Научная статья на тему 'Влияние курса нейробиоуправления на хронобиологическую характеристику состояния студентов физкультурного вуза'

Влияние курса нейробиоуправления на хронобиологическую характеристику состояния студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таламова И. Г., Черапкина Л. П., Степочкина С. П.

Статья представляет собой краткий анализ результатов использования нейробиоуправления у студентов вуза. В ходе исследования выявлены изменения в хронобиологической оценке представлений человека о восприятии им времени в зависимости от способности управлять амплитудой альфа-ритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таламова И. Г., Черапкина Л. П., Степочкина С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the course of neuron-bio-control on the chronobiological characteristics of student's state in physical higher education institution

This article is a brief analysis of the results using a neuron-bio-control with the students of higher education institutions. We revealed changes in personal chronobiological perception of time depending on the controlability of amplitude of alfarhythm.

Текст научной работы на тему «Влияние курса нейробиоуправления на хронобиологическую характеристику состояния студентов физкультурного вуза»

УДК 612.822.3: 796 и. Г. ТАЛАМОВА

Л. П. ЧЕРАПКИНА С. П. СТЕПОЧКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ВЛИЯНИЕ КУРСА НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ НА ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Статья представляет собой краткий анализ результатов использования нейробиоуправления у студентов вуза. В ходе исследования выявлены изменения в хронобиологической оценке представлений человека о восприятии им времени в зависимости от способности управлять амплитудой альфа-ритма.

Введение. Нейробиоуправление заняло лидирующее место среди других методов, основанных на биологической обратной связи. Оно нашло широкое применение в клинической практике, образование и спорте. Нейробиоуправление, изменяя биоэлектрическую активность головного мозга, оказывает значительное влияние на функции организма человека, используя механизмы, еще не познанные и не имеющие однозначного объяснения.

Анализ литературы, посвященный использованию нейробиоуправления, выделил наибольший интерес к локальному альфа-стимулирующему тренингу. Данный вид нейробиоуправления является перспективным способом вмешательства в витальные функции, обеспечивая их оптимальное функционирование. Преобладание альфа-ритма соответствует состоянию спокойного бодрствования, позволяя восстановить нормальный нейродинамический баланс, благотворное влияние на психоэмоциональный статус [1, 5]. В основе этого процесса лежат изменения параметров ЭЭГ, происходящие в результате тренинга и приводящие к глубинной перестройке деятельности определенных структур мозга.

Изучение восприятия времени человеком весьма важно в жизни и спортивной практике, так как спортсмену приходится планировать во времени не только движение или серию движений, но и тактику поведения.

Основное внимание сегодня сосредоточено на изучении механизмов и анализе эффектов биоуправления. Исследования последних лет доказали, что отдельные лица обладают различной способностью к произвольной регуляции параметра электроэнцефа-лографической активности мозга.

Целью данного исследования явилось изучение хронобиологической оценки представлений человека о восприятии им времени при успешном и неуспешном курсе нейробиоуправления.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 105 студентов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Сеансы нейробиоуправления проводились по методике, предложенной В. Г. Тристаном,

О. В. Погадаевой [6]. После каждого сеанса студент получал информацию об успешности тренинга и мог оценить свои способности к саморегулированию биоэлектрической активности головного мозга. Контрольная группа состояла из студентов, не проходивших курс нейробиоуправления.

Комплексное хронобиологическое тестирование проводилось дважды — до и после курса. Использовались следующие тесты: «Индивидуальная минута» и «Полярный профиль времени». Полученные значения статистически обрабатывались с помощью пакетов программ Microsoft EXCEL 2000.

Полученные результаты. В соответствии с предложенной методикой И. А. Святогор [2] все исследуемые были разделены на четыре экспериментальные группы. Успешным сеанс считался в том случае, если интенсивность альфа-ритма увеличивалась не менее чем на 15 % по сравнению с исходным. В зависимости от количества успешных сессий были выделены лица с высокоуспешным (более 60 % и выше успешных циклов обучения) — ЭГ1, со среднеуспешным (40 — 60 % успешных циклов) — ЭГ2 и низкоуспешным биоуправлением (менее 40 % успешных сессий) — ЭГ3. В четвертую экспериментальную группу вошли студенты, прервавшие тренинг.

Восприятие времени выступает в качестве интегральной характеристики всей психической деятельности.

Изучение средних показателей величин длительности индивидуальной минуты показало, что до начала курса у всех обследуемых экспериментальных групп наблюдалась «укороченная ИМ» — 57,1±0,61 с. Возможно, это может быть показателем неблагоприятного эмоционального состояния. В работе Т. В. Са-мохиной с соавторами [4] были представлены данные о том, что «короткая ИМ» может свидетельствовать об ускоренном течении индивидуального времени, а при значительном уменьшении «ИМ» могут встречаться суицидальные попытки. После прохождения курса ЭЭГ-БОС тренинга произошло статистически значимое увеличение «ИМ» — 60,3±0,66 с. По данным О.В. Погадаевой [3], увеличение длительности «ИМ» является благоприятным прогностическим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

Длительность индив ндуальнои минута в жспсрнмсетольв!х и впнтролкпм группах, г, М±в

Время Экспериментальные группы Итого КГ

1 г 3 4

До 'фС1 1И1 и*] 57,2±0,45 5 5,7 ±0,47 5 7, В ±0,33 57,1 ±0,63 57,1 ±0,61 57,1 ±0,53

После тре! 1И1 МУ] 61,7 ±0,51 1 - 4,КГ 60,2 ±0,41 2 - КГ 61,5 ±0,44 3 - 4‘ 53,0 ±0,74 60,3 ±0,66 59,2^,53

р Л " * — Л -п ‘ —

Примечание:* - Р<0,05, д.- до курса, п.- после курса

Таблица 2

Сятпшш значимые различия между стандартными факторами ■ жгпгримплплыюа и контрольной группах (тест «Полярный профиль времени»)

Эксперименталывн группа

Времена до тренинга Времена после тренинга

Прошедшее Настоящее Будущее Прошедшее Настоящее Будущее

Ощ. - Стр. Лит.-Стр. Вел,Эм. Вел.-Акт. Эн В ел.-Стр. вел.-ощ. ^ Эм.-Стр. Эм. -Ощ. Эм.-Стр. Стр"°Щ- Ощ.-Стр. Акт. -Счр. Акт.- Ощ. Акт.-Стр. В ел-Стр. Вел.-Акт. Эм.-Стр. Эм.-Ощ. Ощ.-Вел. Вел-Ощ. Вел.-Акт. Вел.- Стр. Эм. -Ощ. Эм.-Акт. Эм.-Стр

Ко11тро Первое тестирование льная группа Повторное тестирование

Прошедшее Настоящее Будущее Прошедшее Настоящее Будущее

— Ощ.-Вел. Ощ.-Акт. Стр.-Эм. Ощ.-Стр. Стр.-Вел. Э м. -О щ. Э м. -Акт. Стр.-В ел. — Ощ.-Вел. Ощ.-Акт. Ощ.-Стр. Эм.-Ощ. Стр.-Вел. Стр.-Акт Ощ.-Эм. Эм. -Вел. Эм.-Акт. Эм.-Стр.

Примечание: Акт. — активность, Ощ. — ощущаемость, Эм. — эмоциональность, Вел — величина, Стр. — структурность.

признаком успешности локального альфа-стимули-рующего тренинга и служит предиктором эффективности. В контрольной группе величина «ИМ» при повторной регистрации не изменилась.

Следует обратить внимание на увеличение длительности «ИМ» во всех группах на разную величину (табл. 1). В первой экспериментальной группе она составила — 4,5 с, во второй — 3,5 с, в третьей — 3,7 с, в четвертой — 1,9 с. В четвертой экспериментальной и контрольной группах величина «ИМ» приблизилась к астрономической минуте.

Таким образом, после полного курса сессий нейробиоуправления происходит «удлинение» ИМ, что следует связывать со способностью произвольно регулировать альфа-ритм. Данные результаты свидетельствуют об изменении субъективной оценки времени из-за динамики биоэлектрической активности головного мозга в течение успешных сессий.

Тест «Полярный профиль времени» помогает оценить динамику представлений о восприятии времени в прошедшем, настоящем и будущем временах. До курса тренинга студенты экспериментальных групп дифференцировали свои представления об интуитивном восприятии времени во всех временах (табл. 2). Наибольшее количество статистически значимых различий между стандартными факторами было вы-

явлено в интуитивном восприятии настоящего времени. После курса число различий между стандартными факторами в целом увеличилось. Более дифференцированно стали восприниматься настоящее время (вместо 6 различий стало 7) и будущее время (вместо 5 различий стало 6). Число различий прошедшего времени не изменилось. В контрольной группе после повторного тестирования число различий увеличилось на два.

До курса у всех студентов экспериментальной группы в прошедшем времени преобладал фактор «ощущаемость» — время рассматривалось как близкое, реальное, общее, ощущаемое, открытое; в настоящем времени фактор «величина» — объемное, широкое, глубокое, большое, бесконечное и в будущем времени фактор «эмоциональность» — радостное, яркое, цветное, светлое, спокойное. После курса в прошедшем времени стал преобладать фактор «активность» — стремительное, плотное, активное, напряженное, изменчивое, в настоящем времени — остался фактор «величина», в будущем времени фактор «эмоциональность» и «величина». У студентов контрольной группы при первом исследовании в прошедшем времени преобладал фактор «эмоциональность», в настоящем — «активность», в будущем — «структурность», которое описывает время как по-

Стетвствчеши з

ічамнс разлачи между сгавдартнымафакторамв ощини аредпиленві о восприятии времеві в экаервметпльвнх группах

Группа

Времена до тренинга

Прошедшее

Настоящее Будущее

Времена п осле тренинга

Прошедшее

Настоящее Будущее

ЭГ1

ЭГ2

Вел.-Ощ. Эм.- Ощ. Акт.-Ощ. Стр.- Эм.

Вел.-Ощ.

Эм.-Ощ.

Эм,-Акт. Эм.-Стр.

Эм.-Стр.

Акт.-Стр.

Стр.-Ощ.

Эм.-Ощ.

Вел.-Ощ. Эм.-Ощ.

Эм.-Ощ. Вел.-Ощ.

Акт.-Ощ. Эм.-Акт.

Стр.-Акт. Вел.-Стр.

Стр.-Эм. Эм.-Стр.

Стр.-В ел.

Вел.-Ощ. Ощ. -В ЕЛ.

Вел.-Стр.

Акт.-Ощ.

Эм.-Ощ.

ЭГЗ

Вел.-Ощ. В ел.-Стр. Акт.-Ощ. Эм.-Ощ.

Эм.-Стр.

Акт.-Стр. Вел.-Акт.

Вел.-Ощ. Вел.-Стр. Акт.-Ощ.

Эм.-Стр. Эм.-Ощ.

ЭГ 4

Ощ.-Вел.

Ощ.-Стр.

Эм.-Стр.

Эм.-Стр.

Стр.-Ощ.

Вел.-Стр.

Примечание: Акт. — активность, Ощ.—ощущаемоегь, Эм. -Вел.— величина, Стр. — структурность.

-эм оци ональн ость,

і «Полярный проф ■ львов группах

Группа Времена до тренинга Времена п осле тренинга

Прошедшее Настоящее Будущее Прошедшее Настоящее Будущее

ЭГ1 Ощ. Вел. Эм. Акт. Вел. Эм.

ЭГ2 Ощ. Вел. Эм. Ощ. Вел. Эм., Вел.

ЭГ.Э Акт, Ощ. Вел. Эм. Акт. Вел. Эм.

ЭГ4 Ощ. Эм. Эм. Ощ. Эм. Вел.

КГ Эм. Акт. Стр. Эм. Вел. Стр.

Примечание: Акт. — активность, Ощ.— ощущаемостъ,

Эм. — эмоциональность, Вел.— величина, Стр. —структурность.

нятное, замкнутое, неделимое, ритмичное и непрерывное. После повторного тестирования в прошедшем времени преобладал фактор «эмоциональность», в настоящем — «величина» и в будущем — «структурность». До курса в первой, второй, третьей экспериментальных группах студенты не дифференцировали стандартные факторы в прошедшем времени, за исключением четвертой экспериментальной группы. Во всех экспериментальных группах были выявлены различия факторов в настоящем времени, с наибольшим количеством различий в первой и третьей экспериментальных группах. Будущее время наиболее хорошо дифференцировали студенты первой экспериментальной группы (табл. 3).

После курса прослеживается зависимость между числом различий стандартных факторов и успешностью тренинга. Так, в первой группе вместо 6 различий стало 12, в том числе в прошедшем — 1, настоящем — 6 и в будущем — 7 различий. Во второй экспериментальной группе увеличилось число различий в прошедшем, настоящем и будущем временах (с 3 до 7 различий). В третьей экспериментальной группе изменений практически не произошло. Студенты, отказавшиеся от прохождения курса нейробиоуправления, не дифференцировали стандартные факторы в настоящем времени, с уменьшением общего числа различий. Во всех экспериментальных группах появились различия в прошедшем времени.

Таким образом, число различий между стандартными факторами увеличилось в группах, прошедших полный курс ЭЭГ-БОС тренинга.

В каждой экспериментальной группе до курса имелись тенденции преобладания различных стандартных факторов за исключением фактора «структурность», который описывает время как понятное, замкнутое, неделимое, ритмичное и непрерывное (табл. 4). После курса преобладали такие факторы, как «активность» и «ощущаемость» в прошедшем времени, фактор «величина» — в настоящем времени, фактор «эмоциональность» — в будущем времени. Фактор «структурность» отсутствовал. В контрольной группе студенты не дифференцировали время по фактору «ощущаемость».

Каждый стандартный фактор имел наибольшую величину в разных экспериментальных группах, что свидетельствует о различной степени их выраженности. До проведения курса наиболее высокие значения стандартных факторов были в третьей и четвертой экспериментальных группах (в прошедшем времени по фактору «ощущаемость», в настоящем и будущем времени по фактору «эмоциональность»). После тренинга сохранилась данная тенденция преобладания в третьей и четвертой экспериментальных групп ах, но уже с включением первой экспериментальной группы в настоящем и будущем времени по факторам «величина» и «эмоциональность».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008

Выводы и практические рекомендации. При содержательном анализе хронобиологической оценки восприятия времени обращают на себя внимание межгрупповые различия. Статистически значимые различия между величиной «ИМ» наблюдаются у студентов, прошедших полный и неполный курсы нейробиоуправления. Курс альфа-тренинга улучшает количество дифференцируемых факторов с зависимостью между числом различий и успешностью тренинга. В высокоуспешной группе количество факторов увеличивается на шесть, в среднеуспешной — на четыре. Студенты, отказавшиеся от прохождения курса нейробиоуправления, не дифференцировали стандартные факторы в настоящем времени, с уменьшением общего числа различий.

Полученные данные свидетельствуют об изменении представлений человека о восприятии времени после прохождения курса нейробиоуправления.

Библиографический список

1. Кузнецова Л.А., Малкова Н.А., Шубина О.С. Коррекция психоэмоциональных нарушений у больных рассеянным склерозом // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы VII Всероссийской научной конференции 25 — 26 мая 2005 года. — Москва: ИМББ СО РАМН, РГУФК, 2005. - С. 15 - 18.

2. Оценка эффективности и успешности метода биологически обратной связи в управлении потенциалами мозга / И.А.Свя-

тогор, И.А.Моховикова, С.С.Бекшаев, Т.А.Фролова // Биологически обратная связь. 2000. №1. С.8-11.

3. Погадаева О.В. Предикторы эффективности использования альфа-стимулирующего тренинга в спортивной тренировке / О.В. Погадаева. — Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. — Томск, 2001. — 19 с.

4. Самохина Т.В., Методы изучения психического времени как показателя адаптации адаптационные возможности человека в условиях больших городов / Т.В. Самохина, О.Н. Кузнецов, Н.И. Моисеева. — Л.: Зоолог. Ин-т АН СССР, 1988. — С. 64 — 66.

5. Тристан В.Г. Эффекты и физиологические механизмы в спорте // XIX Съезд физиолог. общества им. И.П. Павлова: Тезисы докладов. — Екатеринбург, 2004. — С. 33 — 39.

6.Тристан В.Г., Погадаева О.В. Нейробиоуправление в спорте. — Омск: Издательство СибГАФК, 2001. — 136 с.

ТАЛАМОВА Ирина Геннадьевна, кандидат биологических наук, и.о. доцента, заведующая кафедрой анатомии и физиологии.

ЧЕРАПКИНА Лариса Петровна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая учебной частью кафедры анатомии и физиологии.

СТЕПОЧКИНА Светлана Петровна, аспирант кафедры анатомии и физиологии.

Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.

© И. Г. Таламова, Л. П. Черапкина, С. П. Степочкина

УДК 612.822.3 : 796 т. Ю. СТРИЖКОВА

Л. П. ЧЕРАПКИНА О. Ю. СТРИЖКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМИ ВИДАМИ СПОРТА__________________________

Современный высокий уровень спортивных достижений требует разработки и применения новых методик подготовки спортсменов. Одной из них является нейробиоуправление. Внедрение данной методики в тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, доказало свою эффективность. После курса нейробиоуправления, направленного на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, у спортсменок наблюдалось улучшение мышечного восприятия, моторной памяти и координации движений.

Спорт, как известно, является специфическим плацдармом для изучения резервных возможностей организма.

В этом плане методология биоуправления представляет собой интеграцию психических и физиологических свойств организма, что в конечном итоге

может привести к новым, сейчас кажущимся невероятными, достижениям [1].

Проблема саморегуляции функций организма является одной из ключевых в многолетнем процессе подготовки спортсмена, частичное ее решение возможно при использовании курсов нейробиоуправ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.