Научная статья на тему 'Влияние механизма обобщения распределения совокупных затрат на формирование цены на продукцию'

Влияние механизма обобщения распределения совокупных затрат на формирование цены на продукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / СКИДКА / FIXED COSTS / VARIABLE COSTS / MANAGEMENT ACCOUNTING / COST / DISCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольке Галина Ивановна, Метелева Людмила Владимировна

В статье исследуется проблема построения управленческого учёта на конкретном предприятии. Проведён анализ формирования затрат на предприятии. Предложен способ формирования, учитывающий специфику деятельности предприятия. Показано влияние метода формирования затрат на формирование цен на продукцию предприятия, предоставление скидок покупателям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CONSOLIDATION MECHANISM OF THE DISTRIBUTION OF TOTAL COSTS FOR THE FORMATION OF PRICES FOR PRODUCTS

The article examines the issue of the construction of management accounting in a particular company. The analysis of costs formation in the enterprise is provided. The proposed method of formation, taking into account the specifics of activity of the enterprise. The article shows the influence of the method on formation of prices for the company's products and discounting.

Текст научной работы на тему «Влияние механизма обобщения распределения совокупных затрат на формирование цены на продукцию»

УДК 658 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.25.195

Г. И. Кольке,

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Л. В. Метелева,

Самарский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМА ОБОБЩЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОВОКУПНЫХ ЗАТРАТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ

В статье исследуется проблема построения управленческого учёта на конкретном предприятии. Проведён анализ формирования затрат на предприятии. Предложен способ формирования, учитывающий специфику деятельности предприятия. Показано влияние метода формирования затрат на формирование цен на продукцию предприятия, предоставление скидок покупателям Ключевые слова: постоянные издержки, переменные издержки, управленческий учёт, себестоимость, скидка.

Эффективность управления предприятием зависит от качества информации, которой располагает руководитель в моменты принятия решений. Управленческий учёт охватывает несколько этапов в цикле управления: планирование, исполнение, контроль, анализ и корректировка планов или целей.

Согласно определению Института управленческого учёта США (The Institute of Management Ассоипй^), управленческий учёт - это процесс измерения, накопления, интерпретации и предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности (операциях) компании, применяемой менеджментом в планировании, оценке и управлении для обеспечения оптимального использования ресурсов и полноты их учёта [1].

Цикл управления предприятием состоит из нескольких этапов: постановка целей, планирование, исполнение, контроль, анализ, формирование управленческого воздействия.

Управленческий учёт предназначен для обеспечения руководства объективной информацией, необходимой для принятия оперативных и стратегических решений, то есть для управления компанией.

Основной критерий, определяющий необходимость в управленческом учёте, - потребность руководства в адекватной информации.

Данные управленческого учёта являются основой для планирования и нормирования, а также контроля нормативов и плановых показателей. Причём управленческий учёт затрагивает различные области деятельности предприятия: финансовую, экономическую, социальную, технологическую, маркетинговую и т. д. [2]. Планирование и сопоставление плановых показателей с фактическими данными даёт возможность определить отклонения, своевременно выявить потенциальные проблемы, а также принять меры для изменения ситуации, чтобы избежать серьёзного ущерба [3].

Внедрение на предприятии системы управленческого учёта позволяет получить следующие положительные эффекты:

- установить реальную прибыльность направлений деятельности предприятия и соответственно этому экономически обоснованно распределять инвестиционные ресурсы;

- выяснить, какая продукция в действительности наиболее рентабельна, что поможет принимать обоснованные решения об изменении отпускных цен и предельно допустимых торговых скидках, а также оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции;

- установить степень влияния на финансовый результат деловой активности предприятия, то есть определить, как будет изменяться прибыль в зависимости от изменения объёма продаж, переменных и постоянных затрат, цен на продукцию;

- сбалансировать денежные потоки, что поможет повысить финансовую устойчивость и платёжеспособность предприятия;

- оптимизировать структуру производственных запасов и тем самым высвободить дополнительные оборотные средства и повысить отдачу используемого капитала;

- выявить, на каких участках бизнеса предприятие несёт наибольшие издержки, и установить на этих участках более строгий контроль, предпринять меры по сокращению издержек через выявление и минимизацию необоснованных затрат по всем бизнес-процессам предприятия;

- установить контроль за расходами на содержание того или иного подразделения или службы предприятия, что поможет оценить, насколько результаты деятельности подразделений соответствуют затраченным ресурсам [4].

Проблемой постановки управленческого учёта занимается казённое предприятие Омской области «Центр питательных смесей» (КПОО «ЦПС»), специализирующееся на производстве молочных продуктов для детского питания под торговыми марками «Медвежонок» и «Милочка» [4].

Основными целями постановки управленческого учёта в КПОО «ЦПС» являются оказание информационной поддержки руководству в принятии оперативных управленческих решений; контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности компании; обеспечение базы для ценообразования; выбор наиболее эффективных путей развития предприятия [4].

Формирование себестоимости продукции в КПОО «ЦПС» проводится следующим образом: к переменным расходам относят только материальные затраты (согласно рецептуре продукции), амортизацию производственного оборудования, затраты на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды. В связи с отсутствием счётчиков на входе в цех, в качестве переменных затрат не учитываются затраты на электроэнергию, затраты котельной (нагрев воды, поддержание температурного режима производства продукции при сквашивании), а также затраты по водопотреблению. Постоянные затраты распределяются пропорционально количеству произведенной продукции (табл. 1).

Таблица 1

Распределение издержек (критерий - объём производства) и показателей деятельности

КПОО «ЦПС» по видам продукции

Наименование показателя Ni n2 N3 N4 N5 N6 ...Nn Итого

Количество произведённой продукции, кг 57091,00 54290,00 88059,00 30545,00 3289,00 9517,00 339689,00

Выручка от реализации, р. 9134560,00 18458600,00 8145457,50 3589037,50 475077,78 1478307,33 47278783,50

Постоянные издержки, р. 1949639,22 1853985,98 3007186,43 1043101,89 112318,29 325002,48 11600269,72

Переменные издержки, р., в т. ч. 4668475,75 7930553,14 5429145,87 2233202,93 251055,62 1008779,01 28916784,03

- материальные затраты 2594070,46 5961192,53 2217125,97 1123348,32 131549,58 662978,18 16565041,45

- прочие переменные затраты 2074405,29 1969360,62 3212019,90 1109854,61 119506,03 345800,83 12351742,58

Валовая маржа, р. 4466084,25 10528046,86 2716311,63 1355834,57 224022,16 469528,32 18361999,47

Коэффициент валовой маржи 0,49 0,57 0,33 0,38 0,47 0,32 0,39

Порог рентабельности (критическая выручка^ р. 3987631,11 3250554,07 9017709,52 7960340,53 238190,38 1023268,51 29868568,59

Запас финансовой прочности, в р. 5146928,89 15208045,93 -872252,02 -4371303,03 236887,40 455038,83 4505279,76

Запас финансовой прочности, в % 56,35 82,39 -10,71 -121,80 49,86 30,78 36,82

При данном распределении затрат некоторые виды выпускаемой продукции (N3 и N4) являются нерентабельными.

При вышеуказанном распределении затрат не учитываются особенности деятельности предприятия КПОО «ЦПС» - производства продукции, которые необходимо учитывать при формировании себестоимости. Например, для изготовления нескольких видов продукции используется одно и то же оборудование. Однако время технологического процесса изготовления каждого вида продукции различно. Таким образом, при формировании себестоимости не учитывается длительность технологического процесса.

При распределении затрат не учитывается то, что некоторые виды продукции (N4 и N5) выпускаются в термостатной упаковке, позволяющей высвободить оборудование, т. к. скашивание производится непосредственно в термостатных стаканах. Тем самым сокращается амортизация, относящаяся на данный вид продукции.

Также особенностью производства КПОО «ЦПС» является достаточно высокая энергоёмкость продукции.

Учитывая всё вышеизложенное, предлагается использовать нестандартный подход к учёту затрат при формировании себестоимости продукции.

Предлагается распределять переменные затраты в части затрат на водопотребление, электро- и теплоэнергию, а также амортизацию производственного оборудования и оплату труда с отчислениями во внебюджетные фонды пропорционально времени технологического процесса. Распределение переменных затрат таким способом позволит учесть особенности производства продукции в КПОО «ЦПС» и скорректировать себестоимость продукции.

В таблице 2 представлен расчёт времени технологического процесса, а также части переменных затрат - без учёта материальных затрат на производство продукции.

Перераспределение переменных затрат в зависимости от времени технологического процесса позволило определить себестоимость выпускаемой продукции с учётом специфики деятельности предприятия (табл. 3).

Таблица 2

Распределение переменных затрат на производство продукции в КПОО «ЦПС» в зависимости от

времени технологического процесса

Наименование продукции Время тех. процесса, мин. Доля времени Амортизация, р. Вода, газ, электроэнергия, р. Транспортные расходы (из коммерческих), р. Оплата труда и отчисления во внебюджетные фонды, р. Итого переменных издержек, р.

N1 690 0,11005 232327,83 225557,29 177171,31 724233,34 1359289,77

^ 1360 0,21691 457921,52 444576,68 349207,23 1427474,41 2679179,83

N3 560 0,08931 188555,92 183060,99 143791,21 587783,58 1103191,70

N (термостатный стакан) 300 0,04785 101012,10 98068,39 77031,01 314884,06 590995,55

N5 (термостатный стакан) 300 0,04785 101012,10 98068,39 77031,01 314884,06 590995,55

N6 690 0,11005 232327,83 225557,29 177171,31 724233,34 1359289,77

... N

ИТОГО 6270 1,00 2111152,88 2049629,26 1609948,02 6581076,87 12351807,03

Таблица 3

Распределение издержек (критерий - объём технологического процесса) и показателей деятельности КПОО «ЦПС» по видам продукции

Наименование показателя N1 n2 N3 N4 N5 N6 Итого

Количество произведённой продукции, кг 57091,00 54290,00 88059,00 30545,00 3289,00 9517,00 339689,00

Выручка от реализации, р. 9134560,00 18458600,00 8145457,50 3589037,50 475077,78 1478307,33 47278783,50

Постоянные издержки, р. 1949639,22 1853985,98 3007186,43 1043101,89 112318,29 325002,48 11600269,72

Переменные издержки, р., в т. ч. 3953360,23 8650271,02 3937849,88 1868082,00 722545,14 2022267,95 28916784,03

- материальные затраты 2594070,46 5971091,19 2834658,18 1277086,45 131549,58 662978,18 16565041,45

- прочие переменные затраты 1359289,77 2679179,83 1103191,70 590995,55 590995,55 1359289,77 12351807,03

Валовая маржа, р. 5181199,77 9808328,98 4207607,62 1720955,50 -247467,36 -543960,61 18361999,47

Коэффициент валовой маржи 0,57 0,53 0,52 0,48 -0,52 -0,37 0,39

Порог рентабельности (критическая выручка), р. 3437253,39 3489074,00 5821576,40 6271460,75 -215624,09 -883250,62 29868568,59

Запас финансовой прочности, в р. 5181199,77 9808328,98 4207607,62 1720955,50 -247467,36 -543960,61 4505279,76

Запас финансовой прочности, в % 37,63 18,90 71,47 174,74 -45,39 -59,75 36,82

При анализе и сравнении данных, представленных в таблицах 1 и 3, можно сделать следующие выводы:

- распределение затрат в зависимости от продолжительности технологического процесса позволило более справедливо (реально) сформировать себестоимость выпускаемой продукции;

- виды продукции, которые при традиционном варианте распределения затрат были нерентабельны, в действительности оказались рентабельными, т. е. предприятию выгодно выпускать данные виды продукции;

- выявление нерентабельной продукции даёт возможность предприятию своевременно анализировать и влиять на сложившуюся ситуацию - либо снимать с производства, либо увеличивать выпуск продукции;

- чёткое формирование себестоимости выпускаемой продукции, определение запаса финансовой прочности дают возможность предприятию правильно формировать отпускные цены, т. к. они непосредственно влияют на финансовые результаты хозяйственной деятельности, объёмы реализации продукции, укрепление позиций на рынке.

Устанавливая уровень цены, субъект хозяйствования учитывает конъюнктуру рынка (спрос со стороны покупателей и наличие предложения со стороны конкурентов), законодательство в области ценообразования и налогообложения, а также затраты на производство и реализацию продукции, т. е. процесс ценообразования базируется на определенных расчётах.

Расчёт отпускной цены на продукцию предприятия позволяет выявить целесообразность её производства и реализации, разработать систему бонусов и сидок для привлечения покупателей и определить максимальную и минимальную цены изделия. Кроме того, экономическое обоснование (расчёт) отпускной цены является обязательным с точки зрения соблюдения законодательства во избежание нарушения дисциплины цен.

Менеджеры КПОО «ЦПС» чётко отслеживают колебание цен на рынке и появление различных видов продукции. Имея достаточно широкую сеть контрагентов, предприятие продолжает расширять свою сеть. Для этого с надёжными покупателями КПОО «ЦПС» заключило договоры на предоставление скидок и бонусов.

Вполне естественно, что для чёткого определения максимально возможной скидки, которую может предоставить предприятие, опять же необходимо знать реальную себестоимость выпускаемой продукции.

В таблице 4 приведены данные анализа скидок и бонусов по покупателю «АШАН».

Таблица 4

Сравнительный анализ себестоимости произведённой продукции с ценой на продукцию для гипермаркета «АШАН» после предоставление скидок

Показатели Ni N2 N3 N4 N5 N6 ...Nn Итого, Р.

кол-во реал. продукции 4980 5750 7480 2620 400 1200

цена 24 34 19 23,5 26 23,3

Итого 119520 195500 139750 61570 10400 27960 687788

Скидка на цену 22,85 32,37 18,09 22,37 24,75 22,18

Итого с учётом скидки 113783 186116 133042 58614,64 9900,8 26617,92 654774

Общая скидка 5736,96 9384 6708 2955,36 1342,08 33014

Ретро-бонус 59525

Скидка+бонус 92539

Скидка от перво-нач. цены 0,1345

Влияние скидки на цену (с НДС) 20,7709 29,4255 16,4445 20,3382 22,503 20,1661

Себестоимость (распределение издержек по выработке) +НДС 10 % 18,997 19,833 22,517 23,738 24,266 23,078

Себестоимость (распределение издержек по времени) +НДС 10 % 16,929 21,263 15,642 19,998 55,792 40,645

Анализ данных показал, что только чёткое ведение управленческого учёта в части распределения издержек даст реальную картину по предоставлению скидок покупателям и позволит предприятию КПОО «ЦПС» не потерять полученную прибыль.

Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать вывод, что наиболее сложным в обосновании цены на свою продукцию является для предприятия правильное определение её основных слагаемых. Во-первых, всякие издержки на единицу продукции при заданной технологии и организации производства не всегда зависят от объёма производства. Необходимо учитывать особенности конкретного производства.

Во-вторых, всегда нужно знать, как определить на планируемый период нормальную прибыль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, как оптимизировать соотношение планируемых объёмов производства и уровня расчётных цен.

В-четвёртых, как наиболее полно можно учесть действия внешних рыночных условий или существующей конкуренции на величину планируемых цен.

Библиографический список

1. Малова, И. И. Интеграция сбалансированной системы показателей во внутрифирменное планирование на химическом предприятии : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / И. И. Малова. -ГОУ ВПО «ГУУ». - 2010. - С. 24.

2. Валиулова, А. Р. Предметная область управленческого учёта / А. Р. Валиулова // Менеджмент : теория и практика. - Ижевск : ИЭиУ ГОУВПО «УдГУ», 2005. - № 3-4. - С. 32-47.

3. Кольцова, Т. А. Об управленческом учёте в сфере малого бизнеса / Т. А. Кольцова // Академический вестник. - Тюмень : ТГАМЭУП, 2010. - № 5. - С. 57-60.

4. Кольке, Г. И. Роль управленческого учёта во внутрифирменном планировании производственных ресурсов // Управленческий учёт. - 2016. - № 1. - С. 22-29.

5. Silvana Revellino, Jan Mouritsen. Accounting as an engine: The performativity of calculative practices and the dynamics of innovation // Management Accounting Research, Volume 28, September 2015, Pages 31-49.

6. Barbara, E. Weiftenberger, Hendrik Angelkort. Integration of financial and management accounting systems: The mediating influence of a consistent financial language on controllership effectiveness // Management Accounting Research, Volume 22, Issue 3, September 2011, Pages 160-180.

G. I. Kol'ke, Omskiy institut (filial) REU im. G. V. Plehanova L. V. Meteleva, Samarskiy institut (filial) REU im. G. V. Plehanova

THE INFLUENCE OF THE CONSOLIDATION MECHANISM OF THE DISTRIBUTION OF TOTAL COSTS FOR THE FORMATION OF PRICES FOR PRODUCTS

The article examines the issue of the construction of management accounting in a particular company. The analysis of costs formation in the enterprise is provided. The proposed method of formation, taking into account the specifics of activity of the enterprise. The article shows the influence of the method on formation of prices for the company's products and discounting.

Keywords: fixed costs, variable costs, management accounting, cost, discount.

References

1. Malova I. I. Integration of the balanced scorecard in corporate planning at chemical company. Abstract of dissertation. State University of Management Publ., 2010, p. 24. (in Russian)

2. Valiulova A. R. The subject area of management accounting. Menedjment: teoriy i praktika. 2005, No 3-4, pp. 32-47.

3. Kolcova T. A. About management accounting in the small business. Akademiheskiy vestnik. 2010, No. 5, pp. 57-60.

4. Kolke G. I. The role of management accounting in the company enterprise resource planning. Upravlencheskiy uchet. 2016, No1, pp 22-29.

5. Silvana Revellino, Jan Mouritsen. Accounting as an engine: The performativity of calculative practices and the dynamics of innovation. ManagementAccountingResearch, Vol. 28, September 2015, pp 31-49.

6. Barbara E. Weiftenberger, Hendrik Angelkort. Integration of financial and management accounting systems: The mediating influence of a consistent financial language on controllership effectiveness. Management Accounting Research, Vol. 22, Issue 3, September 2011, Pages 160-180.

© Г. И. Кольке, Л. В. Метелева, 2016

Авторы статьи:

Галина Ивановна Кольке, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономики, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Людмила Владимировна Метелева, магистрант, Самарский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Рецензенты:

Д. М. Радичка, кандидат экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия. О. В. Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.