Научная статья на тему 'Влияние модификации медленноволнового сна на проявление тревожности животных'

Влияние модификации медленноволнового сна на проявление тревожности животных Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Вербицкий Е. В.

Проявления тревожности и тревожных расстройств тесно связаны с развитием цикла «бодрствование-сон». Для развития медленного сна важны ритмические взаимодействия локусов коры и участков медиального таламуса, процессы в которых отражаются в генезе веретен. Изменения таких взаимодействий ритмическими подпороговыми раздражениями нескольких участков медиального таламуса позволяет модифицировать развитие медленноволнового сна. Исследовались on-line возможности такой модификации медленноволнового сна на проявления тревожности кроликов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Вербицкий Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние модификации медленноволнового сна на проявление тревожности животных»

УДК 612.822.3

ВЛИЯНИЕ МОДИФИКАЦИИ МЕДЛЕННОВОЛНОВОГО СНА НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЖИВОТНЫХ

© 2004 г. Е.В. Вербицкий

Anxiety manifestations and disturbances are closely connected with the «sleep-wakefulness» cycle development. As it was accentuated earlier, rhythmic interactions between loci of the cerebral cortex and sites of the medial thalamus are of great importance for the slow-wave sleep development. The method for changes of such interactions by the rhythmic sub-threshold stimulation of several sites of the medial thalamus, permitted to modification of slow-wave sleep and influences of resulting effects on manifestations of anxiety in rabbits have been investigated.

Введение

Известно влияние возбуждения, возникающего при действии стресси-рующих факторов, на развитие парадоксального сна, которому у человека отводится роль компенсатора эмоций, не реализованных в бодрствовании. Увеличение продолжительности REM сна традиционно связывают с процессами, направленными на повышение устойчивости организма человека и животных к стрессу и другим влияниям среды [1]. Менее понятной является роль продолжительности и глубины медленноволнового сна в процессах реагирования организма на различные факторы внешней и внутренней среды.

Особенно это касается организмов, имеющих существенные различия по базовой тревожности, уровень которой во многом определяет отношение к новым раздражителям как к источникам потенциальной угрозы. В соответствии с этим предпринято исследование влияния нефармакологической модификации развития медленноволнового сна на поведенческие проявления тревожности животных, которые были предварительно дифференцированы на особей высокой и низкой тревожности (ВТ и НТ).

Методика

На 18 кроликах, дифференцированных на животных ВТ и НТ, которым для регистрации электрической активности и раздражения 8 областей сенсо-моторной, теменной, зрительной коры, а также участков n. Centralis medialis (NCM) таламуса были предварительно вживлены электроды, оценивалось бодрствование, циклы, фазы и стадии сна. Биполярные вольфрамовые в стеклянной изоляции электроды располагались в участках NCM с низкими порогами (10 Гц, 81-124 мкА биполярно, расстояние между кончиками 80 мкм, импульс 0,08 мс) вызова в коре локальных веретен рекруитирования [2]. Животные свободно перемещались в экспериментальном боксе, а эластичная подвеска отводящих проводов не мешала осуществлению локомоций. Характер бодрствования и глубина сна контролировались off-line полиграфом SAGURA-2000 фирмы «Sagura Medizintechnik GmbH» (Германия), a on-line -оригинальным компьютерным комплексом с выделением бодрствования, не-

глубокого, глубокого медленноволнового сна, а также эпизодов REM сна [3, 4].

Результаты и обсуждение

В состоянии спокойного бодрствования у животных ВТ в ЭКоГ достаточно часто преобладала ритмическая активность с частотой 8-29 Гц, которая в большинстве случаев была представлена в передних областях коры больших полушарий. В отличие от этого у животных НТ в биоэлектрической активности коры головного мозга чаще всего доминировали колебания, представленные в частотном диапазоне 2-18 Гц. Наибольшая амплитуда этих колебаний регистрировалась в задних областях коры больших полушарий.

При развитии дремоты и последующего сна выяснилось следующее. Для кроликов ВТ характерен более сегментированный сон, которому свойственна значительная изменчивость медленноволновой фазы. В частности, эпизоды глубокого сна развивались в виде отдельных сегментов, причем совокупная представленность глубокого сна снижена. Латентные периоды возникновения глубокого сна с начала засыпания существенно повышены. В периодах NREM сна у них регистрировалось значительное количество активаций разной природы.

В ходе развития неглубокого медленноволнового сна два участка NCM, которым были свойственны низкие пороги вызова рекруитирующих ответов, раздражались двумя последовательностями импульсов слабого тока (10 Гц, 2-43 мкА, 0,08 мс) в подпороговом режиме, что не приводило к появлению веретен в пунктах коры больших полушарий.

Если временной сдвиг между последовательностями импульсов составлял всего 0,2 мс, это способствовало повышению синхронизации в коре спонтанно возникающих «сонных» веретен, регистрация которых столь характерна для глубокого медленноволнового сна, когда веретена появляются наряду с дельта волнами, при дальнейшем углублении сна полностью замещающих веретенообразную активность. Увеличение сдвига между последовательностями импульсов подпороговой интенсивности до 20 мс приводило к снижению синхронизации веретен, у которых снижалась амплитуда и появлялось большее разнообразие форм, что весьма характерно для неглубокого медленноволнового сна.

Корреляционный анализ амплитудно-временных показателей веретен в коре и таламусе по таким параметрам, как амплитуда, длительность, фазы нарастания и спада, выявил усиление связей таламо-кортикальной синхронизации при сдвиге 0,2 мс между последовательностями микрораздражений. В то же время обнаружено ослабление таламо-кортикальной синхронизации по вышеуказанным параметрам при сдвиге 20 мс между последовательностями подпороговых микрораздражений неспецифического таламуса.

Управление on-line этими взаимодействиями путем компьютерного переключения режимов микростимуляции NCM позволило вызывать пролонга-

цию или депривацию глубины развития медленноволнового сна, продолжительность которых могла достигать 12-36 мин. Эго дополняет и уточняет полученные нами ранее результаты [4] о возможности нефармакологической модификации развития медленноволнового сна в течение некоторого времени, что инициируется реорганизацией процессов таламо-кортикальной синхронизации. На возможность влияний на развитие медленноволнового сна направленных изменений таламо-кортикальной синхронизации указывали и другие авторы [5].

Как выяснилось, компьютерная пролонгация неглубокого медленноволнового сна приводит к уменьшению сегментации стадий и демонстрирует в течение 1-2 ч последующего бодрствования проявления НТ (по характеру ло-комоций, грумингу, стойкам), последующей дремоты и формирование медленноволнового сна, в котором наблюдалось снижение количества сегментаций, активаций и движений.

Компьютерная депривация неглубокого медленноволнового сна способствует повышению сегментации медленноволновой фазы и инициирует в последующем бодрствовании проявления ВТ, затрагивающие реализацию ло-комоций и груминга, а в последующем сне эта депривация приводила к повышению количества активаций и увеличению числа эпизодов двигательной активности.

Полученные результаты указывают на то, что увеличение (уменьшение) таламо-кортикальной синхронизации во время медленноволнового сна способствует снижению (повышению) проявлений тревожности. Взаимозависимость этих процессов указывает на существование нейрофизиологического механизма изменения ситуативных компонентов базовой тревожности за счет реорганизации процессов таламо-кортикальной синхронизации, что позволяет варьировать в широких пределах реактивность бодрствования, обусловленную необходимостью обеспечения адаптивных реакций, на выполнении которых строится непрерывное взаимодействие организма с окружающей средой [6].

Заключение

Пролонгация медленноволнового сна способствует последующим проявлениям НТ, а его депривация - ВТ. Эго выражается в изменении поведения и характера развития сна животных. Происходящие при этом изменения взаимодействий локусов коры и участков медиального таламуса, что отражается в таламо-кортикальной синхронизации, играют важную роль не только в развитии медленного сна, но и способны влиять на реактивность бодрствования, определяя, тем самым, характерные особенности адаптивного взаимодействия организмов разного уровня тревожности с окружающей средой.

Литература

1. Вейн А.М., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. М., 1989.

2. Вербицкий Е.В., Уваров И.П. И Адаптация растительных и животных организмов. Ростов н/Д, 1983. С. 14-28.

3. Фельдман Г.Л., Вербицкий Е.В. А.с. на изобретение 1168266 СССР. 1982. Заяв. 3488716/28-13. Приор. 01.09.1982, Опубл. Бюл. 27. 23.07.1985. Способ моделирования нарушений сна.

4. Вербицкий Е.В., Вербицкий Р.Е. А.с. № 2002610720. 2002. РФ 17.05.02. Компьютерный классификатор функционального состояния лабораторных животных в цикле «бодрствование - сон»

5. SteriadeM. // J. Neurophysiol. 2001. Vol. 86. № 1. P. 1-39.

6. Verbitsky E. V., Topchiy I.A. / Psychopharmacology and biological narcology. Vol. 4. № 2-3. 2003. P. 773-774.

НИИ нейрокибернетики им. А.Б. Когана,

Ростовский государственный университет 25 июня 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.