Научная статья на тему 'Гендерные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин'

Гендерные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиятдинова Юлия Ефимовна, Полякова Янина Николаевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женского пола. Преступления, совершенные женщинами и девушками, имеют свои специфические особенности. В статье поднимается актуальный вопрос использования гендерного подхода для изучения проблем преступного поведения женщин и девушек. Приводится ретроспективный анализ исследований по вопросам гендерной теории. Актуализируется необходимость разработки специальных программ ресоциализации осужденных женщин и девушек с использованием гендерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зиятдинова Юлия Ефимовна, Полякова Янина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин»

УДК 316.034

Зиятдинова Юлия Ефимовна

доктор социологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России, yulia-z09@mail.ru

Полякова Янина Николаевна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России, ynpolyakova@yandex.ru

Тендерные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин

Julia E. Ziyatdinova

Doctor of Sociology, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of the Federal penitentiary Service of Russia yulia-z09@mail.ru

Yanina N. Polyakova

Senior Researcher, Research Institute of the Federal penitentiary Service of Russia PhD in psychology ynpolyakova@yandex.ru

Gender problems

of implementation of criminal penalties for convicts women

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женского пола. Преступления, совершенные женщинами и девушками, имеют свои специфические особенности. В статье поднимается актуальный вопрос использования тендерного подхода для изучения проблем преступного поведения женщин и девушек. Приводится ретроспективный анализ исследований по вопросам тендерной теории. Актуализируется необходимость разработки специальных программ ресоциа-лизации осужденных женщин и девушек с использованием тендерного подхода.

Ключевые слова: тендер, воспитание, пол, семья, личность, уголовно-исполнительная система, осужденные женского пола, преступность, детская преступность, женская преступность, среда, механизмы социального воздействия.

Annotation. The article deals with some issues of execution of criminal sanctions against female convicts. Crimes committed by women and girls have their own specific characteristics. The article raises the topical issue of using the gender approach to study the problems of criminal behavior of women and girls. A retrospective analysis of studies on gender theory is presented. The need to develop special programs for the re-socialization of convicted women and girls using a gender approach is actualized.

Keywords: gender, education, sex, family, personality, penal system, convicts women, crime, child crime, female crime, environment, social impact mechanisms.

Наряду с такими общественными институтами, как государство, семья, система образования, механизмы общественного разделения труда, средства массовой информации предметом тендерных исследований могут выступать также негативные явления в обществе. Преступность как негативное, социальное и уголовно-правовое явление требует постоянного изучения и исследования. Использование тендерного подхода позволяет более глубоко изучить, проанализировать, разработать и внедрить эффективные прогрессивные программы в жизнь, обязательно учитывая принцип тендерного равенства. Вместе с тем, существуют серьезные трудности в проведении подобных исследований. В первую очередь, это связано с использованием информации ограниченного распространения, которая характеризует настоящую российскую ситуацию.

Указанные обстоятельства, порой, заставляет ученых задуматься о возможности исследования данной проблемы. Тем не менее, проблемы преступности не теряют своей актуальности и нуждаются в дополнительных исследованиях. В контексте нашей статьи следует указать, что, к сожалению, у преступности два «лица» - мужское и такое не типичное - женское.

Так о чем же нам говорит тендерная теория? Проявив себя в социальных науках более тридцати лет назад, она заявила об основном из своих положений - это различие между такими понятиями, как тендер и пол. Пол относится к биологическому, физиологическому построению человека. То есть, на основе биологического пола (мужчина, женщина) «гендер» обозначает различия в социальных ролях, поведении и эмо-

циональных характеристиках мужчины и женщины. В результате сложившихся стереотипов и те, и другие становятся клише системы и норм. Опираясь на гендерные основы, многие ученые обратились к теме «Женщины в общественной жизни и деятельности государства». В рамках социологии этот аспект был стимулирован современным женским движением, и с 1970 года эта проблематика получила официальный статус. К началу 1990-х годов количество докладов, статей и книг по данному вопросу значительно увеличилось (более 60). В 1991 году научный журнал «Женщины и политика» («Women and politics», США) посвятил указанной теме 24 статьи и 21 рецензию. В опубликованных материалах поднимался ряд вопросов: традиционное не признание за женщиной права на политическую деятельность; исследования, указывающие на возможность введения женщины в политику с условием доминирующих ориентиров политического анализа; вопрос доминирующих ориентиров и подходов, которые не согласуются с восприятием женщин как участниц политической жизни, и их концептуального пересмотра [1, с. 281].

Пожалуй, одним из самых известных исследователей в области гендера, является Зигмунд Фрейд, который в своих работах «Женская сексуальность» и «Эдипов комплекс» определяет традиционные роли мужчин и женщин. Ученый считал, что личность женщины определяется, в конечном, счете, самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины. Другой исследователь политолог и социолог Талкотт Пар-сонс выдвигал концепцию о роли инструментального лидера в семье, согласно которой эта роль всегда принадлежала мужчине, а женщина выступает в роли экспрессивного (эмоционального) лидера [1, с. 281]. Т. Парсонс утверждал, что «единственный способ быть настоящим мужчиной в нашем обществе - это иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь», а женщине отводится лишь «статус жены своего мужа, матери его детей и личности, ответственной за домашнее хозяйство». И вплоть до сегодняшнего дня многие ученые солидарны с положениями выше перечисленных концепций. По всей вероятности, именно эти взгляды явились толчком появления такого движения как феминизм, чтобы как-то отстоять независимость и свободу женщины [9].

Феминизм прошел несколько этапов своего становления и развития, начиная с эпохи Возрождения и до сегодняшнего дня, в которых озвучивались и отстаивались права, свобода, братство, независимость, равенство женщины. В 1792 году британская писательница, философ Мэри Уол-стоункрафт опубликовала в Англии книгу «Защита прав женщин», тогда же в Германии вышла работа Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского положения женщин». Становится очевидным, что борьба женщин за свои права как полноценного члена общества подготовлено развитием социально-философских и политических концепций и интеллектуальных течений. В этой связи особо следует отметить следующих авторов концепций и течений: Джон Локк, Жан-

Жака Руссо и Джон Стюарт Милль, Харриэт Тейлор, Шарль Фурье и Роберт Оуэна. Многолетняя борьба женщин за свои права в разных странах дала свои результаты, в течение двух десятилетий ХХ века в женщины получили избирательные права [2, с. 188-189].

Исходя из представленных гендерных теорий и анализа среды нашего общества, рыночных отношений, которые диктуют свои правила жизни и в которой находится женщина, хотелось бы обратиться к рассмотрению гендерной составляющей у преступниц женского пола. В общественном сознании существует много стереотипов, характеризующих гендерное понятие, один из которых говорит, прежде всего, о причинах возникновения детской преступности, где ключевым критерием, красноречиво характеризующим специфику преступности девочек и девушек, является среда, в которой они находятся. Прежде всего, это семья, которая во многом определяет динамику развития организации собственного поведения и от которого непосредственно зависит мотивация совершения преступления, отношения к содеянному, взаимоотношения со своими ровесниками и ложный авторитет в своих собственных глазах и в глазах окружающих. Девочки склонны к истерической жестокости, таким образом выплескивая свои эмоции и доказывая свое превосходство и силу над другим себе подобным. Так же это может быть реакцией на трудные жизненные обстоятельства. Большую роль в формировании преступного поведения девочек играет атмосфера общения, где присутствует культ наркомании, алкоголизация, подмена ценностных понятий, ориентаций в социуме, размытость культурных ценностей, искривление педагогических функций, ложный авторитет старших, на которых хочется быть похожим. Кроме того, на формирование преступного поведения оказывают влияние стрессовые ситуации, когда еще не сформированы психика, взгляды и отношения к происходящим событиям, что порождает безысходность и выплеск эмоционального состояния как способа разрешения проблемы. В свою очередь, это является причиной возникновения преступления, которое девочками воспринимается как «самореализация» жизненного опыта, установление отношений в своей возрастной среде и завоевание авторитета у взрослых. К сожалению, возникновению подобных явлений во многом способствует не достаточное внимание к такому феномену, как культура воспитания в семье, сохранение традиций, отношение к духовным ценностям, трансформация из поколения в поколение патриотического чувства, идентификация себя как личности со своим этносом, родным языком и гордостью носителя своей культуры. В ходе адаптации к жизненным условиям у девочек на первый план выходит экономический, социально-психологический аспект [5].

Таким образом, возникает необходимость в проведении гендерных криминологических исследований в подростковой среде. Гендерные исследования в указанных направлениях предоставят возможность накопить систему знаний о целенаправленном предупреждении преступлений [11]. Так, гендерные особенности несовершеннолет-

них формируются с раннего детства, затем в процессе социализации индивид развивается, идентифицируясь с полом (мужчина, женщина). Завершается формирование гендерных особенностей к 17-18 годам. Но при этом социализация человека происходит на протяжении всей его жизни, в зависимости от динамики деятельности, внутренней и внешней политики государства, природных условий, национальной принадлежности, культуры, традиций, религии, обычаев, семейных устоев, сложившихся духовных ценностей и нравственности. Гендерные особенности подростков женского пола связаны с их социальными ролями и социально-психологическим статусом, возрастными особенностями. Все это позволяет объяснить их личностные качества, влияющие на формирование антиобщественного поведения, и применить соответствующие педагогические, социокультурные технологии в воспитательных целях. Бельгийский ученый математик Адольф Кетле в своих исследованиях указал на то, что «криминальная активность женщин объясняется не только их физической слабостью, но и изолированностью от активной общественной жизни, разными видами закрепо-щенности (семья, учеба, религия и т.д.)» [6, с. 124]. Еще итальянский психиатр Чезаре Ломброзо видел причины стабильности женской преступности в самой женской природе, физиологических потребностях организма женщины. При этом необходимо понимать, что гендерный подход к изучению преступности несовершеннолетних женского пола и взрослой женщины существенно различается в характеристиках преступного поведения. У женщины - это механизмы социального контроля, самоконтроля, а у подростков, скорее всего, действуют механизмы криминологической обоснованности преступности.

В настоящее время в нашей стране функционируют 708 исправительных колоний (из них 35 женских), 23 воспитательные колонии для несовершеннолетних (из них 2 женских). В учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) содержится 46924 осужденных женщин, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 491 ребенок. Кроме того, в следственных изоляторах содержится порядка 10 тыс. женщин [8]. Анализируя сложившуюся ситуацию криминогенной обстановки среди женщин и несовершеннолетних, доля женщин в общем контингенте российских осужденных сравнительно невелика и составляет около 8 %. Причем эта цифра относительно постоянна в долевом (процентном) выражении на протяжении уже более 10 лет. Вместе с тем, следует отметить, что численность спецконтингента за тот же период стабильно снижалась и такая тенденция продолжается. Следовательно, напрашивается вывод о статистической стабильности женской преступности и ее трансформации. При анализе этих данных следует учитывать, что с введением нового Уголовного кодекса Российской Федерации некоторые преступления были декриминализированы, а по новым видам преступлений появились статьи, расширяющие спектр уголовно преследуемых экономических деяний. Необходимо отметить, что к женщинам

суды более снисходительны. Поэтому, изучив содержание преступлений, совершенных женщинами, статистические сведения, размещенные на официальном сайте ФСИН России и криминологический состав осужденных женщин, отбывающих наказания в виде лишения свободы, можно сделать вывод о том, что в исправительные учреждения попадают женщины, совершившие особо тяжкие преступления или повторные преступления средней тяжести.

С точки зрения гендерной основы, важно понять, почему женщины решаются на совершение преступлений? Что ведет их к совершению повторных преступлений? В силу чего социальная реабилитация осужденных женщин в местах лишения свободы и после их освобождения не всегда оказывается эффективной? Ведь женщины, в силу социокультурных норм и особенностей ген-дерной социализации, вырастают более законопослушными гражданами, чем мужчины. Гендер-ный стереотип обязывает их быть милосердными, добрыми и терпимыми. Но, не смотря на это, российские женщины и девушки совершают преступления, в том числе уголовные.

Что же является причиной происходящего? К сожалению, причины обнаруживаются, прежде всего, в последствиях рыночных отношений, а именно - в стремлении к материальным благам, которое занимает главенствующие позиции над более значимыми духовными ценностями. Данные обстоятельства нашли свое отражение в следующих социальных процессах: кризис института семьи (в частности, роста числа разводов, неполных семей и гражданских браков), кризис мужественности, мускулинности, которые разворачиваются на фоне феминизации бедности, усиления в обществе социальной поляризации и формирования устойчивого социального дна.

С точки зрения педагогики, социологии главная причина девиации (отклоняющегося поведения) -это противоречие между социально-правовыми нормами и средствами их достижения, которое на уровне нравственности, законности принимает форму нарушения (отклонения от социально-правовых норм). В условиях рынка, пока еще не адаптированного в сознании многих людей, происходит разрушение традиционного гендерного постулата «мужчина - кормилец, женщина -хранительница очага». А поскольку далеко не все российские мужчины могут обеспечить своим женам и детям безбедное существование, они компенсируют несостоявшуюся мускулинность алкоголем, наркотиками, домашним насилием. Стремясь к выживанию и сохранению человеческого достоинства, женщина ищет доступные для себя способы решения своих проблем, в том числе и противоправные. Женщин, которым характерно агрессивное поведение, условно можно разделить на две группы: первая - не способные контролировать свои эмоции в период возбужденного состояния; вторая - загоняющие свои эмоции глубины подсознательного, чрезмерно их контролирующие и сдерживающие. Если с первой группой все достаточно очевидно - отсутствие контроля над своими эмоциями приводит к

совершению преступлений, то причины совершения преступлений женщинами, относящимися ко второй группе не так очевидны. «Спрятанные» эмоции могут так и не найти выхода, но под влиянием обстоятельств или от повышенной возбудимости после долгого терпения могут стать причинами преступлений.

Гендерной анализ позволяет понять механизм социально-психологического и нравственного кризиса, испытываемого осужденными женщинами. Основная причина кризисов связана с кризисом традиционной женской роли и его разновидностью - кризисом материнства. Следует отметить, что около 80% осужденных женщин имеют детей, но их общение с ними невозможно или затрудненно по известным причинам - изоляция женщин, проживание их детей с родственниками и т.д. [4] Так женщины оказываются тяжело травмированы во всех аспектах своей женственности. Это говорит о необходимости моральной поддержки осужденных, чтобы помочь им социализироваться с внешним миром. Для этого необходимо привлечь внимание к этой проблеме благотворительные, религиозные, воспитательные, социокультурные и правозащитные организации.

Говоря об осужденных, нельзя забывать о тех, кто служит в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС). Находясь ежедневно в контакте с осужденными, сотрудник УИС пытается вести работу по их социальной реабилитации, но полноценной и систематической работы не получается, так как у сотрудников нет возможности уделить внимание каждой осужденной женщине, которая в нем остро нуждается. Ведь не хватает обычного общения, в котором нуждается совершенно одинаково каждая осужденная, так как общение - это единственная форма эмоционального словесного излития своего собственного мироощущения по отношению к окружающей среде, жизненная необходимость любого человека. Общение, таким образом, выступает определенной «мишенью» для социальной, психологической, воспитательной работы с осужденными женщинами.

Литература:

1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем; Пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2004. 336 с.

2. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М. : МЦГИ, 2001. 302 с.

3. Вилкова А.В. Профессиональная подготовка личного состава УИС: духовно-нравственное воспитание // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 4. С. 7-8.

4. Давыдова Н.В. Современное состояние мер по обеспечению материнских прав осужденных женщин, имеющих малолетних детей в домах ребенка исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 1. С. 10-13.

Гендерно ориентированная социальная работа в местах лишения свободы является важной в УИС, так как совершенно очевидно существование женской преступности, ее отличие от мужской, в силу чего возникает необходимость создания женской криминологии, женской юстиции, в которой женское воспринимается как норма, в которой оно изучается, исследуется, поддерживается и развивается, а не уничтожается.

Необходимо четко понимать, что уголовно-исполнительная система как социальный институт исполняет наказания с соблюдением обязательного условия не допущения деградации личности, и поэтому необходимо помнить, что преступник обязательно имеет пол и связанные с ним биологические особенности, социокультурные коннотации, гендерные стереотипы и представления. Игнорируя это, мы попадаем под такое явление как андроцентризм, который ведет к разрушению личности женщины в мужском мире лишения свободы. Для того, чтобы преодолеть эти проблемы необходимо понимать, что женщина и мужчина - это две разные системы, конструкции, начиная от биологической составляющей и заканчивая эмоциональной, умственной, психологической. Именно поэтому необходимо создание гендерно ориентированной социальной среды реабилитации осужденных. Для женщины важна ее первичная миссия - восстановление ее в роли жены, матери, хранительницы семейного очага. То есть, ей нужно просто восстановление отношений, переосмысление нахождения в новой жизни и отношений с новых позиций нравственности, примеряя ее на себя, а для этого необходимо развить и повысить собственную самооценку и самоуважение, преодолеть психологический барьер зависимости от прежней среды. Это и есть гендерно ориентированная социальная работа в местах лишения свободы. Имеющиеся эмпирические данные пока не дают достаточно конкретную картину для широких обобщений и рекомендаций. В настоящее время исследования в рассмотренных направлениях являются актуальными и своевременными.

Literature:

1. Bem S. Gender lenses: Transformation of views of a problem of inequality of the floors / Lane with English. M. : ROSSPEN, 2004. 336 p.

2. Bryson V. The political theory of feminism. M. : MTsGI, 2001. 302 p.

3. Vylkove A. V. Vocational training of staff of penal correction system: spiritual and moral education // Penal correction system: right, economy, management. 2018. № 4. P. 7-8.

4. Davydova N.V. The current state of measures for ensuring the maternal rights of the condemned women having juvenile children in children's homes of correctional facilities // The Penal correction system: right, economy, management. 2018. № 1. P. 10-13.

5. Женщины и мужчины России. 2016 : стат. сб. / Росстат. М., 2016. 208 с.

6. Кетле А. Социальная система и законы ею управляющие / Пер. с франц. Л.Н. Шаховского. 2-е изд. М. : Либроком, 2012. 311 с.

7. Лосева С.Н., Жиляев Р.М. Некоторые личностные характеристики осужденных иностранных граждан женского пола // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 3. С. 23-27.

8. Официальный сайт ФСИН России (Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы). URL : 11Йр://фсин.рфМгисШге/^ресЬгЛао/ statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 10.09.2018).

9. Эллиот П. Теории феминизма // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках / П. Эллиот, Н. Менделл; Под ред. И. Жеребкиной. Харьков : ХЦГИ. 1998. С. 15-46.

10. Синьковская И.Г. Теоретико-методологические основы изучения гендерных отношений // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография. Уфа, 2015. С. 281-298.

11. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под ред. О.А. Ворониной. М. : МЦГИ, 2001. С. 50-51.

5. Women and men of Russia. 2016 : statistical collection / Rosstat. M., 2016. 208 p.

6. Quetelet A. Social system and laws her managing directors / The translation from the French L.N. Shakhovsky. 2nd prod. M. : Librokom, 2012. 311 p.

7. Loseva S.N. Some personal characteristics of the condemned female foreign citizens / S.N. Loseva, R.M. Zhilyaev // The Penal correction system: right, economy, management. 2018. № 3. P. 23-27.

8. Official site of FSIN of Russia (Short characteristic of a penal correction system). URL : http://FSIN.rf/structure/inspector/iao/statistika/Kratka ya%20har-ka%20UIS/ (date of the address 10.09.2018).

9. Elliot P. Teorii of feminism // Gender researches: feministic methodology in social sciences / P. Elliot, N. Mendell; under the editorship of I. Zherebkina. Kharkiv : HTsGI, 1998. P 15-46.

10. Sinkovskaya I.G. Teoretiko-metodologichesky bases of studying of the gender relations // Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogics : collective monograph. Ufa, 2015. P. 281-298.

11. Theory and methodology of gender researches. A course of lectures / Under the editorship of O.A. Voronina. M. : MTsGI, 2001. P. 50-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.