОАО «ИК РУСИНВЕСТ»

Коллективное инвестирование — это схема инвестирования, при которой средства множества вкладчиков инвестируются профессиональным управляющим в ценные бумаги или иные активы в целях получения прироста на вложенный капитал. Рынок коллективных инвестиций возник в нашей стране сравнительно недавно, тем не менее он динамично развивается и в настоящее время представлен тремя финансовыми институтами — паевые инвестиционные фонды (далее — ПИФы), акционерные инвестиционные фонды (далее — АИФы) и общие фонды банковского управления (далее — ОФБУ) В совокупности вышеуказанные формы коллективного инвестирования охватывают практически все виды инвестиций: ценные бумаги, денежные средства, недвижимость, драгоценные металлы, валюту и т. д.

Требования к составу и структуре активов АИФов и ПИФов различны в зависимости от генеральной инвестиционной направленности или категории фонда (денежный рынок, облигации, акции, недвижимость и т. п.), а в отношении ПИФов

1 Многие авторы рассматривают негосударственные пенсионные фонды как одну из форм коллективного инвестирования. В предлагаемой статье деятельность негосударственных пенсионных фондов не рассматривается, так как, на наш взгляд они являются скорее способом коллективного сбережения, чем способом коллективного инвестирования. Основной целью создания негосударственных пенсионных фондов является решение социальных задач — сохранение и увеличение пенсионных сбережений населения.

также зависят от типа фонда (закрытый, открытый, интервальный). В свою очередь, ОФБУ вправе осуществлять вложения в любые инвестиционные инструменты российского рынка, кроме недвижимости. Это означает, что инвестор, который намерен максимально диверсифицировать свои вложения, должен их инвестировать соответственно в ПИФ и/или АИФ и в ОФБУ. Это, в свою очередь, должно предполагать наличие конкуренции между теми формами коллективного инвестирования, которые вправе, в силу закона, оперировать одинаковыми инструментами, но это практически невозможно, так как наибольшее распространение получила лишь одна форма коллективного инвестирования — ПИФ. Налоговое воздействие на принятие инвестиционных решений может иметь скрытый характер, а сам механизм налогового регулирования, как правило, оказывает лишь косвенное воздействие на поведение инвестора, и его бывает трудно выделить из прочих факторов2. Однако на практике имеют место столь существенные различия в налогообложении доходов инвесторов — владельцев паев ПИФов, акций АИФов или паев ОФБУ, что вполне обоснованно говорить о налоговой конкуренции между институтами данного рынка. Кроме того, особенности законодательно закрепленных требований к структуре ПИФов, АИФов и ОФБУ влияют на величину издержек управления, а зна-

2 См.: Братцев Д.М. Налоговое регулирование рынка ценных бумаг. автореферат дис.... канд. эк. наук: 08.00.10 / М.: 2003. С. 14.

Специализированный депозитарий

Хранение активов, контрол инвестиционных деклараций

Аудитор

чит, и на налоговую нагрузку рассматриваемых финансовых институтов и конечный доход инвестора.

Паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом3.

Законодательно закрепленная структура российского инвестиционного фонда позволяет максимально защитить интересы инвесторов. Она едина как для ПИФов, так и для АИФов и представлена на рис. 1. Фонд — это специфический финансовый институт, некая особая структура, которая представляет собой совокупность средств инвесторов, находящихся во внешнем управлении управляющих компаний и контролируемых различными надзорными органами. В то же время расходы по содержанию структуры фонда, т. е. оплата услуг управляющей компании, специализированного регистратора, реестродержателя, аудитора, брокера и пр., производится за счет имущества, составляющего фонд, т. е. за счет средств инвесторов. Это, в свою очередь, означает, что наиболее привлекательным для инвестора является фонд с наименьшими издержками управления. Правилами ПИФа устанавливается определенная величина вознаграждения в процентах от стоимости чистых активов (СЧА) ПИФов. Она колеблется от 0,17 до 10 %, а средневзвешенное ее значение по всем ПИФам не превышает 4,18 %4. Активное развитие ПИФов свидетельствует о приемлемой величине таких расходов для инвесторов.

Согласно установленным законодательным нормам, ПИФ характеризуется следующими особенностями:

Регулирующие органы

(ФСФР, ФНС, ФАС и т.д.)

Оценка ценных бумаг

3 Ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

4 Рассчитано по данным Национальной лиги управляющих, http://www. nlu. ru/handbook/found/index. php

Рис. 1. Структура российского инвестиционного фонда (ПИФа и АИФа)

1) фонд не является юридическим лицом, а представляет собой совокупность имущества, переданного инвесторами в доверительное управление управляющей компании;

2) целью инвестирования средств в ПИФ является прирост имущества, а не получение прибыли, как у коммерческих предприятий;

3) передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права на это имущество к доверительному управляющему (п. 4. ст. 209 ГК РФ);

4) инвестиционный пай — это именная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на долю в имуществе паевого фонда.

5) проценты и дивиденды по инвестиционным паям не начисляются.

Из указанных выше особенностей следует ряд выводов, а именно: во-первых, имущество, составляющее ПИФ, не является объектом налогообложения; во-вторых, в результате доверительного управления имуществом прибыль не формируется и не подлежит распределению между инвесторами в виде процентов или дивидендов; в-третьих, инвесторы фонда получают прибыль (убыток) или доход в виде разницы между ценой реализации (иного выбытия) инвестиционных паев и ценой их приобретения с учетом расходов по приобретению и реализации. Доходы инвесторов — владельцев паев паевых инвестиционных фондов возникают только при реализации инвестиционного пая.

Доход (убыток) инвестора — владельца паев ПИФа определяется как сумма доходов по всем сделкам с инвестиционными паями, совершенными в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков. Налогооблагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала кален-

дарного года: суммируется совокупный доход, из которого вычитается совокупная сумма расходов при реализации паев. Расходы при реализации (или ином выбытии) паев ПИФа определяются исходя из цены приобретения пая (включая расходы на его приобретение), затрат на его реализацию, размера скидок с расчетной стоимости паев. Если правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом предусмотрена надбавка к расчетной стоимости инвестиционного пая, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая с учетом такой надбавки

Функции налогового агента выполняет управляющая компания. Доход, полученный инвестором — физическим лицом от продажи (иного выбытия) пая, подлежит налогообложению по ставке 13 % в день выплаты (перечисления на счета в банке) такого дохода. Если налогоплательщик, приобретая паи ПИФа, не осуществляет активных (спекулятивных) операций, то уплата налога на доходы физических лиц может быть отложена на несколько лет — до момента погашения либо продажи пая.

Таким образом, в отношении налогообложения доходов владельцев паев ПИФов был разработан адекватный механизм налогообложения на базе основного принципа коллективного инвестирования— принципа «налоговой прозрачности», согласно которому инвестор, вкладывающий свои деньги в ценные бумаги через инвестиционные фонды, и инвестор, осуществляющий вклады самостоятельно, должны находиться в равном положении относительно условий налогообложения. Это главным образом обеспечивается правовым статусом ПИФа — имущественный комплект без образования юридического лица. Кроме того, инвестор — владелец паев ПИФа имеет явные преимущества перед индивидуальным инвестором с точки зрения защиты его вложений, обеспечиваемой законодательно закрепленной структурой фонда. Расходы на содержание такого рода защиты вполне приемлемы для инвесторов.

Акционерный инвестиционный фонд — «открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом «Об инвестиционных фондах». К таким объектам, в частности, относится недвижимость. Эта форма коллективного инвестирования практически не развита. По состоянию на 01.10.2006, зарегистрировано только шесть АИФов, при этом лишь четыре из них действующие и выполняют требования по раскрытию информации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов АИФа (далее — управленческий резерв). При этом величина управленческого резерва не может превышать 10 % имущества общества. Процент, в котором распределяются активы между данными резервами, определяется уставом АИФа. Согласно данным из открытых источников, управленческий резерв действующих АИФов определяется в размере 10 % либо как «величина, не превышающая 10 %». Средства управленческого резерва не приносят какого-либо дохода акционеру АИФа. Это фактически означает, что, приобретая акции АИФа, издержки акционера составляют 10 % от первоначального взноса.

Принципиальным различием между ПИФом и АИФом, определившим дальнейшее развитие данного участника рынка коллективных инвестиций, является правовой статус данного института. Структура АИФа представлена на рис. 1. Она, как и в отношении ПИФа, предусматривает доверительное управление активами АИФа внешней управляющей компанией. В случае заключения с управляющей компанией договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа АИФа управляющая компания приобретает права и обязанности по управлению инвестиционными резервами АИФа на основании указанного договора. На первый взгляд, это способствует снижению управленческих издержек и сближает структуры АИФа и ПИФа. Однако в данном случае управляющая компания и АИФ остаются разными юридическими лицами. Это, во-первых означает, что они являются двумя самостоятельными налогоплательщиками. Во-вторых, взаимодействие между управляющей компанией и АИФом по выполнению функций единоличного исполнительного органа осуществляется на основании договора. Это, в свою очередь, означает возникновение «мнимой» финансово-хозяйственной деятельности. Действительно, за оказание управленческих услуг АИФ обязан заплатить ту или иную сумму денежных средств управляющей компании, которая является расходами для АИФа и выручкой для управляющего. Эти операции отражаются как в балансе управляющей компании, так и в балансе АИФа.

Таким образом, передача управления АИФом управляющей компании на основании договора

приносит нулевой экономический эффект для бюджета страны, и, на первый взгляд, никак не отражаются на эффективности данного института коллективных инвестиций. Тем не менее наличие данной схемы негативно сказывается на развитии АИФов по следующим причинам:

• для участников рынка увеличились административные издержки, в частности на подготовку и сдачу отчетности, ведение бухгалтерского и налогового учета, ведение делопроизводства и т. п.;

• для государства появляются дополнительные расходы на налоговое администрирование двух «взаимозависимых» обществ.

Целью данной статьи не является рассмотрение тех или иных законодательных или административных недостатков в отношении АИФа, тем не менее нам представляется необходимым указать на целесообразность внесения изменений в законодательство по устранению обязанности по привлечению управляющей компании для управления активами АИФа. В этой связи необходимо установить возможность выполнения всех функций управляющей компании самим АИФом при наличии соответствующей лицензии. Это, наряду с улучшением условий по налоговому администрированию, позволит АИФам стать конкурентоспособным институтом рынка коллективных инвестиций в России.

Согласно установленным законодательным нормам, АИФ характеризуется следующими особенностями:

1) фонд является юридическим лицом;

2) целью инвестирования средств в АИФ является получение прибыли;

3) вложение средств в АИФ — это приобретение эмиссионной ценной бумаги, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

4) на акции АИФа могут начисляться дивиденды. Акционерный инвестиционный фонд — это

открытое акционерное общество. На данную форму коллективного инвестирования распространяются требования законодательства об акционерных обществах. В отличие от ПИФов, АИФы, являясь юридическими лицами, несут бремя налогообложения на общих основаниях, т. е. доходы фонда (фактически принадлежащие инвесторам — владельцам акций АИФа) вначале облагаются налогом на уровне юри-

дического лица, а затем взимаются непосредственно с инвестора. Инвестируя средства в АИФ, инвестор становится акционером. При этом налогообложение доходов физических лиц от операций с акциями АИФа также осуществляется в общем порядке, без учета специфики коллективного инвестирования и без установления каких-либо льгот.

Инвестиционный фонд — это в первую очередь способ аккумулирования активов многих инвесторов в целях получения дохода от операций с ценными бумагами, именно поэтому не должно быть различий между индивидуальными инвесторами — лицами, инвестирующими непосредственно в акции того или иного предприятия, и инвестициями, которые осуществляет инвестиционный фонд в этих же целях, но уже от имени группы инвесторов. В этой связи должна соблюдаться общая идея — сам фонд не должен платить налоги, так как в противном случае возникнет дополнительный уровень налогов — между активами, принадлежащими фонду, и доходами, полученными инвесторами от вложений в данный инвестиционный фонд. На практике это не реализуется, так как российское налоговое законодательство не учитывает этих принципиальных различий между акционерным обществом и инвестиционным фондом.

Другим существенным недостатком акций АИФа является низкая ликвидность данного вложения. Она обусловлена отсутствием обязанности АИФа выкупать акции инвесторов по их первому требованию. На практике это означает, что для владельцев акций АИФа единственным источником дохода является доход от долевого участия — дивиденды по акциям. Рассмотрим на условном примере, как это отражается на доходности владельца акций АИФа.

Пусть 01.01.2005 инвестор вложил 100 000 руб. в акции АИФа, величина управленческого резерва которого равна 0 %. Прибыль до налогообложения АИФа составила 30 000 руб. После уплаты налога (24 %) чистая прибыль АИФа составила 22 800 руб. Инфляция за 2005 г. составила 10,9 %. Кроме того, 01.04.2006 на собрании акционеров АИФа принято решение всю чистую прибыль направить на выплату дивидендов. Срок выплаты — 60 дней с даты принятия решения о выплате дивидендов. Налог на доходы от долевого участия для акционера — физического лица составляет 9 %. Инвестору 01.07.2006 г. выплатили дивиденды в размере 20 748 руб. Инфляционные издержки при этом составляют 5,45 %, т. е. реальный доход инвестора за шесть месяцев 2005 г. сократился на 1 130,77 руб. и составил на 01.07.2006 19 617,23 руб. Для сравнения:

доходы владельца пая ПИФа, как и доходы владельца пая ОФБУ, в случае их реализации через год при заданной доходности — 30 % после налогообложения (13 %) составили бы 26 100 руб. Инфляционные издержки отсутствуют. Таким образом, в результате воздействия налогообложения доходность вложений в акции АИФа ниже доходности вложений в паи ПИФа или ОФБУ на 5 352 руб., или на 20,5 %, а с учетом инфляции — на 24,8 %. Мы видим, что причиной явно отрицательного экономического эффекта в первую очередь является общий порядок налогообложения прибыли АИФа и доходов инвесторов — владельцев акций. Для инвесторов отсутствуют льготы, которые делали бы АИФ более привлекательным по сравнению с любым другим акционерным обществом.

В случае принятия мер по устранению двойного налогообложения можно ожидать значительного расширения их деятельности. Однако вопрос о целесообразности наличия такого финансового института, как АИФ, неоднозначен и требует детальной проработки. Внесение изменений в налоговое законодательство не решит проблемы развития данного финансового института, так как существенными недостатками АИФа также являются низкая ликвидность и неоправданно высокие издержки содержания фонда. Это говорит о необходимости комплексного подхода к решению данной проблемы, включающей необходимость принять следующие меры: 1) внести изменения в налоговое законодательство, предусматривающее устранение двойного налогообложения. При этом можно предложить два варианта решения проблемы: первый — полное освобождение АИФа от уплаты налога на прибыль организаций; второй — исключение из налоговой базы по налогу на прибыль той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов акционерам. В целях стимулирования выплаты дивидендов целесообразно предусмотреть дополнительное ограничение по предоставлению такого вычета, например предоставлять его при условии, что доля прибыли, которая идет на выплату дивидендов, составляет не менее 90 % прибыли фонда. Предложенное ограничение создает единые условия развития для АИФов и ПИФов, так как величина остающейся в распоряжении АИФа чистой прибыли (10 %) аналогична предельному размеру вознаграждения УК ПИФов (не более 10 % стоимости чистых активов). Подобная мера достаточно тра-диционна для зарубежных стран, где существуют институты коллективного инвестирования;

2) установить возможность выполнения всех функций управляющей компании самим АИФом при наличии соответствующей лицензии;

3) создать условия, при которых акции АИФа станут ликвидными. Это возможно осуществить, установив обязательные требования к прохождению процедуры листинга либо предусмотрев для акционеров АИФа право требовать у фонда выкупа принадлежащих им акций.

Общие фонды банковского управления в настоящее время занимают незначительную по сравнению с ПИФами долю рынка коллективных инвестиций, но этот сектор стремительно развивается. Основной целью создания ОФБУ являлось обеспечение доступа банков к работе в качестве управляющих фондами коллективных инвестиций, исключая при этом двойное регулирование (со стороны Банка России и ФКЦБ одновременно) и обеспечивая обособленность имущества фонда от имущества самой кредитной организации. ОФБУ, в отличие от ПИФов или АИФов, обладают более широкими инвестиционными возможностями. Они имеют право вкладывать средства в российские и зарубежные акции, облигации, производные финансовые инструменты. Кроме того, ОФБУ могут инвестировать в валютные ценности (драгоценные металлы и валюту). Единственным ограничением для ОФБУ является запрет на вложение средств в недвижимость.

Законодательно закрепленная структура ОФБУ (рис. 2) существенно отличается от структуры российского инвестиционного фонда.

Из представленной схемы видно, что в отношении ОФБУ структура фонда упрощена. Так, согласно действующему законодательству паи ОФБУ не являются ценными бумагами и рассматриваются как долевые взносы. Соответственно в структуре отсутствует регистратор. Банк — учредитель ОФБУ также выполняет функции как управляющей компании, так и функцию хранителя активов фонда. Банк также вправе, при наличии необходимых лицензий, самостоятельно совершать сделки купли-продажи ценных бумаг, т. е. выполнять функции брокера. Контроль за деятельностью банков — учредителей ОФБУ, осуществляет Банк России. Отсутствие законодательных требований по привлечению специализированного депозитария и специализированного регистратора и брокера способствует значительному снижению издержек.

Согласно Инструкции № 63, ОФБУ признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве

Аудит Оценка ценных бумаг

и активов

Рис. 2 Структура ОФБУ

общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Согласно п. 6.20 Инструкции № 63, доходы, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ, делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ.

Согласно установленным законодательным нормам, ОФБУ характеризуется следующими особенностями:

1) фонд не является юридическим лицом, а представляет собой совокупность имущества, переданного инвесторами в доверительное управление банку;

2) целью инвестирования средств в ОФБУ, как и в ПИФ, также является прирост имущества;

3) передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права на это имущество к доверительному управляющему п. 4. ст. 209 ГК РФ;

4) пай ОФБУ не является ценной бумагой;

5) проценты и дивиденды на паи ОФБУ не начисляются.

Принципиальные различия в налогообложении доходов инвесторов — участников ОФБУ от налогообложения инвесторов — владельцев паев ПИФов или акций АИФов заключается в том, что паи ОФБУ не являются ценными бумагами. Приобретение паев ОФБУ рассматривается как передача имущества в доверительное управление. На доходы, получаемые физическими лицами — учредителями ОФБУ, не распространяются положения ст. 214.1, 220 НК РФ.

Операции по доверительному управлению учитываются банком в целом по ОФБУ. Доходы,

полученные в виде дивидендов, процентов, от операций купли-продажи ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации его расходов на управление ОФБУ, распределяются пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется в виде положительной разницы между стоимостью доли имущества, получаемого инвестором при расторжении договора, и стоимостью имущества, переданного им в доверительное управление на момент заключения договора ОФБУ.

До недавнего времени налогообложение доходов инвесторов — физических лиц осуществлялось на общих основаниях с учетом особенностей налогообложения операций по доверительному управлению ценными бумагами, принадлежащими физическим лицам. Исчисление налогооблагаемого дохода производилось в течение отчетного года нарастающим итогом по совокупности всех произведенных операций купли-продажи ценных бумаг с зачетом ранее удержанной суммы налога по предыдущим сделкам и подлежали налогообложению по итогам налогового периода (года) у источника их получения — доверительного управляющего ОФБУ. Это означает, что инвестор — владелец паев ОФБУ, в отличие от инвестора — владельца паев ПИФа, не имел налоговой льготы в виде отсрочки налогового платежа до момента реализации пая. Данная диспропорция в предоставлении налоговых льгот была устранена лишь с изданием письма ФНС России от 22.12.2005 № 04-1-03/394, которое явилось первым документом, разъясняющим вопросы уплаты налога на доходы физических лиц от участия в ОФБУ. В настоящее время доход, полученный от операций с имуществом ОФБУ, подлежит налогообложению в день выплаты (перечисления на счета в банке) такого дохода, т. е имеет место отсрочка уплаты налога до момента выхода инвестора из ОФБУ. Банк — доверительный управляющий, выполняет функции налогового агента. Инвесторы — физические лица уплачивают налог на доходы по ставке 13 %

Таким образом, мы видим, что налогообложение доходов владельцев паев ОФБУ имеет принципиальные отличия от налогообложения доходов ПИФов,

Банк Россиив лице Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России через Территориальное управление Банка России)

Оценщик

обусловленные в первую очередь тем, что пай ОФБУ не является ценной бумагой, а приобретение паев ОФБУ рассматривается как передача имущества в доверительное управление. Тем не менее созданы условия, при которых сроки и величина налога на доходы физических лиц от операций с паями ОФБУ сопоставимы с условиями налогообложения доходов владельцев паев ПИФов. Это обеспечивается правовым статусом ОФБУ, который аналогичен правовому статусу ПИФа — имущественный комплекс без образования юридического лица. Более того, инвестор — владелец паев ОФБУ несет меньшие издержки на содержание структуры фонда по сравнению с ПИФом или АИФом.

Рассматривая развитие рынка коллективных инвестиций, следует отметить, что банки на данном рынке играют особую роль. Привлечение средств инвесторов и работа в качестве управляющих ОФБУ — лишь один из видов их деятельности. Так, ряд банков параллельно, через свои дочерние структуры развивает как ОФБУ, так и ПИФы, тем самым предлагая потенциальным инвесторам наилучшие условия инвестирования с точки зрения диверсификации. Тем не менее в первую очередь банк — это кредитная организация. Предоставление депозитов рассматривается инвесторами — физическими лицами не только как средства сбережения, но, в ряде случаев, и как инвестиционный продукт с минимальным риском и заданной доходностью. Вложения в ценные бумаги, в том числе в инструменты коллективного инвестирования, до сих пор не рассматриваются населением страны как альтернативный банковскому способ сбережения свободных денежных средств и получения доходов. Так, к началу декабря 2006 г. число пайщиков ОФБУ, раскрывающих отчетность, составило лишь 14,6 тыс.5. По состоянию на 30 сентября 2006 г. инвесторы — владельцы паев ПИФов имели около 305 тыс. ненулевых счетов (без учета средств, попавших в паевые фонды в результате преобразования чековых инвестиционных фондов)6.

Принятию мелким инвестором решения хранить сбережения на банковском депозите, несмотря на низкую доходность процентных ставок, способствует не только надежность таких вложений, но и более «либеральное» налогообложение доходов, полученных от хранения денежных средств на счетах в банках (далее по тексту — процентный

5 Дмитриев М. Фонды невезения // Коммерсантъ-Деньги (Москва). 18.12.2006. 050. С. 52 - 54; опубликовано в сети Интернет по адресу http://www. ойэи. m/news_read. phtml?id=843.

6 Там же.

доход), по сравнению с налогообложением доходов от операций с акциями АИФов или паями ПИФов и ОФБУ (далее — инвестиционный доход).

При получении процентного дохода потенциальный инвестор освобождается от налогообложения (при процентном доходе на рублевые вклады менее ставки рефинансирования (с 29.01.2007 — 10,5 %) и при процентном доходе на вклады в иностранной валюте менее 9 %) 7. Налог на процентный доход, превышающий указанные величины, исчисляется и удерживается непосредственно банком, выступающим в качестве налогового агента, при начислении процентов по вкладу на счет инвестора или при непосредственной выдаче процента по вкладу по ставке 35 %8. Фактически это означает освобождение от налогообложения средств инвесторов по депозитным вкладам, так как в настоящее время максимальные ставки по данным вкладам не превышают 11 и 9 % годовых для рублевых и валютных вкладов соответственно.

Доходы инвесторов — физических лиц при погашении паев ОФБУ или ПИФа в отличие от банковских вкладов облагаются по ставке 13 %. Налог удерживается вне зависимости от доходности вложения. Владелец акций АИФа, как правило, получает доход в виде дивидендов, облагаемый по ставке 9 %. На рис. 3 показано, как изменяется величина удерживаемого налога на доходы физических лиц в зависимости от доходности вложений и от вида вложений при неизменной величине инвестиций в размере 10 000 руб.

Расчеты показали, что величина удерживаемого налога на доходы, полученные от реализации паев ПИФа или ОФБУ, равна величине удерживаемого налога на процентный доход и составляет 227,5 руб. на 10 000 руб. инвестиций при их доходности 17,5 % годовых. В случае, если осуществляемое вложение денежных средств обеспечивает доходность менее 17,5 % годовых, то с точки зрения минимизации налогового бремени для физического лица более привлекательно, чтобы данное вложение являлось банковским вкладом, а доходность осуществляемых инвестиций более 17,5 % обеспечивала бы реализация паев. Наиболее невыгодно, с точки зрения налогообложения, владение акциями АИФа. Величина удерживаемого налога на доходы в виде дивидендов становится равной величине удерживаемого налога на процентный доход лишь при доходности вложений свыше 92,5 % годовых и составляет 2 854,2 руб. на 10 000 руб. инвестиций.

7 Ст. 217 НК РФ.

8 Ст. 224 НК РФ.

ю &

Я

4 500,00 4 000,00 3 500,00 3 000,00 2 500,00 2 000,00 1 500,00 1 000,00 500,00 0,00

18 25 35 45 55 65 73 83 92 95 105 115

Доходность, % годовых

- Величина удерживаемого налога на доходы, полученные от банковского вклада при заданной доходности.

■ " " Величина удерживаемого налога на доходы, полученные от погашения пая ПИФа или ОФБУ при заданной доходности.

— — Общая величина удерживаемого налога на доходы, полученные от владения акциями АИФа при условии направления 100% дохода на выплату дивиденда при заданной доходности.

Рис. 3. Зависимость величины НДФЛ от видов и доходности инвестиционных вложений физических лиц

Учитывая, что разброс доходности от вложений средств в паи ПИФа за 2006 г. колебался от +415 до — 100 %, причем количество ПИФов, показавших доходность более 17,5 % годовых, составляет чуть более 60 %9, от вложений средств в ОФБУ — от +65,02 до — 70,31 % годовых (доходность свыше 17,5 % менее чем у 36 % ОФБУ) 10, а среднегодовая ставка по депозитам физических лиц в кредитных организациях в рублях составляла в 2006 г., по данным ЦБ РФ, от 6,6 до 10,2 % годовых11, становится очевидным, что с точки зрения минимизации налоговых отчислений процентный доход зачастую выглядит более предпочтительным, чем инвестиционный доход. Данное утверждение справедливо как для большинства ОФБУ, так и более чем для 40 % всех действующих ПИФов.

Подводя итог проведенному сравнительному анализу, представляется возможным констатировать, что порядок налогообложения доходов для трех существующих на рынке институциональных форм коллективного инвестирования принципиально различен. Для владельцев акций АИФа финансовый результат для целей налогообложения от операций с акциями, включая расчет налога на доходы при

9 Рассчитано по данным Национальной лиги управляющих, http://www. п1и. ru/analysis/fm_infЪ/mdex. php?sort=0. Использованы данные по фондам, завершившим период формирования, за период с начала года по 21.12.2006, без учета фондов, которые не завершили формирования, либо работают менее года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Рассчитано по данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов, http://www. ъАэи. гц^аге. рЫ;т1. Использованы данные по ОФБУ на 21.12.2006.

11 Рассчитано по данным ЦБ РФ, http://www. сЬг. ru/statistics/ credit_statistics/print. asp?fi1e=credits_depъsits_06.htm.

выплате дивидендов, определяется в общем порядке, характерном для акций. Для владельцев паев ОФБУ финансовый результат определяется в общем порядке, характерном для доверительного управления, за исключением порядка уплаты налога на доходы — он может быть отсрочен до момента продажи паев. Условия налогообложения, адекватные принципам коллективного инвестирования, в полной мере созданы лишь для владельцев паев ПИФа — отсутствие налогообложения на уровне фонда, отсрочка уплаты налога до момента погашения или продажи пая. В результате действующий механизм налогообложения препятствует качественному развитию рынка коллективных инвестиций.

В отношении различных видов коллективных инвестиций должна соблюдаться единая логика механизма налогообложения. Решение о вложении средств в ту или иную разновидность фондов должны приниматься инвесторами исходя из соотношения риска и доходности, а не налоговых последствий инвестирования средств. В противном случае трудно говорить о рынке коллективных инвестиций, который представлен лишь ПИФами, как о развитом сегменте экономики. Рынок коллективных инвестиций должен представлять собой совокупность различных форм инвестирования и предполагать не только конкуренцию между управляющими активами в рамках одного инструмента, но и конкуренцию «форм». Для этого необходимо создание таких условий налогообложения доходов инвесторов, при которых налоговая нагрузка на инвестора не будет зависеть от формы коллективного инвестирования — будь то ПИФ, АИФ или ОФБУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.