Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЗОЦИКЛОВ СКОРОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИГРОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ КАТЕГОРИИ U11'

ВЛИЯНИЕ МЕЗОЦИКЛОВ СКОРОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИГРОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ КАТЕГОРИИ U11 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / КАТЕГОРИЯ U11 / РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / 505 AGILITY TEST / FOOTBALL / U11 CATEGORY / DEVELOPMENT OF SPEED QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горникова Энриета, Долежаёва Ладислава, Кондратьева Нина, Ледницки Антон

Цель исследования - определение влияния 5-недельного развивающего мезоцикла, направленного на изменения уровня скоростных и скоростно-координационных способностей юных футболистов категории U11. Методика и организация исследования. По программе исследования за экспериментальным мезоциклом следовал равный по времени (5 недель) период снижения нагрузки, в котором спортсмены участвовали в тренировках преимущественно игрового характера. Изменения скоростных способностей юных спортсменов в конце каждого мезоцикла определялись с помощью специальных тестов: бега на 10 и 20 м и бега с изменением направления (505 Agility Test). Статистическую достоверность изменения средних значений определяли с помощью непараметрического критерия Фридмана и Т-критерия Уилкоксона. Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов показал значительное улучшение уровня скоростных возможностей спортсменов после прохождения экспериментальной программы тренировок (бег на 10 м - р=0,026*; бег на 20 м - р=0,05*). Во второй части экспериментального исследования, где использовались тренировки игровой направленности, было зафиксировано существенное улучшение уровня скоростных показателей только в беге со сменой направления (505 Agility Test - p=0,011*) и одновременно значимое ухудшение показателей в беге на 10 м (p=0,004**). В исследовании была доказана необходимость включения специальных упражнений, развивающих качество быстроты, в тренировочный процесс игровой направленности, поскольку без таких упражнений не может быть достигнут должный уровень развития скоростных качеств. Вместе с тем использование игровых действий, таких как ведение мяча, передача, захват мяча, подготовительных и специально-игровых упражнений, подвижных игр, является достаточным стимулом для развития быстроты в беге со сменой направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горникова Энриета, Долежаёва Ладислава, Кондратьева Нина, Ледницки Антон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SPEED-FOCUSED MESOCYCLES AND GAME-ORIENTED TRAININGS ON LEVEL OF SPEED QUALITIES IN U11 FOOTBALL PLAYERS

Objective of the study was to determine the impact of a 5-week developing mesocycle aimed to change the level of development of speed and coordination qualities in U11 young football players. Methods and structure of the study. According to the study program, the experimental mesocycle was followed by an equal in time (5 weeks) period of load reduction, in which the athletes performed mainly in the game training sessions. The changes in the young athletes’ speed ability at the end of each mesocycle were determined by special tests: 10 m and 20 m run and running with changing directions (505 Agility Test). The statistical significance of differences in averages was determined using the Friedman non-parametric criterion and the Wilcoxon t-criterion. Results and conclusions. The analysis of the data obtained indicated a significant improvement of the athletes’ speed qualities upon completion of the experimental training program (10 m run - p=0.026*; 20 m run - p=0.05*). In the second part of the experiment, which involved the game-oriented training, a significant improvement was observed in the speed ability level only during the speed run with changing directions (505 Agility Test - p=0.011*) and at the same time a significant decrease in the 10 m run test rates (p=0.004**). The study proved the need to include special exercises to promote the quality of speed in the game-oriented training. It is impossible to achieve the necessary level of speed qualities without such exercises. Moreover, the use of such game actions as ball dribbling, handling, capture, preparatory and special-game exercises, and mobile games is a sufficient incentive for the development of speed ability in the run with changing directions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЗОЦИКЛОВ СКОРОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИГРОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ КАТЕГОРИИ U11»

ВЛИЯНИЕ МЕЗОЦИКЛОВ СКОРОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИГРОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ КАТЕГОРИИ U11

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 18.09.2020 г.

Информация для связи с автором: hornikova.henrieta@gmail.com

Энриета Горникова1 Ладислава Долежаёва1

Кандидат педагогических наук Нина Кондратьева2 Доктор философских наук Антон Ледницки1

'Университет им. Коменского, Факультет физического воспитания и спорта Братислава, Словакия

2Московский педагогический государственный университет, Москва

IMPACT OF SPEED-FOCUSED MESOCYCLES AND GAME-ORIENTED TRAININGS ON LEVEL OF SPEED QUALITIES IN U11 FOOTBALL PLAYERS

Enrieta Gornikova1 Ladislava Dolezhaeva1 PhD Nina Kondratieva2 Dr.Sc.Phil. Anton Lednicky1

'Comenius University, Faculty of Physical Education and Sports Bratislava, Slovakia 2Moscow State Pedagogical University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определение влияния 5-недельного развивающего мезоцикла, направленного на изменения уровня скоростных и скоростно-координационных способностей юных футболистов категории U11. Методика и организация исследования. По программе исследования за экспериментальным мезоциклом следовал равный по времени (5 недель) период снижения нагрузки, в котором спортсмены участвовали в тренировках преимущественно игрового характера. Изменения скоростных способностей юных спортсменов в конце каждого мезоцикла определялись с помощью специальных тестов: бега на 10 и 20 м и бега с изменением направления (505 Agility Test). Статистическую достоверность изменения средних значений определяли с помощью непараметрического критерия Фридмана и Т-критерия Уилкоксона.

Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов показал значительное улучшение уровня скоростных возможностей спортсменов после прохождения экспериментальной программы тренировок (бег на 10 м - р=0,026*; бег на 20 м - р=0,05*). Во второй части экспериментального исследования, где использовались тренировки игровой направленности, было зафиксировано существенное улучшение уровня скоростных показателей только в беге со сменой направления (505 Agility Test - p=0,011*) и одновременно значимое ухудшение показателей в беге на 10 м (p=0,004**). В исследовании была доказана необходимость включения специальных упражнений, развивающих качество быстроты, в тренировочный процесс игровой направленности, поскольку без таких упражнений не может быть достигнут должный уровень развития скоростных качеств. Вместе с тем использование игровых действий, таких как ведение мяча, передача, захват мяча, подготовительных и специально-игровых упражнений, подвижных игр, является достаточным стимулом для развития быстроты в беге со сменой направления.

Ключевые слова: футбол, категория U11, развитие скоростных способностей, 505 Agility Test.

Annotation

Objective of the study was to determine the impact of a 5-week developing mesocycle aimed to change the level of development of speed and coordination qualities in U11 young football players.

Methods and structure of the study. According to the study program, the experimental mesocycle was followed by an equal in time (5 weeks) period of load reduction, in which the athletes performed mainly in the game training sessions. The changes in the young athletes' speed ability at the end of each mesocycle were determined by special tests: 10 m and 20 m run and running with changing directions (505 Agility Test). The statistical significance of differences in averages was determined using the Friedman non-parametric criterion and the Wilcoxon t-criterion.

Results and conclusions. The analysis of the data obtained indicated a significant improvement of the athletes' speed qualities upon completion of the experimental training program (10 m run - p=0.026*; 20 m run - p=0.05*). In the second part of the experiment, which involved the game-oriented training, a significant improvement was observed in the speed ability level only during the speed run with changing directions (505 Agility Test - p=0.011*) and at the same time a significant decrease in the 10 m run test rates (p=0.004**). The study proved the need to include special exercises to promote the quality of speed in the game-oriented training. It is impossible to achieve the necessary level of speed qualities without such exercises. Moreover, the use of such game actions as ball dribbling, handling, capture, preparatory and special-game exercises, and mobile games is a sufficient incentive for the development of speed ability in the run with changing directions.

Keywords: football, U11 category, development of speed qualities, 505 Agility Test.

Введение. Ключевыми физическими качествами профессионального футболиста являются его аэробная и анаэробная подготовленность, способность быстро бегать, высоко прыгать, резко менять направление движения и уметь реализовы-

вать в игровой обстановке специфические для данного вида спорта навыки, такие как дриблинг, передача или удар по воротам [3, 4]. В зависимости от своей роли и позиции игрок в среднем пробегает более 10 км в течение матча [1]. Ис-

пользование скоростных данных игрока в футболе осуществляется не только за счет выполнения им спринтерского бега, но и в том числе за счет быстроты его реакции, способности к ускорению скоростной ловкости при частых и неожиданных изменениях направления бега, быстроты выполнения игровых действий во взаимодействии с другими игроками команды. Скорость бега по прямой состоит из начального ускорения и достижения максимальных значений. Здесь важную роль играет сочетание частоты длины и шагов [2]. Другим параметром, влияющим на проявления скоростных возможностей, является время касания стопы опорной поверхности [7]. Специалисты считают, что время ускорения зависит прежде всего от уровня скоростно-силовой подготовленности, а не от показателя частоты шагов. Важный ключевой момент - способность футболиста к резкому изменению направления движения во время бега с большой скоростью как в фазе обороны, так и атаки. Возраст с 9 до 14 лет считается именно тем периодом, когда подросток может хорошо выдерживать в процессе обучения короткую интенсивную нагрузку. Данный возрастной диапазон можно считать сенситивным периодом для развития скоростных качеств [5].

Цель исследования - определить влияние 5-недельного мезоцикла на уровень скоростных и скоростно-координа-ционных способностей юных футболистов.

Методика и организация исследования. После завершения развивающего периода следовал период из 5 недель со сниженным акцентом развития скоростных способностей.

В экспериментальной группе были молодые футболисты (п=11) в возрасте от 9 до 10 лет клуба <^М§К 1922 Братислава», занимающиеся футболом 3-4 года. Все тестирования проходили в одинаковых условиях, в одном и том же спорти-ном зале. Во время эспериментальных мезоциклов проводилось по три тренировки в неделю, а также был проведен один соревновательный матч. Продолжительность каждой тренировки составляла 90 мин. Исследовательская работа состояла из двух мезоциклов, каждый из которых включал по пять недель. В первом, развивающем, мезоцикле главное внимание уделялось развитию скоростных способностей спортсменов (бег с ускорением, ускорения с изменением направления бега, развитие частоты повторяющихся движений). Эксперимент начался 9 сентября 2019 г. (первое тестирование) и завершился 14 октября 2019 г. (второе тестирование). Специальный блок упражнений применялся три раза в неделю в течение пяти недель, всегда в начале тренировки после разминки. Использовался преимущественно повторный, игровой и соревновательный методы развития скоростных способностей. Специальные упражнения выполнялись на футбольном поле в течение 25-35 мин. После этого проводилась классическая футбольная тренировка. Следующий этап исследовательской работы начался 14 октября 2019 г. после повторного тестирования и закончился итоговым тестированием 18 ноября 2019 г. Во втором мезоцикле основное содержание тренировочного процесса было сосредоточено на развитии координационных способностей, индивидуального игрового мастерства. Данные задачи решались с помощью подготовительных и игровых упражнений, совершенствования силовых качества. В этот период не уделялось большого внимания развитию скоростных качеств. Все игроки и их родители дали свое согласие на участие в экспериментальном исследовании.

Соматические показатели игроков и их статистическая обработка

В процессе исследования проводились измерения соматических показателей тела, а также использовались стандартные тесты на определение скоростных способностей (бег на 10 и 20 м; 505 Agility Test). Время в тестах фиксировалось с помощью установок с фотоэлементами.

Результаты исследования и их обсуждение. При оценке соматических показателей (см. таблицу) были выявлены значительные изменения между отдельными результатами: так, на 5 % и на 1% повысились рост (РТ) и вес (ВеТ) тела на уровне статистически значимых различий (за исключением одного периода). Такой существенный рост регистрируемых показателей связан с естественным биологическим развитием юных спортсменов, которые находятся в начале полового созревания.

Под влиянием экспериментального фактора в первом периоде исследования нами выявлено значительное (на 1,83 0%) увеличение показателей уровня скоростных возможностей (р<0,05) в беге на 10 м. Однако в период исключения упражнений на развитие быстроты при использовании только игровых упражнений в группе значительно ухудшились данные показатели - на 4,02 00 (p<0,01). Полученные результаты указывают на то, что использование только игровой подготовки не эффективно, такой подход не развивает скоростные качества даже у таких молодых игроков. Исходя из этого, сравнивая результаты первого и итогового тестирования можно констатировать, что юные футболисты значительно ухудшили свои результаты (p<0,05) и положительный эффект первого развивающегося мезоцикла полностью исчез. Объяснение этого факта также может быть дано тем, что значительно увеличился рост и вес спортсменов в сравнении с первым и итоговым измерением. Это частично подтверждает выводы авторов [7], которые констатировали, что рост тела и уровень взрывной силы нижних конечностей являются факторами, которые сильно влияют на стартовую скорость в беге.

В результате реализации экспериментальной программы было выявлено значительное увеличение результатов в беге на 20 м - на 1,29 % при р<0,05. В другие периоды нами не обнаружено статистически достоверной значимости изменений, однако в «игровом» периоде тестовые показатели игроков команды ухудшились на 0,26 %.

Предполагаем, что такие результаты связаны с другой структурой бега, чем в предыдущем 10-метровом беге. Ускорение в беге на 20 м отличается необходимыми двигательными навыками и техникой бега [7]. В то же время это может быть связано с содержанием отдельных мезоциклов. Развивающийся мезоцикл содержал упражнения в беге с ускорением на отрезках до 15 м. Во втором периоде преобладали пробежки с мячом и упражнения на координацию движений. Такое содержание тренировки было обосновано тем, чтобы игроки не потеряли уровень проявления скорости и в этом более ко-ординационносложном беге. Тем не менее результаты этих двух тестов бега с ускорением подтверждают необходимость включения скоростных упражнений в игровые тренировки для поддержания достигнутого уровня скоростных способностей.

Специальный 505 Agility Test - это относительно простой тест на определение координационно-скоростного уровня, который используется в тестировании футболистов [6]. Нами обнаружены значительные различия (FR (2)=15,43; p<0,01) между отдельными тестированиями. В экспериментальном,

Показатель Первое тест. (1-е) Повторное тест. (2-е) Итоговое тест. (3-е) Достоверность различий (1-2-я) Достоверность различий (2-3-я) Достоверность различий (1-3-я)

Рост, см 142,03 ± 6,01 142,63 ±6,06 142,83 ±6,15 0,005** 0,014* 0,003**

Вес, кг 35,62 ± 2,75 36,02 ±2,89 36,23 ±2,72 0,022* 0,181 0,01**

Примечание: p < 0,05*; p < 0,01**

р= 0,003** 0,003**_

2,87

p=0,13

2,81

p=0,01*

2,7

Угасание

3,5 3 2,5

rij " 2 cc

I 1,5

СП

1

0,5 0

Первое Повторное

тестирование тестирование

Сравнение средних результатов 505 Agility Test

акцентированном на развитие скорости периоде, несмотря на повышение уровня скоростных показателей на 2,09 %, в результатах этого теста мы не обнаружили существенных изменений. Во втором периоде благодаря включению только игровых упражнений значительные изменения были продемонстрированы на уровне 5 %, средний результат команды улучшился на 3,82 0% (см. рисунок).

Это произошло главным образом из-за тренировочного содержания второго мезоцикла, который включал упражнения с мячом и подвижные игры, в которых часто происходят изменения направления бега. Тем не менее мы обнаружили наиболее значительные изменения между первым и итоговым тестированием через 10 недель, когда молодые футболисты в этом тесте повысили свой уровень почти на 6 %. Накопление скоростных стимулов и индивидуальной игровой активности игрока обеспечило изменения на уровне 1 % статистической значимости. При индивидуальной оценке тестов на скорость мы обнаружили, что самые быстрые игроки в беге на 10 и 20 м смогли использовать свои скоростные данные и в этом тесте, более требовательном с точки зрения координационных возможностей.

Выводы. Юные футболисты категории U11 находятся в активном периоде изменения соматических показателей, что может оказывать негативное влияние на уровень скоростных способностей. При оценке результатов в тестах, определяющих скоростные способности спортсмена, следует учитывать особенности его индвидуального развития, в том числе соматические показатели. В игровую тренировку необходимо включать бег по прямой, что создает предпосылки для высокой скорости бега и с изменениями направления. В тренировочном процессе необходимо уделять внимание не только развитию двигательных качеств, но и совершенствованию техники бега, которые одновременно оказывают влияние на показатели скорости бега с изменением направления.

Эта статья финансируется за счет научного гранта для докторантов и молодых исследователей из Университета Коме-ниуса в Братиславе (UK/ 70/2020).

Refrenses

1. Abbott, W., Brickley, G., & Smeeton, N.J. (2018). Physical demands of playing position within English Premier League academy soccer. Journal of Human Sport and Exercise, 13(2), 285-295. doi: https://doi. org/10.14198/jhse.2018.132.04

2. Holienka, M., 2005. Kondicny tréning vo futbale. Bratislava: Peter Macura - PEEM. ISBN 8089197-21-3.

3. Martínez-Lagunas, V.; Niessen, M.; Hartmann, U. Women's football: Player characteristics and demands of the game. J. Sport Health Sci. 2014, 3, 258-272.

4. Mujika, I.; Santisteban, J.; Impellizzeri, F.M.; Castagna, C. Fitness determinants of success in men's and women's football. J. Sports Sci. 2009, 27, 107-114.

5. Simonek, J.: Kondicnáprípravadetí a mládeze. In: Packa, J. - Simonek, J. - Streicher, P. - Hianik, J. :Hádzaná. Metodickélisty. Bratislava : SZH, 1998.

6. Tvrdy, M. 2020. Efektívnosf rychlostno-silovej prípravy mladych futbal-istov v prípravnom období. FTVS UK Bratislava Diplomová práca, 99 s.

7. Vanderka, M., A T. Kampmiller, 2007. Modernéprostriedkyrozvojako ordinacnychschopností v skolskejtelesnejvychove / In: Skola v pohy-be. - ISBN 97880-89197-71-2. - Bratislava :UniverzitaKomenského, Fakultatelesnejvychovy a sportu a Slovenskávedeckáspolocnosf pre telesnúvychovu a sport, 2007. - S. 172-179

НовЫЕ КНИгИ

губа в.п. сенситивные периоды развития детей. определение спортивного ТАЛАНТА: МОНОГРАФИЯ / в.п. ГУБА, Л.в. БУЛЫКинА, Е.Е. АЧКАСоВ, Э.н. БЕЗУГЛоВ. -м.: «советский спорт», 2020. - 130 С.

В монографии представлены сведения, отражающие сенситивные периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста нормального физического развития, а также особенности проявления физических качеств у юных спортсменов-игровиков в различные возрастные периоды. Приведены примерные комплексы упражнений, методы и методические приемы воспитания основных физических качеств.

Материал монографии предназначен для специалистов, работающих со спортсменами детского и юношеского возраста, а также будет полезен специалистам при организации и проведении тренировочных занятий в соответствии с наиболее благоприятными периодами развития физических качеств и способностей юных спортсменов.

Студенты, магистранты и аспиранты также найдут много интересного материала для выполнения квалификационных работ.

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ: Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.