Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА СОЗДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ'

ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА СОЗДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная среда / корпоративная культура / токсичная культура / лидер / corporate environment / corporate culture / toxic culture / leader

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васютченко Г.С., Реваненкова А.С.

В работе рассмотрена роль лидера на процессы формирования, функционирования и трансформации корпоративных сред компаний. Дано определение корпоративной среды и показаны отличия от корпоративной культуры. Рассмотрены определения понятия «лидер» в корпоративной среде. Выявлены основные закономерности между наличием лидера в коллективе и успешностью компании, её «токсичной» культурой, приведены примеры российских и зарубежных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF LEADER ON CREATION AND DESTRUCTION OF CORPORATE ENVIRONMENT

The paper considers the role of a leader in the processes of formation, functioning and transformation of corporate environments of companies. The definition of the corporate environment is given and the differences from the corporate culture are shown. The definitions of the concept of "leader" in the corporate environment are considered. The main patterns between the presence of a leader in the team and the success of the company, its "toxic" culture are revealed, examples of Russian and foreign corporations are given.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА СОЗДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ»

УДК 33 Васютченко Г. С., Реваненкова А. С.

Васютченко Г.С.

студент Факультета экономических и социальных наук Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Москва, Россия)

Реваненкова А.С.

студент Факультета экономических и социальных наук Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Москва, Россия)

ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА НА СОЗДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: в работе рассмотрена роль лидера на процессы формирования, функционирования и трансформации корпоративных сред компаний. Дано определение корпоративной среды и показаны отличия от корпоративной культуры. Рассмотрены определения понятия «лидер» в корпоративной среде. Выявлены основные закономерности между наличием лидера в коллективе и успешностью компании, её «токсичной» культурой, приведены примеры российских и зарубежных корпораций.

Ключевые слова: корпоративная среда, корпоративная культура, токсичная культура, лидер.

Одним из ключевых факторов, оказывающих большое влияние на процессы повышения конкурентоспособности организации, является наличие в корпоративной среде лидеров. Лидеры задают тон корпоративной среде через свои действия и решения. Они формируют ценности и нормы, которые становятся основой для поведения сотрудников организации, которое имеет значительную роль для жизни и развития. Поэтому одной из актуальных задач

является изучение влияния поведения и личности лидера на существование компании.

Общепринятого понятия, полностью определяющего «корпоративную среду», в академической среде пока не предложено, из-за чего его часто также путают с понятием «корпоративная культура». Корпоративная среда более обширное понятие, так как она представляет собой совокупность взаимодействий корпорации с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние, то есть с различными экономическими составляющими общества [1]. В виду того, что корпоративная среда включает в себя понятие корпоративной культуры, предметом которой является также и роль лидера в корпорации, несмотря на отсутствие исследований и общепринятых классификаций корпоративных сред, можно утверждать, что типологии корпоративных культур авторов Ч. Ханди, Л. Нельсона и Ф. Бертеа, Р. Акоффа, Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера, О.С. Виханского и А.И. Наумова характеризуют основные особенности типов сред по специфике отношений «лидер-элементы среды» [2]. Например, большинству крупных старых корпораций по типу управления соответствует тип «иерархический», а по стилю руководства - «реагирующая».

Строгого определения лидера в корпоративной культуре нет, большое число психологических и управленческих исследований показывают широту определения и разнообразия лидерства в коллективе. Так, психолог К. Левин выделил пассивный, демократический и авторитарный стили лидерства, а Р. Блейк и Дж. Моут выделили две главные составляющие лидера - ориентацию на достижение поставленной цели и ориентация на отношения с людьми, чем больше и первого, и второго, тем сильнее человек проявляет лидерские качества и поведение [3]. Современные же исследования показывают, что традиционное отношение к лидерству потеряло актуальность ввиду непрогнозируемой динамики социально-экономических изменений и кризисов. В дополнение к ориентациям на людей и выполнению целей необходимо добавить, согласно рекомендациям авторов работы [4], ориентацию на

культурно-ценностные ориентиры лидера. Авторы предложили данную трёхфакторную модель, которая позволит точнее оценивать реальное состояние корпоративной среды и развивать лидерские навыки.

Реализации лидерства во взрослом коллективе было всесторонне изучено отечественными психологами А.В. Петровским, Уманский А.Л., М. и К. Шерифовыми. Разработанные ими теории представляют классическое понимание лидерства в коллективе, а более современные теории об отношениях между членами коллектива Р. Стогдилла и С. Шартла, а также теории Г. Фейрходьма и С. и Т. Кучмарского о межсубъектных отношениях показали, что лидер и группа (коллектив) - неразделимые понятия. Разницу между лидером и руководителем в коллективе показали работы Б.Д. Парыгина и И.П. Волкова, Г.М. Андреевой, В.А. Розановой и многих других. Их труды продемонстрировали кардинальные отличия между позициями лидера и управленца, которая прежде всего заключается в контролируемых и спонтанных межличностных отношениях. По Г.М. Андреевой лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, а руководство - преимущественно социальная характеристика отношений, прежде всего в плане распределения ролей управления и подчинения [3].

В каждом из типов корпоративных сред роль лидера имеет свои особенности и функции, в каких-то они могут быть совсем не выражены, а в других имеют большую значимость. На наш взгляд, в современных рыночных отношениях и конкурентной борьбе, корпорациям необходимо уделять много внимания построению, поддержанию и развитию корпоративной культуры с помощью лидерских позиций в коллективе. Успешность организаций, в которых лидерские позиции чётко выражены, можно проследить на многочисленных примерах зарубежных стартапов, особенно, если лидер являлся основателем, собственником или генеральным директором организации. Это, например, NVIDIA Corporation при Дженсен Хуанге, Tesla при Илон Маске, Alibaba при Джеке Ма, Patagonia при Ивоне Куинарде и др.

С точки зрения исследования роли лидера на успешность корпорации, необходимо разобрать несколько примеров. Одним из таких является ИТ-компания SimbirSoft под руководством Алексея Флоринского, который прошёл путь от рабочего-программиста до генерального директора. Частично в основу успешности компании легло то, что сотрудники разделяли ценности с подходом к разработке, относились к нему как к творческому процессу, отвечали не только за программный код, но и за весь результат, погружались в предметную область и бизнес-задачи заказчика. Алексей Флоринский сделал упор на владении сотрудниками soft skills, развитии конкурентных преимуществ, что позволило вырасти компании с нескольких человек до коллектива из 1300 сотрудников на 2021 год, а выручка только за период с 2021 по 2022 составила +42,9% [5].

Теперь перейдём к рассмотрению влияния лидера на формирование и разрушение устоявшейся корпоративной среды организации. Созданием корпоративной среды назовём процесс формирования корпоративной культуры для всех участников, а также культуры отношений между ними, с заранее достигнутым балансом интересов. Разрушением корпоративной культуры назовём процесс, при котором корпоративная культура, как внешняя, так и внутренняя, теряют свою ценность и необходимость. В действительности разрушение корпоративной культуры сопряжено с ликвидацией организации или её трансформации. В частности, одна из распространённых форм разрушения корпоративной среды связана с тем, что культура отношений в корпорации становится «токсичной». «Токсичная» корпоративная культура -одна из самых больших проблем современности, которая распространяется на любого размеры или тип организации. Её характерными признаками являются множество скандалов, увольнений, обвинений в правонарушениях, неэтичное поведение и неэтичные методы видения бизнеса, отсутствие свободного неформального общения в коллективе, изолированная и скрываемая друг от друга работа сотрудников, ориентированность работы сотрудников на получение вознаграждений от системы поощрений, нереалистичные рабочие

планы, отсутствие доверия между сотрудниками и руководством, небезопасные или некомфортные условия труда и многое другое. «Токсичная» среда приводит к низкому удовлетворению работников, к подорванному физическом и эмоционально-психологическому состоянию, уменьшению продуктивности и эффективности работников, что уменьшает прибыль компании, к частым увольнениям, освещению в средствах массовой информации и порче репутации компании. «Токсичная» культура отношений имеется у таких компаний, как Zenefits, Wells Fargo, ANZ Bank, Mitsubishi, Toshiba, Starbucks, United Airlines, Google, Volkswagen и др [6].

В корпоративной среде «хороший» лидер стремится к тому, чтобы полностью избавиться от «токсичного» поведения и максимизировать «полезную» культуру. Для долговременной и качественной «детоксикации» отношений «хороший» лидер может придерживаться различных методов и способов, например, выявить источники «токсичного» поведения и поддерживающие его факторы. Избавление от «токсичности» — это долгий и трудоёмкий процесс, к которому нужно относится с большим вниманием, проработать все причины и разрешить все разногласия, прийти к консенсусу. Здесь стоит отметить, что, согласно работе [4] лидерские позиции наиболее сильны для сотрудников «низшего звена» в то время, как для руководства роли лидера имеет не такую большую значимость. Поэтому одна из сложных форм проблем «токсичности» - это когда её источником или фактором поддержки является руководитель компании. Другая форма разрушения корпоративной среды и проблемы «токсичности» - это наличие в коллективе «токсичного лидера», который подрывает сформированную культуру отношений. Ролью лидера при этом такого человека наделяют другие члены коллектива, выступающие за поддержку «токсичной» культуры. На рисунке 1 можно ознакомиться со схематичным изображением «треугольника токсичного лидерства», описывающим состояние корпоративной среды, в которой присутствует «токсичный» лидер.

Примером такой корпорации может служить авиаконцерн McDonnell Douglas. Топ-менеджеры корпорации Гарри Стоунсайфер, сосредоточившиеся на защите исключительно корпоративных интересов, игнорировании желаний и безопасности клиентов, поставили точку в истории компании. Они отрицание вины в упадке компании, агрессивном отношении к партнерам и конфликтах с контролирующими органами, что говорит о наличии «токсичных» лидеров в руководстве [7].

Рис. 1. Треугольник «токсичной» корпоративной среды.

У корпоративной среды есть свой жизненный цикл, связанный прежде всего с научно-технологическим прогрессом и изменением устоев жизни людей. Так, трансформация корпоративной среды организации становится практической реализацией изменений в своей стратегии. Например, корпорация General Electric, которой уже более 130 лет, является конкурентноспособной и занимает лидерские позиции в своей области несмотря на то, что за такое время многократно изменялась корпоративная культура. В последнее десятилетие прошлого столетия генеральный директор General Electric Джек Уэлч делал

упор на контроль процессов, контроль за издержками, обеспечение качества и выполнение поставленных задач с точки зрения как инфраструктуры, так и повседневной практики. Известны его четыре принципа для лидеров — быть инициативным, вести людей за собой, бесстрашно двигаться вперед и выполнять поставленные задачи. Сменивший Джека Уэлча на посту Джефф Иммелт повел корпорацию к новым рубежам путем поощрения инноваций, воображения, поддержки идей с потенциалом роста. Он сделал упор на программах бизнес-обучения, которые развили у персонала коммерческие и маркетинговые навыки, а в повседневной практике усилия были сосредоточены на учёте мнения потребителя, четкое мышление, воображение, смелость, инклюзивность и экспертные знания [8].

На примере корпорации удобно рассмотреть формирование корпоративной среды за счёт «хорошего» лидера, ввиду специфики её организационно-экономической формы существования. В её корпоративную среду входят: акционеры, гарантирующие её рост и функционирование за счёт рискового капитала, потребители, поставщики продукции и услуг, местное население, на которое оказывается влияние деятельность корпорации, служащие и общество в целом, имеющими ряд ожиданий не только от продукции корпорации, но процессов её работы. Эти элементы формируют корпоративную среду, только при условии, что между ними достигнут баланс интересов [1]. Поэтому лидер должен поддерживать и развивать элементы культуры корпоративной среды, обеспечивающие её функционирование. Одним из нарицательных примеров отлично сложившейся корпоративной культуры служат компании корпорации «Яндекс», которая известна своей свободой деловых отношений между руководством и сотрудниками, комфортными условиями работы, равными правами, корпоративными возможностями и ответственности [9]. Такая благоприятная среда появилась благодаря основателям Аркадию Воложу и Илье Сегаловичу.

Приведённые выше данные позволяют сделать вывод о том, что лидер сильно влияет на функционирование корпоративной среды компании, ее

формировании и трансформации. «Хорошие» лидеры в руководстве и рабочем коллективе способны развивать компанию, увеличивать показатели эффективности и дохода, в то время как «токсичные» лидеры способствуют разрушению корпоративной среды и культуры в компании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Корпоративный менеджмент: краткий курс лекций для студентов 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / составитель И.В. Петрова // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2016. - 59 с;

2. Сафина Д. М. Влияние лидера на формирование организационной культуры // Russian Journal of Economics and Law. 2011. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-lidera-na-formirovanie-organizatsionnoy-kultury (дата обращения: 29.08.2024);

3. Тягунова Е.А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskie-osnovy-izucheniya-liderstva-v-psihologii (дата обращения: 29.08.2024);

4. Занковский Анатолий Николаевич Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. №145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-liderstvo-v-prostranstve-korporativnoy-kultury (дата обращения: 29.08.2024);

5. Лидерство на рынке и корпоративная культура: как это взаимосвязано // РБК URL: https://companies.rbc.ru/news/twDuX3hHPX/liderstvo-na-ryinke-i-korporativnaya-kultura-kak-eto-vzaimosvyazano/?ysclid=m0f41vmrmb548307447 (дата обращения: 29.08.2024);

6. Коновалова В. Г. Когда корпоративная культура может стать проблемой: проявления и причины «Токсичности» // Вестник ГУУ. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kogda-korporativnaya-kultura-mozhet-stat-problemoy-proyavleniya-i-prichiny-toksichnosti (дата обращения: 29.08.2024);

7. McDonnell Douglas // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas (дата обращения: 28.08.2024);

8. GENERAL ELECTRIC: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ УЭЛЧА И ИММЕЛЬТА // БОЛЬШИЕ ИДЕИ URL: https://big-i.ru/others/other/p15268/?ysclid=m0fcpva2t0806367552 (дата обращения: 28.08.2024);

9. Правила деловой и корпоративной этики группы компаний Яндекс // Яндекс URL: https://yandex.ru/company/rules/code?ysclid=m0fdxvsdfu223233390 (дата обращения: 28.08.2024)

Vasyutchenko G.S., Revanenkova A.S.

Vasyutchenko G.S.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

Revanenkova A.S.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

INFLUENCE OF LEADER ON CREATION AND DESTRUCTION OF CORPORATE ENVIRONMENT

Abstract: the paper considers the role of a leader in the processes of formation, functioning and transformation of corporate environments of companies. The definition of the corporate environment is given and the differences from the corporate culture are shown. The definitions of the concept of "leader" in the corporate environment are considered. The main patterns between the presence of a leader in the team and the success of the company, its "toxic" culture are revealed, examples of Russian andforeign corporations are given.

Keywords: corporate environment, corporate culture, toxic culture, leader.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.