Научная статья на тему 'Влияние мирового кризиса на экономическую безопасность России'

Влияние мирового кризиса на экономическую безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1171
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый кризис / реальный сектор экономики / банковская система / социальная защита населения / financial crisis / actual industry division / banking system / social welfare

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочетов И. А.

На материалах, представленных в средствах массовой информации, рассмотрен вопрос о влиянии мирового финансового кризиса на экономическую безопасность России. Сделан вывод, что российская экономика и национальная финансовая система не в полной мере готовы к тем вызовам, которые предъявляет разразившийся мировой финансовый кризис и необходимо ужесточить государственный контроль за использованием государственной помощи, оказываемой банковской системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question about the influence of the world financial crisis on Russia's economic security is examined through the materials derived from the media. It's concluded that Russia's economy and national financial system are ready for the challenges of the booming world financial crisis, but not in full. It's necessary to intensify the government control over the use of the state assistance to the banking system.

Текст научной работы на тему «Влияние мирового кризиса на экономическую безопасность России»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009

УДК 332.012

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

© и. А. КОЧЕТОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: onest.j @ rambler.ru

Кочетов И. А. - Влияние мирового кризиса на экономическую безопасность России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 71-74. - На материалах, представленных в средствах массовой информации, рассмотрен вопрос о влиянии мирового финансового кризиса на экономическую безопасность России. Сделан вывод, что российская экономика и национальная финансовая система не в полной мере готовы к тем вызовам, которые предъявляет разразившийся мировой финансовый кризис и необходимо ужесточить государственный контроль за использованием государственной помощи, оказываемой банковской системе.

Ключевые слова: финансовый кризис, реальный сектор экономики, банковская система, социальная защита населения.

Kotchetov I. A. - The influence of financial crisis on Russia's economic security // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 71-74. - The question about the influence of the world financial crisis on Russia's economic security is examined through the materials derived from the media. It's concluded that Russia's economy and national financial system are ready for the challenges of the booming world financial crisis, but not in full. It's necessary to intensify the government control over the use of the state assistance to the banking system. Key words: financial crisis, actual industry division, banking system, social welfare.

Российская экономика выдержала первый удар финансового кризиса. Но на очереди следующие.

Одни аналитики при первых признаках финансового кризиса, пришедшего к нам из Америки, начали предрекать российской экономике неминуемую гибель, другие предъявлять весомые контрдоводы. Правительство не объявило дефолт, банки в массовом порядке не лопнули, народ не кинулся сметать вклады, соль, крупу и спички. Это уже хорошо. Можно признать, что не зря государство копило валюту на чёрный день.

Правда, экспертов смущает «цена вопроса». На поддержку банковской системы правительство уже выделило 1,5 трлн рублей и готово потратить ещё 950 млрд. Это четвёртая часть годового федерального бюджета. Несмотря на колоссальный залповый вброс, деньги даже до средних банков не дошли, кредиты резко подорожали, торговля и производство задыхаются без оборотных средств. Индекс РТС за два месяца откатился в 2000-й год. Акции крупнейших российских сырьевых компаний, которые вчера казались незыблемыми столпами энергетической державы, обесценились в несколько раз. Деньги частных инвесторов, доверивших свои сбережения ПИФам, вообще превратились в пыль. Это удар по среднему классу, на очереди - малоимущие. Официальная инфляция по ито-

гам года составит 15-16%, но реальная цена «потребительской корзины», как считает известный экономист Михаил Делягин, вырастет как минимум на треть [1].

Теперь понятно, за что платим? За мировой финансовый кризис, который начался с проблемных ипотечных кредитов в далёкой Америке, сегодня российское правительство и мы с вами платим из своего кармана.

Спрашивается, как такое могло случиться? Почему наша банковская система и экономика в целом, несмотря на высокие темпы роста и огромный профицит государственного бюджета, оказались крайне уязвимыми? И что делать, чтобы следующие волны кризиса не смыли предприятия реального сектора, которые выжили и продолжают работать?

Это бесспорно, кризис действительно пришёл к нам «из-за океана». Он начался ещё летом 2006 года, когда в США возникли проблемы с возвратом ипотечных кредитов. Он перешёл в открытую фазу в августе 2007 года, когда невозвраты привели к массовым банкротствам и аналитики заговорили о рецессии в американской экономике. Если бы мы начали инвестировать нефтедоллары в модернизацию своей инфраструктуры хотя бы в 2004 году, то вообще бы этого кризиса не заметили. Но время было упущено.

Непосредственно проблемы нашей экономики возникли из-за бегства спекулятивного западного капитала и прекращения кредитования. Как работала российская экономика? Государство собирало нефтедоллары, складывало их в международные резервы ЦБ, Стабфонда и выводило деньги из России. Тем самым внутри страны искусственно создавался дефицит денег - только из-за него у нас денежная масса росла на 50 % в год без всяких инфляционных последствий. Заработанные на экспорте деньги вливались в западную экономику, в западную банковскую систему, а дальше наши банки и компании кредитовались нашими же деньгами.

Эта схема выглядит странно с точки зрения логики и примитивно с точки зрения тех, кто по долгу службы призван беспокоиться об экономической безопасности страны.

но, как видно, другой наши руководители не нашли. Точно также в 1990-е годы олигархический банк брал деньги из бюджета и кредитовал бюджетополучателей под 30 %. В принципе это аналогичная схема, только вынесенная за пределы России [2].

Что случилось в сентябре? В США и Европе из-за ипотечного кризиса возникли проблемы, их банки перестали кредитовать российскую экономику. Они наши деньги направили на решение собственных проблем. И всё, схема лопнула, цепочка порвалась. А если добавить, что надо рассчитываться по взятым ранее кредитам (в частности - в III и IV кварталах более чем по 50 млрд долларов), то становится понятно, почему в России возникла острейшая нехватка денег.

К счастью, самый опасный пик пройден - в ночь с 18 на 19 сентября и к полному дефолту это не привело. Паника из бизнеса выплеснулась в общество, мы стояли буквально в нескольких часах от начала штурма вкладчиками банков. но деньги нашли и раздали. не на поддержку реального сектора, а на спасение банковской системы. Только чтобы банки продолжали расчёты. Это стоило до полутора триллионов рублей, выданных в качестве кредитов и депозитов. и ещё в конце октября начали выдавать 950 млрд банкам и 50 млрд долларов реальному сектору [1].

Власти сумели сделать главное: не допустили финансового коллапса. Мы реально могли бы жить уже сегодня в состоянии массовых беспорядков, перманентного хаоса. Это могло быть хуже 1998 года, потому что тогда банки не штурмовали. К счастью, мимо этой опасности мы уже прошли.

В то же время, нельзя не отметить, что действия финансовых властей запоздали. Слишком долго пытались делать вид, что всё это нас не касается, - и некоторые пытаются до сих пор. Затянули время, превратили ситуацию в чрезвычайную, и денег пришлось давать больше, чем нужно. Причём деньги давались без финансового контроля.

Если за денежными потоками нет жёсткого контроля, то они неминуемо разворовываются. Сейчас бюджетные средства выдают без ограничений по операциям, и это открывает зелёный свет финансовым спекулянтам. Если с этим не покончить, то деньги

точно не попадут в реальный сектор. Там нигде таких доходов нет, как при игре на валютной бирже в период кризиса.

Но такой же способ кредитования - через банки -применяет Европейский банк. В ЕС сейчас выделяют десятки миллиардов евро на поддержку финансовой системы. У них, в отличие от нас, очень жёсткий финансовый надзор. Если дали деньги банку, то можно быть уверенным, что они отправятся по назначению. у нас деньги банки получили, но реальный сектор почти никто не кредитует. Правда, он у нас в значительной степени существовал за счёт собственных средств. Но, во-первых, так можно именно существовать, но нельзя нормально развиваться. Во-вторых, многие предприятия уже потеряли деньги в банках.

Недавно Правительство приняло решение, что жизненно важные предприятия могут получать бюджетные деньги под залог контрольных пакетов. Идея хороша, но вопрос в том, что государство с этими пакетами сделает? Надо параллельно создавать структуру, которая будет проводить реструктуризацию, а именно заниматься управлением. Эти активы, которые начнут падать в руки государства, надо использовать для модернизации экономики. иначе во всём этом нет никакого смысла.

Скорее всего, что значительная часть крупного бизнеса точно достанется государству. Что касается среднего бизнеса, то он уйдёт в руки частных кредиторов. Многие просто разорятся, не смогут расплатиться с банками и партнёрами.

Как отметил в одном из своих выступлений М. Делягин, в любом случае наступит депрессия, резкое торможение экономического роста. Ожидается рост цен, потому что торговля работает с кредита, а он подорожал или вообще прекратился. Будут увольнения, в том числе квалифицированной рабочей силы. Финансовый и отчасти строительный сектор уже пострадали, дальше очередь торговли [1].

Сейчас от правительства в первую очередь требуется социальная поддержка по специальным программам. Здесь очень важно вникнуть в детали. Взять хотя бы социальную поддержку российского населения. Надо думать, как помочь большим группам населения сохранить достойный прожиточный минимум. Чтобы можно было купить одежду, заплатить за квартиру, вырастить детей. Ради этого ни денег, ни организационных усилий сегодня нельзя жалеть.

А инфляцию, по мнению почти всех аналитиков, мы всё равно получим. Потому что она вызвана в первую очередь произволом монополий, а не поддержкой населения. Почему мы экономим деньги на хлебе, но не экономим на огромном количестве излишеств, которые государство в лице чиновников и близких к ним структур с удовольствием себе позволяют?

конституция РФ гарантирует гражданам право на жизнь. А экономическое выражение этого права -прожиточный минимум. У нас при 140-миллионом населении 40 млн социально абсолютно не защищённых людей. Разве это нормально?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

«У России есть все шансы преодолеть мировой кризис с минимальными потерями». Об этом заявил премьер-министр России Владимир Путин в программе «Разговор с Владимиром Путиным». По его словам, правительство не собирается пересматривать планы по инвестиционной деятельности, реформе ЖКХ, системе обязательного медицинского обслуживания (ОМС), реорганизации системы образования и пенсионной системы. «Всё, что мы планировали в социальной сфере, повышение пособий и пенсий - все будет исполняться. В некоторых странах планируется снижение уровня зарплат, мы этого делать не будем, все планы по повышению будут исполняться», - подчеркнул премьер.

Но не надо забывать, что взятые ранее кредиты надо отдавать. На 1 июля наш внешний долг был 527 млрд долларов. Из них 34 млрд составляет долг государства, остальное - долги банков и компаний. Очередной пик платежей в начале следующего года. Конечно, например, «Газпром» государство всегда прикроет, а средние предприятия? Их груз выплат по кредитам потянет на дно.

Деньги сейчас стали самым дорогим товаром. Но кое-что и дешевеет в условиях кризиса. Недвижимость уже подешевела. Новостройки распродаются с дисконтом 30 - 40 %. Но они продаются бизнесу, у которого ещё есть деньги. Это высокомонополизиро-ванные рынки. И, скорее всего, значимого падения цен не будет.

Возможно, какой-то бизнес на кризисе и выиграет. Люди станут меньше покупать одежду, обувь, поэтому выиграют мастерские по пошиву и ремонту. Можно предположить тяжкие времена для ресторанов с их немыслимыми ценами, а вот разные бистро, бутербродные, столовые - это всё пойдёт в гору. Вообще выиграют производители, сориентированные на внутренний рынок, успевшие здесь застолбить площадку.

Если большинство экспертов сходятся, что за год экономика развитых стран оправится, то российский кризис будет длиться, скорее всего, дольше. Весной 2010 или даже осенью 2009 года под его ударами сдетонируют наши внутренние проблемы: незащищённость собственности, произвол монополий, бедность, разрушение инфраструктуры, деградация человека и утрата управляемости [2].

Но длительность кризиса даёт государству и обществу время осознать его глубину. Если мы быстро отреагируем, то справимся. Не менее срочные и принципиальные антикризисные меры требуются в экономике. Без них страна рухнет в системный кризис. После чего испытывать страх и делать выводы будет следующее поколение руководства, сейчас занимающее позиции в более низких эшелонах бюрократии.

Что касается неотложных мер в банковской сфере, то сейчас главное - сохранить систему расчётов. Но не любой ценой. Обязательно повысить сумму рублёвых вкладов населения, гарантируемую на 100 %, до миллиона. При этом не повышать гарантируемую сумму в иностранной валюте по действующим вкладам, в отношении новых валютных вкладов отменить

гарантию. А чтобы бюджетные деньги не растащили, жёстко структурировать банковскую систему. Например, выделить до 15 банков, спасаемых любой ценой, и ещё 120-140, получающих необходимую поддержку. Остальным в финансовой помощи отказать. И таким образом провести санацию банковской системы: прикрываясь кризисом, закрыть банки-«помойки». Без этого финансовая поддержка приведёт не к стабилизации расчётов, а к активизации спекуляций, как это было после дефолта 1998 года, и растрате международных резервов, основная часть которых и так находится в недостаточно ликвидной форме.

Что же касается резервов ЦБ и средств бывшего Стабфонда, которые размещены на Западе, то в такое сложное для страны время желательно, чтобы они сейчас были «под рукой». Размещённые за рубежом активы государства - Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, часть международных резервов Банка России - должны быть возвращены в страну. И направлены на поддержание системы расчётов, поддержание кредита, рефинансирование реального сектора и социальную помощь населению. А если имело место размещение активов государства на условиях, исключающих их быстрый возврат, то этому должны дать оценку правоохранительные органы.

Нельзя бояться, что акции предприятий переходят из рук в руки, и государство в этом процессе активно участвует. Это нормально. В реальном секторе надо выделить стратегически и социально значимые предприятия. В отношении первых - например, предприятий ВПК - нельзя допустить их перехода под контроль иностранного капитала или закрытия. В отношении вторых - как правило, градообразующих, нельзя допустить закрытия. Предоставлять им краткосрочные кредиты под залог контрольных пакетов акций, в случае госсобственности - под личную ответственность директора. При невозможности погашения этих кредитов оказывать финансовую поддержку в обмен на переход контрольного пакета акций в собственность государства.

Восстановить систему рефинансирования государством значимых инвестиционных проектов, необходимых для развития страны, но непосильных для частного бизнеса, не переживая за то, что это не получит одобрения в странах-членах ВТО.

Задача присоединения к ВТО утратила свою актуальность. Пришло время проанализировать все меры по либерализации внешнеэкономических связей и отменить подрывающие конкурентоспособность российской экономики. Кризис создаёт объективную потребность в усилении протекционизма. Необходимо полностью запретить импорт за государственные средства продукции, аналогичной производимой в России.

Сейчас есть возможность восстановить потери. установить, что поддержка частного бизнеса в любой форме должна сопровождаться встречными обязательствами перед государством по производству определённой продукции по определённым ценам. Невыполнение обязательств должно вести к образованию

задолженности перед государством в размере стоимости непроизведённой продукции.

Наконец, общество воспримет с пониманием, если в трудный час государство вспомнит о том, что потеряло. Подобные шаги уже предпринимаются на государственном уровне в соседней Белоруссии. По мнению Александра Лукашенко, ограничение импорта белорусам только на руку. Министерство торговли Белоруссии обнародовало список товаров, ввоз которых в страну отныне признан нецелесообразным.

Административными мерами белорусские власти пытаются сократить валютные расходы страны, ограничить импорт и заставить население покупать отечественную продукцию. «Если сегодня мы экономим валюту и сложно завезти импорт, особенно не критический, то это на руку: мы своё положим на прилавок. Нужно делать всё то, что мы можем сами сделать, внутри страны», - заявил Александр Лукашенко на встрече с активом Витебской области. В условиях мирового финансового кризиса Белоруссия, безусловно, приветствует активную реализацию на внутреннем и внешнем рынке товаров отечественных производителей. Но и вводить запрет на импорт страна не будет. Власти не только призывают предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, но пытаются заставить вывозить всё больше и больше за пределы страны. К примеру, частники, что-либо ввозящие в Белоруссию, будут обязаны экспортировать товаров на 25% от объёма импортных поставок.

В течение нескольких лет торговым предприятиям - в том числе и частным - вменялось в обязанность иметь на прилавках до 70 % товаров отечественного производства в самом широком ассортименте, но нынче в Белоруссии официально такой квоты нет.

Экономисты предупреждают, что сокращение импорта скажется на белорусской казне из-за уменьшения доходов от налога на добавленную стоимость. А этот налог за девять прошедших месяцев принес бюджету 6 трлн рублей, что почти в три раза больше, чем от налога на прибыль, и вдвое больше, чем от акцизов.

Правительство, между тем, обещает господдержку и кредиты для осуществления авансовых платежей ведущим отечественным производителям и уверяет, что интересы белорусского потребителя не пострадают.

В условиях мирового финансового кризиса Белоруссия, безусловно, приветствует активную реализацию на внутреннем и внешнем рынке товаров отечественных производителей. Но и вводить запрет на импорт страна не будет [2].

Что из этого выйдет, насколько положительного для страны будет больше, чем отрицательного, покажет время. Но и нам не стоит отмахиваться от этого опыта, в любом случае отечественного производителя необходимо поддерживать. Другой вопрос, как к этой проблеме подойти, чтобы не навредить. Во всяком случае, кризис только начался и у нас не такие уж и плохие шансы.

Эксперты сходятся во мнении, что накопленный стабфонд позволит смягчить удар, и его хватит на ближайшее время, но всё зависит от того, насколько глубоким окажется мировой кризис. «Я думаю, в этом году проблем не будет, потому что профицит бюджета сейчас достаточно большой, и нам хватит его для того, чтобы избежать серьёзных потрясений экономики», -говорит Александр коган.

Сергей Глазьев полагает, что проблема со стаб-фондом заключается в том, что эти средства инвестированы в американский финансовый рынок, и, из-за сложившейся ситуации в США, он может просто обесцениться, причём довольно быстро. По его словам, эти деньги используются крайне неэффективно.

Еще одной составляющей кризиса стало падение цен на нефть, что привело к сокращению притока нефтедолларов в российский бюджет. Тем не менее, законодателей эта тенденция не сильно пугает. как заявил Коган, бюджет 2009 года рассчитан из пессимистичного сценария, и цена на нефть в этих расчётах прогнозируется на уровне 78 долларов за баррель. При этом, по его словам, бюджет в этом случае останется профицитным. Если же из расчётов убрать профицит, то российский бюджет останется безубыточным и при 58-60 долларах за баррель. Критическим пределом, как считает депутат, является цена за баррель в 40-45 долларов.

По мнению экспертов, основную массу россиян кризис пока не затронул. Пока он коснулся тех, кто планировал взять ипотечный кредит, но в сложившейся ситуации вынужден отказаться от своих планов. В худшем положении оказались промышленные предприятия, которые не могут восполнить свои оборотные средства, поскольку не могут взять кредит из-за слишком высоких ставок.

Бурный рост экономики, скорее всего, закончится в этом году, и, начиная со следующего года, будет наблюдаться значительное замедление, но это здоровый процесс [2].

Используя имеющиеся у нас резервы, политическую волю государства, которая, безусловно, есть, и поддержку населением избранного руководства страны, мы справимся и с этим кризисом. Главное, чтобы потери от него были минимальные, и чтобы в своих действиях государство не на миг не забывало, что, согласно Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. и этим нашему государству необходимо в первую очередь руководствоваться при принятии всех решений.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Домин А. Г. Культурно-экономическая подоплека мирового кризиса // Ведомости М. № 7. С. 8-6.

2. Клинсман Г. К. Отлив показывает тех, кто плавал без одежды // Сартнеры. 2008. С. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.