Научная статья на тему 'Влияние международных стандартов в сфере воздушных перевозок на национальное законодательство и судебную практику'

Влияние международных стандартов в сфере воздушных перевозок на национальное законодательство и судебную практику Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международные стандарты / международные воздушные перевозки / интеграция / национальное законодательство / судебная практика / ответственность перевозчика / Монреальская конвенция 1999 г.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Н.И.

В статье раскрывается роль международных стандартов в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере воздушных перевозок. Определяется их значение для развития воздушного транспорта, а также для судебной практики по делам о возмещении ущерба за утерянный багаж, задержку рейса при совершении международной воздушной перевозки. Отмечается, что ратификация Монреальской конвенции 1999 г. позволила достигнуть баланса интересов в решении указанных вопросов. В статье рассматриваются проблемные аспекты, связанные с ответственностью перевозчика (пределы ответственности, основания возмещения вреда и т.д.). Делается вывод о значимости международных стандартов для организации воздушных перевозок по всему миру и удовлетворения потребностей населения в безопасном воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние международных стандартов в сфере воздушных перевозок на национальное законодательство и судебную практику»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-124-129 АЛЕКСЕЕВА Наталья Ивановна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: nativana79@mail.ru

SPIN-код: 2792-3895, AuthorlD: 842495

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ

Аннотация. В статье раскрывается роль международных стандартов в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере воздушных перевозок. Определяется их значение для развития воздушного транспорта, а также для судебной практики по делам о возмещении ущерба за утерянный багаж, задержку рейса при совершении международной воздушной перевозки. Отмечается, что ратификация Монреальской конвенции 1999 г. позволила достигнуть баланса интересов в решении указанных вопросов. В статье рассматриваются проблемные аспекты, связанные с ответственностью перевозчика (пределы ответственности, основания возмещения вреда и т.д.). Делается вывод о значимости международных стандартов для организации воздушных перевозок по всему миру и удовлетворения потребностей населения в безопасном воздушном транспорте.

Ключевые слова: международные стандарты, международные воздушные перевозки, интеграция, национальное законодательство, судебная практика, ответственность перевозчика, Монреальская конвенция 1999 г.

АLEKSEEVA Natalya Ivanovna,

PhD in Law, Associate Professor of Department of Theoretical Legal Disciplines North Western branch of the Russian State University of Justice

INFLUENCE OF INTERNATIONAL STANDARDS IN AIR TRANSPORTATION ON NATIONAL LEGISLATION AND JUDICIAL PRACTICE

Annotation. The article reveals the role of international standards in the process of lawmaking and law enforcement in the field of air transportation. Their significance for the development of air transport is determined, as well as for judicial practice in cases of compensation for lost baggage, flight delay in international air transportation. It is noted that the ratification of the Montreal Convention in 1999 made it possible to achieve a balance of interests in resolving these issues. The article deals with problematic aspects associated with the carrier's responsibility (limits of liability, grounds for damage compensation, etc.). It is concluded that international standards are important for organizing air transportation around the world and meeting the requirements of the population for safe air transport.

Key words: international standards, international air transport, integration, national legislation, jurisprudence, carrier liability, Montreal Convention 1999.

Международное право - важнейший регулятор, без которого немыслимо сотрудничество между государствами в современном мире. По мнению ряда исследователей, оно также является источником обновле-

ния национального законодательства (О.И. Тиунов, Л.Х. Мингазов и др.).

Процессы глобализации и интеграции усиливают воздействие международных норм на национальное право, оказывают влияние на пра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

вотворческий процесс, а также на правоприменительную практику, в т.ч. на процесс судопроизводства, и приводят к изменениям в системе права и законодательства конкретного государства.

Международные договоры Российской Федерации, являясь составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), влияют на развитие отдельных отраслей права (например, космическое и воздушное право) и институтов российского законодательства.

Таким образом, в Российской Федерации на конституционном уровне закреплены и созданы «благоприятные правовые условия для общей инкорпорации международно-правовых норм» [13, с. 272].

В нормативно-правовых актах, регулирующих общественные отношения в области использования воздушного пространства и воздушного транспорта, также отмечается приоритет международных норм (ст. 3 Воздушного кодекса РФ).

Эффективность реализации норм, предусмотренных международными договорами, будет зависеть от согласованности с внутренним законодательством. В свою очередь, порядок взаимодействия национального права и международных норм обусловлен уровнем заключения договора и способом выражения согласия на его обязательность (подписанием, ратификацией, утверждением, принятием, присоединением, конфирмацией, обменом нотами).

В связи с пандемией COVID-19 авиакомпании всего мира столкнулись с серьезным кризисом: закрытие границ, введение ограничений, отмена рейсов и упразднение части международных маршрутов, возврат билетов пассажирами, количество которых снизилось на 90% к апрелю 2020 г. Все это привело к серьезным финансовым потерям [5].

Этот кризис имеет далеко идущие последствия не только для отдельных авиакомпаний, но и в целом для развития авиации. Поиск путей решения в сложившейся ситуации с целью выхода из кризиса и преодоления его негативных последствий требует объединения усилий всех государств, поскольку только «совместное действие международных договоров и национальных правовых актов с учетом их юридической природы и их юридической силы способно обеспечить решение глобальных проблем человечества» [6, с. 50].

В этом отношении большое значение приобретают международно-правовые стандарты, имеющие универсальное значение и воздействующие на процесс национального правотворчества, поскольку в них выражается консолидированная воля государств.

Стандарт представляет собой некий образец, отображающий общую практику, а в случае

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ее отсутствия - некий ориентир для следования ему в будущем. Стандарты, без которых невозможно развитие современного государства, могут вырабатываться на внутригосударственном и межгосударственном уровне.

Международные правовые стандарты базируются на общих принципах международного права, их обязательность детерминирована правовой природой источника, в котором закрепляются правила. Если они находят отражение в международном обычае, то обязательны для всего международного сообщества; если в договоре, то обязательны только для участников данного договора. Так же для выработки стандартов большое значение имеет рекомендательная практика, которая, по сути, не является общепризнанной, но в то же время предлагается государствам для применения на национальном уровне [11, с. 21].

Для правового регулирования в сфере воздушных перевозок большое значение имеют международно-правовые стандарты, разрабатываемые и принимаемые различными международными организациями, однако ведущая роль в этом процессе принадлежит ООН и ее межправительственному учреждению - Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Особенности структуры организации, процесса выработки стандартов и основные направления деятельности обусловлены целью ИКАО, которая определена в Чикагской конвенции 1944 г. и связана с удовлетворением потребностей населения в международном воздушном транспорте (безопасном, регулярном, эффективном и экономическом) и обеспечением развития гражданской авиации во всем мире.

Достижению указанной цели способствует сотрудничество между государствами в области гражданской авиации на основе стандартов и единообразных правил относительно использования воздушного пространства, технических характеристик воздушных судов, требований, предъявляемых к персоналу, и других вопросов, содействующих аэронавигации и способствующих ее совершенствованию (ст. 37 Чикагской конвенции).

В соответствии со ст. 38 Чикагской конвенции предусмотрена процедура, которой должно придерживаться государство в случае отклонения от вновь принятого стандарта или невозможности его исполнения. При отсутствии возможности внесения изменений в национальное законодательство и исполнения стандарта государство обязано уведомить об этом Совет в шестидесятидневный срок.

Главным обязательством государств - участников Конвенции является сотрудничество с целью достижения единообразия процедур и правил в области гражданской авиации. В свою оче-

редь, у государств нет четко регламентированной обязанности, соблюдать стандарты, принимаемые международными организациями, а также не предусмотрена ответственность в случае их неисполнения.

При этом государства добровольно выполняют стандарты ИКАО и унифицируют внутригосударственные нормы в области гражданской авиации в соответствии с международными принципами, поскольку отказ от соблюдения требований, содержащихся в стандартах международных организаций, может стать причиной отставания в области обеспечения безопасности воздушных перевозок [16, с. 10].

Обеспечение безопасности есть основной и значимый принцип не только для гражданской авиации, но и для воздушного транспорта в целом. Таким образом, безопасность полетов и авиационная безопасность - это фундаментальный принцип развития авиации, а ее обеспечение -интеграционная проблема, объединяющая все государства.

В сфере воздушных перевозок между странами существует опыт правового сотрудничества, направленный на решение общих проблем, одной из которых является обеспечение безопасности. При этом каждое государство имеет определенную практику по решению указанных вопросов, а межгосударственный опыт способствует развитию национального законодательства в этой сфере.

Несмотря на то что большая часть стандартов не обладает юридической силой нормативно-правовых актов, а также отсутствуют механизм привлечения к ответственности за не уведомление или за невыполнение стандартов, тем не менее, Договаривающиеся государства стремятся их соблюдать и приводить национальное законодательство в соответствии с ними.

В качестве инструмента, гарантирующего выполнение принятых стандартов в области авиационной безопасности, выступает Универсальная программа ИКАО по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (далее - УППКБП). С 1996 г. программа стала функционировать как добровольная, в результате чего не все страны первоначально принимали в ней участие. Но уже с 1999 г. она реализуется как общепринятая для большинства государств с целью контроля и выявления недостатков в деятельности гражданской авиации, а также выработки рекомендаций для их устранения.

Так, в ходе проверки в 2001 г. и вынесенных рекомендаций ИКАО были разработаны и внесены изменения в отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность воздуш-

ного транспорта. В 2016 г. было предложено провести определенные мероприятия в части контрольно-надзорной деятельности, а в 2019 г. было отмечено полное соблюдение стандартов в области авиационной безопасности [4; 12].

На наш взгляд, проводимые ИКАО проверки, предусмотренные УППКБП, в рамках механизма непрерывного мониторинга, способствуют повышению эффективности реализации принимаемых стандартов, оказывают влияние на изменение национального законодательства и унификацию норм в сфере воздушных перевозок.

Таким образом, международные стандарты и нормы в сфере обеспечения авиационной безопасности имеют большое значение для развития гражданской авиации, т.к. способствуют осуществлению регулярных авиационных сообщений между странами.

Процесс реализации международных обязательств на национальном уровне происходит в двух основных формах: правоприменительной и правотворческой.

Правоприменительная форма, для которой характерен метод интеграции, находится в стадии становления. Она представляет собой непосредственное применение международных норм, принципов и международно-правовых стандартов в российской правоприменительной практике.

Некоторые ученые (В.В. Гущин, А.В. Добро-винская), рассматривая вопросы ответственности перевозчика, предусмотренной международными конвенциями, среди особенностей выделяют следующие правовые положения:

• типичность правонарушений, характерных для транспорта (вопросы сохранности груза, багажа, а также ответственности перед пассажирами);

• наличие определенного денежного предела возмещения убытков (специальные права заимствования);

• императивность регламентации;

• наличие единого правового режима, основанного в соответствии с приоритетом международных норм [2, с. 11].

На наш взгляд, особое значение приобретают такие правовые положения, как пределы ответственности, которые были изменены в результате применения Монреальской конвенции 1999 г. [3], что позволяет обеспечивать баланс интересов пассажира (возможность восстановления нарушенного права) и авиаперевозчика (четкая регламентация оснований привлечения к ответственности).

Еще один проблемный вопрос, обращающий на себя внимание, - определение правовых оснований возмещения вреда. По мнению С.В. Трофимова, он заключается в сложности самого пред-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

мета правового регулирования, а также в отсутствии баланса между нормами гражданского и транспортного законодательства (в случаях воздушных перевозок - Воздушный кодекс РФ, в частности п. 3 ст. 118). При этом отмечается, что при разрешении указанных споров используется, как правило, п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса РФ, согласно которому вина перевозчика в утрате груза или багажа презюмируется [15; 8].

Большой интерес представляет судебная практика по международным воздушным перевозкам, которая в сравнении с другими видами транспорта не такая обширная. Анализ судебных решений по вопросам возмещения вреда, ущерба, утраты груза, задержки рейса, показал, что при разрешении указанных споров суд руководствуется гражданским законодательством и международными нормами.

Число судебных дел, решенных на основе норм и прецедентов международного права, в последнее время растет. Примером может служить Монреальская конвенция 1999 г., нормы которой до ратификации при принятии решений по искам граждан применялись исключительно к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом (Решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 2-500/2012 о возмещении стоимости утраченного багажа при совершении международной воздушной перевозки по маршруту Санкт-Петербург-Амстердам-Кито) [9].

Начиная с 2017 г., число судебных решений по искам граждан с отсылкой к нормам Монреальской конвенции значительно возросло, поскольку они стали распространяться на все иски, связанные с нарушением прав при совершении международных воздушных перевозок (Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края по делу № 2-7174/2018 о возмещении убытков, связанных с задержкой рейса; Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан по делу № 2-768/2019 о возмещении компенсации за утерянный багаж и др.) [10; 7].

При этом сохраняются решения с отсылкой к нормам Варшавской конвенции 1929 г. (Решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 2-412/2020 о возмещении ущерба, неустойки, доплаты за утерянный багаж при совершении международной воздушной перевозки Кёльн-Санкт-Петербург) [8].

Сравнительный анализ основных положений указанных конвенций, позволяет отметить наличие коллизий, которые до 2017 г. приводили к определенным противоречиям при рассмотрении исков, предъявляемых к перевозчику в случаях задержки рейса, утраты багажа или груза. Прежде всего, это касалось вопросов юрисдикции по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

искам к перевозчику, пределов ответственности и оснований ее возникновения.

Монреальской конвенцией 1999 г. устанавливается ряд нововведений, касающихся вопросов юрисдикции и ответственности перевозчика. Так, предусмотрена дополнительная возможность возбуждения иска в суде в результате смерти или телесного повреждения по месту жительства пассажира (п. 2 ст. 33), а также обязательность страхования ответственности перевозчика (ст. 50) [3]. Таким образом, применение Конвенции способствует использованию унифицированных правил в сфере международных воздушных перевозок и единообразной судебной практике.

Правотворческая форма реализации международных обязательств, основные способы которой унификация, гармонизация и модельное нормотворчество [1, с. 125], позволяет привести нормы национального законодательства в соответствии с международными принципами и стандартами.

В области гражданской авиации эта форма является наиболее распространённой. Так, утверждение Монреальской конвенции способствовало изменению положений Воздушного кодекса РФ, касающихся перевозочных документов (ст. 105); ответственности перевозчика (ст. 117, 127); исковой давности, связанной с утратой или порчей багажа (ст. 128) и др.

В результате, государство, выполняя обязательства международного договора, имплементи-рует нормы и принципы международного права, тем самым вносит в нормативно-правовые акты изменения.

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующий вывод: процессы глобализации, влияя на эволюцию национальных правовых систем, способствуют интеграции права. Подтверждением этому может служить правовое пространство, сформированное в рамках межгосударственного объединения, которым является ИКАО, несмотря на ограниченность компетенции данной организации и рекомендательный характер принимаемых ее норм [14, с. 95].

Международно-правовые стандарты и рекомендуемая практика в области гражданской авиации оказывают влияние на формирование, изменение норм национального законодательства, а также на судебную практику, имеют большое значение для организации воздушных сообщений, удовлетворения потребностей населения в воздушном транспорте и его развития во всем мире.

Для того чтобы законодательство в области воздушных перевозок соответствовало вызовам времени, необходимо осознавать важность обновления и выработки стандартов на международном уровне. Эффективность работы в этом направле-

нии будет зависеть от объединения усилий государств и их готовности привести в соответствие с международно-правовыми стандартами национальное законодательство и правоприменительную практику.

Список литературы:

[1] Безбородов Ю.С. Интеграция как международно-правовой метод конвергенции // Lex russica. - 2017. - № 12 (133). - С. 124-132.

[2] Гущин В.В., Добровинская А.В. Особенности ответственности перевозчика по договору перевозки груза и пассажира в нормах международных транспортных конвенций // Гражданское право. - 2017. - № 6. - С. 11-14.

[3] Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Заключена в г. Монреале 28.05.1999) [Электронный ресурс] // Сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации» -Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/konventsija-dlja-unifikatsN-nekotorykh-pravil-mezhdunarodnykh-vozdushnykh-perevozok-zakliuchena/ (дата обращения: 26.05.2021).

[4] О ходе реализации в 2001 году рекомендаций ИКАО по итогам проверки этой организацией Росавиации Минтранса России [Электронный ресурс] // Сайт Министерства транспорта РФ. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/eye/press-center/news/2738 (дата обращения: 01.06.2021).

[5] Объединяя мир в период испытаний: роль международной гражданской авиации в борьбе с пандемией [Электронный ресурс] // Сайт Организации Объединенных наций. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/124554 (дата обращения: 01.06.2021).

[6] Петрова Е.А. Международные договоры и национальные законы: проблемы соотношения и взаимодействия // Влияние норм международного права на законодательный процесс в России и зарубежных странах: кол. монография / под. ред. А.А. Дорской. - СПб.: Астерион, 2014. - С. 41 - 50.

[7] Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан по делу № 2-768/2019 [Электронный ресурс] // Сайт «Судебные и нормативные акты РФ» - Режим доступа: https://sudact.ru/regular/docDUzrugAxVYbc/?regular (дата обращения: 01.06.2021).

[8] Решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 2-412/2020 [Электронный ресурс] // Сайт «Судебные и нормативные акты РФ» - Режим доступа: https://sudact.ru/ regular/doc/oPlfHglyeZlV/?regular- (дата обращения: 01.06.2021).

[9] Решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 2-500/2012 [Электронный ресурс] // Сайт «Судебные и норматив-

ные акты РФ» - Режим доступа: https://sudact.ru/ regular/doc/LsN8cJrj4wmR/?regular (дата обращения: 01.06.2021).

[10] Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края по делу № 2-7174/18 [Электронный ресурс] // Сайт «Судебные и нормативные акты РФ» - Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/ nXqlVX7QBUrs/?regular- (дата обращения: 01.06.2021).

[11] Ромашев Ю.С. Нюрнбергский трибунал как отправная точка в формировании стандартов в области международного уголовного правосудия // Публичное и частное право. - 2011. - № 4 (12). -С.20-27.

[12] Россия прошла проверку ИКАО на авиационную безопасность [Электронный ресурс] // Сайт «HAKAHyHERU» - Режим доступа: https:// www.nakanune.ru/news/2019/07/03/22545740/ (дата обращения: 01.06.2021).

[13] Тиунов О.И. Влияние международных договоров и международно-правовых обычаев на национальное законодательство // Вестник РГГУ.

- 2009. - № 11. - С. 269-286.

[14] Травников А.И., Шамарин П.А. Роль Международной организации гражданской авиации в стандартизации деятельности воздушного транспорта // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Т. 8. - № 11 А. - С. 92-97.

[15] Трофимов С.В. Нормативное регулирование ответственности грузоперевозчиков в гражданском и транспортном законодательстве [Электронный ресурс] // Адвокат. Февраль 2017. № 2. Режим доступа: https://base.garant.ru/57209319/ (дата обращения: 05.06.2021).

[16] Халимова Г.Р. Международно-правовая регламентация безопасности Гражданской авиации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. Казань, 2007. - 24 с.

Spisok literatury:

[1] Bezborodov Yu.S. Integraciya kak mezhdun-arodno-pravovoj metod konvergencii // Lex russica. -2017. - № 12 (133). - S. 124-132.

[2] Gushchin V.V., Dobrovinskaya A.V. Osoben-nosti otvetstvennosti perevozchika po dogovoru perevozki gruza i passazhira v normah mezhdunar-odnyh transportnyh konvencij // Grazhdanskoe pravo.

- 2017. - № 6. - S. 11-14.

[3] Konvenciya dlya unifikacii nekotoryh pravil mezhdunarodnyh vozdushnyh perevozok (Zakly-uchena v g. Monreale 28.05.1999) [Elektronnyj resurs] // Sajt «Zakony, kodeksy i normativno-pravo-vye akty Rossijskoj Federacii» - Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/doc/konventsija-dlja-unifikat-sii-nekotorykh-pravil-mezhdunarodnykh-vozdush-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

nykh-perevozok-zakliuchena/ (data obrashcheniya: 26.05.2021).

[4] O hode realizacii v 2001 godu rekomendacij IKAO po itogam proverki etoj organizaciej Rosaviacii Mintransa Rossii [Elektronnyj resurs] // Sajt Minister-stva transporta RF. - Rezhim dostupa: https://min-trans.gov.ru/eye/press-center/news/2738 (data obrashcheniya: 01.06.2021).

[5] Ob»edinyaya mir v period ispytanij: rol' mezhdunarodnoj grazhdanskoj aviacii v bor'be s pan-demiej [Elektronnyj resurs] // Sajt Organizacii Ob»ed-inennyh nacij. - Rezhim dostupa: https://www.un.org/ ru/124554 (data obrashcheniya: 01.06.2021).

[6] Petrova E.A. Mezhdunarodnye dogovory i nacional'nye zakony: problemy sootnosheniya i vzai-modejstviya // Vliyanie norm mezhdunarodnogo prava na zakonodatel'nyj process v Rossii i zarubezh-nyh stranah: kol. monografiya / pod. red. A.A. Dor-skoj. - SPb.: Asterion, 2014. - S. 41 - 50.

[7] Reshenie Blagoveshchenskogo rajonnogo suda Respubliki Bashkortostan po delu № 2-768/2019 [Elektronnyj resurs] // Sajt «Sudebnye i normativnye akty RF» - Rezhim dostupa: https://sudact.ru/regu-lar/doc/DUzrugAxVYbc/?regular (data obrashcheniya: 01.06.2021).

[8] Reshenie Nevskogo rajonnogo suda g. Sankt-Peterburga po delu № 2-412/2020 [Elektronnyj resurs] // Sajt «Sudebnye i normativnye akty RF» -Rezhim dostupa: https://sudact.ru/regular/doc/oPlfH-glyeZlV/?regular- (data obrashcheniya: 01.06.2021).

[9] Reshenie Oktyabr'skogo rajonnogo suda g. Sankt-Peterburga po delu № 2-500/2012 [Elektronnyj resurs] // Sajt «Sudebnye i normativnye akty RF» -Rezhim dostupa: https://sudact.ru/regular/doc/ LsN8cJrj4wmR/?regular (data obrashcheniya: 01.06.2021).

[10] Reshenie Frunzenskogo rajonnogo suda g. Vladivostoka Primorskogo kraya po delu № 2-7174/18 [Elektronnyj resurs] // Sajt «Sudebnye i normativnye akty RF» - Rezhim dostupa: https://sudact.ru/regu-lar/doc/nXqlVX7QBUrs/?regular- (data obrashcheniya: 01.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Romashev Yu.S. Nyurnbergskij tribunal kak otpravnaya tochka v formirovanii standartov v oblasti mezhdunarodnogo ugolovnogo pravosudiya // Pub-lichnoe i chastnoe pravo. - 2011. - № 4 (12). - S. 20-27.

[12] Rossiya proshla proverku IKAO na avia-cionnuyu bezopasnost' [Elektronnyj resurs] // Sajt «NAKANUNERU» - Rezhim dostupa: https://www. nakanune.ru/news/2019/07/03/22545740/ (data obrashcheniya: 01.06.2021).

[13] Tiunov O.I. Vliyanie mezhdunarodnyh dogovorov i mezhdunarodno-pravovyh obychaev na nacional'noe zakonodatel'stvo // Vestnik RGGU. -2009. - № 11. - S. 269-286.

[14] Travnikov A.I., Shamarin P.A. Rol' Mezhdunarodnoj organizacii grazhdanskoj aviacii v stan-dartizacii deyatel'nosti vozdushnogo transporta // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. -2018. - T. 8. - № 11 A. - S. 92-97.

[15] Trofimov S.V. Normativnoe regulirovanie otvetstvennosti gruzoperevozchikov v grazhdanskom i transportnom zakonodatel'stve [Elektronnyj resurs] // Advokat. Fevral' 2017. № 2. Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/57209319/ (data obrashcheniya: 05.06.2021).

[16] Halimova G.R. Mezhdunarodno-pravovaya reglamentaciya bezopasnosti Grazhdanskoj aviacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.10. Kazan', 2007. - 24 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.