Ирина Стрельникова
10.37492/ETNO.2021.б4.1.023
Влияние медиасферы на современное образование
Статья посвящена анализу феномена медиаобразования в современном мире. Исходя из работ отечественных и зарубежных исследователей, автор полагает, что современная ситуация в мире делает медиаобразование необходимым атрибутом каждого человека, который использует интернет. Постулируется всепроникающий характер средств массовой коммуникации (СМК) в жизни современного человека и общества. Любая сфера человеческой деятельности (от труда до развлечения) в той или иной мере связана с медиапространством, будь то интернет или телевидение. Обучение потенциальных реципиентов грамотному взаимодействию с медиасредой — насущная педагогическая задача. В настоящее время особенно остро стоит проблема дифференциации реципиентом предлагаемого СМК контента на заслуживающий доверия или внимания и так называемый «информационный шум». В этом вопросе может помочь только целенаправленно воспитываемая медиаграмотность.
Ключевые слова: средства массовой коммуникации; медиа; интернет; медиатекст; контент; педагогика; медиаграмотность.
Современный мир и образование тяжело представить без медиа, которые в основном выражены в СМК — средствах массовой коммуникации (интернете, телевидении, кинематографе, прессе). Особую значимость ме-диасфера приобрела в XX веке, в наши дни сложно встретить дом или квартиру, в которой не было бы телевизора или не проведен интернет.
Современный студент тратит больше пяти часов в день для того, чтобы общаться при помощи медиа и заниматься серфингом в интернете, не говоря уже о том, что в условиях пандемии большинство учебных заведений и корпораций перешли на уда-
Стрельникова Ирина Юрьевна,
магистрант факультета философии и психологии, Воронежский государственный университет (Воронеж), [email protected]
ленную работу и дистанционное обучение. За последнее десятилетие система образования серьезно изменилась: если раньше все задания школьник выполнял самостоятельно, при помощи бумажных тетрадей, учебников и пособий, то теперь большинство заданий выполняются на специальных образовательных сайтах и для этого вовсе необязательно иметь шариковую ручку с пастой синего цвета. Теперь социокультурное развитие буквально во всех областях представляется нам немыслимым без использования медиасредств.
Приблизительно с 1960-х гг. в педагогике передовых стран сформировалось принципиально новое направление, которое ориентируется на помощь учащимся в плане постижения медиасферы, стремится обучить их пониманию нового языка средств массовой информации, — «медиаобразование» (media education). В Россию медиаобразование пришло позже, чем в Канаду или Австралию. К примеру, в Великобритании курс медиа для сдачи итоговых экзаменов выбирают тысячи студентов и старшеклассников.
Изучение медиа традиционно связывается с работой по составлению медиатекстов. И изучение медиа, и ме-диаобразование выполняют задачи по приобретению медиаграмотности. Поскольку медиасфера в современном мире очень развита и крайне важна, медиаграмот-ность, в свою очередь, — обязательный и крайне полезный навык, позволяющий развивать способности к оценке, анализу, восприятию и созданию медиатек-стов, к пониманию репрезентационных и кодовых систем, политического и социокультурного контекста функционирования медиа в современном мире.
Медиаобразование понимается как процесс формирования личности посредством медиа или средств мас-
совой коммуникации для воспитания в себе культуры общения с СМК, навыков критического мышления, коммуникативных, творческих способностей, развитие умений оценки, анализа, полноценного восприятия, интерпретации медиатекстов, обучения разнообразным способам самореализации при помощи медиатех-ники. Развитие в себе медиаграмотности оказывает неоценимую помощь человеку в активном использовании информации, которую мы получаем из радио, телевидения, прессы, интернета, и способствует лучшему пониманию языка медиакультуры. Кроме того, по-настоящему грамотный в отношении медиа человек сумеет отличить истинную информацию от ложной, найти подтверждение или опровержение разного рода информации и будет способен воспринимать информацию из СМИ, ограждая себя от манипуляций со стороны ее авторов и поставщиков.
Указанный нами массив актуальных задач медиаобра-зования, конечно же, требует дифференцированного подхода к их решению. Исследователи разделяют феномен медиаобразования на следующие направления:
• образование профессионалов в области медиа (телевидения, прессы, кинематографа), то есть подготовка журналистов, актеров, режиссеров;
• медиаобразование как элемент общего образования студентов и школьников;
• медиаобразование будущих преподавателей в институтах и университетах на курсах по медиакультуре;
• медиаобразование в центрах дополнительного образования;
• самостоятельное медиаобразование;
• медиаобразование путем дистанционного обучения (посредством использования телевидения, прессы, интернета и т. д.).
Медиаобразование неразрывно связано не только с художественным воспитанием и педагогической наукой, но и с такими областями гуманитарного знания, как история, культурология, искусствоведение, психология и др. Удовлетворяя потребности педагогики настоящего времени в развитии и формировании личности, медиаобразование развивает спектр форм и методов проведения занятий с учениками. А совокупное изучение кинематографа, телевидения, прессы, интернета при получении традиционного художественного образования может помочь преодолеть такие его минусы, как ограниченное, изолированное друг от друга изучение живописи, литературы или музыки, узкое рассмотрение формы и содержания при попытке анализа определенного произведения.
Медиаобразование предполагает такую методику проведения занятий, которая основана на игровых, проблемных, эвристических и других плодотворных формах обучения [5, с. 453]. Эти формы призваны развивать и совершенствовать самостоятельность мышления учащегося, его индивидуальность, побуждать его способности к действию через естественное вовлечение в творческую деятельность и стимулировать усвоение знаний о медиакультуре путем восприятия, толкования и анализа медиатекста. Медиаобразование содержит в себе практические и лекционные занятия и представляет собой самобытное включение учеников в процесс творения произведений медиакультуры, то есть вовлекает аудиторию в так называемую лабораторию базовых медиапрофессий, что представляется возможным не только в автономном варианте, но и в процессе включения медиамодулей или элементов в традиционные учебные предметы.
Для повышения и развития медиаграмотности школьников и студентов им следует изучать не только то, как построены те или иные медиатексты, но и то, как они выражают разнообразные социокультурные, политические, идеологические и экономические интересы. Это вовсе не второстепенная задача, ведь не секрет, что современная реклама предполагает манипуляцию восприятием и сознанием реципиента (например, «подталкивание»), не говоря уже о том, с каким воодушевлением пользуются завуалированными «посланиями» политические и общественные лидеры [2, с. 30-48]. Высокий уровень современных СМК вложил в их руки мощное пропагандистское оружие. И только высокий уровень медиаграмотности может помочь реципиенту сохранить автономию собственного мышления.
В настоящее время усиленное развитие медиа акцентирует внимание на актуальности и основательности философской концепции диалога культур, для понимания которой многое сделали М.М. Бахтин и В.С. Библер. На новом уровне технологических и цифровых возможностей именно медиакультура порождает ранее невиданные возможности для диалога культур на личностном, межличностном и глобальном уровнях. Медиаобразование поддерживается средствами диалога культур, который открывает возможность для ухода от национальной замкнутости, позволяет выйти на уровень сравнительного анализа разнообразных дидактических подходов во всевозможных странах мира, и вследствие этого непрерывно осуществлять совершенствование педагогической методики и теории.
Развитие медиаобразования во всем мире происходит благодаря возрастанию влияния медиа, а оно,
в свою очередь, увеличивается по той причине, что повсеместно множится количество свободного времени, расширяется сфера досуга. В.С. Библер замечает по этому поводу: «Рост свободного времени... становится все более серьезным социальным феноменом» [1, с. 289-296].
Задача педагогики в любую эпоху — содействие интересным творческим начинаниям, формирование культурно-ценностной организации детского и молодежного досуга, защита подрастающего поколения от таких негативных форм досуга, как употребление алкогольных и наркотических средств. И вновь здесь стоит упомянуть широкие возможности медиаобразо-вания молодого поколения как одного из способов формирования гуманной и творческой личности, перспектива диалога культур в педагогическом направлении. Вследствие этого очевидна безотлагательная необходимость интенсивного развития и становления медиаобразования.
В настоящее время все более востребованны новые коммуникационные медиатехнологии. Проблема контента медиа, его качества и достоверности стоит остро как никогда. В огромном потоке информации становится все сложнее ориентироваться, а новостные источники все чаще позволяют себе не заботиться о качестве информации. По этой причине мы видим значимую информацию низкого качества, публикацию непроверенных данных, множество опечаток, ошибок, жаргонизмов.
Необходимо признать, что, невзирая на растущий интерес общества к социальным сетям и ведению бло-гов, огромная масса личных страниц пользователей не имеет общественно значимых, уникальных сведений и благоприятствует умножению информационного
шума в интернете. Здесь, согласно знаменитому высказыванию Маршала Маклюэна, «средство коммуникации и есть само сообщение» [4, с. 6-7]. Социальные сети становятся популярными для некоторой части населения земли не по той причине, что им есть что сказать, а в силу того, что их привлекает сам шанс написать что-либо и в одночасье сделать это наследием всего мира. Зачастую при этом пользователи игнорируют правила личной безопасности и нормы поведения.
Действительность такова, что пользователи нередко считают сеть своеобразным пространством, где все дозволено, в свою очередь, это порождает некачественный контент, жертвами которого мы все становимся. Трудности при пользовании интернетом возникают у детей и пожилых людей, многие из которых, выходят в сеть, доверяют всему, что видят. По данным социологических опросов, многие молодые люди, проводящие свободное время в социальных сетях и ролевых компьютерных играх, нередко полагают, что жизнь-опНпе и жизнь-о£Шпе представляют собой два равноценных и взаимозаменяемых вида реальности [3, с. 496], то есть считают все встреченное ими в интернете абсолютно реальным. А ведь для молодежи цифровые СМК представляют собой не новшество, а неотъемлемую часть жизни. Что уж и говорить о людях более старшего поколения, нередко считающих интернет передовым техническим достижением и возлагающих на него неоправданные надежды?
Современному человеку вне зависимости от его возраста и рода деятельности крайне важно развивать умения и навыки работы с медиатехнологиями. Чтобы успешно и качественно выполнить свои профессиональные и бытовые задачи, ему следует освоить функции поиска необходимой информации, научиться кри-
тически ее анализировать, уметь самому создавать контент и, что особенно важно, соблюдать негласные правила безопасного и ответственного поведения в ме-диасреде. В связи с этим медиаобразование в наши дни приобретает статус одного из самого значимого и востребованного направления работы с людьми.
Подведем итоги: современный уровень развития СМК не позволяет подавляющему большинству людей дистанцироваться от медиапространства. Медиа проникают во все сферы человеческой деятельности: от политики до развлечений. Полагаться на жизненный опыт или здравый смысл реципиента в данной ситуации слишком легкомысленно (особенно если учесть, что многие реципиенты — дети или пожилые люди). Поэтому организация медиаобразования является в текущей ситуации не роскошью или признаком прогресса, а мерой, необходимой для гармоничной жизни общества и личности.
Литература:
1. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
2. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. 2-е изд. М. : Академический проект, 2009. 380 с.
3. Кривенькая М.А. «Ок, Гугл, кто я?»: молодежь о множественности идентичности в виртуальной и реальной коммуникации // Современное образование: векторы развития: Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога: материалы V международной конференции (г. Москва, МПГУ, 27 апреля — 25 мая 2020 г.). М.: МПГУ, 2020. С. 493-500.
4. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2003. 464 с.
5. Купцова И.А., Шевцова А.А. «Списать нельзя придумать»: творческие домашние задания в условиях дистанционного обучения // Современное образование: векторы развития: Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога: материалы V международной конференции (г. Москва, МПГУ, 27 апреля — 25 мая 2020 г.). М.: МПГУ, 2020. С. 451-464.
Irina Strelnikova,
Master's Degree in Philosophy and Psychology, Voronezh State University (Voronezh), [email protected]
Influence of the media sphere on modern education
The paper is devoted to the analysis of the phenomenon of media education in the modern world. Based on the work of domestic and foreign researchers, the author believes that the modern situation in the world makes media education a necessary attribute of every person who uses the Internet. The work proves the pervasive nature of the mass communication media (SMK) in the life of modern man and society. Any sphere of human activity (from labor to entertainment) is in one way or another connected with the media space, whether it is the Internet or television. Therefore, training potential recipients in competent interaction with the media medium is an urgent pedagogical task. Currently, the problem of the recipient differentiating the content offered by the QMS into trustworthy or noteworthy and the so-called «information noise» is especially acute. Only purposefully nurtured media literacy can help in this matter.
Key words: mass media; media; Internet; media text; content; education; media literacy.