Научная статья на тему 'Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края'

Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ECONOMIC GROWTH SOURCES / МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ / SUPPORT MECHANISM / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ / PERFORMANCE TARGETS OF THE DEVELOPMENT PROGRAMS / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / SMALL-AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SUPPORT / SUPPORT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москвина Анна Валерьевна, Каячев Геннадий Федорович, Лихачева Татьяна Петровна

Проведен анализ механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в разрезе нормативно-правовой базы, имущественного, информационно-консультационного и финансового аспектах. Оценка их результативности дана составлением расходов консолидированного бюджета территорий на поддержку малого и среднего предпринимательства с количеством субъектов и налоговыми платежами как источниками экономического роста. Работа выполнена в рамках гранта КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» (проект №КФ-503).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Москвина Анна Валерьевна, Каячев Геннадий Федорович, Лихачева Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of the mechanisms of small-and medium-sized business support on the economic growth source of Krasnoyarsk Region’s northern territories

The article provides an analysis of the mechanisms of small-and medium-sized business support in Krasnoyarsk region’s northern territories in terms of the regulatory framework, considering the pecuniary, information-consultation and financial aspects. Assessment of the efficiency thereof is based on the allocation of funds from the consolidated budget of the territories for small-and medium-sized business support, wherein the number of federal subjects and fiscal charges are sources of the economic growth.

Текст научной работы на тему «Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края»

ИССЛЕДОВАНИЕ

11 1 Москвина А.В. , Каячев Г.Ф. , Лихачева Т.П.

1 Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края

АННОТАЦИЯ:

Проведен анализ механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в разрезе нормативно-правовой базы, имущественного, информационно-консультационного и финансового аспектах. Оценка их результативности дана составлением расходов консолидированного бюджета территорий на поддержку малого и среднего предпринимательства с количеством субъектов и налоговыми платежами как источниками экономического роста.

Работа выполнена в рамках гранта КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» (проект №КФ-503).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство, источники экономического роста, механизм поддержки, целевые показатели программ развития, направления поддержки, эффективность

JEL: D92, H71, R10

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/rp.16.21.2073

Москвина Анна Валерьевна, старший преподаватель кафедры экономики и управления бизнес-процессами, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск (moskanna@mail.ru)

Каячев Геннадий Федорович, заведующий кафедрой экономики и управления бизнес-процессами, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Лихачева Татьяна Петровна, доцент кафедры экономики и управления бизнес-процессами, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 02.11.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2015

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.21.2073

(с) Москвина А.В., Каячев Г.Ф., Лихачева Т.П. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

3766 Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/rp.16.21.2073

Введение

В 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации было зарегистрировано 2 103,78 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия), а также 5 645,7 тыс. индивидуальных предпринимателей (табл. 1). За период с 2011 года прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) составил: по малым предприятиям - 14,6%, индивидуальным предпринимателям - 3,5%, по субъектам среднего предпринимательства наблюдалось снижение. Численность занятых в этой сфере экономики в целом выросла за три года на 1,53%, оборот - на 15,5%.

Структура видов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса приведена на рисунке 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Год Количество предприятий, тыс. единиц Средняя численность работников без внешних совместителей, тыс. чел. Оборот предприятий, млрд руб.

Малые предприятия, включая микропредприятия

2011 1836,4 10421,9 22610,2

2012 2003,0 10755,7 23463,7

2013 2063,1 10775,2 24781,6

2014 2103,8 10789,5 26392,2

Индивидуальные предприниматели

2011 5453,1 2245,9 8057,2

2012 5647,1 2213,9 8707,4

2013 5429,5 2096,5 9732,9

2014 5645,7 2435,7 10447,5

Средние предприятия

2011 15,9 1964,4 5150,4

2012 13,8 1719,5 4710,6

2013 13,7 1630,7 4717,5

2014 н/д н/д 4515,8

Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы

государственной статистики.

Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого 3767

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/ф.16.21.2073

Рисунок 1. Структура оборота по экономическим видам деятельности малого и среднего предпринимательства в 2014 г. Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.

Характеризуя структуру деятельности, нужно отметить, что малые и средние предприятия - юридические лица занимаются, главным образом, оптовой и розничной торговлей, строительством и обрабатывающими видами производства. Индивидуальные предприниматели действуют преимущественно в сфере торговли.

ТЛ и и «_» тл «_» «_»

Красноярский край - второй по площади субъект Российской Федерации. Численность населения Красноярского края, по данным Красноярскстата на 1 января 2014 года, составляет 2 852,810 тыс. человек. Экономика края ориентирована как на капиталоемкие, энергоемкие производства, основанные на использовании богатой ресурсно-сырьевой базы, так и на выпуск промежуточной продукции, предназначенной для поставок в другие регионы России и в страны ближнего и дальнего зарубежья.

По данным Красноярскстата, в 2014 году количество малых предприятий составило 4 671 ед., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 11,6%. Численность индивидуальных предпринимателей выросла на 5,9% и достигла 47 725 чел.

3768 Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/rp.16.21.2073

Северные территории Красноярского края охватывают два из наиболее сложных и уникальных макрорайонов края. Северный макрорайон включает Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Туруханский муниципальные районы и г. Норильск и характеризуется как территория с очень сложными и суровыми природно-климатическими условиями. Приангарский макрорайон включает Богучанский, Енисейский, Кежемский, Казачинский, Мотыгинский,

"I Г и Т~1 и и и

Пировский и Северо-Енисейский муниципальные районы, гг. Лесосибирск, Енисейск и охватывает территорию Нижнего Приангарья с ее разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами и невысокой транспортной доступностью.

Развитие Северного макрорайона определяется, прежде всего, федеральной политикой развития территорий Крайнего Севера и Арктики. В проекты федерального уровня, задающие пространственные приоритеты индустриального развития в рамках Северного макрорайона, включены все основные инвестиционные проекты крупных нефтегазовых, металлургических и энергетических компаний макрорайона. Ангарский макрорайон находится в стадии активного промышленного и инфраструктурного развития, связанного, прежде всего, с реализацией масштабного инвестиционного проекта Комплексного развития Нижнего Приангарья.

Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в 2014 году, включая индивидуальных предпринимателей, составило 16 203 единицы, в том числе 3 744 ед. малых предприятий -юридических лиц, 58 средних предприятий и 12 401 индивидуальных предпринимателей. По количеству субъектов заметно лидирует Северный макрорайон, лидером является г. Норильск. Второе место держит г. Лесосибирск, третье - Богучанский район (рис. 2).

Общая численность занятых в секторе составила в 2014 году 55 670 человек, увеличившись с 2011 году всего на 0,75%. Лидерами являются г. Норильск, г. Лесосибирск, Богучанский район (рис. 3).

По оборотам субъектов малого и среднего предпринимательства северных территорий Красноярского края лидером также является город Норильск (рис. 4).

Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого 3769

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/ф.16.21.2073

Рисунок 2. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края за 2011-2014 гг. Источник: составлено авторами по данным Красноярскстата и АИС ММО

Рисунок 3. Структура среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства по северным территориям Красноярского края в 2014 году Источник: составлено авторами по данным АИС ММО

3770 Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/rp.16.21.2073

Эвенкийский Норильск

Рисунок 4. Структура оборота субъектов малого и среднего предпринимательства по северным территориям Красноярского края в 2014 году Источник: составлено авторами по данным АИС ММО

27 января 2015 года Распоряжением № 98-р Правительства Российской Федерации был утверждён План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, нацеленный на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В числе ключевых направлений действий Правительства в ближайшее время включены и мероприятия по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

Во всех без исключения муниципальных районах созданы и функционируют Центры содействия малому и среднему предпринимательству, работающие по принципу «одно окно», работают координационные советы в области развития малого и среднего предпринимательства. В ряде районов работают общественные объединения предпринимателей Так, в г. Енисейске создана Некоммерческая организация «Союз поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Енисейска и Енисейского района», в Казачинском районе - партнерство индивидуальных предпринимателей «Ладья», в Таймырском районе - региональное общественное объединение «Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса».

Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого 3771

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/ф.16.21.2073

Все без исключения муниципальные районы имеют или отдельную программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательству или, что чаще, соответствующие подпрограммы в рамках программы социально-экономического района или программы поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.

К числу наиболее важных критериев оценки программ поддержки субъектов МСП в первую очередь отнесены: количество созданных рабочих мест: их указывают в качестве критерия 8 муниципальных образований из 13; количество субъектов, получивших поддержку (7 муниципальных образований из 13); количество сохраненных рабочих мест (7 муниципальных образований из 13); объем привлеченных инвестиций; увеличение оборота предприятий, занимающихся обрабатывающим производством (рис. 5).

Рисунок 5. Рейтинг критериев оценки эффективности муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства северных районов Красноярского края Источник: составлено авторами

Программами развития и поддержки субъектов МСП предусматривается помощь в трех основных направлениях:

1) имущественная поддержка субъектов МСП;

2) информационно-консультационная поддержка субъектов МСП;

3) финансовая поддержка субъектов МСП.

3772 Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/rp.16.21.2073

Имущественная поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности района и включенного в соответствующий перечень муниципального имущества (земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты и другие объекты муниципальной собственности района).

Информационно-консультационная поддержка предусматривает оказание консультационной поддержки субъектов МСП по вопросам государственной и муниципальной поддержки субъектов МСП, оказание содействия субъектам МСП в получении государственной и муниципальной поддержки, проведение обучающих и информационных семинаров по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, трудового законодательства и пр.

На основании базовых положений теории и методологии управления, теории кризиса и анализа кризисной ситуации 20082010 гг., а также исследований состояния производительности труда и риск-факторов, в работе (Поносова, Стрельникова, 2013) представлена классификация факторов антикризисного управления, она может быть использована в качестве своеобразной матрицы для анализа состояния промышленного производства за рубежом и в России на современном этапе, а также для выявления организационно-экономических предпосылок преодоления кризисной ситуации на предприятиях промышленности в будущем.

Финансовая поддержка субъектов МСП направлена на развитие инвестиционной деятельности, развитие системы кредитования и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, в том числе субсидии на возмещение различных видов расходов (открытие собственного дела, выставочно-ярмарочная деятельность, лизинг и пр.)

В ходе проведенного исследования была изучена взаимосвязь между расходами консолидированного бюджета на развитие и поддержку субъектов МСП в расчете на одну малую и среднюю организацию (факторная переменная) и следующими переменными, заявленными изначально как критерии оценки эффективности соответствующих муниципальных программ поддержки (Дремина, 2009; Попов, 2013).

Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого 3773

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/ф.16.21.2073

1) количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения;

2) налоговые платежи в расчете на одну малую и среднюю организацию, включая индивидуальных предпринимателей;

3) среднесписочная численность работников организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса, с выделением среднесписочной численности работников организаций обрабатывающего производства;

4) доля среднесписочной численности работников малых и средних организаций в среднесписочной численности работников всех организаций;

5) оборот организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса, с выделением оборота организаций обрабатывающего производства;

6) объем инвестиций в основной капитал организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса.

Результаты расчетов и итоговый рейтинг муниципальных образований приведены в таблице 2.

Анализ показывает, что положительная корреляция расходов бюджета на поддержку субъектов СМП и количественных показателей наблюдается только в гг. Енисейске, Лесосибирске, Кежемском, Пировском, Таймырском и Эвенкийском районах. Из них значимой она является только для г. Лесосибирска, Кежемского, Пировского, Таймырского и Эвенкийского районов. Отрицательная взаимосвязь характерна для Норильска, Северо-Енисейского, Казачинского, Енисейского и Богучанского муниципальных районов. Несогласованность показателей наблюдается в Туруханском районе.

Положительная связь расходов бюджета и налоговых платежей в расчете на одну малую и среднюю организацию наблюдается в Пировском, Кежемском, Богучанском районах и г. Енисейск, а значимая связь - только в Пировском и Богучанском районах. Негативная - со всеми остальными.

3774 Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/rp.16.21.2073

Таблица 2

Оценка зависимости показателей-результатов от суммы расходов консолидированного бюджета на развитие и поддержку субъектов МСП в расчете на одну малую и среднюю организацию, ранг

Енисейск Лесосибирск Богучанский Енисейский Казачинский Кежемский Мотыгинский Пировский Северо-Енисейский Таймырский Туруханский Эвенкийский Норильск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения 6 1 12 9 10 4 7 2 8 3 11 5 13

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства 6 4 13 10 9 3 8 1 12 7 5 2 11

Налоговые платежи в расчете на одну малую и среднюю организацию, включая индивидуальных предпринимателей 3 5 1 8 6 4 9 2 7 11 13 10 12

Доля среднесписочной численности работников малых и средних организаций в общей среднесписочной численности работников 8 12 9 10 4 7 2 3 5 1 6 11 13

Среднесписочная численность работников организаций МСП 7 3 2 9 12 5 11 13 4 8 1 10 6

Оборот малых (юридических лиц) и средних организаций 9 5 1 10 4 3 11 2 7 8 13 6 12

Общий объем инвестиций в основной капитал малых и средних организаций 9 4 11 12 6 7 8 2 10 5 3 1 13

Общая сумма рангов 48 34 49 68 51 33 56 25 53 43 52 45 80

Место 6 3 7 12 8 2 11 1 10 4 9 5 13

Источник: составлено авторами

Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого 3775

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/ф.16.21.2073

Заключение

Следует выделить несколько категорий территорий:

1) с положительной связью между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями - четыре муниципальных района: г. Енисейск, г. Лесосибирск, Кежемский и Пировский районы; на этих территориях отдача от бюджетных мер поддержки положительна и очевидна;

2) отрицательная связь между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями - три муниципальных района: Енисейский, Туруханский районы и г. Норильск, Казачинский и Северо-Енисейский районы;

3) рассогласованная взаимосвязь между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями: все остальные.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, чтотолько в трех муниципальных субъектах можно признать программы поддержки эффективными.

ИСТОЧНИКИ:

Абрамова, Е.А., Ильченко, А.Н. (2012). Роль малого предпринимательства в кризисной самозанятости населения. Фундаментальные исследования, 3-3, 668-671.

Дремина, Г.А. (2009). Оценка эффективности региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 4, 32-37.

Поносова, Е.В., Стрельникова, Е.В. (2013). Классификация факторов антикризисного управления предприятием. Российское предпринимательство, 3, 36-41.

Попов, С.А. (2013). Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства. Фундаментальные исследования, 1010, 2249-2252.

Официальный портал Красноярского края.

Раздел «Статистика» // Сайт Ресурсного центра малого предпринимательства.

Сайт Автоматизированной информационной системы мониторинга муниципальных образований (АИС ММО).

Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю.

Сайт Федеральной службы государственной статистики.

3776 Москвина, А.В., Каячев, Г.Ф., Лихачева, Т.П. (2015). Влияние механизмов поддержки малого

и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края. Российское предпринимательство, 16(21), 37653776. doi: 10.18334/rp.16.21.2073

Anna V. Moskvina, Senior Lecturer of the Chair of Economics and Business Process Management, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Gennadiy F. Kayachev, Head of the Chair of Economics and Business Process Management, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Tatiana P. Likhacheva, Associate Professor of the Chair of Economics and Business Process Management, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

The effect of the mechanisms of small- and medium-sized business support on the economic growth source of Krasnoyarsk Region's

northern territories

ABSTRACT:

The article provides an analysis of the mechanisms of small- and medium-sized business support in Krasnoyarsk region's northern territories in terms of the regulatory framework, considering the pecuniary, information-consultation and financial aspects. Assessment of the efficiency thereof is based on the allocation of funds from the consolidated budget of the territories for small- and medium -sized business support, wherein the number of federal subjects and fiscal charges are sources of the economic growth. KEYWORDS: small- and medium -sized business support, economic growth sources, support mechanism, performance targets of the development programs, support directions, efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.