Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1776
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДИНАМИКА / MUSIC / SPACE MUSIC / INTELLECTUAL WORK CAPACITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Костюченко А.А., Николаев Е.А.

Целью данной статьи является выявление влияния музыки разных направлений на динамику умственной работоспособности человека. Представлены результаты исследования влияния музыки (в том числе, космической) на работоспособность обучающихся 1 курса техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY MUSIC INFLUENCES HUMAN INTELLECTUAL WORK CAPACITY

The object of the article is the way the different kinds of music influence human’s intellectual work capacity. The article features the results of the research on the way music (and space music) influences the first-year students’ intellectual work capacity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Секция ««Молодежь, наука, творчество (направленияСПО)»

УДК 534.3

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А. А. Костюченко, Е. А. Николаев Научный руководитель - Л. И. Шляхова

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновоборский механико-технологический техникум» Российская Федерация, 662500, г. Сосновоборск, ул. Юности, 7 E-mail: chereshkevich.77@mail.ru

Целью данной статьи является выявление влияния музыки разных направлений на динамику умственной работоспособности человека. Представлены результаты исследования влияния музыки (в том числе, космической) на работоспособность обучающихся 1 курса техникума.

Ключевые слова: музыка, космическая музыка, умственная работоспособность, динамика.

THE WAY MUSIC INFLUENCES HUMAN INTELLECTUAL WORK CAPACITY

A. A. Kostyuchenko, E. A. Nikolaev Scientific Supervisor - L. I. Shlyahova

State Regional Budgetary Institution of Professional Education "Sosnovoborsk College of Mechanics and Technology" 7, Yunosti Str., Sosnovoborsk, 662500, Russian Federation E-mail: chereshkevich.77@mail.ru

The object of the article is the way the different kinds of music influence human's intellectual work capacity. The article features the results of the research on the way music (and space music) influences the first-year students' intellectual work capacity.

Keywords: music, space music, Intellectual work capacity.

Каждый студент хотел бы обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с любыми нагрузками. Практически все современные подростки и молодые люди постоянно слушают различную музыку в наушниках: выполняя домашние задания или занимаясь спортом, в поездках или на прогулке. В течение последних лет специалистами в области психофизиологии и медицины проведены сотни экспериментов, доказывающих возможность влияния музыки на функционирование организма. Исследования в этой области позволили ученым выяснить, что прослушивание музыкальных произведений способно активизировать нашу мозговую деятельность и повысить работоспособность.

Актуальность проблемы позволила сформулировать следующую гипотезу: музыка разнообразных стилей и направлений влияет по-разному на динамику умственной работоспособности студента.

Объект исследования - обучающиеся 1 курса в количестве 25 человек, предмет исследования - динамика умственной работоспособности обучающихся.

Целью нашей работы стало изучение влияния музыки на умственную работоспособность обучающихся.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

1. Изучить информацию о положительном и отрицательном влиянии музыки на организм человека.

2. Провести социологический опрос обучающихся.

3.Проверить влияние музыки разных направлений на динамику умственной работоспособности обучающихся (по таблице В. Я. Анфимова).

4. Дать рекомендации по использованию различных музыкальных произведений с целью повышения умственной работоспособности обучающихся.

В ходе исследования была рассмотрена специальная литература, т1егпе1-источники, проведен социологический опрос, в течение месяца проведен эксперимент по исследованию динамики умственной работоспособности обучающихся.

Музыка способна влиять на нашу жизнь как положительно, вдохновляя нас, так и способна уничтожить, расстроить нашу психику. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства.

Например, в Ветхом завете описано, как Давид лечил нервное расстройство царя Саула игрой на гуслях. Мой дедушка - доктор медицинских наук, заслуженный врач России Дроздов Василий Иосифович, рассказывал нам, что классическая музыка и записанные звуки природы способствуют выходу человека из комы.

Некоторые исследователи утверждают, что самый большой положительный эффект на человека оказывают звуки природы и музыка Моцарта. Прослушивание произведений этого композитора нормализует сон, повышает иммунитет, успокаивает, снимает усталость, ускоряет выздоровление. Сонаты Моцарта положительно влияют на память даже при болезни Альцгеймера. Существует даже специальный термин «эффект Моцарта» [3].

Физиологическое действие музыки на человека ученые объясняют способностью нервной системы усваивать ритм. Музыка, как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично.

Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 г. преподаватели Сент-Эндрюсского университета обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятию информации на слух, моторики, словарного запаса с и логического мышления [1].

Есть данные и о том, что запоминанию информации помогает поп-музыка 80-90-х годов. Именно в этот период большинство композиций содержали 50-80 ударов в минуту - ритм, который настраивает мозг на запоминание и улучшает логическое мышление [2].

Изучая в интернете материал по теме нашей работы, мы наткнулись на «космическую музыку», которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «галактических пейзажей». Термин «космическая музыка» применяется к образцам музыки, написанной в жанрах «эмбиент», «транс», «электронный поп» и современной экспериментальной музыки. Она стимулирует созерцательные переживания «космического полёта», «внеземной красоты», её эффективно использовать в различных медитационных и релаксационных практиках, в области музыкотерапии. В ходе исследования, после прослушивания фрагментов «космической музыки», студенты выразили свои ощущения и впечатления: «Эта музыка меня потрясла!», «Круто!», «Это - настоящий космос!», «Это покруче рока, реально, будто в полете!»

Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным? В последние десятилетия появилось множество музыкальных направлений и многие из них, как отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Современная коммерческая музыка - хип-хоп, рок, хард-рок, и другая подобная - пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие, схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины. Ученые считают, что длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю.

Секция «Молодежь, наука, творчество (направленияСПО)»

Для оценки умственной работоспособности рассчитывался коэффициент продуктивности (КП). Работа с таблицами В. Я. Анфимова выполнялась во время прослушивания звуковых композиций разных стилей. По объему выполненной работы (количество просмотренных знаков) больше всего выполнено в тишине, далее следуют классика, затем тяжелый рок, меньше всех по объему - эстрадная музыка. По качеству выполненной работы результаты оказались следующие: больше всего ошибок было допущено «в тишине», затем при прослушивании тяжелого рока, затем классической музыки, и самое высокое качество оказалось при прослушивании эстрадной (популярной) музыки.

Исходя из подсчета результатов, мы убедились, что динамика коэффициента продуктивности до и после прослушивания звуковых композиций, доказывает повышение умственной работоспособности при прослушивании музыки, но результативность зависит от жанра музыки.

Рекомендации студентам:

1. Выполнять домашнее задание под звуки природы или классической музыки.

2. Слушать музыку при громкости не превышающей 50 %.

3. Во избежание проблем со слухом, сократить использование наушников до 1 часа в день.

Изучив интернет-источники по данной теме и проанализировав данные, полученные в нашем исследовании, можно сделать вывод, что прослушивание произведений классической музыки или музыкальных композиций, не являющимися низкочастотными, обладает терапевтическим эффектом, улучшает функциональное состояние организма человека. Наша гипотеза о том, что музыка разнообразных стилей и направлений влияет по-разному на динамику умственной работоспособности студента, находит подтверждение.

Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека. Во все прошедшие и будущие времена музыка была и будет тем, что нас сопровождает. И недооценивать ее важность в нашей жизни, по меньшей мере, глупо. Поэтому только нам решать, какая музыка будет формировать нас и наше будущее поколение как личностей. От нас зависит, какое влияние музыки мы выберем.

Библиографические ссылки

1. Леер Е. И., Зверева С. В. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 310-318.

2. Глазунова Л. И., Зубарева Л.А., Арзуманова Т. Р. Экспериментальное обоснование использования музыки в образовательном процессе вуза // Интеграция образования. 2011. № 4. С. 30-36

3. Пуляевская О. В. Проблема влияния музыкального воздействия на здоровье человека // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6.

© Костюченко А. А., Николаев Е. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.