Научная статья на тему 'Влияние малого бизнеса на качество оказываемых услуг'

Влияние малого бизнеса на качество оказываемых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ФАКТОРИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГ / КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСФЕРТ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ СЕРВИС / EASING / FACTORING / FRANCHISING / COMMERCIAL TRANSFER / SOCIAL SERVICE / HOUSING AND PUBLIC UTILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сырцова Л. В.

Статья описывает формирование экономики сферы услуг и сервиса в развитых странах. Описываются требования к формированию экономики сферы услуг и повышению производительности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SMALL BUSINESS ON THE QUALITY OF PROVIDED SERVICES

This article describes how the economy of services is formed in developed countries. It describes the requirements for organizing the economy of services.

Текст научной работы на тему «Влияние малого бизнеса на качество оказываемых услуг»

ВЛИЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА КАЧЕСТВО ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ

Сырцова Л.В., соискатель НОУ ВПО «Московская академия экономики и права»

Статья описывает формирование экономики сферы услуг и сервиса в развитых странах. Описываются требования к формированию экономики сферы услуг и повышению производительности труда.

Ключевые слова: лизинг, факторинг, франчайзинг, коммерческий трансферт, социальный сервис, жилищно-коммунальный сервис

INFLUENCE OF SMALL BUSINESS ON THE QUALITY OF PROVIDED SERVICES

Sirtsova L., The post-graduate student, Moscow Academy of Economics and Law, NOU VPO

This article describes how the economy of services is formed in developed countries. It describes the requirements for organizing the economy of services.

Keywords: leasing, factoring, franchising, commercial transfer, social service, housing and public utilities

Чем быстрее и эффективнее развивается общество, чем глубже разделение труда и чем сложнее процессы специализации общественного производства, тем очевиднее становится воздействие на рост производительных сил тех функций, которые считались в своё время не связанными непосредственно с производством как таковым.

История развития общества свидетельствует, что по мере его экономического роста меняется структура сфер приложения труда, их роль и место в сфере общественного производства. Зафиксировано три глобальных социальных процесса изменения в сфере занятости общественного производства, в его общей структуре. В результате промышленной революции и технического прогресса доля занятых в сфере промышленного производства возросла до 70-75%, а удельный вес работающих в сельском хозяйстве в масштабах общества сократился до 10%. И только менее ста лет потребовалось обществу, чтобы занятость в сфере услуг стала основной сферой приложения труда.

Мировые тенденции социально-экономического развития занятости населения и распределения его по сферам приложения труда показывают постоянное усиление ориентации общества на все большее развертывание масштабов производства материальных и нематериальных услуг, направленных на удовлетворение усложняющихся потребностей человека. На повышение сферы его жизнеоби-тания и жизнедеятельности.

Для современной системы хозяйствования в многоукладном общественном производстве характерно превращение нематериальных ресурсов, таких как интеллектуальный и образовательный потенциал общества (образование, культура, квалификация, информация, предпринимательское искусство и др.), а также результатов деятельности других отраслей сферы услуг в решающий фактор развития общества с развитой рыночной экономикой. И это не только потому, что отрасли сферы услуг являются приоритетной базой развития и могут динамичнее трансформироваться в рыночную экономику, но и в связи с тем, что роль и значимость сферы услуг в жизнедеятельности человека и в развитии производства неизмеримо возрастает и превращается в ведущую сферу занятости.

Необходимость социального развития общества все более принимает характер объективной закономерности вне зависимости от политического и экономического его устройства, что усиливает государственное воздействие на последовательное расширение данной сферы приложения труда путём различных методов стимулирования деятельности по оказанию услуг, имеющих не только социальную направленность и значимость непосредственно для общества в целом, а также для развития и непосредственно производства.

Все это вместе взятое привело к тому, что в развитых станах сформировалась особая совокупность всех видов деятельности по оказанию услуг в виде сферы сервиса. В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества.

К сожалению, решающим фактором расширения сферы услуг в России на современном этапе является не рост производительности труда, обеспечивающий высокую степень его разделения, а спад производства и, как следствие, деформацию структуры народного хозяйства. Однако, несмотря на кризисный характер нашей экономики, на современном этапе уже в доперестроечный период, когда

сфера услуг была ориентирована в основном на обслуживание производства и общества в целом, и её развитие формировалось (особенно отраслей, оказывающих услуги личного характера) по остаточному принципу, уже тогда прослеживалась чёткая тенденция к её ежегодному росту. Вместе с тем, переход России к рыночной экономике повлек за собой ряд существенных перемен и в социальноэкономической структуре общества.

Сервисизация рассматривается как всеобщий прогрессивный социально-экономический процесс реструктуризации в сфере занятости общественного производства за счёт возрастающих темпов развития и совершенствования её инфраструктуры, обеспечивающей как обслуживание всех видов жизнедеятельности конкретного человека (услуги индивидуальной направленности), включая и услуги, которые предоставляются обществу в целом (образование, культура, искусство, наука, здравоохранение и др.), так и обслуживание всех отраслей национальной экономики, включая материальное производство.

Таким образом, основная функция сервиса как такового - доведение до потребителя материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами путем:

- удовлетворения соответствующих потребностей;

- обслуживания процесса их потребления;

-создания условий для быта, отдыха и досуга;

- способствования увеличению свободного времени и рациональному его использованию.

Следует также отметить, что наряду с развитием традиционных источников финансирования сферы услуг таких как кредитнофинансовая и банковская деятельность, используются такие нетрадиционные источники внешнего финансирования:

- финансирование без кредитования (лизинг),

- факторинг (превращающего долги в наличность),

- франчайзинг (кредитование и привилегии по контракту),

- коммерческий трансферт (взаимное приобретение партнёрами друг у друга капиталов в национальной валюте в условленных размерах и по договорной цене) и так далее.

Большое развитие получили страхование, в том числе и предпринимательских рисков, а также аудиторская деятельность и другое.

С известной мерой условности можно определить четыре основные укрупнённые направления сервисной деятельности и дать следующую классификацию:

- технико-технологический сервис, включая транспортное обслуживание,

- информационно-коммуникационный сервис,

- торгово-бытовой и жилищно-коммунальный сервис,

- социальный сервис (здравоохранение, образование, наука, культура).

Естественно, никакая классификация услуг не обеспечит развитие сферы сервиса, если не будет разработан механизм и определена чёткая политика государства в формировании и регулировании этого сложного и важнейшего сектора экономики.

На каждом этапе своего развития общество располагает количественно и качественно определенными материальными и трудовыми ресурсами, а также имеет объективно складывающиеся общественные потребности, размер и содержание которых регулируется комплексом социально-экономических, политических условий раз-

вития общества, и в первую очередь, общественной производительностью труда. Структура и пропорции общественного производства, в том числе и пропорции распределения материальных и трудовых ресурсов, формируются под влиянием тех или иных факторов и призваны обеспечивать высокий социальный и экономический эффект. Познание основных тенденций и закономерностей количественных и качественных изменений уровня занятости населения в отраслях сферы услуг и факторов, их определяющих, дают возможность по новому оценить социально-экономическую значимость проблемы использования трудовых ресурсов в этой сфере национального хозяйства, ибо её следует рассматривать не только как область приложения общественного труда, но и как систему отраслей, способствующую рациональному использованию свободного времени населения, росту производительности общественного труда.

В условиях формирования Российской рыночной экономики развиваются и углубляются структурные и функциональные взаимозависимости не только в материальной, производственной, но и в сфере услуг. Особое место в этой структуре перестройки рыночной экономики отводится усиливающемуся процессу сервисизации общественного производства и всех видов жизнедеятельности человека и общества в целом.

Сервисизация - всеобщий социально-экономический процесс осуществляемый за счёт развития сферы услуг, обеспечивающей обслуживание не только всех видов жизнедеятельности человека и общества в целом, но и оказание услуг всем отраслям общественного производства. При этом под услугой понимается процесс, деятельность, осуществляемая исполнителем по заказу конкретного потребителя в широком смысле слова. Услуга не составляет материального результата, то есть услуга имеет такие черты как неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость для последующей реализации. Производство, обмен и потребление услуги проходит как одновременный процесс.

Всевозрастающее воздействие отраслевой сферы услуг на производственные и хозяйственные процессы, на общество в целом и

жизнедеятельность человека, названное за рубежом севисизацией, связано с серьезными изменениями в системе потребностей и ценностей рыночной экономики.

Важнейшими показателями сервисизации общества являются:

- увеличение удельного веса занятых в инфраструктуре по обслуживанию материального производства и сферы услуг. Каждая отрасль общественного производства имеет свою инфраструктуру со своей сферой услуг;

- рост доли отраслей сферы услуг, занятых в отраслях сферы обслуживания населения в расчёте на 10 тыс. населения в целом по России и отдельным её регионам;

- затраты средств (в млн. руб.) в год на развитие инфраструктуры в расчёте на 10 тыс. занятых по отраслям и видам деятельности общественного производства;

- увеличение доли сферы услуг (обслуживающей все отрасли народного хозяйства, общества в целом и жизнедеятельности человека) в валовом национальном продукте и в общей численности занятого населения в национальной экономике и др.

Анализируя эти показатели в динамике можно проследить основные тенденции и дать оценку уровню сервисизации общества в целом, по основным отраслям деятельности сферы услуг, регионам.

Литература:

1. Аутсорсинг // Методы менеджмента качества. - 2008. - N 11

2. Афанасьева Т.П. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) / Т.П. Афанасьева, В.В. Буев, Т.И. Пуденко. - М., 2009.

3. Бешкинская Е.В. Оценка перспектив развития предпринимательства в России / Бешкинская Е.В. «Российское предпринимательство» - 2008^ 8

4. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособие для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2009.

ТЕХНОЛОГИЯ RFID, КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЛИНГА В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Пчелинцева И.Н., соискатель Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

Анализируются развитие котроллинга, концепция контроллинга, использование контроллинга в нефтедобывающей отрасли, а в частности использование RFID-системы, как одного из инструментов мер ведения качественного контроллинга в нефтедобывающей отрасли.

Ключевые слова: контроллинг, концепция контроллинга, управленческий учет, RFID-система, нефтедобывающая отрасль, экономическая эффективность, издержки, RFID-метки, эффективность нефтедобычи.

TECHNOLOGY RFID AS THE CONTROLLING TOOL IN OIL-EXTRACTING BRANCH

Pchelinceva I., the applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow

The author analyzes the development of controlling, the controlling concept, analyzes controlling use in oil-extracting branch, and in particular RFID-system use, as one of tools of measures of conducting qualitative controlling in oil-extracting branch.

Keywords: controlling, the controlling concept, the administrative account, RFID-system, oil-extracting branch, economic efficiency, costs, RFID-labels, efficiency of oil extracting.

Обеспечение условий интенсивного экономического развития, в условиях усложнения процессов, протекающих в экономике и повышение уровня неопределенности экономических процессов, потребовали разработку новых концепций и инструментов управления. В связи с этим во второй половине XX века в странах Западной Европы сформировалась новая экономическая категория «контроллинг», вобравшая в себя систему управленческого учёта и определяющаяся как - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учёта, планирования, анализа и контроля на качественно новом уровне развития рынка, единая система направления на реализацию стратегических планов.

Для адекватного понимания современной концепции контроллинга необходимо рассмотреть историю возникновения и развития этой управленческой категории, которая берет свое начало в средние века: уже в XV веке при дворе английского короля существова-

ла должность «countrollour», в задачи которого входило документирование и контроль товарно-денежных потоков. Существует мнение, что слово «контроллинг» произошло от латинского «contra» и «rotulus», что соответствует английскому «counter-roullour» и переводится как «встречная роль». Однако правильнее считать, что главный корень — «to control», то есть «контролировать», «управлять».1

Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

В англоязычных источниках термин «контроллинг» практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.