Научная статья на тему 'Влияние миграции на физическое развитие детей'

Влияние миграции на физическое развитие детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
239
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / CHILDREN AND ADOLESCENTS / ФАКТОРЫ / ФОРМИРУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ШКОЛЬНИКИ / PUPILS / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / FACTORS THAT SHAPE PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бокарева Н. А., Милушкина О. Ю., Скоблина Н. А.

В литературе имеются данные об изменениях в физическом развитии подрастающего поколения. Выявляемые новые тенденции требуют поиска современных факторов, влияющих на формирование физического развития детей и подростков. Показано, что на гармоничность физического развития влияют медико-социальные факторы, факторы внутришкольной среды и образа жизни школьников, а также смена постоянного места жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бокарева Н. А., Милушкина О. Ю., Скоблина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of migration on children''s physical development

There are data on changes in the physical development of the younger generation in the literature. The discovered new trends require the search for modern factors that affect the formation of the physical development of children and adolescents. It is shown that the harmony of physical development is influenced by medico-social factors, the factors of the school environment and the way of life of schoolchildren, as well as the change of permanent residence.

Текст научной работы на тему «Влияние миграции на физическое развитие детей»

40

ЗНиСО Август №8 (293)

УДК 613.955

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Н.А. Бокарева1'2, О.Ю. Милушкина2, Н.А. Скоблина12

1ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

2ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

В литературе имеются данные об изменениях в физическом развитии подрастающего поколения. Выявляемые новые тенденции требуют поиска современных факторов, влияющих на формирование физического развития детей и подростков. Показано, что на гармоничность физического развития влияют медико-социальные факторы, факторы внутришкольной среды и образа жизни школьников, а также смена постоянного места жительства.

Ключевые слова: физическое развитие, дети и подростки, факторы, формирующие физическое развитие, школьники, миграция.

N.A. Bokareva, O.Yu. Milushkina, N.A. Skoblina □ THE IMPACT OF MIGRATION ON CHILDREN'S PHYSICAL DEVELOPMENT □ National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

There are data on changes in the physical development of the younger generation in the literature. The discovered new trends require the search for modern factors that affect the formation of the physical development of children and adolescents. It is shown that the harmony of physical development is influenced by medico-social factors, the factors of the school environment and the way of life of schoolchildren, as well as the change of permanent residence.

Key words: physical development, Children and adolescents, Factors that shape physical development, pupils, migration.

Представление о важности изучения физического развития человека в науке сложилось к середине XIX века благодаря работам французского ученого П. Брока и бельгийского ученого Л.А. Кетле. Одним из первых исследователей физического развития и состояния здоровья учащихся различных учебных заведений в России по праву считается Федор Федорович Эрисман. Его исследования, проведенные в 1879 году в поселке Глухово Московской области, положили начало массовым исследованиям физического развития детского населения. В последующие годы изучением физического развития занимались такие выдающиеся ученые, как В.В. Бунак, В.Г. Штефко, Л.А. Сыркин, А.В. Мольков, Г.Н. Сердюковская, возглавлявшая исследовательский коллектив, в составе которого были авторитетные ученые: С.М. Громбах, В.Г. Влас-товский, Ю.А. Ямпольская.

Вопросы изучения физического развития детей и подростков не утратили своей актуальности и в наши дни. В литературе имеются данные об увеличении тотальных размеров тела современных молодых россиян в сравнении со сверстниками предыдущих поколений, ускорении процессов биологического созревания, более ранних сроках менархе, увеличении толщины подкожно-жировых складок и индекса массы тела, а также о снижении функциональных возможностей организма [2, 5, 8, 9, 11].

Цель исследования - выявить факторы, влияющие на формирование физического развития школьников в условиях современного мегаполиса.

Материалы и методы. В исследование были вовлечены 762 школьника г. Москвы в возрасте 8-17 лет, в том числе 274 ребенка, прие-

хавших в мегаполис. Физическое развитие школьников оценивали по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [1]. Изучали основные антропометрические показатели физического развития - массу и длину тела. Оценку гармоничности физического развития проводили с использованием региональных модифицированных шкал регрессии массы тела по длине тела [6].

Результаты исследования. Проведенные лонгитудинальные исследования физического развития московских школьников выявили статистически значимое увеличение тотальных размеров тела у современных детей и подростков 8-17 лет по сравнению со сверстниками предыдущих десятилетий. Кроме того, выявлена отчетливая тенденция к увеличению распространенности избытка массы тела, что подтверждается статистически достоверным увеличением толщины подкожно-жировых складок и окружности талии. Выявлены особенности, свидетельствующие об ускорении биологического созревания современных школьников: развитие вторичных половых признаков начинается у мальчиков с 10 лет, у девочек - с 8 лет, возраст менархе (12 лет 7 мес.) сравним с показателями 1975 года (пик акселерации), в 15 лет 100 % девушек имели регулы [4].

Выявленные новые тенденции требуют поиска современных факторов, формирующих физическое развитие подрастающего поколения.

Проведенные нами исследования позволили установить, что в подростковом возрасте большее влияние на формирование физического развития оказывают медико-социальные факто-

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

41

ры и образ жизни. Доказано негативное влияние неблагоприятного психологического мик-^ роклимата в семье, нерационального и нерегу-^-р лярного питания, нерегламентированной работы за компьютером, недостаточной продолжительности ночного сна, дополнительных занятий с выраженным статическим компонентом [7].

Одним из факторов, влияющих на форми-^ рование физического развития и здоровья детей "^Д и подростков, является организация образова-с^ тельного процесса. Показано, что наиболее благополучная ситуация складывается в школах Iх- здоровья, где осуществляется программа охраны здоровья школьников (рациональное питание, профилактика психо-эмоционального напряжения и утомления учащихся, правильная организация учебного процесса, оптимизация двигательной активности школьников, улучшение медицинского обслуживания и т. д.), и организация учебного процесса полностью соответствует гигиеническим требованиям. Среди учащихся этих школ было статистически значимо больше школьников с нормальным физическим развитием, чем в общеобразовательных школах, и статистически значимо меньше детей с избытком массы тела (р < 0,05). Наиболее неблагоприятное влияние на формирование физического развития учащихся оказывает увеличение образовательной нагрузки за счет интенсификации учебного процесса [3].

Полученные данные о негативном влиянии интенсификации образовательного процесса и увеличении учебной нагрузки на физическое и функциональное состояние школьников подтверждается следующими данными. Установлено, что у учащихся в школах с углубленным изучением отдельных предметов показатели мышечной силы снижены на 2-3 кг.

Изучение динамики мышечной силы школьников в процессе обучения позволило выявить негативную тенденцию снижения динамометрии в 6-м классе и у мальчиков, и у девочек, а также в 9-м и в 11-м классах - у девочек. Это, вероятно, объясняется возрастающей учебной нагрузкой в 6-м классе и подготовкой к государственной итоговой аттестации в 9-м классе и к единым государственным экзаменам в 11-м классе.

Одним из новых факторов, требующих отдельного рассмотрения, является повышение активности миграционных потоков, которое наблюдается в нашей стране в последние десятилетия.

В демографии «мигрант» определяется как лицо, пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время [10]. По данным официальной статистики (www.gsk.ru), в мегаполисе Москве ежегодно увеличивается число семей, регистрирующихся по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, которые попадают в категорию мигрантов. Дети таких семей посещают образовательные организации мегаполиса. Естественный гигиенический эксперимент показал, что удельный вес школьников-мигрантов в популяции школьников мегаполиса Москвы составляет 36,2 %.

В современной литературе много внимания уделяется вопросам социальной и психологической адаптации ребенка-мигранта к новым условиям обучения и воспитания, новому коллективу, активно обсуждаются вопросы толерантности к мигрантам в современной школе. Однако необходимо констатировать, что влияние фактора миграции на формирование физического развития детей и подростков недостаточно изучено, в литературе практически отсутствуют публикации, посвященные данной теме. В немногочисленных зарубежных публикациях имеются данные о более высокой распространенности избытка массы тела и ожирения среди детей-мигрантов [12-14].

Проведенные исследования выявили ряд особенностей в физическом развитии и состоянии здоровья детского мигрантного населения.

Установлено, что в группе школьниц-миг-ранток ростовой скачок происходит позже (на 1 год по сравнению с москвичками), погодовые прибавки длины тела от 10 к 11 годам в этой группе были достоверно ниже (табл. 1). Длина и масса тела, окружность грудной клетки у школьниц-мигранток в этих возрастных группах так же были достоверно меньше.

Но наиболее яркие различия наблюдаются в сроках появления первых регул (рис. 1).

Таблица 1. Погодовые прибавки длины тела девочек-москвичек и девочек-мигранток 8—18 лет, M ± m, см

Погодовая прибавка Москвички Мигрантки Р

n M±m n M±m

от 8 к 9 годам 111 5,51 ± 0,12 48 5,57 ± 0,34 > 0,05

от 9 к 10 годам 150 5,64 ± 0,12 48 5,51 ± 0,21 > 0,05

от 10 к 11 годам 135 5,96 ± 0,16 48 5,34 ± 0,27 < 0,05

от 11 к 12 годам 115 6,54 ± 0,18 42 6,84 ± 0,48 > 0,05

от 12 к 13 годам 94 4,84 ± 0,23 37 5,54 ± 0,41 > 0,05

от 13 к 14 годам 92 3,78 ± 0,21 43 3,84 ± 0,45 > 0,05

от 14 к 15 годам 84 2,15 ± 0,19 43 1,89 ± 0,29 > 0,05

от 15 к 16 годам 78 1,06 ± 0,14 46 0,91 ± 0,22 > 0,05

от 16 к 17 годам 58 0,60 ± 0,13 44 0,33 ± 0,12 > 0,05

от 17 к 18 годам 26 0,36 ± 0,11 18 0,25 ± 0,14 > 0,05

42

ЗНиСО Август №8 (293)

30

25

20 15 10 5

1-9 лет 6 мес. -3-10 лет 6 мес. 5-11 лет 6 мес. 7-12 лет 6 мес. 9-13 лет 6 мес. 11-14 лет 6 мес.

9 лет 11 мес.; 114-119 мес.

- 10 лет 11 мес.; 126-131 мес

- 11 лет 11 мес.

- 12 лет 11 мес.

- 13 лет 11 мес.

- 14 лет 11 мес.

13-15 лет 6 мес. - 15 лет 11 мес.

138-143 мес. 150-155 мес. 162-167 мес. 174-179 мес. 186-191 мес.

мигранты

2-10 лет - 10 лет 5 мес.; 4-11 лет - 11 лет 5 мес.; 6-12 лет - 12 лет 5 мес.; 8-13 лет - 13 лет 5 мес.; 10-14 лет - 14 лет 5 мес.; 12-15 лет - 15 лет 5 мес.;

120-125 мес. 132-137 мес. 144-149 мес. 156-161 мес. 168-173 мес. 180-185 мес.

Рис. 1. Внутригрупповое распределение шепагсЬе у девочек-москвичек и девочек-мигранток по возрастам, %

Средний возраст появления первых регул был одинаков в обеих группах и составил 12 лет и 7 месяцев, однако в группе москвичек было больше относительно рано созревающих девочек. Как видно на представленной диаграмме, пик распределения в обеих группах приходится на возрастной интервал 12 лет - 12 лет 5 месяцев. В то же время в группе мигран-ток в некоторых возрастных интервалах наблюдаются «провалы» (11 лет 6 мес. - 11 лет 11 мес.), а так же имеются дополнительные пики распределения в более старших возрастных интервалах (13 лет - 13 лет 5 мес., 14 лет - 14 лет 5 мес.), что свидетельствует о более позднем начале полового созревания у девушек-мигран-ток. Кроме того, анализ состояния менструаль-

ной функции показал, что у мигранток статистически значимо чаще выявлялись нарушения, требующие консультации врача-гинеколога.

Сравнительный анализ полового созревания мальчиков позволил установить, что развитие вторичных половых признаков у мальчиков-мигрантов начиналось позже: у московских мальчиков первые признаки фиксировались в 9 лет, тогда как у мигрантов в 11 лет (табл. 2).

В пользу более позднего начала полового созревания у мальчиков-мигрантов свидетельствует и уровень свободного эстрадиола и тестостерона в слюне в 12 лет, который был статистически значимо ниже по сравнению с москвичами (табл. 3).

Таблица 2. Показатели полового созревания мальчиков 9-18 лет (2003-2012), %

0

9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет

Москвичи

Ах0 99,4 98,0 97,8 87,4 38,5 18,7 0 0 0 0

Ах1 0,6 2,0 2,2 10,7 40,6 36,0 11,5 0 0 0

Ах2 0 0 0 1,9 16,5 34,7 19,8 5,9 0 0

Ах3 0 0 0 0 4,4 10,6 68,7 94,1 100,0 100,0

Р0 100,0 99,3 87,8 80,6 42,9 18,7 0 0 0 0

Р1 0 0,7 12,2 18,4 40,6 41,3 12,4 0,9 0 0

Р2 0 0 0 1,0 13,2 28,0 19,6 6,9 1,6 0

Р3 0 0 0 0 3,3 12,0 58,8 56,4 42,9 25,0

Р4 0 0 0 0 0 0 9,3 35,6 55,5 75,0

Мигранты

Ах0 100,0 100,0 100,0 87,9 31,8 10,9 0 0 0 0

Ах1 0 0 0 12,1 47,7 32,6 0 0 0 0

Ах2 0 0 0 0 18,2 32,6 28,6 3,9 0 0

Ах3 0 0 0 0 2,3 23,9 71,4 96,1 100,0 100,0

Р0 100,0 100,0 87,5 72,7 27,3 10,9 0 0 0 0

Р1 0 0 12,5 27,3 54,5 34,8 0 0 0 0

Р2 0 0 0 0 15,9 30,4 30,6 7,8 0 0

Р3 0 0 0 0 2,3 23,9 53,1 49,1 42,1 25,0

Р4 0 0 0 0 0 0 16,3 43,1 57,9 75,0

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

43

Таблица 3. Сравнительная характеристика уровня кортизола, эстрадиола и тестостерона у школьников-москвичей и школьников-мигрантов

Возраст Гормон Москвичи Мигранты Р

11 лет кортизол 6,00 ± 0,99 15,19 ± 8,47 > 0,05

12 лет кортизол 7,85 ± 0,62 6,87 ± 1,36 > 0,05

эстрадиол 9,08 ± 0,88 4,85 ± 1,55 < 0,01

тестостерон 43,25 ± 8,58 19,33 ± 3,40 < 0,01

13 лет кортизол 6,36 ± 0,39 6,73 ± 0,64 > 0,05

эстрадиол 6,38 ± 0,69 4,03 ± 0,26 > 0,05

тестостерон 32,09 ± 3,67 32,22 ± 6,29 > 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Выявленные особенности в физическом развитии школьников-мигрантов позволяют констатировать, что, наряду с медико-социальными факторами, факторами образа жизни и организацией учебного процесса, на формирование физического развития современных школьников оказывает влияние миграция, т. е. смена постоянного места жительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей. / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская [и др.] // М., 1999. 226 с.

2. Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье - среда обитания»: Автореферат диссертации. Нижний Новгород, 2010. 44 с.

3. Бокарева Н.А. и др. Гигиеническая оценка влияния организации образовательного процесса на физическое развитие школьников г. Москвы / Н.А. Бокарева, О.Ю. Ми-лушкина, З.А. Овчинникова [и др.] // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2016. № 3. С. 63-69.

4. Бокарева Н.А. и др. Динамика физического и биологического развития московских школьников / Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина // Доктор.Ру. Педиатрия. Гастроэнтерология. 2014. №11 (99). С. 5-8.

5. ГодинаЕ.З. и др. Ауксологические исследования на родине М.В. Ломоносова / Е.З. Година, И.А. Хомякова, Л.В. За-дорожная [и др.] // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. 2011. № 3. С. 68-100.

6. Кучма В.Р. и др. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов [и др.] // М.: Издатель НЦЗД, 2012. С. 144-170.

7. Милушкина О.Ю. и др. Ведущие факторы риска нарушения морфофункционального состояния организма детей и подростков / О.Ю. Милушкина, Ю.П. Пивоваров, Н.А. Скоблина, Н.А. Бокарева // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 26-31.

8. Поварго Е.А. и др. Региональные особенности физического развития школьников Уфы / Е.А. Поварго, А.Т. Зулькарнаева, Т.Р. Зулькарнаев [и др.] // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 4. С. 72-74.

9. Поляков В.К Состояние здоровья школьников: сома-тометрические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нутритивного статуса: Автореферат диссертации. Саратов, 2010. 40 с.

10. Рыбаковский Л.Л. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных приоритетов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 6 (449). С. 11-26.

11. Соколов А.Я. и др. Уровень физического развития и типы телосложения девочек и мальчиков Магадана 710 лет / А.Я. Соколов, Ю.В. Заводчикова // Гигиена и санитария. 2009. № 3. С. 86-88.

12. Hermanussen M. (ed.) Auxology - Studying human growth and development. Germany, Schweizerbart Science Publishers, 2013. 324 p.

13. Misra A. et al. Migration and its impact on adiposity and type 2 diabetes / A. Misra, O.P. Ganda // Nutrition. 2007. Vol. 23. P. 696-708.

14. Ulijaszek S.J. Obesity: a disorder of convenience. Obes Reviews. 2007. Vol. 8. P. 183-187.

Контактная информация:

Бокарева Наталия Андреевна, тел.: +7 (916) 351-72-21, e-mail: [email protected]

Contact information: Bokareva Natalia, р^эм: +7 (916) 351-72-21, e-mail: [email protected]

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.