УДК 327 ББК 66.4(0)
DOI 10.22394/1682-2358-2019-2-41-47
D.N. Muydinov, degree seeking applicant of the National University of Uzbekistan
THE IMPACT OF MIGRATION PROCESSES
ON POLITICAL, SOCIAL AND ECONOMIC STABILITY IN EUROPE
The impact of migration on the political, social, cultural and economic stability in Europe is analyzed. Components of the immigration policy of the EU are considered. The factors in the intensification of migration processes and their impact on the social, political, cultural and economic consequences for the country are studied.
Key words and word-combinations: migration policy, migration processes, the European Union, stability.
Д.Н. Муйдинов, соискатель Национального университета Узбекистана (email: [email protected])
Аннотация. Анализируется влияние миграционных процессов на политическую, социальную, культурную и экономическую стабильность в Европе. Рассматриваются составляющие иммиграционной политики стран ЕС. Исследуются факторы, приводящие к интенсификации миграционных процессов, и их влияние на социальные, политические культурные и экономические последствия для страны.
Ключевые слова и словосочетания: миграционная политика, миграционные процессы, Европейский Союз, стабильность.
ВАИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В ЕВРОПЕ
С
Ч_^егодня международная миграция является глобальным, сложным, масштабным, динамичным и влиятельным процессом. Большинство стран мира одновременно являются странами происхождения, назначения и транзита мигрантов, испытывая при этом как проблемы, так и новые возможности, связанные с миграцией. Формирование на национальном и международном уровнях современной сбалансированной миграционной политики, способствующей
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2
политической, социальной, культурной и экономической стабильности стран, является насущной проблемой.
Актуальность данной темы связана также с необходимостью определения научных подходов к проведению миграционной политики на макроуровне. Несовершенная миграционная политика усиливает ее негативные последствия, а именно: увеличение нелегальной миграции; неконструктивную экономическую активность мигрантов; рост хозяйственного хаоса; усиление социальной напряженности; повышение рисков возникновения межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и других конфликтов; ухудшение криминогенной ситуации; отток части денежных доходов.
В настоящее время в Европейском союзе из-за эскалации многих конфликтов среди населения распространяется мнение о том, что государством должны проводиться более жесткие меры по прекращению негативного влияния миграционных процессов на общественную жизнь [1, с. 24]. Однако, как показывает опыт, это может способствовать возникновению еще более сложных ситуаций, поэтому именно на макроуровне предпочтение должно отдаваться более опосредованным мерам регулирования миграционных процессов [2, с. 14].
Проблематика обеспечения экономической и политической, социальной, культурной стабильности государства путем разработки и реализации сбалансированной миграционной политики как на национальном, так и на международном уровне рассматривалась в работах зарубежных и отечественных ученых. Среди наиболее весомых исследований в этой сфере можно выделить достижения таких ученых, как Р.А. Пашенская, Д.Е. Слизовский, Г.Ф. Тапи-нос, В. Андерсон, А.Герард, И. Шутес, Ф. Веччио и другие [3—5].
Однако актуализация новых вызовов и угроз, стоящих перед национальными экономиками, требует дальнейшего научного прогресса в исследовании данной проблематики. Основной целью статьи является изучение факторов, приводящих к интенсификации миграционных процессов, и их влияния на социальные, политические, культурные и экономические последствия для страны; изучение механизмов правового регулирования проблемы миграции. В качестве теоретической основы работы выбраны исследования отечественных и зарубежных ученых в сфере миграции; в качестве методологических средств — общенаучные методы исследования: анализ и синтез, законы логического вывода.
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений для общества второй половины ХХ в. Причинами миграции могут быть факторы экономического и неэкономического происхождения. Причины экономического характера обусловлены различным экономическим уровнем развития отдельных стран, при этом рабочая сила стремится переместиться из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Неэкономическими причинами миграции становятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие.
К экономическим беженцам относят категорию эмигрантов, которых к выезду из родной страны побуждает массовое обнищание в результате пло-
42 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2
хих экономических условий (инфляции, массовой безработицы, неумеренно высокого уровня цен, невыплаты зарплаты и т.п.). По словам А. Адеподжу, это «миграция как стратегия выживания семьи». Сегодня такое явление характерно для слаборазвитых стран Африки, Азии и Южной Америки, его цель — обычное физическое выживание членов семьи или в стране иммиграции, или на родине за счет денежных переводов мигранта. Особые причины имеет интеллектуальная эмиграция, или «отток мозгов». Здесь приоритетными являются экономические факторы: неудовлетворительный уровень заработной платы, слабая материально-техническая база теоретических и прикладных исследований, невозможность доступа к наработкам зарубежных коллег и научных контактов, вызванные ограниченным финансированием научной и технической деятельности [6, с. 168].
Политические причины преимущественно возникают, когда речь идет о вынужденной эмиграции, что вызывает потоки беженцев разных видов. Одним из видов политических причин эмиграции являются этнические внутригосударственные конфликты и гражданские войны, замешанные на классовых, региональных, идеологических противоречиях или борьбе за власть. К образовательным причинам относятся желание учиться за границей, получить образование, недоступное на родине, повысить свой профессионально-квалификационный уровень, изучить иностранный язык, чтобы впоследствии использовать свое образование в работе дома или за рубежом. Влияние международной миграции на страны-реципиенты формирует достаточно сложную картину сочетания положительных и отрицательных эффектов. Опыт стран — членов ЕС свидетельствует, что в результате оптимально выстроенной миграционной политики снижаются негативные эффекты международной миграции и максимизируется ее положительное влияние на национальные экономики [7, с. 18].
Важнейшие положительные внешние эффекты для страны-реципиента:
— увеличение сегмента рабочей силы в экономике, объемов производства, внутреннего рынка;
— поступление интеллектуального капитала в экономику;
— улучшение ситуации на рынке труда; рост конкурентоспособности продукции.
Главный положительный эффект — рост кадрового потенциала: международная миграция обеспечивает значительную долю прироста рабочей силы в подавляющем большинстве развитых стран. Прямая экономия затрат на подготовку высококвалифицированной рабочей силы за счет ее иммиграции из других стран невелика (в среднем не превышает 1% ВВП), при этом повышается интеллектуальный потенциал страны-реципиента. Отток финансовых ресурсов через денежные переводы мигрантов можно рассматривать как существенный негативный эффект только в некоторых развитых странах (в частности, в Люксембурге — 20% ВВП, в Швейцарии — 4% ВВП). В большинстве стран-реципиентов этот эффект менее 1% ВВП [8, с. 27].
Негативные внешние эффекты для страны-реципиента в результате международной миграции:
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 4з 3
— увеличение бюджетной нагрузки за счет «сильной» и «локальной» ловушек безработицы;
— рост теневого сектора экономики;
— дополнительные затраты на нейтрализацию социальной напряженности и криминализации [9, с. 109].
Увеличение количества иммигрантов может стимулировать рост преступности, затрагивая все группы населения региона, а не только иностранные общины. Иммиграция нередко вызывает недовольство и агрессию со стороны местного населения, так как влияние другой культуры меняет местную, что способствует дестабилизации в обществе. Нация теряет свою идентичность и сплоченность, появляются определенные группы людей с радикальными идеями как с одной, так и с другой стороны.
Миграционная политика стран ЕС является реакцией правительства соответствующей страны на конкретные особенности, вызовы и угрозы миграционных процессов и становится важным фактором усиления или смягчения асимметрии миграционных процессов. Европейскими специалистами создаются специальные механизмы по нейтрализации последствий миграции и смягчению социальной напряженности в связи с ней. Важной составляющей иммиграционной политики является интеграционная политика страны назначения. Большинство стран реализуют инициативы по успешной интеграции международных иммигрантов в принимающее общество, в том числе через реализацию таких механизмов, как противодействие дискриминации мигрантов, учебные языковые курсы, курсы истории и культурных особенностей принимающей страны.
Еще одна составляющая иммиграционной политики — процесс натурализации, который включает различные факторы, поскольку критерии для получения гражданства варьируются на законодательном уровне в разных странах мира. Например, в 2010 г. Греция снизила минимальную продолжительность проживания для натурализации с десяти до семи лет.
Важнейшая составляющая иммиграционной политики заключается в содействии возвращению иммигрантов в их родные страны, реализуемая на государственном уровне в формате программ поощрения, реинтеграции и облегчения возвращения иммигрантов на родину. Например, Чехия и Испания успешно реализуют политику содействия возвращения мигрантов за счет финансовых стимулов. В 2008 г. в Испании была реализована программа под названием «Plan de Retomo Voluntario», предусматривавшая денежную помощь по безработице неевропейским мигрантам, желавшим вернуться на родину [10, с. 108]. В рамках программы ЕС на 2008—2013 гг. «Солидарность и управление миграционными потоками» был создан Европейский фонд по вопросам возвращения мигрантов на родину, который предоставлял финансовые ресурсы для содействия добровольному возвращению иностранных лиц, проживающих в странах — членах Европейского союза [11, с. 25].
Особая иммиграционная политика ведется в отношении высококвалифицированных мигрантов. Большинство стран ЕС заинтересованы в привлечении высококвалифицированных работников, которые, как правило, имеют
44 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2
возможность воспользоваться различными преференциями по осуществлению иммиграции, продолжительности пребывания, смены места работы и возможности воссоединения семьи в отличие от низкоквалифицированных мигрантов. Например, на региональных уровнях в рамках Европейского союза с 2009 г. в 25 странах — членах ЕС (кроме Дании, Ирландии и Великобритании) реализуется законодательная норма «Голубая карта», которая представляет собой разрешение на осуществление трудовой деятельности в странах ЕС для высококвалифицированных мигрантов из разных стран мира, устанавливая условия въезда, проживания и регулирования других вопросов, связанных с миграцией. Так, в 2012 г. странами — членами ЕС был предоставлено 3664 единиц «Голубых карт», а в 2013 г. — уже 15 261. Больше всего «Голубых карт» предоставили Германия, Люксембург, Франция; меньше — Словакия, Финляндия, Венгрия, Бельгия.
Сегодня наряду с легальными миграционными потоками, которые системно регулируются на международном, государственном и региональном уровнях, нелегальные миграционные потоки сложнее поддаются регулированию и контролю. Именно нелегальная миграция порождает значительные культурные, социально-экономические, политические проблемы в странах происхождения, в странах транзита и в странах назначения. Экономические, социальные, культурные показатели, а также данные преступности дают представление об отрицательном воздействии нелегальной миграции на страны ЕС [12, с. 192]. В некоторых случаях это прямая угроза обществу принимающей страны как для местного населения, так и для самих мигрантов. На помощь мигрантам тратится значительная часть государственного бюджета, государственные поддержки и пособия представляют для основной части мигрантов единственный доход на содержание семьи. Количественное соотношение определенных диаспор по сравнению с местными жителями сильно возросло, что угрожает потерей культуры и идентичности в некоторых регионах. К тому же возросшая ксенофобия и ненависть стали причиной совершения преступлений со стороны как иммигрантов, так и местного населения.
Особо следует проанализировать политику государств ЕС, связанную с нелегальной миграцией. Оценить количественно нелегальную миграцию достаточно сложно, однако Международная организация по миграции (МОМ) предоставила данные по мигрантам, которые не имели соответствующих документов: в 2015 г. они составляли 10—15% от 214 млн международных мигрантов [13, с. 22].
Сегодня внутри ЕС идут острые дебаты о том, как выходить из ситуации. Еще в апреле 2015 г. Евросоюзом по инициативе президента Евроко-миссии Жана Клода Юнкера был утвержден экстренный план по борьбе с нелегальной миграцией, предусматривающий распределять сотни тысяч мигрантов с помощью системы квот. Критериями для определения численности принятых мигрантов стал размер населения, ВВП и уровень безработицы в конкретной стране, а также количество уже принятых мигрантов. Однако этот план подвергся сокрушительной критике со стороны не только официальных правительств (в частности, Италии, Греции, Венгрии),
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 4"5
но и населения стран ЕС. Протесты граждан, не приемлющих систему квот, охватили большинство стран ЕС.
Вспомним также примеры конкретных мер, реализованных в стремлении решения проблемы неуправляемой волны мигрантов с Востока. Так, 18 ноября 2015 г. в Брюсселе Еврокомиссия обнародовала пересмотренную политику соседства (Review of the European Neighbourhood Policy), которая устанавливала новые рамки отношений ЕС с шестнадцатью странами-соседями на востоке и юге Евросоюза.
Однако, на наш взгляд, меры, которые принимаются на общеевропейском уровне, являются слишком слабыми и эпизодическими и не могут в комплексе решить проблему, общую практически для всех государств Европейского союза, ведь внутри отдельных стран часто существуют точки зрения, диаметрально противоположные применительно к другим государствам европейской группировки. К примеру, общая Европейская Система Убежища ЕС (CEAS) — это набор законов ЕС, принятый в 2005 г., предназначен для гарантирования того, что все государства — члены ЕС защищают права просителей убежища и беженцев. CEAS излагает минимальные нормы и процедуры предоставления убежища для просителей и беженцев. Выполнение CEAS разнится в странах Европейского союза, что приводит к существованию 28 систем убежища, производящих неравные результаты.
Соответственно, для того чтобы проблема миграционных процессов перешла в плоскость цивилизованной управляемости, необходимы консолидированные усилия всех членов Европейского союза, их правительств и руководителей, которые будут согласованы между собой хотя бы по ключевым позициям. Необходимо также принять и утвердить общий бюджет, из которого будут выделяться средства на решение «миграционного вопроса».
Справиться с «миграционной проблемой», особенно в ситуации кризиса, возможно не только при общем бюджете, общей позиции, но и, самое главное, определенной среднесрочной и долгосрочной стратегии. Представители государств должны учитывать опыт в принятии тех или иных решений и совершенствовать меры по обеспечению безопасности в различных сферах, которые зависят от иммиграционных потоков. Вопрос проведения взвешенной миграционной политики является не только механизмом минимизации миграционных рисков, но прежде всего залогом эффективного использования позитивного потенциала миграционных процессов в интересах дальнейшего прогрессивного социально-экономического развития и средством преодоления негативных последствий миграционных процессов.
За годы независимости Узбекистан прошел непростой путь развития. От советского периода были унаследованы макроэкономические дисбалансы в экономике, безработица и относительно низкий уровень жизни населения. В современном Узбекистане траектории внешних миграций в значительной мере следуют по разным направлениям. Страна активно участвует в миграционных процессах, представляя яркий пример донора рабочей силы. Республика Узбекистан в международной миграции одновременно является направляющей и принимающей страной. При разработке миграционной политики
46
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 2
она ориентируется на реализацию многоцелевых направлений. Право граждан Узбекистана на профессиональную деятельность за границей провозглашено и закреплено в Законе Республики Узбекистан 1992 г. «О занятости населения». За прошедшие годы в Республике создана необходимая инфраструктура по управлению и упорядочению миграционных процессов. В настоящее время в системе Министерства труда функционирует Агентство по вопросам внешней трудовой миграции, осуществляющее организованный экспорт рабочей силы и регулирующее трудоустройство иностранной рабочей силы на территории Республики. Узбекистаном Законом от 26 декабря 2018 г. N° ЗРУ-510 ратифицирована Конституция Международной организации по миграции.
Проведенное исследование определяет поиск научных подходов по регулированию влияния миграционных процессов на политическую, социальную, культурную и экономическую стабильность в Европе с целью сохранения равновесия между всеми участниками указанного процесса.
Библиографический список
1. Integration of refugees in Austria, Germany and Sweden. January 2018 URL: http://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2018/614200/IPOL_STU
2. Migration and Asylum: a challenge for Europe // Fact Sheets on the European Union. 18.06.2018. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes
3. Слизовский Д.Е., Пашенская Р.А. Миграция: политологическое измерение // Мировой кризис и политические изменения. Политическая наука: Ежегодник 2009 / Российская ассоциация политической науки. М., 2010. С. 212-230.
4. Anderson B., Shutes I. Migration and Care Labour. Theory, Policy and Politics // Palgrave Macmillan UK. 2014.
5. Gerard A., Vecchio F. Entrapping Asylum Seekers: Introduction, Entrapping Asylum Seekers. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1057%2F978-1-137-58739-8_1, (1-23)
6. Адеподжу А. Региональные и локальные перспективы. Проблемы и новые тенденции международной миграции в Африке южнее Сахары // Международный журнал социальных наук. 2001. № 32. С. 161-175.
7. Integration of refugees in Austria, Germany and Sweden. January 2018. URL: http://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2018/614200/IP0L_STU(2018) 614200_EN.pdf
8. Химси М. Современные тенденции международной миграции и ее влияние на социально-экономическое развитие стран // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2017. № 4/5. С. 25-31.
9. Баккуев Э.С., Берова Ф.Ж., Гятов А.В., Кунижева Л.Х. Миграционные процессы и пути совершенствования миграционной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 12 (86). С. 106-113.
10. Синельщикова И.Г. Иммиграционная практика Испании: риски, масштабы, регламентации / Институт Латинской Америки Российской академии наук. Центр иберийских исследований. М., 2012.
11. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament Establishing a Framework Programme on Solidarity and the Management of Migration. Flows for the period 2007-2013. URL: http://eapmigrationpanel.org/ru/materials/ramochnaya-programma-po-solidar-nosti-i-upravleniyu-migracionnymi-potokami-na-period-2007
12. СлизовскийД.Е. Эволюция отношений миграции и безопасности // Приоритетные направления стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Ростов н/Д, 2011. С. 185-200.
13. Migration data portal. Международная организация по миграции (IOM - The International Organization for Migration). URL: https://migrationdataportal.org/data?i=stock_abs_&t=2017
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 2 4" /