2010 Экономика №3(11)
УДК 330.54:314.748
О.А. Сагайдачная, М.В. Дуцкий
ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Обосновывается необходимость создания эффективного комплекса показателей и критериев инновации, которые должны отслеживаться системами сбора статистической, социологической и экспертной информации. Такой комплекс должен сохранять свою актуальность при создании и внедрении инновационных технологий, а также учитывать российскую региональную специфику. С этой точки зрения наиболее важным представляется индекс устойчивого инновационного развития, основой которого является агрегированный индекс устойчивого социально-экономического развития. В число показателей данной социальной подсистемы создаваемого индекса необходимо включить коэффициент общего миграционного прироста. Такая необходимость вызвана тем, что миграция населения относится к числу крупномасштабных, глобальных и набирающих силу общественных процессов современности. Особый вклад миграция вносит в увеличение трудовых ресурсов и укрепление инновационного потенциала, необходимых для динамичного экономического развития региона.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инновации, индекс устойчивого инновационного развития, миграция, коэффициент общего миграционного прироста.
В современных условиях устойчивое развитие экономики как на федеральном, так и на региональном уровне определяется прежде всего использованием комплексного подхода, учитывающего влияние множества факторов, в том числе таких как разработка и внедрение новых технологий, применение эффективных форм и методов управления во всех отраслях экономики. Однако на данном этапе возникает ряд нерешенных вопросов, одним из которых является проблема создания эффективной системы показателей и критериев инновации, которые должны отслеживаться системами сбора статистической, социологической и экспертной информации, а также проблема вывода на ее основе интегральных оценок. На нынешнем этапе развития этой системы для агрегирования данных широко применяются статистические и эконометрические методы, однако проблема однозначности оценок инновации еще далеко не разрешена.
Индекс инновативности, используемый сейчас для измерения уровня инновационной деятельности в регионах, на наш взгляд, не отвечает требованиям времени.
Число индикаторов, входящих в индекс инновативности, позволяет оценить основные сферы инновационной деятельности: создание и разработку инноваций, финансирование инновационной деятельности, инновационность продукции и уровень развития информационно-коммуникационной среды. В число индикаторов вошли:
- численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в % от общей численности занятых в экономике;
- численность учащихся вузов, на 10 тыс. человек населения;
- количество зарегистрированных патентов, на 1000 человек, занятых в экономике;
- затраты на технологические инновации, руб./чел.;
- уровень интернетизации, %.
Такой набор позволяет оценить лишь способность регионов к созданию инноваций и готовность к внедрению их в экономику.
Существующий зарубежный аналог разрабатываемого индекса устойчивого инновационного развития - суммарный индекс инноваций (Summary Innovation Index - SII) - не адаптирован к российским условиям.
Основная проблема в исчислении суммарного индекса инноваций SII для России заключается в том, что далеко не все показатели можно получить с помощью имеющейся статистики. Многие из показателей можно получить только на основании экспертных оценок или дополнительных расчетов. Причем для осуществления таких расчетов должны использоваться не только данные собственно статистики науки и инноваций, но и показатели социальной статистики, статистики деятельности малых и средних предприятий и т.д.
Россия является страной, в которой уровень экономического развития регионов носит ярко выраженный неравномерный характер. Неравномерность регионального развития во многом определяется как объективными, так и субъективными факторами. В числе объективных - различия в географическом и природно-климатическом положении, разная степень обеспеченности сырьевыми ресурсами, отличия в инфраструктурных предпосылках экономического развития, которые во многом сформировались еще в условиях советской экономики при жестком планировании по территориальному принципу. Среди субъективных факторов - политика региональных властей, которая определяет качество управления экономическими процессами и финансовобюджетной сферой. В совокупности объективные и субъективные факторы обусловливают вектор развития региона, в том числе и вектор его инновационного развития.
Механизм регулирования развития инновационной сферы должен основываться на взаимодействии субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, и федеральных и региональных структур, в ведении которых находятся финансовые ресурсы в инновационно насыщенные инвестиции. При этом каждый уровень управления инновационной сферой должен иметь определенную степень свободы, сочетающуюся с высокой мерой ответственности. Эффективность функционирования этого механизма в значительной степени зависит от экономической обоснованности критериев выбора инновационных программ и оценки результатов инновационной деятельности.
Для построения механизма управления инновационной сферой следует определить разделение целей, приоритетов, рычагов воздействия и ответственности по всей цепочке системы воспроизводства - от организаций федерального уровня через региональные структуры до предприятий и организаций, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность.
Эффективным направлением государственной инновационно-инвестиционной политики является поддержка развития инновационной сферы, в которой объектом приложения управляющего воздействия служит регио-
нальная инновационная программа. Одним из способов реализации направления государственной политики в области поддержки инноваций является участие в финансировании региональных программ, объединяющих усилия субъектов инновационной деятельности разных уровней и различной отраслевой принадлежности. При этом каждый из участников программы преследует свои цели. Целью реализации региональной инновационной программы является социально-экономическое развитие региона. Поэтому эффект реализации программы будет достигнут только при условии сбалансированности всех направлений инновационно-инвестиционной деятельности, которая обеспечит структурную сбалансированность социально-экономического развития. Логическим выводом такого подхода к организации инновационной деятельности является измерение результатов развития инновационной сферы на основе социально-экономических показателей.
Этот принцип оценки эффективности поддержки инноваций позволит сопоставить интенсивность инновационной деятельности с конечными результатами функционирования экономики региона. Социально-экономические показатели развития региона при таком подходе можно рассматривать как индикаторы эффективности инновационной деятельности. Прогнозноаналитические исследования этих индикаторов станут основой принятия решений по дальнейшей поддержке инновационного развития экономики региона или смене направлений и приоритетов формирования инновационноинвестиционной политики.
Поэтому возникает необходимость разработки нового индекса, который с увеличением темпов роста создания и внедрения инновационных технологий не терял бы свою актуальность и учитывал российскую региональную специфику.
Таким индексом будет являться индекс устойчивого инновационного развития, разработка которого возможна на основе агрегированного индекса устойчивого социально-экономического развития. Индекс устойчивого социально-экономического развития соединяет три компоненты устойчивого развития общества: экономическую, социальную и природоохранную (экологическую) [1. С. 13]. Аналогично вышеуказанному индекс устойчивого инновационного развития также должен состоять из нескольких компонент, одной из которых должна стать социальная компонента. Социальная составляющая ориентирована на человеческое развитие, на сохранение стабильности общественных и культурных систем, на уменьшение количества конфликтов в обществе. Одним из показателей, входящих в социальную составляющую, должен стать коэффициент общего миграционного прироста.
Миграция населения относится к числу крупномасштабных, глобальных и набирающих все большую силу общественных процессов современности. Масштабность и устойчивость миграции определяют важность и структурный характер ее роли в экономике принимающих социумов. Особый вклад миграция вносит в увеличение трудовых ресурсов и укрепление инновационного потенциала, необходимых для динамичного экономического развития.
Особенно важную народно-хозяйственную роль играет приток высококвалифицированных специалистов. Вклад миграции в экономику существен-
но возрастает, таким образом, в долгосрочном плане. В России таких специалистов, способных заниматься трансфертом инновационных технологий, владеющих методами отбора инвестиционных проектов, недопустимо мало. Однако меры, принимаемые государством в последнее время, направлены на принципиальное изменение ситуации и предоставление иностранным гражданам - квалифицированным специалистам достаточно серьезных привилегий.
В первую очередь, конечно, следует отметить приказы Минздравсоцраз-вития России, принимаемые последние несколько лет и утверждаемые перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются. В частности, Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 22 декабря 2009 г. № 1010н устанавливает на 2010 г. такие профессии, на которые квота не распространяется, как генеральный директор акционерного общества, генеральный директор предприятия, директор завода, директор фирмы, инженер по защите информации, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов и др. [2. С. 1]. Учитывая, что квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в Томской области снижена за последние два года в 2,7 раза и в 2010 г. составила 1519 разрешений, иностранным гражданам - квалифицированным специалистам предоставлено право получения разрешения на работу вне установленной квоты.
Федеральным законом Российской Федерации № 86-ФЗ от 19 мая 2010 г. внесены существенные изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.
Изменения в том числе коснулись режима пребывания иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности. Законодателем была принята статья, которая ввела такое понятие, как «высококвалифицированный специалист», и установила порядок привлечения к работе иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами.
Для высококвалифицированных специалистов, а также членов их семей введены существенные преимущества. В частности, на высококвалифицированных специалистов не распространяются квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу, для них предусмотрено оформление разрешения на работу сроком до 3 лет с последующем неоднократным продлением, в случае досрочного расторжения трудового договора срок поиска новой работы для них увеличен, предусмотрена возможность осуществления трудовой деятельности в двух и более субъектах Российской Федерации. Одним из критериев оценки термина «высококвалифицированный специалист» является заработанная плата иностранного работника не менее двух миллионов рублей за 12 месяцев осуществления трудовой деятельности
Принимаемые решения, таким образом, направлены на приоритетное привлечение в Российскую Федерацию квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, привлечение инвестиций и инновационных проектов.
О.А. Сагайдачная, М.В. Дуцкий 106
Анализ распределения квоты на привлечение иностранных работников на территории Томской области на 2010 г., по профессионально-квалификационным группам показывает, что иностранные граждане в основном привлекаются по профессиям рабочих (таблица). При этом значительная часть мигрантов занимается неквалифицированным трудом.
Распределение квоты на привлечение иностранных работников на территории Томской области на 2010 г. по профессионально-квалификационным группам (по данным департамента труда и занятости населения по Томской области)
Наименование группы Профессии, должности чел. %
Руководители учреждений, организаций и предприятий Генеральный директор предприятия, производитель работ, специалист, директор фирмы 116 7,6
Специалисты высшего уровня квалификации Инженер, архитектор, инженер-проектировщик, агроном, консультант, товаровед, экономист, менеджер, переводчик 201 13,2
Специалисты среднего уровня квалификации Электрик участка, механик, техник, агент торговый, экспедитор, агент коммерческий, бухгалтер 95 6,3
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием Учетчик, кассир, диспетчер 10 0,7
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности Повар, кухонный рабочий, официант, продавец непродовольственных товаров, рабочие зеленого хозяйства 88 5,8
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства Овощевод, вальщик леса 58 3,8
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр Каменщик, бетонщик, штукатур, плотник, арматурщик, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, формовщик изделий, швея 678 44,6
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари - сборщики Машинист бульдозера, оператор пульта управления, монтажник, водитель автомобиля, тракторист, водитель погрузчика 149 9,8
Неквалифицированные рабочие Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, подсобные рабочие, пастух, грузчик, уборщик, дворник 124 8,2
ИТОГО 1519 100
Анализ распределения квоты на привлечение иностранных работников на территории Томской области на 2010 г. по профессионально-квалификационным группам показал, что работодателями привлекаются из-за рубежа высококвалифицированные специалисты по следующим специальностям: инженер, менеджер, прораб, мастер, переводчик, экономист, бухгалтер, тех-
нолог. Как отмечалось выше, значительное количество иностранных граждан приглашаются в качестве руководителей предприятий и организаций, руководителей подразделений. Число иностранных высококвалифицированных специалистов, работающих на должностях биофизик, биохимик, инженер-микробиолог, инженер по защите информации, инженер по автоматизации и механизации производственных профессий, относительно невелико.
В настоящее время Томску требуются не просто рабочие-профессионалы (строители, например), но в первую очередь иностранные специалисты, которые могут быть полезны в инновационной экономике. Развитие новейших технологий является в настоящее время приоритетом в Томской области -регионе, в котором построена и уже работает особая экономическая зона (ОЭЗ) технико-внедренческого типа (в целом здесь будет около 9 000 рабочих мест). Потребность в рабочей силе, необходимой для реализации инвестиционных проектов, составит примерно 29 тыс. человек (2008-2025 гг.) Среди резидентов ОЭЗ уже сейчас 7 иностранных фирм.
Недостаток высококвалифицированных менеджеров и специалистов будут испытывать такие сектора экономики, как электротехника, приборостроение и электроника, машиностроение, строительный и лесопромышленный комплексы. Ликвидировать этот пробел в области планируется за счет привлечения дополнительной силы из других регионов и стран. Но для успешной реализации вышеназванных планов необходима продуманная государственная миграционная политика. На уровне Томской области на сокращение миграционного оттока может повлиять успешное развитие сырьевого сектора экономики, лесозаготовительной деятельности, создание новых производств, повышение материальной заинтересованности, общего уровня комфортности проживания в области, что позволит привлечь высококвалифицированных иностранных работников.
На уровне России в целом необходимо принять Концепцию миграционной политики, без которой трудно рассчитывать на положительное решение проблемы нелегальной миграции.
Реализация эффективной миграционной политики как в регионах, так и в масштабах всей страны невозможна без дальнейшей модернизации миграционного законодательства и эффективного взаимодействия между всеми структурами власти. Однако меры, уже предпринятые в последние годы, говорят о пристальном внимании государства к миграционным процессам. Так, на заседании Совета безопасности РФ еще в 2005 г. было принято решение о разработке Концепции государственной миграционной политики. В 2006 г. была утверждена государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2007 г. введен механизм миграционного учета, изменены правила привлечения к трудовой деятельности иностранных работников из безвизовых стран.
С учетом практики применения статей в миграционном законодательстве в настоящее время подготовлен проект Концепции государственной миграционной политики. Данный проект отражает системный подход к решению миграционных проблем, учитывает международный опыт, ориентирует не
только на толерантное отношение к мигрантам, но главное - на обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности.
Проект подготовлен во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и другими документами стратегического планирования. Сохранена преемственность с Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.
Предполагается два этапа реализации Концепции: первый - до 2015 г., второй - до 2020 г. На первом планируется провести ряд мероприятий, направленных на создание правовых, экономических и институциональных условий. К 2016 г. планируется обеспечить повышение внутрироссийской миграции и снизить отток населения из регионов Дальнего Востока и Забайкалья; обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 280 тыс. человек ежегодно; увеличить долю легальной занятости иностранных граждан [2. С. 4].
На втором этапе реализации Концепции намечен дальнейший рост интенсивности внутренней миграции; направление миграционных потоков из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные; дальнейшее повышение доли легальной занятости иностранных граждан и обеспечение миграционного прироста; повышение доли иностранных студентов.
Реализация комплексной миграционной политики возможна только в ключе единого мегапроекта, направленного на освоение и заселение России, и регулирования внешней трудовой миграции. Составляющими этого проекта должны стать региональные макропроекты, направленные на инновационное развитие территорий через создание благоприятных условий для реализации экономической инициативы потенциальных переселенцев, привлечения инвестиций, технологий и квалифицированных иностранных специалистов.
Литература
1. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С.Н. Бобылева, П. А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001. 220 с.
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 № 1010н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2010 год» // Российская газета. 2010. № 176. 10 авг.
3. Климов В. Готовится «Миграционная Конституция» // Ваше право - миграция. 2010. № 16.