Научная статья на тему 'Влияние мотивов на уровень результатов женщин- пловцов в категории masters'

Влияние мотивов на уровень результатов женщин- пловцов в категории masters Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORTS / ПЛАВАНИЕ / SWIMMING / МОТИВ / MOTIVE / ЖЕНЩИНЫ / WOMEN / КАТЕГОРИЯ "MASTERS" / "MASTERS" CATEGORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Распопова Евгения Андреевна, Хорошева Ольга Александровна

Цель настоящего исследования выявление мотивов, оказывающих влияние на уровень результатов у женщин-пловчих. Метод исследования анкетирование. В статье представлены результаты мотивов возможности реализации и их значимости для спортивного результата пловцов-женщин в категории «Masters». Проводится сравнение влияния мотивов на результат спортивной деятельности женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this study the identification of motives that influence the level of women swim. Research method a questionnaire survey. The article presents the results of the motives of the feasibility and their relevance to sport performance swimmers-women in the category "Masters". A comparison of the influence of motives on the result of a sporting activities for women.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивов на уровень результатов женщин- пловцов в категории masters»

In their responses the fludents take into account that as a result of the use of the innovative technology educational portfolio, they actively mafler scientific facts and form concepts in certain academic discipline. They mafler skills for orientation in the abundance of the pedagogical literature and to use selected theory material when planning their practical work. The fludents highly assess the opportunity to apply acquired knowledge in their future profession. This working technique reveals the essence of the academic discipline, shapes positive attitude towards it and to the learning.

Conclusion

The received values from the rating scale for self-assessment of efficacy of the used educational technology educational portfolio with fludents gives the grounds for the following conclusions and summary:

1. As a result from the use of the portfolio in the training process the positive change in the fludents is related to planning and practical application of maflered knowledge in the academic discipline. They refer with responsibility to their next actions and critically regifler achievements and gaps in their preparation for future specialifls.

2. The suflainability of the suggefled educational technology is expressed in active participation of fludents in auditorium and extra-auditorium modes of training, in integration of their

knowledge from similar disciplines, in expansion and enrichment of their future professional preparation.

3. The efficacy of the education portfolio use is expressed through the process of accumulation of knowledge and skills, in forming professional competencies, in building a positive attitude to learning. The efficacy is reflected in humanization of the university educational environment because the fludents actually participate in the process of their own learning, professional development and future growth as speciales.

literature

1. Petrov, P., M. Atanasova. Educational technologies and learning flrategies. Sofia, 2001

2. Yanakieva S. portfolios - philosophy, technology, practical projections. Management of secondary education. Vol. 1.2, 2006, interc-edu.hit.bg/edu/e4/4.7.pdf/27.05.2014

3. Zagvozdkin VK Portfeyl individual academic achievements - something more than jufl an alternate way to evaluate. School technology, №3, 2004

ВЛИЯНИЕ МОТИВОВ НА УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЖЕНЩИН-ПЛОВЦОВ В КАТЕГОРИИ MASTERS

Распопова Евгения Андреевна

Доктор педагогических наук, профессор Зав. кафедрой теории и методики базовых видов физического воспитания ГАОУ ВО МГПУ г. Москва

Хорошева Ольга Александровна

аспирантка кафедры теории и методики базовых видов физического воспитания ГАОУ ВО МГПУ ПИФКиС г. Москва

АННОТАЦИЯ

Цель настоящего исследования выявление мотивов, оказывающих влияние на уровень результатов у женщин-пловчих. Метод исследования анкетирование. В статье представлены результаты мотивов возможности реализации и их значимости для спортивного результата пловцов-женщин в категории «Makers». Проводится сравнение влияния мотивов на результат спортивной деятельности женщин.

ABSTRACT

The purpose of this &udy the identification of motives that influence the level of women swim. Research method a que^ionnaire survey. The article presents the results of the motives of the feasibility and their relevance to sport performance swimmers-women in the category "Makers". A comparison of the influence of motives on the result of a sporting activities for women.

Ключевые слова: спорт, плавание, мотив, женщины, категория «Makers».

Keywords: sports, swimming, motive, women, "Makers" category.

Ветеранское плавание — или, другими словами, плавание в категории «Майеге» — это плавание для взрослых. Сюда входит всё от простого поддержания формы и плавания «для себя» до подготовки к соревнованиям международного уровня. Чтобы стать «ветераном» достаточно достичь

возраста в 25 лет, хотя на некоторых ветеранских соревнованиях допускаются и спортсмены от 20 или даже 18 лет.

Несмотря на то, что для участия в ветеранском движении нет необходимости иметь в прошлом опыт профессиональных занятий плаванием, многие пловцы-ветераны — весьма именитые чемпионы разных лет. Интересно также,

что некоторые с годами достигают гораздо более высоких результатов, чем в период своего спортивного прошлого. Результаты лучших возрастных спортсменов весьма высоки и по меркам большого спорта. Но ветеранское плавание не ограничивается высокими достижениями: главное в этом деле — здоровый образ жизни, дружеское общение и удовольствие от жизни.

История ветеранского плавания пока сравнительно недолгая и берет своё начало в мае 1970 года, когда на первые соревнования в категории Мастерс в американском городе Амарилло (Amarillo, Texas) собрались 65 пловцов. Постепенно идея о том, что ничто не мешает заниматься спортом и после завершения спортивной карьеры, распространялась всё шире по миру. В 1984 году FINA (Международная федерация плавания) организовала первый Чемпионат мира по плаванию в категории Мастерс, а затем на первых Всемирных ветеранских играх (World Makers Games) в 1985 году плавание стало одним из важнейших блоков всех игр.

9 мая 1989 г. в «Доме плавания» МОЦВС был проведён первый Чемпионат Москвы по плаванию среди ветеранов спорта, приуроченный ко Дню Победы. Эти соревнования, собравшие 89 участников старше 30 лет, и стали началом движения «Makers» в России. С тех пор соревнования проводятся регулярно, с каждым годом растёт их разнообразие и количество участников. Что же побуждает людей участвовать в данном спортивно-массовом движении, что заставляет их регулярно приходить на тренировки и повышать свои результаты?

Цель настоящего исследования выявить присутствующие в деятельности пловцов наиболее важные для испытуе-

Средние показатели возможности реализации мотива и их щин в категории Makers

мых мотивы, оказывающие влияние на уровень результатов у женщин.

Задачи:

1. Определить показатели возможности реализации и значимости мотивов у спортсменов-женщин категории «Maйers» с помощью методики В.И. Доминяка

2. Сравнить средние показатели возможности реализации каждого из мотивов (ВРМ) и показатели значимости каждого из мотивов с корреляцией с уровнем результата (в очках) у женщин.

3. Определить влияние того или иного показателя ВРМ или значимости мотивов на уровень результата.

4. Сравнить уровни влияния на результат показателей значимости и возможности реализации отдельных мотивов.

Организация исследования.

Было проведено анкетирование группы женщин-пловцов в количестве 45 человек, выступающих в категории «Maйers», которое включало в себя: тест оценки уровня мотивации достижения и вопросник «Возможность реализации мотивов» В.И. Доминяка. Фиксировались лучшие результаты пловцов на их основных дистанциях, которые были проиндексированы по таблице очков, используемой в международных соревнованиях по плаванию в категории Maйers.

Результаты исследования.

В результате проведенных исследований были рассчитаны средние показатели возможности реализации мотивов и значимости мотивов, а также коэффициенты корреляции между этими показателями и результатами спортсменов в очках.

Таблица 1.

взаимосвязь со спортивными результатами в плавании у жен-

Мотивы Возможность реализации мотива (ВРМ) Взаимосвязь возможности реализации мотива (ВРМ) с результатом

Материальный достаток 3 0,367

Ощущение стабильности, надежности 5,9 0,474

Общение с коллегами 8,2 0,143

Уважение со стороны других, социальный престиж 7 0,078

Продвижение, карьерный рост 3,4 0,425

Повышение собственной спортивной компетентности 6,4 0,369

Удовлетворение от процесса деятельности 8,3 -0,075

Удовлетворение от достижения цели, результата деятельности 7,8 0,426

Управление, руководство другими людьми 3,8 0,143

Ощущение свободы, в принятии решений 7,9 0,477

Ощущение успеха 7,2 0,071

Ощущение собственной полезности, служение людям 6,2 0,462

Азарт соревнования 7,4 0,104

Возможность наиболее полной самореализации именно в Вашей профессиональной деятельности 7 0,351

Удовлетворение внерабочих интересов 6,9 0,223

(семья, друзья, хобби и т.п.)

Анализ полученных данных показал, что у женщин занимающихся плаванием в категории Майеге наибольшие значения в возможности реализации имеют мотивы: удовлетворение от достижения цели, результата деятельности; общение с коллегами; ощущение свободы, в принятии ре-

Средние показатели значимости мотивов и их взаимосвя гории Майеге.

шений; удовлетворение от процесса деятельности. Ни один из этих показателей не взаимосвязан с уровнем спортивного результата, то есть большинство женщин занимается ветеранским спортом для удовлетворения своих личных потребностей (таблица 1).

Таблица 2

со спортивными результатами в плавании у женщин в кате-

Мотив Значимость мотива Взаимосвязь Значимости мотива с результатом

Материальный достаток 5,5 0,636

Ощущение стабильности, надежности 7,5 0,512

Общение с коллегами 7,5 -0,136

Уважение со стороны других, социаль- 7,1 -0,049

ный престиж

Продвижение, карьерный рост 5 0,346

Повышение собственной спортивной 6 0,165

компетентности

Удовлетворение от процесса деятель- 9,1 0,112

ности

Удовлетворение от достижения цели, 8,2 0,247

результата деятельности

Управление, руководство другими 5 0,251

людьми

Ощущение свободы, в принятии реше- 7,8 0,267

ний

Ощущение успеха 7,8 0,029

Ощущение собственной полезности, 7 0,130

служение людям

Азарт соревнования 7,3 -0,053

Возможность наиболее полной само- 6 0,301

реализации именно в Вашей профес-

сиональной деятельности

Удовлетворение внерабочих интересов 7,9 0,230

(семья, друзья, хобби и т.п.)

Анализ показателей значимости мотива (таблица 2) выявил, что наибольшие значения имеет мотив "удовлетворение от процесса деятельности" и "удовлетворение от достижения цели, результата деятельности". Однако при анализе взаимосвязей со спортивными достижениями обнаружены достоверно значимые взаимосвязи показателей значимости мотива «Материальный достаток» и «Ощущение стабильности, надёжности» ( г = 0,636 и г =0,512 при р <0,05, соответственно).

По-видимому, результативность занятий ветеранским плаванием у женщин определяет именно уровень материального обеспечения и ощущение стабильности и надежности. Женщины, не имеющие определенного уровня обеспечения, не имеют возможности и мотивации регулярно тренироваться, что отражается на спортивных результатах.

Выводы. Проведенные исследования показали, что для женщин, занимающихся плаванием в категории Майеге, наиболее значимыми мотивами, побуждающими к тренировкам, являются: возможность удовлетворения от дости-

жения цели, результата деятельности; общение с коллегами; ощущение свободы в принятии решений; удовлетворение от процесса деятельности. Занятия плаванием для них служит местом отдыха и общения. Мотивы, связанные с материальным достатком и ощущением стабильности и надежности, находятся в прямой взаимосвязи с результатом, поскольку само участие в соревнованиях сопряжено с определенными материальными затратами. Высокие значения таких мотивов, как: "ощущение свободы, в принятии решений", "ощущение успеха", "удовлетворение внерабочих интересов (семья, друзья, хобби и т.п.)" говорит о том, что плавание делает жизнь женщин более интересной и насыщенной.

Список литературы.

1. Доминяк В. И. Лояльность персонала как социально психологическая установка // Ананьевские чтения (Тезисы научно практической конференции «Ананьевские чтения — 2000») / Под ред. А. А. Крылова, СПб., 2000. - с.211-213.

2. Михайлова Н.В. Возвращение в спорт : Движение «Майеге». - М.: Изд-во ЗАО «Экстра-Принт» - 2010. - 266с.

3. Плавание. Правила соревнований. 4-е изд., М., 2008., - 64 с.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА

Коркина Елена Александровна

канд. географических наук, Нижневартовского Государственного Университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Громов Сергей Викторович

магистрант, Нижневартовского Государственного Университета

Рахматов Виктор Викторович

магистрант, Нижневартовского Государственного Университета

THE ROLE OF INFORMATION RESOURCES IN THE FORMATION OF

PERSONALITY TYPE SAFE

Korkina Elena Aleksandrovna

cand. Geographical Sciences, Nizhnevartovsk State University

Gromov Sergey Viktorovich

undergraduate, Nizhnevartovsk State University

Rakhmatov Victor Viktorovich

undergraduate, Nizhnevartovsk State University

АННОТАЦИЯ

Информация и информационные ресурсы являются в современном мире решающими из факторов для развития личности. В статье представлены результаты исследования значимости информационных ресурсов в повседневной жизни молодежи, а также более взрослого населения и их качественная составляющая, влияющая на формирование личности безопасного типа.

ABSTRACT

Information and information resources in the modern world are decisive factors for the development of the personality. The article presents the results of a &udy of significance of information resources in the everyday lives of young people, as well as more of the adult population and their qualitative component that affects the formation of personality-type safe.

Ключевые слова: информационные ресурсы; формирование личности безопасного типа; телевидение; СМИ.

Keywords: information resources; the formation of a safe type of personality; television; media.

Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. Таких понятий много в разных науках: «точка» в геометрии и «множество» в математике, «объект», «алгоритм» в информатике.

О неопределяемых понятиях принято говорить: под понятием «...» будем понимать «...». Так, под информацией будем понимать сведения, сообщения, сигналы, а также совокупность данных или совокупность знаний в зависимости между ними.

Особенностью понятия «информация» является его «универсальность» - оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, в медицине и физиологии, в психологии человека и животных, в социологии, в искусстве, в технике и экономике и, наконец, в повседневной жизни [2, С. 15].

Конкретный смысл понятия «информация» зависит от контекста, то есть понятие «информация» имеет множество конкретных значений.

В настоящее время вместо слов «сведение», «сообщение», «сигнал» и так далее все чаще (даже в быту) используется слово «информация».

Можно говорить и о количестве информации - много информации, мало информации, нет информации. Существуют единицы измерения количества информации. Про информацию можно сказать: новая, старая, актуальная, достоверная, полная, четкая, точная и так далее [4, С. 44].

Для человека объем полученной информации связан с «коэффициентом неожиданности», который в свою очередь зависит от предварительных знаний. Объем полученной информации изменяется в зависимости от вероятности события, которая тоже зависит от множества факторов.

Процесс переработки информации человеком крайне сложен, - он зависит и от жизненного опыта человека, от его образования, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности тех или иных сведениях, и даже от темперамента и нравственных установок личности [6, С. 23].

Роль информационных ресурсов в учебно - воспитательном процессе обучения безопасности личности актуальна в наши дни. Так как, в процессе информатизации происходит активная разработка и внедрение во все сферы человече--ской деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся одним из ре-шающих факторов развития личности, общества и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.