Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МИКРОСРЕДЫ НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН'

ВЛИЯНИЕ МИКРОСРЕДЫ НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женщина / микросреда / осужденная / преступление / преступное поведение / среда / целевые установки / woman / microenvironment / convicted person / crime / criminal behavior / environment / targets

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

В статье системно анализируется влияние микросреды на преступное поведение женщин. Отмечается, что современное российское общество демонстрирует свое развитие, изменчивость, появление новых подходов к пониманию традиционной культуры. В обществе это стало проявляться противоположным отношением к насилию и преследованиям, к социальным нормам, когда было принято замалчивать наличие насильственных методов воспитания в семье, насильственного характера взаимоотношений между супругами, что не может не влиять на преступное поведение женщин. Цель исследования – комплексное научное обоснование влияния микросреды на преступное поведение женщин. В процессе исследования использован диалектико-мировоззренческий подход, который определяет основные направления и общие принципы познания. По итогам проведенного анализа, путем обоснования на теоретическом уровне дается анализ влиянию микросреды на преступное поведение женщин. Установлено, что микросредовое окружение порождает уголовно наказуемые деяния женщин-преступниц, находит свое выражение в той среде, в которой женщина воспитывалась, живет, работает, учится. Круг общения лиц женского пола оказывает непосредственное влияние на их образ жизни, поведение, целевые установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кунц Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MICROENVIRONMENT INFLUENCE ON THE CRIMINAL FEMALE BEHAVIOUR

The article systematically analyzes the influence of the microenvironment on the criminal behavior of women. It is noted that modern Russian society demonstrates its development, variability, and the emergence of new approaches to understanding traditional culture. In society, this began to manifest itself in an opposite attitude towards violence and persecution, towards social norms, when it was customary to hush up the presence of violent methods of education in the family, the violent nature of relationships between spouses, which cannot influence the criminal behavior of women. The purpose of the study is a comprehensive scientific substantiation of the influence of the microenvironment on the criminal behavior of women. In the research process, a dialectical worldview approach was used, which determines the main directions and general principles of knowledge. Based on the results of the analysis, through justification at the theoretical level, an analysis is given of the influence of the microenvironment on the criminal behavior of women. It has been established that the micro-environmental environment gives rise to criminal acts of female criminals, which find their expression in the environment in which the woman was raised, lives, works, and studies. The social circle of females has a direct impact on their lifestyle, behavior, and goals.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МИКРОСРЕДЫ НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН»

DOI 10.37523/SUI.2023.55.4.007 УДК 343.8

Кунц Елена Владимировна

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,

Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, е-шаД: 73kuntc@mail.ru

Elena V. Kunz

Doctor of Law, Professor, Leading Researcher,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service, bild. 1, Narvskaya str., Moscow, Russia, 125130, e-mail: 73kuntc@mail.ru

ВЛИЯНИЕ МИКРОСРЕДЫ НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН

Аннотация. В статье системно анализируется влияние микросреды на преступное поведение женщин. Отмечается, что современное российское общество демонстрирует свое развитие, изменчивость, появление новых подходов к пониманию традиционной культуры. В обществе это стало проявляться противоположным отношением к насилию и преследованиям, к социальным нормам, когда было принято замалчивать наличие насильственных методов воспитания в семье, насильственного характера взаимоотношений между супругами, что не может не влиять на преступное поведение женщин.

Цель исследования - комплексное научное обоснование влияния микросреды на преступное поведение женщин. В процессе исследования использован диалектико-мировоззренческий подход, который определяет основные направления и общие принципы познания. По итогам проведенного анализа, путем обоснования на теоретическом уровне дается анализ влиянию микросреды на преступное поведение женщин. Установлено, что микросредовое окружение порождает уголовно наказуемые деяния женщин-преступниц, находит свое выражение в той среде, в которой женщина воспитывалась, живет, работает, учится. Круг общения лиц женского пола оказывает непосредственное влияние на их образ жизни, поведение, целевые установки.

Ключевые слова: женщина, микросреда, осужденная, преступление, преступное поведение, среда, целевые установки.

THE MICROENVIRONMENT INFLUENCE ON THE CRIMINAL FEMALE BEHAVIOUR

Summary. The article systematically analyzes the influence of the microenvironment on the criminal behavior of women. It is noted that modern Russian society demonstrates its development, variability, and the emergence of new approaches to understanding traditional culture. In society, this began to manifest itself in an opposite attitude towards violence and persecution, towards social norms, when it was customary to hush up the presence of violent methods of education in the family, the violent nature of relationships between spouses, which cannot influence the criminal behavior of women.

The purpose of the study is a comprehensive scientific substantiation of the influence of the microenvironment on the criminal behavior of women. In the research process, a dialectical worldview approach was used, which determines the main directions and general principles of knowledge. Based on the results of the analysis, through justification at the theoretical level, an analysis is given of the influence of the microenvironment on the criminal behavior of women. It has been established that the micro-environmental environment gives rise to criminal acts of female criminals, which find their expression in the environment in which the woman was raised, lives, works, and studies. The social circle of females has a direct impact on their lifestyle, behavior, and goals.

Keywords: woman, microenvironment, convicted person, crime, criminal behavior, environment, targets.

Каждое государство формирует и осуществляет политику во всех сферах общественной жизни [1, с. 465]. Для опрделения и принятия мер, направленных на предупреждение преступлений лиц женского пола, важно установить причины их преступного поведения.

Каждая жизненная ситуация имеет свое объективное и субъективное содержание. В отличие от определенных обстоятельств, условий, в которых формируется личность женщины - преступницы, фактические обстоятельства оказывают соответствующее воздействие на нее ограниченное время - предшествует моменту совершения преступления. В этой связи при определении условий для формирования преступного поведения женщин следует обратить особое внимание на последовательность формирования, развития отдельных обстоятельств, которые сопровождали ее в процессе всей жизни.

© 2023 Кунц Е. В.

Следует отметить, что семья оказывает особое влияние на становление личности человека с первых дней его жизни. Наибольшее влияние оказывает семья в юношеские годы, когда личность находится на «пике» развития [2, с. 567].

Сложившиеся в семье взаимоотношения, стереотипы, ценности непосредственно воздействуют на сознание и психику женщины. Формированию полноценной личности женщины способствуют постоянные контакты, тесные взаимоотношения между членами семьи. При этом влияние семьи может проявляться не только в целенаправленном педагогическом воздействии, указании на допустимые и запретные модели поведения, особое значение приобретает модель поведения каждого члена семьи в конкретных условиях.

Вместе с тем негативное отражение на личности члена семьи, его ценностях, установках могут найти такие обстоятельства, факторы, как распространение противоправных, аморальных форм поведения, отсутствие эмоционального контакта между членами семьи, неполная семья [3, с. 45].

От распространяемых в семье социальных норм поведения зависит и установление отношений между членами семьи. Так, требования к поведению несовершеннолетнего лица женского пола родители могут выражать в скандалах, ссорах. Аналогичная модель поведения может быть избрана несовершеннолетним лицом женского пола в будущем в отношениях с иными лицами. Соответственно, при применении к несовершеннолетнему лицу женского пола насилия такое лицо впоследствии может использовать схожую модель поведения.

Таким образом, семья может оказывать в отдельных случаях негативное воздействие на формирование личности женщины, способствовать развитию криминогенной деформации. Однако исключение данного лица из семьи также признается нежелательным. При отсутствии семьи у личности повышается восприимчивость к внешним факторам, обстоятельствам. В этой связи в настоящее время принимаются меры и проводятся мероприятия, направленные на выявление неблагополучных семей, коррекцию сформировавшихся отношений в семье и лишь в исключительных случаях выносится решение об изъятии детей из семьи.

При отсутствии тесных семейных контактов возникают определенные неблагоприятные обстоятельства, что отражается на поведении лиц женского пола. В частности, несовершеннолетние лица женского пола, не найдя поддержки, помощи у родителей, нередко вступают в беспорядочные половые контакты. Такие лица испытывают трудности в получении признания окружающих, им сложно завоевать уважение людей. Являясь «отвергнутыми» от общества, несовершеннолетние девушки приобретают различные пристрастия (алкоголизм, наркомания), что впоследствии бывает невозможно скрыть от общества, устранить негативные последствия этих пристрастий. В таких условиях данные категории лиц приобретают социальное «клеймо».

Не способствует эмоциональной разрядке, а также разрешению подросткового кризиса современная школа. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование осуществляется в целях воспитания и обучения ребенка, в свою очередь, исследуя практические данные, а также используя личный опыт, можно определить, что сейчас школа практически не выполняет воспитательные функции, даже обучение стало осуществляться достаточно формально [4]. Поэтому девочкам, которые переживают стрессовую ситуацию, со свойственной им восприимчивостью в большинстве случаев не оказывается должная поддержка со стороны педагогов, психологов.

Эффективность патриотического воспитания и воспитания у несовершеннолетних лиц женского пола, их общественной активности в значительной мере снижается из-за того, что образовательные организации не добились в полной мере стабильности и адекватности в общей социальной ориентации учащихся, например, в процессе преподавания истории, обществоведения, литературы, в оценке событий прошлого, настоящего нашего государства, а также перспектив развития современного российского общества, в показе трудностей и противоречий общественного развития. Необъективная оценка истории своего государства повлияла на взгляды и поведение части несовершеннолетних лиц женского пола, повлекла за собой переоценку прежних ценностей и неусвоение новых ценностей, уронила авторитет части педагогов и взрослых, что способствовало возникновению у некоторых подростков аполитичности, безыдейности, аморализма и переходу части из них на путь преступного и девиантного поведения.

Среди факторов, способствующих неправильному формированию личности и ее антисоциальному поведению, следует отметить недостаточное трудовое воспитание в школе. Как показали исследования, между уровнем подготовленности несовершеннолетних лиц женского пола к трудовой деятельности, характеризующейся совокупностью профессиональных и экономических знаний,

трудовых навыков и привычек, а также внутренним субъективным отношением к труду, с одной стороны, и характером их поведения в обществе, с другой, существует определенная зависимость. Чем выше уровень подготовленности их к труду и показатели, характеризующие отношение их к трудовой деятельности, тем меньше вероятность совершения ими различного рода правонарушений.

Вопрос о необходимости повышения уровня трудового воспитания в образовательных организациях особенно остро стоит в настоящее время в силу различных причин, например, роста городского населения, повышения материального уровня жизни граждан, расширения бытовых услуг, взятых на себя государством, благоустройства жилищ, механизации работы в домашнем хозяйстве. Вследствие этого, а также и других факторов значительно ослабло трудовое воспитание детей в семье, вовлечение подростков в занятие бытовым домашним трудом.

Одной из причин недостаточного уровня трудового воспитания в школе является теоретическая и практическая нерешенность многих проблем и в первую очередь в определении целей и задач, содержания и объема трудового воспитания школьников, форм организации и методики его осуществления.

Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [5] в какой-то степени восполнил ранее существующий пробел в трудовом воспитании несовершеннолетних. Законом расширяется понятие «воспитание» в части формирования у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Возможно, будет привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Из действующего законодательства исключается норма о запрете привлекать школьников к труду без согласия родителей. Закон позволит развить у школьников чувство причастности и уважения к результатам труда, привить бережное отношение к школьному имуществу. Следует сформировать законодательную базу, чтобы уже в школах формировались лучшие качества ребят: трудолюбие, патриотизм, умение работать в команде. Школьники будут заниматься общественно полезным трудом, в том числе делами, которые связаны с помощью ветеранам, заботой о местах памяти [6].

Общественное воспитание позволяет компенсировать недостатки, пробелы в семейном воспитании. Вместе с тем незаинтересованность общества в «поучении» подростков приводит к тому, что возникающие пробелы в воспитании данной категории лиц оказываются не восполненными, а потому на практике могут находить свое выражение различные модели противоправного, аморального поведения.

Названные обстоятельства оказывают негативное влияние на формирование поведения лиц женского пола. Складывающиеся ситуации в жизни человека имеют различную направленность, характер. В свою очередь, особое внимание должно быть уделено тем ситуациям, которые приводят к формированию преступного умысла у лица [7, с. 326].

Основу преступного поведения составляет антиобщественная установка. Сущность такой установки сводится к тому, что лицо, учитывая свои взгляды, потребности, принимает меры, направленные на совершение действий, противоречащих интересам общества. Формирование такой установки осуществляется под воздействием различных факторов, обстоятельств (чувства, эмоции, настроение). Например, при совершении преступлений корыстной направленности лица женского пола исходят из потребности в удовлетворении собственной потребности в утверждении себя в жизни. Так, данные преступления могут быть совершены для получения «дохода» и последующего его использования для приобретения дорогих вещей, например, модной одежды, сотовых телефонов, гаджетов.

При наличии обозначенной ситуации лицо исходит из преодоления различий в содержании и требованиях между отношением к себе, собственной самооценке и мнению окружающих. Наличие существенных расхождений между взглядами общества и конкретного лица относительно определенных ценностей, поведения приводит к тому, что лицо пытается устранить имеющиеся расхождения. Способ преодоления таких расхождений зачастую может не соответствовать нормам права.

Значительное число преступлений корыстной направленности совершается женщинами в связи с отсутствием у них постоянного места работы, отсутствием постоянного источника заработка. Так, Р. тайно похитила сотовый телефон, а затем продала его за 700 р. В обоснование своих действий Р. указала, что ей нужны были деньги [8].

Некое оправдание может быть найдено в случае совершения преступлений, например, хищений, в интересах семьи. Однако в большинстве случаев полученный доход от совершения таких преступлений используется не по «назначению»: для удовлетворения собственных потребностей женщины, а не для приобретения продуктов питания, одежды для детей.

Мотивы оказывают особое влияние на формирование преступного поведения у женщин. На формирование мотивов преступного поведения оказывают влияние различные обстоятельства, ситуации, имеющие место в жизни женщины.

Мотивы совершения преступлений женщинами различны. Однако свое широкое распространение, несмотря на какие-либо обстоятельства, факторы, получает корыстный мотив, то есть желание женщины-преступницы незаконно обогатиться, не прилагая при этом значительных усилий.

На сегодняшний день достаточно серьезной проблемой как на законодательном, так и на правоприменительном уровне является высокий удельный вес лиц, осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу [9, с. 229].

Улучшения качества процесса исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин подразумевает создание условий для возвращения в общество полноценного, физически и психически здорового человека.

Вместе с тем, некоторые тенденции женской преступности, безусловно, на сегодняшний день выглядят тревожно. Женская преступность в настоящее время существенно отличается по качественным и количественным показателям. Она стала более жестокой, по своей структуре приближается к мужской, хотя отмечается общее снижение числа преступлений против личности.

В исправительных учреждениях находятся осужденные женщины из разных слоев общества, с разным образом жизни, воспитанием, в связи с чем единого подхода в работе с ними не существует, поэтому такие осужденные по-разному реагируют на сотрудников исправительного учреждения, не со всеми идут на контакт. Необходимо более детальное и глубокое изучение личности, больше личных примеров, знание психологических приемов, которыми не всегда обладает начальник отряда.

Перечень преступлений, совершенных женщинами, отбывающими наказание по приговору суда, достаточно широкий, более 90 % от общего числа осужденных к лишению свободы женщин. В их числе различные преступления: преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти. Большинство содержащихся в исправительных колониях осужденных женщин находится в возрасте 30-39 лет (38 %), не состоят в браке (69,6 %), не являются особо опасными рецидивистками. Срок назначенного наказания колеблется чаще всего от 5 до 8 лет (25,2 %).

Среди женщин, отбывающих наказание, преобладают лица, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, преступления с применением насилия, имущественные преступления.

Анализ дисциплинарной практики в исправительной колонии подтверждает, что большинство осужденных женщин стремятся достичь цели наказания. Так, из общего числа отбывающих наказание женщин 76,4 % не имели за 2022 г. ни одного взыскания, одно взыскание имели -12,9 % осужденных женщин.

Степень активности участия в просветительно-познавательных, досуговых и иных мероприятиях воспитательного характера также характеризуется положительной динамикой: 43,1 % активно участвует в указанных мероприятиях, 30,9 % принимает участие, но активности не проявляет.

Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления осужденных. Эта работа организуется в свободное от учебы и работы время, во время их досуга. При проведении воспитательной работы с осужденными женщинами нельзя упускать из виду и характер преступлений, за совершение которых они отбывают наказание.

Для эффективности этой работы подбираются наиболее опытные сотрудники учреждения, с ними на постоянной основе ведется работа по повышению профессионального уровня. Еженедельно, в рамках занятий по служебной и специальной подготовке доводятся актуальные изменения в законодательстве Российской Федерации, проводятся учебно методические сборы, предусмотрено повышение квалификации сотрудниками, также сами сотрудники занимаются самообразованием.

В воспитательной и социальной работе с осужденными нередко заимствуются положительные опыты других регионов. Передовой опыт предварительно изучается, оценивается материальная возможность их внедрения, затем происходит процесс внедрения их в организацию воспитательной и социальной работы.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительных учреждениях организовано получение общего образования осужденными, не достигшими тридцатилетнего возраста. Создаются учебно-консультационные пункты при вечерней школе. В наличии имеется литература, необходимая для обучения. Педагоги помимо учебных занятий проводят открытые уроки к праздникам и знаменательным датам, состоят в совете воспитателей отряда для оказания помощи при организации воспитательной работы. Также в учреждениях уголовно-исполнительной системы налажена работа по взаимодействию с высшими учебными заведениями по обучению осужденных женщин к лишению свободы дистанционным методом.

К работе с осужденными женщинами привлекаются государственные и муниципальные органы, религиозные организации, благотворительные фонды. В рамках подготовки к освобождению осужденных проводятся встречи с представителями отделов полиции, центров занятости населения. Представители религиозных конфессий проводят религиозные обряды, читают лекции о ценности жизни, о правопослушном поведении и пр. Благотворительные фонды оказывают помощь осужденным женщинам при освобождении (предоставление кризисной квартиры, сопровождение осужденных до вокзала, в некоторых случаях предоставляют помощь в трудоустройстве), проводят обучение таким профессиям, как мастер маникюра, парикмахер, оператор электронно-вычислительных машин.

Для творческой активности осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы все условия. Проводятся ежегодные конкурсы, осужденные женщины ждут их с нетерпением и готовятся к ним заранее. Посредством кабельного телевидения проводятся викторины. В библиотеке к дням рождений писателей - конкурсы чтецов стихотворений и читательские конференции. Также проводятся спортивные мероприятия: веселые старты, игра в городки, соревнования в баскетбол, волейбол, мини-футбол, армрестлинг, игра в шахматы.

Для организации разумного досуга осужденных женщин, привлечению к общественно полезной деятельности, стимулированию инициативы и самостоятельности, развития индивидуальных интересов и способностей в учреждениях созданы кружки: литературный, физкультурно-спортивный, художественной самодеятельности, корреспондентов, декоративно-прикладного творчества. В рамках занятий в кружках осужденные готовятся к спортивным и культурно -массовым мероприятиям как в рамках отряда, так и колонии.

С осужденными женщинами, склонными к криминальному поведению, имеющими психическую и психиатрическую предрасположенность, ведется индивидуально-воспитательная работа совместно с психологами и врачом-психиатром, поведение данных лиц рассматривают на заседаниях советов воспитателей отрядов, проводятся лекции, даются общественные поручения, индивидуальные задания, ставятся в пример положительные осужденные. Иногда в работу с такими осужденными вовлекаются их родители. Имеется практика, когда осужденные, попав в отряд строгих условий отбывания наказания, пересмотрев свое поведение, записывают интервью о том, что необходимо вести законопослушный образ жизни, соблюдать правила внутреннего распорядка и освобождаться условно-досрочно.

За шесть месяцев до освобождения начинается работа по бытовому и трудовому устройству с осужденными женщинами по подготовке к освобождению, они посещают школу освобождения, где с ними также работают психологи, ведется программа индивидуального социального сопровождения для матерей с детьми, алко и наркозависимых, пенсионеров, инвалидов.

Необходимо отметить еще одну особенность женской преступности - ее омоложение. Увеличивается доля несовершеннолетних лиц женского и мужского пола, отбывающих наказание за особо тяжкие преступления. Это объясняется влиянием социальных условий и других противоречий в развитии современного общества на характер нравственного формирования личности.

При этом подчеркнем, что у несовершеннолетних осужденных лиц женского пола наблюдается более благополучная ситуация, чем у несовершеннолетних лиц мужского пола: впервые судимые несовершеннолетние лица женского пола составляют 75 %, что на 10,8 % меньше впервые судимых несовершеннолетних лиц мужского пола. Во второй классификационной группе лиц, имеющих две судимости, также доминируют несовершеннолетние лица женского пола. Однако в целом такой высокий рецидив свидетельствует об отсутствии значимой превентивной функции наказания.

Еще одной тенденцией, но проявляющейся, главным образом, в местах лишения свободы, где отбывают наказание женщины, является специфика психологической атмосферы, присущей исключительно женской колонии. Большую роль в этом принадлежит психологической службе.

Необходима постепенная и поэтапная гуманизация исполнения наказания в отношении женщин. Новые нормы вносят изменения в УИК РФ. В частности, увеличивают с 3 до 4 лет возраст детей, которые могут находиться вместе с матерью, отбывающей наказание в виде лишения свободы. Такие дети, согласно российскому законодательству проживают в доме ребенка исправительного учреждении либо в следственном изоляторе. Принятый закон будет способствовать сохранению у женщин, отбывающих наказание или ожидающих приговора, родственных связей с детьми.

Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин может затронуть непосредственно и жизнь внутри колонии. Очевидно, что воспитательная работа нуждается в усилении мер и усовершенствовании методов воздействия в исправительных колониях.

Следует развивать и расширять сеть различных медицинских услуг, которыми могут пользоваться женщины. К этому же следует отнести и все большее внедрение в жизнь колонии психологической помощи. В тех колониях, где работают опытные психологи, эмоциональный фон гораздо спокойнее, чем там, где их нет.

Однако, пытаясь повысить эффективность отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении такой категории осужденных, как женщины, необходимо учитывать те ее особенности и потребности, которыми она, как и любая другая женщина, отличается от мужчин.

Библиографический список

1. Голубовский В. Ю. Тенденции развития уголовно-исполнительной политики // Уголовная политика и правоприменительная практика: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Е. Н. Рахмановой. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2022. С. 464-470.

2. Ахъядов Э. С. Психологические детерминанты женской преступности // Молодой ученый. 2015. № 21(101). С. 564-567.

3. Корбут Е. И. Женская преступность // Актуальные проблемы права: материалы VII Международной научной конференции. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 44-47.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.08.2023).

6. Путин подписал закон о привлечении школьников к общественно полезному труду [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/08/04/putin-ustanovil-obiazannost-shkolnikov-uchastvovat-v-obshchestvenno-poleznom-trude .html (дата обращения: 25.08.2023).

7. Афанасьева О. Р., Гончарова М. В. , Шиян В. И. Криминология: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 356 с.

8. Приговор Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 декабря 2019 г. по делу № 1-486/2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-mezhdurechenskii-gorodskoi-sud-kemerovskaia-oblast/?page=16 (дата обращения: 25.08.2023).

9. Кунц Е. В. Преступность среди женщин в современной России. М.: Юрлитинформ, 2009. 261 с.

References

1. Golubovsky V. Yu. Tendencii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj politiki [Trends in the development of penal policy]. Ugolovnaya politika i pravoprimenitel'naya praktika: sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Criminal policy and law enforcement practice. Collection of materials of the IX International Scientific and Practical Conference]. Saint-Petersburg, 2022, pp. 464-470 [in Russian].

becthmk cm

2. Akhyadov E. S. Psihologicheskie determinanty zhenskoj prestupnosti [Psychological determinants of female crime]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, no. 21 (101), pp. 564-567 [in Russian].

3. Korbut E. I. Zhenskaya prestupnost' [Female crime]. Aktual'nye problemy prava: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Current problems of law. Materials of the VII International Scientific Conference]. Saint-Petersburg, 2018, pp. 44-47 [in Russian].

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ [On education in the Russian Federation: Federal Law from 29.12.2012 no. 273-FZ]. Collection of legislation of the Russian Federation [Collection of legislation of the Russian Federation], 2012, no. 53, art. 7598 [in Russian].

5. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: Federal'nyj zakon ot 04.08.2023 no. 479-FZ [On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation»: Federal Law from 04.08.2023 no. 479-FZ]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 26.08.2023) [in Russian].

6. Putin podpisal zakon o privlechenii shkol'nikov k obshchestvenno poleznomu trudu [Putin signed a law on involving schoolchildren in socially useful work]. Rossijskaya gazeta [Rossiyskaya gazeta]. URL: https://rg.ru/2023/08/04/putin-ustanovil-obiazannost-shkolnikov-uchastvovat-v-obshchestvenno-poleznom-trude.html (Accessed: 25.08.2023) [in Russian].

7. Afanasyeva O. R. Kriminologiya [Criminology]. Moscow, 2023, 356 p. [in Russian].

8. Prigovor Mezhdurechenskogo gorodskogo suda Kemerovskoj oblasti ot 16 dekabrya 2019 g. po delu no. 1-486/2019 [Verdict of the Mezhdurechensk City Court of the Kemerovo Region of December 16, 2019 in case no. 1-486/2019]. Sudebnye i normativnye akty RF [Judicial and regulatory acts of the Russian Federation]. URL: https://sudact.ru/regular/court/reshenya-mezhdurechenskii-gorodskoi-sud-kemerovskaia-oblast/?page=16 (Accessed: 25.08.2023) [in Russian].

9. Kunz E. V. Prestupnost' sredi zhenshchin v sovremennoj Rossii [Crime among women in modern Russia]. Moscow, 2009, 261 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.