Научная статья на тему 'Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле'

Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
532
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА / ПЕРИОД ЗА-ДЕРЖКИ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ / ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ / ЧИСЛО ВЕБЕРА / INITIAL TEMPERATURE / SURFACE TENSION / THE IGNITION DELAY PERIOD / THE WEBER NUMBER

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Бузиков Шамиль Викторович

Проанализированы зависимости влияния начальной температуры топлива на число Вебера и поверхностное натяжение капли дизельного топлива двигающегося в камере сгорания, а также на период задержки воспламенения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Бузиков Шамиль Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of initial fuel temperature on the characteristics of fuel injection and ignition delay period in the diesel engine

The author analyzes the dependence of influence of initial temperature of the fuel on the Weber number and surface tension of a drop of diesel fuel moving into the combustion chamber, as well as on the ignition delay period.

Текст научной работы на тему «Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14617 УДК 62

Бузиков Ш.В. Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. - ART 14617. - 0,23 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14617.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Бузиков Шамиль Викторович,

Кандидат технических наук, заведующий кафедрой естественнонаучных и общетехнических дисциплин филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г. Кирове, г. Киров shamilvb@mail.ru

Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле

Аннотация. Проанализированы зависимости влияния начальной температуры топлива на число Вебера и поверхностное натяжение капли дизельного топлива двигающегося в камере сгорания, а также на период задержки воспламенения. Ключевые слова: начальная температура, число Вебера, поверхностное натяжение, период задержки воспламенения.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Количественный анализ смесеобразования и горения в цилиндре дизеля сопряжен с некоторыми проблемами и до настоящего времени мало изучен. В этой связи решение задачи может быть основано на общих известных закономерностях. Повышенная сложность описания факела горящего топлива может быть преодолена делением на характерные зоны. Известны различные подходы к структурированию факела. Большинство учёных предлагает разбивку факела на несколько областей, различающихся некоторыми термодинамическими параметрами [1,2].

Тогда задача изучения факела сводится к определению начальной скорости топлива, дальнобойности струи, вероятности её разрыва, зависимости указанных параметров от времени.

Впрыскиваемая в цилиндр дизеля цикловая доза топлива характеризуется способностью к испарению и деструкции топливной струи. Процесс деструкции в первом приближении можно считать происходящим по цепному принципу и обуславливающим такими термодинамическими параметрами как давление, температура в камере сгорания.

Вероятность дробления струи оценивается с помощью известного числа Вебера, описывающего отношение сил аэродинамического сопротивления к силам поверхностного натяжения капли топлива удерживающим форму шара. Число Вебера можно представить, как произведение числа капиллярности и числа Рейнольдса:

we = Cp-Re, (1)

где Ср - число капиллярности:

_ ттус Р a • cose’

(2)

где р - динамический коэффициент вязкости, Пас; vc - скорость струи дизельного топлива в газе, мм/с;

о - коэффициент поверхностного натяжения капель дизельного топлива в факеле, Н/м;

в - угол мениска, град.

Re - число Рейнольдса:

Re =

Рс" Ус Л ’

(3)

где рс - плотность газовой среды, г/мм3; d - диаметр распылителя, мм.

IV 'I rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14617 УДК 62

Бузиков Ш.В. Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. - ART 14617. - 0,23 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14617.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

После преобразований получим выражение для числа Вебера:

we =

Pc-Vc'd

acos в'

(4)

Используя правило Этвёша, а также зависимость коэффициента поверхностного

натяжения от температуры и теплоты парообразования [3,4] можно записать:

/ \ 1 2

а =

Г- — - (l

М V

Pv\\ , М3-р3 Р V 6 • N3

(5)

где г - удельная теплота парообразования Дж/кг;

Ru - универсальная газовая постоянная, Дж/(кмольК);

Т - температура капли дизельного топлива, К;

М - молекулярная масса дизельного топлива, кг/кмоль; pv - плотность пара дизельного топлива, кг/м3; р - плотность дизельного топлива, кг/м3;

N - число Авогадро, кмоль-1.

Скорость струи дизельного топлива в газе можно также определить по известному выражению [5]:

vc = рф-Рц)-;-106, (6)

где рф - среднее давление впрыскивания топлива форсункой, МПа; рц - среднее давление газа в цилиндре в период впрыскивания топлива, МПа. Наиболее точный расчёт периода задержки воспламенения ПЗВ, с учётом скоростного и нагрузочного режима работы дизеля, свойств топлива и параметров топливоподачи, позволяет использование модели, разработанной в МАДИ (ГТУ) [6, 7, 8]:

й=^ = V6-n-10~4-

Фвпр

1п[/р{-

оп.впр

-0я

+

К

Т

а

Л Фвпр V V ®оп.впр/

Кт

Vai—1

$1-О

Р

оп.впр

, (7)

К;

где: qjt - относительный период задержки воспламенения;

Vi - период задержки воспламенения ПЗВ в градусах п.к.в.; срвпр - продолжительность впрыскивания топлива в градусах п.к.в.; п - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1; р - плотность топлива, г/см3;

0оп.впр - угол опережения впрыскивания топлива до ВМТ в градусах п.к.в.;

КТ - характеристический фактор топлива:

КТ = 1,216 • ^ (8)

где Т50 - температура выкипания 50% топлива по кривой фракционной разгонки,

0нв - безразмерная температура начала впрыскивания:

0НН = 1

(9)

где Тнв - температура среды воздушного заряда в цилиндре двигателя в момент начала впрыскивания, К;

ЦЧ - цетановое число топлива;

а - коэффициент температуропроводности среды, м2/с:

a = si(ai-1), (10)

где е1 - коэффициент характеризующий отношение скорости физических процессов к температуре начала впрыскивания:

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14617 УДК 62

Бузиков Ш.В. Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. - ART 14617. - 0,23 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14617.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

р -£ф 1 ет '

где Кф - безразмерная скорость физических процессов:

Кр =

Еуд'^нв

нв'&'^-о

(11)

(12)

где ivi - относительная степень испарения топлива за период задержки воспла-

менения:

_

mT,i

(13)

где mvi - масса топлива испарившегося за период задержки воспламенения, г; mTi масса топлива поданное за период задержки воспламенения в камеру сгорания двигателя, г

qHB - количество теплоты необходимое для полного испарения топлива, Дж:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Чнв = Ст(^5о - ТТ0) + г + -Cpv(7Нв - Т5о),

(14)

t

V.L

где Ст - средняя теплоёмкость жидкого топлива в интервале температур от Тт0 до Т50, Дж/К;

Тт0 - начальная температура топлива, К; г - удельная скрытая теплота парообразования, Дж;

Cpv - средняя теплоёмкость паров топлива в интервале температур от Т50 до Тнв,

Дж/К;

Гнв - температура среды (заряда) в момент начала впрыска топлива, К;

Cv - теплоёмкость топлива при V = const, Дж/К; а - коэффициент избытка воздуха;

10 - стехиометрическое количество воздуха, кг;

а1 - коэффициент, учитывающий отношение характеристики заряда к скорости физических процессов:

а1

вЛк-1)

Кф^нв ’

(15)

где В1 - относительный коэффициент, учитывающий изменение объёма заряда в зависимости от параметров впрыскивания:

(Унв — ^сУфвпр во '

В1 =

(16)

-'оп.впр

где Унв - объём среды воздушного заряда в цилиндре двигателя в момент начала впрыскивания топлива, см3:

Унв =^f[^+1-cos^+^(1-cos2^)']'

где Vh - рабочий объём цилиндра, см3;

е - степень сжатия;

ср - угол поворота кривошипа, град;

X - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;

Vc - объём камеры сгорания двигателя, см3;

К - показатель адиабаты;

Ат - коэффициент, зависящий от свойств топлива:

Ат=КЛ50'

1 273ЦЧ

^1 - безразмерная характеристика выделения и стока теплоты:

^1 = е2а

&оп.впР - действительный угол опережения впрыскивания, рад.

(17)

(18)

(19)

IV 3 ^

Бузиков Ш.В. Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле // Концепт. - 2014.

- Спецвыпуск № 10. - ART 14617. - 0,23 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14617.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Анализ представленных зависимостей позволяет сделать вывод о том, что в значительной мере на продолжительность периода задержки воспламенения оказывают параметры топливоподачи, в частности начальная температура топлива Тто, которая определяет количество теплоты необходимое для полного испарения топлива. Следовательно, если подать нагретое топливо в цилиндры дизеля тогда уменьшится время для его нагрева и испарения, а также сократится время индукции заряда, что приведёт к сокращению периода задержки воспламенения. Процесс впрыскивания нагретого топлива будет также сопровождаться снижением времени деструкции топливного факела в связи с уменьшением поверхностного натяжения капель топлива и их последующего испарения. При этом основное влияние может оказать температура топливного факела посредством меньшей величины поверхностного натяжения и дальнейшего диспергирования, и испарения капель топлива, что приведёт к сокращению времени индукции термохимической реакции горения.

Следует также учитывать возможный диапазон нагрева впрыскиваемого дизельного топлива. Так, при его нагреве до критической температуры (г - = 0) значение

коэффициента поверхностного натяжения о = 0. Это способствует полной деструкции капли дизельного топлива с резким увеличением свободной поверхности его нагрева, что, в свою очередь, будет сопровождаться ещё более быстрым её испарением и сокращением периода задержки воспламенения. Также в значительной мере уменьшится дальнобойность струи топлива, причём оставшиеся капли не успеют достигнуть стенок камеры сгорания. При этом работа дизеля будет сопровождаться меньшей жёсткостью процесса сгорания.

Комплексный анализ известных аналитических зависимостей для оценки характера процесса сгорания [1,2,3,4,5] позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Нагрев впрыскиваемого топлива повлечет к уменьшению времени индукции заряда и уменьшению периода задержки воспламенения.

2. Работа дизеля с подачей нагретого топлива будет сопровождаться меньшей жёсткостью процесса сгорания.

Ссылки на источники

1. Разлейцев Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. - Харьков: Высшая школа, 1980. - 169 с.

2. Свиридов Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. - 224 с.

3. Хайдаров Г.Г. Вывод теоретической зависимости поверхностного натяжения от температуры из теории «распаковки молекул» // Журнал «Диалоги о науке», 2011, №2, с. 33-38

4. Хайдаров Г.Г. О связи поверхностного натяжения жидкости с теплотой парообразования // Журнал физической химии, 1983, №10 с. 2528-2530

5. Улучшение эксплуатационных показателей дизелей путем создания новых альтернативных топлив и совершенствования топливоподающей аппаратуры Плотников С.А. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Нижегородский государственный технический университет. Нижний Новгород, 2011

6. Карташевич А.Н., Плотников С.А. Алгоритм расчета цетанового числа и периода задержки воспламенения при работе дизельного двигателя на спиртовых топливах//Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. -2007. -№ 4. -С. 108-112.

7. Плотников С.А., Бузиков Ш.В., Карташевич А.Н., Гурков Г.Н. Программа расчета периода задержки воспламенения этанолсодержащего топлива в дизеле (ПЗВ-Этанол)//Свидетельство об офиц. регистр. прогр. для ЭВМ № 2010610381 от 11.01.2010.

8. Плотников С.А., Бузиков Ш.В., Карташевич А.Н., Гурков Г.Н. Программа расчета параметров фазы быстрого горения в дизеле при работе на этанолсодержащих топливах (ФБГ-Этанол)//Свидетельство об офиц. регистр. прогр. для ЭВМ № 2010610380 от 11.01.2010

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14617 УДК 62

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14617 УДК 62

Бузиков Ш.В. Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи и период задержки воспламенения в дизеле // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. - ART 14617. - 0,23 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14617.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Shamil Buzikov,

Candidate of Engineering Sciences, head of the chair of natural and general engineering sciences, branch of

Moscow State Industrial University in Kirov, Kirov

shamilvb@mail.ru

Influence of initial fuel temperature on the characteristics of fuel injection and ignition delay period in the diesel engine

Abstract. The author analyzes the dependence of influence of initial temperature of the fuel on the Weber number and surface tension of a drop of diesel fuel moving into the combustion chamber, as well as on the ignition delay period.

Key words: initial temperature, the Weber number, surface tension, the ignition delay period.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

r>J

~ 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.