Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНУТРИЛИЧНОСТНУЮ КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНУТРИЛИЧНОСТНУЮ КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гром Т.И., Андреева И.Н.

Рассматривается проблема совместного влияния межличностных потребностей и стиля родительского воспитания на внутриличностную конфликтность в подростковом возрасте. В ходе эмпирического исследования были изучены модели зависимости показателя внутриличностной конфликтности от показателей межличностных потребностей (включение, контроль, аффект) и стиля родительского воспитания (позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность). Установлено, что совместное положительное влияние на внутриличностную конфликтность подростков оказывают враждебность и непоследовательность родительского стиля воспитания. Совместного влияния остальных показателей межличностных потребностей и родительского стиля воспитания не установлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гром Т.И., Андреева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JOINT INFLUENCE OF INTERPERSONAL NEEDS AND PARENTING STYLE ON THE INTRAPERSONAL CONFLICT OF ADOLESCENTS

The article deals with the problem of the joint influence of interpersonal needs and the style of parenting on intrapersonal conflict in adolescence. In the course of the empirical study, models of the dependence of the indicator of intrapersonal conflict on indicators of interpersonal needs were studied: inclusion, control, affect; and parenting style: positive interest, directiveness, hostility, autonomy, inconsistency. And also, the most important indicators for assessing the indicator of intrapersonal conflict were identified. It has been established that the hostility and inconsistency of the parental style of upbringing have a joint positive effect on the intrapersonal conflict of adolescents. The joint influence of other indicators of interpersonal needs and parental style of education has not been established.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНУТРИЛИЧНОСТНУЮ КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

УДК 159.9 Б01 10.52928/2070-1640-2023-39-1-64-67

ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВНУТРИЛИЧНОСТНУЮ КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Т.Е. ГРОМ, д-р психол. наук, проф. И.Н. АНДРЕЕВА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Рассматривается проблема совместного влияния межличностных потребностей и стиля родительского воспитания на внутриличностную конфликтность в подростковом возрасте. В ходе эмпирического исследования были изучены модели зависимости показателя внутриличностной конфликтности от показателей межличностных потребностей (включение, контроль, аффект) и стиля родительского воспитания (позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность). Установлено, что совместное положительное влияние на внутриличностную конфликтность подростков оказывают враждебность и непоследовательность родительского стиля воспитания. Совместного влияния остальных показателей межличностных потребностей и родительского стиля воспитания не установлено.

Ключевые слова: внутриличностная конфликтность, межличностные потребности, стиль родительского воспитания.

Введение. Внутриличностный конфликт - достаточно обширное понятие. Под внутриличностным конфликтом можно понимать различные состояния человека в зависимости от причин, которые его определяют, от видов, которыми они являются, от характера проявления, особенностей протекания и важности последствий.

Одно из его определений звучит следующим образом. Внутриличностный конфликт - конфликт внутри психического мира личности, который представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов между сознательными и бессознательными влечениями, между требованиями совести и стремлением к получению удовольствия, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности (Б.С. Волков, 2006) [1].

Внутриличностные конфликты могут переходить в межличностные, что приводит к деструкции существующих межличностных отношений. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении1.

В изучении причин или источников возникновения внутриличностных конфликтов выделяют три основные позиции: внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; внешние причины, обусловленные положением личности в обществе. Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным).

Несмотря на достаточно широкое научное исследование проблем подростков, пристальное внимание психологов, педагогов и других специалистов все также направлено на этот особенный возраст. Развитие личности подростка в большинстве случаев стихийно и непредсказуемо. От кризисов младших возрастов кризис подросткового возраста отличается значительно [2]. Внутренний мир подростка обретает противоречивый характер, вызванный известными новообразованиями, изменившейся социальной ситуацией развития, обесцениванием прежнего отношения к миру и попыткой построения новых социальных контактов на более качественном уровне. Внутренние конфликты, возникающие в этот период, подростками, как правило, не осознаются [2]. Окружающие взрослые также не всегда могут догадываться о наличии и причинах конфликтов, что может привести к отсутствию взаимопонимания, усилению кризисных переживаний. Благоприятное разрешение внутриличностных конфликтных ситуаций подростка дает возможность дальнейшему личностному развитию.

При подавлении потребностей, возникающих в подростковый период, или их неадекватном удовлетворении, а также при использовании родителями дисфункционального стиля воспитания формируются невротические состояния, которые приводят к устойчивости и усилению внутриличностных конфликтов, что может послужить точкой для развития агрессивной формы поведения подростка.

Основная часть. Цель исследования - определить характер совместного влияния межличностных потребностей и стиля родительского воспитания на внутриличностную конфликтность подростков.

Гипотеза исследования: на показатели внутриличностной конфликтности подростков совместно влияют межличностные потребности и стиль родительского воспитания.

Методы исследования: организационный (сравнительный), эмпирический (опрос); обработка эмпирических данных (множественный регрессионный анализ (МРА)); интерпретационный (структурный).

1 Гром Т.И. Межличностные конфликты в студенческой среде [Электронный ресурс] // Сб. тр. молодых специалистов Полоц. гос. ун-та им. Евфросинии Полоцкой. - Новополоцк: Полоц. гос. ун-т имени Евфросинии Полоцкой, 2022. - Вып. 43 (113). Образование. Педагогика. - С. 68-70. URL: https://elib.psu.by/bitstream/123456789/36357/1/68-70.pdf

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Психология

№ 1(39)

Методики исследования: Опросник по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А.И. Шипи-лова [3], Опросник межличностных отношений В. Шутца (модификация А.А. Рукавишникова) [4], Опросник по определению поведения родителей и отношения подростков к ним Е. Шафера (модификация З. Матейчика и П. Ржичана) [5].

Выборка испытуемых составила 60 подростков в возрасте 13-16 лет (равное количество подростков мужского и женского пола), учеников 8-10 классов. Диагностика испытуемых проводилась в ГУО «Средняя школа № 12 г. Новополоцка».

Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования при помощи дисперсионного анализа была проверена модель зависимости показателя внутриличностной конфликтности от показателей межличностных потребностей: включения, контроля, аффекта; и стиля родительского воспитания: позитивного интереса, дирек-тивности, враждебности, автономности, непоследовательности. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Общая значимость регрессионной модели

Множественный коэффициент корреляции Коэффициент детерминации Скорректированный коэффициент детерминации F-критерий Уровень статистической значимости

0,71 0,50 0,43 6,61 0,00

Исходя из данных, представленных в таблице 1, дисперсионный анализ является значимым, поскольку регрессионные коэффициенты больше нуля. Выявлена зависимость показателя внутриличностной конфликтности от показателей межличностных потребностей: включения, контроля, аффекта; и стиля родительского воспитания: позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности (р < 0,05). Значит, модель множественной регрессии является удачной.

На втором этапе исследования при помощи расчета суммарной регрессионной статистики были изучены наиболее важные показатели для оценки показателя внутриличностной конфликтности. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Результаты расчета суммарной регрессионной статистики

Переменная Стандартизированные регрессионные коэффициенты ß Стандартная ошибка ß Регрессионные коэффициенты b Стандартная ошибка b Уровень значимости р

Константа 24,39 15,31 0,00

Включение -0,08 0,10 -0,43 0,54 0,43

Контроль -0,00 0,119 -0,01 0,56 0,97

Аффект -0,05 0,11 -0,31 0,66 0,64

Позитивный интерес 0,05 0,19 0,11 0,44 0,79

Директивность -0,13 0,25 -0,27 0,53 0,60

Враждебность 0,58 0,28 1,15 0,55 0,04

Автономность -0,11 0,17 -0,23 0,36 0,52

Непоследовательность 0,26 0,12 0,45 0,21 0,04

Исходя из результатов, полученных путем расчета суммарной регрессионной статистики, было составлено регрессионное уравнение:

Внутриличностная конфликтность = 24,39 + 1,15*Враждебность + 0,45*Непоследовательность.

Согласно данным таблицы 2, совместное влияние показателей межличностных потребностей и стиля родительского воспитания на показатели внутриличностной конфликтности не выявлено (р > 0,05). Однако на достоверном уровне определено влияние показателей стиля родительского воспитания: враждебности и непоследовательности на внутриличностную конфликтность у подростков (р < 0,05). Следовательно, эти показатели являются наиболее важными для возникновения внутриличностной конфликтности.

Полученные результаты можно объяснить следующим образом.

Для начала необходимо отметить, что враждебность к ребенку со стороны родителя рассматривается психологами как эмоциональное отвержение, подразумевающее отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. При использовании такого стиля воспитания родители ориентированы исключительно на себя, свое самолюбие, излишнее самоутверждение, что, как правило, исключает принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, чтобы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес ребенка, целью которой является стремление унизить его в глазах окружающих. Враждебность родителей в отношениях с подростком характеризуется агрессивностью и чрезмерной строгостью,

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

что связано с появлением различных внутренних противоречий и на этой основе относительно высокого уровня внутриличностной конфликтности2.

Что касается непоследовательности родителей в отношении к своему ребенку, то под ней подразумевается резкая смена стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, от психологического принятия ребенка к его эмоциональному отвержению. Подобная линия воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Тем самым непонятность или непредсказуемость для подростка окружающих условий, в первую очередь условий родительских требований или запретов, поощрений или наказаний, сказывается на отношении ребенка к самому себе: у него пропадают четкие ориентиры, мир вокруг начинает казаться непредсказуемым и оттого более опасным. У ребенка возрастает уровень тревоги, нервно-психического напряжения и, как следствие, конфликтность со своим внутренним миром2.

Родители и ребенок - единое целое, в котором мать и отец являются основой для психологического развития ребенка. К сожалению, зачастую родители не осознают, какая ответственность ложится на них за будущее личностное развитие ребенка, его установок, привычек и стиля поведения. Они практически не задумываются о влиянии выбранного стиля воспитания на психику ребенка. Совместное проявление враждебности, когда родители отрицательно относятся к своему ребенку, и непоследовательности, когда родители совершают резкий переход от авторитарного к либеральному стилю воспитания, вызывает у подростка непонимание и ощущение непредсказуемости окружающих условий. В таких условиях ребенок никогда не будет знать, как отреагируют родители на ту или иную ситуацию. Он ожидает одной реакции, например, похвалы, а встречает упреки или равнодушие. Постепенно у ребенка может сформироваться заниженная самооценка, появятся неуравновешенность, неуверенность в себе, своих способностях, повышенная тревожность. Значит, будет нарастать внутрилич-ностная конфликтность, что может привести к серьезной психической травматизации. Подростка преследуют страхи, он замыкается в себе.

Заключение. В результате проведенного эмпирического исследования обнаружено совместное положительное влияние враждебности и непоследовательности родительского стиля воспитания на внутриличностную конфликтность у подростков. Совместного влияния остальных показателей межличностных потребностей и родительского стиля воспитания не установлено. Таким образом, выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в работе психологов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами внутриличностных конфликтов у подростков с целью их профилактики и преодоления. По результатам исследования даны практические рекомендации по разрешению внутриличностных конфликтов у подростков, а также для родителей, поскольку именно их дисфункциональные стили воспитания являются ключевой причиной внутренней конфликтности у подростков.

Разрешение внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте требует:

- не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрешение»;

- в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов;

- взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе;

- взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков;

- в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние конфликтные состояния;

- взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков;

- необходимо создавать широкую сеть психологической службы с целью решения внутренних проблем подростков;

- также существует необходимость создания широкой сети психологической службы для взрослых (родителей, учителей) с целью решения их внутренних проблем и повышения компетентности в общении с подростками.

Рекомендации для родителей подростков по использованию более функционального стиля воспитания:

- Стоит учитывать позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания.

- Стараться давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

2 Яценко В. Поведение человека в конфликтах [Электронный ресурс]. - М., 2019. - С. 11-14. - URL: https://hr-portal.ru/arti-cle/povedenie-cheloveka-v-proizvodstvennyh-konfliktah

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Психология

№ 1(39)

- Необходимо говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

- Запреты и меры наказания должны быть понятны подростку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).

- Любые порицания должны быть адресованы не к личности подростка, а к его конкретным действиям.

- Следует помогать ребенку участвовать в жизни семьи, четко обозначить функциональные обязанности, свои требования и ожидания.

- Не отказываться от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но следует свести опеку к минимуму.

- Необходимо дозировать опеку, дозировать свободу, дозировать похвалу и порицание.

- Предоставлять ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

2. Авдулова Т. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2016. - 132 c.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2015. - 528 с.

4. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. - Ярославль: Психодиагностика, 1992. - 47 с.

5. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромишина Е.Е. Методика по определению поведения родителей и отношения подростков к ним. - М.: СПб.: Фолиум, 1995. - 204 с.

Поступила 10.05.2023

THE JOINT INFLUENCE OF INTERPERSONAL NEEDS AND PARENTING STYLE ON THE INTRAPERSONAL CONFLICT OF ADOLESCENTS

T. GROM, I. ANDREYEVA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article deals with the problem of the joint influence of interpersonal needs and the style of parenting on intrapersonal conflict in adolescence. In the course of the empirical study, models of the dependence of the indicator of intrapersonal conflict on indicators of interpersonal needs were studied: inclusion, control, affect; and parenting style: positive interest, directiveness, hostility, autonomy, inconsistency. And also, the most important indicators for assessing the indicator of intrapersonal conflict were identified. It has been established that the hostility and inconsistency of the parental style of upbringing have a joint positive effect on the intrapersonal conflict of adolescents. The joint influence of other indicators of interpersonal needs and parental style of education has not been established.

Keywords: intrapersonal conflict, interpersonal needs, parenting style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.