Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ СТРАН-УЧАСТНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ СТРАН-УЧАСТНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международные финансовые организации / налоговая политика / Всемирный банк / Международный валютный фонд / налоговое регулирование / экономический рост / гармонизация налогов. / international financial organizations / tax policy / World Bank / International Monetary Fund / tax regulation / economic growth / tax harmonization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашырова Л., Мямметгулыева Г.

В статье рассматривается роль международных финансовых организаций (МФО) в формировании и реализации налоговой политики странучастников. Анализируется взаимодействие МФО с национальными правительствами в процессе разработки и внедрения налоговых реформ, а также выявляются возможности и ограничения, связанные с их влиянием на национальные налоговые системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS ON THE TAX POLICY OF PARTICIPATING COUNTRIES: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

The article examines the role of international financial organizations (IFOs) in the formation and implementation of tax policies of participating countries. The interaction of MFOs with national governments in the process of developing and implementing tax reforms is analyzed, and the opportunities and limitations associated with their influence on national tax systems are identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ СТРАН-УЧАСТНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

УДК 339.7

Ашырова Л.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Мямметгулыева Г.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ СТРАН-УЧАСТНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается роль международных финансовых организаций (МФО) в формировании и реализации налоговой политики стран-участников. Анализируется взаимодействие МФО с национальными правительствами в процессе разработки и внедрения налоговых реформ, а также выявляются возможности и ограничения, связанные с их влиянием на национальные налоговые системы.

Ключевые слова: международные финансовые организации, налоговая политика, Всемирный банк, Международный валютный фонд, налоговое регулирование, экономический рост, гармонизация налогов.

Международные финансовые организации играют важную роль в формировании и проведении налоговой политики стран мира. Они предоставляют рекомендации по налоговой политике, проводят

аналитические исследования и консультируют правительства по вопросам налоговой реформы. В данной статье мы рассмотрим влияние МФО на налоговую политику и выявим основные возможности и ограничения такого влияния.

Международные финансовые институты (МФИ), такие как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ), занимают сложное место в мире национальной налоговой политики. Их влияние неоспоримо, предлагая как возможности, так и ограничения для стран-членов, сталкивающихся с постоянно меняющейся проблемой увеличения доходов и содействия экономическому развитию. Понимание этой динамики имеет решающее значение в мире, где эффективные и справедливые налоговые системы являются краеугольным камнем устойчивого роста и социального прогресса.

Возможности трансформации: эффективность, справедливость и глобальное сотрудничество.

С оптимистической точки зрения, МФИ могут быть ценными партнерами в продвижении эффективных и справедливых налоговых систем. Они выступают за реформы, расширяющие налоговую базу, что является важным шагом в диверсификации потоков доходов и уменьшении зависимости от искажающих налогов, которые душат экономическую активность. Это может включать в себя поощрение перехода к подоходному налогу и налогам на имущество, которые обычно считаются менее искажающими, чем, скажем, импортные тарифы, которые раздувают потребительские цены и препятствуют международной торговле.

Кроме того, МФИ предлагают техническую экспертизу и наращивание потенциала, давая странам возможность разрабатывать надежные системы налогового администрирования. Это включает в себя оптимизацию процедур сбора налогов, закрытие лазеек, способствующих уклонению от уплаты налогов, и усиление механизмов правоприменения. Хорошо функционирующая система налогового администрирования не только

увеличивает государственные доходы, но и способствует укреплению чувства справедливости среди налогоплательщиков, когда каждый вносит свою справедливую долю. Это укрепляет доверие к правительству и способствует его соблюдению, что в конечном итоге приводит к более стабильному и предсказуемому потоку доходов.

Глобализированный характер современной экономики ставит перед национальными налоговыми органами уникальные проблемы. Транснациональные корпорации с их сложной сетью дочерних компаний и сложными финансовыми структурами могут легко использовать лазейки и переносить прибыль в юрисдикции с низкими налогами. Эта практика, известная как размывание налоговой базы и перемещение прибыли (BEPS), подрывает налоговую базу развитых стран и лишает их важнейших доходов для государственных услуг. Здесь МФО играют ключевую роль в развитии международного налогового сотрудничества. Работая со странами-членами над установлением общих налоговых стандартов и решением таких вопросов, как трансфертное ценообразование, они могут создать более равные условия игры. Представьте себе сценарий, в котором скоординированные действия МФИ и национальных правительств закроют лазейки, которыми пользуются транснациональные корпорации, обеспечивая более справедливое распределение налогового бремени между странами и более устойчивый глобальный экономический ландшафт.

Однако влияние МФО не лишено критиков. Существуют опасения по поводу подхода «один размер подходит всем». Налоговая политика неразрывно связана с экономической структурой и социальной структурой страны, что требует тонкого понимания местных условий. Жесткие реформы, навязанные МФО, часто с сокращением долга и бюджетной консолидацией в качестве основных целей, не обязательно могут привести к экономическому росту или социальному развитию во всех странах. Развивающейся стране с большим неформальным сектором может потребоваться иная налоговая

стратегия по сравнению с развитой страной с сильным упором на инновации и технологические достижения. Шаблонный подход, который отдает приоритет немедленному получению доходов над долгосрочной экономической устойчивостью, может препятствовать способности страны адаптировать свою налоговую систему к своим конкретным потребностям и целям развития.

Прозрачность и подотчетность также имеют решающее значение. Условия, предъявляемые к кредитам МФО, иногда могут подтолкнуть страны к принятию налоговой политики, которая отдает приоритет немедленному получению доходов над долгосрочным экономическим развитием или социальным благосостоянием. Отсутствие прозрачности в процессах принятия решений, касающихся участия МФО в налоговой политике, может еще больше подогреть общественное недоверие. Открытый диалог между правительствами, организациями гражданского общества и частным сектором при содействии МФИ имеет важное значение.

Поощряя подходы, основанные на широком участии, МФО могут гарантировать, что налоговые реформы будут направлены не только на укрепление государственной казны, но и на благо более широких слоев населения и содействие достижению целей устойчивого развития. Представьте себе будущее, в котором в обсуждениях налоговой политики участвуют не только национальные правительства и МФО, но и представители местных сообществ и бизнеса, гарантируя, что налоговые реформы будут отвечать конкретным потребностям и чаяниям людей, которым они призваны служить.

Будущее участия МФО в налоговой политике зависит от деликатного балансирования. Нахождение баланса между использованием опыта и ресурсов, предлагаемых МФИ, при одновременной защите национального суверенитета и обеспечении согласованности политики с уникальными потребностями страны имеет первостепенное значение. Выходя за рамки

предписывающего подхода, МФИ могут превратиться в посредников в диалоге и обмене знаниями. Они могут дать странам возможность развивать налоговые системы, адаптированные к их конкретным обстоятельствам, способствуя будущему, в котором эффективные и справедливые налоговые режимы станут краеугольным камнем устойчивого экономического роста и социального прогресса. В мире, который сталкивается с растущей нехваткой ресурсов и увеличивающимся разрывом в развитии, управление этим сложным взаимодействием между международными финансовыми институтами и национальной налоговой политикой становится более важным, чем когда-либо. Содействуя сотрудничеству, прозрачности и тонкому пониманию национального контекста, МФУ и страны-члены могут работать вместе над созданием налоговых систем, которые не только эффективны и справедливы, но и служат двигателями для более инклюзивного и процветающего будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.Н. Смирнов, "Роль международных финансовых организаций в разработке налоговой политики", Вестник Московского университета, серия 6, экономика, №6, 2018, стр. 28-42.

2. Н.В. Васильева, "Международные финансовые организации: влияние на формирование налоговой политики государств-членов", Вестник Санкт-Петербургского университета, серия экономика, №4, 2020, стр. 552-565.

3. Г.И. Климов, "Налоговая политика международных финансовых организаций", Финансы и кредит, №3, 2019, стр. 643-658.

4. В.М. Костин, "Анализ влияния международных финансовых организаций на формирование налоговой политики", Экономика и финансы, №1, 2021, стр. 80-86.

Ashyrova L.

Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Myammetgulyeva G.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

THE INFLUENCE OF INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS ON THE TAX POLICY OF PARTICIPATING COUNTRIES: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Abstract: The article examines the role of international financial organizations (IFOs) in the formation and implementation of tax policies of participating countries. The interaction of MFOs with national governments in the process of developing and implementing tax reforms is analyzed, and the opportunities and limitations associated with their influence on national tax systems are identified.

Key words: international financial organizations, tax policy, World Bank, International Monetary Fund, tax regulation, economic growth, tax harmonization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.