Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА НА ВЗГЛЯДЫ И ПОЛИТИКУ ФИДЕЛЯ КАСТРО'

ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА НА ВЗГЛЯДЫ И ПОЛИТИКУ ФИДЕЛЯ КАСТРО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
617
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / РЕВОЛЮЦИЯ / КУБА / СОЦИАЛИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / MARXISM / REVOLUTION / CUBA / SOCIALISM / POLITICAL PRACTICE / PHILOSOPHICAL VIEWS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Герцен А.С.

В данной статье анализируется влияние марксистской идеологии на философские и политические воззрения известного кубинского политика, вождя Кубинской революции и главы Республики, а также на его политику. Наряду с марксизмом рассмотрены и другие философские влияния, которым был подвержен кубинский лидер, раскрыты постепенные изменения его взглядов в сторону марксизма-ленинизма и его осмысление, подчеркнута связь философии и идеологии с политической практикой. Делается вывод о создании Фиделем Кастро оригинального кубинского направления внутри марксизма с последующими попытками построить один из вариантов социализма на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARXISM’S INFLUENCE ON THE VIEWS AND POLICIES OF FIDEL CASTRO

This article analyzes the dynamics of the influence of Marxist ideology on the philosophical and political views of the famous Cuban politician, leader of the Cuban revolution and head of the Republic, as well as its policy. Along with Marxism, other philosophical influences to which the Cuban leader was exposed are also considered, gradual changes of his views towards Marxism-Leninism and its comprehension are revealed, the connection of philosophy and ideology with political practice is accentuated. It is concluded that Fidel Castro created an original Cuban direction within Marxism with subsequent attempts to build one of the variants of socialism in practice.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА НА ВЗГЛЯДЫ И ПОЛИТИКУ ФИДЕЛЯ КАСТРО»

УДК 101.1:32

ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА НА ВЗГЛЯДЫ И ПОЛИТИКУ ФИДЕЛЯ КАСТРО

А.С. Герцен

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В данной статье анализируется влияние марксистской идеологии на философские и политические воззрения известного кубинского политика, вождя Кубинской революции и главы Республики, а также на его политику. Наряду с марксизмом рассмотрены и другие философские влияния, которым был подвержен кубинский лидер, раскрыты постепенные изменения его взглядов в сторону марксизма-ленинизма и его осмысление, подчеркнута связь философии и идеологии с политической практикой. Делается вывод о создании Фиделем Кастро оригинального кубинского направления внутри марксизма с последующими попытками построить один из вариантов социализма на практике.

Ключевые слова: марксизм, революция, Куба, социализм, политическая практика, философские взгляды.

Фидель Кастро Рус (1926-2016) - вождь Кубинской революции, государственный деятель Республики Куба. Он сумел на протяжении долгого времени управлять Кубой и на протяжении всей жизни оставался верным революционным идеям. «Сегодня, как и во все века, человечеством движет мечта. Человечество погибло бы, если бы не мечтало. Человечество погибло бы в своих внутренних распрях, несовершенстве, тьме. Человечество погибло бы от злодеев, которые постоянно рождаются в его недрах и пьют человеческую кровь, уничтожают человеческий дух. Человечество нуждается в мечте. А мечта всегда находит своего выразителя. Мечта нашла Фиделя, поселилась в нем, и Фидель стал человеком-мечтой для всего человечества», - писал А.А. Проханов о кубинском лидере [1]. Основой революционных взглядов Ф. Кастро стали марксистские идеи.

© Герцен А.С., 2018

Марксизм - система философских, экономических и социально-политических взглядов, основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, впоследствии была развита их последователями, прежде всего В.И. Ульяновым-Лениным. Для философии марксизма характерны диалектический материализм («наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления») и исторический материализм [2].

Исторический материализм «рассматривает каждое историческое событие, общественное явление не изолированно, а в связи с теми условиями, которые его породили, вызвали к жизни» [3]. Исследование взаимосвязей в мировой истории приводит марксистов к идее единого закономерного исторического процесса, классовой борьбы и сменяющихся общественно-экономических формаций, последняя из которых называется коммунизмом.

Коммунистическая формация состоит из двух фаз - социализма и коммунизма. Началом данной формации служит социалистическая революция - «пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической формации» [4]. После нее общество должно стать бесклассовым и покончить с эксплуатацией и отчуждением.

Программа Ф. Кастро во многом стала ближе к классическому марксизму после Карибского кризиса 1962 г., однако его революционные взгляды до конфликта с США трудно назвать чисто марксистскими.

По словам самого Фиделя «от Маркса - мы получили концепцию того, что из себя представляет человеческое общество. Маркс нам показал, каким было общество и историю его развития» [5, р. 142]. При этом влияние утопических идей революционера Хосе Марти тоже было существенным, т.к. Кастро заимствовал у него этику в своем учении и, по свидетельству современников, имел с ним много общих черт характера [6, с. 67-68]. Кроме того, близкий по взгладам Фиделю кубинский левый националист, «ортодокс» Чибас [7], выступавший за демократические права и осуждавший засилье бюрократии и коррупцию в правлении Батисты (1952-1959) во многом был близок утопическому социализму [8]. Как и Кастро, он был противни-115

ком несправедливости и эксплуатации, но будущий вождь в отличие от Чибаса сумел соединить его домарксистский социализм с историческим материализмом, что можно проследить на практике.

В 1959 г., въехав в Гавану, Кастро сказал следующие слова: «Creo que es este un momento decisivo de nuestra historia: la tiranía ha sido derrocada» («Думаю, это решающий момент нашей истории: тирания повержена») [9]. И далее в его речи говорится о противопоставлении народа «тирании» и «диктатуре», жестко критикуются высшие воинские чины Кубы, воевавшие за Батисту, а народ показан армией новой Кубы, состоящей из угнетенных и эксплуатируемых граждан [9]. Как видим, в данном случае влияние марксизма тесно сплетается с утопическим социализмом и социал-демократией, т.к. выдвигается идея «свободы», «демократии», отказа от произвола государства, но нет четких указаний на построение бесклассового общества и ликвидацию эксплуатации.

Если посмотреть выступление Ф. Кастро после Карибского кризиса, то мы увидим, что, воспользовавшись помощью СССР и сотрудничая с ним, кубинский лидер движется в сторону более классического марксизма-ленинизма и упоминает об империализме и необходимости борьбы с ним путем распространения революционного движения на соседние страны. «Nosotros tenemos la gran tarea histórica de llevar adelante esta Revolución, de servir de ejemplo a la revolución latinoamericana; y dentro del campo socialista, dentro de la gran familia socialista, ¡que es nuestro campo, que es y será siempre nuestra familia! » («У нас есть историческая миссия - продвигать данную Революцию, служить примером латиноамеркианской революции; и мы в соцлагере, в нашей большой семье, которая и есть наш лагерь, которая есть и всегда будет нашей семьей!») [10].

Значит, если рассмотреть влияние марксизма на мировоззрение Фиделя, то можно констатировать, что Кастро становится к нему все ближе, и этот факт подтверждают политические решения, связанные с вхождением в соцлагерь и отказом от частной собственности (первым шагом к которому была аграрная реформа, раскритикованная Дж. Кеннеди [10]).

Чтобы удержать власть в сложный период, Фидель Кастро вынужден был забыть о «демократии» как одном из принципов устройства идеального, по мнению социал-демократов, государства и обратиться к «диктатуре пролетариата», что говорит о возрастающем влиянии марксизма. Возглавив единственную в стране партию в 1961 г., Кастро надеялся, что сможет в скором времени уйти с высокого поста, но политическая ситуация вынудила его закрепить власть КПК, признать социалистический характер революции 1959 г. и продвигать марксистские идеи. Конституция 1976 г. была 1-й единой конституцией Кубы в истории, тогда как до нее в государстве были лишь отдельные нормативно-правовые акты [6, с. 477].

Руководство США на протяжении всего данного времени организовывало покушения на Фиделя Кастро и пыталось обрушить его режим, добиваясь политической изоляции Республики Куба на территории Атлантики. Либеральные мыслители считают такого рода давление оправданным, т.к. режим Кастро можно отнести к авторитарным режимам, а плановая экономика нуждается в постоянном государственном контроле и корректировках, а при Батисте у Кубы якобы был возможен путь постепенного перехода от диктатуры к демократии при сохранении капитализма [11]. Однако нельзя забывать о том, что Батиста был ставленником США, предавшим национальные интересы и сотрудничавшим с мафией. Криминальный авторитет Лански был ближайшим другом Фульхенсо Батисты-и-Сальдивара, благодаря которому на Кубе процветал нелегальный бизнес [12].

Таким образом, приход к власти левых антиамериканских сил был исторически и политически обусловлен, т.к. уровень эксплуатации буржуазией низших классов достиг критической точки. Вопрос заключался лишь в том, какую форму социализма выбрать: социал-демократическую, утопическую, марксистскую или смешанную. Последний вариант и был выбран, но из-за давления США и помощи со стороны СССР Кастро перешел на позиции марксизма как учения, сближающего его с политическими союзниками.

В дальнейшем мы можем наблюдать его верность идеям борьбы с эксплуатацией и социальной несправедливостью. Марксизм-ленинизм остается основой взглядов Ф. Кастро и по-117

сле развала СССР и соцлагеря в 1991 г. В 2015 г. была опубликована его статья «Nuestro derecho a ser Marxistas-Leninistas» («Наше право быть марксистами-ленинистами»): «Lenin fue un genial estratega revolucionario que no vaciló en asumir las ideas de Marx y llevarlas a cabo en un país inmenso y solo en parte industrializado» («Ленин был гениальным революционным стратегом, который, не колеблясь, принял идеи Маркса и претворил в жизнь их в огромной, лишь частично индустриализованной стране») [13]. Можно увидеть, что Кастро через четверть века после крушения крупнейшего социалистического государства, которому во многом обязан его режим на Кубе, не считает его существование чем-то случайным и ошибочным.

После 1991 г. Куба оказалась в изоляции, но Ф. Кастро не изменил своим революционным взглядам и еще больше критиковал буржуазные общества и их экспансию в страны «третьего мира». Он проявлял интерес к философии и умело применял философские выступления в своих статья: «Мы животные политические, как не без основания утверждал Аристотель...», «Его учителем был Платон, который оставил грядущим поколениям свою знаменитую утопию об Идеальном государстве...», «Реакционеры воспользовались ею, чтобы назвать теоретиками Маркса, равно как и Ленина, совершенно не взирая на то, что их утопические идеи стали вдохновением для России и Китая» [14]. Обвиняя философов в утопизме, противники Кастро действительно противоречили фактам, взятым из исторической практики.

В отличие от большинства марксистов, у Фиделя Кастро было частично положительное отношение к объективному идеализму и к религии, на что предположительно повлияло его обучение в иезуитском колледже. В последней из своих статей он писал: «В религиозных принципах содержится больше положительных аспектов, чем в чисто политических, несмотря на то, что последние формулируют жизненные идеалы физического и материального плана» [15]. Размышляя над разными мировоззрениями, а также подходами к философии в рамках философского мировоззрения, Кастро, со временем разработавший кубинский вариант марксизма-ленинизма, не стремился показать исключительность своего учения и умалить вклад остальных в науку и философию. Предметом наибольшей критики с его сто-

роны можно считать капитализм, который, скрываясь за демократическим режимом, создает ситуацию неравенства в экономике, которая, в свою очередь, определяет и политику, как базис - надстройку[3, 5, 10].

На протяжении всей жизни Кастро считал себя борцом с эксплуатацией. Если до 1962 г. он был политиком, лишь частично опирающимся на марксистско-ленинское учение, то после Карибского кризиса Фидель принялся разрабатывать уже близкую к классическому марксизму доктрину. Она нашла свое политико-правовое воплощение в конституции 1976 г., а после развала соцлагеря в 1980-е - 1990-е гг. вождь не разочаровался, а только уверился в правоте марксизма и увидел в Китае и его близкой к НЭПу политике возможность построения эффективного социализма на практике [14].

Экономическая политика Дэн Сяопина представляла собой совмещение методов плановой экономики с частным предпринимательством [16]. Это позволяло создать заинтересованность работников в труде и путем обращения к личной инициативе обеспечить большую эффективность экономики. После ухода Фиделя Кастро и избрания его брата Рауля главой правительства и Национальной ассамблеи реформы по внедрению рынка начали проводиться по примеру Китая [17]. При этом сам Ф. Кастро не был их противником. Он был в плохих отношениях с Дэн Сяопином из-за его пренебрежительного отношения к Кубе и недовольства консервативной политикой Кастро, но не отрицал необходимость реформ после развала СССР [18].

Как показывает наше исследование, можно выделить три этапа в формировании мировоззрения Кастро как политика и философа:

• на 1-м этапе он лишь частично увлекается марксизмом наравне с идеями Хосе Марти и Чибаса. Этот этап заканчивается Карибским кризисом 1962 г.;

• на 2-м он - последовательный марксист, хотя его теоретический подход имеет различия с советским, и Хосе Марти и национально-освободительное движение остаются признанными авторитетами. В 1976 г. принимается конституция Кубы, закрепляющая власть коммунистов;

• на 3-м этапе - Фидель, видя кризис социалистической системы и крушение соцлагеря, остается верен своему варианту марксизма, но видит необходимость временной «уступки капитализму» в дальнейшем и передает власть Раулю Кастро.

Стоит учесть, что, хотя его взгляды претерпевают определенные изменения, в целом Ф. Кастро остается верен идее революционных преобразований и равенства, а в марксизме постепенно становится все более уверенным. Это свидетельствует о его принципиальности, верности своим убеждениям и высоких моральных качествах. Анализ данной динамики позволяет сделать вывод о постоянном развитии революционной идеи кубинского лидера. Кастро в своей философии не делал слишком резких скачков после Карибского кризиса 1962 г., однако с падением соцлагеря постепенно стал склоняться к обновленному марксизму по типу Китая.

Библиографический список

1. Проханов А. Гений места // Известия. 2016. 26 ноя. URL: http://izvestia.ru/news/647788 (дата обращения: 10.08.2018).

2. Краткий обзор марксизма // Энциклопедия марксизма. URL: http://www.esperanto.mv.ru/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0 %BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC/%D0%9A%D 1%80% D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9E%D0%B1 %D0%B7%D0%BE%D1%80 (дата обращения: 10.08.2018).

3. Исторический материализм. 1950 г. Глава первая. Исторический материализм как наука. URL: http://istmat.info/node/30289 (дата обращения: 12.08.2018).

4. Социалистическая революция // Сборник словарей. Большая советская энциклопедия. URL: http://1slovar.ru/ big_soviet_enc/74081/ (дата обращения: 12.08.2018).

5. Cien horas con Fidel: Conversaciones con Ignacio Ramonet. La Habana, 2006. 813 p.

6. Макарычев М.А. Фидель Кастро. М.: Молодая гвардия, 2017. 639 с.

7. Эдуардо Чибас // Новые знания! URL: http://ru.knowledgr.com/ 00761907/%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B 4%D0%BE%D0%A7%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D1%818 (дата обращения: 20.08.2018).

8. Утопический материализм (2) // Учебные материалы. URL: https://works.doklad.ru/view/BVHnUlnTmbo.html (дата обращения: 20.08.2018).

9. Discurso pronunciado por el Comandante en Jefe Fidel Castro Ruz a su llegada a la Habana, en Ciudad Libertad, 1959 // Fidel. Soldado de ideas. URL: http://www.fidelcastro.cu/es/discursos/discurso-pronunciado-su-llegada-la-habana-en-ciudad-libertad (accessed: 21.08.2018).

10. Discurso pronunciado por el Comandante en Jefe Fidel Castro Ruz..., 1963 // Fidel. Soldado de ideas. URL: http://www.fidelcastro.cu/es/ discursos/para-conmemorar-el-cuarto-aniversario-de-la-revolucion-cubana (accessed: 22.08.2018).

11. Латынина Ю. Остров свободного ГУЛАГа. Вряд ли после смерти Фиделя Кастро можно ожидать на Кубе каких-то перемен // Новая газета. 2016. 26 ноя. URL: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2016/11/26/70686-ostrov-svobodnogo-gulaga (дата обращения 22.08.2018).

12. Диктатура под крылом демократии. «Кровавые дочки» США // Форнит. URL: https://scorcher.ru/art/society/democracy_and_ liberalism/democracy_and_liberalism5.php (дата обращения 22.08.2018).

13. Nuestro derecho a ser Marxistas-Leninistas // Fidel. Soldado de ideas. URL: http://www.fidelcastro.cu/es/articulos/nuestro-derecho-ser-marxistas-leninistas (accessed: 22.08.2018).

14. Пора узнать о действительности чуть больше // Fidel. Soldado de ideas. URL: http://www.fidelcastro.cu/ru/ c%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/pora-uznat-o-deystvitelnosti-chut-bolshe (дата обращения 24.08.2018).

15. Неясная судьба рода человеческого // Fidel. Soldado de ideas. URL: http://www.fidelcastro.cu/ru/

c%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/neyasnaya-sudba-roda-chelovecheskogo (дата обращения 24.08.2018).

16. Дэн Сяопин - реформатор Китая // 100 великих людей, изменивших мир. URL: http://100grp.ru/xx-vek/den-syaopin-reformator-kitaya/ (дата обращения 24.08.2018).

17. Кадзоев М.А.-М. Рауль Кастро и его реформы // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2018. № 1(9). С. 11-12.

18. Дэн Сяопин // Fidel. Soldado de ideas. URL: http://www.fidelcastro.cu/ru/articulos/den-syaopin (дата обращения 26.08.2018).

MARXISM'S INFLUENCE ON THE VIEWS AND POLICIES OF FIDEL CASTRO

A.S. Herzen

Perm State University

This article analyzes the dynamics of the influence of Marxist ideology on the philosophical and political views of the famous Cuban politician, leader of the Cuban revolution and head of the Republic, as well as its policy. Along with Marxism, other philosophical influences to which the Cuban leader was exposed are also considered, gradual changes of his views towards Marxism-Leninism and its comprehension are revealed, the connection of philosophy and ideology with political practice is accentuated. It is concluded that Fidel Castro created an original Cuban direction within Marxism with subsequent attempts to build one of the variants of socialism in practice.

Keywords: Marxism, revolution, Cuba, socialism, political practice, philosophical views.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.