Научная статья на тему 'Влияние мексидола на некоторые формы врожденного поведения'

Влияние мексидола на некоторые формы врожденного поведения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
133
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Доровских В. А., Баталова Т. А., Григорьев Н. Р., Сергиевич А. А., Марченко Е. А.

Анализируется динамика изменений показателей исследовательской активности и компонента тревожности врожденных форм поведения у крыс на фоне введения мексидола с использованием классических психофармакологических методик. Выявлено, что у опытных животных снижается не только компонент гревожнос ги, но и уровень исследовательской активности в эксперименте. Полученные данные могут послужить для предварительной прогностической оценки индивидуальных когнитивных способностей данных особей в условиях информационного стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Доровских В. А., Баталова Т. А., Григорьев Н. Р., Сергиевич А. А., Марченко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние мексидола на некоторые формы врожденного поведения»

Выводы

1. Проведенные исследования свидетельствуют, что настои черники пазушной, черники волосистой и голубики обладают гипогликемической и глюкозурической активностью.

2. Наиболее выраженное гипогликемическое действие оказывают настои черники пазушной и голубики.

Литература

1. Бондарь Т.П. Лабораторно-клиническая диагностика сахарного диабета и его осложнений. М„ 2003. 82 с.

2. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии. Ч. 2. СПб.: ЭЛБИ, 2000. С. 252-318.

3. Камышников B.C. Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностике. М.: Медпресс-информ, 2004. 920 с.

4. Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф., Меньшиков В.В. Биохимические исследования в клинике. Элиста: АПП "Джангар", 2001. 39 с.

Мексидол, синтезированный Л.Д. Смирновым и K.M. Дюмаевым [9], обладает широким спектром фармакологической активности: антиоксидан-тным, мембранопротекторным, нейропротектор-ным (противогипоксимическим, ноотропным), анксиолитическим, антиалкогольным и др. [1, 2, 6, 10].

Ноотропное действие мексидола изучено недостаточно, что связано со сложностью изучения ноотропных средств в целом. В настоящее время не существует унифицированной методики применения клинико-фармакологических исследований ноотропных препаратов, также неизвестны специфические структурно-функциональные закономерности механизма их действия [3].

Нашими разработками доказана необходимость дифференцировки исследовательской активности как врожденной формы поведения от поисковой,

5. Лесиовская Е.Е., Пастушенков Л.В. Фармакотерапия с основами фитотерапии. М.: ГЭО-ТАР-Мед, 2003. С. 379-398.

6. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов. М.: Мед. лит-ра, 2003. С. 253-351.

7. Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту. Л.: Лениз-дат, 1990. С. 287-288.

8. Растительные ресурсы СССР: Цветковые растения, их химический состав, использование; Семейства Раеошасеае-Т11уте1аеасеае. Л.: Наука, 1985. 336 с.

9. Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. М.,1990. 412 с.

10. Справочник по лабораторным методам исследования / Под ред. Л.А. Даниловой. СПб.: Питер, 2003. 339 с.

11. Справочник по лекарственным средствам, применяемым в медицинской практике в СССР. М., 1989. 385 с.

Резюме

Анализируется динамика изменений показателей исследовательской активности и компонента тревожности врожденных форм поведения у крыс на фоне введения мексидола с использованием классических психофармакологических методик. Выявлено, что у опытных животных снижается не только компонент тревожности, но и уровень исследовательской активности в эксперименте. Полученные данные могут послужить для предварительной прогностической оценки индивидуальных когнитивных способностей данных особей в условиях информационного стресса.

приобретенной, и показаны их принципиальные отличия [4, 8]. Соответственно при таком дифференцированном подходе можно разносторонне судить о влиянии фармакологических препаратов с ноотропным действием на поведенческие реак-

□ □□

УДК 612.821 + 615.214

В.А. Доровских, Т.А. Баталова, Н.Р. Григорьев, А.А. Сергиевич, Е.А. Марченко, Д.М. Можегов, А.Н. Бадасян

ВЛИЯНИЕ МЕКСИДОЛА НА НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ВРОЖДЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск

Компонент тревожности в ПКЛ

Компонент тревожности в ОП

И Опыт

■ Контроль

■ Контроль

Eä Опыт

Компонент ИА в ПКЛ

Компонент ИА в ОП

■ Контроль

НОпыт

■ Контроль

8 Опыт

Динамика изменения интегрального показателя компонентов тревожности и исследовательской активности при семисуточном тестировании в ПКЛ и ОП на фоне введения мексидола

ции у животных. Так, выявлены изменения параметров поисковой и исследовательской активности при применении изотиорбамина (ТБ-6), аминолона, витамина Е, пирацетама [5, 7].

Целью нашего исследования явилось изучение изменения компонентов тревожности и исследовательской активности (ИА) в тестах ПКЛ и ОП на фоне введения мексидола.

Материалы и методы исследования

Исследования проведены на 38 нелинейных белых лабораторных крысах-самцах массой 200-250 г одного и того же возраста. Все животные содержались в одинаковых условиях, эксперимент проводился в одно и то же время суток с ежедневно одинаковой очередностью индивидуального тестирования. В опытную и контрольную группы входило по 19 особей. Мексидол опытным животным вводился внутрибрюшинно из расчета 5 мг на 1 кг массы в сутки в течение 15 дней, особям контрольной группы вводился 0,9% раствор хлорида натрия.

Для выявления уровня эмоциональности (тревожности) и исследовательской активности в эксперименте у крыс нами использовались тесты открытого поля (ОП) и приподнятого крестообразного лабиринта (ПКЛ), предложенные C.S. Hall [11] и S. Pellow [12]. При анализе полученных данных применялся метод интегральной оценки параметров ПКЛ и ОП, где все полученные значения переводились в балльную систему. Тестирование данными методами проводилось в течение 7 дней.

К параметрам компонента тревожности в ОП мы отнесли: время замирания (0,1 б за 1 с), общее количество грумингов (1 б за 1 груминг) и количество

болюсов (за 1 болюс присваивался 1 б); в ПКЛ: время пребывания в закрытых рукавах лабиринта (0,4 б за 1 с), общее количество болюсов (1 б за 1 болюс) и количество грумингов (1 б за 1 груминг). К исследовательскому компоненту в ОП отнесли: время общей двигательной активности (0,1 б за 1 с), по 1 баллу присваивалось за каждый пересеченный наружный квадрат лабиринта и по 2 балла за каждую совершенную вертикальную стойку и за пересеченный внутренний квадрат лабиринта; в ПКЛ: время пребывания в открытых рукавах лабиринта и время общей двигательной активности (по 0,1 б за 1 с), количество вертикальных стоек и свешиваний (по 1 б за каждый совершенный акт). Полученные балльные значения суммировались и сравнивались между группами наблюдаемых животных. Интегральный показатель (в %) высчитывался относительно максимального значения в баллах среди двух сравниваемых групп животных, которое принималось за 100%.

Статистическую обработку результатов осуществляли при использовании парного критерия Стьюдента с помощью программы Statistica for Windows 5.0.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ интегральных значений уровня тревожности показал, что в тесте ПКЛ у опытной группы тревожность снижается с каждым днем тестирования более значительно, чем в ОП (рисунок). В 1 день исследования у контрольной группы тревожность в ПКЛ составила 68%, к последнему дню она возрастает на 32%, в опытной группе этот компонент имел противоположную динамику, уменьшаясь с 74 до 29% на седьмые сутки

тестирования. Разница в 1, 2 и 3 дни исследования достоверно не значимая (р>0,05), в последующие дни имела значимые отличия (р<0,01). В ОП данный показатель в опытной группе колебался в течение всего периода тестирования с 54 до 66%, не имея четкой тенденции к снижению или увеличению. У контрольных животных он прогрессивно увеличивался с 44% (на 1 день) до 100% (в 6 день). Во 2 и 3 дни разница между сравниваемыми группами незначимая (р>0,05), в другие дни исследования имеет достоверные отличия (1 и 4 дни р<0,05, в остальные р<0,01). Таким образом, наиболее позитивная динамика уровня тревожности прослеживается у крыс, получавших мексидол.

Несмотря на снижение тревожности у лабораторных животных, ИА снижалась у опытных и контрольных животных в тесте ПКЛ, у контрольных в ОП. Интегральный показатель ИА особей контрольной группы в ОП с 1 по 3 день тестирования снижался, с 4 дня приобрел тенденцию к медленному увеличению. В ПКЛ и ОП значения ИА контрольной и опытной групп имеют достоверно значимую разницу (р<0,01) во все дни тестирования (за исключением 2 дня в ОП, где р>0,05). Разница между интегралами первого и последнего дней в тесте ПКЛ у контроля составила 60%, у опытной группы — 51%, в ОП у опытной группы — 69%. Детально значения интегрального показателя по каждому дню исследования отражены на диаграммах (рисунок).

Таким образом, у животных, получавших мексидол, наряду со снижением тревожности в тесте ПКЛ (и частично в ОГ1) уменьшаются значения исследовательского компонента. Из ранее полученных нами данных при изучении взаимосвязи когнитивных способностей с И А, эмоциональностью и мотивационно-энергетическими показателями выявлено, что позитивные изменения параметров поисковой активности (противоположной формы активности, приобретенной), а именно когнитивного ее показателя сопровождаются увеличением уровня тревожности и снижением компонента ИА [8].

Литература

1. Александровский Ю.А., Аведисова A.C., Серебрякова Т.В. и др. // Новые направления в создании лекарственных средств. Конгресс "Человек и лекарство". М., 1997. С. 242.

2. Воронина Т.А. // Психофармакол. и биол. наркол. 2001. №1. С. 2-11.

3. Воскресенская Н.И., Орлова В.А. // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14, №3. С.60 - 64.

4. Григорьев Н.Р., Кириченко Е.Ф., Темпер Ю.Б.и др. // Журн. высш. нервн. деят. 1998. Т.48, №5. С.868-876.

5. Доровских В.А., Григорьев Н.Р., Пласти-нин М.Л. // Фармакология и современная медицина. СПб., 1999. 35 с.

6. Игонин A.A., Кривенков А.Н. // Новые направления в создании лекарственных средств. Конгресс "Человек и лекарство". М., 1997. 263 с.

7. Пластинин М.Л. Когнитивные функции мозга и процессы обучения под влиянием актоп-ротекторов и антиоксидантов: Авгореф. дис. ... канд. мед. наук. Благовещенск, 2003. 12 с.

8. Сергеевич A.A. Взаимосвязи когнитивных способностей с исследовательской активностью, эмоциональностью и мотивационно-энергетическими показателями: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Благовещенск, 2004. 12 с.

9. Смирнов Л.Д., Дюмаев K.M. ,// Бюлл. Всесоюзного научного центра по безопасности биологически активных веществ. Купавна: БНЦ БАФ, 1992. 9 с.

10. Сюняков С.А., Телешова Е.С., Давыдова И.А. // Новые направления в создании лекарственных средств. Конгресс "Человек и лекарство". М., 1997. 297 с.

11. Hall С.S. Emotional behaviour in the rat II. // J. Comp. Physiol. Psychol. 1936. Vol.22, P.345-356.

12. Pellow S., Chopin P., File S. E., Briley M„ // J Neurosci - Methods. 1985. Vol.14, №3. P. 149-156.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.