Научная статья на тему 'Влияние морально-психологического состояния на профессиональные установки'

Влияние морально-психологического состояния на профессиональные установки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / PROFESSIONAL SETTING / СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / THE SUBJECTIVE AND OBJECTIVE FACTORS OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE / MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асеева Юлия Александровна

В статье автором выведено собственное определение морально-психологического состояния, рассмотрена его взаимосвязь с некоторыми подвидами профессиональных установок личности на примере студентов факультета практической психологии. По результатам проведенного исследования подчеркнута необходимость поддержания нормального морально-психологического состояния студентов и развития их профессиональных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MORAL PSYCHOLOGICAL STATE FOR PROFESSIONAL SETTING

In this article the author inferred own determination moral and psychological state, reviewed its connection with some subspecies professional settings of the person in the example of students of the Faculty of practical psychology. Based on the results of the study highlighted the need to maintain a normal moral and psychological state of students and of development of their professional settings.

Текст научной работы на тему «Влияние морально-психологического состояния на профессиональные установки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Асеева Юлия Александровна,

к.п.н., преподаватель кафедры социальной помощи, общей и медицинской

психологии ОНМедУ 65082 Украина, г. Одесса, пер-к Валиховский 2

THE INFLUENCE OF THE MORAL PSYCHOLOGICAL STATE FOR PROFESSIONAL SETTING

Aseyeva Yulia

Ph.D. in Psychology, lecturer, of the department of social assistance, of general and

medical psychology ONMedU

Аннотация: В статье автором выведено собственное определение морально-психологического состояния, рассмотрена его взаимосвязь с некоторыми подвидами профессиональных установок личности на примере студентов факультета практической психологии. По результатам проведенного исследования подчеркнута необходимость поддержания нормального морально-психологического состояния студентов и развития их профессиональных установок.

Abstract: In this article the author inferred own determination moral and psychological state, reviewed its connection with some subspecies professional settings of the person in the example of students of the Faculty of practical psychology. Based on the results of the study highlighted the need to maintain a normal moral and psychological state of students and of development of their professional settings.

Ключевые слова: морально-психологическое состояние, профессиональные установки, субъективные и объективные факторы морально-психологического состояния.

Keywords: moral and psychological state, professional setting, the subjective and objective factors of moral and psychological state.

Изучение морально-психологического состояния личности свое развитие в основном приобретает в военной психологии, однако тесно взаимосвязано с философией, этикой, культурологией, общей, возрастной, социальной психологией и другими науками. Освещение основных положений изучения морально-психологического состояния личности изложено в трудах, таких ученых: Варий М.И., Говоруха В.В., Дьяченко М.И., Зельницкий В.А., Каширин В.П., Криворучко П.П., Московчук Ю.А., Попов Д.Г., Ягупов В.В. и другие.

Недостаточно освященной на сегодняшний день остается проблема морально-психологического состояния студентов ВУЗов. Правильная мотивация к учебе является основополагающими моментом для успешного усвоения теоретического материала, а в дальнейшем и достижения высокого уровня квалификации в избранной профессий. Формирование положительных профессиональных установок у студентов к выбранной профессии служит залогом сохранения их нормального морально-психологического состояния.

Психологические состояния личности как правило эмоционально насыщенны, и возникают под влиянием различных субъективных и объективных факторов в процессе жизнедеятельности, поэтому их следует рассматривать как сложные явления психофизиологического происхождения, которые воздействуют на поведение

105

личности. К ним относятся: эйфория, эмоции, установки, тревожность, внимание, апатия-вдохновение и т.п.

В общей психологии «мораль» трактуется как «часть психической структуры личности, которая обеспечивает ценностную оценку явлений в неосознаваемом для индивида способом. Мораль формируется на основе «психологических рефлексов», которые формируются вследствие длительного действия страха - социального осуждения, и неосознаваемых механизмов психологической защиты» [2].

Итак, морально-психологическое состояние личности - это сложная система мотивационно-ценностных образований и доминирующих психоэмоциональных состояний, которые определяют психологическую готовность, настрой, мобилизованность и способность личности решать профессиональные задачи.

«Настрой» мы рассматриваем как направленность мыслей, интересов, потребностей, желаний, мотив личности на выполнен каких-либо профессиональных задач.

«Мобилизованность» - это наивысший уровень готовности личности к выполнению профессиональных задач.

«Психологическая готовность» - психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнен конкретной деятельности» [1].

Под «мотивационно-ценностными образованиями» личности предлагаем понимать, совокупность: устойчивых мотив; ценностных ориентаций (нравственных, социальных, политических, культурных ценностей); принципов, интересов, потребностей, профессионально-ценностных ориентаций и установок личности, которые прямо или косвенно определяют линию поведения в процессе жизнедеятельности.

Морально-психологическое состояние личности детерминируется психическими и физиологическими процессами и проявляются в поведении личности. Оно может быть положительным (что способствует качеству и результативности профессиональной деятельности) и отрицательными (что становится препятствием на пути решения профессиональных задач).

На морально-психологическое состояние воздействуют:

1) субъективные факторы - индивидуальные характеристики личности, возрастные, гендерные, индивидуальные характеристики, индивидуально-определенная система потребностей, уровень их удовлетворенности и т.п;

2) объективные факторы - экономическая и политическая ситуация в стране, наличие социальных гарантий и привилегий, установленных законодательством, отношение общества к определенным видам профессиональной деятельности, правовое обеспечение профессиональных полномочий и т.п.

Общая поликомпонентная структура морально-психологического состояния личности включает в себя:

1) нравственные компоненты - то есть морально-этические принципы, правила, нормы и формы поведения (которые детерминируют ценностно-профессиональные установки)

2) индивидуально-психологические компоненты - то есть интериализованные личностью образы; потребности, интересы, цели, мотивы, установки; личностный настрой (настроенность, мобилизованность, психологическая готовность, решимость) и т.д. (детерминируют профессионально-сберегающие установки).

3) профессионально-направленные компоненты:

а) профессионально-квалификационный уровень подготовки - то есть компетентность;

б) настроенность и готовность осуществлять профессиональные функции;

в) формы межличностных взаимоотношений.

Первых два элемента профессионально-направленных компонентов детерминируют сформулированность подгруппы профессионально-развивающих установок, а последний - социально-профессиональных установок.

Исследование этих компонентов в совокупности воспроизводит целостную картину морально-психологического состояния.

Проведя эмпирическое исследование среди будущих практических психологов, возможно констатировать наличие, следующих неудовлетворительных характеристик, которые могут негативно влиять на формирование положительного (комфортного) морально-психологического состояния.

* Средний результат стена полученный по группе респондентов мужского пола - М;

Ж - женского пола.

Рис. 1. Общий профиль уровня субъективного контроля исследованных респондентов факультета практической психологии (в возрастной категории 17-26 лет)

В рамках исследования локализации контроля будущих практических психологов, выявлено (смотри - рис. 1.): 1) по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни средний стен среди респондентов мужского пола составил 5,05, а среди женской 5,04; 2) по шкале интернальности в области межличностных отношений среди мужчин - 5,24 стена, среди женщин - 5,47; 3) по шкале интернальности в области профессиональных отношений - у мужчин 3,24 стена, а у женщин 3,28; 4) по шкале интернальности в семейных отношениях - 5,33 и 5,62 стена соответственно; 5) по шкале интернальности в области неудач - 4,38 и соответственно 4,45 стен; 6) по шкале интернальности в области достижений - 4,98 и соответственно 5,28 стен; 7) по шкале общей интернальности - 3,91 и соответственно 4,09 стен.

Итак, по результатам опроса установлено тяготение графика к экстернальному типу контроля. Что указывает на не сформированность: высокого уровня ответственности за свои поступки; умения контролировать свои эмоциональные всплески; желания брать на себя ответственность; контролировать события своей жизни и тому подобное. Общая характеристика опрошенных студентов, факультета практической психологии (в количестве 102 человек) дает нам возможность, указывать на наличие высокого уровня тревожности, беспокойства, склонности к амбивалентному поведению, депрессивности, агрессивности, снижению уровня терпимости по изучаемой группе. Фактически обнаружена нестабильность группового морально-психологического состояния в рамках факультета, и склонности студентов к нарушению учебной дисциплины. Данное состояние усложняет процесс адаптации, не способствует профессиональной идентификации, влияет на сплоченность и уровень взаимодоверия в исследовательской группе.

При учете возрастного ценза респондентов от 17-ти до 26-ти лет - этап становления личности, профессионального самоопределения личности, воплощение в жизнь сформированного во время рефлексии «образа - Я», «профессионального образа

- Я», определение личности с ценностными ориентирами и принципами, изменение приоритетов и авторитетов, развитие интимно-личностной сферы. Кардинальные перемены в жизни в этот период формируют условия для возникновения девиантного поведения. С учетом выявленного экстернального типа локализации контроля становятся фактором для дестабилизации морально-психологического состояния личности создавая потребность в координации и стабилизации данной ситуации опытными лицами (в данном случае кураторами групп или психологами ВУЗов).

Наличие экстернального контроля (см - рис.1) по таким шкалам теста-опросника «Уровень субъективного контроля» (УСК) как: общая интернальность, интернальности в области профессиональных отношений, интернальности в области неудач, не способствует формированию психо-сохраняющих установок будущих психологов, выраженность которых стабилизировала бы морально-психологическое состояние, как личности, так и группы в целом, (см - рис. 2 и рис. 3)

* 1 - психо-сохраняющие установки, 2 -биосберигающие установки, 3-профессионально-правовые установки, 4 - профессионально-этические установки, 5 -установки профессионально-коммуникативного отношения, 6 - установки социально-профессиональной стратегии, 7 - познавательно-профессиональные установки, 8 -творческо-профессиональные установки. Рис. 2 Сформированность профессиональных установок среди респондентов мужского пола (в возрастной категории 17-26 лет)

* 1 - психо-сохраняющие установки, 2 -биосберигающие установки, 3-профессионально-правовые установки, 4 - профессионально-этические установки, 5 -установки профессионально-коммуникативного отношения, 6 - установки социально-профессиональной стратегии, 7 - познавательно-профессиональные установки, 8 -творческо-профессиональные установки.

Рис. 3 Сформированность профессиональных установок среди респондентов женского пола (в возрастной категории 17-23 лет)

Учитывая то, что психо-сохраняющие профессиональные установки формируют способность личности к устойчивости в стрессовых и экстремальных ситуациях, не допускают разрушения целостного «образа - Я», способствуют развитию адаптивности личности, не допускают эмоционального выгорания, следовательно, их развитие будет способствовать стабилизации и нормализации морально-психологическом состояния.

Первые места в категории не выраженности получили психо-сохраняющие установки, так общие показатели по гендерным отличиям составляют 3,52 % у опрошенных мужчин, 3,83 % у опрошенных женщин. При рассмотрении стопроцентной сформированности этот показатель находится около 2 % сформированности, что указывает на существование необходимости усиленного внимания психологов ВУЗов к исследуемой категории лиц.

Слабо выраженное отражение сформированности психо-сохраняющих установок является основанием для ухудшения психологического и морально-психологического состояния личности будущих психологов уже на первых этапах своего профессионального становления. Низкий показатель наличия навыков по сохранению своего внутреннего и эмоционального состояния в нормальном гармоничном состоянии, бессознательно создает угрозу профессиональному выполнению своих обязанностей, в том числе может способствовать нарушению нормального личностного морально-психологического состояния.

В рамках коммуникативного взаимодействия будущих психологов установлены низкие результаты по сформированности установок коммуникативной стратегии, как среди респондентов женского пола, так и среди респондентов мужского пола. Они занимают второе место в рамках не выраженности (выраженность в 25% и 0%) и составляет лишь 2,5 % сформированности у респондентов женского пола, и 2,71 % сформированности у респондентов мужского пола. Такие результаты свидетельствуют о недостаточной готовности личностного осознания и контроля своей линии поведения с окружающими людьми, что также подтверждают и результаты исследования

локализации контроля по шкале интернальности в области межличностных отношений. Полученные общие показатели среднего стена по группе среди женщин приближены к норме (5,5 стен) - 5,47 стена, а у респондентов мужского пола - 5,24 стена, что свидетельствует о попытке получить положительную социальную оценку (социальное одобрение), однако необходимый уровень поведенческого контроля еще недостаточно сформирован и требует совершенствования и самосовершенствования.

Поскольку морально-психологическое состояние отражает психологическую, социальную и профессиональную сторону жизнедеятельности, а также детерминирует моральную и психологическую готовность выполнять поставленные задачи в данный момент времени и в конкретных условиях, мы приходим к выводу о том, что для подготовки высококвалифицированных сотрудников, в высших учебных заведениях необходимо уделять значительное внимание не только развитию практических навыков по специализации но и по сохранению морально-психологического состояния в комфортном состоянии. Поддержка и формирование позитивных профессиональных установок у студентов будет способствовать сохранению положительной мотивации к обучению. Формирование навыков по развитию психо-сохраняющих профессиональных установок даст возможность студентам самостоятельно поддерживать свое морально-психологическое состояние.

Литература:

1. Джавахишвили Е. В. Психологическое становление профессионала [Текст] / Е. В. Джавахишвили. - Тбилиси : Мецниереба, 1987. - 156 с.

2. Клочко В. Е. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности [Текст] / В. Е. Клочко // Педагог: Сборник. - Барнаул, 2000. - С.62-73

ОПЫТ СОЗДАНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ В ФОРМАТЕ РЕАЛИТИ-ШОУ НА СТАРШИХ КУРСАХ В ГИТР ИМ. М.А.ЛИТОВЧИНА

Глебова Ирина Сергеевна

Канд. полит. наук, доц. кафедры режиссуры Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина

(ГИТР),

119180, Россия, город Москва, Бродников переулок, дом 3

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается опыт создания курсовых работ на старших курсах специалистов телевидения. Согласно проведённому анализу, процесс создания курсовых работ разделён на этапы. Для повышения качества обучения студентов предложено увеличить роль руководителя направления на начальном этапе производства программ. Рассмотрен пример создания двух реалити-шоу с учётом опыта автора.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: курсовая работа, телевизионные специалисты, реалити-шоу, съемочные группы, учебный план.

A STUDY OF SENIOR-YEAR STUDENT PROJECTS: REALITY-SHOWS DEVELOPED AT THE M. A. LITOVCHIN BROADCASTING AND HUMANITIES INSTITUTE

ABSTRACT:

The papers presents a study of projects developed by senior-year School of Television students at the M. A. Litovchin Broadcasting and Humanities Institute. The analysis identifies the key stages of student project development. To enhance the learning experience, more extensive involvement of the area supervisor is recommended in the early stages of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.