Научная статья на тему 'Влияние магнитных полей на свойства герметизирующих материалов аэродромных покрытий'

Влияние магнитных полей на свойства герметизирующих материалов аэродромных покрытий Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
215
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SEALANTS AIRFIELD / MAGNETIC FIELD / TREATMENT / PROPERTIES OF THE SEALING MATERIAL / АЭРОДРОМНЫЕ ГЕРМЕТИКИ / МАГНИТНОЕ ПОЛЕ / ОБРАБОТКА / СВОЙСТВА ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Никулин С.С., Внуков А.Н., Шульгина Ю.Е., Соболев Е.Е.

В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию технологии производства аэродромных покрытий. Это связано с тем, что аэродромные покрытия подвергаются комплексному воздействию разноплановых факторов, таких как перепады температур, ударные нагрузки и др. В последние годы в технологии производства аэродромных покрытий активно используются новые материалы, которые выпускаются в промышленных масштабах. Применение их в качестве аэродромных покрытий позволяет увеличить срок их службы и повысить безопасность эксплуатации воздушного транспорта. В представленной работе рассмотрены основные проблемы, возникающие при эксплуатации цементобетонных аэродромных покрытий. Для обеспечения качественных долговременных эксплуатационных характеристик покрытия необходимо уделять большое внимание качеству герметизирующего материала швов аэродромных покрытий. Появившиеся в последние годы работы по применению физических полей в технологии производства полимерных материалов показали, что использование позволяет повысить ряд показателей получаемых композитов. В целях повышения качества герметиков возможно применение магнитных полей различной интенсивности. Проведенный комплекс экспериментальных исследований по обработке герметизирующих материалов в постоянном магнитном поле с различной интенсивности показал, что данная разработка позволяет повысить ряд эксплуатационных характеристик герметика. Описан анализ аэродромного герметика на морозостойкость. По результатам экспериментов оптимизированы условия проведения магнитной обработки герметика. Применение магнитной обработки с напряжённостью от 6·104 до 30·104 А/м в течении 15 мин способствует увеличению морозостойкости герметиков. Полученные результаты подтвердили теорию ориентации полимеров под действием магнитной обработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Никулин С.С., Внуков А.Н., Шульгина Ю.Е., Соболев Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of magnetic fields on the properties of sealing materials of airfield pavements

Currently, much attention is paid to the improvement of production technology airfield pavements. This is due to the fact that the airfield pavements are exposed to the combined effect of diverse factors, such as temperature extremes, shock, and others. In recent years, production technology, new materials are widely used airfield pavements, which are produced on an industrial scale. Using them as airfield pavements can increase the battery life and improve the safety of air operations. In this study, the main problems arising from the operation of cement-concrete airfield pavements. To ensure the quality of long-term performance characteristics of the coating is necessary to pay great attention to the quality of the sealing seams airport paving material. Appeared in recent years, the work on the application of physical fields in production technology of polymeric materials have shown that the use can increase the number of indicators derived composites. In order to improve the quality of sealants can be applied magnetic fields of varying intensity. The above set of experimental studies on the treatment of sealing materials in a constant magnetic field with varying intensity has shown that this development can improve a number of performance characteristics of the sealant. Described analysis airfield sealant to frost. As a result of experiments, optimized conditions for the magnetic treatment of the sealant. Application of magnetic treatment with tensions from 6·104 to 30·104 A/m for 15 minutes helps to increase frost resistance sealants. The results confirmed the theory of polymer orientation under the action of magnetic treatment.

Текст научной работы на тему «Влияние магнитных полей на свойства герметизирующих материалов аэродромных покрытий»

Оригинальная статья/Original article_

УДК 678.762.2 ~ DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-4-207-214_

Влияние магнитных полей на свойства герметизирующих _материалов аэродромных покрытий_

Сергей С. Никулин 1 nikulin_sergey48@m.ru Алексей Н. Внуков 2 vnukovaleksei@mail.ru Юлия Е. Шульгина 2 prostoyulianna@mail.ru _Евгений Е. Соболев 3 sobolev jenia@mail.ru_

1 кафедра технологии органического синтеза и высокомолекулярных соединений, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394066, Россия

2 научно-исслед. отдел НИЦ (проблем прим., обеспеч. и упр. авиацией ВВС), Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, ул. Старых Большевиков, 54А, г. Воронеж,394064, Россия

3 кафедра защитных сооружений, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина, ул. Старых Большевиков, 54А, г. Воронеж,394064, Россия

Реферат. В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию технологии производства аэродромных покрытий. Это связано с тем, что аэродромные покрытия подвергаются комплексному воздействию разноплановых факторов, таких как перепады температур, ударные нагрузки и др. В последние годы в технологии производства аэродромных покрытий активно используются новые материалы, которые выпускаются в промышленных масштабах. Применение их в качестве аэродромных покрытий позволяет увеличить срок их службы и повысить безопасность эксплуатации воздушного транспорта. В представленной работе рассмотрены основные проблемы, возникающие при эксплуатации цементобетонных аэродромных покрытий. Для обеспечения качественных долговременных эксплуатационных характеристик покрытия необходимо уделять большое внимание качеству герметизирующего материала швов аэродромных покрытий. Появившиеся в последние годы работы по применению физических полей в технологии производства полимерных материалов показали, что использование позволяет повысить ряд показателей получаемых композитов. В целях повышения качества герметиков возможно применение магнитных полей различной интенсивности. Проведенный комплекс экспериментальных исследований по обработке герметизирующих материалов в постоянном магнитном поле с различной интенсивности показал, что данная разработка позволяет повысить ряд эксплуатационных характеристик герметика. Описан анализ аэродромного герметика на морозостойкость. По результатам экспериментов оптимизированы условия проведения магнитной обработки герметика. Применение магнитной обработки с напряжённостью от 6-104 до 30 104 А/м в течении 15 мин способствует увеличению морозостойкости герметиков. Полученные результаты подтвердили теорию ориентации полимеров под действием магнитной обработки.

^лючевйиилиии^иэЁииЁиииииииЁиитиииииииитиииииииииЁии^

The effect of magnetic fields on the properties of sealing materials of _airfield pavements_

Sergei S. Nikulin 1 nikulin_sergey48@m.ru Aleksei N. Vnukov 2 vnukovaleksei@mail.ru Yuliya E. Shulgina 2 prostoyulianna@mail.ru _Evgenii E. Sobolev 3 sobolev jenia@mail.ru_

1 organic synthesis technology and high-molecular compounds department, Voronezh state university of engineering technology, Revolution ave, 19, Voronezh, 394066, Russia

2 Research and Development Research Center (application problems and ensure the Air Force aviation control) department, Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Prof. N.E. Zhukovsky and YA Gagarin", Starych Bolshevikov str., 54A, Voronezh, 394064, Russia

3 department of defense equipment, Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Prof. N.E. Zhukovsky and YA. Gagarin", Starych Bolshevikov str., 54A, Voronezh, 394064, Russia

Summary.Currently, much attention is paid to the improvement of production technology airfield pavements. This is due to the fact that the airfield pavements are exposed to the combined effect of diverse factors, such as temperature extremes, shock, and others. In recent years, production technology, new materials are widely used airfield pavements, which are produced on an industrial scale. Using them as airfield pavements can increase the battery life and improve the safety of air operations. In this study, the main problems arising from the operation of cement-concrete airfield pavements. To ensure the quality of long-term performance characteristics of the coating is necessary to pay great attention to the quality of the sealing seams airport paving material. Appeared in recent years, the work on the application of physical fields in production technology of polymeric materials have shown that the use can increase the number of indicators derived composites. In order to improve the quality of sealants can be applied magnetic fields of varying intensity. The above set of experimental studies on the treatment of sealing materials in a constant magnetic field with varying intensity has shown that this development can improve a number of performance characteristics of the sealant. Described analysis airfield sealant to frost. As a result of experiments, optimized conditions for the magnetic treatment of the sealant. Application of magnetic treatment with tensions from 6-104 to 30 1 04 A/m for 15 minutes helps to increase frost resistance sealants. The results confirmed the theory of polymer orientation under the action of magnetic treatment. Keywords :sealants airfield, magnetic field, treatment, properties of the sealing material

Для цитирования Никулин С. С., Внуков А. Н., Шульгина Ю. Е., Соболев Е. Е. Влияние магнитных полей на свойства герметизирующих материалов аэродромных покрытий // Вестник ВГУИТ.2016. № 4. С. 207-214. (М: 10.20914/2310-1202-2016-4-207-214

For citation

Nikulin S. S., Vnukov A. N., Shulgina Yu. E., Sobolev E. E. Effect of quaternary ammonium salts in the process of extracting oil filled rubber latex. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 4.pp. 207-214. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2016-4-207-214

Ветшк&ТУИТ/Ргоахб^ о/ №

Введение

Аэродромные покрытия представляют собой комплекс сложных инженерных сооружений, к эксплуатации которых предъявляются высокие требования [1].

В последние годы наблюдается возрастающая потребность в проведении эксплуатационных ремонтов цементобетонных покрытий аэродромов государственной авиации. Это обусловлено тем, что значительная часть существующих жёстких аэродромных покрытий, расположенных в различных регионах России имеют повреждения, с локальным характером разрушения.

В настоящее время в сложившихся неблагоприятных экономических условиях полномасштабная реконструкция аэродромов представляется проблематичной. Это обуславливает необходимость поиска и применения нетрадиционных методов, основанных на использовании современных способов диагностических обследований и расчётов оценки надежности покрытий, на внедрении прогрессивных ремонтно-строительных технологий и новых эффективных материалов.

Анализ условий эксплуатации цементобе-тонных аэродромных покрытий показал, что на протяжении всего периода службы, они работают при постоянном напряжении из-за частой смены температурно-влажностного режима, многократно повторяющихся динамических нагрузок, что приводит к возникновению и развитию трещин. Опасность сквозных трещин заключается в снижении несущей способность цементобетон-ных покрытий, вследствие чего происходит проникновение воды в грунтовое основание.

К характерным разрушениям цементобетон-ных покрытий относятся нарушения целостности стыковых соединений и заполнителей швов. Для обеспечения качественных долговременных эксплуатационных характеристик покрытий необходимо уделять большое внимание качеству герметизирующего материала аэродромных швов [1].

В нашей стране доказательством необходимости использования качественных аэродромных герметиков является работа специалистов «НПО ПРОГРЕССТЕХ» в области строительства, реконструкции аэродромных покрытий и их ремонта. Проведенные исследования указывают на то, что долговечность аэродромных покрытий напрямую зависит от качества герметизирующих швов [2].

Герметизирующие материалы, применяемые при строительстве аэродромов, имеют различный состав, консистенцию и обладают показателями, изменяющимися в широком диапазоне, в зависимости от типа и условий эксплуатации.

По характеру применения герметики классифицируют на герметики холодного и горячего применения.

I, 2016_

Среди герметизирующих материалов горячего применения используют полимерно-битумные герметики (ПБГ), резино-битумное вяжущее (РБВ) ТУ 21-27-75, которое представляет собой смесь резиновой крошки и битумов, кумароновой смолы, мягчителей, различных полимерных добавок (полиизобутилен). Применяются битумные смеси, изготовленные с частичным замещением битума гранулами пробки и резины. Проводится модификация полимерами битума [3,4].

Создан ряд более качественных материалов на основе битума, среди которых битумно-полимерный аэродромный герметик (БПАГ), представляющий собой однородную смесь битума, модифицирующих полимерных добавок, мягчи-теля и тонкомолотого минерального наполнителя.

На большинстве аэродромов иностранных государств применяют в качестве герметизирующего материала битумно-полимерные материалы, такие как герметик Burke 3055 Isotex, Stekox, улучшенная каучуком битумная эмульсия Sulfiton [5].

В последнее время, как в России, так и за рубежом развивается производство герметизирующих материалов холодного применения. Такие герметики имеют более высокую стоимость, но обладают повышенными физико-механическими показателями.

В аэродромном строительстве применяют тиоколовые герметики марок ГС-1, УТ-38Г, СМ - 0,5, «Гидром», У-30 МЭС-10, а также их модификации [6].

В особую группу можно отнести кремнийорганические (силиконовые) герметики, которые получили широкое распространение и всё чаще применяются в тех случаях, когда для заполнения швов ранее использовались материалы других видов.

Герметики холодного и горячего применения обладают как достоинствами, так и недостатками, то есть ни один из них в полной мере не соответствуют требованиям, предъявляемым к аэродромным герметикам.

Повышение физико-механических

и эксплуатационных характеристик возможно достичь с помощью обработки герметизирующих материалов в магнитных полях различной интенсивности.

Магнитная обработка находит широкое применение в промышленности для очистки, обеззараживании вод, интенсификации химических процессов. [7]. Известны положительные результаты, полученные при использовании магнитных полей при отверждении мочевино-формальдегидных смол [8]. Установлено [9], что при воздействии магнитного поля на расплавы термоэластопластов повышается микротвердость и разрывная прочность полимеров

в блочном состоянии. Авторами [10] приведены данные по увеличению адгезионной прочности магнитообработанных полимерных покрытий на металлических подложках. В статьях [11, 12] показано, что обработка бутадиен-стирольного латекса СКС-30 АРК магнитным полем в течение пяти минут и более позволяет снизить расход коагулирующих агентов в 1,5-2,0 раза.

На основе изложенного выше, можно сделать предположение о том, что магнитная обработка герметизирующих составов также должна позволить повысить ряд эксплуатационных показателей аэродромных защитных покрытий и швов.

Цель работы - исследование влияния магнитных полей на свойства герметизирующих материалов аэродромных покрытий.

Экспериментальная часть

В качестве герметизирующего материала использовали герметик горячего применения БПАГ-50. Интерес к изучению поведения данного герметика при воздействии на него магнитного поля основан на том, что данный герметик - материал высокого качества и имеет невысокую стоимость.

В таблице 1 представлены физико-механические характеристики герметизирующего материала.

С целью обработки образцов аэродромных герметиков в постоянном магнитном поле применяли установку, общий вид которой изображен на рисунке 1. На рисунке 2 представлена принципиальная схема установки для обработки герметика в магнитном поле.

Таблица 1 . Table 1.

Физико-механические характеристики герметика БПАГ-50 Physical and mechanical properties of the sealant BPAG-50

Температура размягчения, °С Softening point, °С Температуро устойчивость, °С Temperature-resistance, °С Когезионная прочность, МПа Cohesive strength, МРа Относительное удлинение, % Relative extension,%

170 160 0,5 60-70

Рисунок 1. Общий вид установки для воздействия на образец аэродромного герметика постоянным магнитным полем

Figurel. General view of the installation for influencing the pattern of airfield sealant constant magnetic field

Электромагнитный индуктор состоит из двух подвижных обмоток электромагнита. Магнитное ярмо - 4 смонтировано из двух подвижных башмаков - 2, выполнено из стали марки 10880 (ГОСТ 11036-75). Намагничивающие катушки - 1, выполненные из провода марки ПСД и последовательно соединены между собой. Электромагнит подключен к блоку питания - 5, от которого подаётся ток силой до 12А на обмотку катушек - 1.

<■N^220 В

^220 В

Рисунок 2. Принципиальная схема установки для воздействия на образец постоянным магнитным полем: 1 - обмотка электромагнита; 2 - башмаки электромагнита; 3 - нагревательное устройство с образцом; 4 - ярмо; 5 - блок питания; 6 - потенциометр;

7 - источник питания нагревательного устройства;

8 - источник питания

Figure2. Schematic diagram of the installation for the exposure of the sample constant magnetic field: 1 - electromagnet coil; 2 - the shoes of an electromagnet; 3 - a heating device with a sample; 4 - yoke; 5 - power supply; 6 - potentiometer; 7 - a heater power supplytion devices; 8 - power supply

Регулируется напряжённость магнитного поля с помощью изменения силы подаваемого тока и расстояния между полюсами электромагнита.

Напряжённость магнитного поля достигает 30-104 А/м. В зоне рабочей ячейки необходимый тепловой режим поддерживается с помощью специального нагревательного элемента с универсальным источником питания - 7. Через потенциометр - 6 в рабочей ячейке информация о тепловом режиме поступает от двух хромель-копелевых термопар. Потенциометр в сочетании со специальным устройством регулирует температурный режим.

На рисунке 3 представлены графики зависимости напряжённости магнитного поля от силы тока при изменении расстояния полюсов. Отклонения не превышают 0,01-0,02%.

10 16 22 Напряжённость магнитного поля Н, А/м Magnetic field strength Н, А/т

Рисунок 3. Зависимости напряжённости магнитного поля Н от силы тока I при различном межполюсном расстоянии l

Figure3. Dependence of intensity of a magnetic field H of the current I at different interpolar distance l

Обработка герметика в магнитном поле осуществлялась следующим образом. Устанавливается межполюсное расстояние, затем подаётся электрический ток постоянного напряжения заданной величины, напряженность магнитного

поля изменяли от 6-104 до 30-104А/м. Нагревательным элементом регулируется температура. В рабочую ячейку помещается ёмкость из магнитоневосприимчивого материала (стекло, фторопласт) с образцом аэродромного герметика. Обрабатывают в течение 20 мин.

Анализ аэродромного герметика на морозостойкость. Для проведения экспериментов применяли медицинский морозильник 8аиуоМБР-Ш1868, регулируемый диапазон температуры: -20 ~ -86 °С. Точность контроля температуры: ± 1 °С.

Метод исследования морозостойкости основывается на охлаждении образца герметика и определении температуры, при которой на образце появляются изломы и трещины.

Изготавливают шесть образцов нанесением герметика толщиной 0,5 ±0,05 мм на полоски фольги размером 60 х 15 х 0,025 мм. Образцы выдерживают не менее 1 ч при температуре (23 ±2) °С.

Готовые образцы помешают в морозильную камеру, в которой выдерживают при температуре (-25 ±1) °С в течение (20 ±5) мин. По истечении заданного времени образцы извлекают из морозильной камеры и прикладывают к ровной поверхности бруса. Конец образца изгибают в течение (2 ±1) с вокруг закругленной части бруса до достижения другой ровной поверхности. Визуально оценивают наличие трещин и изломов.

Время испытания одного образца не должно превышать 5 с. При отсутствии трещин испытания проводят, снижая каждый раз температуру в морозильной камере на 3 °С, до появления трещин или изломов не менее чем у двух испытываемых образцов. За результат испытания принимают минимальную температуру, при которой не менее чем у пяти испытанных образцов не обнаружено трещин и изломов [13].

Результаты испытаний представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Зависимость хрупкости герметика от продолжительности магнитной обработки герметика и напряженности магнитного поля

Figure 4. Dependence sealant fragility duration from magnetic treatment of the sealant and the magnetic field strength

На рисунке 4 приведена зависимость хрупкости герметика БПАГ-50 от продолжительности магнитной обработки герметика и напряженности магнитного поля. Анализ полученных экспериментальных данных показал, что обработка аэродромного герметика магнитным полем приводит к снижению температуры хрупкости. При напряженности 22-30 104 А/м и продолжительности магнитной обработки 20-30 мин герметик растрескивается при температуре (-62)-(-64)°С, тогда как без магнитной обработки растрескивание происходит при температуре -50°С.

Возможно, снижение температуры хрупкости герметика под действием магнитного поля происходит в результате ориентации полимерных цепей. Существует ряд теорий, описывающих упорядочение растворов и расплавов полимеров.

Первая теория упорядочения полимерных цепей была предложена Онсагером в работе [14], в которой рассмотрен случай атермического раствора, где жидко-кристаллическое упорядочение происходит по стерическим причинам. Флори был развит другой подход упорядочения в растворе жестких стержней [15]. Теория Флори основана на предположении, что размер полимера определяется уравновешиванием таких двух факторов, как энтропия упругости полимера и расталкивание мономеров, т. е. определяется минерализацией свободной энергии.

В работе [16] рассмотрено влияние внешнего поля на упорядочение расплавов гибкоцепных полимеров, в рамках решеточной модели проведено рассмотрение проблемы при наложении на них внешнего поля. Исследования указывают на то, что внешнее поле индуцирует в расплаве фазовый переход в сильно упорядоченное состояние с развернутыми цепями.

Влияние магнитного поля на ориентаци-онные процессы жесткоцепных полимеров было обнаружено для расплавов полиэфиров, полученных поликонденсацией2,2'-диметил -4,4'-азоксибензола с хлоридом двухосновной додекановой и 3-метилэтил-адипиновой кислот, ароматических полиэфиров, сополимеров на основе пимелиновой кислотыи цетоксифе-нил-4-ацетоксибензоата, сополимеров диацета-таметилгидрохинона и пирокатехина, 4,4'-бис (эпоксипропокси) - метилстильбена, отвер-жденного сульфониламидом [17] и др.

Применяемая мастика состоит из битума, модифицирующих полимерных добавок, тонкомолотых минеральных наполнителей.

Битум является коллоидной системой, в которой диспергированы асфальтены, а дисперсионная среда - смолы и масла. Асфальтены

имеют размер частиц 18-20 мкм, являются ядрами, каждое из которых окружено оболочкой с убывающей плотностью -от тяжёлых смол к маслам.

Средний фракционный состав дорожных битумов:

Масла 50-70%;

Смолы 20-40%;

Асфальтены 10-20%.

На рисунке 5 и 6 представлены модели полимерной структуры монослоя асфальтенов и молекулы смолы [18, 19].

Рисунок 5. А) модель полимерной структуры монослоя асфальтенов;Б) модель молекулы смолы.

Figure 5. A) model of a polymer monolayer structure of asphaltenes; B) resin model of the molecule.

Рисунок 6. Модель молекул асфальтенов: А) тип «архипелаг»; Б) тип «континент»

Figure 6. Model asphaltene molecules: a) type of «Archipelago»; B) type of «Continent»

Молекулы А способствуют формированию упорядоченных надмолекулярных структур в матрице битума, а молекулы Б отвечают за стабилизацию частиц.

В работе [20] иерархия структур в зависимости от концентрации молекул асфальтенов описывается схемой: молекулы - наноагрегаты - кластеры наноагрегатов (рисунок 7).

Рисунок 5. Модель Йена-Муллинса: А) молекула асфальтена Б) наноагрегаты асфальтенов В) кластеры наноагрегатов

Figure 5. Model Yen-Mullins: A) asphaltene molecule B) nanoaggregates asphaltenes B) clusters nanoagregates

Дисперсная частица может быть представлена как центрально-симметричное образование с плотным ядром, содержащим парамагнитные молекулы (высокомолекулярные парафины, высококонденсированная ароматика, гетероциклические соединения, металлоорганика), вокруг которых группируются ароматические, нафтеновые и парафиновые углеводороды в соответствии со значениями потенциалов парного взаимодействия, с постепенным снижением плотности потенциала межмолекулярного взаимодействия от центра частицы к ее периферии. При этом дисперсионная среда является также многокомпонентным нефтяным раствором [21].

Парамагнетизм нефтепродуктов и нефте-подобных веществ, оцениваемый числом парамагнитных центров (ПМЦ), изменяется от 1015 спин/г для бензиновой фракции, до 1022 спин/г для прокаленных коксов.

Стабильными парамагнитными характеристиками обладают асфальтены или более конденсированные соединения, составляющие ядро дисперсной частицы. Близлежащий к ядру слой молекул, преимущественно смолы, обладает диамагнитными характеристиками. В отсутствие внешнего ориентирующего фактора система мало ориентирована. Надмолекулярные структуры - находятся в хаотическом расположении. Под воздействием определенных внешних факторов система становится ориентированной более однородно. При этом может изменяться соотношение компонентов условного ядра и аморфного переходного слоя локальной флокулы, плотность упаковки молекулярных фрагментов в этих областях, их прочность и т. д. [21].

Исследования [22] показали, то обработка нефти с различным содержанием смолистых компонентов знакопеременным магнитным полем существенно влияет на размеры частиц коллоидно-дисперсной фазы нефтяных систем и, следовательно, на их реологические характеристики. Для нефти, характеризующейся повышенным содержанием полярных кислых смол, после магнитной обработки наблюдается снижение размеров нефтяных ассоциатов, уменьшение вязкости, статического напряжения сдвига и энергии активации вязкого течения. Для нефти с повышенным содержанием неполярных нейтральных смол после магнитной

обработки отмечено увеличение размеров ассоциатов и значений реологических параметров. Через определенный промежуток времени происходит частичное или полное восстановление первоначальных размеров ассоциатов и релаксация реологических свойств магнито-обработанной нефти [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малоэнергетические технологии (магнитные, электрические и др.), с помощью которых можно без заметных внешних энергетических затрат или с использованием внутренних резервов вещества перестраивать его структуру, являются наиболее перспективными в виду их экономичности, эффективности и доступности. Эти методы находят все более широкое применение в нефтяной промышленности. Их использование позволяет за короткий промежуток времени достичь значительного уровня разрушения структуры нефтяных ассоциатов (т. е. к изменению их размеров и изменению соотношения фаз), образованных смолисто-асфальтеновыми компонентами и кристаллическими парафиновыми углеводородами, и поддерживать этот уровень в течение времени, необходимого для осуществления массообменных процессов [22].

В результате направленного изменения внешними воздействиями происходит перераспределение углеводородов между фазами, реализуются стадии фазового перехода, которые влияют на прочностные свойства.

Внешние воздействия становятся управляющими параметрами, которые позволяют регулировать выход и качество нефтепродуктов.

Выводы

1. Впервые, с целью улучшения качества аэродромных герметиков, была применена обработка материалов в постоянном магнитном поле.

2. Применение магнитной обработки с напряжённостью от 6-104 до 30-104 А/м в течении 15 мин способствует увеличению морозостойкости герметиков практически в 2 раза. Установлены режимы магнитной обработки герметизирующих материалов, обеспечивающие оптимальное сочетание времени обработки исследуемых показателей.

3. Полученные результаты подтвердили теорию ориентации полимеров под действием магнитной обработки.

ЛИТЕРАТУРА

1 Лещицкая Т.П., Попов В.А. Современные методы ремонта аэродромных покрытий. М.: МАДИ-ТУ, 1999.132 с.

2 Рекомендации по поддержанию по поддержанию искусственного покрытия ВПП аэропорта Минеральные Воды в эксплуатационном состоянии на основании результатов его обследования и испытания: Отчёт о НИР / ГПН и НИИ ГА «Аэропроект». М., 1993. 42 с.

3 Перейра Симао М. С. и др. Механические свойства бутимных смесей, изготовленных с гранулами пробки или резины в качестве частичных заместителей // Промстройпроект. и строит. матер. 2013. № 41. С. 209-215.

4 Чинг Ч. и др. Модификация полимерами битума: достижения и требования // Европейский журнал полимеров. 2014. № 54. С. 18-38.

5 Новый двухупаковочный клей-герметик для строительства. Новый клей-герметик 2К для строительной промышленности // Адгезия - Склеивание и герметизация. 2015. № 59(3). С. 47.

6 Обзор герметизирующих материалов для аэродромных покрытий 26 ЦНИИ. М.: Изд-во МО РФ, 2001. 56 с.

7Душкин С.С. и др. Современные методы очистки воды и пути их // Бюл. НТИ ЦНИИТЭИче-рмет. 1982. № 23. С. 45-46.

8 Никулин С.С. Попов В.М., Латынин А.В., Шендриков М.А. Механизм воздействия электрического поля на прочность клеевых соединений // ЖПХ. 2013. Т. 86. № 4. С. 643-646.

9 Молчанов Ю.М., Кисис Э.Р., Родин Ю.П. Структурные изменения полимерных материалов в магнитном поле // Механика полимеров. 1973. № 4. С. 737-738.

10Кестельман В.Н. Физические методы модификации полимерных материалов. М.: Химия, 1980. 224 с.

11 Никулин С.С., Шульгина Ю.Е., Пояркова Т.Н. Особенности выделения каучука из латекса N №диме-тил-]Ч, МТ-диаллиламмоний хлоридом при воздействии магнитным полем // ЖПХ. 2014. Т. 87. № 7. С. 974-979.

12 Никулин С.С., Шульгина Ю.Е., Пояркова Т.Н. Влияние воздействия магнитного поля на процесс коагуляции бутадиен-стирольного латекса СКС-30 АРК в присутствии поли-МТ, М-диметил-М, М-диаллиламмоний хлорида // ЖПХ. 2014. Т. 87. № 11. С. 89-92.

13 ГОСТ 30740-2000. Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. М .: Изд-во стандартов, 2002. 19 с

14Онсагер Л. // Анн. Н. Акад. Наук. 1949. Т. 51. С. 627.

15Флори П.Д // Другие журналы Королевского общества. Лондон. 1956. Т. 234. № 1. С. 60.

16 Василенко С.В., Хохлов А.Р., Шибаев В.П. // Макромолекулы. 1984. Т. 17. С. 2275.

17Бенисевич Р.Х., Смит М.Е., ЭрлсД.Д. Ориентация в магнитном поле жидкокристаллической эпоксид-нойсмолы // Макромолекулы. 1998. Т. 31. С. 4730-4738.

18 Боек Е.С., Хиден Т.Ф. Многомасштабное моделирование агрегации асфальтенов и осаждения капиллярного потока // Королевское общество химии. 2010. № 144. С. 271-284.

19Тухватуллина А.З. и др. Супрамолекуляр-ные структуры маслосистем как ключ к регулированию нефтяного поведения // Нефтяная и экологическая биотехнологии.2013. Т.4. №.4. С.1-8.

20 Унгер Ф.Г. и др. Наносистемы, дисперсные системы, квантовая механика, спиновая химия. Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. 264 с.

21 Пивоварова Н.А. и др. О свойствах и строении нефтяных дисперсных систем // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 6(47). С. 138-143.

22 Лоскутова Ю.В. Влияние магнитного поля на структурно-реологические свойства нефтей // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 4. С. 104-109.

REFERENCES

1 Leschitskaya T.P., Popov V.A. Sovremennye metody remonta aerodromnykh pokrytii [Modern methods of repair of airfield pavement] Moscow, MADI-TU, 1999. 132 p. (in Russian)

2 Rekomendatsii po podderzhaniyu iskustvennogo pokrytiya VPP aeroporta [Recommendations for keeping the maintenance of artificial turf runway airport in Mineral-nyeVody operating condition based on the results of his inspection and testing: Report on R & D / FPG and NU GA «Aeroproject»] Moscow, 1993. 42 p. (in Russian)

3 Pereira Simao M. S. et al. Mechanical performance of asphalt mixtures produced with cork or rubber granulates as aggregate partial substitutes. Promstroiproekt [Constr. and Build. Mater.] 2013, no. 41, pp. 209-215. (in Russian)

4 Zhu Jiqing, et al. Polymer modification of bitumen: Advances and challenges // Eur. Polym. J. 2014. no. 54. pp. 18-38. (in Russian)

5 New two-pack adhesive sealant for construction. Neuer 2K-Klebdichtstoff fur die Bauindustrie. [Adhas. -Kleben und Dichten] 2015, no. 59(3), pp. 47. (in Germ)

6 Obzor germetiziruyushchikh materialov [Overview of sealing materials for airfield pavement 26 CRI.] Moscow, MO RF, 2001. (in Russian)

7 Dushkin S.S. et al. Modern methods of water treatment and ways. Bulleten ' NTI TsNIITEIchermet [Bul. STI ТsMПЕIсhеrmеt] 1982, no. 23. pp. 45-46 (in Russian).

8 NikulinS.S. Popov V.M., Latinin A.V., Shendrikov M.A. The mechanism of action of the electric field strength of adhesive joints. ZhPKh [Russian Journal of Applied Chemistry]. 2013, vol. 86. no. 4. pp. 643-646. (in Russian)

9Molchanov Y.U, Kisis E.R., Rodin Y.U. Structural changes of polymeric materials in the magnetic field. Mekhanika polimerov [Mechpolymers]. 1973. no 4. pp. 737-738. (in Russian)

10 Kestelman V.N. Phizicheskie metody modi-fikatsii [Physical methods for the modification of polymeric materials] Moscow, Khimiya, 1980. 224 p. (in Russian)

11Nikulin S.S., Shulgina Y.E., Poyarkova T.N. Features isolation rubber latex N, N-dimethyl-N, N-di-allilammony chloride when exposed to a magnetic field. ZhPkh [Russian Journal of Applied Chemistry] 2014. vol. 87. no. 7. pp. 974-979. (in Russian)

12 Nikulin S.S., ShulgirnY.E., Poyarkova T.N. The influence of the magnetic field on the coagulation process of styrene butadiene latex ARC SCS 30 in the presence of poly-N, N-dimethyl-N, N-diallilammony chloride ZhPkh [Russian Journal of Applied Chemistry] 2014. vol. 87. no 11. pp. 89-92. (in Russian)

13 GOST 30740-2000. Materialy germetizir-uyushchie [State standard 30740-2000Sealing materials for airfield pavement seams] Moscow, Izd. standartov, 2002. 19 p. (in Russian)

14 Onsager L. // Ann. N. Acad. Sci. 1949. vol. 51. pp. 627.

15P.J. Flory // Other Royal Society journals. London. 1956. vol. 234. no 1. pp. 60.

16Vasilenko S.V., Khokhlov A.R., Shibaev V.P. Makromolekuly [Macromolecules] 1984. vol. 17. pp. 2275. (in Russian)

17Benicewicz B.C., Smith M.E., Earls J.D. Magnetic Field Orientation of Liquid Crystalline Epoxy Thermosets Makromolekuly [Macromolecules]. 1998. vol. 31. pp. 4730-4738. (in Russian)

18 Boek E.S., HeadenT.F. Multi-scale simulation of as-phaltene aggregation and deposition in capillary flow. J. The Royal Society of Chemistry. 2010. no. 144. pp. 271-284.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Сергей С. Никулинд. т. н., профессордафедра технологии органического синтеза и высокомолекулярных соединений, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394066,nikulin_sergey48@mm Алексей Н. Внуковк. т. н., подполковник, начальник,24 научно-исследовательский отдел научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией ВВС), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ул. Старых Большевиков, 54А, г. Воронеж, 394064, Россия, vnukovaleksei@mail.ru Юлия Е. Шульгинак. т. н., научный сотрудник, 24 научно-исследовательский отдел научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией ВВС), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ул. Старых Большевиков, 54А, г. Воронеж, 394064, Россия, prostoyulianna@mail.ru Евгений Е. Соболевадъюнкт, 33 кафедра защитных сооружений, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». ул. Старых Большевиков, 54А, г. Воронеж, 394064, Россия,sobolev_jenia@mail.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Сергей С. Никулиннаписал рукопись, корректировал её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат Алексей Н. Внуковконсультация в ходе исследования Юлия Е. Шульгинаобзор литературных источников по исследуемой проблеме, провела эксперимент, выполнила расчёты Евгений Е. Соболевпредложил методику проведения эксперимента и организовал производственные испытания

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

19 Tukhvatullina A.Z. [Et.al.] Supramolecular Structures of Oil Systems as the Key to Regulation of Oil Behavior . Neftyanaya I ekologicheskaya biotech nologiya [Petroleum & Environmental Biotechnology] 2013. vol.4, no. 4. pp.1-8. (in Russian)

20 Unger F.G. et al. Nanosistemy, dispersnye sistemy [Nanosystems, disperse systems, quantum mechanics, spin chemistry]. Tomsk, TML-Press, 20l0. 264 p. (in Russian)

21Pivovarova N.A. et al. On the properties and structure of the oil disperse systems. Vestnik AGTU [Herald of Astrakhan State Technical University] 2008. no. 6(47). pp. 138-143. (in Russian)

22 Loskutov Y.V. The influence of magnetic field on the structural and rheological properties of oils. Izvestiya Tomskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University] 2006. vol. 309. no. 4. pp. 104-109. (in Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Sergei S. Nikulindoctor of technical sciences, professor, organic synthesis technology and high-molecular compounds department, Voronezh state university of engineering technology, Revolution ave, 19, Voronezh, 394066, Russia, nikulin_sergey48@m.ru Aleksei N. Vnukovcandidate of technical sciences, lieutenant colonel, head, Research and Development Research Center (application problems and ensure the Air Force aviation control) department, Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Prof. N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Starych Bolshevikov str., 54A, Voronezh, 394064, Russia, vnukovaleksei@mail.ru

Yuliya E. Shulginacandidate of technical sciences, researcher, Research and Development Research Center (application problems and ensure the Air Force aviation control) department, Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Prof. N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Starych Bolshevikov str., 54A, Voronezh, 394064, Russia, pro-stoyulianna@mail.ru

Evgenii E. Sobolevadjunct, department of defense equipment, Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Prof. N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Starych Bolshevikov str., 54A, Voronezh, 394064, Russia, sobo-lev_jenia@mail.ru

CONTRIBUTION

Sergei S. Nikulinwrote the manuscript, correct it before filing in

editing and is responsible for plagiarism

Aleksei N. Vnukovconsultation during the study

Yuliya E. Shulginareview of the literature on an investigated

problem, conducted an experiment, performed computations

Evgenii E. Sobolevreview of the literature on an investigated

problem, conducted an experiment, performed computations

CONFLICT OF INTEREST

The authors declare no conflict of interest.

ПОСТУПИЛА 10.11.2016 RECEIVED 11.10.2016

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 01.12.2016 ACCEPTED 12.1.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.