УДК 621.43.057
Анализ процесса сгорания и тепловыделения тракторного дизеля с предварительной термической подготовкой топлива
Плотников Сергей Александрович, доктор технических наук, профессор кафедры «Технологии машиностроения» e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет»
Бузиков Шамиль Викторович, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Машин и технологии деревообработки» e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет»
Бирюков Александр Леонидович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Энергетические средства и технический сервис» e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения мощности двигателей тракторов в составе машинно-тракторных агрегатов для обеспечения интенсификации сельскохозяйственного производства. Исследован перспективный вариант форсирования тракторных дизелей по среднему эффективному давлению за счёт сокращения периода задержки воспламенения путём предварительной термической подготовки впрыскиваемого в цилиндры двигателя топлива.
Ключевые слова: тракторный дизель, термофорсирование, индикаторные показатели, тепловыделение, сгорание.
Введение.
Современное сельскохозяйственное производство характеризуется увеличением выхода конечной продукции и повышением ее качества. Интенсификация производства влечет за собой необходимость выполнения полного комплекса технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур в строго определенные агротехнические сроки, а соблюдение данного условия в свою очередь в основном зависит от производительности машинно-тракторных агрегатов (МТА) и их количества. В связи с пропорциональностью производительности МТА мощности двигателя трактора увеличение последней является одной из актуальных задач совершенствования энергетических средств, применяемых в современном сельскохозяйственном производстве.
Основной энергетической установкой, используемой в настоящее время в сельскохозяйственных и других тракторах, является дизель [1]. Показатели его работы определяются законом ввода теплоты и процесса сгорания.
Основные способы форсирования поршневых двигателей широко известны и рассмотрены как в ранних фундаментальных, так и в современных прикладных и фундаментальных научных работах [1-12].
У дизеля с топливным насосом высокого давления (ТНВД) ввод теплоты и её выделение определяется характеристикой впрыскивания. В связи с этим ограничивается возможность его форсирования по среднему эффективному давлению, т.к. увеличение цикловой подачи топлива влечёт «смещение» процесса сгорания за верхней мертвой точкой (ВМТ).
В настоящее время одним из наиболее перспективных вариантов форсирования дизеля по среднему эффективному давлению является сокращение периода задержки воспламенения (ПЗВ).
Проведённый анализ работ позволяет выделить следующие способы сокращения ПЗВ: применение свечей зажигания, использование свечей накаливания, установка жаропрочных вставок, керамическое напыление на стенки камеры сгорания, турбулизация заряда, использование калильных тел, применение присадок к топливу, а также предварительная термическая подготовка топлива [5].
Для воспламенения впрыскнутого топлива необходимы: температура заряда в конце такта сжатия около 623К, диаметр капель должен составлять не более 40 мкм, минимальные потери теплоты воздушного заряда в период нагрева, испарения и перегрева паров впрыскнутого в камеру сгорания топлива [6, 7].
При впрыскивании ненагретого топлива из-за его низкой концентрации в объёме свежего заряда переход от предпламенных окислительных процессов к саморазгоняющимся реакциям идёт медленно. В это же самое время приток теплоты от наиболее отдаленных участков воздушного заряда к топливным факелам несколько затруднен [8].
Цель исследований. Проведённые исследования ставили собой цель определить показатели процесса сгорания и тепловыделения дизеля в зависимости от разной степени предварительной термической подготовки топлива.
Материалы и методы исследований. Проведены исследования влияния термофорсирования на показатели процесса сгорания тракторного дизеля 2410,5/12,0 (Д-120). В исследованиях применялось дизельное топливо (ДТ) марки Л по ГОСТ 305-82[6].
При помощи индицирования проводилось исследование показателей процесса сгорания дизеля с термофорсированием на двух скоростных режимах: номиналь-
ном, соответствующем частоте вращения коленчатого вала дизеля п = 2000 мин-1 и режиме максимального крутящего момента, соответствующем частоте вращения п = 1400 мин-1. Снятие индикаторных диаграмм осуществлялось при значении установочного угла опережения впрыскивания топлива 9впр=300 и постоянных для каждого из скоростных режимов значениях среднего эффективного давления [9].
Обработка снятых индикаторных диаграмм для получения характеристик тепловыделения осуществлялась по методике, разработанной ЦНИДИ.
Результаты и обсуждение. Анализ полученных индикаторных диаграмм показывает, что увеличение температуры подогрева топлива ведёт к уменьшению угла Ф^ соответствующего периоду задержки воспламенения (рис. 1).
а б
Рисунок 1. Индикаторные диаграммы дизеля 2Ч 10,5/12,0 при: а - п=2000 мин-1, б - п=1400 мин-1
подогрев ДТ до 60°С ________ подогрев ДТ до 150°С
_____ подогрев ДТ до 300°С
Так, при частоте вращения коленчатого вала дизеля п = 2000 мин-1 и работе без подогрева угол ф60=25,7 градуса, а при подогреве ДТ до 150°С и 300°С он равен соответственно ф150=23,2 градуса и ф300=20,5 градуса (рис. 1, а).
Сравнение кривых выделения теплоты х и активного тепловыделения Х| при работе дизеля на номинальном скоростном режиме п = 2000 мин-1 позволяет сделать вывод что при подогреве ДТ сгорание начинается раньше. Так в ВМТ х^0°С=0,32, Х^50°С=0,39 и х^00°С=0,44. Окончание процесса выделения теплоты происходит практически одновременно при ф=42...460 поворота коленчатого вала (ПКВ)(рис. 2, а).
Т. К
2000
1600
1200
X» "¿1 1,00 -
0,80 -
0,60
0,40 -
0.20
Фс
с1ф 0,06
0,00 J 0,00
0,04
0.02
/ * т
Г' 1 $ ['/ ■ ) ■ч^ч. * \ ■ 1 ч\
// / V! ч\
V */
щ и ФС \ ^Ф X
И к 1 Л гС'А ¡Ти а 1 1 Чх, <
А / А у 7// / А А г! и н И Л. ч
-10 ВМТ 10 20 30 40 50 60 <Р- градус
а
т, К
2000
1.00 0,80 ■ 0,60 ■ 0,40 ■ 0,20 ■
1600
1200
0,06
0,00 л 0,00
0,04
0,02
Г 4 / * V 4 Г
//' А' (/ X * * /Л ^ N ч \ <>
/г / / л/
9 / *
Фс \
Ш 1 г
-«ЯV,
1д 4
(I Г [ /К II * 1 /у лл » Ж 1 у/А ч и
' / я J 71 / Л1 / Г// * ч /'/ // / / \\ \\ V к.
-10 ВМТ 10
20
30
¿10
50
60 Ц>- градус-
б
Рисунок 2. Графики динамики тепловыделения dx/dф, осреднённой температуры газов в цилиндре Т, выделения тепла х и активного тепловыделения хв зависимости от угла поворота коленчатого вала дизеля ф при:
а - п=20 00 мин-1; б - п = 1400 мин-1
подогрев ДТ до 60°С ________ подогрев ДТ до 150°С
_____ подогрев ДТ до 300°С
Максимальная скорость тепловыделения dх/dф при подогреве дизельного топлива в кинетической фазе процесса сгорания составляет соответственно ^х^ф)
тах60°С = 0,053, О^ф^ах^^0,046, (<^ф)тах300°С = 0,037, а 6 дИффУзИОННОй фазе
(dX/^)max60°C = 0,029, (dX/dP)max150°C = 0'031' (dX/dP)max300°C = 0,033. В Т0Же ВРеМЯ МЭК"
симальные значения скорости тепловыделения в кинетической фазе соответствуют Ф60°С=10 ,Ф150°с=20 и Ф300°С=40 ПКВ до ВМТ, а в диффузионной фазе ф60°С=18о , Ф150°С=170 и ф300°С=16,50 ПКВ после ВМТ. Снижение скорости тепловыделения до нулевого значения происходит также практически одновременно при Ф=37...500 ПКВ (рис. 2, а).
Работа дизеля с термофорсированием сопровождается также некоторым снижением максимального давления цикла pz. Так, при частоте n = 2000 мин-1 pz60=6,955 МПа, pz150=6,683 МПа и pz300=6,391 МПа (рис. 1, а).
Максимальная осреднённая температура газов в цилиндре при частоте вращения n=2000 мин-1 и работе без подогрева составляет Tmax,60°C=2184K, а при подогреве ДТ до 150°С и 300°С она равна Tmax,150°C=2092 К и Tmax,300°C=2003K соответственно. В тоже время максимальные значения температуры соответствуют Ф60°С=140 ,ф150°с=13,50 и Ф300°С=120 ПКВ, а к концу процесса сгорания при Ф=60...700 ПКВ они становятся практически равны. Также видно, что температура в начале процесса тепловыделения до ВМТ при подогреве ДТ выше (рис. 2, а).
При работе дизеля в режиме максимального крутящего момента значения угла периода задержки воспламенения также снижаются: Ф60=22,70, ф150=20,50 и Ф300=18,10 соответственно (рис. 1, б).
Уменьшение угла Ф, соответствующего периоду задержки воспламенения, обусловливает уменьшение времени индукции термохимической реакции горения и количества топлива впрыснутого за ПЗВ. В результате снижается жёсткость процесса сгорания [10].
Анализ кривых выделения теплоты х и активного тепловыделения xi позволяет сделать вывод, что сгорание ДТ при его подогреве в режиме максимального крутящего момента начинается раньше, как и при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. В ВМТ xi60°C=0,40, xi150°C=0,51 и xi300°C=0,62. Также видно, что окончание процесса выделения теплоты происходит практически одновременно при Ф=32...400 ПКВ (рис. 2, б).
Максимальная скорость тепловыделения dx/dф при подогреве ДТ в кинетической фазе процесса сгорания снижается. Так при подогреве ДТ до 60°С ^х^ф) max6o°C=0,068, при подогреве ДТ до 150°С (dx^)max150°C=0,052 и при подогреве ДТ до 300°С (dx^)max300°C=0,044, а в диффузионной фазе (dx/^)max60°C=0,034, (dx/ dф)max150°C=0,035, (dx/dф)max300°C=0,036. В тоже время максимальные значения скорости тепловыделения в кинетической фазе соответствуют ф60°С=1,50 ,ф150°С=2,50 и Ф300°С=30 ПКВ до ВМТ, а в диффузионной фазе ф60°С=180 , ф150°С=170 и ф300ОС=15,50 ПКВ после ВМТ. Снижение скорости тепловыделения до нулевого значения происходит также практически одновременно при ф=32...400 ПКВ (рис. 2, б).
При частоте вращения коленчатого вала двигателя n = 1400 мин-1 максимальное давление цикла также снижается при подогреве топлива: pz60=7,369 МПа, pz150=6,964 МПа и pz300=6,614 МПа, соответственно (рис. 2, б).
Максимальная осреднённая температура газов в цилиндре при работе в режиме максимального крутящего момента при n = 1400 мин-1 без подогрева составляет Т ,60 С=2242К, Т ,150 С=2132 К и Т ,300 С=2074К соответственно, в тоже
max max max
время максимальные значения температуры соответствуют ф60°С=140 , ф150°С=13,50 и Ф300°С=120 ПКВ и к концу процесса сгорания при ф=60...70 о ПКВ практически равны. Также видно, что температура в начале процесса тепловыделения до ВМТ при подогреве ДТ также выше (рис. 2, б).
Снижение периода задержки воспламенения в случае подогрева топлива на номинальном (рис. 1, а) и режиме максимального крутящего момента (рис. 2, б) обусловливается сокращением времени процесса нагрева и испарения капель де-структурированного топливного факела, впрыскнутого в цилиндры дизеля, до парообразного состояния, что, в свою очередь, сокращает время индукции термохимической реакции горения с образованием жёлтого пламени [7].
Увеличение значений кривых выделения теплоты х и активного тепловыделения х' в ВМТ с увеличением температуры подогрева дизельного топлива на двух скоростных режимах (рис. 2) можно объяснить сокращением ПЗВ, в результате чего процесс тепловыделения начинается раньше.
Сокращение длительности процесса выделения теплоты в режиме максимального крутящего момента с ф=42...460 ПКВ (рис. 2, б) до значений ф=32...400 ПКВ (рис. 2, а) по сравнению с номинальным режимом обусловливается снижением частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Снижение скоростей тепловыделения в кинетической фазе при подогреве топлива на двух скоростных режимах (рис. 2), и изменение их максимальных значений относительно ВМТ обусловливается увеличением начальной температуры капель и уменьшением периода задержки воспламенения, снижением скорости нарастания давления в зависимости от угла поворота коленчатого вала двигателя, а также изменения частоты вращения коленчатого вала дизеля [8].
Увеличение скоростей тепловыделения в диффузионной фазе на двух скоростных режимах (рис. 2) и изменение абсцисс их максимальных значений можно объяснить увеличением турбулентной диффузии воздуха через поверхность раздела паров топлива и кислорода в результате уменьшения температурного градиента между топливом по оси факела и воздушным зарядом [11].
Снижение значений скоростей тепловыделения до нулевого значения в номинальном режиме с ф=37...500 ПКВ (рис. 2, а) до значений ф=32...400 ПКВ (рис. 2, б) по сравнению с режимом максимального крутящего момента обусловливается снижением частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Снижение максимальных значений ординат давлений цикла pz на двух скоростных режимах (рис. 1) обусловливается снижением количества топлива, впрыскнутого в цилиндр дизеля, и испаряющегося за ПЗВ, тем самым сокращается количество топлива, которое будет участвовать в термохимической реакции в начале процесса воспламенения после развития теплого жёлтого пламени [11].
Увеличение осреднённой температуры цикла до ВМТ на двух скоростных режимах при подогреве топлива свидетельствует о том, что тепловыделение начинается раньше (рис. 2) в связи с сокращением ПЗВ.
Повышение значений осреднённых температур цикла до ВМТ на режиме максимального крутящего момента при п = 1400 мин-1 по сравнению с номиналом при п = 2000 мин-1 (рис. 2) объясняется снижением частоты вращения коленчатого вала дизеля.
Снижение максимального значения ординаты осреднённой температуры цикла при подогреве топлива на двух скоростных режимах (рис. 2) обусловливается снижением значений максимального давления цикла pz (рис. 1).
Смещение абсцисс максимальных значений осреднённых температур цикла по углу поворота коленчатого вала двигателя ф в сторону ВМТ при подогреве дизельного топлива на двух скоростных режимах (рис. 2) обусловливается смещением абсцисс максимальных давлений цикла pz в сторону ВМТ (рис. 1).
Снижение значений осреднённых температур цикла при ф=60...70 ПКВ на режиме максимального крутящего момента (рис. 2, б) по сравнению с номинальным (рис. 2, а) объясняется сокращением периода тепловыделения и снижением частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Таким образом, на основании проведённых экспериментальных исследований были установлены зависимости тепловыделения в цилиндрах дизеля 2Ч 10,5/12,0 при его термофорсировании.
Выводы:
1. Предварительный нагрев топлива позволяет ускорить начало тепловыделения в цилиндрах тракторного дизеля и снизить его скорость, а также незначительно уменьшить осреднённую температуру цикла. В результате снижается период задержки воспламенения.
2. Снижение ПЗВ в результате предварительного нагрева топлива вызывает уменьшение скорости нарастания давления в цилиндрах дизеля, что, в свою очередь, снижает жёсткость процесса сгорания.
3. Снижение жёсткости процесса сгорания открывает перспективы форсирования дизеля по среднему эффективному давлению.
4. Полученные результаты, кроме того, указывают на возможность повышения экологических характеристик тракторных дизелей путем термофорсирования, главным образом, на возможность снижения содержания термических оксидов азота в отработавших газах за счет снижения максимальных температур цикла.
5. Представляют значительный интерес дальнейшие исследования работы дизеля с нагревом топлива до температуры его самовоспламенения.
Список литературных источников:
1. Плотников, С.А. Улучшение эксплуатационных показателей дизелей путем создания новых альтернативных топлив и совершенствования топливоподающей аппаратуры : дис. в 2-х частях. Ч 1 / С.А. Плотников. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. - 2011. - 380 с.
2. Двигатели внутреннего сгорания : Теория поршневых и комбинированных двигателей [Текст] / Д.Н. Вырубов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин [и др.]; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1983. -372 с.
3. Хачиян, А.С. Двигатели внутреннего сгорания [Текст] / А.С. Хачиян, К.А. Морозов, В.Н. Луканин. - М.: Высшая школа, 1978. - 280 с.
4. Бирюков, А.Л. Улучшение эксплуатационных и экологических показателей бензиновых двигателей путём применения топливно-водных смесей: дис. ... канд. техн. наук / А.Л. Бирюков. - СПб., 2011. - 144 с.
5. Бузиков, Ш.В. Влияние начальной температуры топлива на характеристики топливоподачи в дизеле / Ш.В. Бузиков, Д.И. Сапунов // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных, экономических и технических наук: мат. тр. межвуз. науч.-практ. конф. филиала МГИУ. - Киров, 2013. - С. 113-115.
6. Свиридов, Ю.Б. Смесеобразования и сгорание в дизелях / Ю.Б. Свиридов. -Л.: Машиностроение, 1972. - 224 с.
7. Соколик, А.С. О самовоспламенении углеводородно-воздушных смесей // Поршневые двигатели внутреннего сгорания / А.С. Соколик. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 83 с.
8. Химические основы термофорсирования дизеля / Б.Г. Гаврилов, Е.Н. Булин и др. - М., Л.: Изд-во АН СССР. - Т.36, вып. 2. 1963. - 2498 с.
9. Плотников, С.А. Анализ способов снижения периода задержки воспламенения / С.А. Плотников, Ш.В. Бузиков, В.Ф. Атаманюк // Развитие транспорта в регионах России: проблемы и перспективы: мат. II Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. - Киров: филиал ФГБОУ ВО МГИУ, 2012. - С. 6-9.
10. Способ снижения жесткости работы дизельного двигателя: пат. 2601665 Рос. Федерация : МПК F02M 53/02 / Плотников С.А., Бузиков Ш.В., Атаманюк В.Ф.; заявитель и патентообладатель Вятский государственный университет . -№ 2012128728/06; заявл. 09.07.2012; опубл. 10.11.16, Бюл. № 31 - 6 с.
11. Плотников, С.А. Прогнозирование процессов воспламенения и сгорания нагретого топлива в дизеле / С.А. Плотников, Ш.В. Бузиков, В.Ф. Атаманюк // Проблемы интенсификации животноводства с учетом пространственной инфраструктуры сельского хозяйства и охраны окружающей среды. - Фаленты-Варшава, 2012. - С. 216-220.
12. Плотников, С.А. Разработка программ расчета показателей процесса сгорания в дизеле на ПЭВМ / С.А. Плотников, Ш.В. Бузиков // Развитие транспорта в регионах России: проблемы и перспективы: мат. II Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участием. - Киров, 2012. - С. 10-12.
References:
1. Plotnikov S.A. Uluchshenie ekspluatatsionnykh pokazateley dizeley putem sozdaniya novykh al'ternativnykh topliv i sovershenstvovaniya toplivopodayushchey apparatury. Dokt. Diss. [Performance improvement of diesel engines with new alternative fuel use and fuel injection equipment elaboration. Doct. Diss.] Nizhniy Novgorod, 2011. 380p.
2. Vyrubov D. N. Dvigateli vnutrennego sgoraniya. Teoriya porshnevykh i kombinirovannykh dvigateley [Internal combustion engines: Theory of piston and combined engines]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 1983. 372p.
3. Khachiyan A. S. Dvigateli vnutrennego sgoraniya [Internal combustion engines]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1978. 280p.
4. Biryukov A.L. Uluchshenie ekspluatatsionnykh i ekologicheskikh pokazateley benzinovykh dvigateley putem primeneniya toplivno-vodnykh smesey. Kand.Diss. [Improvement of operational and environmental performance of gasoline engines by applying fuel -water mixtures. Cand. Diss.] St. Petersburg, 2011. 144p.
5. Buzikov Sh.V. Sapunov D.I. Initial fuel temperature effect on fuel injection in a diesel engine. Materialy trudov mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii filiala MGIU "Aktual'nye problemy gumanitarnykh, sotsial'nykh, ekonomicheskikh i tekhnicheskikh nauk" [Proc. of the Interuniversity Scientific and Practical Conference of the Moscow State Industrial University branch "Actual problems of humanitarian, social, economic and technical sciences"]. Kirov, 2013, pp. 113-115. (In Russian)
6. Sviridov Yu.B. Smeseobrazovaniya i sgoranie v dizelyakh [Mixture formation and combustion in diesel engines]. Leningrad, Mashinostroenie. Leningradskoe otdelenie Publ., 1972. 224p.
7. Sokolik A.S. O samovosplamenenii uglevodorodno-vozdushnykh smesey. Porshnevye dvigateli vnutrennego sgoraniya. [On spontaneous ignition of hydrocarbon-air mixtures. Piston Internal Combustion Engines], Moscow, AN SSSR Publ., 1956. 83p.
8. Gavrilov B.G., Bulin E.N. Khimicheskie osnovy termoforsirovaniya dizelya
[Chemical basis of diesel thermal forcing]. Moscow, Leningrad, AN SSSR Publ., Vol.36, 1963. 2498p.
9. Plotnikov S.A., Buzikov Sh.V., Atamanyuk V.F. Analysis of ways to reduce the ignition delay period. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Razvitie transporta v regionakh Rossii: problemy i perspektivy" [Proc. of 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Transport development in the Russian regions: problems and prospects"]. Kirov, 2012. pp. 6-9. (In Russian).
10. Plotnikov S.A., Buzikov Sh.V., Atamanyuk V.F. Sposob snizheniya zhestkosti raboty dizel'nogo dvigatelya [A method of reducing a diesel engine stiffness]. Patent RF, no. 2601665. 2016. 6p.
11. Plotnikov S.A., Buzikov Sh.V., Atamanyuk V.F. Forecasting of heated fuel ignition and combustion in a diesel engine. Problemy intensifikatsii zhivotnovodstva s uchetom prostranstvennoy infrastruktury sel'skogo khozyaystva i okhrany okruzhayushchey sredy [Proc. of "Problems of livestock production intensification taking into account agricultural spatial infrastructure and environmental protection"]. Falenty-Warsaw, 2012. pp. 216-220.
12. Plotnikov S.A., Buzikov Sh.V. Program development of calculating combustion performance in a diesel engine with a PC. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Razvitie transporta v regionakh Rossii: problemy i perspektivy" [Proc. of 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Transport development in the Russian regions: problems and prospects"]. Kirov, 2012. pp. 10-12. (In Russian).
Analysis of combustion and heat release of a tractor diesel engine with pre-heat fuel treatment
Plotnikov Sergey Aleksandrovich, Doctor of Science (Technics), Professor of the Chair of Mechanical Engineering Technology
e-mail: [email protected]
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Vyatka State University
Buzikov Shamil' Viktorovich, Candidate of Science (Technics), Head of the Chair of Machines and Timber Technology
e-mail: [email protected]
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Vyatka State University
Biryukov Aleksandr Leonidovich, Candidate of Science (Technics), Associate Professor, Head of the Chair of Energy Facilities and Technical Service
e-mail: [email protected]
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education The Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda
Abstract. The topicality of the study is determined by the necessity of tractor engine power increase to ensure the agricultural production intensification. The article presents a promising option of forcing tractor diesel engines according to the mean effective pressure due to shortening the ignition delay by pre-heat treatment of fuel injected into the diesel engine cylinders.
Keywords: tractor diesel engine, thermal forcing, indicator parameters, heat release, combustion.