Научная статья на тему 'Влияние курсов аллерген-специфической иммунотерапии на когнитивную деятельность у детей с поллинозом'

Влияние курсов аллерген-специфической иммунотерапии на когнитивную деятельность у детей с поллинозом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
309
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЛИНОЗ / АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИНИТ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / АЛЛЕРГЕНСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ИММУНОТЕРАПИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ПСИХОМАТ» / КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL COMPUTER COMPLEX “PSYCHOMATH" / POLLINOSIS / ALLERGIC RHINITIS / COGNITIVE FUNCTIONS / ALLERGEN-SPECIFIC IMMUNOTHERAPY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С., Каркашадзе Г. А., Маслова О. И., Торшхоева Р. М.

Актуальность. Аллергическая патология, в частности поллиноз, может приводить к снижению когнитивных функций у детей. Цель исследования изучение влияния аллергенспецифической иммунотерапии на когнитивные функции у детей с поллинозом и зависимости динамики когнитивных функций от повторных курсов АСИТ. Пациенты и методы. С помощью психофизиологического компьютерного комплекса «Психомат» определено состояние когнитивных функций у 97 школьников с поллинозом в возрасте 8-17 лет в сравнении со здоровыми сверстниками. Результаты. У большинства детей, страдающих поллинозом, даже в период ремиссии отмечалось снижение показателей когнитивной деятельности. Сопутствующий персистирующий аллергический ринит усугублял снижение показателей когнитивных функций. Заключение. Доказан положительный эффект аллергенспецифической иммунотерапии: достоверно улучшаются когнитивные функции у детей с поллинозом, при повторных курсах данный эффект усиливается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мурадова Ольга Исламовна, Намазова-баранова Л. С., Каркашадзе Г. А., Маслова О. И., Торшхоева Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ALLERGEN-SPECIFIC IMMUNOTHERAPY COURSES ON COGNITIVE ACTIVITY IN CHILDREN WITH POLLINOSIS

Relevance. Allergic pathology, particularly, pollinosis, may reduce cognitive functions in children. Objective: study effect of allergen-specific immunotherapy on cognitive functions in children with pollinosis and relation of cognitive functions dynamics to repeated ASIT courses. Patients and methods. We determined condition of cognitive functions in 97 children of 8-17 years of age with pollinosis in comparison with their healthy peers using a psychophysiological computer complex “Psychomath". Results. We revealed reduction in cognitive activity parameters in most children with pollinosis during remission. Concurrent persisting allergic rhinitis aggravated reducing in cognitive functions parameters. Conclusion. We confirmed positive effect of allergen-specific immunotherapy: cognitive functions improve significantly in children with pollinosis; the effect becomes more pronounced after repeated courses.

Текст научной работы на тему «Влияние курсов аллерген-специфической иммунотерапии на когнитивную деятельность у детей с поллинозом»

Оригинальная статья

О.И. Мурадова1, Л.С. Намазова-Баранова1, 2, 3, Г.А. Каркашадзе1, О.И. Маслова1, Р. М. Торшхоева1, А.Ю.Томилова1, 2, А.А. Алексеева1, 2, Т.В. Турти1, Е.А. Вишнёва1, Т.А. Константиниди1

1 Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация

2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российская Федерация

3 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва

Влияние курсов аллерген-специфической иммунотерапии на когнитивную деятельность у детей с поллинозом

Контактная информация:

Мурадова Ольга Исламовна, кандидат медицинских наук, научный сотрудник отделения когнитивной педиатрии НИИ ПП и ВЛ ФГБУ «НЦЗД» Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, тел.: (495) 967-14-20, e-mail: kusia0@yandex.ru, muradova@nczd.ru Статья поступила: 14.01.2014 г., принята к печати: 24.02.2014 г.

Актуальность. Аллергическая патология, в частности поллиноз, может приводить к снижению когнитивных функций у детей. Цель исследования — изучение влияния аллергенспецифической иммунотерапии на когнитивные функции у детей с поллинозом и зависимости динамики когнитивных функций от повторных курсов АСИТ. Пациенты и методы. С помощью психофизиологического компьютерного комплекса «Психомат» определено состояние когнитивных функций у 97 школьников с поллинозом в возрасте 8-17 лет в сравнении со здоровыми сверстниками. Результаты. У большинства детей, страдающих поллинозом, даже в период ремиссии отмечалось снижение показателей когнитивной деятельности. Сопутствующий персистирующий аллергический ринит усугублял снижение показателей когнитивных функций. Заключение. Доказан положительный эффект аллергенспецифической иммунотерапии: достоверно улучшаются когнитивные функции у детей с поллинозом, при повторных курсах данный эффект усиливается. Ключевые слова: поллиноз, аллергический ринит, когнитивные функции, аллергенспецифическая иммунотерапия, компьютерный психофизиологический комплекс «Психомат», когнитивная деятельность.

(Педиатрическая фармакология. 2014; 11 (2): 6-12)

6

В последние годы во всем мире отмечается устойчивый рост распространенности аллергических заболеваний у детей. По литературным данным, различными формами аллергопатологии страдает более 25% детей [1-3].

Одним из наиболее частых симптомов аллергии является аллергический ринит, обусловленный пыльцевой сенсибилизацией (поллиноз). В основе его клинических проявлений лежит аллергическое воспаление, воз-

O.I. Muradova1, L.S. Namazova-Baranova1,2 3, G.A. Karkashadze1, O.I. Maslova1, R.M. Torshkhoeva1, A.Y. Tomilova1, 2, A.A. Alexeeva1, 2, T.V. Turti1, E.A. Vishnyova1, T.A. Konstantinidi1

1 Scientific Center of Children's Health, Moscow, Russian Federation

2 Sechenov First Moscow State Medical University, Russian Federation

3 Pirogov Russian National Medical Research University, Moscow

Effect of Allergen-Specific Immunotherapy Courses on Cognitive Activity in Children with Pollinosis

Relevance. Allergic pathology, particularly, pollinosis, may reduce cognitive functions in children. Objective: study effect of allergen-specific immunotherapy on cognitive functions in children with pollinosis and relation of cognitive functions dynamics to repeated ASIT courses. Patients and methods. We determined condition of cognitive functions in 97 children of 8-17 years of age with pollinosis in comparison with their healthy peers using a psychophysiological computer complex "Psychomath". Results. We revealed reduction in cognitive activity parameters in most children with pollinosis during remission. Concurrent persisting allergic rhinitis aggravated reducing in cognitive functions parameters. Conclusion. We confirmed positive effect of allergen-specific immunotherapy: cognitive functions improve significantly in children with pollinosis; the effect becomes more pronounced after repeated courses. Key words: pollinosis, allergic rhinitis, cognitive functions, allergen-specific immunotherapy, psychophysiological computer complex "Psychomath", cognitive activity.

(Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2014; 11 (2): 6-12)

никающее в ответ на воздействие пыльцевых аллергенов. Заболевание широко распространено в большинстве стран мира, а в России им страдает до 10-25% населения [2]. Клинические проявления поллиноза обусловлены воспалительными изменениями слизистой оболочки, прежде всего дыхательных путей и конъюнктивы глаз. Наиболее часто поллиноз проявляется аллергическим ринитом (95-98%) и конъюнктивитом (91-95%) [3].

Выявление и изучение когнитивных нарушений при различных аллергических болезнях у детей — одно из перспективных направлений современной науки [4-6]. Несмотря на это, имеются лишь единичные исследования, описывающие состояние когнитивной деятельности при данной патологии у детей. В ранее проведенном исследовании обнаружено, что при бронхиальной астме и дермореспираторном синдроме среднетяжелого и тяжелого течения в периоде ремиссии у детей школьного возраста когнитивные функции не нарушаются [7]. Однако, при других аллергических болезнях был выявлен дефицит когнитивной деятельности. Например, проведенное в нашем Центре исследование продемонстрировало, что 95,3% подростков, длительно страдающих персистирую-щим аллергическим ринитом с круглогодичными проявлениями (среднетяжелого и тяжелого течения), имеют нарушения познавательных функций, а адекватная терапия интраназальными стероидами приводит к достоверному улучшению показателей когнитивных функций [6, 8].

Не боясь ошибиться, можно предположить, что поллиноз также влияет на когнитивную деятельность мозга, так как персистирующий аллергический ринит и ринит в рамках поллиноза имеют схожие звенья патогенеза [3, 9]. Нарушение когнитивной деятельности при аллергическом рините может влиять на успеваемость в школе и приводить к социальной дезадаптации [10].

В дополнение к устранению причинно-значимого аллергена и образованию пациента и его семьи, существует три основных направления фармакотерапии поллиноза: терапия обострения, проведение противорецидивного лечения с помощью лекарственных средств быстрого действия и аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ). Необходимо отметить, что АСИТ — единственный метод патогенетического лечения аллергических болезней, воздействующий на все патогенетические звенья аллергического воспаления, изменяющий сам характер реагирования организма на аллерген [3, 8, 11, 12]. Под воздействием АСИТ происходит изменение соотношения Т клеток в сторону активации Т хелперов 1-го типа и угнетения Т хелперов 2-го типа, подавление продукции интерлейкина 4, увеличение продукции ^ 12 и интерферона 7, увеличение концентрации противовоспалительного цитокина ^ 10 и в конечном итоге снижение синтеза иммуноглобулина Е.

АСИТ назначается детям с ^Е-обусловленными аллергическими болезнями в периоде их ремиссии, при выявлении причинно-значимого аллергена и высокой степени сенсибилизации с постепенным увеличением дозы вводимого качественного аллергенного препарата [3, 13].

Аллергенспецифическая иммунотерапия индуцирует клиническую и иммунологическую толерантность, продолжительную эффективность, может предотвращать

прогрессирование аллергических болезней, а также оказывать влияние на качество жизни пациента. Важным преимуществом АСИТ является профилактический эффект: своевременно начатое и последовательно проводимое лечение предупреждает формирование бронхиальной астмы у больных аллергическим ринитом.

Благоприятное влияние АСИТ на течение аллергических заболеваний у детей обусловливается изменениями в иммунной системе. При проведении АСИТ определенные изменения претерпевает и продукция общего и специфических IgE. Стоит отметить, что при продолжительном (в течение нескольких лет) лечении у детей наблюдается сужение спектра и снижение порога чувствительности к аллергенам, к которым ранее выявлялась повышенная сенсибилизация [14].

Значимость проблемы объясняется не только широкой распространенностью поллиноза, но и прогрессирующим ростом заболеваемости. Создание новых препаратов, использование современных высокоочищенных аллергенов для проведения АСИТ расширяют возможности эффективного лечения и профилактики аллергических заболеваний, в том числе и поллиноза.

Таким образом, аллергенспецифическая иммунотерапия — единственный пример противоаллергического лечения, наделенного длительным профилактическим эффектом после завершения курса. Ни одно фармакологическое лекарственное средство не обладает таким комплексным и продолжительным действием. Учитывая, что у детей с поллинозом нарушена когнитивная деятельность, авторский коллектив поставил перед собой вопрос: способна ли АСИТ каким-либо образом воздействовать на измененные когнитивные функции [15]?

Цель исследования — изучение влияния аллерген-специфической иммунотерапии на когнитивные функции у детей с поллинозом и зависимости динамики когнитивных функций от повторных курсов АСИТ

Для этого были определены количественные параметры когнитивной деятельности у детей с различной сопутствующей аллергической патологией и на разных этапах проведения АСИТ в периоде ремиссии поллиноза.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

В исследовании участвовало 338 детей в возрасте от 8 до 17 лет: 241 психосоматически здоровый ребенок (группа сравнения, I); 97 детей с поллинозом, разделенные на 2 группы — получавших ранее АСИТ (группа III) и не получавших ранее АСИТ (группа II). Каждая группа детей с поллинозом была обследована дважды: до и после проведения курса аллергенспецифической иммунотерапии (рис. 1).

Дизайн исследования

Критерии включения в данное исследование были следующие:

• для группы I — возраст от 8 до 17 лет, удовлетворительное и выше удовлетворительного усвоение учебной программы средней школы по данным педагогических характеристик, отсутствие хронических соматических болезней;

и и

и о

CN

О

о

sc <

s

Q.

<

в К

о

ш т

S Q.

S

Ч ш

я ь

н

а

о

я

ь л а

а о

• для группы II — возраст от 8 до 17 лет, наличие поллиноза в периоде ремиссии, отсутствие проведенных курсов АСИТ до момента включения в исследование;

• для группы III — возраст от 8 до 17 лет, наличие поллиноза в периоде ремиссии, наличие проведенных ранее курсов АСИТ к моменту включения в исследование.

Критерии исключения для всех групп были одинаковыми — отсутствие мотивации к выполнению заданий во время исследования когнитивной деятельности.

Средний возраст участников составил 11 лет; девочек было 38 (39,2%), мальчиков 59 (60,8%). В группах II и III поллиноз проявлялся в форме аллергического ринита, реже к нему присоединялся конъюнктивит (36%). К III группе были отнесены пациенты, ранее получавшие АСИТ (один или два курса).

Рис. 2. Комплекс КПФК-99 «Психомат»

Примечание. Пояснения к устройству комплекса (А, B, C) приведены в тексте.

В нашем исследовании для количественной оценки когнитивной деятельности детей использовали компьютерный психофизиологический комплекс «Психомат» (КПФК-99 Психомат, ООО «Медпроект-Вита», Москва; рис. 2).

Обследование с помощью КПФК-99 «Психомат» состоит из следующих этапов:

1) компьютеризированное предъявление заданий с подачей визуальных и слуховых сигналов различной модальности через экран монитора (рис. 2 А) и специальный пульт (рис. 2 В);

2) ответы обследуемого с помощью нажатия щупом на сенсорные кнопки пульта (рис. 2 С);

3) регистрация компьютерной программой ответов обследуемого;

4) компьютеризированный подсчет и обработка результатов. Эти процедуры обеспечивают стандартизацию и объективизацию обследования с максимальным ограничением влияния человеческого фактора в лице исследователя на результаты обследования [16, 17]. В комплексе представлено большое количество

методик исследований различных когнитивных функций. В данном исследовании по изучению когнитивной деятельности был выбран набор наиболее оптимальных методик из 6 заданий.

1. Простая сенсомоторная реакция: предельно быстрый двигательный ответ на простой световой сигнал.

2. Проба на статическую координацию: обследуемый должен удерживать металлический наконечник в подсвеченном тестовом отверстии, не касаясь его стенок и дна.

3. Проба на динамическую координацию: обследуемый должен провести металлический наконечник через узкий канал в виде ломаной прямой, не касаясь его стенок и дна.

4. Корректурная проба с кольцами Ландольта предназначена для исследования внимания и зрительного восприятия пространства.

8

5. «Мнемотест» предназначен для оценки зрительно-образной и зрительно-пространственной памяти.

6. «Бинатест» в режиме управляемого выбора: обследуемый старается угадать последовательность нажатия левой и правой кнопки пульта, которую ему предлагает программа; оценивается способность элементарного анализа.

Статистический анализ

Статистическая обработка результатов проводилась программой В1оБ1а11з11сз.

Достоверность различий между значениями в подгруппах 11-до и 11-после, Ш-до и Ш-после рассчитана методом парного критерия Стьюдента, при

анализе различных вариантов сопутствующей аллергической патологии пользовались критерием Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования нами были получены параметры когнитивной деятельности (КД) психически и физически здоровых школьников (группа I; табл. 1, 2).

Гендерный анализ не выявил достоверных различий КД между мальчиками и девочками. В дальнейшем показатели КД мальчиков и девочек были объединены и использованы как контрольные нормативы.

Таблица 1. Показатели когнитивной деятельности детей группы I в возрасте от 8 до 11 лет

Методика Параметры методики 8 лет (п = 22) 9 лет (п = 22) 10 лет (п = 22) 11 лет (п = 26)

Простая сенсомоторная реакция Среднее моторное время, миллисекунды (мс) 298,7 ± 32,57 238,7 ± 38,3 224,2 ± 50,8 212 ± 25

Среднее латентное время, мс 287,65 ± 17,5 288,06 ± 22,3 287,8 ± 52,92 279 ± 211

Статическая координация Частота касаний, Гц 0,68 ± 0,17 0,64 ± 0,35 0,62 ± 0,95 0,50 ± 0,20

Динамическая координация Интегральное значение, % 30,174 ± 6,14 30,14 ± 4,67 29,58 ± 13,16 30,18 ± 7,49

Корректурная проба с кольцами Ландольта Количество ошибок 0,3 ± 0,25 0,33 ± 0,25 0,2 ± 0,55 0,17 ± 0,24

Бинатест (для детей старше 11 лет) Общий уровень ошибок, % - - - 13 ± 8

Мнемотест Среднее число правильных ответов на один световой образ, % 90,5 ± 8 88,5 ± 8,5 89 ± 5 94,6 ± 2,0

Таблица 2. Показатели когнитивной деятельности детей группы I в возрасте от 12 до 17 лет

Методика Параметры методики 12 лет (п = 27) 13 лет (п = 24) 14 лет (п = 25) 15 лет (п = 25) 16 лет (п = 23) 17 лет (п = 25)

Простая сенсомоторная реакция Среднее моторное время, мс 186 ± 21 188 ± 30 172 ± 23 150 ± 29 151 ± 33 140 ± 20

Среднее латентное время, мс 259 ± 19 260 ± 24 262 ± 19 250 ± 22 250 ± 27 240 ± 14

Статическая координация Частота касаний, Гц 0,54 ± 0,23 0,6 ± 0,3 0,6 ± 0,3 0,4 ± 0,3 0,2 ± 0,15 0,2 ± 0,15

Динамическая координация Интегральное значение, % 27,27 ± 5,8 27,15 ± 6,64 26,50 ± 4,9 24,73 ± 5,2 24,63 ± 8,76 23,95 ± 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корректурная проба с кольцами Ландольта Количество ошибок, % 0,18 ± 0,17 0,2 ± 0,2 0 0 0 0

Мнемотест Среднее число правильных ответов на один световой образ, % 97,4 ± 2 99 ± 2 98,6 ± 2 100 ± 2 100 ± 2 100 ± 2

Бинатест Общий уровень ошибок, % 11,6 ± 7 11 ± 6 10 ± 6 10 ± 5 8 ± 5 7 ± 4

9

Рис. 3. Частота снижения параметров когнитивной деятельности (КД) у детей с поллинозом (до лечения)

R J Н

га о ос

J

а О

Примечание. * — достоверные различия p < 0,05 между группами II-до и III-до до лечения.

Рис. 4. Частота снижения параметров когнитивной деятельности у детей с поллинозами II и III группы до и после проведения курса аллергенспецифической иммунотерапии (АСИТ)

%

80 60 40 20

Ранее не получали АСИТ 61,1** Ранее получали АСИТ

42,6*

18,6**

2,33*

Группа II Группа II Группа III Группа III до лечения после лечения до лечения после лечения

Примечание. * — достоверные различия р < 0,05 в группах 11-после и 111-после после лечения, ** — достоверные различия р < 0,05 в группах 11-до и 111-до до лечения.

Рис. 5. Процентное отношение среднего суммарного показателя когнитивной деятельности у групп детей с поллинозом к норме

Примечание. * — достоверные различия р < 0,05 в группе 11-до и 11-после после лечения, ** — достоверные различия р < 0,05 в группе 111-до и 111-после после лечения.

На втором этапе была изучена группа детей с поллинозом, которой проводилось общее аллергологическое обследование и исследование когнитивной деятельности (это дети из групп II и III до начала курса лечения); полученные показатели сравнили с контрольными нормативами. Когнитивная деятельность оценивалась показателями ниже нормативов группы контроля на 3 сигмы и как минимум по 2 из 6 предъявленных заданий (доверительный интервал).

Выявлено, что почти у 2/3 детей с поллинозом в периоде ремиссии, ранее не получавших АСИТ, когнитивная деятельность снижена (рис. 3). В отличие от II группы у детей с поллинозом, получавших ранее АСИТ, снижение параметров КД отмечалось в 3 раза реже (18,6% по сравнению с 61,1%, р < 0,05).

Третий этап заключался в исследовании когнитивной деятельности у детей с поллинозами после однократного курса лечения АСИТ и сравнении полученных показателей с показателями до лечения (рис. 4).

Исследование показало, что после проведения однократного курса АСИТ достоверно снижалось число детей с нарушением когнитивной деятельности. Выявлено, что проведение курса АСИТ улучшает параметры когнитивной деятельности пациентов как в группе впервые получавших АСИТ (II группа), так и в группе получавших АСИТ ранее (III группа).

Нами было проанализировано влияние АСИТ на когнитивную деятельность детей с поллинозом также и другим способом: путем расчета процентного отношения среднего суммарного (по 6 тестам) показателя КД больных с поллинозом к среднему суммарному (по 6 тестам) показателю КД детей из группы нормы (рис. 5).

Статистическая обработка показала, что курс лечения АСИТ достоверно улучшает параметры когнитивной деятельности в среднем на 10% (с 73,1 до 83,3%) у детей, ранее не получавших АСИТ (группа II), и на 12,4% у детей, уже получавших ранее АСИТ (группа III). Как представлено выше, параметры КД тех детей, которые получали ранее АСИТ и получили очередной курс лечения (группа Ш-после), то есть получили большее количество курсов, максимально приближены к нормативным, но все же ниже их (разница между этой группой и группой нормы достоверна).

В представленном исследовании мы также проанализировали связь между когнитивной деятельностью и наличием сопутствующих поллинозу аллергических заболеваний (рис. 6) — бронхиальной астмы, персисти-рующего аллергического ринита.

При поллинозе в период ремиссии без сопутствующей аллергической патологии снижение когнитивной деятельности отмечается у половины (51%) детей. Сопутствующая персистирующая бронхиальная астма в период ремиссии не изменяет число детей со сниженной КД. Данный факт может быть еще одним подтверждением отсутствия прямого влияния бронхиальной астмы на КД ребенка.

При поллинозе с круглогодичными проявлениями аллергического ринита у детей с поллинозом, КД достоверно снижается, число детей с дефицитом КД возрастает на 26%, что подтверждает данные о негатив-

10

0

Аллергия на пыльцу трав •

Таблетированный аллерген 4 с экстрактом 5-ти трав1

• Таблетированный аллерген для сублингвальной АСИТ

• Предсезонно-сезонный протокол

• Оптимально подобранная смесь 5-ти трав

• Безопасность и эффективность с первого курса лечения для взрослых и детей с 5-ти летнего возраста2,3

ИЗБРАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ОРАЛЕЙР®- экстракт аллергена из смеси пыльцы трав (ежа сборная, колосок душ истый обыкновенный, плевел многолетний, мятлик луговой, тимофеевка луговая) ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ: Повышенная чувствительность кодному из вспомогательных веществ (см. перечень вспомогательных веществ); Терапия бета-блокаторами; Неконтролируемая или тяжелая бронхиальная астма (объемфорсированнога выдоха менее 70 %);Тяжелые иммунодефициты и аутоиммунные заболевайия; Онкологические заболевайия; Воспалительные заболевания слизистой оболочки рта (эрозивно-язвенная форма красного плоского лишая, изъязвления, микозы); Наследственная непереносимость галактозы, лактаэная недостаточность Лаппа, нарушением всасывания глюкозы и галактозы. ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ; Умеренно выраженные местные реакци и (отек в ротовой полости илиощущение дискомфорта во рту) могут п роя влиться впервые три дня приема п репарата и п роходить самостоятел ьнобезизменениясхемылечения.Со стороны и мму н ной системы: ал лерги чес кие реа кци и. Со стороны ЦНС и периферической нервной системы: головная бол ь, голово кружение, изменен ие вкусовых ощущен ий, па рестезия. Со сторон ыорганазрения: конъюнкт вит, гиперемия. Со стороны органа слуха: зуд ушей, заложен ность уха. Со сторон ы дыхател ьной системы: раздражен ие в горле, затрудненное дыхан ие, отек, симптомы ри н ита, боль в горле, ка шель, удуш ье, дисфон ия. Со сторон ы желудоч но-кишечного тракта: зуд, отек, воспален ие, ощущен ие онемен ия.погал ы ван ие в ротовой полости, усилен ное сл юноотделен ие, сухость во рту, губ, вези кулезн ые высыпания во рту, на губах, глоссодиния, желудочно-кишечные расстройства, воспаление в желудочно-кишечном тракте. Со стороны кожи и подкожных тканей: отечность лица, зуд, крапивница, ангионевротический отек, экзема. Общие расстройства: усталость, чувство тревоги. Пациент должен сообщать лечащему врачу обо всех побочных эффектах. При появлении таких симптомов как отек в горле, затрудненное глотание или дыхание, изменение голоса следует прекратить прием препарата и немедленно обратиться к врачу. ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ И МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ: При хирургических операциях в полости рта (включая удаление зубов) следует прервать терапию до полного излечения (по крайне мере в течение 7 дней). В случае развития тяжелых аллергических реакциях врач может рекомендовать прием эпинефрина. Иммунотерапию можно проводить взрослым и детям с 5-летнего возраста. Перед назначением препарата, упомянутого в данном материале, пожалуйста, ознакомьтесь с полной инструкцией по применению, предоставляемой компанией-производителем. 1. Инструкция по медицинскому применению препарата ОРАЛЕЙР®. 2. Ежа сборная, колосок душистый обыкновенный, плевел многолетний, мятлик луговой, тимофеевка луговая.

3. Лечение необходимо начинать за 4 месяца до предполагаемого сезона цветения, продолжать в течение всего сезона пыления и прекращать с его окончанием. ^

0

5ТА11_Е1}СЕМЕ5

ООО Сталлержен Восток 125319, Москва, ул. Академика Ильюшина, 9 Тел.:+7 (499) 151 17 05

Рис. 6. Частота снижения когнитивной деятельности (КД) у детей с поллинозом в зависимости от типа сопутствующей аллергической патологии: группа II, ранее не получавшая аллергенспецифической иммунотерапии (АСИТ)

Примечание. * — достоверные различия р < 0,05 в группе II до лечения: поллиноз и поллиноз + круглогодичный (персистирующий) аллергический ринит (КАР), ® — достоверные различия р < 0,05 в группе II до лечения: поллиноз + бронхиальная астма (БА) и поллиноз + КАР + БА.

ном влиянии персистирующего аллергического ринита на когнитивные функции детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование выявило нарушения когнитивной деятельности при поллинозе в период ремиссии. Сопутствующая аллергическая патология в виде бронхиальной астмы в период ремиссии не оказывает выраженного воздействия на нарушение когнитивных функций, а присоединение круглогодичных проявлений персистирующего аллергического ринита в значительной степени ухудшает когнитивную деятельность детей. Важный для клиницистов вывод заключается в том, что специфическая патогенетическая терапия — АСИТ — улучшает параметры когнитивной деятельности маленьких пациентов, и параметры когнитивной деятельности тем выше, чем больше курсов АСИТ получил ребенок. Таким образом, расширяются наши представления о клинических эффектах АСИТ: можно говорить о дополнительном когнитивовосстанавливающем эффекте. Эти данные еще более акцентируют важность и значимость АСИТ, наращивая дополнительный аргумент к применению этого метода лечения у детей, страдающих поллинозом.

R J Н

га о ос

J

га

а о

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Torres-Borrego J., Molina-Teran A. B., Montes-Mendoza C. Prevalence and associated factors of allergic rhinitis and atopic dermatitis in children. Allergol Immunopathol. 2008; 36 (2): 90-100.

2. Ильина Н. И. Сезонный аллергический ринит. Consilium Medicum. 2002; 2: 4-7.

3. Намазова-Баранова Л. С. Аллергия у детей: от теории — к практике. М.: Союз педиатров России. 2010-2011. С. 539-667.

4. Каркашадзе Г. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011; 5 (8): 6-12.

5. Гогберашвили Т. Ю., Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С. и др. Нейропсихологические методы в педиатрии: возможности и перспективы применения. Педиатрическая фармакология. 2011; 6 (8): 83-87.

6. Томилова А. Ю., Намазова Л. С., Кузенкова Л. М. и др. Когнитивные функции и качество жизни у детей с аллергическим ринитом (пособие для врачей). Москва: ГУ НЦЗД РАМН. 2007. С. 25-55.

7. Намазова Л. С. Патогенетические основы дифференцированного лечения бронхиальной астмы у детей. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. Москва. 2000. С. 21-23.

8. Козлов В. С., Державина Л. Л., Крамной А. И. Клинико-функ-циональные параллели при лечении аллергического ринита мометазоном фуроатом. Вестник оториноларингологии. 2006; 2: 44-48.

9. Баранов А. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; 8: 26-33.

10. Мурадова О. И., Намазова-Баранова Л. С., Торшхоева Р. М., Каркашадзе Г. А., Ширяева О. А. Количественные нормативы

когнитивнои деятельности у здоровых россииских школьников в возрасте 8-17 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы «Психомат». Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (2): 89-98.

11. Hellings R W., Fokkens W. J. Allergic rhinitis and its impact on otorhinolaryngology. Allergy. 2006; 61 (6): 656-664.

12. Карпова Е. П., Соколова М. В. Ирригационная терапия аллергического ринита у детей. Вестник оториноларингологии. 2007; 5: 54-56.

13. Баранов А. А., Хаитов R М. Аллергология и иммунология. М.: Союз педиатров России. 2010. С. 246.

14. Торшхоева R. М., Намазова-Баранова Л. С., Мурадова О. И., Томилова А. Ю., Вознесенская Н. И. Аллергенспецифическая иммунотерапия у детей с поллинозом. Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (1): 155.

15. Мурадова О. И., Намазова-Баранова Л. С., Торшхоева R. М., Каркашадзе Г. А. Влияние поллиноза в период ремиссии на когнитивные функции ребенка. Вопросы диагностики в педиатрии. 2012; 4 (2): 48-50.

16. Маслова О. И., Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Каркашадзе Г. А., Мамедьяров А. М., Лазарев М. Л., Мурадова О. И., Константиниди Т. А. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (6): 72-78.

17. Maslova O. I., Goryunova A. V., Gur'eva M. B., Balkanskaya S. V., Dneprova L. I., Golovkina I. D. Use of computer-assisted testing systems for diagnosis of cognitive disorders in schoolchildren with attention deficit hyperactivity disorder. Biomedical Engineering. 2005; 39 (1): 6-11.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.