Научная статья на тему 'Влияние музыкального воздействия (эффект моцарта) на развитие познавательных и эмоционально-чувственных психических процессов'

Влияние музыкального воздействия (эффект моцарта) на развитие познавательных и эмоционально-чувственных психических процессов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
893
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ЭФФЕКТ МОЦАРТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗАПОМИНАНИЕ / ПЛАСТИЧНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЛЕЧЕБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / MUSIC THERAPY / THE MOZART EFFECT / COGNITIVE PROCESSES / MEMORIZATION / PLASTICITY / MENTAL PROCESSES / THERAPEUTIC EFFECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаповалова Маргарита Львовна, Козлова Ирина Львовна

The relevance of the theme of the music influence on the human psyche is proved. The novelty of the study is to consider the influence of the classical works of W.A. Mozart and rock music on attention concentration and memory ability, as well as on the skill of managing emotional state. The study includes a description of the analysis data carried out in two samples of subjects. The first sample is 13-15 years old teenagers, students of the gymnasium; the second is 22-25 years old adults. The results of the study are the comparative characteristics of the cognitive processes of the respondents before and after the musical impact. The authors evaluate the possibilities of using the Mozart effect in the fields of education and personal development. There is an improvement in the ability to concentrate and remember. The authors prove the effectiveness of the use of musical influence in educational institutions and any other organizations for the development of a harmonious personality, as well as in order to improve cognitive mental processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шаповалова Маргарита Львовна, Козлова Ирина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Musical Effect (Mozart Effect) on the Development of Cognitive and Emotional- Sensory Mental Processes

The relevance of the theme of the music influence on the human psyche is proved. The novelty of the study is to consider the influence of the classical works of W.A. Mozart and rock music on attention concentration and memory ability, as well as on the skill of managing emotional state. The study includes a description of the analysis data carried out in two samples of subjects. The first sample is 13-15 years old teenagers, students of the gymnasium; the second is 22-25 years old adults. The results of the study are the comparative characteristics of the cognitive processes of the respondents before and after the musical impact. The authors evaluate the possibilities of using the Mozart effect in the fields of education and personal development. There is an improvement in the ability to concentrate and remember. The authors prove the effectiveness of the use of musical influence in educational institutions and any other organizations for the development of a harmonious personality, as well as in order to improve cognitive mental processes.

Текст научной работы на тему «Влияние музыкального воздействия (эффект моцарта) на развитие познавательных и эмоционально-чувственных психических процессов»

УДК 159.95:78

Шаповалова Маргарита Львовна

Shapovalova Margarita Lvovna

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Пятигорского государственного университета

Козлова Ирина Львовна

ассистент кафедры психиатрии Ставропольского государственного медицинского университета

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ЭФФЕКТ МОЦАРТА) НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

PhD in Phsychology, Associate Professor, General and Pedagogical Psychology Department, Pyatigorsk State University

Kozlova Irina Lvovna

Assistant, Psychiatry Department, Stavropol State Medical University

THE INFLUENCE OF MUSICAL EFFECT (MOZART EFFECT) ON THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE AND EMOTIONAL-SENSORY MENTAL PROCESSES

Аннотация:

Доказывается актуальность темы воздействия музыки на психику человека. Новизна исследования заключается в рассмотрении влияния классических произведений В.А. Моцарта и рок-музыки на концентрацию внимания и способность к запоминанию, а также на навык управления эмоциональным состоянием. Статья включает описание данных анализа, проведенного в двух выборках испытуемых. Первая выборка - подростки 13-15 лет, учащиеся гимназии; вторая - взрослые 22-25 лет. Результатами исследования является сравнительная характеристика познавательных процессов респондентов до музыкального воздействия и после него. Авторы оценивают возможности использования эффекта Моцарта в сферах образования и личностного развития. Наблюдается улучшение способности концентрировать внимание и запоминать. Авторы доказывают эффективность применения музыкального воздействия в образовательных учреждениях и любых других организациях для развития гармоничной личности, а также в целях совершенствования познавательных психических процессов.

Ключевые слова:

музыкотерапия, эффект Моцарта, познавательные процессы, запоминание, пластичность, психические процессы, лечебное воздействие.

Summary:

The relevance of the theme of the music influence on the human psyche is proved. The novelty of the study is to consider the influence of the classical works of W. A. Mozart and rock music on attention concentration and memory ability, as well as on the skill of managing emotional state. The study includes a description of the analysis data carried out in two samples of subjects. The first sample is 13-15 years old teenagers, students of the gymnasium; the second is 22-25 years old adults. The results of the study are the comparative characteristics of the cognitive processes of the respondents before and after the musical impact. The authors evaluate the possibilities of using the Mozart effect in the fields of education and personal development. There is an improvement in the ability to concentrate and remember. The authors prove the effectiveness of the use of musical influence in educational institutions and any other organizations for the development of a harmonious personality, as well as in order to improve cognitive mental processes.

Keywords:

music therapy, the Mozart effect, cognitive processes, memorization, plasticity, mental processes, therapeutic effect.

Общеизвестно, что все живые существа обладают специфическими органами чувств, позволяющими воспринимать и познавать окружающее во всем его многообразии. С начала жизни и до ее окончания нас сопровождают цвет, звук, запах. Способы приема, переработки, усвоения этой информации, ее влияние на психику, настроение, поведение, поступки индивида с древних времен волнуют человечество. Изучением воздействия цвета на человеческую психику занимались многие ученые [1], в данной статье идет речь о влиянии на нее музыки. Исследованию этого феномена также посвящено много трудов.

Известен факт, что в Древней Греции существовали особые профессиональные требования, предъявляемые к врачам, судьям, педагогам - в целом к тем, кто взаимодействовал с людьми и принимал участие в их судьбах. Главным условием для такой категории специалистов выступало длительное изучение музыки и ее воздействия на человека. Считалось, что общая гармония обеспечивает и гармоничное здоровье, любой дисбаланс провоцирует болезнь. Еще в Ветхом Завете изложена история, связанная с терапией музыкой. Давид вдохновенно играл на арфе и тем самым излечил Саула, находящегося в депрессии. Покровитель искусств Аполлон, а также его сын Эскулап, который считался покровителем врачевания в Древней Греции, символизировали взаимосвязь музыки с медициной. Широко известные ученые Античности,

среди которых можно упомянуть Пифагора, Аристотеля, Платона и многих других, привлекали внимание научной общественности к целебной и профилактической силе музыки. Они считали, что музыка способна установить пропорциональный порядок и гармонию не только в человеке, но и во всей Вселенной. Аристотель полагал, что музыка может выступать средством не только лечения, но и очищения души. Богиня древних римлян Минерва относилась с одинаковой благосклонностью и к музыкантам, и к врачам [2].

В древности ученые отмечали сильное разнополярное влияние музыки на человека, в первую очередь на его психоэмоциональную сферу. Наблюдения философов имели чисто описательный характер, однако в процессе совершенствования науки необходимо было получить ответы на вопросы: почему и как подобное явление происходит? С историческим развитием науки в практику вошло применение музыки с лечебной целью в области психиатрии. Данный факт упоминается в начале XIX в.: французский психиатр Ж.Э.Д. Эскироль предложил проводить музыкальную терапию в психиатрических учреждениях.

Далее попытки эмпирического изучения механизма влияния музыки на психику предпринимались в конце XIX - начале XX в. В работах В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова появились данные о благотворном воздействии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. Так, И.М. Догель (1888) и И.М. Сеченов (1901) наблюдали стимулирующее влияние маршевой музыки на мышечную работоспособность. Русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект [3].

Среди прикладных дисциплин на современном этапе развития науки нейропсихология обретает особый статус. Данная область активно совершенствуется и при этом характеризуется разными векторами развития. С одной стороны, она выходит за пределы неврологической практики в другую клиническую реальность, которая включает психосоматические заболевания. С другой - в указанной сфере применяются нейропсихологические знания в педагогике, что характеризует распространение нейропсихологического подхода на изучение психики здоровых лиц. Еще один выделяющийся вектор развития современной нейропсихологии - объединение с психофизиологией на основе исследования психофизиологических механизмов психических процессов и состояний. Доказано, что высшие психические функции или сложные формы сознательной психической активности являются системными по строению и предполагают наличие физиологической основы, которая выражается в многокомпонентных функциональных системах.

Музыкотерапевтическая практика может быть разделена на два течения: пассивная, когда слушают предложенные композиции, и активная, подразумевающая включение пациента в музицирование. В начале ХХ в. начато изучение влияния музыки на человека: «Есть музыка, которая обладает универсальным позитивным эффектом воздействия как на здорового, так и на больного» [4]. Данное утверждение относится прежде всего к музыке В.А. Моцарта, которая находит болевые точки и органично встраивается в сознание каждого человека - ребенка и пожилого, здорового и больного, богатого и бедного, профессионального музыканта, меломана или случайного слушателя: «необъяснимый феномен воздействия музыки Моцарта на человека справедливо позволяет говорить о так называемом "моцарт-эффекте"» [5].

В книге «Музыка и медицина» Л.И. Дворецкий приводит пример психосоматических исследований, проведенных в группе музыкантов трех оркестров: оркестр А исполнял современную музыку, В - главным образом классические произведения, С - оперную и опереточную музыку. По результатам эксперимента выявлено, что у музыкантов оркестра А психическое и физическое здоровье было значительно хуже, чем у представителей группы В. Нарушения сна в группе А встречались в 22 % случаев, субъективное ощущение нервозности - в 52 %; среди музыкантов оркестра В - в 2 и 11 % соответственно [6].

Для того чтобы проследить влияние музыки В.А. Моцарта на способность студентов к обучению, изменение настроения, устойчивость к стрессу, К.А. Лобанова провела эксперимент, длившийся 14 дней. Для этого были созданы две группы, каждая из них состояла из 15 добровольцев, которым было предложено решение пяти логических задач. После прослушивания произведений композитора зафиксированы повышение уровня концентрации и внимания, улучшение слуха и речи, испытуемые проявляли творческое мышление и своеобразный подход к решению заданий в повседневной учебной деятельности [7].

Изучение влияния классической музыки, в частности произведений В.А. Моцарта, не прекращается на протяжении более полувека. Американский исследователь Д. Кемпбелл описывает, как А. Томатис при помощи музыкального гения композитора за 2 года полностью избавил Ж. Депардье от тяжелой формы заикания [8].

Как мы отмечали ранее, от эмоционального состояния, врожденной скорости протекания психических процессов (имеются в виду типы темпераментов) [9], экстернального или интерналь-ного локус-контроля [10], наличия либо отсутствия родовой травмы [11] и других факторов во многом зависит качество познавательных психических ресурсов. Лидерство как свойство личности с положительным и отрицательным знаком влияет на познавательную и аффективную сферу. Ведь быть лидером подразумевает способность увлекать, убеждать, вести за собой. Следовательно, лидер должен обладать возможностью переключения внимания, практически феноменальной памятью, гибкостью поведения, в значительной степени контролировать собственные эмоции и с яркостью позиционировать те черты, которые хотят видеть в нем окружающие [12].

Масштабные публичные мероприятия, как правило, проходят в сопровождении музыки, огня или танцев (ритуальных либо развлекательных), помимо вдохновенных речей. Известно, что эти атрибуты охотно использовал в выступлениях Гитлер, к ним обращались древние и современные «шаманы». Это объясняется тем, что информация усваивается без оценки и критики, при гиперболизированном применении обозначенных инструментов.

Гармонизировать психическое состояние, нормализовать познавательные процессы (такие как ощущение, внимание, восприятие, память и мышление) можно разнообразными способами. Часто задействуются различные виды психотерапии: арт-терапия, сказкотерапия, символ-драма, гештальт, семейная терапия [13]. Можно научиться предотвращать конфликты и овладеть искусством спора, используя знания о мимике и пантомимике [14].

В области характеристики психических состояний и элементарных функций мозга, которые лежат в их основе, мы придерживались позиции Б.Г. Ананьева. Этот видный советский ученый рассматривал психические процессы в качестве главных феноменов психической реальности. Он считал, что «центральное значение для отражения объективной действительности, ориентации в ней и регуляции действий имеют психические процессы (восприятие, память, мышление и эмоции и т. д.)» [15].

C точки зрения С.Л. Рубинштейна, процессы составляют поток, так называемую динамику внутренней жизни. На их основе могут формироваться состояния и устойчивые свойства личности [16].

Цель нашего исследования - выявление роли музыкального воздействия на развитие памяти, внимания и изменение эмоционального фона. Задача заключалась в определении влияния музыки В.А. Моцарта на развитие познавательных процессов респондентов, а также классических произведений композитора и рок-музыки на эмоциональное состояние испытуемых. Гипотеза - развитие психических процессов зависит от музыкального воздействия.

Первое исследование проведено на МБОУ СОШ № 35 Ставрополя с марта по апрель 2018 г. Выбраны 7-й и 9-й классы, которые разделены на подгруппы по 15 человек в каждой, т. е. в каждом классе, состоявшем из 30 учащихся, было две подгруппы, поэтому число обследуемых - 60. Психодиагностические тесты анализировались на первом этапе без прослушивании произведений В.А. Моцарта во всех классах, на втором этапе группы были разделены следующим образом: одна в течение месяца на уроках русского языка и литературы (45 мин) слушала музыку композитора, у другой обучение проходило без музыкального сопровождения.

Психодиагностические методики, в частности «Заучивание 10 слов», таблицы Шульте, метод цветовых выборов Люшера, использовались для того, чтобы выяснить, в какой степени прослушивание классической музыки влияет на способности запоминания (память), концентрацию внимания и эмоциональный фон учащихся. В рамках первой батареи тестирования результаты различались незначительно. Средняя ретенция во всех группах была 4,83; концентрация внимания по пяти таблицам Шульте в среднем составляла 44,58 с.

На втором этапе исследования одна подгруппа в течение месяца на уроках русского языка и литературы прослушивала произведения В.А. Моцарта (в частности, Симфонию № 40), другая обучалась в обычных условиях. Через месяц получены следующие результаты. В группе из 30 учеников при повторном тестировании установлено, что показатели запоминания, концентрации внимания и эмоционального фона значительно повышены (несмотря на увеличенную интеллектуальную нагрузку в связи с подготовкой к предстоящим контрольным работам и экзаменам) по сравнению с соответствующими параметрами у групп школьников, которые на занятиях не слушали классическую музыку. Средний результат по ретенции у группы, обучаемой в музыкальном сопровождении, - 9, по таблицам Шульте - 27 с. В контрольной группе ретенция составляла 4,1, данные по таблицам - 48,43 с.

При подведении итогов был применен критерий Стьюдента, который равен 0,01 при доверительном уровне р = 95 %. Необходимо отметить, что музыкальные трансляции велись в слабом звуковом режиме, на уровне шепота. По самооценке школьников, которые в течение месяца слушали на уроках произведения В.А. Моцарта, им легче давались запоминание и воспроизведение

длинных текстов, они не так уставали, как раньше, при подготовке домашних заданий; по мнению преподавателя, учащиеся более активно включались в процесс урока, наблюдалось повышение мотивации к обучению, что является одним из важнейших компонентов образовательного процесса.

Второе исследование проведено с помощью обозначенных методик среди лиц мужского пола в возрасте 22-25 лет, респонденты - добровольцы. Среди них средним образованием и индифферентным отношением к любой музыке обладали 7 человек, в вузах обучались - 10, занимались строительными работами, при этом имели творческие наклонности - 8 человек (из них 7 владели игрой на гитаре, 1 - на скрипке, все сочиняли музыку). Тестирование осуществлялось в три этапа: первый - начальное выполнение психодиагностических методик; второй - после 15-минутного прослушивания музыки В.А. Моцарта; третий - после прослушивания композиций групп Disturbed (Down with the Sickness), Pantera (Walk), Five Finger Death Punch (Wrong Side of Heaven), Mastodon (Blood and Thunder), KoRn (Failing away from Me). Результаты показали, что параметры когнитивных функций, эмоциональный фон значительно улучшались после воздействия произведений В.А. Моцарта.

В 2003 г. Минздравом РФ утверждено, что музыкотерапия является узаконенным лечебным методом. Многочисленными исследованиями подтверждено, что эффект Моцарта имеет значительный диапазон применения не только в сфере лечения патологических проявлений психики, но и для улучшения когнитивных способностей у психически здоровых людей. Расширение психофизиологических способностей мозга при длительном прослушивании классических музыкальных произведений, в частности В.А. Моцарта, развитие и упрочение когнитивных ресурсов при невысоких материальных затратах способны существенно облегчить труд педагогов и обучаемых при подготовке к экзаменам разной степени сложности, повлиять на возможности запоминания, концентрации внимания и изменение настроения.

Ссылки:

1. Бер У. Что означают цвета. Ростов н/Д., 1997. 224 с. ; Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. СПб., 2005. 292 с.

2. Дэвидсон Р., Бегли Ш. Эмоциональная жизнь мозга. СПб., 2017. 256 с.

3. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций: практическое руководство. М., 2006. 283 с.

4. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина. Размышление врача о музыке и музыкантах. М., 2007. 295 с.

5. Там же.

6. Там же.

7. Лобанова К.А. Целебные свойства музыки В.А. Моцарта. «Эффект Моцарта» // Молодой ученый. 2019. № 6. С. 52-53.

8. Кэмпбелл Д.Дж. Эффект Моцарта / пер. с англ. Л.М. Щукин. Минск, 1999. 320 с.

9. Козлова И.Л., Артеменко К.Т. Типы темперамента и неврозы // Modern Scientific Researches : международный научный журнал. 2018. Vol. 3, iss. 4. С. 90-93. https://doi.org/10.30889/2523-4692.2018-04-03-020.

10. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии : практическое руководство. М., 2017. 480 с.

11. Сердюкова Е.Ф., Шаповалова М.Л. Использование метода символ-драмы в психокоррекционной работе с подростками // Известия Чеченского государственного университета. 2016. № 4. С. 114-117.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 712 с.

13. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред. А.И. Копытина. СПб., 2002. 80 с. ; Сердюкова Е.Ф., Шаповалова М.Л. Указ. соч.

14. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью : методическое пособие. 2-е изд., доп. М., 2007. 336 с. ; Izard C.E. The Face of Emotion. N. Y., 1971. 412 р.

15. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2 т. Т. 2. Развитие и воспитание личности. СПб., 2007. 549 с.

16. Рубинштейн С.Л. Указ. соч.

References:

Ananyev, BG 2007, Selected works on Psychology. In 2 vols. Vol. 2. Development and Education of Personality, St. Petersburg, 549 p., (in Russian).

Batarshev, AV 2006, Diagnosis of Personality Traits and Accentuations: A Practical Guide, Moscow, 283 p., (in Russian). Ber, U 1997, What Do the Colors Mean, Rostov-on-Don, 224 p., (in Russian). Campbell, DJ & Schukin, LM (trans.) 1999, Mozart Effect, Minsk, 320 p., (in Russian). Davidson, R & Begley, S 2017, Emotional Life of the Brain, St. Petersburg, 256 p., (in Russian). Dvotetsky, LI 2007, Music and Medicine. Doctor's Thoughts About Music and Musicians, Moscow, 295 p., (in Russian). Elkin, VM 2005, Theater of Colors and Melodies of Your Passions. Color Psychology and Psychotherapy with Art Masterpieces. Harmonization of Life Color Programs and Your Secret Abilities, St. Petersburg, 292 p., (in Russian). Izard, CE 1971, The Face of Emotion, New York, 412 р.

Kopitin, AI (ed.) 2002, Diagnostics in Art Therapy. Method "Mandala", St. Petersburg, 80 p., (in Russian). Kozlov, VV 2007, Work with a Crisis Person: Methodological Guide, 2nd ed., Moscow, 336 p., (in Russian). Kozlova, IL & Artemenko, KT 2018, 'Types of Temperament and Neurosis', Modern Scientific Researches: International Scientific Journal, vol. 3, no. 4. pp. 90-93, https://doi.org/10.30889/2523-4692.2018-04-03-020, (in Russian).

Lobanova, KA 2019, 'The Healing Qualities of Music of W. A. Mozart. The Mozart Effect', Molodoj uchenyj, no. 6, pp. 52-53, (in Russian).

Rubinstein, SL 2000, Fundamentals of General Psychology, St. Petersburg, 712 p., (in Russian).

Serdyukova, EF & Shapovalova, ML 2016, 'Using the Symbol-Drama Method in Psycho-Correctional Work with Adolescents', Izvestija Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4, pp. 114-117, (in Russian).

Timoshenko, GV & Leonenko, EA 2017, Work With the Body in Psychotherapy: A Practical Guide, Moscow, 480 p., (in Russian).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.