УДК 376.42
Житкова С.О.
студент магистратуры Алтайский педагогический университет (г. Барнаул, Россия)
ВЛИЯНИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: статья посвящена исследованию связи между моторикой, координацией движений и когнитивными функциями у детей с задержкой психического развития. В ней рассматриваются теоретические аспекты, а также результаты современных исследований, подтверждающих влияние двигательной активности на когнитивные процессы. В статье представлены мнения различных авторов и сделаны выводы о необходимости интеграции физической активности в программы коррекции для детей с ЗПР.
Ключевые слова: моторика, координация движений, когнитивные функции, ЗПР, дети, двигательная активность.
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из актуальных тем в области детской психологии и педагогики. Дети с ЗПР часто сталкиваются с трудностями в обучении и развитии основных когнитивных навыков, таких как внимание, память и мышление [4]. Это состояние может быть обусловлено множеством факторов, включая генетические, биологические и социальные аспекты. В последние годы внимание исследователей привлекает взаимосвязь между двигательными функциями и когнитивными процессами, что открывает новые возможности для реабилитации и коррекции детей с ЗПР [5].Научные данные показывают, что физическая активность и развитие моторики могут положительно влиять на когнитивные функции. Многие
исследования подтверждают, что двигательная активность является важным компонентом формирования и развития когнитивных навыков у детей, особенно у тех, кто имеет задержки в психическом развитии [3]. В этой статье рассматриваются ключевые исследования, направленные на изучение влияния моторики и координации на когнитивные функции у детей с ЗПР.
Согласно современным исследованиям, моторика и координация движений играют ключевую роль в когнитивном развитии детей. Например, в исследовании Иванова И. А. [1] установлено, что дети, активно занимающиеся физической активностью, демонстрируют более высокие результаты в тестах на внимание и память по сравнению с менее активными сверстниками. Кузнецова Е. В. [2] отмечает, что координация движений способствует развитию пространственного восприятия и визуально-пространственных навыков, что критически важно для успешного обучения. Развитие моторики помогает. Другие авторы, такие как Соловьева Л. Н. [6], подчеркивают, что двигательная активность способствует нейропластичности мозга, что может привести к улучшению когнитивных функций. Нейропластичность - это способность мозга адаптироваться и изменять свои структуры в ответ на опыт. Исследования показывают, что физическая активность может положительно влиять на память, внимание и эмоциональное состояние детей с ЗПР [5]. Кроме того, недостаток двигательной активности может привести к снижению когнитивных способностей и ухудшению психоэмоционального состояния детей с ЗПР. Морозова Т. С. [3] указывает на то, что дети с низким уровнем физической активности чаще сталкиваются с проблемами в обучении и социализации, что может усугублять их состояние и приводить к дополнительным трудностям в общении с окружающими. Это может проявляться в виде повышенной тревожности, низкой самооценки и социальной изоляции, что, в свою очередь, негативно сказывается на их мотивации к обучению и участию в различных мероприятиях. Таким образом, недостаток физической активности не только ограничивает возможности детей в развитии двигательных навыков, но и создаёт препятствия для их
личностного и социального развития, что требует внимательного подхода к коррекционной работе с этой группой детей.
Моторные навыки и внимание
Развитие моторных навыков может значительно улучшить внимание у детей с ЗПР. Исследования показывают, что дети с хорошей координацией лучше справляются с задачами, требующими сосредоточенности и концентрации [1]. Это можно объяснить тем, что физическая активность активирует определённые области мозга, отвечающие за внимание и контроль.
Моторные навыки и память
Двигательные навыки также влияют на память. В работе Петровой О. Н. [4] подчеркивается, что дети, занимающиеся спортом, показывают более высокие результаты в тестах на рабочую память, что критически важно для учебного процесса. Двигательная активность способствует улучшению процессов запоминания и воспроизведения информации.
Моторные навыки и эмоциональное состояние
Физическая активность также положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей с ЗПР. Соловьева Л. Н. [6] указывает на то, что регулярные физические упражнения могут снижать уровень тревожности и депрессии, что, в свою очередь, способствует улучшению когнитивных функций и социальной адаптации. Кроме того, недостаток двигательной активности может привести к снижению когнитивных способностей и ухудшению психоэмоционального состояния детей с ЗПР. Морозова Т. С. [3] указывает на то, что дети с низким уровнем физической активности чаще сталкиваются с проблемами в обучении и социализации, что может усугублять их состояние и приводить к дополнительным трудностям в общении и взаимодействии со сверстниками. Это, в свою очередь, может создавать замкнутый круг, в котором ухудшение психоэмоционального состояния приводит к еще большему снижению физической активности и, как следствие, ухудшению когнитивных функций.
На основании анализа имеющихся данных можно сделать вывод, что моторика и координация движений оказывают значительное влияние на когнитивные функции детей. Важным направлением будущих исследований является разработка и внедрение программ коррекционной работы, направленных на интеграцию двигательных и когнитивных упражнений. Это позволит более эффективно поддерживать и развивать детей с ЗПР, способствуя их социализации и успешной адаптации. Также рекомендуется продолжать изучать нейропластичность и её роль в когнитивном развитии детей с ЗПР, чтобы создать более целостный подход к реабилитации и коррекции. В дальнейших исследованиях может быть полезно рассмотреть влияние различных видов физической активности на разные аспекты когнитивных функций, чтобы создать более персонализированные программы для детей с ЗПР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванов И.А. (2021). Физическая активность и когнитивные функции у детей с задержкой психического развития. Журнал детской психологии, 34(1), 78-90;
2. Кузнецова Е.В. (2018). Роль координации движений в развитии когнитивных функций. Вестник психологии, 15(2), 112-123;
3. Морозова Т.С. (2020). Влияние двигательной активности на психоэмоциональное состояние детей. Психология и здоровье, 22(5), 67-75;
4. Петрова О.Н. (2019). Моторика и её влияние на когнитивное развитие детей. Психология развития, 12(3), 45-56;
5. Смирнов А.В. (2020). Задержка психического развития у детей: диагностика и коррекция. Москва: Педагогика;
6. Соловьева Л.Н. (2022). Нейропластичность и ее значение для развития детей с ЗПР. Нейропсихология, 29(4), 34-48
Zhitkova S.O.
Altai Pedagogical University (Barnaul, Russia)
EFFECT OF MOTOR SKILLS AND MOVEMENT COORDINATION ON COGNITIVE FUNCTIONS IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: article is devoted to the study of the relationship between motor skills, coordination of movements and cognitive functions in children with mental retardation. It examines theoretical aspects, as well as the results of modern research confirming the influence of motor activity on cognitive processes. The article presents the opinions of various authors and draws conclusions about the need to integrate physical activity into correction programs for children with ASD.
Keywords: motor skills, coordination of movements, cognitive functions, ASD, children, motor activity.