Научная статья на тему 'Влияние личностных особенностей студентов на склонность употреблению алкоголя'

Влияние личностных особенностей студентов на склонность употреблению алкоголя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных особенностей студентов на склонность употреблению алкоголя»

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА СКЛОННОСТЬ

УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ

Дунаева Наталья Ивановна,

канд. психол., н,,доцент кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин ИГУПИТ(Институт государственного управления, права и инновационных технологий

Современные исследования, касающиеся употребления алкоголя молодыми людьми в России опираются на опыт исследований Российских ученых конца XIX -начале XX вв. Наиболее ценные данные об опасности употребления спиртных напитков молодежью в 21 веке были получены такими учеными как Короленко Ц. П., Веко А. В., Клециной И. С Нестерова А. А.и др[1].

Выделяют несколько причин потребления спиртных напитков в российских условиях - это отсутствие у населения правды об алкоголе; наркотическое действие алкоголя, то есть способность вызывать пристрастие организма к нему, запрограммированность населения на употребление алкоголя, то есть психологическая ориентация сознания средствами массовой информации, образом жизни родителей, уважаемых людей общества;

Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, социально значимой чертой студенчества является напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе.

Факты свидетельствуют о том, что мужская часть населения России по-прежнему наиболее подвержена алкоголизму, нежели женская. Отмечается низкий уровень алкогольной культуры, в молодежной среде формируются нездоровые алкогольные обычаи, призванные сформировать у индивида особые установки, направленные на представление об алкоголе, как необходимом сопровождении всех значимых жизненных событий и как наиболее оптимальное средство социализации молодого человека. [2]

Целью нашего исследования было изучить личностные особенности студентов, влияющие на употребление алкоголя. В исследовании приняли участие 110 человек, из них 55 студентов мужского пола и 55 студентов женского пола, очного отделения, обучающиеся в ВУЗах Нижнего Новгорода (ИГУПИТ, НГТУ им Р. Е. Алексеева, НГПУ им. К. Минина) по различным специальностям, в возрасте 17 - 23 лет. Мы предположили, что такие особенности личности как тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность - типы акцентуации характера, взаимосвязаны со склонностью к алкоголю в юношеском возрасте.

В исследовании использовались следующие методики: Мичиганский скрининг-тест (MAST).,самооценки психических состояний (Айзенк Г. Ю.),.тест на выявление акцентуации характера (Леонгард К.).

Проведенное эмпирическое исследование позволило обнаружить, что существуют различия в отношение к алкоголю студентов разного пола и большинство юношей впервые попробовали алкоголь до 9-го класса, что свидетельствует о раннем знакомстве со спиртными напитками. Большинство же девушек приобщаются к алкоголю между 9-м и 11-м классами. Таким образом, юноши примерно в 3 раза чаще пробуют спиртное в более раннем возрасте, чем девушки.

По данным анкеты у одной трети юношей первое впечатление от принятия алкоголя было неприятным, большинство же юношей либо не помнят, либо затрудняются ответить. У основной части девушек первое впечатление так же было неприятное. Юноши предпочитают более крепкие напитки слабым, а девушки, наоборот. Большинство молодых людей считает, что алкоголь иногда

способствует снятию душевного напряжения, помогает расслабиться.

Почти все отвечающие уверены, что современное застолье не может обойтись без алкогольных напитков. Современные стереотипы слишком сильно укоренились в умах юношей. Студенты мужского пола чаще употребляют алкоголь, чем студенты женского пола, но основная масса молодежи вообще употребляют алкогольные напитки несколько раз в месяц.

По результатам методики MAST, было выявлено у 93% респондентов наблюдается отсутствие склонности к потреблению алкоголя или низкая вероятность ее проявления. По мнению респондентов это не мешает ни жить им, ни плодотворно учиться, трудиться, достигая намеченных целей. Такие студенты полностью контролируют ситуацию.

В то время как, у 7% студентов наблюдается чрезмерное или рискованное потребление алкоголя, что в будущем может привести к зависимому поведению. Все это может быть связано с повышенной агрессивностью, фрустрацией, заниженной самооценкой, может привести к разрушению нормального социального взаимодействия с другими людьми, общения. Мы считаем, что чрезмерное употребление алкоголя у данных студентов не только пагубно скажется на физическом здоровье, но и на личности в целом, возможно, произойдет ее деградация, разрушения важных социальных связей (с родственниками, друзьями, коллегами), психические расстройства.

По результатам методики самооценка личностных состояний по Айзенку нами было выявлено, что у большинства респондентов показатели ригидности (94,5%), агрессии (64,5%), фрустрации (72,7%), тревожности (71,8%) находятся в норме. А вот высокий уровень наблюдается по шкалам агрессии (8,2%), фрустрации (20%) и тревожности (4,5%). Мы можем предположить, что высокие показатели по этим шкалам могут привести к склонности употребления алкоголя.

Исследуя результаты методики на выявление акцентуации характера по Леонгарду мы выявили, у студентов выраженность демонстративного (10,9%), педантичного (6,4%), гипертимного (11,8%), тревожного (16,4%), эмотивного (7,3%), застревающего (2,7%), дистимного (10,1%), возбудимого 15,5%), экзальтированного (2,7%) типов личности. Мы склонны предположить, что гипер-тимный, дистимный и возбудимый типы личности, в большей степени могут повлиять на склонность к употреблению алкоголя.

Мы сравнили средние показатели по всем характеристикам в группе юношей и девушек с помощью параметрического критерия Т- Стьюдента и выявили, что различия (на уровне значимости р<=0.001) между двумя этими группами существуют в 4 показателях (агрессивность, выраженность застревающего и возбудимого типа личности, склонность к употреблению алкоголя). Сравнивая средние значения, мы обнаружили, что у студентов женского пола, кроме показателя «застревающий тип личности» ниже, чем у студентов мужского пола.

Была обнаружена корреляционную зависимость между личностными особенностями студентов и склонностью к употреблению алкоголя (такими показателями, как

фрустрация, агрессия, ригидность, склонность к употреблению алкоголя, гипертимность, возбудимость, дистим-ность; коррелляция значима на уровне р<0.001). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что именно эти показатели (агрессивность, застревающий тип личности, возбудимый тип личности) могут привести к склонности употребления алкоголя. Сравнивая средние значения, мы обнаружили, что существует разница между личностными особенностями у юношей и девушек. У юношей ярче выражена фрустрация, склонность к зависимому поведению,

гипертимность и возбудимость, у девушек ярче выражена фрустрация, агрессия и дистимный тип личности.

Список литературы

1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения СПб, 2005.-444с.

2. Фетискин Н.П. Психология девиантного поведения: диагностика и методы профилактики. Москва-Кострома, 2003.-330.

СВЯЗЬ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЗГА С СТРУКТУРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Голоюс Елена Андреевна

старший преподаватель кафедры «Прикладная психология», Пензенский государственный университет,

город Пенза, Карманова Татьяна Михайловна

аспирант, Пензенский государственный университет, город Пенза,

Проблемой развития и формирования нравственного сознания в детском возрасте занимались многие зарубежные и отечественные психологи, среди которых можно выделить работы Л. Колберга, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Р.Р. Калининой и др. По мнению многих ученых формирование нравственного сознания является одной из важнейших сторон многогранного становления личности.

Большинство современных отечественных исследователей при изучении нравственного сознания руководствуются системным подходом. Его представители считают (Л.А. Антилогова, Е.Е. Соловцова, А.И. Титаренко), что нравственное сознание имеет структурное строение и включает в себя три компонента когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые формируются в неразрывном единстве между собой. Под нравственным сознанием мы понимаем такую часть сознания, включающую в себя нравственные убеждения, знание о моральных нормах и правилах, адекватное эмоциональное отношение к ним, которые вместе воплощаются в реальных поступках и поведении, что в конечном итоге выражается в формировании нравственных качеств личности.

Е.С. Шамухаметова и др. отмечает, что «нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания» [3], однако принимая такое положение во внимание, мы игнорируем факты, свидетельствующие о материальной основе сознания в целом, и нравственного сознания личности, в частности. Поэтому в этой статье мы постараемся освятить вопрос о нравственном сознании с точки зрения нейрофизиологической обусловленности.

Согласно исследованиям, проведенным с конца 1980-х по 2000-е года в Соединенных Штатах Америки, было установлено, «нравственность является врожденной системой нейронных цепей в нашем мозге и повреждения определенных зон головного мозга отражается на способности принимать моральные решения» [1; с.327]. Эксперименты показали, что нарушения, возникающие в вен-тромедиальной зоне лобной коры больших полушарий, ведут к изменениям поведенческого компонента нравственного сознания, отвечающего за саморегуляцию личности. Дж. Медина в книге «Правила развития мозга вашего ребёнка» описывает клинические случаи нейро-биолога Антонио Дамасио, который наблюдал изменения

в поведении у своих пациентов, которым удалили опухоли мозга рядом с лобной долей. В результате таких операций, у пациентов появлялась нерешительность в действиях (то есть они не могли принять решения в элементарных вещах, которые для обычных людей требуют лишь секунды), они переставали эмоционально реагировать на окружающую их действительность, и как результат у таких пациентов возникали проблемы при принятии нравственных решений. По мнению исследователей, такие пациенты сохраняли умение мыслить и оперировать абстрактными образами, однако в поведении вели себя так, как будто не знали вовсе нравственных норм и правил. Они утратили способность интегрировать эмоциональные реакции в практические суждения. Кроме этого, дети, пережившие повреждения в вентромедиальной и полюсной зоне лобной коры головного мозга в возрасте до 2 лет, имеют симптомы схожие с симптомами пациентов, перенесших оперативное вмешательство в области лобной коры головного мозга [1].

Данные результаты совпадают с последними разработками итальянских учёных Дж. Риццолатти и его коллег из Пармского университета, в области нейропсихологии. В 1996 г. ими был обнаружен новый тип нейронов - «зеркальные», которые дают ответ на вопрос, «как и почему распознавание действий и даже намерений других индивидов опирается, прежде всего, на собственный поведенческий репертуар личности» [2; с.11.]. Наш мозг при помощи зеркальных нейронов способен без рассуждений и умозаключений, установить соответствие между действием, которое мы наблюдаем, и действием, которое мы можем выполнить, и благодаря этому определить их смысловое содержание. Без работы зеркального механизма «наглядное» описание поведения других оставалось бы непонятным для нас самих. В рамках рассмотрения вопроса о развитии и формировании нравственного сознания ребенка, мы можем сказать о том, что именно благодаря зеркальным нейронам, наблюдение за реализацией взрослыми людьми нравственных норм и правил способствует развитию когнитивного компонента нравственного сознания, то есть моральные нормы и правила становятся понятны ребенку. Отсюда следует, что система зеркальных нейронов необходима для возникновения таких форм совместной деятельности, благодаря которым,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.