Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ'

ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильные приложения / самостоятельное обучение / образовательные технологии / цифровая грамотность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Инара Бадалкызы, Атаев Паччахан Тураханович

Статья посвящена исследованию влияния мобильных приложений на самостоятельное обучение студентов в условиях цифровизации образования. Рассматриваются возможности, которые мобильные технологии предоставляют для организации персонализированного и гибкого обучения, а также вызовы, связанные с использованием таких приложений. В статье проанализированы примеры мобильных приложений, способствующих учебной активности студентов, и предложены рекомендации для эффективной интеграции мобильных технологий в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Инара Бадалкызы, Атаев Паччахан Тураханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ»

ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ

АЛИЕВА ИНАРА БАДАЛКЫЗЫ

преподаватель математики, Кентауский политехнический колледж, Кентау, Казахстан

АТАЕВ ПАЧЧАХАН ТУРАХАНОВИЧ

преподаватель НВП, Кентауский политехнический колледж, Кентау, Казахстан

Аннотация:Статья посвящена исследованию влияния мобильных приложений на самостоятельное обучение студентов в условиях цифровизации образования. Рассматриваются возможности, которые мобильные технологии предоставляют для организации персонализированного и гибкого обучения, а также вызовы, связанные с использованием таких приложений. В статье проанализированы примеры мобильных приложений, способствующих учебной активности студентов, и предложены рекомендации для эффективной интеграции мобильных технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: мобильные приложения, самостоятельное обучение, образовательные технологии, цифровая грамотность

Ацдатпа: Мацала мобильд1 цосымшалардыц цифрлыц бшм беру саласындагы студенттердщ дербес оцуына эсерт зерттеуге арналган. Мобильд1 технологиялардыц жеке жэне икемдг оцуды уйымдастыруда мYмкiндiктерiн цолданатын жэне осындай цосымшыларды цолдану барысында туындайтын циындыцтарды царастырылады. Fылыми мацалада студенттердщ оцудагы белсендштне эсер ететт мобильдi цосымшаларды мысалдары талданган жэне оцу процесстде мобильдi технологияларды тиiмдi енгiзуге усыныстар келтiрiлген.

Ty^h свздер: мобильдi цосымшалар, дербес оцу, бшм беру технологиялары, цифрлыц сауаттылыц.

Annotation: This article explores the impact of mobile applications on students' self-directed learning in the context of digitalization in education. It examines the opportunities mobile technologies provide for personalized andflexible learning, as well as the challenges associated with their use. The article analyzes examples of mobile apps that support students' learning activities and offers recommendations for the effective integration of mobile technologies into the educational process.

Key words: mobile applications, self-study, educational technologies, digital literacy

В последние годы мобильные приложения становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в контексте самостоятельного обучения студентов. Мобильные устройства, такие как смартфоны и планшеты, обеспечивают доступ к широкому спектру образовательных ресурсов, что позволяет учащимся учиться независимо от их местонахождения и времени. Этот фактор особенно важен в условиях современных вызовов, таких как необходимость самообразования и повышения

Цель данной статьи — проанализировать влияние мобильных приложений на самостоятельное обучение студентов, рассмотреть ключевые возможности и потенциальные вызовы, а также предложить направления для дальнейших исследований в этой области.

1. Теоретические аспекты и подходы к самостоятельному обучению

Самостоятельное обучение традиционно рассматривается как форма обучения, при которой студент самостоятельно организует и управляет своим образовательным процессом. В условиях цифровизации образование становится более доступным, и новые технологии, в

частности мобильные приложения, играют ключевую роль в поддержке и развитии самостоятельного обучения.

Исследования показывают, что успешное самостоятельное обучение требует высокого уровня мотивации, самодисциплины и навыков самоконтроля. Современные образовательные приложения, благодаря своей доступности и адаптивности, становятся мощным инструментом для развития этих навыков.

2. Мобильные приложения как инструменты для самостоятельного обучения

2.1. Доступность и гибкость образовательных ресурсов

Одним из главных преимуществ мобильных приложений является их способность обеспечивать круглосуточный доступ к учебным материалам. Студенты могут изучать различные дисциплины, от языков до математики, в любое удобное время и в любом месте. Например, такие приложения, как Khan Academy, Coursera и Duolingo, предоставляют пользователям доступ к видеоурокам, текстовым материалам и тестам, что позволяет учащимся организовывать учебный процесс по своему усмотрению.

Эта гибкость играет ключевую роль для студентов, у которых мало времени для традиционных занятий из-за работы или других обязательств. Возможность учиться в «свободное» время, например во время поездок или ожидания, значительно увеличивает общий объём усвоенного материала.

2.2. Персонализация и адаптивное обучение

Мобильные приложения также способствуют персонализации учебного процесса. С помощью технологий искусственного интеллекта и машинного обучения приложения могут адаптировать контент под индивидуальные потребности каждого учащегося. Например, в языковых приложениях, таких как Duolingo, программа автоматически подстраивает сложность заданий в зависимости от результатов учащегося, что позволяет поддерживать оптимальный уровень сложности и предотвращать перегрузку учащихся.

Кроме того, такие приложения позволяют отслеживать прогресс и корректировать учебный план в соответствии с достижениями и трудностями студента, что способствует более эффективному обучению.

2.3. Геймификация как мотивационный инструмент

Геймификация, то есть использование игровых элементов в образовательном процессе, является ещё одной важной характеристикой мобильных приложений. Элементы геймификации, такие как баллы, уровни, достижения и таблицы лидеров, могут значительно повысить мотивацию учащихся. Это стимулирует учащихся регулярно пользоваться приложением и выполнять задания.

Приложения, такие как Kahoot! и Quizlet, используют геймификацию для проведения викторин и тестов, превращая процесс обучения в увлекательное и соревновательное занятие, что способствует повышению вовлечённости и улучшению результатов.

2.4. Развитие цифровой грамотности и навыков самоорганизации

Использование мобильных приложений способствует развитию цифровой грамотности

у студентов. Они учат работать с различными платформами, управлять временем и организовывать учебный процесс с помощью цифровых инструментов. Эти навыки становятся необходимыми в современном мире и помогают студентам не только в учёбе, но и в профессиональной деятельности.

Мобильные приложения для обучения способствуют формированию навыков самоконтроля и тайм-менеджмента, что особенно важно для студентов, занимающихся самостоятельным обучением. Они учат ставить цели, планировать занятия и следить за выполнением задач.

3. Проблемы и вызовы, связанные с использованием мобильных приложений

Несмотря на множество преимуществ, использование мобильных приложений в образовательном процессе сопряжено с рядом проблем и вызовов.

3.1. Потенциальные отвлекающие факторы

Помимо образовательных приложений, мобильные устройства содержат множество других функций, таких как социальные сети, игры и развлекательные приложения. Это может отвлекать студентов от учёбы и снижать эффективность самостоятельного обучения. Исследования показывают, что частое переключение между различными приложениями может ухудшать концентрацию и увеличивать время, необходимое для выполнения учебных задач.

3.2. Проблемы с самодисциплиной

Несмотря на многочисленные инструменты, помогающие организовать процесс обучения, самостоятельное обучение требует от студентов высокой самодисциплины. Без внешнего контроля и структуры, обеспечиваемых традиционным образовательным процессом, студенты могут сталкиваться с трудностями в организации своего времени и поддержании мотивации.

3.3. Перегрузка информацией

Избыток образовательных ресурсов и приложений может привести к информационной перегрузке. Студенты могут испытывать трудности с выбором подходящих приложений или с организацией информации, полученной по разным каналам. Это может вызвать чувство растерянности и снизить эффективность учебного процесса.

4. Перспективы использования мобильных приложений в образовательной практике

Мобильные приложения открывают огромные возможности для улучшения процесса самостоятельного обучения, однако для их эффективного использования требуется интеграция с традиционными методами обучения и грамотное применение технологий. Будущие исследования в этой области могут быть сосредоточены на разработке новых приложений, которые будут лучше интегрированы в учебные планы, а также на методиках, которые помогут студентам более эффективно справляться с вызовами цифрового обучения.

Мобильные приложения значительно меняют подход к самостоятельному обучению студентов, предлагая новые возможности для гибкости, персонализации и мотивации. Тем не менее, их эффективное использование требует высокого уровня самодисциплины и способности студентов организовывать учебный процесс. В будущем, с развитием технологий и улучшением образовательных платформ, мобильные приложения будут играть еще более важную роль в образовательном процессе, открывая новые горизонты для обучения и развития студентов.

1. Андерсон, К. А., и Дилл, К. Э. (2000). Видеоигры и агрессивные мысли, чувства и поведение в лаборатории и в жизни. Журнал «Личность и социальная психология», 75(4),

2. Джи, Дж. П. (2003). Чему видеоигры могут научить нас в плане обучения и грамотности. Компьютеры в развлечениях (CIE), 1(1), 20-20.

3. Коллер Д., Нг А. (2013). Онлайн-образование: исследование того, как учатся студенты. Harvard Business Review.

4. Ли, Дж., и МакГарри, К. (2020). Роль мобильных приложений в образовании. Журнал «Образовательные технологии и общество», 23(1), 22-34.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

772-790.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.