ISSN 1992-6502 (P ri nt)_
2013. Т. 17, № 7 (60). С. 3-11
Ъыьмт QjrAQnQj
ISSN 2225-2789 (Online) http://journal.ugatu.ac.ru
УДК 657:006
Влияние МСФО на эффективность системы экономической безопасности
Т. В. Баронина
ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ)
Поступила в редакцию 10.06.2013
Аннотация. Анализируется влияние финансовой отчетности по МСФО на состояние и оценку эффективности системы экономической безопасности на уровне мировой экономики, национальной экономики и предприятий (группы компаний). На примере данных отчетности компании показано, как изменяется оценка экономической безопасности при переходе на МСФО.
Ключевые слова: МСФО; экономическая безопасность; оценка эффективности; финансовая отчетность.
Международные стандарты финансовой отчетности в настоящее время являются широко используемой в мировой практике системой высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов подготовки финансовой отчетности, раскрывающей прозрачную и сопоставимую информацию для принятия экономических решений пользователями.
На сегодняшний день уже более 100 стран перешли на МСФО или используют их наряду с национальными стандартами отчетности.
Основное назначение отчетности по МСФО-дать объективную информацию о финансовом положении, финансовых результатах и изменении финансового положения организации, необходимую для обоснования и принятия экономических решений.
Но поскольку последствия принимаемых решений проявятся в будущем, то заинтересованные лица ожидают, что отчетность должна давать информацию, в том числе и для прогнозных оценок о достаточности и стабильности получаемой прибыли, о способности генерировать денежные потоки, об эффективности бизнеса и главное - способности создавать дополнительную стоимость для собственников. Именно на эти цели ориентирована отчетность, составленная по МСФО. В частности, это проявляется в учете временного фактора (путем использования оценок по дисконтированной стоимости), а также учете фактора риска (формирование резервов).
Принимая во внимание, что показатели финансовой отчетности являются практически единственным источником систематизирован-
ной экономической информации о бизнесе, очевидно, что отчетные данные могут широко использоваться для различных экономических целей, в том числе, и для целей управления системой экономической безопасностью бизнеса.
МСФО, являясь глобальными стандартами, используются наряду или в качестве национальной системы финансовой отчетности, группой компаний или предприятиями (бизнес-единицами), поэтому рассмотрим взаимодействие МСФО с системой экономической безопасности бизнеса в трех аспектах: глобальном, национальном и на уровне бизнеса.
МЕСТО МСФО В СИСТЕМЕ «ГЛОБАЛЬНОЙ» ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Одной из сильнейших угроз глобальной экономической безопасности являются финансовые и финансово-экономические кризисы. Устойчивое экономическое развитие является одной из целей экономической безопасности на любом уровне управления экономикой и в определенной степени зависит от используемых стандартов финансовой отчетности.
Два крупнейших мировых финансовых кризиса последних десятилетий (1998 и 2008 гг.) эксперты связывают с развитием и внедрением МСФО.
Как отмечали в свое время специалисты Комитета по МСФО, финансовый кризис 1998 г. произошел в определенной степени по причине отсутствия у участников фондового рынка качественной и сопоставимой информации о деятельности компаний-эмитентов.
По мнению многих экспертов, провал финансовых рынков в 2008 г. возник в том числе из-за низкого качества системы контроля и регулирования рисков. Вопрос качества информации о бизнесе обсуждается на самом высоком уровне: на апрельском 2009 г. саммите G20 лидеры крупнейших мировых экономик высказались за единую глобальную систему высококачественных стандартов финансовой отчетности как средства обеспечения устойчивого развития мировой экономики.
В частности, главы государств G20 поставили перед комитетом по МСФО (КМСФО) задачу по ускорению работы по совершенствованию стандартов, вовлечению в разработку стандартов всех заинтересованных, включая регуляторов и развивающиеся рынки, и дали конкретные рекомендации:
• во-первых, упростить стандарты учета финансовых инструментов, при этом усовершенствовать подход к оценке и ужесточить требования к учету резервов по обесценению;
• во-вторых, подтвердить основные принципы учета по справедливой стоимости. И, наконец, усовершенствовать стандарты в области отражения забалансовых рисков и неопределенности в оценке.
В связи с этим КМСФО ужесточает стандарты для обеспечения прозрачности в отношении оценочных моделей. Эти изменения направлены на повышение актуальности информации для инвесторов. С 2009г. действуют усовершенствованный МСФО (IFRS) 7, которые, в частности, коснулись более полного раскрытия информации об оценке финансовых инструментов и о подверженности риску ликвидности, в 2011 г. был принят стандарт по определению «справедливой стоимости» [1].
Таким образом, можно говорить, что МСФО в последние десятилетия приобретают характер «антикризисных» стандартов, что делает их эффективным инструментом экономической безопасности.
МСФО КАК ФАКТОР
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В понятии экономической безопасности страны есть некоторые аспекты, которые прямо связаны с системой финансовой отчетности.
Экономическая безопасность - состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за
движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Объектом экономической безопасности выступает как экономическая система, взятая в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность.
Показатели экономической безопасности -это наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, импортная зависимость, конкурентоспособность, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства [6].
Очевидно, что величины выделенных показателей определяются на основе статистических данных, которые, в свою очередь, формируются на основе показателей отчетности предприятий, а также показателей статистической отчетности, сформированных по данным бухгалтерского учета. Очевидно, что величина показателей национальной экономики зависит от принципов и правил признания и оценки, принятых в системе учета и отчетности.
Если принять во внимание, что эти правила определяются негосударственной иностранной организацией (именно таковой является Совет по МСФО), то неудивительно, что мнение об отрицательном влиянии МСФО на экономическую безопасность страны было достаточно распространенным в России в конце девяностых - начале двухтысячных годов.
Именно поэтому одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии МСФО на территории государства, является экономическая безопасность.
Еще в 2004 году Казахстан принял решение о переходе на МСФО с 01 января 2005 года. В комментариях отмечалось в качестве одной из проблем переход, что данное положение может нанести ущерб экономической безопасности государства. Так, автоматическое признание на территории Казахстана любых принятых зарубежной частной организацией стандартов фи-
нансовой отчетности, называемых МСФО, может повлечь негативные последствия [2].
В России аналогичное мнение существовало до 2010 года, пока не был принят Федеральный Закон «О консолидированной отчетности», в котором отмечалось, что консолидированная отчетность должна составляться по МСФО. Утверждалось, что формирование показателей деятельности компаний, и на этой основе показателей, характеризующих состояние национальной экономики, по методике МСФО, которые не регламентируются российскими государственными органами, поставит Россию в зависимость от иностранных разработчиков стандартов.
Решением данной проблемы стал предварительный анализ МСФО на предмет возможности их применения на территории страны, непротиворечивости национальному законодательству. В частности, когда в 2011 г. проходила процедура признания МСФО в РФ, такую экспертизу проводил НСФО.
Второй проблемой принятия МСФО является их комплексность и методологическая сложность. МСФО по существу - обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской). МСФО являются достаточно сложным для внедрения и применения ввиду их принципиальных отличий от существующей практики, основанной на различных исторических, культурных и правовых традициях Другие принципы и концептуальная основа требуют хорошего знания и понимания стандартов, а так же практики их применения.
Сложность стандартов может повлиять на качество учетных данных и достоверность отчетности и, соответственно, снизить обоснованность управленческих решений на всех уровнях. Данная проблема может быть решена одним способом - обучением и повышением квалификации персонала.
Несмотря на организационные, методические сложности и противоречия, в ноябре 2011 г. приказом Министерства финансов РФ МСФО были признаны на территории Российской Федерации, и были определены требования обязательности их применения для составления отчетности российскими организациями и группами компаний.
По разным оценкам от 2000 до 4000 российских компаний и организаций составляют финансовую отчетность по МСФО. Среди них -крупнейшие российские компании. И это принципиально меняет устоявшиеся представления об отчетности и значении отчетной информации
в управлении и непосредственно влияет на экономическую безопасность бизнеса.
До 90-х годов российский бухгалтер предоставлял информацию, необходимую государству для национальной статистики и управления экономикой. Эта информация никогда не предназначалась для использования другими лицами. В условиях новой рыночной экономики кардинальным образом изменились как пользователи информации (участники финансовых рынков, корпоративный менеджмент, собственники и инвесторы), так и их потребности; и отчетность компаний должна развиваться, чтобы отвечать потребностям и запросам меняющихся пользователей. Ориентация на требования сторонних пользователей к информации лежит в основе МСФО.
Общепризнанны преимущества применения МСФО на всех уровнях управления экономикой. Многие из ниже перечисленных положений являются предметом управления в системе экономической безопасности.
Выгоды для государственного управления экономикой:
• укрепление российского рынка капитала и повышение его привлекательности;
• облегчение доступа к мировым рынкам капитала;
• содействие привлечению межгосударственных инвестиций;
• выгоды для национальных органов регулирования;
• укрепление надзора и правоприменения органами регулирования;
• повышение стандартов раскрытия финансовой информации;
• повышение качества информации для участников рынка в целях регулирования на основе раскрываемой информации;
• более широкие возможности по привлечению и мониторингу листинга иностранных компаний.
Выгоды для инвесторов:
• повышение качества информации для принятия решений;
• укрепление доверия к представленной информации;
• компании могут быть сопоставлены с аналогичными компаниями.
Выгоды для компаний:
• повышение качества информации для принятия решений менеджерами;
• облегчение доступа к капиталу, в том числе из иностранных источников;
• снижение стоимости капитала;
• простота применения единых стандартов отчетности в дочерних компаниях, зарегистрированных в различных странах;
• упрощение слияний и поглощений;
• повышение конкурентоспособности.
Таким образом, МСФО определяют правила
формирования показателей финансовой отчетности, которые являются основой статистических данных. Соответственно, эти правила будут влиять на результаты мониторинга национальной экономики, оценку ее состояния и принятие экономических решений, что можно рассматривать как инструмент экономической безопасности страны. С другой стороны, МСФО позволяет сформировать более качественную отчетность, и создает очевидные выгоды для повышения эффективности управления экономикой и снижению экономических угроз.
МСФО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Анализ основных последствий применения МСФО во взаимосвязи с некоторыми аспектами экономической безопасности
Подготовка отчетности по МСФО предполагает качественные преобразования многих областей деятельности компании: от взаимоотношений с инвесторами и контрагентами до ежедневных операционных процедур. Отдельные компании при переходе на МСФО признают необходимость реструктуризации деятельности, оптимизации системы организации и управления, что приводит к снижению издержек, более активное влияние на рынок, позитивное воздействие на акционеров и коммерческих партнеров.
Опыт НЛМК (подготовка финансовой отчетности по МСФО при выходе на Лондонскую фондовую биржу). В частности, потребовались следующие организационные и структурные изменения:
• ввод независимых директоров в состав совета;
• реструктуризация (схема группы с многочисленными «дочками» и «внучками» и другими запутанными «родственными связями» не годилась для показа инвесторам). При этом необходимо было сохранить конкурентные преимущества и инвестиционное ядро группы;
• изменение состава акционеров в части бенефициаров, являющихся трейдерами комбината (становится очевидной проблема трансфертных цен и распределения прибыли в сбытовые оффшоры) [5].
Последствия внедрения МСФО считаются разносторонними и неоднозначными. Общепризнано влияние отчетности, составленной по МСФО, на повышение уровня доверия со стороны инвесторов и кредиторов и, как результат, снижение стоимости привлекаемых финансовых ресурсов.
С другой стороны, нужно принимать во внимание, что показатели финансовой отчетности по МСФО, как правило, дают более низкую оценку результатов деятельности компании. В обзорах аудиторских фирм приводятся примеры существенного снижения финансовых результатов, стоимости активов в отчетности по МСФО по сравнению с показателями российских отчетов, резкое падение показателей рентабельности.
Для публичных компаний, составляющих отчетность в соответствии с МСФО для выхода на зарубежные фондовые рынки, последствием раскрытия информации, которое отмечается аналитиками и экспертами, является рост налоговых платежей (у некоторых компаний в несколько раз при значительно меньших темпах роста показателей выручки и прибыли).
Рассмотрим подробнее некоторые из указанных последствий применения МСФО с позиций экономической безопасности бизнеса.
Требования к раскрытию
информации. Расширение количества нефинансовой информации
Существуют различные подходы к определению экономической безопасности и состава ее элементов. Но в любом подходе однозначно признаются ряд функциональных составляющих, среди которых информационная, финансовая, технико-техноло-гическая. В контексте обсуждения МСФО в системе экономической безопасности, в первую очередь, имеется в виду финансовая составляющая, как наиболее взаимозависимая от показателей деятельности организации, отражаемых в системе отчетных финансовых показателей.
Раскрытие информации определяет такое качество отчетности, как прозрачность. Прозрачность в корпоративной среде — это особенно важный компонент хорошего управления, обеспечивающий защиту как индивидуальных, так и институциональных акционеров, инвесторов и кредиторов. Для принятия взвешенных экономических решений акционерам и потенциальным инвесторам требуется точная и надежная информация. МСФО отвечают этим требованиям именно через раскрытие информации.
Требования к раскрытию информации является одним из важных разделов каждого из стандартов и в совокупности представляют довольно обширный перечень. Те задачи, которые стоят перед компанией при переходе на МСФО (привлечение инвесторов и получение кредитов) обязывают компанию к раскрытию информации. Это раскрытие информации является основным условием решения многих задач организации: выхода на финансовые рынки, уровень и динамика котировок акций, размер процента за кредит, что в итоге будет влиять на капитализацию компании, рентабельность ее деятельности, денежный поток и прочие определяющие положение компании показатели.
Опыт Концерна «Калина». За два года (2006-2008) рыночная стоимость акций компании снизилась на 40 %. С начала 2008 года компания изменила информационную политику: ежеквартальная публикация отчетности по МСФО, публичная информация о развернутых прогнозах на 2008 год, регулярные конференц-холлы с топ-менед-жментом компании, встречи с аналитиками с посещением строящихся объектов. Результат - повышение ликвидности акций компании, привлечение иностранных инвесторов.
Среди раскрываемой в финансовой отчетности информации, например, информация о составе группы, сведения о номинальных владельцах и их долях участия, сбытовая структура (что в настоящее время существенно влияет на величину налогов при трансфертном ценообразовании), сведения о наличии крупных (более 10 % выручки) покупателях, процентных ставках по кредитам и проч.
Многие компании отмечали одним из последствий перехода на МСФО - снижающие результаты деятельности и влияющие на финансовое положение компании - налоговые потери в результате «вывода из тени» организационной структуры, процедуры принятия решений, раскрытие финансовых потоков и налоговой политики. В процессе подготовки выхода на зарубежные рынки и подготовки отчетности по МСФО компании закрывали «спорные» юридические лица, избавлялись от перекрестного владения акциями, меняли структуру активов, пересматривали формы договоров и сделок. В результате - рост налогов.
МЕЧЕЛ (составление финансовой отчетности по МСФО в связи с проведением IPO на NYSE): рост налогов за год с 8,78 млн. долл. до 53,9 млн. долл. - в шесть раз, в то же время валовая прибыль возросла лишь в два раза.
АФК «Система» (составление финансовой отчетности по МСФО в связи с проведением IPO на NYSE): налоговые платежи увеличились с 43,4 млн. долл до 290,9 млн. долл - рост в семь раз при увеличении валовой прибыли за тот же период в 3,5 раза [5].
Очевидно, что раскрытие информации кроме повышения доверия со стороны инвесторов и кредиторов, имеет и обратную сторону: усиление внимания со стороны конкурентов. В этих условиях остро встает вопрос о четком формировании политики прозрачности, определении существенности фактов и данных, подлежащих раскрытию, а также о способах раскрытия информации.
Опыт Курганмашзавода. Оборонное предприятие, в свое время перешло под контроль концерна «Тракторные заводы» и начало выпуск гражданской продукции. За три года величина прибыли от производства военной и прибыли от гражданской продукции сравнялись. Концерн в 2008 году начал готовиться к выходу на IPO, в результате чего завод стал одним из самых открытых компаний ВПК. При этом всю информацию о деятельности завода для внешних пользователей раскрыть невозможно. В связи с чем рассматривался вопрос о выводе оборонных активов в специально созданную для этого компанию. Таким образом, необходимость раскрытия информации по МСФО потребовала проведения реструктуризации компании.
Одна из тенденций в развитии системы отчетности компаний, активно развивающаяся в последнее десятилетие, расширение представляемых в отчетах данных, в первую очередь, за счет нефинансовых показателей.
В документе Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности «Комментарии менеджмента» (Management Commentary) и Директивы по совершенст-вованию отчетов Европейского союза (EU Accounts Modernization Directive) сформулированы следующие требования:
• годовой отчет должен включать по крайней мере адекватный обзор развития и результатов работы бизнеса и его нынешнего состояния, а также описание существенных рисков и неопределенностей, которые воздействуют на компанию. В обзоре должен приводиться взвешенный и всеобъемлющий анализ развития, результатов работы и текущего состояния в соответствии с масштабом и сложностью операций;
• для обеспечения понимания развития бизнеса, его результатов и состояния в отчет необходимо включать, наряду с финансовыми, и не-
финансовые ключевые показатели эффективности, релевантные для данного бизнеса, включая вопросы охраны труда и окружающей среды;
• в рамках подобного анализа в годовом отчете должны приводиться ссылки и даваться дополнительные комментарии значениям статей, фигурирующим в отчетах.
Согласно отчету фирмы «Делойт» «Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report», за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54 % годового отчета. Анализ годового отчета холдинга HSBC подтверждает этот вывод.
Отчетность по МСФО: изменение показателей деятельности компаний и влияние на оценку бизнеса
Большинство существующих подходов к пониманию экономической безопасности сходятся к тому, что экономическая безопасность определяется в зависимости от достаточности ресурсов для стабильного функционирования предприятия. Возникает вопрос: как оценить достаточность ресурсов и стабильность функционирования?
Соответственно актуальным является вопрос анализа и оценки эффективности системы экономической безопасности, для чего требуется набор показателей.
Источниками информации для анализа и оценки экономической безопасности могут быть: каталог факторов риска и рисковых ситуаций; личный опыт руководителей предприятия и специалистов; прогнозная информация; материалы ревизий, аудита, проверок налоговой службы, лабораторного и врачебно-санитарного контроля, печати, объяснительных и докладных записок, совещаний, переписки, получаемые в результате личных контактов; сведения правоохранительных органов о криминальной обстановке; политическая, демографическая и т. д. ситуации в стране и регионе; платежеспособность покупателей, а также бухгалтерский учет и отчетность; статистические данные; сведения о конкурентах, партнерах, по ставщиках и потребителях; материалы маркетинговых исследований о состоянии рынка; экономическая, и т. п.
[4].
Так как в этом ряду источники экономической информации занимают большое место, то очевидно, что методика расчета показателей бу-
дет в значительной степени определять результаты анализа и оценки системы экономической безопасности. И важным фактором становится стандарт представления отчетности, так как он лежит в основе всех экономических показателей.
В научной литературе предлагается несколько подходов к оценке системы экономической безопасности. Рассмотрим проблему влияния отчетности по МСФО на примере индикаторов финансовой безопасности предприятия, коими являются предельные значения следующих показателей (табл.2) [3].
Рассчитаем некоторые из этих показателей на примере отчетности по МСФО и РСБУ ОАО «АНК «Башнефть». Для анализа использованы относительные показатели с целью элиминирования влияния различных единиц измерения и снижения влияния различной структуры группы (табл. 3).
Показатели финансовой безопасности имеют различные значения по данным российской и международной отчетности. При этом «разрыв» в значениях отдельных показателей значительный, что может повлиять на результаты комплексной оценки системы экономической безопасности.
Некоторые причины разницы в значении показателей заключаются в
том, что в результате составления отчетности по МСФО:
• значительно изменяется состав и стоимость активов в балансе компании;
• отдельные активы и обязательства оцениваются по справедливой стоимости;
• активы и обязательства компании отражаются исходя из наличия контроля над ними, а не права собственности;
• в балансе показываются активы и финансовые инструменты, не предусмотренные российскими правилами бухгалтерского учета;
• пояснения к отчетности подробно раскрывают содержание показателей отчетности и ориентированы на потребности пользователей.
Таким образом, при переходе от российской отчетности к отчетности по МСФО существенно изменяются показатели финансовой отчетности, что соответственно, приводит к значительной вариации всех аналитических и оценочных показателей во всех аспектах деятельности компании, в том числе и экономической безопасности.
Таблица 1
Параметры годового отчета холдинга HSBC
Год Финансовые отчеты Прочие отчеты Итого страниц
страниц % страниц %
1999 61 49 63 51 124
2008 119 25 353 75 472
Таблица 2
Индикаторы финансовой безопасности
Показатели Пороговое значение Примечания
Коэффициент покрытия (Оборотные средства / краткосрочные обязательства) 1,0
Коэффициент автономии (Собственный капитал / валюта баланса) 0,3
Коэффициент обеспеченности процентов к уплате (Прибыль до уплаты процентов и налогов / проценты к уплате) 3,0
Рентабельность активов (Чистая прибыль / валюта баланса) ^инф. Значение показателя должно быть не менее порогового
Рентабельность собственного капитала (Чистая прибыль / собственный капитал) 15 %
Средневзвешенная стоимость капитала (ШЛСС) Рентабельность инвестиций
Показатель развития компании (Отношение валовых инвестиций к амортизационным отчислениям) 1,0
Временная структура кредитов Кредиты до 1 года < 30 %; Кредиты свыше 1 года < 70 %
Уровень финансового левериджа (Долгосрочные обязательства / собственный капитал) 3,0 Значение показателя
Показатели диверсификации: - диверсификация покупателей (доля в выручке одного покупателя); - диверсификация поставщиков (доля в выручке одного поставщика) 10 % должно быть не более порогового
Темпы роста прибыли, реализации продукции, активов Темпы роста прибыли > темпов роста продажи продукции > темпов роста активов
Соотношение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности Период оборота дебиторской задолженности > период оборота кредиторской заложенности
Таблица 3
Расчет отдельных показателей и определение индикаторов финансовой безопасности по ОАО АНК «Башнефть» по данным отчетности по РСБУ и МСФО
РСБУ Соответствие Соответствие
Показатели (неконсолидированная пороговым МСФО пороговым
отчетность) значениям значениям
Коэффициент покрытия 2.14 да 1.86 да
Коэффициент автономии 0,37 да 0,52 да
Рентабельность активов 0,12 да 0,13 да
Рентабельность собственного капитала 0,34 да 0,25 да
Временная структура кредитов 64 : 36 нет 12 : 88 да
Уровень финансового левериджа 1,12 да 0,60 да
Соотношение оборачиваемости
дебиторской и кредиторской
задолженности 42,62 > 42,58 да 11,7<16,7 нет
Информация о рисках в МСФО в обеспечении экономической безопасности бизнеса
Экономическая безопасность предприятия обусловлена влиянием внешней среды, которая в рыночной экономике все время изменяется, никогда не остается стабильной, постоянной или неизменной. Именно с позиций влияния внешней среды, защиты предприятий от ее отрицательного влияния и рассматривается содержание категории экономической безопасности предприятия.
В этой связи экономическая безопасность предприятия стала рассматриваться намного шире — как возможность обеспечения его устойчивости в разнообразных, в том числе и в неблагоприятных условиях, которые складываются во внешней среде.
Если перевести эти понятия на язык рисков, то можно сказать, что система МСФО направлена на решение тех же задач, только иными способами. Вся система МСФО построена на том, что бизнес существует в условиях неопределенной внутренней и внешней среды, и использование при принятии экономических решений качественной отчетности позволит снизить влияние возникающих в результате этого рисков.
Раскрытие информации о рисках и неопределенности требуется в соответствии со многими стандартами. В наиболее систематизированном виде требования к раскрытию информации о рисках определены в МСФО (IFRS) 7
«Финансовые инструменты: раскрытие информации».
Если говорить о финансовой безопасности, то к внутренним опасностям и угрозам, влияющим на финансовую безопасность, относятся преднамеренные или случайные ошибки менеджмента в области управления финансами предприятия, связанные с выбором его стратегии; управлением и оптимизацией активов и пассивов предприятия (разработка, внедрение и контроль управления дебиторской и кредиторской задолженностями, выбор инвестиционных проектов и источников их финансирования, оптимизация амортизационной и налоговой политики).
Как отмечалось выше, при раскрытии информации в отчетности по МСФО компания обязано раскрыть политику управления. Любые действия менеджмента, которые приводят к неблагоприятным ситуациям в бизнесе, нераскрытые в отчетности, а также искажение показате-
лей отчетности с целью сокрытия этих фактов, -являются грубыми нарушениями стандартов представления отчетности и приводят к серьезным последствиям, создающим угрозы существования бизнеса (отзыв кредитов, снятие с листинга бирж, сокращение/прекращения инвестиционных потоков) вплоть до прекращения деятельности компаний. Примерами такого развития событий могут быть истории американских компаний «Enron», «WorldCom», «RideAid».
Международные стандарты финансовой отчетности являются стандартами формирования отчетной информации, которая влияет на качество управления бизнесом. Очевидно, что в этом смысле МСФО можно рассматривать как инструмент экономической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асадова Е., Бражникова В. Антикризисные стандарты // Секрет фирмы. 2009. № 11. URL: http://www. kommersant.ru/sf/ (дата обращения 09.08.2012).
2. Казахстан опередил Россию по переходу на МСФО [Электронный ресурс]. URL: http://gaap.ru/news (дата обращения 09.08.2012).
3. Папехин Р. С. Факторы финансовой устойчивости и безопасности предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2007. URL: http://www.volsu.ru
4. Секрет фирмы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kommersant.ru/sf/ (дата обращения 9.8.2012).
5. ABC. Информбюро. Экономический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://abc.informbureau.com (дата обращения 9.8.2012).
ОБ АВТОРАХ
БАРОНИНА Татьяна Валерьевна, доцент кафедры финансы, денежное обращение и экономическая безопасность, зав. каф. бух. учета, аудита, статистики Уфимск. филиала Фин. ун-та при Прав-ве РФ. Экономист по бух. учету и АХД (Хабаровск. ин-т народн. хоз-ва, 1984). Канд. экон. наук (Ленингр. фин.-экон. ин-т, 1989).
METADATA
Title: IFRS impact of economic security system efficiency. Authors: Т. V. Baronina
Affiliation: Ufa State Aviation Technical University (UGATU),
Russia. Email: [email protected]. Language: Russian.
Source: Vestnik UGATU (Scientific journal of Ufa State Aviation Technical University), vol. 17, no. 7 (60), pp. 3-11, 2013. ISSN 2225-2789 (Online), ISSN 1992-6502 (Print). Abstract: IFRS financial reporting effect on economic security system status and efficiency is analyzed. IFRS influence on economic security is considered for a international economics, national economics and for business entity. Using data of the real financial report author shows how transi-
T. B. BapoHMHa • B^HAHHE MCQO HA э$$ЕКTHBНОСTb CMCTEMM
11
tion to IFRS changes the assessment of the economic security system.
Key words: IFRS; economic security; assessment of efficiency; financial reporting.
References (English Transliteration):
1. E. Asadova and B. Brazhnikova, "Anti-crisis standards," Sekret firmy (The secret of the firm), no. 11, 2009. Available: http://www.kommersant.ru/sf/.
2. (2013, Aug. 9). Kazakhstan ahead of Russia on transition to IFRS. Available: gaap.ru / news.
3. R. S. Papehin, Factors Financial Stability and Security of the Enterprise: autoreferat of dissertation PhD in Economics. Volgograd, 2007. Available: http://www.volsu.ru
4. (2013, Aug. 9). The Secret of the Company [Online]. Available: http://www.kommersant.ru/sf/
5. (2013, Aug. 9). ABC. Dictionary of Economics [Online]. Available: http://abc.informbureau.com
About author
BARONINA, Tatyana Valeryevna, Assoc.prof., Dept. of Finance, Circulation of Money and Economic Security (USATU). Head of Dept. Accounting, Auditing and Statistics (Financial University under the Government of Russian Federation, Ufa branch). Dipl. economist (Khabarovsk Inst. of National Economics, 1984). Cand. of Econ. Sc. (Leningrad institute of Economics and Finance, 1989).