УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10502
ББК 88 © И.А. Саванин, 2020
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КОМАНДИРА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Илья Андреевич Саванин
Военный Университет Министерства обороны РФ (123001, Москва, ул. Б. Садовая, 14) E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния лидерских качеств командира на эмоциональное состояние подразделения. Выявлены основные особенности лидерских качеств служебной деятельности военнослужащих. Рассмотрены гендерные особенности эмоционального интеллекта военнослужащих обоих полов. Обозначены эмоциональные основы лидерских качеств. Раскрыты основные особенности психофизиологии, открытой лимбической системы. Описан механизм эмоционального заражения коллектива.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, дисстрес, эмоциональный состояние подразделения, лим-бическая система, эмоции.
INFLUENCE OF THE COMMANDER'S LEADERSHIP QUALITIES ON THE UNIT'S EMOTIONAL STATE
Ilya A. Savanin
Military University of the Ministry of Defense of Russia (123001, Moscow, Bol'shaya Sadovaya str., 14) E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of the influence of the commander's leadership qualities on the emotional state of the unit. The main features of leadership qualities of service activities of military personnel are revealed. Gender features of emotional intelligence of military personnel of both sexes are considered. The emotional foundations of leadership qualities are outlined. The main features of psychophysiology and the open limbic system are revealed. The mechanism of emotional infection of the team is described.
Keywords: emotional intelligence, empathy, distress, emotional state of the body, limbic system, emotions.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Саванин И.А. Влияние лидерских качеств командира на эмоциональное состояние подразделения. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):307-12.
На протяжении всей истории великие полководцы воодушевляли свои подчиненных, пробуждая в них самые высокие чувства. Когда мы пытаемся найти ответ почему таким великим людям как Суворов, Минин, Пожарский, Жуков удавалась выигрывать величайшие сражения, столь эффективно управлять своим личным составом в ходе сражения. Мы начинаем рассуждать о таких понятиях как удача, стратегия, хитрость или умения. В первую очередь секрет заключается в том, что существует определенный базис, который включает в свою основу лидерство и эмоции.
Правила служебной деятельности претерпели колоссальные изменения. Теперь от военнослужащих требуется не только быстрое и качественное выполнение поставленных задач, согласно их профессиональному уровню развития. Теперь учитывается и то насколько они могут владеть своими эмоциями и следить за эмоциональным состоянием других военнослужащих. И все-таки несмотря на их специализированную подготовку, главным критерием определения профессионализма служит эмоциональный интеллект. На основе его можно выделить отдельных личностей
для продвижения по карьерной лестнице или же наоборот возможно определить персон, которые пока не готовы к карьерному росту, и их лучше оставить на данном этапе. Можно назвать это профессиональной стагнацией.
Успех подразделения зависит не от того, какое решение примет командир, не от того, насколько каждый военнослужащий готов отдать свою жизнь за Родину. А от того насколько группа готова слаженно выполнить, поставленную боевую задачу. И если командир подразделения продумает все до мелочей, но при этом не сможет выполнить свою основную задачу — направить свои эмоции на изменение эмоционального состояния подразделения, у него не получиться одержать победу, так как эмоциональное состояние — это один самых важных аспектов на пути к выигрышу.
Новые требования теперь заранее позволяют определить, у кого присутствуют большие шансы продвижения по карьерной лестнице, а кому суждено остановиться в своём служебном развитии. Эти правила позволяют выявить особенности складывания конкуренции в сфере служебной деятельности.
Данные критерии не имеют никакого отношения к тем ценностям, которые прививаются курсантам в военных вузах РФ. Устаревшие стандарты гласят о том, что способности курсантов относительно образовательного процесса не имеют особого значения в процессе достижения личного успеха. Но теперь военнослужащие обладают достаточными профессиональными знаниями, для того что бы справиться с теми задачами, которые были им поставлены. Проявление инициативности, умение сопереживать другим людям, убеждать их, способность адаптироваться к новым условиям, возникающим в стрессовых ситуациях — все это и есть новые качества, требуемые от военнослужащих.
Психологи, работающие в воинских частях, постоянно анализируют и оценивают способности каждого военнослужащего, в то время, когда они выполняют задачи, связанные со служебной деятельности. В процессе принятия военнослужащего на престижную должность, его кандидатура также рассматривается путем изучения его способностей. Понимание смысла развития данных способностей гарантирует успех управления эмоциональным состоянием подразделения. Командир подразделения заранее может предположить, как поступит его личный состав: поощрит его в развитии определенных компетенций, либо наоборот затормозит его. Если в подразделении будет царить благоприятная атмосфера, то поставленные задачи будут выполняться более качественно и эф-
фективно. Благодаря этому возможно достигнуть максимального применения умственных способностей подразделения, а также выявить особенных таланты военнослужащих в процессе их профессиональной деятельности.
Работая со своим подразделением или на самого себя, возможно заметить такую особенность: достижение положительного результата зависит от развития способностей. Хотя в процессе служебной деятельности упоминание об этом явлении практически отсутствует. Однако в современных условиях карьера военнослужащего напрямую зависит от того, насколько он овладел этими способностями.
Эмоциональный интеллект как новое направление требует от себя некоторых разъяснений, которые помогут понять сущность данного понятия:
Эмоциональный интеллект включает в себя умение сдерживать свои эмоции, управлять ими для выражения чувств, когда это необходимо. А также важно уметь и сдерживать свои эмоции, когда этого требует ситуация. В этом реализуется потенциал военнослужащих, помогая им достигнуть поставленной цели.
Эмоциональный интеллект также не предполагает то, что человек должен скрывать свои чувства. Наоборот он предполагает, что в нужный момент времени индивид сможет стать прямолинейным для того, чтобы вести диалог с оппонентом и указать ему на истину, которую он не заметил ранее.
Если рассматривать эмоциональный интеллект военнослужащих женского и мужского пола, то можно заметить, что особых различий он не имеет. Каждому человеку характерны как сильные, так и слабые стороны относительно эмоционального интеллекта. У одних людей сильно выражена эмпатия к окружающим, а другие не могут адаптироваться к собственному дисстресу. Также есть люди, которые настолько чувствительны к собственным переживаниям, что в последствие приводит к тому, что они становятся несостоятельными в социокультурной среде.
Группы военнослужащих обоих полов способны проявлять как коллективные достоинства, так и недостатки. Даниел Гоулман в своём анализе данного вопроса сделал следующий вывод: эмоциональный интеллект обоев полов показывает, женщины более сочувственны, чем мужчины. Они могут лучше осознавать свои эмоции и обладают большей эмпатией по отношению к другим людям. В то время мужчины легче адаптируются к новым окружающим условия и проще справляются со стрессом [1; 2].
Однако у военнослужащих обоих полов скорее больше схожести, чем различий. Некоторые мужчины
могут не хуже сопереживать другим людям, а некоторые женщины быстрее переносят стресс и возвращаются в нормальное физиологическое состояние. Из этого можно сделать вывод, что колоссальных различий в эмоциональном интеллекте разных гендеров не существует.
Уровень эмоционального интеллекта не зависит от генетических факторов. Он развивается в процессе жизнедеятельности человека самостоятельно. По мере того как человек живет, он совершает ошибки, что позволяет совершенствовать эмоциональный интеллект индивида. А это может означать, что уровень профессиональной подготовки военнослужащего зависит от полученного им жизненного опыта. В ходе служебной деятельности военнослужащий оттачивает свои качества: способность справляться с эмоциями и переживаниями, учится разбираться в мотивах своих подчиненных, совершенствует уровень эмпатии и мастерство ораторского общения.
Многие понимают, что настроение командира оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние его подразделения и возможность управлять им. Зачастую эмоции, рассматривают как личное качество индивида не поддающиеся никаким измерениям. Исследования в данной области помогли установить следующее: измерить уровень эмоционального интеллекта командира и качество влияния его на личный состав, способности измерения собственного эмоционального состояния и личного состава, обозначить уровень эффективного управления подразделением. Настоящего командира отличает от некомпетентного умение оценивать роль эмоций на воинский коллектив. Умелая деятельность командира проявляется в верности подразделения и улучшения его работоспособности, а также в воинской дисциплине, добросовестности исполнения подчинёнными своих обязанностей и мотивированности в исполнении служебной деятельности.
Лидерство на протяжении всей истории имело свою эмоциональную основу. Многие знаменитые полководцы завоевывали авторитет и доверие благодаря личностным качествам. Лидером становился тот человек, к которому люди шли за советами, разъяснениями, просьбами, которые возникали в случаи опасности или непосильного труда. За счет умения чувствовать эмоции других людей, они завоевали доверие и уважение. Лидер в этом случае действовал как некий руководитель группы.
В современном воинском подразделении эмоциональная задача является довольно явной, поэтому остается одной из важных основ управления подраз-
делением. В современных условиях командир должен умело управлять эмоциями подразделения, направлять их в нужное русло с целью выполнения задач, а также уметь бороться с негативными эмоциями, которые могут возникать внутри воинского коллектива. Эта задача является основной для каждого командира любого уровня, начиная от командира отделения, заканчивая командиром округа.
Командир, зная каждого своего подчинённого обладает возможностью влиять на эмоциональное состояние подразделения. Если внутри коллектива пропагандировать военнослужащими энтузиазм, то производительность подразделения в разы увеличиться. Негативные эмоции также влияют на эмоциональное состояние подразделения: воинский коллектив останавливает своё эмоциональное развитие и работоспособность подразделения падает, что приводит к снижению выполнения поставленных задач. Здесь выявляется еще один важный аспект закономерности: его влияние не несет никакой гарантии в выполнении поставленной работы. Большинство военнослужащих стараются найти поддержку в своём командире. Когда командир подразделения делится с подчиненными позитивными эмоциями, то личный состав раскрывается в положительную сторону. Данный эффект называется резонансным. Также эта схема работает и в другую сторону. Когда на подчинённых воздействуют негативные эмоции, у них возникает диссонанс. Эмоциональная основа, на которой строится весь воинский коллектив рушится. Все это зависит от того насколько командир справиться с эмоциональной задачей, воинское подразделение «расцветет» либо «зачахнет».
Для того что бы эмоциональное лидерство взяла работу в свои обороты, командиру первоначально важно уметь управлять собственными эмоциями и взаимоотношениями между другими военнослужащими независимо от ранга. Эмоциональное лидерство командира включает в себя: восприятие эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями, использование эмоций (рис1). Правильное использование эмоционального лидерства командиром, поможет направить эмоции подчиненного личного состава в нужное русло для выполнения поставленных задач.
Исследования в области психофизиологии показали следующее: какие процессы участвуют в эмоциональном лидерстве и почему высокий уровень эмоционального интеллекта командира играет важную роль в управлении составом подразделения (рис. 1).
Причина значимости решения командирских действий зависит от строения головного мозга человека. Речь идет о лимбической системе, которая непосред-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ственно связана с эмоциональным центром. Как известно, существует система открытого и закрытого типа (рис. 2). Разница состоит в том, что в системе закрытого типа другой человек никак не может повлиять на наше кровообращение или функцию дыхательной системы. А в системе открытого типа все зависит от внешних источников воздействия
Г
восприятие
эмоции
Л
г 1
управление
эмоции
Л
Рис. 1. Структура эмоционального лидерства командира
Систему открытого типа мы приобрели в процессе эволюции для понимания эмоциональной опоры в другом человеке, так, к примеру, для того что бы ребенку получить защиту или пропитание он начинает плакать. У матери просыпаются чувства под воздействием природных рефлексов, тем самым у нее пробуждаются материнские чувства.
Лимбическая система имеет огромное значение в современной науке. Так в отделении интенсивной терапии проводилось обследование, при котором делали измерения. Они показали, что у людей, страдающих высоким давлением и высоким уровнем сахара в крови, в присутствии другого человека, который старается подбодрить их, значительно изменяется артериальное давление и уменьшается выделение жирных кислот, которые в последствии могут привести к инсульту или закупорки артерии.
Открытая лимбическая система является межличностным регулятором, который передаёт человеку сигналы из внешней среды, которые изменяют сокращение сосудисто-сердечной системы, биоритмы сна и бодрствования, а также иммунную систему человека.
Влюблённые испытывают состояние удовлетво-
рённости и блаженства, за счет выброса гормона окси-тоцина в кровь. Также и происходит во всех аспектах социальной жизни человека. Происходит физиологическое наложение на других людей, то есть наши эмоции начинают соотноситься с эмоциями нашего собеседника. Это означает, что люди могут менять физиологическое и эмоциональное состояние других людей.
Открытость протекает сама собой, и ее никто не замечает. Эту подстройку удалось зафиксировать ученым во время исследования. К реципиентам были прикреплены приборы, которые измеряли частоту сердечного сокращения. В ходе разговора двух испытуемых выяснилось, что в начале разговора физиологические параметры значительно различаются, к концу пятнадцатиминутного разговора они начали сближаться к одинаковому ритму. Это явление получило название «зеркальное отражение». Такой эффект заметен при конфликтах между военнослужащими, когда гнев накапливается и приводит к негативным последствиям. При обычном разговоре этот эффект малозаметен. И это явление маловероятно при обычных дискуссиях. Психологи неоднократно замечали, что эмоции могут передаваться не только в ходе общения, но и при невербальных контактах. Так если посадить незнакомых людей лицом друг к другу, то более сильно эмоциональный испытуемый передаст свое настроение другим реципиентам. Этот эффект можно наблюдать и в воинском коллективе, когда военнослужащие передают свой эмоциональный спектр эмоции окружающим людям. Чем сильнее и слаженнее воинский коллектив, тем более чувствительно подразделение к событиям, происходящим в эмоциональной жизни подразделения.
Анализ эмоционального состояния военнослужащих, находившихся на совещании показал, что в течение трёх часов у военнослужащих, сидевших рядом, настроение было одинаково независимо от вопросов, которые выдвигались на совещании.
Постоянное взаимодействие лимбических систем военнослужащих создаёт эмоциональное состояние подразделения, но ведущим в эмоциональном состоянии подразделения является командир, который умело управляет им. Именно это основа лежит в успешном управлении воинским коллективом, ведь каждый военнослужащий равняется на своего командира. И даже если командир непосредственно недоступен для своих подчиненных, так как находиться на другом уровне, к примеру, главнокомандующий военным округом, он все равно непосредственно влияет на эмоциональное климат подразделений, путем поступающих от него команд.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис. 2. Лимбическая система открытого типа
Наблюдая за воинским подразделением, психологи пришли к выводу: решающую роль в управлении эмоциональным климатом подразделения принадлежит правильной манере общения с подчиненным личным составом. Как правило, командиры больше всех излагают свои мысли и подчиненные слушают их более внимательно. Излагая собственное мнение, военнослужащий ссылается на командира, именно потому что слово командира играет важную роль. Обладая авторитетом, он может умело управлять своим подразделением, а значит умело управлять и ситуацией, предлагая своему подразделение варианты развития, а значит, и способ реакции на ситуацию.
Влияние командира обусловлена не только его высказываниями. Когда при принятии решение командир ничего не говорит, подчинённый личный состав наблюдает за его реакцией лишь потому, что подчинённые воспринимают реакцию командира как самое надежное подтверждение его мнения и соответственно строят своё поведения из ходя из этого. Командир устанавливает свой эмоциональный стандарт, на который упираются военнослужащие.
Командиры могут открыто высказывать своё мнение, похвалу, подвергать своих подчинённых критике, предложить свою помощь в трудную минуту или закрыть глаза на нужды своего подчиненного, если это необходимо. Они могут сформулировать свою задачу так, чтобы каждый военнослужащий мог внести свой вклад. Это может придать большую значимость в плане организации межличностного делового общения. Также они могут формировать ощущение ясности и осмысления собственной службы. Всё это и является эмоциональным воздействием командира.
Далеко не все командиры обладают эмоциональными лидерскими качествами. Когда формально назначают командира на руководящую должность, и он
не пользуется авторитетом среди подразделения, то они обращаются к человеку, которому они доверяют, и он становится формальным лидером для них.
Кем бы ни был командир, он обладает способностью заменять лимбическую систему, оказывая влияние на эмоциональное состояние личного состава. Если проследить за работой заместителя командира подразделения по военной политической работы, то можно заметить насколько искусно ему удается держать внимание публики за счет ораторских способностей, передавая им эмоциональное состояние. Он передает радость или муки грядущих событий, открывая в военнослужащих самые глубокие чувства.
Та лёгкость восприятия военнослужащими эмоций командира зависит от его подачи, ораторских способностей, жестов, собственного мнения и чувств. Чем качественнее командир обладает ораторскими соборностями, тем сильнее личный состав вникает в актуальную тему. Слушая внимательно своего командира, даже скупые люди могут пробудить в себе сокровенные чувства, которые формируют эмоциональный климат коллектива. Чем больше открыт командир к своим подчинённым, тем сильнее проникнутся чувствами подчиненный личный состав.
Командир должен обладать эмоциональной притягательностью к другим людям, располагая их. Если обратить своё внимание на то, с кем в основном общается личный состав, то они чаще предпочитают тех, кто излучает оптимизм. И наоборот, командиры, которые несут в себе негативные эмоции: злость, гнев, агрессию, в основном отталкивают от себя людей. Исследования подтверждают это: командиры, которые настроены оптимистично легче удерживают своё подразделение, нежели те, которые склонные к негативным эмоциям.
Эмоции — это внутреннее переживание человека, катализатором которых являются внутренние или внешние условия, которые порой мешают служебной деятельности (рис. 3). Как правило, настроение характеризуется своей интенсивностью и длительностью и в принципе не мешают ведению каких-либо дел.
Эмоциональный эпизод после себя оставляет чувственный осадок, который может беспокоить человека на протяжении долгого времени. Это ощущается всем подразделением.
Рис. 3.
Лёгкое беспокойство командира служит неким сигналом для подчинённых для мобилизации своего внимания и тщательного обдумывания событий. Именно спокойствие в некоторых ситуациях может быть полезным, а излишний оптимизм может притупить внимание к проблеме.
Легкое беспокойство усиливает внимание и усидчивость подразделения, но длительное волнение может подорвать авторитет подчиненных к своему командиру, и как следствие снизить эффективность воинского подразделения.
Любое настроение: хорошее они или плохое может быть присуще человеку довольно долго, от части это происходит из-за того, что оно определяет наше представление и восприятие. Когда военнослужащие находятся в оптимистическом состоянии, они рисуют ситуацию в радужном цвете, когда же они находиться в подавленном состоянии, они видят только грустные картины развития событий. Помимо этого, требуется длительно время на то, чтобы снять гормоны стресса (кортизол, вазопрессин, адреналин, нора-дреналин), которые выработаются под командой на-
шего мозга, вследствие стрессовой ситуации. Именно поэтому сложные отношения с начальником могут привести к негативным мыслям. И военнослужащий в течение долгого времени не сможет привести себя в нормальное состояние. Именно поэтому военнослужащие общаются к командирам, которые отличаются позитивными эмоциями, в частности из-за того, что нахождение вблизи с ними формирует хорошее самочувствие самого военнослужащего.
Литература
1. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. 3-изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с.
2. Краснов Е.В. Эмоциональный интеллект в личностной регуляции принятия решений: дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Е.В. Краснов. М., 2018. 180 с.
3. Эмоциональный интеллект лидера / Л. М. Кроль. «Альпина Диджитал», 2019.
4. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 1995.
References
1. Emotional leadership: the Art of managing people based on emotional intelligence / Daniel Goleman, Richard Boyatsis, Annie McKee; Per. s eng. 3-ed. M.: Alpina Business books, 2008. 301 p.
2. Krasnov E.V. Emotional intelligence in personal regulation of decision-making: Diss. ... Cand. the course of studies. Sciences: 19.00.01 / E.V. Krasnov. M., 2018. 180 C.
3. Emotional intelligence of the leader / L.M. Krol. Alpina digital, 2019.
4. Emotional intelligence / D. Goleman. "Mann, Ivanov and Ferber (MYTH)", 1995.