Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В ФРГ В 1950-1970-Е ГГ.'

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В ФРГ В 1950-1970-Е ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Германия / молодежные движения / молодежные субкультуры / рок-н-ролл / молодежный протест / немецкие музыкальные группы / Germany / youth movements / youth subcultures / rock and roll / youth protest / German musical groups

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаров Сергей Васильевич, Назарова Вероника Вячеславовна

В статье исследуются причины возникновения протестных молодёжных субкультур в ФРГ в 1950-е гг. и основные формы их эволюции вплоть до конца 1970-х годов. Особое внимание уделяется влиянию музыки на формирование и развитие молодежных субкультур. Отмечено, что немецкое студенческое движение было тесно связано с историей довоенной и послевоенной Германии. Несмотря на схожесть с другими студенческими движениями мира, немецкое движение исходило из своей конкретной исторической, политической и социально-экономической ситуации. Своим объектом борьбы они выбрали национал-социалистическое прошлое Германии. Делается вывод, что субкультура западногерманской молодёжи испытала большое влияние североамериканской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MUSIC ON THE FORMATION OF YOUTH SUB-CULTURES IN GERMANY IN THE 1950-1970S

The article examines the reasons for the emergence of protest youth subcultures in Germany in the 1950s. and the main forms of their evolution until the end of the 1970s. Particular attention is paid to the influence of music on the formation and development of youth subcultures. It is noted that the German student movement was closely connected with the history of preand post-war Germany. Despite the similarities with other student movements in the world, the German movement proceeded from its own specific historical, political and socio-economic situation. They chose Germany's National Socialist past as their object of struggle. It is concluded that the subculture of West German youth was greatly influenced by North American culture.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В ФРГ В 1950-1970-Е ГГ.»

[1, л. 40]. Проведённые мероприятия способствовали некоторому сокращению текучести кадров в отдельных райфинотделах.

Таким образом, анализ работы с кадрами в рассматриваемый период в финансовых отделах Башкирской АССР показал существенные недостатки. Поэтому для их устранения были предприняты следующие меры: для уменьшения текучести кадров занимались улучшением жилищно-бытовых условий финансовых работников; для повышения квалификации, в том числе и получения экономического образования, руководство финорганов оказывало всяческую поддержку в получении соответствующего образования. Следует отметить, что одновременно повышалась ответственность работников за рациональное использование рабочего времени, укреплялась трудовая и служебная дисциплина, в работниках воспитывалось чувство ответственности за порученное дело.

Литература и источники

1. Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ). Ф. 387. Оп. 18. Д. 09-8.

References and Sources 1. Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan (NARB). F. 387. Op. 18. D. 09-8.

ХАДИМУЛЛИН Р.Р. - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, Уфимский университет науки и технологий (УУНиТ) (khadimullin.rr@mail.ru).

ХАДИМУЛЛИНА Э.Д. - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования, Институт развития образования Республики Башкортостан (ИРО РБ) (khadimullin.rr@mail.ru).

KHADIMULLIN, R.R. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Foreign History, Ufa University of Science and Technology (UUNiT) (khadimullin.rr@mail.ru).

KHADIMULLINA, E.D. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanitarian Education, Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan (IRO RB) (khadimullin.rr@mail.ru).

УДК 94(430).087:78.03«195/197» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-191-196

НАЗАРОВ С.В., НАЗАРОВА В.В. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В ФРГ

В 1950-1970-Е ГГ.

Ключевые слова: Германия, молодежные движения, молодежные субкультуры, рок-н-ролл, молодежный протест, немецкие музыкальные группы.

В статье исследуются причины возникновения протестных молодёжных субкультур в ФРГ в 1950-е гг. и основные формы их эволюции вплоть до конца 1970-х годов. Особое внимание уделяется влиянию музыки на формирование и развитие молодежных субкультур. Отмечено, что немецкое студенческое движение было тесно связано с историей довоенной и послевоенной Германии. Несмотря на схожесть с другими студенческими движениями мира, немецкое движение исходило из своей конкретной исторической, политической и социально-экономической ситуации. Своим объектом борьбы они выбрали национал-социалистическое прошлое Германии. Делается вывод, что субкультура западногерманской молодёжи испытала большое влияние североамериканской культуры.

NAZAROV, S.V., NAZAROVA, V.V. THE INFLUENCE OF MUSIC ON THE FORMATION OF YOUTH SUB-CULTURES IN GERMANY

IN THE 1950-1970S.

Key words: Germany, youth movements, youth subcultures, rock and roll, youth protest, German musical groups.

The article examines the reasons for the emergence of protest youth subcultures in Germany in the 1950s. and the main forms of their evolution until the end of the 1970s. Particular attention is paid to the influence of music on the formation and development of youth subcultures. It is noted that the German student movement was closely connected with the history of pre- and post-war Germany. Despite the similarities with other student movements in the world, the German movement proceeded from its own specific historical, political and socio-economic situation. They chose Germany's National Socialist past as their object of struggle. It is concluded that the subculture of West German youth was greatly influenced by North American culture.

Понятие «субкультура» используется в науке ещё с 1940-х гг. С его помощью исследователи описывают определённую подгруппу социальных субъектов культуры, чётко отличающихся от «господствующей» культуры с точки зрения основных ценностных норм. Диаметрально противоположная господствующим в обществе нормам жизненная позиция часто называется «контркультурой», особенно со времён протестных молодёжных движений 1960-х гг. В обыденной жизни очень часто эти термины подменяют друг друга.

Чаще всего именно молодёжь идентифицирует себя с той или иной субкультурой. С одной стороны, у молодёжных групп больше времени для досуга, с другой стороны, молодые люди находят в поиске смысла жизни, в процессе самореализации, что создаёт благодатную почву для

появления и развития различных культурных направлений. Не стоит забывать и ещё об одном важном факторе, это стремление «найти» свою группу, своё место, где тебя бы понимали, были бы тебе рады, и ты бы чувствовал с этими людьми единение, что опять может быть достигнуто в группе единомышленников.

Более того, молодёжи не только необходимо ощущать свою причастность к группе, но и очень важно визуализировать свою группу, отделить её от других молодёжных сообществ (внешний облик, музыка, одежда, физическое выражение, язык тела, жаргон, то есть специальная лексика или сленг и др.).

Молодёжные движения и субкультуры в ФРГ зарождаются практически параллельно с аналогичными движениями в США и других странах Европы. Образцом для подражания, безусловно, являлись американские молодёжные объединения. Сильное влияние оказывали Великобритания и Франция. Данный факт не случаен, так как данная территория в условиях холодной войны вошла в так называемый «капиталистический» лагерь. Но в начальный период, в условиях неполного закрытия, молодёжь ФРГ и ГДР имели возможность для тесных контактов и обменом опыта.

Ещё одной спецификой развития молодёжных субкультур в ФРГ была тесная связь с развитием музыкальной культуры. Немецкая молодёжь была носителем нового, часто осуждаемого обществом, была более широких взглядов и несмотря на осуждение коммунистических режимов (при этом было много сочувствующих социалистическим идеям) она тем не менее была антивоенным двигателем, важным механизмом критики и, следовательно, улучшения буржуазного общества, основой для обновления искусства (музыки, литературы, живописи), уличной моды, повседневных практик и многих других важных аспектов жизни. В частности, выступая за женскую эмансипацию, молодёжь строила новые семейно-брачные отношения, на практике расширяя права женщины в семье.

К причинам развития молодёжных субкультур и движений в ФРГ можно отнести ряд глубоких социальных изменений. Во-первых, системный кризис в Германии после поражения в войне и раздела страны на две части в условиях которого молодёжь стремилась переосмыслить прошлое ради будущего, готова была отказаться от имперских взглядов старшего поколения, чьи идеалы рухнули вмести с социал-националистическим режимом. Во-вторых, особый дух молодёжи и стремление е к свободе и самопроявлению получили условия для реализации в период строительства демократических основ нового государства. В-третьих, сильное присутствие американцев в ФРГ, способствовавшее популяризации американской культуры, в том числе и распространению новых молодёжных субкультур. В-четвёртых, становление общества массового потребления и изобилия, обуславливавшее смену ценностей германской молодёжи. В качестве пятой причины можно выделить процессы интеграции и глобализации, в связи с которыми немецкая молодёжная культура развивалась в фарватере общемировых (а вернее общеевропейских и североамериканских) тенденций.

После Второй мировой войны в ФРГ снова пришла американская музыка. Джаз и свинг получили популярность в клубах. В 1950-х гг. стремительно распространялся рок-н-ролл, который в сочетании с американскими фильмами знаменовал собой начало распространения модернистской американской поп-культуры в Германии. Важным источником этого распространения являлся, в частности, журнал «BRAVO», основанный в 1956 г. Журнал был выпущен именно в те месяцы, когда огромный всплеск американского музыкального производства, нацеленный на молодую аудиторию, усилил культурный отход молодёжи от поколения родителей. «Браво» детально углубился в эти темы и зарекомендовал себя как незаменимый источник информации для своих читателей о последних звездах, тенденциях и моде США: «На самом деле все читали "Браво"; я даже не знаю, кто не читал "Браво". Это была информация из Америки, то, что там "внутри". И вы можете быть уверены, что если это было "внутри" в Америке, то вскоре в какой-то момент это становилось "в моде" и в Германии» [1, s. 48].

Подростки, которые особенно чувствительны к социальным потрясениям, первыми отреагировали на переход от общества дефицита к обществу процветания и потребления, порвали с аскетическим идеалом послевоенного общества. На улицах западногерманских городов, особенно в Западном Берлине, стали появляться ярко одетые юноши и девушки. Расслабленному

и неофициальному стилю одежды соответствовали не только прически и макияж, но и более свободное поведение.

Рок-н-ролл стал основой для первой новой субкультуры подростков в послевоенной Германии - die Halbstarken. Появляется это субкультура как в Восточной, так и в Западной Германии, особенно среди подростков мужского пола из рабочего класса. Поскольку внутригерманская граница всё ещё была открыта, молодежь в Берлине могла обмениваться информацией, музыкальными новинками и даже взглядами на жизнь. По существу, немецкие подростки «восстали» против культурных ценностей своих родителей, да и ценностей всего послевоенного немецкого общества. У них отсутствовали явно выраженные политические взгляды и, следовательно, не было проблемы между «Западом» и «Востоком» Германии. Они ещё ощущали своё единство. Например, во время или после концертов, как это было в 1958 г. после выступления Билла Хейли в Берлинском дворце спорта, когда подростки вместе «отмечали» это важное музыкальное событие.

В конце 1950-х гг. подростки оказались в Skifflebands (скиффлбандах), чтобы играть музыку в традициях американских фолк, блюз и кантри групп. Данная субкультура пришла в Германию из Великобритании и стала очень популярной, так как было относительно легко и недорого создать группу Skiffle. Молодые музыканты использовали самодельные и специфические музыкальные инструменты, такие как ящик-бас, стиральная доска и т.д. У данной субкультуры появлялись и свои особые развлечения, то есть собственный досуг, отличавший их от других молодёжных групп.

В начале 1960-х гг. в Германии пробрели большую популярность Beatles и некоторые из групп Skiffle, выступавших бит-формациями. Например, группа Skiffle Lords переименовала себя в The Lordsum и выиграла в 1964 году конкурс бит в Ham-burger Star Club, где она была названа немецкой бит-группой № 1. Западноберлинские поклонники бит-фанов обращались также к танцам и живой музыке, например, в Riverboat или Sloopy в Райникендорфе, открытом в 1959 г. [2].

Наряду с этим, в 1960-е гг. в немецкой молодёжной среде распространялись и другие музыкальные стили, такие как блюз и психоделический рок (в целом экспериментальная музыка, основанная на англо-американской музыкальной культуре под сильным влиянием восточного мистицизма, традиционной и духовной индийской музыки), кроме того, движение хиппи начинает пользоваться растущей популярностью.

С 1967 г. вокруг Kreuzberger Club Zodiak Free Arts Lab образовалась культовая в берлинской истории поп-музыки группа. В Zodiak Free Arts Lab играла экспериментальная живая музыка под влиянием психоделического рока, Freejazz и Musique con-crète. Это составляет основу того, что позже будет названо Берлинской школой немецкого Краутрока. Эта музыкально-экспериментальная сцена с группами и проектами, такими как Agita-tion Free, Ashra Temple или Ta n-gerine Dream, являлась ещё одним фокусом для немецкой молодёжи.

В целом, в 1960-е годы Западный Берлин стал центром студенческого движения, которое набирало обороты и предлагало студентам собственные варианты досуга и времяпрепровождения. Студенческое движение Германии являлось при этом частью мирового студенческого движения, зародившегося в США. Для него был характерен ряд общих черт:

• политический «окрас», радикальная критика и борьба с существующими режимами, в частности, с политическим режимом ФРГ 1950-1960-х гг.;

• антивоенный характер (в 1968 г. в Западном Берлине прошла демонстрация против Вьетнамской войны);

• курс на эмансипацию и антиавторитаризм, отрицание любого проявления господства людей над людьми;

• преобладание антикапиталистических позиций;

• отрицание коммунистических систем и идей;

• критика и отрицание лицемерной сексуальной морали 1950-1960 х гг. и т.д.

Вместе с тем, германскому молодежному движению была присуща и своя специфика:

студенческую молодёжь мало волновали проблемы расовой дискриминации, зато остро стояли вопросы с военным прошлым страны. Молодёжь осуждала приход к власти в ФРГ «поколения палачей» из Третьего рейха, считая недопустимым данный факт.

Итак, немецкое студенческое движение было тесно связано с историей довоенной и послевоенной Германии. Несмотря на схожесть с другими студенческими движениями мира, немецкое движение исходило из своей конкретной исторической, политической и социально-экономической ситуации. Своим объектом борьбы они выбрали национал-социалистическое прошлое Германии, что, в принципе, можно считать одной из важных причин появления и самого движения (в 1961 г., после отделения Социалистического союза немецких студентов (ССНС) от Социал-демократической партии Германии (СД111)).

Конец движения пришелся на 1969 г. Важной причиной распада было разделение студенческого движения на борющиеся друг с другом группировки и течения после того, как в 1967 г. полицейские застрелили студента Бенно Онезорга. Стоит отметить, что волновали немецкое студенчество и разделение Германии, строительство Берлинской стены, социальная несправедливость общества, экология и многие другие вопросы.

В 1970-х гг. в Западном Берлине также создавались многие музыкальные блюз-рок-группы под влиянием Rolling Stones, Jimi Hendrix, Janis Joplin или The Doors. В дополнение к рок-музыке, в немецком обществе распространялась субкультура хиппи, которая была более политически настроена и готова предложить молодёжи альтернативную культуру и жизненные ценности. Именно в этот период происходила политизация части молодёжи.

В то время как в молодежных клубах FDJ и на танцевальных площадках, таких как Дворец Республики или Кленовый лист на Рыбацкой стороне, выступали группы, разрешённые государством, клубы и пабы, позже даже и церкви стали важными местами выступлений оппозиционно ориентированных групп. Так, с 1979 г. начинают проводится блюзовые ярмарки, например, в церкви Эррешера [3].

К концу 1970-х гг. среди немецкой молодёжи получила распространение пришедшая из Англии панк-субкультура. Сначала она возникла в Западном Берлине, где с 1977 г. оформились две первые панк-группы PVC und den Ffurs. Немецкие панк-группы сначала ориентировались на британские образцы, такие как Sex Pistols или The Clash [4].

Так, в Германии утвердился панк - как новая форма поп-музыки. Как популярный тип музыки в германском обществе, прежде всего, зарекомендовал себя так называемый Fun-Punk, самым успешным представителем которого являлась группа Die Ärzte. Панк, как субкультурное течение, становится в Западной Германии определяющей музыкой в контексте автономных центров - в Берлине, например, в Drugstore или доме Tommy-Weisbecker-Haus (Томми Вайсбекера). Анархо-панк стал вызовом для культуры буржуазного консервативного истеблишмента, выступая против расизма и стереотипных гендерных ролей и пропагандируя антикапиталистические и антиавторитарные идеи. Помимо этой явно политической направленности, панк субкультура была рассадником распространения нигилистических взглядов, а также идей Sex Pistols. Деструктивное поведение и всеохватывающее отрицание являлись культурными выражениями этого варианта немецкой молодёжной субкультуры, к которой причисляли и обычных бездомных уличных бродяг.

Ещё одно выражение панк-субкультуры - это направление - Oi-Punk. В текстах песен там часто речь шла о футболе, сексе и алкоголе. В музыкальном отношении Oi-Punk находился под влиянием Ska и Pubrockа. Oi-Punk также был тесно связан с культурой «бритоголовых», которая брала своё начало в британском рабочем классе (возникла ещё в конце 1960-х гг.), но в Германии распространилась только в контексте панка.

Во второй половине 1970-х гг. в ФРГ появилась также и субкультура скинхедов, которые представляли собой довольно неоднородную субкультуру немецкой молодёжи. Ne-ben -аполитичное «крыло» скинхедов было тесно связано с левыми панками. Появлялись также и крайне правые скинхеды, которые со временем начали доминировать в молодёжной культуре скинхедов. Это направление всё более чётко отделялось от панков.

Параллельно с панком утвердился термин New Wave, который сначала использовался как синоним для панка, но вскоре стал обозначать собственный жанр. Этот жанр выделялся благодаря дополнительному использованию электронных звуковых фрагментов.

В Германии с 1979 г., как и в других европейских странах, также получило ппулярность понятие «Новая немецкая волна» - сначала в музыкальном журнале Sounds как название Sam-mel

для немецких групп New-Wave и панк-групп, таких как Западно-берлинские группы Einstürzende Neubauten, Die Tödliche Doris und Mania D / Mala-ria.

Западный Берлин, наряду с Дюссельдорфом и Гамбургом, являлись главными центрами молодёжных, особенно музыкальных субкультур. Популярными клубами среди берлинской молодёжи были: SO 36, dem Dschungeloder dem Risiko.

Через панк распространялась идея, которая по сей день играет важную роль в различных молодёжных субкультурах: концепция Do It Yourself (DIY), Selberma - chens. DIY - это не только основа того, что каждый может делать музыку, даже не научившись играть на инструменте, но и создавать независимые лейблы и сценические издания, а также такие структуры, как дистрибьюторы и магазины. Первыми независимыми звукозаписывающими студиями в Германии были Zick Zack в Гамбурге и Ata Tak в Дюссельдорфе, в Берлине Ag-gressive [5].

Как оплот молодёжных субкультур Западный Берлин отличался активной ночной жизнью. Живая клубная культура существовала в контексте панк и «новой волны», а также лесбийской и гей-культур вокруг Ноллендорфплац, где с 1978 г. находится Метрополь - один из самых известных клубов Западного Берлина. Дискотеки, посещаемые американскими известными группами, также способствовали установлению современной молодёжной культуры с конца 1970-х гг.

Besetzte Häuser («Оккупированные дома») - ещё одно субкультурное пространство молодёжи. «Оккупированные дома» играли важную роль в субкультурном пространстве ФРГ. В начале 1970-х годов подростки, особенно маргинальные группы и бездомные подростки, стремились создать самоорганизованные пространства в рамках молодёжного центристского движения. Среди первых постоянно оккупированных домов в Западном Берлине - Дом Георга фон Рауха (1971 г.) и Дом Томми Вайсбекера (1973 г.) в Кройцберге. Они выпускали листовки, протоколы и манифесты своих берлинских молодёжных центров.

Вторая волна «оккупаций» началась в конце 1970-х годов как реакция на планы реконструкции территории Западного Берлина, принятые в середине 1960-х годов и предусматривавшие снос большого количества старых зданий. Несмотря на острый дефицит жилья, многие дома, предназначенные для сноса, пустовали в течение многих лет, поэтому протест против планов сноса становился все громче. В 1977 году оформилась гражданская инициатива SO 36, которая провозгласила «ремонтную оккупацию» и в 1979 году начала занимать пустующие дома в Кройцберге [6, s. 194].

В последующие годы количество «оккупаций» росло, в том числе за пределами Кройцберга. В захватах участвовали самые различные субкультуры, такие как: Автономная субкультура, женское движение и панк-культура. Все они искали свободные зоны и новых людей для альтернативных форм жизни. Существующие и сегодня объекты, такие как Женский центр Шоколад-брик или социально-культурная фабрика радуги дзен-трум, возникли именно в тот период.

Итак, немецкая молодёжная культура в изучаемый период была достаточно разнообразной и полностью отражала дух своего времени. Она испытала большое влияние североамериканской культуры, что было не случайно в условиях роста популярности американской культуры и, следовательно, образа жизни (не стоит забывать, что США проводили активную политику «мягкой силы» особенно в отношении молодёжи, изменив сознание которой, легче было бы проводить в будущем проамериканскую политику). Но у субкультур западногерманской молодёжи была своя специфика, в частности, стремление переосмыслить военное прошлое своей страны и поддержать демократические преобразования во всех сферах, а тесные первоначальные контакты с молодёжью ГДР способствовали распространению симпатий к некоторым радикальным и социалистическим идеям среди молодых людей.

Литература и источники

1. Janssen P. Jugend und Jugendbilder in der Frühen Bundesrepublik. Kontexte - Diskurse - Umfragen. - Köln: Zentrum für Historische Sozialforschung, 2010.

2. Susanne El-Nawab Skinheads - Gothics - Rockabillies: Gewalt, Tod & Rock'n'Roll. // [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.scribd.com/book/282705938/Skinheads-Gothics-Rockabillies-Gewalt-Tod-Rock-n-Roll. (Дата обращения: 07.12.2023).

3. Hirnkost Jugendkulturelle Projekte in Jugendarbeit und Schule // [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.scribd.com/book/282839169/Jugendkulturelle-Projekte-in-Jugendarbeit-und-Schule. (Дата обращения: 07.12.2023).

4. Jugendkulturen in Deutschland // [Электронный ресурс]. URL: https://www.bpb.de/geschichte/zeitgeschichte/jugendkulturen-in-deutschland/36152/vorwort.

5. SOUNDS-ARCHIV A German Music Monthly 1966 - 1983. // [Электронный ресурс]. URL: https://sounds-archiv.at/styled-201/styled-202/

6. Zinnecker J. Kindheit in Deutschland. -München 1998.

НАЗАРОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, Армавирский государственный педагогический университет (senaza@yandex.ru).

НАЗАРОВА ВЕРОНИКА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, Армавирский государственный педагогический университет (senaza@yandex.ru)

NAZAROV, SERGEY V. - PhD in History, Associate Professor of the Department of General and National History, Armavir State Pedagogical University (senaza@yandex.ru).

NAZAROVA, VERONIKA V. - PhD in History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and National History, Armavir State Pedagogical University (senaza@yandex.ru)

УДК 94(430).087:328«1971/1973» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-196-200

ЛЕВЧЕНКО М.В.

К ВОПРОСУ О «НЕУДАЧАХ» РЕФОРМАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ХДС РАЙНЕРА БАРЦЕЛЯ (1971 -1973 ГГ.)3

Ключевые слова: Конрад Аденауэр, Райнер Барцель, Гельмут Коль, Рихард фон Вайцзеккер, Вилли Брандт, СМИ, канцлерство, демократия, партийная демократия, ХСС.

В статье на примере Райнера Барцеля рассматривается реформаторская деятельность христианского демократического союза в период с 1971 по 1973 гг. Автор отходит от распространённого стереотипа, что изменения в ХДС произошли только с приходом на пост председателя ХДС Гельмута Коля в 1973 году, на примерах доказывая, что изменения начались раньше. Заслуга Барцеля заключается в том, что он сумел «расшевелить» партию от многолетнего застоя, стремясь выстроить чёткую вертикаль власти, в которой был задействован потенциал всех членов партии. Недооценка работы Барцеля исследователями, по мнению автора, заключается в том, что его председательство было недолгим, из-за чего плоды всей проделанной им работы фактически досталась Гельмуту Колю.

LEVCHENKO, M.V.

ON THE QUESTION OF THE "FAILURES" OF THE REFORM ACTIVITIES OF CDU CHAIRMAN

RAINER BARTZEL (1971 -1973)

Key words: Konrad Adenauer, Rainer Barzel, Helmut Kohl, Richard von Weizsäcker, Willy Brandts, mass media , chancellorship, democracy, party democracy, CSU.

The article, using the example of Rainer Barzel, examines the transformative activities of the chairman of the Christian Democratic Union in the period from 1971 to 1973. The author departs from the common stereotype that changes in the CDU occurred only with the arrival of Helmut Kohl as chairman of the CDU in 1973, using examples to prove that changes began earlier. Barzel's merit lies in the fact that he was able to "stir up" the party from many years of stagnation, seeking to build a clear vertical of power, in which the potential of all party members was involved. The underestimation of Barzel's work among researchers was that his chairmanship was short-lived, which is why all the work he did went to Helmut Kohl.

Если что-то и не ассоциируется с именем и личностью Райнера Барцеля, так это реформаторские усилия Христианско-демократического союза под его председательством в начале 1970-х годов. Одна из причин этого заключается в том, что в центре внимания обычно находится неудачный вотум недоверия 27 апреля 1972 года канцлеру Вилли Брандту, что подсознательно и ассоциируется с неудачей его оппозиционной деятельности, как лидера партии. На этом концентрируются больше, чем на реформах и реорганизации его партии [1]. Срок данного политика пребывания на посту председателя партии невелик - всего 20 месяцев, и поэтому вряд ли у него была возможность чем-то выделиться.

Рассматривая председателей ХДС Германии, можно заметить, что сроки их полномочий, в любом случае, либо очень длинные - как у Конрада Аденауэра, Гельмута Коля и Ангелы Меркель, либо очень короткие, - как у Людвига Эрхарда, Вольфганга Шойбле. К последней группе можно отнести и Барцеля. Однако стоит отметить, что большинством исследователей он даже не воспринимается как председатель ХДС, а скорее ассоциируется с его должностью председателя парламентской фракции ХДС/ХСС в бундестаге. Но и здесь всё неоднозначно, поскольку ряд исследователей оценивают его работу в парламенте очень высоко. К примеру, по мнению публициста Йоханнеса Гросса, «[Барцель] лучший лидер парламентской фракции, который когда-либо был у ХДС/ХСС, а также самый эффективный руководитель парламентской фракции в истории бундестага» [2]. Многие коллеги Барцеля также разделяют это мнение. В январе 1972 года

3 Статья выполнена при стипендиальной поддержке Казанского Инновационного Университета имени В.С. Тимирясова (ИЭУП), г. Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.