ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 371.386.7
Емельянова Е. Н.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировская государственная медицинская академия» Министерства
здравоохранения Российской Федерации, преподаватель;
Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров), аспирант кафедры педагогики
ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматриваются актуальные вопросы влияния морали и нравственности на формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза. Уделено внимание воспитанию подрастающего поколения, которое является одной из главных задач современного общества, определяющее будущее народа. По материалам исторической и философской литературы известно, что ценности на протяжении веков закономерно менялись, но сформированные в подростковом и юношеском возрасте черты характера личности, преимущественно закрепляются и становятся базовыми во взрослом периоде жизни человека. Формирование культуры бесконфликтного взаимодействия как нравственных ориентиров молодёжи, способно обеспечить развитие общества гуманистической направленности.
Ключевые слова: бесконфликтное взаимодействие, компоненты, культура, мораль, нравственность, студент.
Поведение человека играет определяющую роль в его социализации, устройстве в жизни. Под воздействием внутренних и внешних факторов действительности, формируются привычки, манеры, образ жизни, поведение, определяется судьба человека или его жизненный сценарий. От того, какими личностями воспитают родители своих наследников, зависят их способности расставлять приоритеты в сознательном выборе поведения созидательной или деструктивной направленности по отношению к людям и к самому себе. Многие известные педагоги указывали на решающее значение в формировании поведения окружающей среды, например: в своих трудах А. С. Макаренко писал о том, что воспитательная работа имеет неограниченные возможности: «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы». Однако, человеку свойственны внутренние противоречия, основанные на: субъективном мнении, убеждённости, мотивах, потребностях, направленности, желаниях. Противоречия способны принимать форму борьбы или конфликта. Известно, что наличие противоречий характеризуется внутри личностным и межличностным напряжением, рискующим перерасти в конфликт. По мнению А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, конфликт — это «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности» [1, 15].
По материалам научной литературы установлено, что люди рождаются с разными задатками, у всех разные способности, потребности, наклонности, намерения, мотивы. Соответственно, риск возникновения несовпадающих и взаимоисключающих интересов, ценностей, целей высок, что увеличивает количество источников потенциальных конфликтов. Однако, в современном мире существуют механизмы успешного разрешения
конфликтов и одной из главных задач общества является использование рычагов управления для позитивного разрешения возникших проблем.
Несмотря на то, что генетика определяет возможности человека и зачастую оказывает неоспоримое влияние на его судьбу, нельзя снимать со счетов влияние педагогической среды на формирование характера, поведения человека.
Нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современного общества, так как будущее народа определяется мировоззрением, традициями, нравственными устоями людей. Несмотря на то, что ценности личности на протяжении веков закономерно меняются, сформированные в подростковом и юношеском возрасте, преимущественно закрепляются и становятся основными или базовыми во взрослом периоде жизни человека. Формирование ценностных установок и нравственных ориентиров молодёжи способно обеспечить развитие общества и государства в целом. То есть, молодое поколение, в частности, студенчество, впоследствии будет определять направление развития общества, так как в молодёжной среде формируется тип личности, который будет доминировать в будущем. Социальные группы новой формации возглавляют социально-экономические и политические сферы деятельности государства. В этой связи важным становится воспитание человека, руководствуясь общечеловеческими ценностями, в духе гуманистического общества.
Развитие морали и нравственности представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя: формирование ценностей, убеждений, представлений, нравственных категорий и самосознания, т. д., что по большому счёту, может оцениваться как морально-нравственный фильтр, который формируется под влиянием обучающего пространства социальных институтов. Студент, в условиях воспитательной среды вуза, усваивает содержание нравственных понятий, что является важной стороной морально-нравственного развития, создающего эталон, критерий для оценки своего поведения, окружающих, влияния на взаимоотношения с людьми, формирования профессиональных, общепрофессиональных, общекультурных компетенций. Студент и педагогическая среда становятся моментами одной и той же поведенческой целостности.
Сохранение традиций, выражающихся в развитии российского общества посредством сложной системы стереотипов жизненного поведения, существующей в современном социокультурном пространстве страны, является важным духовно-нравственным опытом населения. Формирование внутренней культуры, умения бесконфликтно общаться, — повышает уровень общей образованности россиян и указывает на развитие культурно-нравственной стороны образования, единства профессионализма и нравственности как основы формирования гуманистического общества, способного не терять нравственные ориентиры. Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда, развивает самого человека. Направленность воспитательного процесса в целом должна способствовать созданию в обществе благоприятной среды, при которой престижными будут такие качества личности, как: достоинство, патриотизм, порядочность, профессионализм, уважение к страшим, ответственность за себя, близких, страну.
Образованный человек, с развитым морально-нравственным отношением к жизни, способен находить решения противоречащих вопросов дипломатическим путём, по справедливости. Иными словами, он способен бесконфликтно взаимодействовать, что относится к разряду культурного опыта. То есть культура бесконфликтного взаимодействия обеспечивает решение трудностей дипломатическим путём за счёт гуманизации общества.
После перестройки в конце XX века произошло изменение экономической формации в России. Стали формироваться новые социальные группы, которые занимались бизнесом и действовали не всегда законным путём, что повышало криминальную статистику, увеличивало смертность населения. Благодаря реформам, правительству удалось стабилизировать ситуацию. Современная молодёжь обладает экономической свободой, финансовой, юридической, психологической грамотностью, что значительно снизило
социальную напряжённость в стране по сравнению с 90-ми годами. Современное российское общество является носителями новых социально-экономических отношений, которые непосредственно влияют на эффективность преобразований в стране. Образованный человек решет возникшие противоречия законным путём и действует в рамках закона.
Как говорили древние, мир изменчив, с чем можно согласиться. Современники не похожи на предшественников, как не похожа современная мода на моду вчерашнего дня. Однако, дети, подростки, молодёжь, погружённые в контекст современной жизни, испытывают те же социальные страхи, что и взрослые. Общественные реалии, на фоне которых происходит социализация подрастающего поколения, накладывают свои отпечатки на характер общества. Традиционные нормы культуры и ценности уходят на второй план, уступая место прагматизму, гедонизму. От культуры «берётся только то, что может обеспечить в дальнейшем жизненный успех, необходимый уровень материального положения и социального статуса» [4, 89]. С одной стороны, молодёжь быстрее адаптируется к изменениям окружающей среды, с другой стороны она подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных явлений. Человек, находящийся в возрасте юности или ранней молодости в большей степени определяет для себя смысл и направление своей жизни [5, 95].
Развитие духовно-нравственных и социально-правовых ценностей у населения позволяет обществу усовершенствовать морально-нравственные нормы, что является гарантией спокойной и безопасной жизни. В настоящее время происходит интенсивное обогащение положений закона Российской Федерации нравственными нормами, что отражено в уголовном, правовом, семейном кодексе РФ. Кроме законодательных морально-нравственных норм, регуляторами отношений являются культурные формы поведения, о которых говорил Л. С. Выготский: «Культурные формы поведения суть именно реакции личности. Прослеживая культурное развитие психических функций, мы прочерчиваем путь развития личности» [2, 16]. Воспитание культурой позволяет оказывать значительное влияние на поведение в конфликтных ситуациях. Культурная образованность облегчает людям деликатно выходить из затруднительных ситуаций, сохраняя лицо и статус.
Обычно привычным опытом в конфликтах являются: страх, напряжение, обида, которые рождают накал отношений, стресс, приводящий к ожесточению, и снижают качество жизни. В случае нарушения баланса отношений между людьми, наиболее эффективными являются переговоры, основанные на морали и нравственности в рамках закона РФ. Переговоры — «универсальное средство человеческого общения, изумительный инструмент, изобретённый людьми в незапамятные времена» [6, 213] позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, а мнения расходятся. Являясь не только наукой, но и искусством, они сюжетны и конфликтны в своей основе, содержат человеческие страсти, надежды на исполнение желаний. Успешность в ведении переговоров зависит не только от образованности участников процесса, но и творческих способностей в общении, развитой коммуникативной компетенции, основанной на интеллектуальных возможностях человека. Таким образом, для достижения успеха в современном обществе, совершенно не требуется решать вопросы силовыми методами и приёмами. Противоречия, критические инциденты и прочие недоразумения вполне могут быть разрешены переговорами, основанными на основе морально-нравственных нормах, усвоенных людьми.
Эффективное взаимодействие, ведение переговоров — напряжённый труд, связанный с сосредоточением человека на решении конкретной задачи. Развитые мораль и нравственность, внутренняя культура человека, переходящая в разряд ценностных установок личности, профессионализм, — оказывают несомненное влияние на формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза и являются потенциалом гуманизации общества.
Литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 5-е изд. — Спб.: Питер, 2013. —
512 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т., — М.: «Педагогика», 1983. Т.3., —
369 с.
3. Журавлёва Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т.33. №1. С. 30-39.
4. Макаренко А. С. Общение с трудными детьми. — М.: АСТ, 2015. — 320 с.
5. Мошкин С. В., Руденко В. Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения // Социологические исследования. 1994. №11. С. 82-89.
6. Орлова В. В. Ценностные приоритеты молодёжи в Сибирском регионе // социологические исследования. 2009. 36. С. 95-99.
7. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для вузов. — М.: Новый Юрист, 1998. — 448 с.