Научная статья на тему 'Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов'

Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов Текст научной статьи по специальности «Машиностроение»

CC BY
10
0
Поделиться
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ / ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КОРПУСА СУДНА ОТ КОРРОЗИИ / ИЗМЕРЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРПУСА СУДНА / ЭЛЕКТРОД СРАВНЕНИЯ / МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ / CORROSION OF VESSELS AND SHIPS STEEL HULLS / ELECTROCHEMICAL PROTECTION OF SHIP HULL FROM CORROSION / MEASUREMENTS OF PROTECTIVE POTENTIAL OF SHIP HULL / COMPARISON ELECTRODE / METHOD OF POTENTIAL MEASUREMENT OF VESSELS AND SHIPS STEEL HULLS

Аннотация научной статьи по машиностроению, автор научной работы — Швецов В.А., Белозёров П.А., Адельшина Н.В., Белавина О.А., Петренко О.Е., Шунькин Д.В., Кирносенко В.В.

Согласно ГОСТ 9.056-75 при эксплуатации систем защиты корпуса судна (корабля) от коррозии необходимо периодически измерять потенциал корпуса судна. Однако экипажи судов и кораблей эту работу не выполняют. Одной из причин невыполнения экипажами своих обязанностей является отсутствие на судах квалифицированных специалистов-операторов. Цель исследования установить возможность использования членов экипажей с различным уровнем квалификации для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов. Для достижения поставленной цели были выполнены планируемые эксперименты и необходимые математико-статистические расчеты. В результате исследования показано, что измерения потенциала по методике, предложенной авторами, способен выполнить любой оператор, независимо от его квалификации, при этом результаты измерений отличаются высокими метрологическими характеристиками.

Похожие темы научных работ по машиностроению , автор научной работы — Швецов В.А., Белозёров П.А., Адельшина Н.В., Белавина О.А., Петренко О.Е., Шунькин Д.В., Кирносенко В.В.,

Impact of operator’s qualification on results of protective potential measurements of steel hulls of vessels and ships

According to State Standard 9.056-75 during maintenance of hull protection systems from corrosion it is necessary to measure ship hull potential periodically. But ships and vessels crew don’t perform this duty. One of the reasons they don’t do it is the absence of qualified specialists-operators onboard the ships. Research aim is to find out if crew members with different qualification level can measure protective potential of steel hulls of vessels and ships. To achieve this goal we made planned experiments and necessary mathematical-statistical calculations. In the result of research we stated that potential measurements can be done with the use of the method offered by the authors by any operator regardless of his qualification. At the same time measurements results are characterized by high metrological characteristics.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов»

экономической ситуации. Помимо этого, дальнейший рост издержек рыбопромыслового флота и в других отраслях народного хозяйства сопровождается растущим дефицитом финансовых ресурсов, что задерживает обновление производственной базы предприятий в соответствии с достижениями научно-технического прогресса [6]. Уменьшение энергетической составляющей в издержках производства позволит получить дополнительные средства для обеспечения приемлемого уровня морального и физического износа технологического оборудования.

Литература

1. Качество электрической энергии на судах: справочник / В.В. Шейнихович, О.Н. Климанов, Ю.И. Пайкин, Ю.Я. Зубарев. - Л.: Судостроение, 1988. - 160 с.

2. Черных И.В. Моделирование электротехнических устройств в MATLAB Sim Power Systems и Simulink. - M.: ДМК Пресс; 2008. - 88 с.

3. Правила классификации и постройки морских судов. - СПб.: Транспорт, 2010. - 280 с.

4. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013. - М.: Стандартинформ, 2013. - 16 с.

5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 29322-92. - М.: Изд-во стандартов, 1992. - 7 с.

6. Труднев С.Ю. Разработка и исследование модели устройства активной защиты генераторного агрегата от кратковременных перегрузок // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2014. - № 2. - С. 23-31.

УДК 620.193:629.5.023

В.А. Швецов1, П.А. Белозёров2, Н.В. Адельшина3, О.А. Белавина1, О.Е. Петренко1, Д.В. Шунькин1, В.В. Кирносенко4

1Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003;

2Министерство обороны РФ, Петропавловск-Камчатский, 683000;

3Военно-восточный округ Министерства обороны РФ, Петропавловск-Камчатский, 683000;

4ОАО «Камчатскэнерго», Петропавловск-Камчатский, 683030 e-mail: oni@kamchatgtu.ru

ВЛИЯНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Согласно ГОСТ 9.056-75 при эксплуатации систем защиты корпуса судна (корабля) от коррозии необходимо периодически измерять потенциал корпуса судна. Однако экипажи судов и кораблей эту работу не выполняют. Одной из причин невыполнения экипажами своих обязанностей является отсутствие на судах квалифицированных специалистов-операторов. Цель исследования - установить возможность использования членов экипажей с различным уровнем квалификации для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов. Для достижения поставленной цели были выполнены планируемые эксперименты и необходимые математико-статистические расчеты. В результате исследования показано, что измерения потенциала по методике, предложенной авторами, способен выполнить любой оператор, независимо от его квалификации, при этом результаты измерений отличаются высокими метрологическими характеристиками.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова: коррозия стальных корпусов кораблей и судов, электрохимическая защита корпуса судна от коррозии, измерения защитного потенциала корпуса судна, электрод сравнения, методика измерения потенциала стальных корпусов кораблей и судов.

V.A. Shvetsov1, P.A. Belozerov2, N.V. Adelshina3, O.A. Belavina1, O.E. Petrenko1, D.V. Shunkin1, V.V. Kirnosenko4 ^Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003; 2Russian Military Department, Petropavlovsk-Kamchatsky; 3Military-eastern region of Russian Military Department, Petropav-lovsk-Kamchatsky, 683000; 4Open joint-stock company «Каmchatskenergo», Petropavlovsk-Kamchatsky, 683030) Impact of operator's qualification on results of protective potential measurements of steel hulls of vessels and ships

According to State Standard 9.056-75 during maintenance of hull protection systems from corrosion it is necessary to measure ship hull potential periodically. But ships and vessels crew don't perform this duty. One of the reasons they don't do it is the absence of qualified specialists-operators onboard the ships. Research aim is to find out if crew members with different qualification level can measure protective potential of steel hulls of vessels and ships. To achieve this goal we made planned experiments and necessary mathematical-statistical calculations. In the result of research we stated that potential measurements can be done with the use of the method offered by the authors by any operator regardless of his qualification. At the same time measurements results are characterized by high metrological characteristics.

Key words: corrosion of vessels and ships steel hulls, electrochemical protection of ship hull from corrosion, measurements of protective potential of ship hull, comparison electrode, method of potential measurement of vessels and ships steel hulls.

Коррозия стальных корпусов кораблей и судов - одна из главных причин износа судов, снижения их прочности и безопасности [1, 2].

Предупреждение преждевременного износа корпуса судна (корабля) является повседневной задачей экипажа [3, 4].

Для защиты от коррозии на кораблях и судах используют системы электрохимической защиты (катодные и протекторные), которые должны обеспечить необходимый (-0,85 В) защитный потенциал корпуса [5, 6]. Согласно нормативным документам (НД) [6] при эксплуатации систем электрохимической защиты необходимо периодически измерять потенциал корпуса судна с помощью милливольтметра и хлорсеребряного электрода сравнения. Однако эти требования на кораблях и судах не выполняют. Одна из причин невыполнения экипажем своих обязанностей - отсутствие на судах подготовленных специалистов-операторов. Согласно результатам работ [7, 8] и действующего НД [9] квалификация оператора является фактором, влияющим на точность результатов измерений. Однако члены экипажа судна не имеют специальной подготовки, необходимой для измерений защитного потенциала корпуса судна. Целесообразно организовать такую подготовку для экипажей судов. Для того чтобы эта подготовка была эффективной, необходимо предварительно оценить влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала корпуса судна. Такие исследования на сегодняшний день никто не выполнял.

Цель: установить возможность использования членов экипажей с различным уровнем квалификации для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие исследования. Для подготовки операторов были отобраны четыре участника эксперимента с различным уровнем квалификации (образования). При этом только два из них имеют опыт эксплуатации судового оборудования (операторы № 1, 2). Квалификационные характеристики обучаемых операторов приведены в табл. 1.

Подготовка операторов осуществлялась в КамчатГТУ на кафедре электро- и радиооборудования в течение одной недели.

Таблица 1

Квалификационные характеристики обучаемых операторов

№ оператора Возраст Квалификация Место работы Должность

1 26 Инженер-электромеханик Пассажирское судно Судовой электромеханик

2 37 Электрик 2 класса Пассажирское судно Моторист-электрик

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3 25 Инженер-электромеханик Проектно-конструкторский отдел Проектировщик электросетей

4 26 Инженер-электромеханик Служба релейной защиты и автоматики Инженер I категории

Затем в течение четырех дней операторы независимо друг от друга измеряли защитный потенциал корпуса пассажирского судна «Василий Завойко» в одной и той же контрольной точке (№ 5), расположенной в районе кормы по левому борту судна.

Измерения выполняли по методике [10] с помощью переносного милливольтметра и переносного электрода сравнения. В качестве переносного милливольтметра использовали цифровой мультиметр ЦГ203, а в качестве переносного электрода сравнения - сначала графитовый электрод, а затем хлорсеребряный электрод (ХСЭ) марки ЭСО-01. Каждый оператор выполнил 50 измерений потенциала с помощью каждого электрода (представительная выборка измерений). Измерения потенциала корпуса проводили при стояночном режиме судна в Авачинской губе, при хорошей погоде, при минимальном волнении моря. Для каждой из полученных четырех выборок (серий) измерений рассчитали среднее значение результатов измерений, выборочную дисперсию, стандартное отклонение и коэффициент вариации [9]. Результаты эксперимента и статистических расчетов приведены в табл. 2 и табл. 3.

Для всех серий экспериментов проверили гипотезу соответствия результатов измерения потенциала корпуса судна нормальному закону распределения по методике [9].

Для этого вычислили значение установленного НД [9] критерия й по формуле:

п

ЕС - с\

й = ^^-, (1)

пл

где Л - смещенное среднее квадратичное отклонение, вычисляемое по формуле:

Л * =

Е (С, - С )2 --. (2)

Таблица 2

Результаты измерений защитного потенциала корпуса пассажирского судна «Василий Завойко» в контрольной точке № 5, выполненных различными операторами при помощи графитового электрода

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

п

п

№ измерения Показания защитного потенциала при помощи графитового электрода

Оператор 1 (6.01.15) Оператор 2 (20.12.14) Оператор 3 (3.01.15) Оператор 4 (6.01.15)

1 481 480 480 479

2 481 480 480 480

3 480 480 480 480

4 480 480 480 480

5 481 480 480 480

6 480 480 480 480

7 480 480 479 480

8 481 480 480 480

9 480 481 481 479

10 480 480 480 480

11 480 481 480 480

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

12 480 480 480 480

13 480 480 480 480

14 481 480 480 480

15 480 480 479 480

16 481 480 480 480

17 481 480 480 478

18 480 480 480 480

19 481 480 480 480

20 480 480 480 480

21 481 480 481 480

22 480 480 480 480

23 480 480 480 479

24 480 480 481 481

25 480 480 480 479

26 480 480 480 480

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

27 481 480 480 479

28 481 480 481 480

29 481 480 480 480

30 481 480 480 480

№ измерения Показания защитного потенциала при помощи графитового электрода

Оператор 1 (6.01.15) Оператор 2 (20.12.14) Оператор 3 (3.01.15) Оператор 4 (6.01.15)

31 480 480 480 480

32 480 480 481 481

33 480 480 480 480

34 480 481 480 480

35 481 480 480 480

36 480 480 480 480

37 481 480 480 480

38 481 481 480 479

39 480 480 480 478

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

40 480 480 480 480

41 481 480 480 480

42 481 480 480 479

43 480 480 479 480

44 481 481 480 480

45 481 480 480 479

46 480 482 481 480

47 481 480 480 480

48 481 480 480 480

49 481 480 480 480

50 480 480 480 480

Среднее значение Сс 480,14 480,16 480,06 479,8

Стандартное отклонение S 0,4 0,5 0,42 0,57

Дисперсия 0,16 0,25 0,17 0,32

Коэффициент вариации, % 0,08 0,1 0,08 0,11

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 3

Результаты измерений защитного потенциала корпуса пассажирского судна «Василий Завойко» в контрольной точке № 5, выполненных различными операторами при помощи хлорсеребряного электрода

№ измерения Показания защитного потенциала при помощи хлорсеребряного электрода

Оператор 1 (6.01.15) Оператор 2 (20.12.14) Оператор 3 (3.01.15) Оператор 4 (6.01.15)

1 610 610 610 610

2 610 611 610 611

3 611 610 610 610

4 610 610 610 611

5 610 610 610 609

6 610 610 610 609

7 609 610 610 610

8 610 610 610 609

9 610 610 610 610

10 610 610 610 610

11 611 610 611 609

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

12 610 610 610 609

13 610 610 610 610

14 610 610 611 610

15 610 610 610 610

16 609 610 610 610

17 611 610 611 611

18 610 610 610 611

19 610 611 611 611

20 610 611 611 609

21 610 611 611 610

22 610 610 611 610

23 610 611 611 610

24 610 610 610 609

25 611 610 610 609

26 612 611 610 610

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

№ измерения Показания защитного потенциала при помощи хлорсеребряного электрода

Оператор 1 (6.01.15) Оператор 2 (20.12.14) Оператор 3 (3.01.15) Оператор 4 (6.01.15)

27 610 610 610 610

28 610 611 609 610

29 610 610 610 610

30 609 610 610 610

31 609 610 609 610

32 609 611 611 611

33 610 611 611 611

34 610 610 611 610

35 610 610 610 609

36 610 610 610 610

37 610 609 609 610

38 610 610 610 610

39 611 610 610 610

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

40 610 610 609 609

41 610 610 610 610

42 610 610 610 610

43 610 610 610 611

44 610 610 611 611

45 611 610 610 610

46 610 610 610 610

47 610 609 611 610

48 610 609 611 611

49 609 609 609 610

50 610 610 610 610

Среднее значение Сс 610,04 610,1 610,16 610

Стандартное отклонение 5 0,57 0,5 0,58 0,63

Дисперсия 52 0,32 0,25 0,33 0,39

Коэффициент вариации, % 0,09 0,08 0,09 0,1

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Получили следующие значения критерия й для графитового электрода:

й = 0,8534 < 0,8648; й2 = 0,8573 < 0,8648; йъ = 0,8632 < 0,8648; й = 0,8452 < 0,8648.

Для хлорсеребряного электрода получаем соответствующие значения:

й = 0,8633 < 0,8648; й2 = 0,8627 < 0,8648; йъ = 0,8614 < 0,8648; й = 0,8632 < 0,8648.

Таким образом, результаты измерений во всех сериях экспериментов можно считать распределенными нормально.

Затем в соответствии с требованиями НД [9] проверили результаты измерений на соответствие нормальному закону распределения, используя второй критерий, согласно которому считают, что результаты измерений соответствуют нормальному закону распределения, если не более т разностей (С — Сс) превысили значение Zp/2 • (где - среднеквадратическое отклонение, Zp/2 - верхний квантиль распределения нормированной функции Лапласа, соответствующий вероятности Р/2).

Значения вероятности Р определяли в соответствии с выбранным уровнем значимости д2, % и числом результатов измерений п согласно НД [9]. Так как для всех серий результатов измерений, полученных операторами п = 50, то т = 2, а Р = 99% для уровня значимости д2 = 1 %. Следовательно, общее количество разностей (С, — Сс) не должно превышать значение Zp/2 • 5 более двух раз, при этом Zp/2 = 2,58.

Проверили, сколько разностей во всех сериях измерений (С, — Сс) превышает допустимое значение Zp/2 • 5. Результаты проверки представлены в табл. 3 и табл. 4.

Из результатов, приведенных в табл. 4 и табл. 5, следует, что разности (С, — Сс) во всех сериях измерений не превышают допустимое значение. Таким образом, повторно показано, что результаты измерений соответствуют нормальному закону распределения.

В соответствии с НД [9] из результатов измерений необходимо исключить промахи. Для выявления промахов использовали критерий Граббса [11, 12], предполагая, что наибольший Стах или наименьший Стт результат измерений вызван грубыми погрешностями.

Результаты обработки измерений потенциала корпуса судна для каждого оператора приведены в табл. 6 и табл. 7.

Из результатов расчетов, приведенных в табл. 4 и табл. 5, следует, что во всех случаях и С2<СТ. Следовательно, Стах и Стт в каждой серии измерений не являются промахами.

Затем результаты измерений потенциала корпуса, выполненные различными операторами, (приведенные в табл. 2 и табл. 3), подвергли дополнительной статистической обработке [11, 12]. При сравнении дисперсий по критерию Кохрена установили их однородность, так как:

^1тах = £2тах / (Я:2 + + ^ + Х*2) = 0,32 / (0,16 +0,25 +0,17 +0,31) = 0,36 < 0,38, ^2тах = £2тах / (^2 + + ^ + Х*2) = 0,39 / (0,32 +0,25 +0,33 +0,39) = 0,3 < 0,38.

Таким образом, показали, что результаты измерений потенциала корпуса судна в контрольной точке характеризуются однородной случайной составляющей погрешности.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Чтобы проверить значимость систематических расхождений между средними значениями результатов измерений, полученных в разные дни разными операторами, сравнили их по критерию Стьюдента, используя усредненное значение стандартного отклонения 5"ср = 0,47 при/= 196 для графитового электрода и Яср = 0,57 при f= 196 для хлорсеребряного.

Получили следующие значения ^ критерия:

а) для графитового электрода = 0,15; t1,3 = 0,61; ¿2,3 = 0,72; ¿2,4 = 2,43;

б) для хлорсеребряного электрода ¿1,2 = 0,2; = 0,78; ¿2,3 = 0,4; ¿24 = 0,65 (при табличных значениях ¿(0,05,196) = 1,98 и ¿(0,01,196) = 2,62.

Таблица 4

Проверка результатов измерений потенциала корпуса судна при помощи графитового электрода на нормальность распределения

Расчетные характеристики измерений

№ измерения I опер затор II оператор III оператор IV оператор

Сс Сс Сс Сс 1р/2 ' ^4

1 0,86 1,03 0,16 1,29 0,06 1,08 0,8 1,47

2 0,86 0,16 0,06 0,2

3 0,14 0,16 0,06 0,2

4 0,14 0,16 0,06 0,2

5 0,86 0,16 0,06 0,2

6 0,14 0,16 0,06 0,2

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7 0,14 0,16 1,06 0,2

8 0,86 0,16 0,06 0,2

9 0,14 0,84 0,94 0,8

10 0,14 0,16 0,06 0,2

11 0,14 0,84 0,06 0,2

12 0,14 0,16 0,06 0,2

13 0,14 0,16 0,06 0,2

14 0,86 0,16 0,06 0,2

15 0,14 0,16 1,06 0,2

16 0,86 0,16 0,06 0,2

17 0,86 0,16 0,06 1,8

18 0,14 0,16 0,06 0,2

19 0,86 0,16 0,06 0,2

20 0,14 0,16 0,06 0,2

21 0,86 0,16 0,94 0,2

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

22 0,14 0,16 0,06 0,2

23 0,14 0,16 0,06 0,8

24 0,14 0,16 0,94 1,2

25 0,14 0,16 0,06 0,8

26 0,14 0,16 0,06 0,2

27 0,86 0,16 0,06 0,8

28 0,86 0,16 0,94 0,2

Расчетные характеристики измерений

№ измерения I опе ратор II оператор III оператор IV оператор

Сс Сс Сс Сс 1р/2 ' ^4

29 0,86 1,03 0,16 1,29 0,06 1,08 0,2 1,47

30 0,86 0,16 0,06 0,2

31 0,14 0,16 0,06 0,2

32 0,14 0,16 0,94 1,2

33 0,14 0,16 0,06 0,2

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

34 0,86 0,84 0,06 0,2

35 0,14 0,16 0,06 0,2

36 0,86 0,16 0,06 0,2

37 0,86 0,16 0,06 0,2

38 0,14 0,84 0,06 0,8

39 0,14 0,16 0,06 1,8

40 0,86 0,16 0,06 0,2

41 0,86 0,16 0,06 0,2

42 0,14 0,16 0,06 0,8

43 0,86 0,16 1,06 0,2

44 0,86 0,84 0,06 0,2

45 0,14 0,16 0,06 0,8

46 0,86 2,84 0,94 0,2

47 0,86 0,16 0,06 0,2

48 1,86 0,16 0,06 0,2

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

49 0,14 0,16 0,06 0,2

50 0,14 0,16 0,06 0,8

Таблица 5

Проверка результатов измерений потенциала корпуса судна при помощи хлорсеребряного электрода на нормальность распределения

Расчетные характеристики измерений

№ изме- I опе ратор II оператор III оператор IV оператор

рения Сс Сс Сс 1„/2 ' ^4

1 -0,04 -0,1 -0,16 0

2 -0,04 0,9 -0,16 1

3 0,96 -0,1 -0,16 0

4 -0,04 -0,1 -0,16 1

5 -0,04 -0,1 -0,16 -1

6 -0,04 -0,1 -0,16 -1

7 -1,04 -0,1 -0,16 0

8 -0,04 -0,1 -0,16 -1

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9 -0,04 -0,1 -0,16 0

10 -0,04 -0,1 -0,16 0

11 0,96 -0,1 0,84 -1

12 -0,04 -0,1 -0,16 -1

13 -0,04 -0,1 -0,16 0

14 -0,04 -0,1 0,84 0

15 -0,04 1,47 -0,1 1,29 -0,16 1,49 0 1,62

16 -1,04 -0,1 -0,16 0

17 0,96 -0,1 0,84 1

18 -0,04 -0,1 -0,16 1

19 -0,04 0,9 0,84 1

20 -0,04 0,9 0,84 -1

21 -0,04 0,9 0,84 0

22 -0,04 -0,1 0,84 0

23 -0,04 0,9 0,84 0

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

24 -0,04 -0,1 -0,16 -1

25 0,96 -0,1 -0,16 -1

26 1,96 0,9 -0,16 0

27 -0,04 -0,1 -0,16 0

28 -0,04 0,9 -1,16 0

29 -0,04 -0,1 -0,16 0

30 -1,04 -0,1 -0,16 0

Расчетные характеристики измерений

№ изме- I опе] затор II оператор III оператор IV оператор

рения Сс Сс ^р/2 ' Сс 1р/2 ' 54

31 -1,04 -0,1 -1,16 0

32 -1,04 0,9 0,84 1

33 -0,04 0,9 0,84 1

34 -0,04 -0,1 -0,16 0

35 -0,04 -0,1 -0,16 -1

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

36 -0,04 -0,1 -0,16 0

37 -0,04 -1,1 -1,16 0

38 -0,04 -0,1 -0,16 0

39 0,96 -0,1 -0,16 0

40 -0,04 1,47 -0,1 1,29 -1,16 1,49 -1 1,62

41 -0,04 -0,1 -0,16 0

42 -0,04 -0,1 -0,16 0

43 -0,04 -0,1 -0,16 1

44 -0,04 -0,1 0,84 1

45 0,96 -0,1 -0,16 0

46 -0,04 -0,1 -0,16 0

47 -0,04 -1,1 0,84 0

48 -0,04 -1,1 0,84 1

49 -1,04 -1,1 -1,16 0

50 -0,04 -0,1 -0,16 0

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 6

Результаты вычислений критерия Граббса для измерений, выполненных с помощью графитового электрода

Расчетные значения критерия Граббса: и <2 От, табличное допустимое значение для уровня значимости 1%

I оператор II оператор III оператор IV оператор

<3 = |Сш„ - С <2 = С - <1 = |Сш„ - С <2 = С - <1 = |Сш„ - С <2 = С - С„| <1 = |Сш„ - С <2 = С - С„|

2,15 0,35 1,68 0,32 2,23 2,52 2,1 1,4 3,381

Таблица 7

Результаты вычислений критерия Граббса для измерений, выполненных с помощью хлорсеребряного электрода

Расчетные значения критерия Граббса: и <2 вт, табличное допустимое значение для уровня значимости 1%

I оператор II оператор III оператор IV оператор

<1 = С„ - С <2 = _\Сс - С„| <1 = - С <2 = _\Сс - С„| <1 = С„ - С <2 = _\Сс - С„| <1 = С„ - С <2 = - С„|

1,68 1,82 1,8 2,2 1,44 2 1,58 1,58 3,381

Из результатов расчетов следует, что между средними значениями результатов измерений потенциала корпуса, выполненных различными операторами, нет значимых систематических расхождений.

Результаты выполненных исследований позволяют сделать следующие выводы:

1. Измерения потенциала корпуса судна, полученные методикой [10], способен выполнить любой оператор, независимо от его квалификации.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Результаты измерений потенциала корпуса судна, выполненные по методике [10], отличаются высокими метрологическими характеристиками.

Литература

1. Марткович А.М. Борьба с коррозией корпуса судна. - М.: Морской транспорт, 1955. -170 с.

2. Зобочев Ю.Е., Солинская Э.В. Защита судов от коррозии и обрастания. - М.: Транспорт, 1984. - 174 с.

3. Максимаджи А.И., Беленький Л.М., Бринер А.С. Оценка технического состояния корпусов морских судов. - Л.: Судостроение, 1982. - 156 с.

4. КоробцовИ.М. Техническое обслуживание и ремонт флота. - М.: Транспорт, 1975. - 195 с.

5. УлигГ.Т., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. - Л.: Химия, 1989. - 454 с.

6. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017.

7. Миф Н.П. Методика выполнения измерений. - М: ТОО «ТОТ», 1996. - 18 с.

8. Швецов В.А. Химическое опробование золоторудных месторождений. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2008. - 222 с.

9. ГОСТ Р 8.736-2011. Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. Издание официальное. - М.: Стандартинформ, 2013. - 24 с.

10. Совершенствование методики измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозеров, В.А. Швецов, А.А. Луценко, О.А. Белавина // Вестник АГТУ. Серия Морская техника и технология. - 2014. - № 4. - С. 7-12.

11. Алгоритмы оперативного и статического контроля качества работы аналитической лаборатории / А.Н. Смагунова, Е. И. Шмелева, В.А. Швецов. - Новосибирск: Наука, 2008. - 60 с.

12. Смагунова А.Н., Карпукова О.М. Методы математической статистики в аналитической химии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 346 с.