Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / FOSTERING A CULTURE OF SAFE BEHAVIOR / WORKING YOUTH / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Анастасия Владимировна, Черняк Елена Федоровна

Статья посвящена проблеме обращения к культурно-историческому наследию как важному фактору воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи. Актуальная задача обогатить процесс воспитания знаниями, традициями, духовными и материальными ценностями, накопленными многими поколениями и связанными с обеспечением безопасности. Анализируя взгляды ученых на проблему безопасного поведения, авторы приходят к выводу, что поиск безопасности заключается в соблюдении соответствующих правил и норм поведения, передающих определенный смысл для общества, а культура безопасного поведения рабочей молодежи должна стать нормой общества. Использование культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения создает эмоциональную связь с традициями и историей, что укрепляет приверженность рабочей молодежи к безопасному поведению. Авторами приведены примеры использования культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения рабочей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE ON THE EDUCATION OF A CULTURE OF SAFE BEHAVIOR OF WORKING YOUTH

The article is devoted to the problem of addressing cultural and historical heritage, which has an important factor in fostering a culture of safe behavior among working youth. The urgent task is to enrich the process of education with knowledge, traditions, spiritual and material values accumulated over many generations and related to security. Analyzing the views of scientists on the problem of safe behavior, the author concludes that the search for safety consists in observing a number of rules of behavior that carry a certain meaning and role for society, and the culture of safe behavior of working youth should become the norm of society. Using cultural and historical heritage in fostering a culture of safe behavior create an emotional connection with traditions and history, which strengthens the understanding and commitment of working youth to safe behavior.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ»

7. Suddendorf T. Mental time travel and the evolution of the human mind / T.Suddendorf, M.S. Corballis // Genetic Social and General Psychology Monographs. 1997. Vol. 123, № 2. P. 133-167.

8. Trommsdorff G. Future orientation and socialization // International Journal of Psychology. 1983. Vol. 18, № 1-4. P. 381-406. D01:10.1080/00207598308247489.

УДК 378

A.B. Григорьева, Е.Ф. Черняк

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОЧЕЙ М ОЛОДЕЖИ

Статья посвящена проблеме обращения к культурно-историческому наследию как важному фактору воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи. Актуальная задача - обогатить процесс воспитания знаниями, традициями, духовными и материальными ценностями, накопленными многими поколениями и связанными с обеспечением безопасности. Анализируя взгляды ученых на проблему безопасного поведения, авторы приходят к выводу, что поиск безопасности заключается в соблюдении соответствующих правил и норм поведения, передающих определенный смысл для общества, а культура безопасного поведения рабочей молодежи должна стать нормой общества. Использование культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения создает эмоциональную связь с традициями и историей, что укрепляет приверженность рабочей молодежи к безопасному поведению. Авторами приведены примеры использования культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения рабочей молодежи.

Ключевые слова: воспитание культуры безопасного поведения, рабочая молодежь, культурно-историческое наследие

Для цитирования: Григорьева А.В., Черняк Е. Ф. Влияние культурно-исторического наследия на воспитание культуры безопасного поведения рабочей молодежи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.117-121.

Anastasla V. Grlgorleva, Elena F. Chernyak THE INFLUENCE OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE ON THE EDUCATION OF A CULTURE OF SAFE BEHAVIOR OF WORKING YOUTH

The article is devoted to the problem of addressing cultural and historical heritage, which has an important factor in fostering a culture of safe behavior among working youth. The urgent task is to enrich the process of education with knowledge, traditions, spiritual and material values accumulated over many generations and related to security. Analyzing the views of scientists on the problem of safe behavior, the author concludes that the search for safety consists in observing a number of rules of behavior that carry a certain meaning and role for society, and the culture of safe behavior of working youth should become the norm of society. Using cultural and historical heritage in fostering a culture of safe behavior create an emotional connection with traditions and history, which strengthens the understanding and commitment of working youth to safe behavior.

Key words: fostering a culture of safe behavior, working youth, cultural and historical heritage

For citation: Grigorieva A.V., Chernyak E.F. The influence of cultural and historical heritage on the education of a culture of safe behavior of working youth // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.117-121.

Введение

В основе культурного и исторического наследия лежат потребности общества в безопасности как важнейшая целевая установка, обеспечивающая выживание данного общества. Актуальность данной работы обусловлена интересом социума к процессу воспитания культуры безопасного поведения на основе использования культурного и исторического наследия, что позволяет обогатить процесс воспитания знаниями, традициями, духовными и материальными ценностями, накопленными многими поколениями и связанными с обеспечением безопасности. Целью исследования является выявление элементов культурно-исторического наследия, влияющих на мотивацию безопасного поведения. Актуальной задачей является возможность решения проблемы формирования навыков стабильного безопасного поведения посред-

ством внедрения в процесс воспитания рабочей молодежи культурно-исторического наследия угольной отрасли Кузбасса.

Материалы и методы

В работе был использован теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования (монографии, диссертационные исследования), а также материалы из архивов, библиотек и музеев, публикации в СМ И. Основными методами исследования послужили теоретические методы анализа и синтеза, обобщения. Главными эмпирическими методами стали методы измерения и сравнения.

Литературный обзор

Ю.С. Козыренко на основе анализа научных публикаций рассматривает содержание понятия «культура безопасности» с точки зрения определённых требований и принципов. Они выполняют регламентирующую функцию, которая воздействует на уровень мотивации

личности к обеспечению культуры безопасного поведения [3]. Этот уровень напрямую связан с возможными рисками, постановкой цели, выбором определенных ресурсов, необходимых для достижения целей, задач и вероятных итогов деятельности.

Определение понятию «культура» дают А.П. Асмолов, В.Л. Бенин, Н.П. Ващекин, Т.И. Пусева, И.В. М акарова, П.М . Якушева и др. Понятия «безопасность» и «жизнедеятельность» можно найти в научных работах В. С. Барулина, П. А. Кислякова, А.Б. Лисицына, О.И. Луниной, С. И. Петровой и др.

А.В. Зель определяет феномен «культуры безопасности» как состояние общественной организации личности, которое позволяет обеспечить определённый уровень её безопасности по ходу реализации профессиональной и иных видов деятельности [2, с. 265]. Важно отметить, что современное развитие общества и государства изменило не только потребительские стандарты молодежи, но и их менталитет, ценности и приоритеты.

Л.Н. Шаймарданова, Э.Ш. Шакирова в своем исследовании отмечают, что объекты природного и культурного наследия региона представляют уникальный материал, который может найти применение в образовательных целях и решении воспитательных задач. Ими выделены «ряд важных направлений этой деятельности: краеведение (как система дополнительного образования и общественной деятельности); музейная педагогика; туристская деятельность; проведение экскурсий; деятельность библиотек как многофункциональных культурно-просветительских центров; самодеятельность молодежных объединений и виртуальных сообществ; событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории (исторические реконструкции, ролевые молодежные игры с использованием объектов наследия); волонтерское молодежное движение по осуществлению мониторинга состояния объектов наследия, участию в их поддержании; деятельность молодежных поисковых отрядов; трансляция культурных стандартов, традиций и обычаев в семье». [5, с. 89]. Нельзя не согласиться с такой градацией направлений воспитательной деятельности.

Результаты

Приведем элементы влияния культурно-исторического наследия на воспитание куль-

туры безопасного поведения рабочей молодежи.

1. Формиробание гордости за профессию. Включение элементов культурного и исторического наследия шахтерской профессии в образовательную, социальную и профессиональную среду может помочь работающей молодежи почувствовать гордость за свою работу глубже узнать традиции, связанные с шахтой. Это создает позитивное восприятие профессии, что в свою очередь стимулирует соблюдение требований безопасности.

2. Исполъзобание профессиональных обыча-еб, ритуалоб, фольклора. Профессиональные обычаи и ритуалы могут быть интегрированы в обучение безопасности как средство передачи знаний и опыта. Например, проведение традиционных церемоний перед началом работы создает атмосферу внимания к безопасности и подчеркивает важность соблюдения требований безопасности.

Нельзя не отметить роль важных компонентов шахтерского фольклора - это пословицы и поговорки. В устной речи шахтеров они приобретают неповторимую самобытность и представляют важную составляющую воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи. "Поколение молодое проверяется в забое", «Шахтерский забой - фронт передовой», - гласят новые шахтёрские пословицы.

Элементами народной мифопоэтики можно считать поэтический шахтерский фольклор. Как народная мудрость воспринимаются строки А. Лядова «Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был» или слова из песни М . Матусовского «Такие сердца у шахтеров, шахтерский характер такой».

Фольклор возникает из быта, из профессиональной деятельности, общности под впечатлением непосредственных чувств и событий, в которых человек участвует. Вследствие этой точности и правдивости фольклор обладает исторической ценностью большей, чем любое индивидуальное произведение литературы или искусства, и в воспитании безопасного поведения воспринимается более естественно [6, с. 7-10].

3. В культурном наследии горного дела особое место занимают религиозные традиции и мифология.

Шахтеры имели твердую уверенность в том, что существует горный дух - Шубин. Он любил подшутить над шахтерами, имел не-

дюжинную силу, но был добр и щедр к трудолюбивым работникам. Особую неприязнь он испытывал к владельцам шахт и ленивым шахтерам, становился злым и мстительным [!]■

Существует предание о том, что раньше шахтеры носили на вахту клетку с канарейкой. Эта птица была очень чувствительна к газу метану и падала в обморок даже от небольшого содержания газа. Шахтеры, увидев птицу на дне клетки без движения, торопились из забоя выйти на свежий воздух. Сейчас вместо канареек используются переносные и стационарные газоанализаторы, сложные системы автоматического аэрогазового контроля [3, с.112-185].

ифы, легенды, сказы, пословицы, предания и поговорки, созданные с тех времен, когда только появилась шахтерская профессия, во многом являются результатом творчества самих горняков. Они сопровождают их на протяжении всей жизни и могут рассматриваться как средство воспитания работающей молодежи.

4. Исторические примеры и уроки, пробеде-ние тематических образобателъных экскурсий на мемориалы шахтерской слабы. Рассказы о прошлых событиях, связанных с безопасностью, авариями и несчастными случаями на шахте, могут служить примерами того, как определенные неправильные решения или игнорирование правил могут привести к трагическим последствиям. Эти истории могут быть использованы для формирования понимания важности безопасного отношения к труду.

Общественно значимым компонентом воспитания культуры безопасного поведения работающей молодежи может служить история шахтерского труда мемориального характера. Для нашего исследования актуальна книга авторов (Ю. С. Котляров, А. И. М арты-нов, А. М . Титова, Ю. В. Барабанов), в которой отмечалось, что «одним из первых памятников считается гипсовая скульптура шахтёра, опирающегося на отбойный молоток (автор неизвестен), которая стояла с 1949 г. в небольшом сквере г. Кемерово, и сквер назывался шахтёрским. Позже ее перенесли на территорию музея-заповедника Красная Горка. Похожая скульптура установлена в 1980 году в г. Кемерово на проспекте Шахтеров. Внешний вид шахтеров данных скульптур и их отбойный молоток соответствуют времени их уста-

новки. Памятник возле шахты им. С.М . Кирова посвящен самой шахте и рекордам ее горняков. Авторы монумента изобразили горняка практически в натуральную величину. В г. Ленинск-Кузнецком в 1953 году установлена скульптура «Шахтеры». На пьедестале мы видим три скульптуры в человеческий рост. В центре - скульптура мужчины-шахтера с отбойным молотком на плече. Справа от него -мужчины-шахтеры в шахтерской панаме и с отбойным молотком. Слева от центральной фигуры - скульптура женщины. Ко Дню шахтера 23 августа 1968 года был установлен памятник первооткрывателю кузнецкого угля ихайле Волкову (авт. Георгий Баранов). и-хайло Волков представлен в образе мудрого русского человека, возвышенно и торжественно прижимающего к груди камень, найденный им на Горелой горе» [4, с. 17-20].

Одной из печальных традиций, сложившихся в советское время, можно считать братские захоронения шахтеров, погибших в результате аварий. В 40-е годы ряд крупных аварий произошли на Кемеровском руднике. Более 100 погибших шахтеров были захоронены в братских могилах. На местах захоронения установлены памятники с фамилиями погибших шахтеров и датой аварии. К памятникам погибшим шахтерам приносят цветы ветераны, возле них проводят митинги как дань памяти и героизации подвига горняков Кузбасса.

И сейчас уважение к шахтерскому труду и понимание актуальности безопасного поведения у работающей молодежи Кузбасса продолжают выражаться посредством визуализации героического шахтерского образа. В 2016 году на территории разреза «Октябрин-ский» г. Киселевска был возведен монумент, на котором изображены трудовые будни женщин-шахтеров. Он стал единственным подобным в Кузбассе. С двух сторон на обелиске высечены имена 56 женщин, что погибли при работе на угольных предприятиях города за годы войны. Надпись на памятнике гласит: «Женщинам Киселёвска, героям угольного фронта» [7].

емориальные комплексы хранят память о различных событиях шахтерской истории Кузбасса, увековечивают в общественной памяти героические образы шахтеров и являются важной составляющей воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи современного Кузбасса.

Б.Сохранение традиций. Передача знаний и навыков через традиционные методы обучения, основанные на культурных и исторических особенностях, является эффективным способом обучения работающей молодежи безопасным практикам поведения. Педагогические технологии могут включать в себя использование народных сказаний, песен или ремесленных традиций для создания обучающих материалов.

Шахтерские песни, сказы, предания, частушки, пословицы и поговорки донесли до нас ценности шахтерской общности. Страдания, любовь, иногда выраженные мелодраматично, как, например, в знаменитой шахтёрской песне «Коногон», которая возникла более ста лет назад. Героизации труда шахтеров было посвящено немало музыкальных произведений, которые в полной мере отражали престиж и уникальность горняцкой профессии. Традиционно звучит на праздновании Дня шахтёра в Кузбассе песня «Спят курганы тёмные ...» (слова Б. Ласкина, музыка Н. Богословского), созданная в 1939 году для кинофильма «Большая жизнь».

В песне Владимира Высоцкого «Черное золото», написанной в 1970 году, делается акцент на шахтерскую дружбу и взаимовыручку. Эта песня оправданно имеет и другие варианты названия: "Шахтерский марш" и "Гимн шахтеров". Популярны в шахтерской среде песни «Шахтерская земля» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина), «Мы -шахтеры» (слова И. Шаферана, музыка П. Аедоницкого), «Шахтерский характер» (слова . М атусовского, музыка Я. Френкеля) и другие.

Кроме перечисленного, важное место в воспитании культуры безопасного труда рабочей молодежи занимают:

1. Организация праздников и

мероприятий, посвященных безопасному поведению;

2. Показ фильмов о шахтерском труде и быте как фактор социально-культурного влияния на работающую молодежь;

3. Чтение книг о шахтерах-угольщиках;

4. Топонимические традиции Кузбасса: название территорий и географических объектов давалось в контексте культурно-символической значимости и героизации труда шахтеров;

5. Геральдическая символика Кузбасса, непосредственно связанная с шахтерским трудом;

6. Разговорная речь шахтеров, которая помогает понять жизненные установки, принципы и ценности, особенности мировоззрения шахтеров Кузбасса.

Обсуждение

Приведенные в статье элементы влияния культурно-исторического наследия на воспитание культуры безопасного поведения рабочей молодежи развивают моральные и нравственные ценности сохранения собственного здоровья. Они помогают осознать важность соблюдения правил охраны труда и промышленной безопасности, способствуют формированию культуры безопасного труда как неотъемлемой части профессиональной деятельности, что является одним из факторов повышения эффективности управления производством.

Заключение

Педагогические технологии использования культурного и исторического наследия Кузбасса в воспитании культуры безопасного поведения создают эмоциональную связь с традициями и историей, что приводит к пониманию основ безопасного поведения у рабочей молодежи, формированию приверженности безопасности. Воспитание рабочей молодежи и приобщение их к культурно-историческому наследию является гарантом того, что культура безопасного поведения станет нормой общества.

Литература:

1. Гринько Н. К. Культурное наследие горного дела: мифология и религиозные традиции горняков / Н. К. Гринько, В. Д. Грунь, В. Г. Лунев // Горная промышленность. 2014. № 5. С. 88-91.

2. Зель А.В. Описание методологических подходов, используемых при формировании культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник науки.- 2023.- №12 (69), Т. 5, Ч. 1. С. 264 - 276. Режим доступа : https://www.вестник-науки.рф/агйс1е/12092 (дата обращения : 06.01.2024).

3. Золотые наши россыпи : русские легенды, бывальщины, сатирические сказки и рассказы на рудниках Салаира, на золотых приисках Кузнецкого Алатау и Мартайги // Родной мой край - земля Кузнецкая / [ред.-сост. В. М. Мазаев; оформ. В.П. Кравчука; ил. худож. В. Илиндеева]. Кемерово : Сибирский писатель, 2009. С. 224.

4. Козыренко Ю.С. Формирование культуры безопасности : теоретические и методологические аспекты // М олодой ученый. 2022. № 25 (420). С. 40-42.ТОЬ: https://moluch.ru/archive/420/93610/ (дата обращения : 03.01.2024).

5. Памятники Кузбасса / Ю. С. Котляров, А. И. Мартынов, А. М. Титова [и др.]; [ред. А. М. Титова]. Кемерово : Кн. изд-во, 1980. 191 с.

6. Руденский Е. Основы методики педагогического моделирования обрядового действия : метод. рекомендации культурно-просветительным работникам - организаторам обрядов в клубе. Кемерово, 1984. С. 36.

7. Сохарева О. Кузбасские шахтерки // Кузбасс : ежедневная областная газета : [сайт]. Режим доступа : http://kuzbass85.ru/2016/08/31/kuzbasskie-shahterki (дата обращения : 20.09.2023).

8. Шаймарданова Л.Н. Изучение культурного наследия как средство воспитания патриотизма / Л.Н. Шаймарданова, Э.Ш. Шакирова // Казан. вестн. молодых учёных. 2022. Т. 6, № 5. С. 88-100.

References:

1. Grin'ko N. К. Kul'turnoe nasledie gornogo dela: mifologija i religioznye tradicii gornjakov / N. K. Grin'ko, V. D. Grun', V. G. Lunev // Gornaja promyshlennost'. 2014. № 5. S. 88-91.

2. Zel' A.V. Opisanie metodologicheskih podhodov, ispol'zuemyh pri formirovanii kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti // Vestnik nauki. 2023. №12 (69), T. 5, Ch. 1. S. 264 - 276. Rezhim dostupa : https://www.vestnik-nauki.rf/article/12092 (data obrashhenija: 06.01.2024].

3. Zolotye nashi rossypi : russkie legendy, byval'shhiny, satiricheskie skazki i rasskazy na rudnikah Salaira, na zolotyh priiskah Kuzneckogo Alatau i Martajgi // Rodnoj moj kraj - zemlja Kuzneckaja / [red.-sost. V.M. Mazaev; oform. V.P. Kravchu-ka; il. hudozh. V. Ilindeeva]. Kemerovo : Sibirskij pisatel', 2009. S. 224.

4. Kozyrenko Ju. S. Formirovanie kul'tury bezopasnosti : teoreticheskie i metodologicheskie aspekty // Molodoj uchenyj. 2022. № 25 (420). S. 40-42. URL: https://moluch.ru/archive/420/93610/ (data obrashhenija : 03.01.2024].

5. Pamjatniki Kuzbassa / Ju. S. Kotljarov, A. I. Martynov, A. M. Titova [i dr.]; [red. A. M. Titova]. Kemerovo : Kn. izd-vo, 1980. 191s.

6. Rudenskij E. Osnovy metodiki pedagogicheskogo modelirovanija obrjadovogo dejstvija : metod. rekomendacii kul'turno-prosvetitel'nym rabotnikam organizatoram obrjadov v klube. Kemerovo, 1984. S. 36.

7. Sohareva O. Kuzbasskie shahterki // Kuzbass : ezhednevnaja oblastnaja gazeta : [sajt]. Rezhim dostupa : http://kuzbass85.ru/2016/08/31/kuzbasskie-shahterki (data obrashhenija : 20.09.2023].

8. Shajmardanova L. N. Izuchenie kul'turnogo nasledija kak sredstvo vospitanija patriotizma / L.N. Shajmardanova, Je.Sh. Shakirova // Kazan. vestn. molodyh uchjonyh. 2022. T. 6, № 5. S. 88-100.

УДК 371.384.4

И.А.Статкевич, М.А.Романовская, Г.А.Статкевич ЭТАПЫ ФОР МИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ОЛИ МПИАДНО МУ ПРОГРАМ МИРОВАНИЮ

Статья посвящена роли и месту отдела довузовского образования Университета Иннополис как базовой площадки для подготовки учащихся, проявляющих способности в области ИТ-технологий, а также анализу статистических данных результатов этой деятельности.

Ключевые слова: ИТ-технологии, учебно-тренировочные сборы университета Иннополис, образовательные модели

Для цитирования: Статкевич И.А., Романовская М.А., Статкевич Г.А. Этапы формирования и подготовки сборной Республики Татарстан по олимпиадному программированию // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.121-129.

[rlna A. Statkevlch, Maria A. Romanovskala, Gleb A. Statkevlch THE CONCEPT OF THE FORMATION AND COACHING OF THE NATIONAL TEAM OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN OLIMPIAD PROGRAMMING

The article focuses on the role for the Innopolis University Pre-University Education Centre as a base platform for training students who demonstrate abilities in the field of IT technologies.

Key words: IT technologies, training camps, schools of Innopolis University, educational models

For citation: Statkevich I.A., Romanovskaia M.A, Statkevich G.A. The concept ofthe formation and coaching of the national team ofthe Republic ofTatarstan in olimpiad programming // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.121-129.

Введение

Современная образовательная система, заключенная в контекст инноваций, диктует условия, при которых возникает потребность в освоении успешных технологий, адаптированных к рынку, позволяющих монетизиро-вать усвоенный объем знаний. Данную специфику остро ощущают современные выпускники школ, их родители и преподаватели. «Факта, что цифровые и аналоговые миры становятся одним целым, теперь избежать не удастся. ...Человечество вступило в новую эпоху, которая заново определяет, как каждая организация. должна действовать, чтобы

создавать, извлекать и представлять собой ценность. Нравится нам это или нет, но цифровые сети и ИИ прямо сейчас изменяют бизнес и общество» [4, с. 55]. Инновационное образование предлагает пересмотреть содержание теоретического и прикладного в образовании, изменяя соотношения между теорией и практикой. Сегодня в области олимпиадно-го программирования на передний план выдвигается необходимость в так называемом экспертном знании. Переживая процесс информатизации, общество сформировало взгляды, определившие тенденции в направлениях дальнейшего развития человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.