Научная статья на тему 'Влияние макропрофиля дороги на расход топлива грузового автомобиля'

Влияние макропрофиля дороги на расход топлива грузового автомобиля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ / МАКРОПРОФИЛЬ ДОРОГИ / FUEL ECONOMY CAR / MACRO PROFILE OF THE ROAD

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кравец Владислав Николаевич, Мусарский Роман Абрамович

Представлена методика определения показателей топливной экономичности автомобилей на дорогах с переменным продольным профилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кравец Владислав Николаевич, Мусарский Роман Абрамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence macro profile of the road on fuel consumption of truck

The article presents a method of determining the fuel economy of cars on the roads with a variable longitudinal profile.

Текст научной работы на тему «Влияние макропрофиля дороги на расход топлива грузового автомобиля»

УДК 629.113

В.Н. Кравец, Р.А. Мусарский

ВЛИЯНИЕ МАКРОПРОФИЛЯ ДОРОГИ НА РАСХОД ТОПЛИВА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Представлена методика определения показателей топливной экономичности автомобилей на дорогах с переменным продольным профилем.

Ключевые слова: топливная экономичность автомобилей, макропрофиль дороги.

Методики определения показателей топливной экономичности автомобилей, содержащиеся в нормативных документах [1,2], предусматривают проведение дорожных испытаний на горизонтальных участках дорог. В действительных условиях эксплуатации автомобили выполняют транспортную работу на дорогах с переменным продольным профилем, содержащим не только горизонтальные участки, но подъёмы и спуски различной протяжённости и крутизны.

Для оценки расхода топлива на дорогах с различными величинами коэффициентов сопротивления академик Чудаков Е.А. ввёл в теорию автомобиля понятие о топливной характеристике автомобиля [3], которую в современной научной литературе называют топливно-экономической характеристикой [4]. Топливно-экономическая характеристика установившегося движения автомобиля представляет зависимость путевого расхода Qs от скорости установившегося движения (F=const) на дорогах с различными коэффициентами сопротивления у.

Путевой расход топлива (л / 100 км) рассчитывают по формуле

Q = gД ^ P ) , (1)

36РАЛтр

где g - удельный расход топлива двигателя, г/(кВт • ч ); Pv и PS - мощность сопротивления дороги и воздуха соответственно, кВт;К - скорость автомобиля, м/с; pt - плотность топлива, кг/л; kc - коэффициент коррекции стендовой характеристики двигателя; Птр- КПД трансмиссии.

Входящие в формулу (1) параметры рассчитывают по известным в теории автомобиля выражениям:

- удельный расход топлива двигателя (г/( кВт • ч ):

gд = gePkEkM , (2)

где geP - удельный эффективный расход топлива двигателя по внешней скоростной характеристике при максимальной мощности, г/(кВт • ч ); kE и кИ - коэффициенты, учитывающие степень использования угловой скорости (частоты вращения) вала и мощности двигателя соответственно.

Поправочные коэффициенты в формуле (2) рассчитаны по аналитическим зависимостям, предложенным Гришкевичем А.И. [5] и Песковым В.И. [6]:

кЕ = 1.25 - 0.99E + 0.98E2 - 0.24E3; (3)

кИ = 3,52 -17,24И + 44,85И2 - 55,28И3 + 31,23И4 - 6,08И5, (4)

где kE и кИ - степень использования угловой скорости (частоты вращения) и мощности двигателя соответственно;

- мощности сопротивления дороги и воздуха (кВт):

© Кравец В.Н., Мусарский Р.А., 2014.

Материалы 87-й Международной научно-технической конференции «Эксплуатационная безопасность автотранспортных средств»

р = WmagV . v 1000 ' ( )

WV3

Р- = Т0оо. (6)

где у - коэффициент сопротивления дороги; - масса автомобиля, кг; g - ускорение свободного падения, м/с2; W - фактор обтекаемости, Н • с2/м2; V - скорость автомобиля, м/с; - скорость автомобиля (м/с):

V = 0Л05Я-* , (7)

u,u

k o

где n - частота вращения вала двигателя, об/мин; гк - радиус качения ведущих колёс, м; ик и и - передаточные числа коробки передач и главной передачи соответственно. Коэффициент сопротивления дороги в формуле (5)

у = f cos а± sin а, (8)

где f - коэффициент сопротивления качению; а - угол продольного уклона дороги, рад или град.

Угол определяют по принятому в дорожной технике продольному уклону i

а = arctgi, (9)

В теории автомобиля под макропрофилем дороги понимают неровности длиной 25 м и более. Такие неровности называют уклонами, которые состоят из подъёмов и спусков. Из формул (1),(5),(8) и (9) следует, что макропрофиль дороги оказывает влияние на путевой расход топлива.

Детальный анализ макропрофилей дорог общетранспортного назначения приведён в работе [7]. В данной статье были приняты наибольшие продольные уклоны дорог общего пользования, которые в зависимости от категории составляют, согласно требованиям СНиП 2.05.02 - 85 [8] , от 3 до 7 %.

Расчёт топливно-экономической характеристики был выполнен для легкого коммерческого грузового автомобиля, который относится к транспортным средствам категории N1 , конструктивные параметры которого близки к параметрам автомобиля ГАЗель Next:

• полная масса шл =3500 кг , в том числе : на переднюю ось 1250 кг, на заднюю ось 2250 кг;

• двигатель дизельный с турбонаддувом, максимальная мощность Ретах = 90 кВт при частоте вращения вала пгР = 3200 об/мин, максимальный крутящий момент ^тах = 289 Н • м при пеГ = 2400 об/мин;

• коробка передач механическая пятиступенчатая с передаточными числами:

• ик1 = 4,05; uKlI =2,34; urin =1,395; иriV=1,00; ukV = 0,849;

• главная передача одинарная гипоидная с передаточным числом и = 4,556;

• шины 185/75R16C, статический радиус колёс rcT = 0,33 м;

• коэффициент полезного действия трансмиссии ^ = 0,93;

• аэродинамические характеристики: коэффициент лобового сопротивления сж = 0,6; площадь миделя A = 3,6 м2; фактор обтекаемости W = 1,32 Н • с2 /м2.

На основании статистических данных для дизельного двигателя удельный расход топлива при максимальной мощности g = 200 г/(кВт • ч), плотность дизельного топлива

р т = 0,82 кг/л [4].

Характеристики дорог: коэффициент сопротивления качению f = 0,012, продольные уклоны i = ±(0,03... 0,07).

График топливно-экономической характеристики автомобиля на IV (прямой) передаче приведён на рис. 1 Он позволяет выявить влияние величин продольных уклонов на путевой расход топлива.

Оз. л /100 КМ

40

30

20

10

;

\

- т\

2%

| i

£ п 0 20 И,, ,

V, м/с

Рис. 1. Топливно-экономическая характеристика исследуемого автомобиля на IV (прямой) передаче трансмиссии

Топливно-экономическая характеристика была использована для определения расхода топлива на заданном маршруте по методике, изложенной в работе [4]. Методика предусматривает использование динамической характеристики автомобиля и характеристики маршрута его движения. Динамическая характеристика, представляющая зависимость динамического фактора от скорости движения на всех передачах трансмиссии П=/(У), была рассчитана и построена по формулам [4] и приведена на рис. 2.

¿7

Рис. 2. Динамическая характеристика исследуемого автомобиля

Характеристика маршрута движения представляет совокупность участков дороги, имеющих на всей длине £г неизменный коэффициент сопротивления дороги щ . Для исследуемого маршрута Нижний Новгород - Павлово его характеристика (рис. 3) построена путём обработки спутниковой информации по методике, изложенной в [7].

Материалы 87-й Международной научно-технической конференции «Эксплуатационная безопасность автотранспортных средств»

Рис. 3. Характеристика маршрута Нижний Новгород - Павлово

Графоаналитическое определение расхода топлива выполнено с использованием графика (рис. 4), на котором топливно-экономическая характеристика Qs = / (V, у) расположена в правом нижнем квадранте, динамическая характеристика V = / (V) - в правом верхнем квадранте и характеристика маршрута у = /(Я) - в верхнем левом квадранте. Расчёт выполнен при допущении о том, что на каждом участке дороги с постоянным коэффициентом сопротивления автомобиль движется с максимально возможной скоростью 1.

Оз, л/100 км

Рис. 4. Схема определения расхода топлива на маршруте Нижний Новгород - Павлово

При каждом заданном значении коэффициента сопротивления дороги у по графику динамической характеристики определяют максимальную скорость движения 1, и при этой скорости по графику топливно-экономической характеристики вычисляют путевой расход топлива . Площади в левом нижнем квадранте в соответствующем масштабе эквивалентны затратам топлива на каждом участке маршрута (л):

а =

100

(10)

где - путевой расход топлива на I -м участке маршрута, л/100 км; Я - протяжённость

I -го участка маршрута, км.

Общий расход топлива на маршруте равен сумме расходов топлива на каждом участке маршрута:

n

Q = £ &t, (11)

i=1

где n - количество участков маршрута.

Расчёты с использованием рис. 4 показали, что общий расход топлива на маршруте Нижний Новгород - Павлово протяжённостью 78 км составил 5,5 л. Расход топлива учитывался только при движении автомобиля на горизонтальных участках и на подъёмах.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 54810 - 2011. Автомобильные транспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний. - М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: Стандартинформ, 2012.

2. Кравец, В.Н. Измерители эксплуатационных свойств автотранспортных средств: учеб. пособие / В. Н. Кравец; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2014. - 157 с.

3. Чудаков, Е.А. Избранные труды. Т. 1. Теория автомобиля / Е.А. Чудаков. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 464 с.

4. Кравец, В.Н. Теория автомобиля: учебник для вузов / В.Н. Кравец, В.В. Селифонов. - М.: ООО «Гринлайт+», 2011. - 884 с.

5. Гришкевич, А.И. Автомобили: теория / А.И. Гришкевич. - Минск: Вышэйш. шк., 1986. -208 с.

6. Песков, В. И. Совершенствование эксплуатационных качеств автомобиля / В.И. Песков, В.И. Сердюк, А.Е. Сердюк; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2009. -135 с.

7. Мусарский, Р.А. Структурный и фрактальный анализ макропрофилей дорог // Автомобильная промышленность. 2014. №2. С. 21-23.

8. СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги. - Введ. 1987-01-01. - М.: Госстрой СССР, 1986.

Дата поступления в редакцию 20.09.2014

V.N. Kravets, R.A. Musarsky

INFLUENCE MACRO PROFILE OF THE ROAD ON FUEL CONSUMPTION OF TRUCK

Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.E. Alexeev The article presents a method of determining the fuel economy of cars on the roads with a variable longitudinal

profile.

Key words: fuel economy car, macro profile of the road.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.