Научная статья на тему 'Влияние мирового кризиса на Российский рынок IT-услуг'

Влияние мирового кризиса на Российский рынок IT-услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / ФОРМЫ И ВИДЫ АУТСОРСИНГА / OUTSOURCING TYPES AND FORMS / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА IT-УСЛУГ / THE TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF THE MARKET OF IT-SERVICES / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ENTERPRISE MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION MANAGEMENT / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ КОМПАНИЯ / HIGH-TECH COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вальц Ольга Викторовна, Новицкая Елена Викторовна, Морозова Анна Сергеевна

Представлено исследование вопросов развития удаленного администрирования на российском рынке. Авторами рассмотрено многообразие форм и видов аутсорсинга, прослежены тенденции развития рынка IT-услуг на основе ежегодных данных International Data Corporation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the global crisis on the Russian market of IT-services

The authors have investigated the problems of the development of remote administration on the Russian market. The spectrum of forms and types of outsourcing has been considered, and the main tendencies of the development of the market of IT-services have been tracked basing on the annual data provided International Data Corporation.

Текст научной работы на тему «Влияние мирового кризиса на Российский рынок IT-услуг»

отдадим в надежные руки

влияние мирового кризиса

на российский рынок И-услуг

Аннотация

Представлено исследование вопросов развития удаленного администрирования на российском рынке. Авторами рассмотрено многообразие форм и видов аутсорсинга, прослежены тенденции развития рынка IT-услуг на основе ежегодных данных International Data Corporation.

_Ключевые слова: аутсорсинг, формы и виды аутсорсинга, тенденции

_развития рынка IT-услуг, управление предприятием, инновационный

_менеджмент, высокотехнологичная компания

Вальц

Ольга Викторовна

канд. техн. наук, доцент кафедры экономики и управления

Новицкая Елена Викторовна

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры экономики и управления

Морозова Анна Сергеевна

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры экономики и управления annamo@asf.ru

Кемеровский государственный университет (филиал в Анжеро-Судженске)

В настоящее время предпринимателю нет необходимости быть сведущим во всех областях, достаточно быть специалистом в узкопрофессиональной деятельности. Сопутствующие основной деятельности функции (ведение бухгалтерского, финансового, налогового учета) могут быть переданы для выполнения сторонним организациям.

Передал на сторону - выиграл время!

Удаленное администрирование способствует не только снижению операционных издержек, но и задействует передовой опыт аутсорсинга непрофильных бизнес-процессов. Наряду с этим происходит экономия кадровых ресурсов, поскольку нет необходимости содержать большое число вспомогательных служб с большим штатом высокооплачиваемых сотрудников и сопутствующими расходами. Руководитель, передав выполнение второстепенных, но все же значимых для компании функций компетентной организации, сэкономленное время может целиком и полностью посвятить управлению бизнесом. Постепенно приходит понимание, что в ряде случаев удаленное администрирование имеет более высокую экономическую эффективность по сравнению с выполнением «кабинетных» работ непо-

средственно на предприятиях. Следовательно, доверие к аутсорсингу растет. По формам аутсорсинг классифицируют следующим образом.

Совместный аутсорсинг - вариант аутсорсинга, в котором стороны аутсорсингового договора являются партнерами. Чаще термин используют при заключении субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг. Полный аутсорсинг - договор, по которому штат сотрудников и (или) информационные технологии или финансы передаются аутсорсеру на время действия контракта.

Трансформационный аутсорсинг - имеет признаки полного аутсотсинга. Переход сотрудников или активов является временным, до завершения некоторого проекта (реорганизация работы подразделения, создание новой базы знаний и навыков), после чего фирма вновь возвращает себе контроль над ресурсами.

Частичный (выборочный) аутсорсинг - используется при изготовлении дорогостоящей продукции и может включать передачу определенных функций другой фирме или специально созданной дочерней компании. В этом случае основная часть функций «дочки» остается в ведении клиента. Промежуточный аутсорсинг - фирма передает управление своими информационными системами третьей стороне для высвобождения штатных специалистов по ИТ, которые занимаются разработкой новых программных продуктов. Аутсорсинг совместных предприятий. Заключается договор о создании нового предприятия с новыми возможностями. Персонал и активы клиента передаются этому совместному предприятию. Целями здесь являются повышение качества работы вновь созданного подразделения; разработка товаров и услуг, которые реализуются третьей стороной. Прибыль, полученную новой компанией, заказчик и поставщик услуг делят между собой. Виды аутсорсинга также отличаются своим многообразием, укрупненно их можно объединить в три группы:

1. аутсорсинг - это услуги по удаленной разработке программного обеспечения, его установке и сопровождению, созданию веб-ресурсов.

руководитель,_

передав выполнение второстепенных, но все же

значимых для_

компании функции компетентной организации, сэкономленное время

может целиком_

и полностью_

посвятить_

управлению бизнесом

■Ц

услуги

_в ряде случаев К IT-аутсорсингу также относится обслуживание

_удаленное техники сторонними специализированными ком_администрирование паниями;

имеет более высокую 2. производственный (промышленный) аутсор-

_экономическую синг - передача всего производства или отдельных

_эффективность его участков сторонним организациям. В качестве

_по сравнению примера можно привести рекламные агентства,

_с выполнением использующие печатные мощности типографий.

_«кабинетных» работ Обслуживающие процессы, не связанные с основ_непосредственно ным производством, также могут быть переда_на предприятиях ны для выполнения аутсорсерам (ведомственная

__охрана, общественное питание, уборка зданий и

__помещений и др.);

3. аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process

__Outsourcing) (BPO) - передача сторонней орга-

__низации отдельных бизнес-процессов в области

__логистики, маркетинга, менеджмента, бухгал-

__терского, финансового и управленческого учета,

__производственных бизнес-процессов, управления

__человеческими ресурсами и др., не являющихся

__для компании основными.

За ростом неизбежен спад...

Российская индустрия IT-аутсорсинга насчитывает более 100 участников рынка: «Информационные вычислительные системы»; «Стратегические бизнес-системы» (Москва), «Аутсорсинг 24» (Москва, филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Сургуте, Хабаровске и других городах); «Компьютерные системы и сети» (Ростов-на-Дону); «АйТи-Сервис» (Новокузнецк); «Информационные технологии и связь» (Новосибирск) и др.

По итогам 2012 г. исследовательская компания International Data Corporation в качестве лидера рынка ИТ-услуг выделила NVision - она существенно улучшила свои позиции за счет слияния с SITRONICS. Так же в числе ведущих поставщиков оказались IBS, «КРОК», «ЛАНИТ», «Техносерв». Совокупная доля пятерки лидеров в общем объеме рынка 29,5%.

Тем не менее, рынок российского аутсорсинга значительно отстает, например, от рынка США, да и развивается по другому пути. Если в США его развитие началось с аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) и постепенно перешло на IT-аутсорсинг,

то в России наиболее динамично и активно развивается IT-отрасль.

По данным компании International Data Corporation, которая оценивает объемы и темпы роста рынка IT-услуг в России с 2004 г., наибольшие темпы роста были здесь достигнуты в 2007 г. (47,2%), практически вдвое увеличился объем предоставляемых IT-услуг и составил 4,4 млрд долл. Прежде всего, это связано с развитием таких сегментов, как консалтинг и разработка заказного ПО (доля в общем объеме оказанных услуг - 28,8%) и системная интеграция (30,4%), в свою очередь IT-аутсорсинг составил всего 12,1%.

После такого головокружительного роста настал спад, что явилось следствием мирового финансового кризиса, а также ослабления рубля. Уже в 2009 г. темп роста сократился до 31,2% (или 12% в рублевом эквиваленте) по сравнению с 2008 г., а объем рынка оценивался в 3,6 млрд долл. Доходы во всех сегментах IT-услуг существенно сократились, исключение составили доходы от поддержки оборудования в силу того, что заказчикам (крупным организациям, прежде всего банкам и телекоммуникационным компаниям) все равно необходимо поддерживать в работоспособном состоянии ранее приобретенное оборудование. Совокупная доля аутсорсинга в 2009 г. выросла менее чем на один процент, составив 13,3%. По итогам 2009 г. крупнейшими потребителями IT-услуг в России оставались государственные и финансовые организации. Их доли от общих затрат на IT-услуги в стране составили соответственно 19,1% и 18,6%.

Объем российского рынка IT-услуг, по информации IDC, вырос в 2012 г. почти на 11% и составил $6,58 млрд. Сравнение с результатами 2011-го (27,2%) и 2010 года (30%) свидетельствует о значительном снижении темпов роста. Динамика рынка напрямую зависит от валютного курса, и по прогнозам, если доллар вырастет до 36 руб., падение составит 8,5%.

Следует отметить, что объем мирового ИТ-рынка в 2013 г. превысил 2 трлн долл., а в 2014 г. прогнозировался рост 5%, но так как в развивающихся странах (в России в том числе) наблюдается негативный тренд, прогноз скорректирован до 4,5%.

Литература_

1. Вальц О.В. Аутсорсинг как альтернатива получения конкурентных преимуществ / О.В. Вальц, Е.В. Новицкая // Молодой ученый в мире современной науки: новые грани научного поиска: монография. - Т. 1. - L&L Publishing Titusville, FL, USA, 2012.

2. Вальц О.В., Новицкая Е.В. Нормативное регулирование аутсорсинговых отношений в России // В мире научных открытий, №11. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - № 11__

3. Вальц О.В., Новицкая Е.В. Проблемы развития российского рынка аутсорсинговых услуг «Keyinstruments of human co-existence organization: economics and law»: materials digest of the XlIth International Scientific and Practical Conference (Kiev, London, October 27-November 1, 2011). Management and economical sciences / All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhitnigor (chairman); Chief editor Pavlov VV. - Odessa: InPress, 2011.

услуги _

Литература

4. Мещерякова С.А. Цепочка ценностей при оценке эффективности аутсорсинговой стратегии // Российское предпринимательство. - 2013. - № 3 (225). - с. 56-60. - http:// www.creativeconomy.ru/ articles/27987/.

5. Чуприкова Е.А. Возможности аутсорсинга как метода оказания ИТ-услуг // Креативная экономика. - 2012. - № 4 (64). - с. 67-71. - http:// www.creativeconomy.ru/ articles/22086/.

Вывод

Таким образом, рецессия коснулась не только Европы и США, но и дотянулась до российского рынка 1Т-услуг.

Высокий уровень безработицы в западных странах, рост издержек на рабочую силу приводят к отказу от аутсорсинга и применению обратной практики - инсорсинга. Однако для России инсор-синг не так актуален, как для развитых стран, ибо здесь еще и аутсорсинг пока не получил широкого распространения.

Olga V. Valts

Candidate of Science, Engineering, Teaching Assistant of the Chair of Economy and Management, Kemerov State University (Anzhero-Surdzhinsk branch)

Elena V. Novitskaya

Candidate of Science, Physics and Mathematics, Teaching Assistant of the Chair of Economy and Management, Kemerov State University (Anzhero-Surdzhinsk branch)

Anna S. Morozova

Candidate of Science, Physics and Mathematics, Teaching Assistant of the Chair of Economy and Management, Kemerov State University (Anzhero-Surdzhinsk branch)

The influence of the global crisis on the Russian market of IT-services

_Abstract

The authors have investigated the problems of the development of remote administration on the Russian market. The spectrum of forms and types of outsourcing has been considered, and the main tendencies of the development of the market of IT-services have been tracked basing on the annual data provided International Data Corporation.

Keywords: outsourcing, outsourcing types and forms, the tendencies of the development of the market of IT-services, enterprise management, innovation management, high-tech company

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.