Научная статья на тему 'Влияние миграционных процессов на экономику стран европейского Союза'

Влияние миграционных процессов на экономику стран европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2558
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЕЖЕНЦЫ / POPULATION MIGRATION / MIGRATION FLOW / MIGRATION CRISIS / MIGRATION POLICY / REFUGEES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фалина Н. В., Кохужева Б. З., Страхова А. В.

В статье рассмотрено влияние миграции на экономику стран Евросоюза. Миграция играет важнейшую роль в экономическом развитии большинства стран мира, обеспечивая перераспределение трудовых ресурсов между странами с их относительным избытком в страны с растущим спросом на рабочую силу. Авторами работы изучены экономические показатели стран ЕС в условиях миграции населения; рассмотрено влияние денежных потоков из стран ЕС в страны доноры на ВВП Евросоюза; дан анализ современным миграционным процессам в странах Евросоюза, выявлены социально-экономические эффекты миграции для стран ЕС; определены основные направления совершенствования миграционной политики в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of migration on the economies of the European Union

The article discusses the impact of migration on the economy of the European Union. Migration plays an important role in the economic development of most countries of the world by redistributing labour resources between countries with relative surpluses to countries with growing demand for labour. The authors studied the economic indicators of the EU countries in terms of population migration; considered the impact of cash flows from the EU countries to the donor countries on the EU; analyzed the current migration processes in the EU countries, identified the socioeconomic effects of migration for the EU countries; the main directions of improvement of migration policy in Europe are defined.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционных процессов на экономику стран европейского Союза»

Предложенный алгоритм позволит обеспечить оптимальную номенклатуру и количество запасных частей и комплектующих, что позволит обеспечить своевременность выполнения ремонтных работ, и, соответственно, обеспечить выход на маршруты необходимого количества транспортных средств в соответствии с муниципальным заказом.

Таким образом, результатом внедрения системы TPM в МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска» должны стать:

- организация постоянного контроля технического состояния транспортных средств со стороны водителей;

- оптимизация процессов ремонта транспортных средств;

- бесперебойное обеспечение ремонтных служб расходными материалами и комплектующими;

- разработанная система показателей эффективности (KPI) для водителей и ремонтных служб;

- четко разграниченная ответственность за обеспечение необходимого количества транспортных средств на маршрутах;

- повышение уровня дисциплины работников и разработанная система мотивации.

В ходе разработки предложений по внедрению метода всеобщего производительного обслуживания (TPM) был использованы следующие инструменты бережливого производства:

1. Стандартизация.

- разработаны визуальные стандарты ежедневного технического осмотра транспортных средств водителями. Стандарты размещены в цехе и в кабине каждого водителя каждого транспортного средства;

- разработан стандарт (блок-схема) поддержания неснижаемого остатка запасных частей и комплектующих.

2. Визуализация- разработана доска учета текущего ремонта.

3. Хронометраж и диаграмма «Спагетти» - проведен хронометраж и картирование процесса замены дисков сцепления.

Источники:

1. Гринин А. Управление заводом в стиле Кайдзен. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 189 с.

2. Кудряков В.Г., Мирончук В.А. Развитие преподавания дисциплины «бережливые технологии» в учебном процессе. / В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова.- 2016.- С. 349351.

3. Сычанина С.Н. Использование бережливых технологий в управлении персоналом организации. / В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г. 2017. С. 491-492.

4. Сычанина С. Н., Мирончук В. А., Шолин Ю. А. Бережливое управление: методы и инструменты бережливого производства в муниципальном управлении, перспективы и практика применения // Бизнес. Образование. Право.-2018- № 4.-С. 198-203.

5. Такмашева И.В., Тяглов С.Г. Развитие бережливого производства в условиях трансформации региональной экономики // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION.- 2010.- №1(10).- С. 107-119

6. Шолин Ю.А. Ценности и потери. / В сборнике: Повышение производительности труда как стратегический фактор конкурентоспособности. - Материалы научно-практической конференции.-2017.- С. 242-248.

Sources:

1. Grinin A. Management in the style of Kaizen. - M.: Alpina Publisher, 2012. - 189 p

2. Kudryakov V. G., Mironchuk V. A. Development of teaching the discipline "lean technologies" in the educational process. / In the collection: the Quality of modern educational services - the basis of competitiveness of the University: a collection of articles on the materials of inter-faculty educational conference. Responsible for the release of M. Shatalov . 2016. P. 349-351.

3. Sychanina S. N. The use of lean in the organization of personnel management. / In the collection: Scientific support of agro-industrial complex: collection of articles on the materials of the 72nd scientific - practical conference of teachers on the results of research for 2016. 2017. P. 491-492.

4. Sychanina S. N., Mironchuk V. A., Sholin Y. A. Lean Management: Methods and Tools for Lean Production in Municipal Management, Prospects and Practice of Use // Business. Education. Right.- 2018- № 4.- P. 198-203.

5. Takmasheva I.V., Tyaglov S.G. The development of lean production in the conditions of transformation of the regional economy // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION.- 2010.- №1 (10) .- P. 107-119

6. Sholin Y. A. Values and losses. / In the collection: increasing productivity as a strategic factor of competitiveness. -Materials of scientific and practical conference. 2017. P. 242-248.

Н.В. Фалина - доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

N. V. Falina - associate Professor of the Department of Economics and foreign economic activity, Cand. Ekon.D., Kuban state agrarian University;

Б.З. Кохужева - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

B.Z. Kohuzheva - undergraduate, Kuban state agrarian University;

А.В. Страхова - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

A.V.Strahova - student of the economic faculty, Kuban state agrarian University.

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА INFLUENCE IMPACT OF MIGRATION PROCESS ON THE ECONOMY OF THE EUROPEAN UNION COUNTRIES

Аннотация. В статье рассмотрено влияние миграции на экономику стран Евросоюза. Миграция играет важнейшую роль в экономическом развитии большинства стран мира, обеспечивая перераспределение трудовых ресурсов между странами с их относительным избытком в страны с растущим спросом на рабочую силу. Авторами работы изучены экономические показатели стран ЕС в условиях миграции населения; рассмотрено влияние денежных потоков из стран ЕС в страны - доноры на ВВП Евросоюза; дан анализ современным миграционным процессам в странах Евросоюза, выявлены социально-экономические эффекты миграции для стран ЕС; определены основные направления совершенствования миграционной политики в Европе.

Annotation. The article discusses the impact of migration on the economy of the European Union. Migration plays an important role in the economic development of most countries of the world by redistributing labour resources between countries with relative surpluses to countries with growing demand for labour. The authors studied the economic indicators of the EU countries in terms of population migration; considered the impact of cash flows from the EU countries to the donor countries on the EU; analyzed the current migration processes in the EU countries, identified the socioeconomic effects of migration for the EU countries; the main directions of improvement of migration policy in Europe are defined.

Ключевые слова: миграция населения, миграционный поток, миграционный кризис, миграционная политика, беженцы.

Keywords: population migration, migration flow, migration crisis, migration policy, refugees

Миграция играет важнейшую роль в экономическом развитии большинства стран мира, обеспечивая перераспределение трудовых ресурсов между странами. На усиление миграционных потоков повлиял и экономический фактор. Набирающая темп глобализация привела, в свою очередь, к либерализации условий трансграничных перемещений товаров и услуг, капитала и рабочей силы. А увеличение разрыва в уровне благосостояния между богатыми и бедными государствами сформировало чёткий вектор мировых миграционных процессов -заветной точкой прибытия большинства мигрантов становятся страны «золотого миллиарда».

Важной особенностью современных миграционных процессов в Европу является то, что подавляющее большинство мигрантов имеет отличную от европейских культуру и менталитет. Основными переселенцами в страны Старого света становятся жители Африки и стран Ближнего Востока, чьи государства были войной и социально - экономическими проблемами. Это создаёт дополнительные барьеры на пути интеграции и адаптации новых членов общества и обязывает правительства принимающей стороны вырабатывать качественные меры для осуществления их полноценной включения в уже сложившиеся веками сообщества.

Таблица 1 - Миграционные процессы в странах Европейского союза, 2015-2017 г.[6]

Показатели Год 2017 г. к 2015 г.

2015 2016 2017 Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %

Лица, впервые обратившиеся с просьбой о предоставлении убежища в ЕС 1322845 1260910 712235 -610610 53,8

Несовершеннолетние заявители на получение убежища без сопровождения (до 18 лет) 95205 63245 31395 -63810 33,0

Граждане третьих стран, которым отказано во въезде на территорию ЕС 297860 388280 439505 141645 147,6

Граждане третьих стран, признанные незаконно присутствующими на территории ЕС 2154675 983 860 618780 -1535895 28,7

Несовершеннолетние граждане третьих стран, признанные незаконно присутствующими на территории ЕС (до 18 лет) 230565 161455 79350 -151215 34,4

Граждане третьих стран, покинувшие территорию ЕС принудительно 44600 34655 39565 -5035 88,7

Граждане третьих стран, покинувшие территорию ЕС добровольно 38700 46100 53800 15100 139,1

Из таблицы 1 видно, что количество лиц, впервые обратившихся с просьбой о предоставлении убежища в ЕС, уменьшилось на 46,2% в 2017 году по сравнению с 2015 годом, количество несовершеннолетних заявителей на получение убежища также сократилось на 67% в 2017 году. Количество граждан третьих стран, которым было отказано во въезде на территорию ЕС, увеличилось на 47,6%, однако количество граждан третьих стран, которые были признаны незаконно присутствующими на территории ЕС, резко сократилось на 71,3% в 2017 году по сравнению с 2015 годом. Из них количество несовершеннолетних граждан, признанных незаконно присутствующими на территории ЕС, также сократилось на 65,6% в 2017 году по сравнению с 2015 годом. Количество граждан третьих стран, покинувших территорию ЕС принудительно, сократилось на 11,3%, но количество граждан третьих стран, покинувших территорию ЕС добровольно, увеличилось на 39,1%[5].

Другими, не менее важными показателями процессов миграции является изменение объемов действующих разрешений на пребывание в странах ЕС по различным причинам, а также количество действующих голубых карт ЕС.В целом наблюдается тенденция к увеличению граждан третьих стран, владеющих голубыми картами ЕС. Так, в 2017 году число владельцев голубых карт увеличилось на 42,1% или на 7201 чел. по сравнению с 2015 годом, а по сравнению с 2014 годом- на 75,2% или на 10436 человек. Наибольший удельный вес по численности лиц, имеющих голубые карты ЕС, имеет Германия- 20541 человек или 84,5% в 2017 году, а наименьший удельный вес имеют Португалия-3 человека или 0,01% и Словакия- 8 человек или 0,03% в 2017 году.

Таблица 2 - Структура мигрантов по уровню образования в возрасте 15- 64 г.,%

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Без образования, начальное и неполное среднее образование (уровни 0-2) 38,4 37,9 37,8 37,5 37,2

Полное среднее образование (уровни 3-4) 36,1 36,1 35,4 35,6 36,1

Высшее образование (уровни 5-8) 25,5 26,0 26,7 26,9 26,7

По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в миграции больше заинтересованы люди с неполным образованием или вовсе без него в целях улучшения условий жизни и поиска работы, приносящей большую прибыль по сравнению с тем, что они имели в стране рождения или последней стране проживания.

С ростом масштабов миграции, в том числе трудовой, человеческие ресурсы стали в большей степени влиять на социально-экономическое и политическое развитие принимающих государств, в том числе на развитие рынка труда, отдельных отраслей, сглаживание демографических дисбалансов.

Уровень занятости в целом повышается, и в 2018 году он увеличился на 5,2% по сравнению с 2014 годом. В свою очередь, частичная занятость имеет тенденцию к уменьшению, и в 2018 году показатель уменьшился на 3,1% по сравнению с 2014 годом.

Также, нельзя не отметить, что подавляющее большинство мигрантов трудоспособного возраста. В 2017 году 74% всех международных мигрантов были в возрасте от 20 до 64 лет по сравнению с 57% в общей численности населения (рис. 1).

Все население ЕС Мигранты в ЕС

Трудоспособный возраст Трудоспособный возраст

Рисунок 1 - Возраст трудовых мигрантов в ЕС, 2017 г., % [1]

Среди стран-членов ЕС наиболее высоким оборотом населения в 2017 году отличались, как и общим приростом, Мальта и Люксембург. При этом основной вклад в общий оборот населения - 80% вносил миграционный оборот. Наиболее низкие значения оборота населения в Словакии и Польше, где основной вклад в него вносил не миграционный, а естественный оборот (до 90%) [2].

Миграционный оборот вносил больший вклад в общий оборот населения, как правило, в странах с высоким общим оборотом. Помимо упомянутых Мальты и Люксембурга, к ним относятся Кипр, Австрия, Ирландия (62-68%), Германия, Дания, Нидерланды и Греция (52-28%).

Проблемой является тот факт, что миграционные потоки отличаются высокой концентрацией с точки зрения местоположения и рода деятельности мигрантов. По данным экспертов, 60% из почти 250 млн. международных мигрантов в мире проживают в 10 основных странах назначения, в том числе в США, Германии и Канаде.

Однако помимо недостатков миграция имеет и положительные аспекты. Одним из таких является предотвращение старения населения путем омоложения трудовых ресурсов

Таблица 3 - Данные для расчета старения населения [4]_

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Население, всего, млн. чел. 507,1 508,5 510,3 511,5 512,7

Доля населения в возрасте 65 лет и старше, млн. чел. 274,1 269,1 265,8 263,7 260,3

Коэффициент старения населения 5,4 5,3 5,2 5,2 5,1

По шкале ООН для оценки степени демографической старости населения в странах ЕС население находится на пороге старости на протяжении последних пяти лет со средним коэффициентом 5,2.

Другим важным показателем для определения омоложения структуры населения ЕС является суммарный коэффициент рождаемости на территории ЕС (рис.2).

1,65 1,6 1,55

1,6 1,59

1,58 8 ,5 ' ' • 1 58

2014 2015 2016 2017 2018

• Количество детей на одну женщину

Рисунок 2 - Суммарный коэффициент рождаемости на территории ЕС, 2014-2018 гг., чел. [4]

Из рисунка 2 видно, что коэффициент стабилен в течение 5 лет и его среднее значение составляет 1,59. Для простого воспроизводства необходимо значение, превышающее или равное 2,15, следовательно, полученный коэффициент говорит об убыли населения Евросоюза. В свою очередь сокращение рождаемости приводит к старению населения, а увеличение числа пенсионеров влечет за собой повышение налогов на работников и работодателей. Следовательно, для поддержания баланса на рынке труда странам ЕС нужно принимать от 1,5 до 3 млн. иммигрантов, так как средний возраст мигрантов составляет 25-30 лет.

Что касается экономических показателей стран ЕС, то влияние мигрантов на ВВП будет положительным, но небольшим - дополнительный рост составит от 0,05% до 0,13% в 2017-2019 годах.

К 2020 году дополнительный рост ВВП может составить 0,25% для всего ЕС и в пределах 0,5-1,1% для Австрии, Германии и Швеции - стран, которые принимают больше всего беженцев. Но это возможно только при условии успешной и быстрой интеграции мигрантов в европейский трудовой рынок. Негативный эффект на зарплаты европейских работников в связи с выходом на рынок труда мигрантов будет временным. Для успешной интеграции нужно устранить барьеры, с которыми сталкиваются мигранты и беженцы при попытке получить работу в ЕС [3].

В свою очередь официально зарегистрированные ежегодные потоки денежных переводов мигрантов в страны с низким и средним уровнями дохода достигли 529 млрд. долл. в 2018 г. и выросли на 9,6% по сравнению с предыдущим рекордом в 483 млрд. долл. в 2017 г.

Глобальные денежные переводы мигрантов, включая потоки в страны с высоким доходом, достигли 689 млрд. долл. в 2018 г. по сравнению с 633 млрд. долл. в 2017 г.

69

64

33 31

25

Индия Китай Филиппины Мексика Франция

Рисунок 3 - Притоки денежных переводов мигрантов в млрд. долл., 2017 г. [4]

Начиная с 2015 года, Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальная миграция в Европе создает определенные проблемы, связанные не только с количеством мигрантов, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев.

Большой проблемой, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды, обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством [3].

Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения. Покидая

родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран

Рисунок 4 - Топ 10 стран, чьи граждане обращаются за убежищем в ЕС, 2015 - 2017 гг., чел.[4]

Последствия миграционного кризиса, обострившегося в 2015 году, и продолжающегося посей день, также можно классифицировать по характеру и сферам воздействия на этнические, социокультурные, криминальные, политические, демографические и геополитические. Конечно же, данные события стали главной темой для обсуждения дальнейших планов и действий лидеров Евросоюза.

Саммит, прошедший в Брюсселе 28 - 29 июня 2018 года, стал показательным для стран Евросоюза. Лидеры стран-членов ЕС рассмотрели и другие важные вопросы со следующими договоренностями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усиление внешнего пограничного контроля, а также увеличение финансовой поддержки Турции и стран Африки;

активное предотвращение сухопутной и морской переправки нелегальных беженцев в страны

Европы;

- увеличение инвестиций в страны Африки для сокращения количества мигрантов и обеспечения социально-экономических преобразований;

- продолжение реформирования политики Евросоюза, касающейся миграции, а также внесение изменений в Дублинское соглашение [2].

4.1.1 Таким образом, 29 июня 2018 года на саммите в Брюсселе страны ЕС достигли договоренностей по миграционной проблеме.

Анализ основ миграционной политики и факторов, вызвавших миграционный кризис, ЕС позволяет представить несколько сценариев дальнейшего развития ситуации (табл.4).

Таблица 4 - Сценарии реализации миграционной политики и их влияние на социально - экономическое состоя_ние стран Евросоюза_

Сценарии Необходимые условия Достоинства Недостатки

«Конец Европы» 1. Реализация миграционной политики на основе мультикультурализма; 2. Нестабильность на Ближнем Востоке; 3. Отсутствие солидарности между членами ЕС; 4. Неконструктивная позиция Турции (не сдерживание мигрантов). - 1. Угроза распространения терроризма; 2. Кризис идентичности и последующий рост социальной напряженности и неонацистских настроений; 3. Выход Великобритании из ЕС и последующий распад Евросоюза.

«Трансформация мульти-культура-лизма» 1. Введение квот на въезд; 2. Сокращение социальных гарантий; 3. Равное участие всех членов ЕС в поиске решения проблемы; 4. Стабильность на Ближ- нем Востоке; 5. Участие других стран (США). 1. Окончание миграцион- ного кризиса; 2. Успешная интеграция мигрантов в культуру принимающей страны; 3. Ограничение количе- ства мигрантов. 1. Угроза роста нелегальной иммиграции и возможное проникновение террористов на территорию ЕС; 2. Возможное отсутствие у мигрантов единой гражданской идентичности; 3. Возможное давление на инокультурные общины.

«Отказ от концепции мульти-культуризма» 1. Смена правящих партий; 2. Закрытие границ; 3. Депортация беженцев; 4. Незащищенность мигрантов государством. 1. Увеличение бюджета за счет сокращения мигрантов и затрат на социальное обеспечении; 2. Защита интересов собственных граждан. 1. Дискриминация и последующее социальное неравенство; 2. Рост нелегальной мигра- ции; 3. Демографический спад.

Негативный сценарий исходит из крайних допущений в каждом критическом звене. Основной посыл данного сценария - демонстрация разрозненности стран - членов ЕС в принятии совместных мер по урегулированию современной миграционной политики.

Прежде всего, следуя сценарию 2, необходимо изменить законодательную базу, касающуюся социальной поддержки и рынка труда. Не следует создавать условия, при которых у значительной части населения формируется зависимость от социальных пособий и как следствие привычка существовать за пределами экономической и социальной системы страны, в которой они проживают, что позволит мигрантам более быстро адаптироваться.

Третий сценарий включает в себя большое количество негативных последствий потока беженцев, один из которых - возрастание нелегальной миграции. Это приведет к плачевным результатам на уровне создания в Европе многочисленных гетто, криминализации обстановки в тихих и спокойных государствах европейского пространства. Так же это повлечет за собой уменьшение квалифицированных кадров в Европе, еще больший раскол между странами Европы, Азии и Африки, а также усугубит отношения между странами ЕС. Помимо всего прочего, обстоятельства будут способствовать, в частности, уменьшению туристов в Европе.

Вероятным сценарием развития является «трансформация концепции мультикультурализма», поскольку все страны смогут объединиться для совместного решения миграционного кризиса и поиска наиболее безболезненной для всех стран - участниц стратегии борьбы с миграционными потоками.

Можно сделать вывод, что миграционный кризис в ЕС, который на сегодняшний день начинает стабилизироваться, еще далек от логического завершения. Этому свидетельствует анализ тенденций в развитии миграции в XXI веке, которые направлены на формирование миграционной политики, содействующей въезду в страны ЕС только легальным путем; на упрощение правил, регулирующих въезд, сроки нахождения на территории стран и выезд; на интегрирование приезжих иностранцев. Отсутствие солидарности в вопросах распределения мигрантов лишь усугубляет проблему и раскалывает ЕС. В такой ситуации страны-члены обязаны выработать единую стратегию преодоления кризиса - в противном случае его усугубление будет угрожать уже существованию Евросоюза.

Источники:

1. Безработица среди мигрантов, 2014-2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics (дата обращения: 17.04.2019)

2. Виды миграции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://center-yf.ru/data/stat/vidy-migracii.php(дата обращения: 03.05.2019)

3. Временная и циркулярная миграция: эмпирические данные, современная практика управления и варианты дальнейшего развития в странах ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moscow.iom.int/russian/ publications/CARMP/iomrf%20pub/ Vremennaj a_cirkulj arnaj a_migracij a_politika_ES.pdf (дата обращения: 12.03.2019)

4. Денежные переводы мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vestifinance.ru articles/117553(дата обращения: 07.04.2019)

5. Динамика эмиграции в странах ЕС, 2015-2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/euro-stat/web/asylum-and-managed-migration/data/database(дата обращения: 03.12.2018)

6. Интеграция инокультурных мигрантов: перспективы интеркультурализма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_15.pdf(дата обращения: 23.01.2019)

Sources:

1. Unemployment among migrants [Electronic resource]. - Access mode: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics (date of the application: 17.04.2019)

2. Types of migration [Electronic resource]. - Access mode: https://center-yf.ru/data/stat/vidy-migracii.php (date of the application: 03.05.2019)

3. Temporary and circular migration: empirical data, modern management practices and options for further development in the EU countries [Electronic resource]. - Access mode: http://moscow.iom.int/russian/ publications/CARMP/iomrf%20pub/ Vremen-naja_cirkuljarnaja_migracija_politika_ES.pdf (date of the application: 12.03.2019)

4. Migrant remittances [Electronic resource]. - Access mode: https://www.vestifinance.ru articles/117553 (date of the application: 07.04.2019)

5. Dynamics of emigration in the EU countries [Electronic resource]. - Access mode: https://ec.europa.eu/eurostat/web/asy-lum-and-managed-migration/data/database (date of the application: 03.12.2018)

6. Integration of foreign cultural migrants: perspectives of interculturalism [Electronic resource]. - Access mode: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_15.pdf (date of the application: 23.01.2019)

Г.В. Федотова - доктор экономических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции», г. Волгоград ([email protected], 89033757374),

G.V. Fedottova Doctor of Economics, Chief ResearcherFSBSU«Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd»;

И.Ф. Горлов академик РАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой технологии пищевых производств ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», научный руководитель ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции», г. Волгоград, ([email protected], 89093777880),

I.F. Gorlov аcademician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Agricultural Sciences, Profes-sor,Head of the department of food technology FSBEI HE Volgograd State Technical University, Scientific Supervisor FSBSU «Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd»;

М.И. Сложенкина доктор биологических наук, профессор, директор ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции», г. Волгоград ([email protected], 8904 7729999),

M.I. Slogenkina Doctor of Biological Sciences, Professor, Director FSBSU «Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd»;

А.В. Глущенко доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции» ([email protected], 89023125655,)

A.V. Glushchenko Doctor of Economics, Professor, leading resercher FSBSU «Volga Region Research Institute of Manufacture and Processing of Meat - And - Milk Production, Volgograd».

ТРЕНДЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПСОБНОСТИ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ TRENDS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURE OF RUSSIA

Аннотация. В статье проведена оценка современного состояния отраслей сельского хозяйства России в условиях ограничительных санкций и продуктового эмбарго, отмечена проблема низкой эффективности основных отраслей АПК России. Изучено и систематизировано нормативное регулирование научно-технического развития сельского хозяйства. Определена необходимость интенсификации производства сельскохозяйственного сырья для внутреннего потребления и экспорта на мировой рынок. На основе изучения мирового опыта выявлены широкие возможности и преимущества цифровых технологий, определена их роль как важнейшего инструмента повышения конкурентоспособности сельского хозяйства. Представлены и проанализированы источники финансирования и Целевые индикаторы Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства России до 2025 гг. Определены три основных тренда цифрового развития сельского хозяйства, обоснован выбор наиболее перспективных и востребованных решений для модернизации сельскохозяйственных предприятий: Промышленный интернет вещей (IoT); Робототехника; Виртуальная реальность (VR, Virtual Reality); Аналитика больших данных и прогнозирование (технологии Big Data).

Annotation. The article assesses the current state of the agricultural sectors of Russia in the context of restrictive sanctions and food embargo, the problem of low efficiency of the main branches of the agro-industrial complex of Russia is noted. Studied and systematized the regulatory regulation of scientific and technological development of agriculture. The need to intensify the production of agricultural raw materials for domestic consumption and exports to the world market has been determined. Based on the study of world experience, the wide opportunities and advantages of digital technologies are revealed, their role as an essential tool for increasing the competitiveness of agriculture is identified. The sources of financing and the Target Indicators of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture of Russia up to 2025 are presented and analyzed. Three main trends of digital development of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.