Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты'

Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1379
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РЕСУРС / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕРВИС / ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Л.И., Белохвостова Н.В.

В статье рассматриваются современные тенденции, проявляющиеся в сфере услуг, и их влияние на экономическое развитие страны. Анализируется категория «ресурсный потенциал сферы услуг» в трактовках различных ученых, определяются его место и структура. Выявляется специфика занятости в сервисной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты»

4(190) - 2014

Вопросы экономики

УДК 378.1

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СфЕРЫ УСЛУГ И ЕГО ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ

Л. И. ЧЕРНИКОВА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики E-mail: tariff2004@mail.ru

Н. В. БЕЛОХВОСТОВА,

старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: BNV-2000@yandex.ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье рассматриваются современные тенденции, проявляющиеся в сфере услуг, и их влияние на экономическое развитие страны. Анализируется категория «ресурсный потенциал сферы услуг» в трактовках различных ученых, определяются его место и структура. Выявляется специфика занятости в сервисной деятельности.

Ключевые слова: сфера услуг, ресурс, человеческий потенциал, сервис, процесс, модель, работник.

Роль сферы услуг заметно возрастает в свете развития так называемого постиндустриального общества [25-27]. Его становление активизировалось в середине XX в., в период послевоенного развития экономики. Именно тогда, вопреки прогнозам экономистов, не произошло роста производства в обрабатывающей промышленности. Напротив, зародились процессы сервисизации (в экономике -переход от производства товаров к производству услуг; в сфере занятости - преобладание класса профессиональных специалистов - разработчиков современных интеллектуальных технологий, распространение информационных технологий и всеобъемлющая автоматизация производства, вытеснение промышленных рабочих работниками

умственного труда, владеющих квалификацией и информацией в качестве необходимого набора орудий труда [30]; в научной сфере - возрастание роли теоретического знания и информации, которые описал в своих работах известный американский социолог и публицист Д. Белл). Он выявил основные тенденции развития постиндустриального общества, характеристикой которого является превалирование в экономике стран отраслей сферы услуг. Он утверждал, что постиндустриальное общество основано на услугах. Если индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами - здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой [2].

В настоящее время целый ряд политологов настаивают на том, что сервисизация некогда лидирующих в развитии промышленности стран создана искусственно. Она объясняется намерением вывести промышленные отрасли в страны третьего мира в целях использования менее дорогой рабочей силы и сохранения собственной экологии. Например, в США и Соединенном Королевстве доля услуг в ВВП в настоящее время составляет 80 и 74 % соответственно. Тем не менее динамика развития стран, в

том числе и с традиционно низкой долей сервисных отраслей, также свидетельствует об их постепенной деиндустрилизации. Например, доли отраслей сферы услуг в ВВП таких стран, как Индия и Китай (как известно, относящихся к странам с низкой стоимостью рабочей силы), составляли в 2008 г. 52 и 42 % соответственно [8]. Учитывая, что в Китае в 2004 г. этот показатель был равен всего лишь 33 %, то нельзя игнорировать тенденции формирования постиндустриальных экономик с выделенными в работах Д. Белла характеристиками и в этих странах. Чем более экономически развита страна, тем меньше трудовая деятельность людей сосредоточивается в промышленности, утверждал Д. Белл [2].

Как отмечают специалисты, в России в 1992 г. доля объема производства в ВВП в отраслях сферы услуг впервые за всю хозяйственную историю страны превысила долю объема производства продукции в промышленной сфере, составив 52,0 и 46,2 % соответственно [25]. Причем нередко это связывают не с развитием новой экономики, а с деградацией промышленной системы распавшейся империи. Однако констатировать постоянное превалирование доли услуг, а также ее стремительный рост в ВВП начиная с 1992 г. некорректно. В последующем это соотношение не сколько раз менялось. Кроме того, темпы роста доли услуг не столь высоки и практически не превышали темпов роста доли промышленного производства продукции. Тем не менее в последние годы можно уверенно говорить о пре-

вышении произведенного ВВП в сфере услуг над продукцией промышленного производства примерно в пропорции 60 к 40 % (без учета чистых налогов).

В докризисный период отечественная сфера услуг весьма динамично развивалась. Например, услуги связи выросли с 2000 по 2008 г. с 67, 5 до 680,9 млрд руб. [17]. Специалисты отмечали рост доли деловых, финансовых, телекоммуникационных, образовательных, туристских и досуговых услуг (на фоне заметного снижения транспортных услуг) во многих странах вплоть до наступления финансового кризиса 2008 г. Похожая ситуация сложилась и в отечественной экономике. В период кризиса произошло снижение потребления широкого спектра платных услуг, даже тех, которые в докризисный период демонстрировали рост доли в общем объеме: услуги связи, здравоохранения, культуры, образования (рис. 1).

Экономический кризис 2008 г. негативно отразился на таких сегментах, как бытовые услуги, транспортные, связи, медицинские, туристские,

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 1. Динамика структуры платных услуг населению в России с 2000 по 2011 г., % [12, 13, 16, 29]: 1 - коммунальные; 2 - транспортные; 3 - связи; 4 - бытовые; 5 - системы образования; 6 - жилищные; 7 - медицинские; 8 - другие услуги; 9 - гостиниц; 10 - санаторно-оздоровительные; 11 - культуры; 12 - правового характера; 13 - туристские; 14 - физической культуры и спорта; 15 - ветеринарные

20

-10

Рис. 2. Динамика доли видов услуг в общей структуре с 2007 по 2009 г., % [24]: бытовые; 2 - транспортные; 3 - связи; 4 - медицинские; 5 - туристские; 6 - образования

8

9

а

Рис. 3. Структура ВВП России в 2011 г., %: 1 - добыча полезных ископаемых; 2 - обрабатывающие производства;

3 - сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство; 4 - производство электроэнергии, газа и воды; 5 - строительство; 6 - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 7 - транспорт и связь; 8 - финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; 9 - образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг в области здравоохранения; 10 - налоги

их более эффективно. Превращаясь в самостоятельный бизнес, отдельные сервисные операции становятся объектом купли-продажи, и, следовательно, их можно включить в сферу услуг национальной экономики [25].

Таким образом, очевидно, что в настоящее время большая доля ВВП России производится в сфере услуг, а сама она оказывает возрастающее влияние на экономику страны, характер и структуру потребления населения. Развитие российской экономики все более определяется отраслями сферы услуг, следовательно, в ближайшей перспективе экономический рост и структурные изменения могут быть обеспечены во многом за счет их опережающего развития.

В настоящее время инвестиции растут быстрее всего в области телекоммуникаций, деловых услуг, компьютеризации, торговли, в здравоохранении. Специалисты отмечают, что развитие сферы сервиса сопровождается объективным повышением вни-

образовательные, когда снизились темпы их роста, а в 2009 г. произошло падение и в процентном выражении (рис. 2). Однако уже в 2010 г. ряд отраслей восстановил объемы оказания услуг и в 2011 г. доля их производства в ВВП, по некоторым данным, составила 67,5 % (рис. 3).

Во всем мире развитый сервисный сектор характеризуется не только услугами населению (рынок В2С), но и услугами юридическим лицам (рынок В2В), который активно развивается, включая в свою структуру новые так называемые профессиональные услуги: консалтинг, логистику, маркетинг, клининг и пр. Все большее распространение получает практика, когда организации передают право на выполнение внутренних работ третьей стороне, поскольку специализированные субподрядчики выполняют

мания к менеджменту и маркетингу услуг во всем мире, особенно в наиболее развитых странах [26]. Один из примеров - корпорация IBM, успех которой связывают с эффективным подкреплением созданного продукта (компьютеров) услугами - дополнительным сервисом. Эта корпорация позиционирует себя как лучшая сервисная компания в мире [11].

Таким образом, развитие сервисного сектора сопровождается институциональными изменениями, связанными с внешними и внутренними преобразованиями, как на предприятиях сферы услуг, так и в промышленных компаниях, активно применяющих сервисную составляющую. Растут и укрепляются крупные корпорации сферы услуг, в первую очередь, работающие в области компьютерной техники, программного обеспечения и телекоммуникаций. Сфера

1

услуг становится более значимой не только в связи с превалированием в доле ВВП, но и в силу все большей значимости многих ее секторов в современном инновационном развитии экономики. В связи с этим вполне логичен усиливающийся интерес ученых и практиков к различным аспектам развития сферы услуг, в том числе и к формированию ее ресурсов и ресурсного потенциала.

Ученые и практики приводят отличающиеся друг от друга трактовки ресурсного потенциала сферы услуг, а также по-разному определяют его место и структуру. В широком смысле ресурсный потенциал рассматривается как совокупность природных и экономических ресурсов, участвующих в достижении конечного народнохозяйственного результата. Некоторые ученые рассматривают ресурсный потенциал как некую категорию, которая упоминается лишь тогда, когда речь идет о действующем потенциале, а результат его использования характеризуется достигнутым уровнем экономического потенциала. С точки зрения И. Ч. Асхабалиева, ресурсный потенциал сферы услуг - это комплекс взаимодополняемых (комплементарных) ресурсов, используемых с применением современных технологий в процессе общественного производства [1]. Другие ученые утверждают, что ресурсный потенциал структурных составляющих и хозяйствующих субъектов сферы услуг выполняет роль материально-технического, трудового, финансового и информационно-инновационного обеспечения в процессе перехода от индустриально-инновационной к сервисно-технологической экономике. Аналогичную точку зрения разделяет Б. И. Смагин, трактующий ресурсный потенциал как совокупность трудовых, природных и материальных затрат, которые определяются количеством, качеством и внутренней структурой каждого ресурса [20]. Таким образом, авторы не разделяют понятий «ресурсы» и «ресурсный потенциал», ставя между ними знак равенства.

Ряд авторов предпринимают попытку отразить в определениях ресурсного потенциала его вероятностную природу, используя в определениях термин «возможность». Например, Т. В. Шталь трактует ресурсный потенциал как часть экономического потенциала, т. е. возможности совокупных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, которые определяются их количеством, качественными параметрами, составом, соотношением и соответствием целям, решаемым предприятием на том, или ином этапе развития. Выделяя осязаемый и неосязаемый ресурсные потенциалы предприятия сферы услуг, А. В. Шатрова рассматривает эту категорию как возможности организации по использованию:

- имеющихся ресурсов;

- ресурсов, которых предприятие не использует, но которые есть во внешней среде;

- ресурсов, которые могут появиться в будущем.

При этом автор рассматривает и осязаемые (вещественные), и неосязаемые ресурсы, которые используются предприятиями сферы услуг для максимального удовлетворения потребностей населения в своих товарах/услугах, а также производства добавленной стоимости и получения прибыли (рис. 4). Критическая оценка этого подхода связана с идеей выделения осязаемого или неосязаемого потенциала. Поскольку А. П. Шатрова утверждает, что ресурсный потенциал - это возможности, то вряд ли возможности могут быть осязаемыми или неосязаемыми.

Ресурсный потенциал

X

I

Осязаемый

1

Неосязаемый

Технический потенциал

Кадровый потенциал

Финансовый потенциал

Технологический потенциал

Материальный потенциал

Протекционистский потенциал

Управленческий потенциал

Временной потенциал

Пространственный потенциал

Организационный потенциал

Имиджевый потенциал

Человеческий потенциал

Информационно-коммуникационный потенциал

Рис. 4. Состав и структура ресурсного потенциала предприятия сферы услуг

В энциклопедическом словаре понятие «ресурсы» соотносят с французским словом ressource - вспомогательное средство. В связи с этим под ресурсами понимаются денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы) [32].

Термин «ресурсы» в словаре Т. Ф. Ефремовой имеет следующие значения:

- средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости;

- источник чего-либо [6].

Какую же смысловую нагрузку несет словосочетание «ресурсный потенциал»? Потенциал -производное от слова «потенция» fpotentia - сила, возможность), имеет следующие значения, наиболее подходящие к объекту анализа:

1) совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь. Например, производственный потенциал, необходимый для поддержания конкурентоспособности компании;

2) степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-либо средств, возможностей. Например, экономический потенциал страны;

3) внутренние возможности кого-либо. Например, креативный потенциал сотрудников [31].

В советском энциклопедическом словаре под потенциалом понимаются как источники (т. е. ресурсы), так и возможности (т. е. потенциальные ресурсы). Потенциал - это:

- источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели;

- возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [15]. Нераскрытую природу потенциала характеризует прилагательное «потенциальный» в словаре Т. Ф. Ефремовой:

- существующий в потенции; скрытый, не проявляющийся, но обнаруживающийся при определенных условиях;

- возможный, вероятный [6].

Похожее определение приводится в словаре С. И. Ожегова: потенциальный - существующий в потенции, возможный [22].

Таким образом, понятие «ресурсный потенциал сферы услуг» - это совокупность дополнительных

средств, не раскрытых по тем или иным причинам источников, использование которых может повысить эффективность процесса оказания услуг и обеспечивает поступательное развитие предприятий сферы услуг.

На основе проведенного анализа и с учетом роли и значения сферы услуг отразим структуру ресурсов сферы услуг и сущность ее ресурсного потенциала (рис. 5). Значимость каждого из элементов в комплексе ресурсов зависит от конкретного вида услуг. Например, для развития туризма весьма значимы природно-климатические ресурсы и потенциальные возможности их использования, для образования - информационно-коммуникационные ресурсы и перспективы применения инноваций в этой области и т. п.

Российский экономист, социолог и политический деятель В. Л. Иноземцев объединяет сервисные отрасли, предполагающие взаимодействие людей, основанное на интерперсональном общении к субъект-субъектному полюсу, в противовес отраслям, тяготеющим к субъект-объектному началу (представляющих взаимодействие человека с предметом своей деятельности или с объектом потребления), иллюстрируя двухполюсную систему национального хозяйства. Таким образом, сфера услуг, по мнению автора, представляет собой субъект-субъектный сектор. Он объединяет такие отрасли, в которых взаимодействие людей основано на межперсональном общении и продукт которых отличается низкой степенью воспроизводимости и в значительной мере представлен информацией и знаниями. К этому полюсу В. Л. Иноземцев причисляет сферу культуры и развлечений, образование, науку, производство информации, консультационные и юридические услуги, всю сферу финансов и денежного обращения, страховые операции и операции с фондами и недвижимостью, а также государственное управление [7]. Следовательно, в силу специфичной природы услуги как продукта, в ходе потребления которого складываются субъект-субъектные отношения, предполагающие тесное взаимодействие работников сферы услуг и их клиентов, именно демографические ресурсы имеют первостепенное значение для всех без исключения видов услуг. Понятия «социально-демографические ресурсы» и «демографические ресурсы» используются различными авторами в близких контекстах. Например, в работах Т. Н. Шелеховой понятие «социально-демографические ресурсы» определено

Ресурсы сферы услуг

Демографические

Природно-климатические

Финансово-экономические

Организационно-управленческие

Материально-технические

Технологические

Информационно-коммуникационные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ресурсный потенциал

Выявление возможностей использования

Развитие сферы услуг

Рис. 5. Состав (группировка) ресурсов сферы услуг и сущность ее ресурсного потенциала

Таким образом, особую значимость в структуре ресурсного потенциала сферы услуг имеет человеческий потенциал. Он характеризуется широким спектром компетенций, характеристик и возможностей работников, занятых на предприятиях сферы услуг. Эту точку зрения разделяют многие ученые и практики, большое внимание уделяя человеческому потенциалу в процессах управления эффективностью использования всего ресурсного потенциала. В работах А. В. Иванова, Е. А. Перелыгиной, Г. М. Шамаровой [28] и др. подчеркивается, что определенные качества, характеристики определяют возможности, эф-

как характеристика населения, отражающая способность населения к воспроизводству, выполнению экономических функций и социальной активности Другой автор, Т. А. Жарикова, использует понятие «демографический ресурс», характеризуемый по всем критериям физической и духовной активности, как основной источник воспроизводства и наращивания ресурсного потенциала.

В большинстве работ западных специалистов также подчеркивается особая значимость именно человеческого фактора в деятельности сервисных предприятий. Как известно, общепринятые для промышленного производства модели модифицируются применительно к сфере услуг. Например, модель маркетинговой теории 4Р преобразуется в модели 7Р и 8Р [10], в которых в качестве дополнительных составляющих появляются элементы, отражающие человеческие ресурсы - люди, персонал. Именно они являются определяющими в процессе обслуживания и взаимодействия сервисной компании и клиентов и имеют место во всех моделях, применяемых в сфере услуг [25].

фективность применения человеческих ресурсов.

Таким образом, трудовой или человеческий потенциал работника в сфере услуг формируется в форме совокупной способности физических и духовных свойств человека достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности и совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве [33].

Специалисты отмечают, что для эффективного управления процессами обслуживания необходимо учитывать значительную роль человеческого фактора, использовать модели услуг и помнить о высокой эмоциональности труда в сервисной сфере [21]. Например, по мнению Т. В. Крупениной, роль межличностных отношений ни в одной из отраслей национального хозяйства не является столь определяющей, как в сервисе. Очень многие проблемы, возникающие на предприятиях сферы услуг, связаны с человеческим фактором, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах [9].

Некоторые специалисты выделяют «постановочную» особенность сервисного процесса, рассматривая его как представление. Один из главных критериев найма на работу сервисных работников -особые личные качества человека. Например, компания Walt Disney, специализирующаяся на развлечении людей, занимается распределением ролей (служащих) в соответствии с их умением выполнять сценическую или второстепенную работу. Это распределение зависит от внешности и личных способностей служащих. Великие «спектакли» в сфере обслуживания делаются менеджерами, придающими особое значение сходству данного процесса с театром [21]. Театральную природу сервисного процесса подчеркивает К. Лавлок и объясняет это тем, что базируется она на концепциях и идеях социологической философской школы, известной под названием драматургии, а также на отношении к театру как искусству представления, действа. В «театре услуг» К. Лавлок выделяет сервисный процесс как представление, команду исполнителей, декорации, а также подчеркивает важность управления впечатлениями зрительской аудитории [10].

Особенность сервисного процесса связана также с эмоциональностью высококонтактного обслуживания. Взаимодействие сервисного и торгового персонала с клиентами влечет за собой больше, чем просто правильное техническое выполнение задания, поскольку требуют определенной манеры поведения, вежливости, сочувствия клиентам, что объединяется понятием «эмоциональность труда». Например, в перечне личностных качеств менеджера по сбыту, которые помогают ему достигать в работе высокого уровня профессионализма, особое место занимают общительность и ориентация на интересы другого человека. Как правило, наиболее эффективно торгуют те продавцы, которым доставляет удовольствие сам процесс общения. Многие покупки совершаются под воздействием эмоций, а не логики, поэтому более эффективен продавец, который не просто отвечает на запрос клиента, а использует также эмоциональный фактор. Многим служащим приходится проходить через серьезное психологическое испытание, выражая необходимые клиенту чувства. Целесообразно, учитывая желания клиентов, соответствующим образом обучать и тренировать служащих, чтобы они не нанесли своим неправильным поведением ущерба фирме. По оценкам А. Вайцвейга, только 10 % персонала может выполнять требования к обслуживанию клиентов на высоком уровне, еще 80 % могут этому

научиться, 10 % никогда не смогут в силу личностных особенностей достичь необходимого уровня и не должны быть задействованы в процессе обслуживания клиентов. Известно, например, что многие западные компании тратят значительные средства на обучение своих служащих межличностным отношениям, среди которых компании British Airway's, Zingerman's и др. Авиакомпания British Airway's при найме служащих приглашает на работу обаятельных людей, способных находить выход из затруднительных ситуаций в процессе общения с пассажирами [21].

Все перечисленное в определенной степени связано со спецификой занятости в том или ином виде сервисной деятельности. Труд в индустрии гостеприимства характеризуется следующими чертами:

- круглосуточной работой в течение недели, нередко сверхурочной;

- сезонным характером занятости, разнообразием взаимоотношений ввиду обслуживания клиентов с различными потребностями и ожиданиями;

- комбинированностью многих операций;

- наличием, с одной стороны, значительного удельного веса неквалифицированного труда, с другой стороны, высококвалифицированного труда, в рамках которого активно применяются новые технологии;

- множеством низкооплачиваемых работ;

- большой долей молодежного и женского труда [21].

Исследования, направленные на изучение факторов, формирующих человеческий потенциал, выявление требований к персоналу со стороны потенциальных клиентов и будущих работодателей, способствуют формированию модели работника конкретной сферы деятельности. Подобные исследования, направленные на анализ требований рынка труда применительно к конкретным специальностям, были проведены в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова (РЭУ) [19] и Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТиС) [14]. В ходе проводимых исследований научными коллективами этих вузов отслеживается ситуация на рынке труда, изучаются имеющиеся вакансии, организуются опросы работодателей в целях выявления разрыва между теоретической подготовкой выпускника и его будущей практической деятельностью [18]. На основе результатов исследований, проводившихся

с 1993 по 2003 г., в РЭУ разработана комплексная модель специалиста-маркетолога, включающая теоретические знания, профессиональные навыки и личностные характеристики [19].

Исследования, проведенные специалистами РГУТиС в 2006 г. в Московской области, позволили сформировать модель работника сферы сервиса -субъекта сервисной деятельности. Она отражает психофизиологические, профессионально-квалификационные и личностные характеристики (рис. 6).

В рамках исследования проводился контент-анализ интернет-ресурсов, который позволил выявить наличие потребности в кадрах на предприятиях сферы сервиса Московской области, а также диспропорцию между спросом и предложением на рынке труда в области кадрового обеспечения. Диспропорция проявлялась в трех направлениях: структурном, количественном и качественном. Опросы работодателей позволили охарактеризовать основные требования работодателей к профессионально-квалификационным характеристикам работников сферы сервиса:

- умение решать профессиональные задачи (98 %);

- владение навыками речевой коммуникации (87 %);

- знание профессиональной этики (51 %) [14]. Специалисты подчеркивают, что используемая

технология работы предприятий определенного вида деятельности в сфере услуг индуцирует факторы, в определенной степени зависящие от ген-дерной составляющей человеческого потенциала. К факторам такого рода следует отнести:

- структуру рабочих мест по сложности труда;

- уровень автоматизации и стандартизации процессов производства услуги и обслуживания;

- использование работодателями сменной, гибкой, неполной занятости;

- гибкие требования к уровню квалификации, опыта, а также возможность обучения в процессе труда;

- возможность работы на дому.

Гендерные особенности трудовой занятости в сфере услуг относительно редко становятся предметом анализа в рамках изучения ресурсов сферы услуг. В то же время известно, что 83 % работающих женщин в странах Евросоюза заняты именно в сфере услуг. При этом наибольшая концентрация работающих женщин наблюдается в общественном секторе, в сферах образования, медобслуживания, торговли, общественного питания. Мужчины превалируют в строительстве, машиностроении, на транспорте. Для России также характерно преобладание женщин в большинстве отраслей сферы услуг. К женским профессиональным сферам традиционно относятся торговля, общественное питание, бытовые услуги, где женщин в 1,5 раза больше, чем мужчин, а в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и искусства - в 2 раза [33].

Учитывая растущую значимость сферы услуг в глобальной и национальных экономиках, целесообразно рассматривать гендерные факторы как предмет специального анализа для выявления человеческого потенциал сферы услуг.

Согласно Трудовому кодексу РФ, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Но при этом не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральными законами, либо обусловленными особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите [23].

Рис. 6. Модель работника сферы сервиса -субъекта сервисной деятельности [14]

Из этого вытекает, что гендерная дискриминация в реализации человеческого потенциала может представлять собой намеренное действие работодателя по отношению к работнику. Таким образом, несмотря на целенаправленное отражение гендерного аспекта в законодательстве, этого недостаточно для искоренения гендерной дискриминации и снижения гендерной сегрегации. Приращением научного знания могут стать результаты исследований, которые позволят выявить и систематизировать факторы, способствующие формированию гендерной экономики, сформулировать понятие «гендерная занятость», отразив как субъективные, так и объективные причины ее существования.

Как показывает анализ результатов научных исследований, гендерные различия в отраслях и сферах деятельности складываются не только в результате гендерной дискриминации как таковой. По мнению авторов, здесь важно понимать, что появление гендерного стереотипа как у работодателей, так и потребителей приводит к условно называемым естественным или объективным ген-дерным различиям, обусловленным как гендерным стереотипом, так и определенными историко-культурными традициями. Наряду с уровнем занятости для более полной характеристики данного объекта используется также ряд других показателей, ключевым из которых является гендерный аспект - соотношение занятых мужчин и женщин в разрезе возраста, образования, должностей и профессий и других признаков. Таким образом, для характеристики гендерного аспекта занятости используется определенная совокупность данных, показывающих уровень занятости мужчин и женщин, а также особенности их занятости.

В связи с этим уместно ввести в научный оборот термин «гендерная занятость», который позволит в дальнейшем использовать его в ходе анализа занятости по гендерным признакам в сфере услуг. По мнению авторов, гендерная занятость представляет собой преимущественное участие представителей конкретной гендерной группы в общественном воспроизводстве в определенной сфере деятельности.

Уровень гендерной занятости соответственно следует определять как вовлеченность представителей конкретной гендерной группы в трудовые процессы в конкретной сфере, отрасли, виде деятельности. В отличие от общей занятости, зависящей от соотношения количества трудоспособного

населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям использовать работников (ограниченных профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением), гендерная занятость будет зависеть в первую очередь от гендерных стереотипов и гендерной политики государства на рынке труда. Также к предпосылкам формирования гендерной занятости следует отнести демографическую ситуацию, культурно-исторические традиции, влияющие на вовлечение полов в трудовую деятельность.

Стремление поддержать гендерную идентичность обусловливается антропологическими и как следствие психофизиологическими и личностными характеристиками работника. В этом разрезе ученые указывают на существование позитивных и негативных стереотипов, а также прочих стереотипов в отношении представителей гендерных групп. Например, позитивные стереотипы в отношении женщин заключаются в предположении, что женщинам более свойственна забота о других, большая приспособленность к выполнению ручной работы и т. п. Негативные стереотипы в отношении женщин сводятся к меньшей выносливости, физической силе, негативному отношению к риску, менее проявленным способностям к точным и естественным наукам и т. д. К категории прочих стереотипов в отношении женщин можно отнести представления о более высокой склонности женщин к исполнительской деятельности, меньшей потребности в получении высокого дохода, повышенной заинтересованности в надомном труде и т. д.

Выделенные характеристики зачастую являются значимыми именно в сфере услуг:

- заботливость по отношению к клиенту является базовой установкой клиентоориентированности;

- ручной труд широко распространен в обслуживании, предполагающем индивидуальный характер и предоставляющий возможность применения надомного труда, высоковостре-бованного женщинами, имеющими детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представленные в данном перечне причины

гендерных различий в оплате труда выступают следствием существования различных факторов, влияющих на реализацию человеческого потенциала (рис. 7).

Очевидно, что гендерные стереотипы выделяются как наиболее весомая причина актуализации гендерного аспекта в реализации человеческого

Рис. 7. Гендерные факторы реализации человеческого потенциала в сфере услуг

потенциала сферы услуг, и различные их виды присутствуют во всех группах факторов.

Стереотипы (от греческого stereos - плотный, typos - изображение, твердый отпечаток - метафора, перенятая из типографского дела) - это однотипный, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу [7]. Считается, что стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться, поскольку построены на моделях поведения других людей. Гендерные стереотипы относятся к одним из самых устойчивых социальных стереотипов,

влияющих на восприятие человека человеком. К самым распространенным гендерным стереотипам относят:

- женщины - слабый пол, глупее мужчин, не могут руководить, добрые, заботливые и т. п.;

- мужчины - сильный пол, умнее женщин, имеют права на то, на что не имеют права женщины, жестокие, равнодушные и т. п.

По мнению авторов, необходимо дополнительное эмпирическое подтверждение сложившихся гендерных стереотипов с применением актуализированных статистических данных для поиска возможных источников человеческого капитала и повышения эффективности использования ресурсного потенциала в сфере услуг.

Таким образом, можно сделать вывод о влиянии на эффективность использования человеческого потенциала такого феномена, как гендерная занятость. Причем, учитывая специфику места и роли человеческого потенциала в ресурсном потенциале сферы услуг, это влияние носит прямой и важный характер.

Используя принцип, что женские отрасли/профессии с долей женщин больше 66 %, мужские -меньше 33 % женщин, в ходе анализа были рассчитаны показатели, согласно которым некоторые отрасли сферы услуг были отнесены к женским (табл. 1).

В 2011 г. по сравнению с 2008 г. стало больше женщин в сфере образования (на 1,2 %), в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (на 0,4 %), в остальных сферах доля женщин незначительно снизилась (от 0,6 до 1,6 %). Эти тенденции подтверждают выводы специалистов о некотором росте доли занятых мужчин в женских отраслях. Очевидна и корреляция с уровнем оплаты труда. В финансовой сфере, существенно более высокооплачиваемой отрасли сферы услуг, превалирование женщин менее значительно из всех перечисленных женских отраслей, в то же время отмечается высокий рост доли мужчин по сравнению с 2008 г.

Динамика изменения доли занятых

Для сравнения приведем результаты по другим отраслям. Согласно полученным данным, в 2011 г. к мужским видам экономической деятельности были отнесены:

- рыболовство и рыбоводство (86,8 %);

- строительство (84,9 %);

- добыча полезных ископаемых (80,0 %);

- транспорт и связь (72,4 %);

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды (72,2 %).

Не менее интересны результаты анализа по группам занятий. Именно женские группы занятий включают работников, от которых требуется взаимодействие с клиентами в ходе подготовки информации, оформления документации, учета и обслуживания, а также непосредственно работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности (табл. 2).

Таким образом, представленные данные (см. табл. 2) свидетельствуют о преобладании женщин в профессиональных группах, так или иначе связанных с обслуживанием.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что гендерная занятость в ее профессиональном и должностном разрезах демонс-

Таблица 1

женщин в отраслях сферы услуг, %

Вид экономической деятельности 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение за 2008-2011 гг., %

Занято всего, тыс. чел. 34 734 34 226 34 304 34 742 100,02

В том числе:

- образование 80,4 81,2 81,4 81,6 1,2

- здравоохранение и предоставление социальных услуг 79,9 79,9 80,1 80,3 0,4

- гостиницы и рестораны 78,6 78,8 77,6 76,8 -1,3

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 69,8 68,7 68,6 69,2 -0,6

- финансовая деятельность 68,5 66,8 66,9 66,9 -1,6

Источник: рассчитано авторами на основе данных [24].

Таблица 2

Динамика изменения доли занятых женщин в профессиональных группах, связанных с взаимодействием с клиентами, %

Группа занятий 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение за 2008-2011 гг., %

Занято всего, тыс. чел. 34 734 34 226 34 304 34 742 100,02

В том числе:

- работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 89,8 88,9 89,7 89,3 -0,5

- работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 73,2 71,6 71,6 71,5 -1,7

Источник: рассчитано авторами на основе данных [24].

трирует даже большее проявление сегрегации, чем в отраслевом. В целом ряде отраслей сферы услуг преобладающей является женская занятость. Причем наиболее женской сферой приложения труда по целому ряду показателей является образование.

Список литературы

1. Асхабалиев И. Ч. Формирование ресурсного потенциала платных услуг в регионах // Российское предпринимательство. 2008. № 7. С. 122-125.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. /под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

3. Белохвостова Н. В. Гендерные факторы реализации человеческого потенциала // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 4.

4. Белохвостова Н. В. Отраслевая структура тендерной занятости и ее анализ // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». Вып. 1. 2012. URL: htpp://old. rguts. ru/electronicjournal/number 28/contents.

5. Белохвостова Н. В., Черникова Л. И. Проявления гендерной сегрегации в сфере высшего профессионального образования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 12.

6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

7. Иноземцев В. Л. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты) // Российский экономический журнал. 1997. № 11-12.

8. Крам Т. Вишенка на вашем торте. Сервис, который понравится вашим клиентам / пер. с англ. СПб: Питер, 2012.

9. Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии сервиса и туризма // Управление персоналом. 2001. № 5.

10. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. М.: Вильямс, 2005.

11. Маркетинг услуг. http://www.s-marketing. ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира. URL: http://www. milogiya2007. ru/mireconom8.htm.

13. Платонова Н. А., Христофорова И. В, Вап-нярская О. И., Рудаков П. И. Анализ развития рынка информационных услуг // Эксклюзивный маркетинг. 2003. № 35.

14. Платонова Н. А., Христофорова И. В., Морозова Л. С., КолгушкинаА. В., ГороховаЕ. С.[и др.] Организационно-методические аспекты оценки и повышения эффективности реализации воспитательных программ вуза: монография / под ред. И. В. Христофоровой. М.: РГУТиС, 2008.

15. Рахлин К. М., Серова О. Ю. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности. URL: http://quality. eup. ru/MATERIALY9/potencial. htm.

16. Россия в цифрах 2008: Краткий статистический сборник. M.: Росстат, 2008.

17. Россия в цифрах. Статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009.

18. Сагинова О. В., СагиновВ. Л. Проблема подготовки специалистов по маркетингу для международных компаний в России // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 5.

19. СкоробогатыхИ. И. Специалист по маркетингу глазами российского хозяйственника // Маркетинг. 1994. № 2, 3.

20. Смагин Б. И. Методики оценки ресурсного потенциала в аграрном производстве // Достижения науки и техники АПК. 2003. № 2.

21. Сфера услуг: экономика: учеб. пособие / кол. авт. под ред. Т. Д. Бурменко. М.: КноРус, 2006.

22. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова: изд. 21-е, испр. и доп. / под ред. Н. Ю. Шведовой, М.: 1994.

23. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

24. Федеральная служба государственной статистики. http://www. gks. ru.

25. Христофорова И. В. Проблемы капитализации предприятий сферы услуг в период становления сервисного общества в России: маркетинговый аспект: монография. М.: МГУС, 2007.

26. Христофорова И. В., Карпусенко Г. Ф., Волкова С. К. Проблемы перехода к сервисному обществу в России // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. 2007. № 2.

27. Христофорова И. В., Хотинская Г. И. Маркетинговая капитализация предприятий сферы услуг // Маркетинг услуг. 2007. № 2.

28. Шамарова Г. М. Проблемы управления человеческим потенциалом // Управление персоналом. 2008. № 8.

29. AbankinaI., Abankina T., FilatovaL., Nikola-yenko E., Seroshtan E.(2012). The effects of reform on the performance of higher education institutions // Journal of Applied Research in Higher Education. Vol. 4. Iss: 1, pp. 23-41.

30. Toffler A. Previews and Premises: An Interview with the Author of «Future Shock» and «The Third Wave». N.Y., 1983.

31. URL: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-63867.htm#efremova.

32. URL: http://www.tolkslovar.ru/r5532.html.

33. URL: http://www.lib.vsu.ru/project/golossary. phtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.